Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

АВ-1, АВ-2

Пер­вый в СССР уран-гра­фи­то­вый промыш­лен­ный реак­тор «А» («Аннушка»), постро­ен­ный на Базе-10 и выве­ден­ный на про­ект­ную мощ­ность 19 июня 1948 года, рабо­тал днем и ночью, выра­ба­ты­вая плу­то­ний для пер­вой совет­ской атом­ной бомбы. Но для серий­ного про­из­вод­ства атом­ных бомб плу­то­ния ката­строфи­че­ски не хва­тало, поэтому руко­вод­ство СССР при­нимает реше­ние о стро­и­тельстве на Базе-10 двух новых реак­то­ров — АВ-1 и АВ-2 — пер­вых серий­ных промыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров для нара­ботки плу­то­ния. Эти реак­торы были созданы в рекордно корот­кий срок и поз­во­лили создать атом­ное оружие в нашей стране. Таким обра­зом, был достиг­нут пари­тет ядер­ных вооруже­ний в СССР и США

Реак­торы АВ-1 и АВ-2: близ­нецы-бра­тья

Реше­ние о стро­и­тельстве нового, более мощ­ного реак­тора АВ-1 было при­нято в июле 1948 года непо­сред­ственно после успеш­ного пуска пер­вого промыш­лен­ного реак­тора «А». Пер­вым докумен­том, пред­опре­де­лившим его созда­ние, явля­ется при­каз Б. Л. Ван­ни­кова, началь­ника ПГУ при СМ СССР, за № 276сс/ОП от 17 июля 1948 года, издан­ный во испол­не­ние Поста­нов­ле­ния СМ СССР за № 2561-1055сс/ОП от 13 июля 1948 года.

В при­казе, в част­но­сти, было ска­зано:

«а) При­ступить к про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тора АБ по про­екту, ана­логич­ному реак­тору А, с вне­се­нием в этот про­ект, по тех­ни­че­ским усло­виям лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР (акад. Кур­ча­тов И.В.), кон­струк­тив­ных улучше­ний, поз­во­ляющих упро­стить и удеше­вить сооруже­ние реак­тора и одно­временно под­нять его мощ­ность. Реак­тор АБ имеет назна­че­ние дуб­ли­ро­вать реак­тор А на период его осво­е­ния, а затем стать само­сто­я­тель­ным заво­дом предпри­я­тия.

б) При­ступить к про­ек­ти­ро­ва­нию по тех­ни­че­ским усло­виям лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР (ака­демик Кур­ча­тов И.В., член-кор­ре­спон­дент АН СССР Алек­сан­дров А.П.) реак­тора АВ (в даль­нейшем было при­нято реше­ние о стро­и­тельстве в каче­стве дуб­лера только реак­тора АВ — прим. ред.)».

Гене­раль­ным про­ек­ти­ровщи­ком реак­тора был назна­чен ГСПИ-11 (г. Ленинград), науч­ным руко­во­ди­те­лем — ЛИПАН (г. Москва). 30 октября 1948 года комис­сия рас­смот­рела пред­став­лен­ные мате­ри­алы по реак­тору АВ (впо­след­ствии назван­ного АВ-1), в кото­рых были учтены недо­статки про­екта реак­тора «А», и рекомен­до­вала про­ект­ное зада­ние утвер­дить. 10 ноября 1948 года комплекс­ное про­ект­ное зада­ние было рас­смот­рено и утвер­ждено научно-тех­ни­че­ским сове­том ПГУ при СМ СССР.

В соот­вет­ствии с обыч­ной для того времени прак­ти­кой зем­ля­ные работы на месте стро­и­тельства реак­тора АВ-1, нахо­дящемся при­мерно в 3 км от реак­тора «А», нача­лись в конце 1948 года, до полу­че­ния под­ряд­чи­ком всей про­ект­ной докумен­тации, взрывом скаль­ного грунта на выброс с исполь­зо­ва­нием почти 200 тонн аммо­нала.

Офици­аль­ный отчет стро­и­тельства нового реак­тора дати­ро­ван 18 фев­раля 1949 года. Весь 1949 год стро­и­тель­ные и мон­таж­ные работы велись чрез­вы­чайно высо­кими темпами. В результате в рекордно корот­кий срок стро­и­тельство было закон­чено, и в начале 1950 года реак­тор АВ-1 был готов к пуску.

Реак­тор АВ-1 стал пер­вым каналь­ным аппа­ра­том вто­рого реак­тор­ного поко­ле­ния, пред­на­зна­чен­ным исклю­чи­тельно для нара­ботки оружей­ного плу­то­ния. Кон­струк­тивно он пред­став­лял собой вер­ти­каль­ный цилиндр гра­фи­то­вой кладки с вер­ти­каль­ными кана­лами для ура­но­вого топ­лива и управ­ляющих стерж­ней, охла­жда­емый про­точ­ной озер­ной водой. По срав­не­нию с реак­то­ром «А», АВ-1 был рас­счи­тан на большую мощ­ность и более без­опас­ным.

Одно­временно со стро­и­тельством реак­тора АВ-1 про­из­во­ди­лась комплек­тация экс­плу­а­таци­он­ного пер­со­нала и его обу­че­ние на рабо­тающем реак­торе «А». Для работы на стро­ящемся реак­торе рабо­чие и ИТР наби­ра­лись с действующих заво­дов предпри­я­тия, по вер­бовке и отбору из других горо­дов Совет­ского Союза, из моло­дых спе­ци­а­ли­стов, отби­ра­емых ПГУ для работы в атом­ной промыш­лен­но­сти. К окон­ча­нию стро­и­тельства и мон­тажа весь тре­бу­емый экс­плу­а­таци­он­ный пер­со­нал был набран, обу­чен и при­нимал уча­стие в при­емке обо­ру­до­ва­ния и пус­ко­на­ла­доч­ных рабо­тах.

Пуск реак­тора АВ-1 про­из­во­дился под руко­вод­ством ака­демика И. В. Кур­ча­това, кото­рый по праву счи­та­ется отцом реак­тора. В пуске при­нимали уча­стие началь­ник ПГУ Б. Л. Ван­ни­ков, член-кор­ре­спон­дент АН СССР А. П. Алек­сан­дров, дирек­тор ком­би­ната Б. Г. Муз­ру­ков, глав­ный инже­нер ПГУ Е. П. Слав­ский, науч­ный руко­во­ди­тель АВ-1 В. С. Фур­сов и другие. Для пуска реак­тора «АВ-1» при­ка­зом Б. Г. Муз­ру­кова были орга­ни­зо­ваны две смены. Началь­ни­ком 1-й смены был И. В. Кур­ча­тов, вто­рой — Е. П. Слав­ский.

1 апреля 1950 года нача­лась загрузка бло­ков. Бло­ков не хва­тало, так как часть их была забра­ко­вана по дефек­там (забо­ины, трещины, посто­рон­ние вклю­че­ния в обо­лочку). Блоки загружа­лись в несколько при­емов, при этом после каж­дой догрузки про­во­дился проб­ный физпуск. Кон­троль над ходом подго­товки реак­тора к пуску осуществ­лял глав­ный инже­нер объекта Н. А. Семе­нов. И. В. Кур­ча­тов лично кон­тро­ли­ро­вал весь ход работ.

3 апреля 1950 года загрузка рабо­чих бло­ков была пол­но­стью закон­чена, а 4 апреля в 15.30 мощ­ность реак­тора под­ня­лась до 0,25 %. В 24.00 по ука­за­нию А. П. Алек­сан­дрова мощ­ность была под­нята до 17 %. День 4 апреля 1950 г. стал счи­таться днем рож­де­ния завода, на кото­ром зара­бо­тал пер­вый по-насто­ящему промыш­лен­ный реак­тор.

В даль­нейшем мощ­ность под­нима­лась ступе­нями по 7-10 % и в конце мая достигла про­ект­ного зна­че­ния. 15 июля 1950 года реак­тор при­няли в промыш­лен­ную экс­плу­а­тацию. Пер­выми началь­ни­ками смен на реак­торе АВ-1 были: Б. В. Бро­хо­вич, Р. В. Его­ров, А. Н. Мите­нев, Л. Г. Сози­нов.

Нача­лась нормаль­ная работа. Заводу и сме­нам был предпи­сан жест­кий план нара­ботки плу­то­ния. В сен­тябре 1950 года пер­вая про­дукция реак­тора АВ-1 была пере­дана на пере­ра­ботку.

С про­блемами пер­со­нал реак­тора столк­нулся еще при пуске реак­тора, когда в канале 33-25 завис 40-й блок, извлечь кото­рый уда­лось с большим тру­дом. Зави­са­ние бло­ков было свя­зано с уве­ли­че­нием их диаметра, кото­рое могло про­ис­хо­дить по раз­лич­ным при­чи­нам, напри­мер, вслед­ствие ради­аци­он­ного изме­не­ния под действием нейтрон­ного потока струк­туры метал­ли­че­ского урана, ухуд­ше­ния усло­вий их охла­жде­ния и др. Сам термин «зави­са­ние» про­изошел вслед­ствие того, что все или часть рабо­чих бло­ков не разгружа­лись из тех­но­логи­че­ского канала (ТК) под соб­ствен­ным весом, как было преду­смот­рено про­ек­том, т.е. зави­сали в канале.

Дру­гой тип тех­но­логи­че­ской ава­рии — «козел», свя­зан­ный с рас­плав­ле­нием урана, про­жогом стенки тех­но­логи­че­ского канала, вза­и­мо­действием с гра­фи­том и обра­зо­ва­нием кар­би­дов урана, что вело к зна­чи­тель­ному ухуд­ше­нию ради­аци­он­ной обста­новки в помеще­ниях реак­тора. Для её лик­ви­дации исполь­зо­вали при­ми­тив­ный метод про­бивки: к ава­рий­ному каналу под­во­ди­лась кра­ном цен­траль­ного зала (ЦЗ) длин­ная штанга (ее назвали пешня), кото­рая опус­ка­лась в канал, и уси­ли­ями 2–3 чело­век рабо­чие блоки про­би­ва­лись вниз. К этой работе, из сооб­раже­ний уменьше­ния ради­аци­он­ной нагрузки, пооче­редно при­вле­кался весь пер­со­нал смены, и даже днев­ной пер­со­нал, в т.ч. и инже­неры управ­ле­ния, т.к. ради­аци­он­ный фон от открытого тех­но­логи­че­ского канала был довольно при­лич­ный. Иногда от уда­ров пеш­ней канал обры­вался, и тогда из реак­тора извле­кался его обры­вок. В этом слу­чае, а также в слу­чае обра­зо­ва­ния «коз­лов», на канал ста­вился свер­лиль­ный ста­нок, и начи­на­лось высвер­ли­ва­ние рабо­чих бло­ков, кото­рое осуществ­ля­лось таким обра­зом, чтобы при этом не задеть фре­зой уран рабо­чего блока. Тех­но­логия лик­ви­дации зави­са­ний и «коз­лов» посто­янно совершен­ство­ва­лась пер­со­на­лом реак­то­ров по мере накоп­ле­ния опыта. Так, для извле­че­ния рабо­чих бло­ков через верх канала стали исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный инструмент с цанго­вым захва­том на ниж­нем конце.

Скоро выяви­лись стро­и­тель­ные дефекты и ошибки про­ек­ти­ровщи­ков. Так, пустоты в кладке стены цен­траль­ного зала, при­мы­кающей к ком­на­там пульта управ­ле­ния реак­тора, при­ш­лось запол­нять свинцом. Обна­ружи­лась недо­ста­точ­ность чугун­ной защиты и осо­бенно смот­ро­вых сте­кол дистанци­он­ного пульта кра­новщика, где гамма-фон дохо­дил до 200 мр/сек., а также нали­чие гамма-излу­че­ния по щели пульта за счет отраже­ния гамма-лучей от стен щели… Рабо­тая в зале по лик­ви­дации рос­сыпи бло­ков, опе­ра­торы стали при­ме­нять все­возмож­ные виды пере­нос­ной защиты: баки с водой, чугун­ные чушки, чтобы защи­титься от прямого гамма-излу­че­ния, а потом начали делать уже и пере­но­симые кра­нами защит­ные камеры с отвер­сти­ями для работы руками.

Между сме­нами нача­лось соц­со­рев­но­ва­ние за пре­дель­ную выра­ботку и сокраще­ние про­стоев. План тяго­тел над всеми. Но зави­са­ния бло­ков в ТК ста­но­ви­лись все чаще, в результате чего план по накоп­ле­нию плу­то­ния не выпол­нялся. Реак­тор и пер­со­нал лихо­ра­дило. Было заме­чено, что зави­са­ния дают ТК, имеющие накоп­ле­ние плу­то­ния более поло­вины нормы. При раз­делке зависших ТК обна­ружено рас­пу­ха­ние, искрив­ле­ние и потеря герме­тич­но­сти многих бло­ков.

Перед оче­ред­ным пла­но­вым пус­ком реак­тора «АВ-1» было решено про­ве­рить на зави­са­ние ТК, имеющие 50 % и выше накоп­ле­ния плу­то­ния, опус­ка­нием на один блок. Зависших ока­за­лось около 600. Часть зависших бло­ков в кана­лах была про­бита пеш­ней вниз через кас­сеты, осталь­ные были извле­чены через верх.

Дру­гой про­блемой стал планк­тон и водо­росли озера Кызыл-Таш, кото­рые летом нарас­тали на стен­ках тру­бопро­во­дов баков, арма­туры и дрос­сель­ных орга­нах ТК реак­тора, так как фильтров на водо­во­дах перед реак­то­ром не было. Появи­лись и слу­чаи отказа в работе кас­сет из-за щеле­вой кор­ро­зии, сло­ман­ных упо­ров.

При любой ава­рий­ной ситу­ации в реак­торе необ­хо­димо было быстро разо­браться с при­чи­ной появ­ле­ния ава­рий­ного сиг­нала и под­нять мощ­ность реак­тора, чтобы не попасть в так назы­ва­емую «йод­ную яму». Этой «ямы» опе­ра­торы боя­лись как огня, т.к. вызван­ные ими вне­пла­но­вые оста­новки, как пра­вило, при­во­дили к невы­пол­не­нию госу­дар­ствен­ного плана накоп­ле­ния плу­то­ния, и в свою оче­редь вызы­вало при­страст­ное раз­би­ра­тельство пра­виль­но­сти действий пер­со­нала на уровне мини­стер­ства и обо­рон­ного отдела ЦК КПСС. Дело в том, что при экс­плу­а­тации реак­тора в рабо­чих ура­но­вых бло­ках про­ис­хо­дило обра­зо­ва­ние про­дук­тов деле­ния, в том числе сильно поглощающих нейтроны, в част­но­сти, изо­топа ксе­нона, кото­рый обра­зо­вы­вался из йода. При работе реак­тора в нормаль­ном режиме име­лась неко­то­рая стаци­о­нар­ная концен­трация йода и ксе­нона, кото­рая соот­вет­ство­вала номи­наль­ной мощ­но­сти. Когда реак­тор выклю­чали, йод в результате радио­ак­тив­ного рас­пада пере­хо­дил в ксе­нон, являющийся силь­ным погло­ти­те­лем нейтро­ном, и концен­трация кото­рого уве­ли­чи­ва­лась при оста­нов­лен­ном реак­торе. Надо было успеть под­нять мощ­ность реак­тора до того момента, пока коли­че­ство ксе­нона не пре­вы­сило опре­де­лен­ной порого­вой концен­трации. Время для подъема мощ­но­сти нахо­ди­лось в зави­симо­сти от топ­лив­ной загрузки реак­тора в пре­де­лах 30–40 минут. Если это время пре­выша­лось, то под­нять мощ­ность реак­тора можно было только через сутки, это и назы­ва­лось «йод­ной ямой».

В раз­гар стро­и­тельства реак­тора АВ было наме­чено стро­и­тельство еще одного ана­логич­ного реак­тора вблизи стро­ящегося зда­ния для пер­вого реак­тора АВ (ука­за­ние началь­ника Главгор­строя СССР от 17.10.49). Новый реак­тор полу­чил назва­ние АВ-2. Про­должи­тель­ность стро­и­тель­ных работ по нему была опре­де­лена в 10 месяцев (с 1 января 1950 года до 1 ноября 1950 года).

В ноябре 1950 года было создано само­сто­я­тель­ное управ­ле­ние по экс­плу­а­тации реак­тора АВ-2. Началь­ни­ком объекта назна­чен А. Д. Рыжов, глав­ным инже­не­ром Н. Д. Степа­нов. Вновь создан­ное управ­ле­ние при­няло от руко­вод­ства объекта АВ функции кури­ро­ва­ния стро­и­тельства, мон­тажа, набора и подго­товки необ­хо­димых кад­ров.

С марта 1951 года началь­ни­ком объекта АВ-2 (завод 4) назна­чен Н. И. Коз­лов. Благо­даря высо­ким темпам стро­и­тельства 30 марта 1951 года объект АВ-2 был сдан в экс­плу­а­тацию.

Ко времени пуска АВ-2 его пер­со­нал прошел подго­товку на реак­тор­ных уста­нов­ках АВ-1 и «А». Про­из­вод­ствен­ные и тех­но­логи­че­ские инструкции были пол­но­стью отра­бо­таны.

Пуск реак­тора АВ-2 был осуществ­лен ана­логично пуску реак­тора АВ-1. 13 апреля 1951 года состо­ялся физпуск, и мощ­ность аппа­рата под­нята до 12 %. Ответ­ствен­ными за пуск реак­тора АВ-2 были: дирек­тор ком­би­ната Б. Г. Муз­ру­ков, глав­ный инже­нер Г. В. Мишен­ков и заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля А. П. Алек­сан­дров. Так же как и при пуске АВ-1 на пуске АВ-2 при­сут­ство­вали Б. Л. Ван­ни­ков, Е. П. Слав­ский и В. С. Фур­сов, кото­рые наблю­дали за процес­сом в сосед­нем помеще­нии через окно.

Пер­выми началь­ни­ками смен реак­тора АВ-2 были С. А. Ани­кин, П. Д. Дани­лов, А. И. Кокин, В. А. Мелеш­кин, А. И. Соло­дов­ни­ков и Ю. Н. Уша­ков.

В октябре 1951 года пер­вая про­дукция реак­тора АВ-2 была пере­дана на пере­ра­ботку.

Оба реак­тора — АВ-1 и АВ-2 — с орга­ни­за­ци­он­ной точки зре­ния суще­ство­вали раз­дельно до 1954 года. В конце 1953 года ПГУ и руко­вод­ством ком­би­ната было при­нято реше­ние два объекта (завод 2 и завод 4) объеди­нить в объект 24, упро­стить струк­туру управ­ле­ния и сни­зить рас­ходы на адми­ни­стра­тивно-управ­лен­че­ский пер­со­нал.

С 1 января 1954 года реак­торы АВ-1 и АВ-2 обра­зо­вали еди­ный завод 24. Объеди­не­ние двух объек­тов в еди­ный завод 24 поз­во­лило сокра­тить чис­лен­ность пер­со­нала: с 755 до 528 чело­век.

Вся исто­рия экс­плу­а­тации промыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров нашей страны — это борьба за фор­си­ро­ва­ние их мощ­но­сти. Для обес­пе­че­ния ста­биль­ной и без­ава­рий­ной работы реак­то­ров за время экс­плу­а­тации был выпол­нен целый ряд ремон­тов и модер­ни­за­ций обо­ру­до­ва­ния. Важ­нейшая для без­опас­но­сти система управ­ле­ния и защиты реак­тора тоже неод­но­кратно улучша­лась и модер­ни­зи­ро­ва­лась.

На обоих реак­то­рах со време­нем выяви­лись труд­но­сти, сильно услож­нявшие экс­плу­а­тацию. Так, напри­мер, сразу после пуска реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 нача­лись сквоз­ные кор­ро­зи­он­ные пораже­ния тех­но­логи­че­ских кана­лов. Это при­во­дило к зама­чи­ва­нию гра­фи­то­вой кладки, невозмож­но­сти выдержи­вать неко­то­рые основ­ные параметры и, как след­ствие, к досроч­ной выгрузке про­дукта (некон­дици­он­ного).

Спе­ци­а­ли­стами ЦЗЛ и завода был выпол­нен большой комплекс работ по изу­че­нию возмож­ных при­чин этого явле­ния и выданы рекомен­дации о необ­хо­димо­сти под­дер­жа­ния режима рН воды в узких пре­де­лах и подпитке ее инги­би­то­ром. Кор­ро­зия пре­кра­ти­лась, и тех­но­логи­че­ские каналы стали экс­плу­а­ти­ро­ваться 2 и даже 3 срока по накоп­лен­ному плу­то­нию.

Одним из парамет­ров, лими­ти­рующим повыше­ние мощ­но­сти, явля­лась темпе­ра­тура гра­фи­то­вой кладки. При суще­ство­вавшей тогда воз­душ­ной про­дувке при высо­ких темпе­ра­ту­рах резко воз­рас­тало окис­ле­ние гра­фита, что могло при­ве­сти к раз­ру­ше­нию кладки. Замена воз­духа инерт­ным газом — азо­том — давала возмож­ность под­нять темпе­ра­туру гра­фита. Для полу­че­ния азота в 1954-1955 гг. на заводе была постро­ена азот­ная станция. Пере­вод реак­то­ров на азот­ную про­дувку поз­во­лил под­нять их мощ­ность на 20-25 %.

Большие ремонт­ные работы при­ш­лось выпол­нить для сохра­не­ния гра­фи­то­вой кладки. Ради­аци­онно-терми­че­ские формо­изме­не­ния при­во­дили к раз­ру­ше­нию кирпи­чей. Уско­ряла раз­ру­ше­ние кладки и рас­чистка дефект­ных ячеек рас­свер­ло­воч­ным инструмен­том. Совместно с ЦЗЛ на заводе были раз­ра­бо­таны спо­соб, тех­но­логия, инструмент и рецеп­тура гра­фито-баке­ли­то­вой пасты для ремонта кладки. На реак­торе АВ-1 было отре­мон­ти­ро­вано 252 ячейки, запрес­со­вано 40 т пасты, на АВ-2, соот­вет­ственно, — 309 ячеек и 52,5 т пасты.

В 1961 году было улучшено рас­пре­де­ле­ние мощ­но­сти по ради­усу за счет загрузки кана­лов с обогащен­ным ура­ном в перифе­рий­ную зону, а в 1964 году ана­логич­ным обра­зом было улучшено рас­пре­де­ле­ние по высоте. Это также дало вклад в повыше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти реак­то­ров.

В 1963-64 гг. был выпол­нен ряд меропри­я­тий по сниже­нию гид­рав­ли­че­ского сопро­тив­ле­ния реак­тора для повыше­ния рас­хода охла­ждающей воды. Были изме­нены диаметры тех­но­логи­че­ских кана­лов и рабо­чей загрузки, раз­ра­бо­таны дрос­сель-клапаны понижен­ного гид­рав­ли­че­ского сопро­тив­ле­ния. Эти меропри­я­тия поз­во­лили в оче­ред­ной раз под­нять мощ­ность реак­то­ров.

С 1961 года начался выход из строя отдель­ных точек в системе пока­наль­ного кон­троля темпе­ра­туры воды на сливе, а в 1964 году эта система пол­но­стью вышла из строя. Система была спро­ек­ти­ро­вана как не под­лежащая ремонту, поэтому на пер­вом этапе она была заме­нена системой тер­мо­нейтрон­ных дат­чи­ков, кото­рая поз­во­ляла кон­тро­ли­ро­вать рас­пре­де­ле­ние нейтрон­ного потока. Далее была раз­ра­бо­тана новая система пока­наль­ного кон­троля темпе­ра­туры воды на основе тер­мо­пар. Во время капи­таль­ных ремон­тов (в 1971 году на АВ-2, в 1972 году на АВ-1) новые системы были смон­ти­ро­ваны на обоих реак­то­рах. Прак­тика под­твер­дила, что новые системы более надежны, точны и ремон­то­спо­собны.

Пер­во­на­чально пла­но­вый ресурс реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 огра­ни­чи­вался сро­ком в 5 лет, но оста­но­вить их было невозможно, так как про­дукция тре­бо­ва­лась во все воз­рас­тающих коли­че­ствах. Все ремонт­ные работы выпол­ня­лись во время пла­но­вых кап­ре­мон­тов. А за счет грамот­ной экс­плу­а­тации, посто­ян­ного тех­ни­че­ского совершен­ство­ва­ния, внед­ре­ния целого ряда новшеств про­ект­ный ресурс реак­то­ров был пре­вышен почти в 8 раз, а про­ект­ная мощ­ность — почти в 5 раз.

Послед­нее подроб­ное обсле­до­ва­ние тех­ни­че­ского состо­я­ния реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 было про­из­ве­дено в авгу­сте 1988 года спе­ци­аль­ной комис­сией. Глав­ный вывод комис­сии гла­сит: «Основ­ные метал­ло­кон­струкции, гра­фи­то­вая кладка, СУЗ, системы кон­троля и обес­пе­че­ния нахо­дятся в рабо­то­спо­соб­ном состо­я­нии и могут экс­плу­а­ти­ро­ваться в тече­ние двух лет».

От этих дней до своей послед­ней оста­новки (АВ-1 — 12 авгу­ста 1989 года, АВ-2 — 14 июля 1990 года) реак­торы про­ра­бо­тали без заме­ча­ний. К моменту пре­краще­ния экс­плу­а­тации реак­то­ров их состо­я­ние гаран­ти­ро­вало без­ава­рий­ность и без­опас­ность экс­плу­а­тации. Сегодня на реак­то­рах АВ-1 и АВ-2 в рам­ках меропри­я­тий ФЦП ЯРБ ведутся масштаб­ные работы по выводу их из экс­плу­а­тации и при­ве­де­ние в ради­аци­онно-без­опас­ное состо­я­ние.

Реак­торы АВ-1 и АВ-2 положил начало ста­нов­ле­нию мощ­ного реак­тор­ного про­из­вод­ства на ПО «Маяк».