Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ВТ-1 с ЖМТ

И в США, и в СССР на ран­ней ста­дии рас­смат­ри­ва­лись два вари­анта реак­то­ров для атом­ных под­вод­ных лодок: водо-водя­ной и с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем. В вари­анте с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем в обоих стра­нах были постро­ены опыт­ные стенды и по одной под­вод­ной лодке. Только в СССР, несмотря на воз­ни­кающие про­блемы, подоб­ные АПЛ полу­чили право на жизнь, а в США этот про­ект в 1957 году был закрыт окон­ча­тельно и бес­по­во­ротно.

Един­ствен­ная и непо­вто­римая. К сожа­ле­нию

Идея исполь­зо­ва­ния в атом­ной под­вод­ной лодке реак­тора с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем (ЖМТ) воз­никла в сен­тябре 1952 года, когда по реше­нию пра­ви­тельства СССР нача­лось про­ек­ти­ро­ва­ние пер­вой оте­че­ствен­ной атом­ной под­лодки. Пред­ложе­ние об исполь­зо­ва­нии реак­тора с ЖМТ было выдви­нуто А. И. Лейпун­ским в его письме в Пер­вое Глав­ное управ­ле­ние, отправ­лен­ном в том же сен­тябре. Целе­со­об­раз­ность раз­ви­тия этого направ­ле­ния, по его мне­нию, заклю­ча­лась в возмож­но­сти полу­че­ния пара более высо­кой темпе­ра­туры.

Работы нача­лись с выхо­дом 22 октября 1955 года Поста­нов­ле­ния «О начале работ по созда­нию ПЛА про­екта 645». Голов­ной корабль про­екта, кото­рый в итоге ста­нет един­ствен­ным пред­ста­ви­те­лем класса, пред­на­зна­чался для борьбы с над­вод­ными кораб­лями и транспорт­ными судами про­тив­ника при действиях на оке­ан­ских и уда­лен­ных мор­ских теат­рах.

За основу про­екта АПЛ, вести кото­рый было пору­чено СКБ-143, был взят про­ект пер­вой атом­ной под­вод­ной лодки К-3, поэтому предэс­киз­ный и эскиз­ный про­екты не раз­ра­ба­ты­ва­лись. Осе­нью 1956 года тех­ни­че­ский про­ект АПЛ был готов. Несмотря на то, что изна­чально ста­ви­лась задача создать ана­лог АПЛ К-3 с водо-водя­ным реак­то­ром, между этими двумя лод­ками появи­лись кар­ди­наль­ные отли­чия. Тяжё­лые ядер­ные реак­торы были смещены ближе к носу корабля, что поз­во­лило улучшить его диффе­рен­товку. Это реше­ние было обу­слов­лено во многом оши­боч­ным мне­нием о без­опас­но­сти этого типа реак­то­ров и повлекло за собой ухуд­ше­ние усло­вий обес­пе­че­ния ради­аци­он­ной без­опас­но­сти цен­траль­ного отсека.

Раз­ра­бот­чи­ками сило­вой уста­новки стали ОКБ «Гид­ропресс» при науч­ном руко­вод­стве Лабо­ра­то­рии «В» (ФЭИ, А. И. Лейпун­ский), в 1959 году к про­екту под­клю­чи­лось ОКБМ. Тех­ни­че­ское зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние реак­тора для паро­про­из­во­дящей уста­новки (ППУ) с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем, раз­ра­бо­тан­ное Лабо­ра­то­рией «В», было выдано в ОКБМ 20 фев­раля 1959 года. Тех­ни­че­ским зада­нием преду­смат­ри­ва­лось несколько вари­ан­тов реак­тора: с эвтек­ти­че­ским спла­вом сви­нец-вис­мут, с жид­ким литием, для одно- или двух­ре­ак­тор­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ППУ). В даль­нейшем, учи­ты­вая, что литий, как теп­ло­но­си­тель, был менее изу­чен, было при­нято реше­ние про­ект­ные про­ра­ботки ППУ вести только со спла­вом сви­нец-вис­мут и в двух­ре­ак­тор­ном испол­не­нии (индекс ОК-250). В пользу сплава сви­нец-вис­мут также были низ­кая темпе­ра­тура плав­ле­ния (123 град.), высо­кая темпе­ра­тура кипе­ния (1670 град.), низ­кая актив­ность при кон­такте с воз­ду­хом или водой, а также исклю­че­ние возмож­но­сти обра­зо­ва­ния водо­рода при любых ава­риях.

Реа­ли­за­ция уста­новки с ЖМТ сви­нец-вис­мут по целому ряду ее осо­бен­но­стей ока­за­лась зна­чи­тельно более слож­ной в отра­ботке и потре­бо­вала реше­ния таких про­блем, как:

  • обес­пе­че­ние надеж­ной работы актив­ных зон при зна­чи­тельно более высо­ких темпе­ра­ту­рах (до 500-600°С);
  • обес­пе­че­ние над­лежащего каче­ства сплава, назван­ного в докумен­тации «тех­но­логией тяже­лого теп­ло­но­си­теля»;
  • обес­пе­че­ние под­дер­жа­ния сплава в горя­чем состо­я­нии как кора­бель­ными, так и базо­выми сред­ствами, что потре­бо­вало созда­ния в базах спе­ци­аль­ной инфра­струк­туры.

Слож­ной ока­за­лась и про­блема обес­пе­че­ния надеж­ной работы паро­ге­не­ра­то­ров с много­крат­ной при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ляцией, кото­рые были при­няты в этой уста­новке, хотя по усло­виям гид­ро­ди­намики в связи с нали­чием сепа­ра­то­ров во вто­ром кон­туре про­блема надеж­но­сти труб­ных систем, каза­лось бы, должна была решаться проще, чем в прямо­точ­ных гене­ра­то­рах.

Очень трудно реша­лись про­блемы уплот­не­ний насо­сов пер­вого кон­тура. Раз­ветв­лен­ность пер­вого кон­тура поро­дила и про­блему «под­мо­ражи­ва­ния» сплава на отдель­ных участ­ках, что потре­бо­вало при­ня­тия спе­ци­аль­ных мер кон­струк­тив­ного плана, а также при­вело к зна­чи­тель­ному услож­не­нию экс­плу­а­тации уста­новки.

Для реше­ния этих и других про­блем в отрасли была создана мощ­ная экс­пе­римен­таль­ная база, десятки круп­ных и небольших стен­дов, реак­тор­ные петли и, нако­нец, в январе 1959 года в ФЭИ был вве­ден в экс­плу­а­тацию пол­но­масштаб­ный стенд-про­то­тип реак­тор­ной уста­новки 27/ВТ. Его экс­плу­а­тация выявила две важ­нейшие про­блемы.

Так, пер­вая кампа­ния экс­плу­а­тации стенда заверши­лась вполне успешно, однако раз­борка актив­ной зоны после вто­рой кампа­нии пока­зала нали­чие большого коли­че­ства шла­ков. Этот факт пока­зал недо­оценку науч­ным руко­во­ди­те­лем и про­ек­ти­ровщи­ками важ­но­сти реше­ния про­блемы теп­ло­но­си­теля, вслед­ствие чего нача­лись система­ти­че­ские науч­ные иссле­до­ва­ния в этой обла­сти.

Вто­рая про­блема заклю­ча­лась в «под­мо­ражи­ва­нии» теп­ло­но­си­теля на отдель­ных участ­ках свинцово-вис­му­то­вого кон­тура, в част­но­сти, пер­вый пуск стенда начался с «под­мо­ражи­ва­ния» актив­ной зоны. Для её реше­ния также был запущен ряд НИР.

Еще одну опас­ность пред­став­лял высо­ко­ра­дио­ак­тив­ный поло­ний, обра­зующий в актив­ной зоне. На стенде 27/ВТ в 60-х годах про­изошло несколько ава­рий с про­ли­вом радио­ак­тив­ного теп­ло­но­си­теля, что потре­бо­вало отра­ботки меропри­я­тий и средств защиты пер­со­нала от поло­ния, кото­рые в даль­нейшем были пере­не­сены и на под­вод­ную лодку.

Раз­ра­ботка рабо­чих чер­тежей под­вод­ной лодки нача­лась в 1956 году и велась в тече­ние 1957 года. По их готов­но­сти в 1958 году была состав­лена вся тех­ни­че­ская докумен­тация про­екта, полу­чившего индекс 645 (645 ЖМТ). Про­ект преду­смат­ри­вал, что глав­ная энерге­ти­че­ская уста­новка (ГЭУ) АПЛ про­екта 645 мощ­но­стью 35 тыс. л.с. состоит из двух­ре­ак­тор­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ППУ) и двух­валь­ной паро­тур­бин­ной уста­новки. В состав ГЭУ вхо­дят два ядер­ных реак­тора ВТ-1 с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем суммар­ной мощ­но­стью 146 МВт.

Стро­и­тельство лодки стар­то­вало в сен­тябре 1957 года, корабль был заложен на заводе 402 (г. Севе­ро­двинск) в цехе 42. При раз­ра­ботке про­екта новой лодки был внед­рён ряд новых кон­струк­тор­ских реше­ний и исполь­зо­ваны новые мате­ри­алы.

Атом­ная лодка про­екта 645, полу­чившая шифр К-27, была спущена на воду 1 апреля 1962 года. Сразу после спуска на воду нача­лись швар­то­вые испыта­ния, кото­рые про­во­ди­лись с 8 мая 1962 по 10 июня 1963 гг. Одно­временно с этим велась достройка ПЛА, были про­ве­дены комплекс­ные про­верки систем, меха­низмов и вооруже­ния корабля. При этом энерге­ти­че­ская уста­новка в тече­ние 1962 года ещё не была пол­но­стью собрана.

17 авгу­ста 1962 года нача­лась загрузка топ­лива: в атом­ные реак­торы были помещены выем­ные части с актив­ными зонами. Напол­не­ние пер­вых кон­ту­ров реак­тора теп­ло­но­си­те­лем было про­ве­дено 6-7 декабря, теп­ло­но­си­тель под­держи­вался в разогре­том состо­я­нии, и все системы и меха­низмы реак­тора рабо­тали на холо­стом ходу. До конца года оба реак­тора были запущены, и 8 января 1963 года нача­лась обкатка меха­низмов пер­вых кон­ту­ров. На лодке рабо­тала испыта­тель­ная пар­тия, состав­лен­ная из сотруд­ни­ков СКБ-143, вме­сте с испыта­ни­ями про­во­ди­лась сдача систем управ­ле­ния реак­то­ром и пере­дача их под управ­ле­ние экипажа лодки.

22 июня 1963 года на АПЛ К-27 под­нят Военно-мор­ской флаг СССР, после чего лодка нахо­ди­лась в море на совмест­ных завод­ских, ходо­вых и госу­дар­ствен­ных испыта­ниях, кото­рые успешно заверши­лись 30 октября подпи­са­нием при­ём­ного акта. В нем также было пред­ложено орга­ни­зо­вать дли­тель­ный авто­ном­ный поход лодки К-27 для «более глу­бо­кого изу­че­ния экс­плу­а­таци­он­ных качеств лодки и её АЭУ».

За время сда­точ­ных испыта­ний лодка прошла 5760 миль за 528 ходо­вых часов, что в 1,5 раза больше, чем у пер­венца атом­ного совет­ского под­вод­ного флота АПЛ К-3, при­чем 3370 миль лодка прошла в под­вод­ном положе­нии.

Экс­плу­а­тация лодки К-27 стала чере­дой рекор­дов по даль­но­сти похо­дов, а также про­должи­тель­но­сти и про­тяжён­но­сти под­вод­ного пла­ва­ния. Тех­ника обла­дала уни­каль­ными на тот момент свойствами и харак­те­ри­сти­ками, что поз­во­ляло пока­зать потенци­аль­ному про­тив­нику пре­вос­ход­ство совет­ского оружия. При этом все системы корабля, в том числе и сило­вая уста­новка, рабо­тали на пре­деле своих возмож­но­стей, и недо­оценка опас­но­сти такой экс­плу­а­тации, возможно, и при­вела, в конеч­ном итоге, к ава­рии.

Пер­вый поход К-27 начался 21 апреля 1964 года и длился 51 сутки. Зада­чей похода стало испыта­ние лодки на пре­дель­ных режимах для выяв­ле­ния возмож­но­стей лодки и про­верке систем и меха­низмов корабля в усло­виях авто­ном­ного пла­ва­ния. В походе воз­никла нештат­ная ситу­ация с реак­то­ром левого борта под­вод­ной лодки: рас­плав­лен­ный металл попал в газо­вую систему пер­вого кон­тура и застыл там. В результате в системе про­изошло паде­ние ваку­ума, а един­ствен­ным спо­со­бом устра­не­ния неис­прав­но­сти стала работа непо­сред­ственно на месте ава­рии, вблизи актив­ной зоны реак­тора. Работы выпол­нил коман­дир диви­зи­она капи­тан 3 ранга А. В. Шпа­ков, кото­рый раз­ре­зал дефект­ную трубку и вруч­ную про­чи­стил её, полу­чив при этом зна­чи­тель­ную дозу ради­ации. Затем спе­ци­а­ли­сты-сварщики зава­рили трубку, вос­ста­но­вив рабо­то­спо­соб­ность реак­тора.

Наи­бо­лее экс­тремаль­ные усло­вия экс­плу­а­тации во время похода были в эква­то­ри­аль­ных водах, когда темпе­ра­тура заборт­ной воды пре­вышала 25 град. Системы охла­жде­ния реак­тора рабо­тали на пре­деле своих возмож­но­стей, при этом темпе­ра­тура в реак­тор­ном и тур­бо­ге­не­ра­тор­ных отсе­ках была около 60 0C, а осталь­ные отсеки лодки прогре­ва­лись до темпе­ра­туры в 45 0C при влаж­но­сти до 100 %. В походе лодка прошла 12 425 миль, и прак­ти­че­ски все они были прой­дены под водой — на тот момент это был миро­вой рекорд.

Вто­рой поход лодки начался 15 июля 1965 года и длился 60 суток. Зада­чей похода стало обо­зна­че­ние при­сут­ствия совет­ского под­вод­ного флота в Сре­ди­зем­ном море, где нахо­дился 6-й флот США. В походе слу­чи­лось несколько нештат­ных ситу­аций, в том числе одна «ядер­ная» — 25 авгу­ста про­изошло сниже­ние мощ­но­сти реак­тора в результате его «отрав­ле­ния» ксе­но­ном, из-за чего энерге­ти­че­ские уста­новки корабля рабо­тали на 35-80 % мощ­но­сти.

За время похода было прой­дено 15 000 миль, и лодка вер­ну­лась на базу в Севе­ро­двинск для ремонта, в ходе кото­рого было обна­ружено большое коли­че­ство трещин на лег­ком корпусе лодки.

При подго­товке к новому походу в январе-фев­рале 1967 года на лодке были уста­нов­лены актив­ные зоны с удво­ен­ной дли­тель­но­стью компа­нии. Опе­рация пере­за­рядки прошла с опре­де­лён­ными слож­но­стями, так как атомо­ход был загряз­нен радио­ак­тив­ными элемен­тами от пер­вого до девя­того отсека. 13 октября 1967 года состо­ялся выход под­лодки в море для про­верки систем и меха­низмов лодки. В море созда­лась ава­рий­ная ситу­ация, результа­том кото­рой стал заброс жид­коме­тал­ли­че­ского сплава в газо­вую систему 1 кон­тура реак­тора пра­вого борта. При­чи­ной инци­дента стало окис­ле­ние сплава сви­нец-вис­мут, в результате кото­рого обра­зо­ва­лись шлаки, кото­рые закупо­рили про­ход для теп­ло­но­си­теля. В результате два насоса были залиты застывшим радио­ак­тив­ным спла­вом. Для работы реак­тора потре­бо­ва­лось срочно устра­нить послед­ствия, в результате ряд спе­ци­а­ли­стов полу­чил пре­дель­ную годо­вую дозу ради­ации, и не был допущен к тре­тьему походу.

Уборка радио­ак­тив­ного сплава из отсека про­во­ди­лась по воз­враще­нии на базу лич­ным соста­вом других бое­вых частей и диви­зи­о­нов, а также вто­рым экипажем лодки. Для очистки необ­хо­димо было кувал­дой и зуби­лами извле­кать застывший среди тру­бопро­во­дов реак­тора радио­ак­тив­ный металл. Сроки работы из-за высо­кой радио­ак­тив­но­сти были огра­ни­чены деся­тью мину­тами, моряки делали по два-три пяти­ми­нут­ных захода, но все равно полу­чили высо­кие дозы радио­ак­тив­ного облу­че­ния.

После окон­ча­ния работ нача­лась подго­товка к походу. В рам­ках подго­товки была про­ве­дена высо­ко­темпе­ра­тур­ная реге­не­рация сплава для устра­не­ния оки­сей, однако под дав­ле­нием руко­вод­ства Север­ного флота сроки работ были сокращены с затре­бо­ван­ных трёх недель до одной.

24 мая 1968 года АПЛ К-27 вышла в Баренцево море для испыта­ний энерге­ти­че­ской уста­новки и отра­ботки задач бое­вой подго­товки. В 11:30 при выводе уста­но­вок на режим пол­ного хода (80 % мощ­но­сти) мощ­ность реак­тора левого борта само­про­из­вольно начала снижаться. Лич­ный состав, не разо­бравшись в ситу­ации, попытался под­нять мощ­ность ядер­ного реак­тора, но без­успешно. В 12:00 уро­вень ради­ации в реак­тор­ном отсеке вырос до 150 Р/ч, про­изошёл выброс радио­ак­тив­ных газов в помеще­ния реак­тор­ного отсека, что явля­лось при­зна­ком повре­жде­ния ядер­ного топ­лива, и опе­ра­тор сбро­сил ава­рий­ную защиту левого реак­тора. Как выяс­ни­лось позже, из-за нару­ше­ния теп­ло­от­вода от актив­ной зоны раз­ру­ши­лось около 20 % теп­ло­вы­де­ляющих элемен­тов. Лодка всплыла, про­вен­ти­ли­ро­вала заражён­ные отсеки и на одном реак­торе пра­вого борта, кото­рый рабо­тал на обе тур­бины, добра­лась до базы. Воз­враще­ние в базу стало послед­ним само­сто­я­тель­ным похо­дом лодки.

25 мая был создан штаб по лик­ви­дации послед­ствий ава­рии на лодке К-27, кото­рый при­нял реше­ние с целью лока­ли­за­ции зоны радио­ак­тив­ного зараже­ния и послед­ствий радио­ак­тив­ного загряз­не­ния двига­тель­ной уста­новки левого борта уси­лить защиту реак­тора и заложить ава­рий­ный отсек меш­ками со свинцо­вой дро­бью.

В начале июня 1968 года состо­я­ние лодки оце­нила спе­ци­аль­ная комис­сия, кото­рая при­няла реше­ние о рас­хо­лажи­ва­нии реак­то­ров. К 20 июня 1968 года машины и меха­низмы АПЛ были оста­нов­лены и закон­сер­ви­ро­ваны, лодка выве­дена из экс­плу­а­тации и постав­лена на при­кол в губе Гремихе.

В январе-фев­рале 1973 года на АПЛ К-27 был про­ве­ден важ­ный экс­пе­римент. Исправ­ную ППУ пра­вого борта успешно «размо­ро­зили» и вывели на мощ­ность 20 % от номи­наль­ной с пода­чей пара. Экс­пе­римент обос­но­вал возмож­ность вос­ста­нав­ли­вать рабо­то­спо­соб­ность реак­тора с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем после долгого про­стоя.

В апреле 1980 года было решено закон­сер­ви­ро­вать реак­тор­ный отсек лодки, чтобы затопить К-27 в море. С мая 1980 года лодка прошла доко­ва­ние на ЦС «Звез­дочка», где реак­тор­ные уста­новки со всеми тру­бопро­во­дами были запол­нены спе­ци­аль­ным соста­вом. Поверх этого отсек залили 270 тон­нами битума, кото­рый пол­но­стью закрыл реак­торы, чтобы препят­ство­вать про­ник­но­ве­нию мор­ской воды к радио­ак­тив­ным частям лодки, вымы­ва­нию и зараже­нию моря.

10 сен­тября 1981 года АПЛ К-27 была затоп­лена в Кар­ском на глу­бине 75 мет­ров.

Исполь­зо­ва­ние реак­тора с жидко-метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем поро­дило немало про­блем. Так, напри­мер, для под­дер­жа­ния реак­тора в «горя­чем» состо­я­нии в Запад­ной Лице на берегу была постро­ена котель­ная для подачи пара на под­вод­ные лодки, а также при­швар­то­ваны эсми­нец и плав­база. Но в связи с низ­кой надеж­но­стью берего­вого комплекса под­вод­ные лодки «гре­лись» от сво­его ядер­ного реак­тора, кото­рый посто­янно рабо­тал на минимально кон­тро­ли­ру­емом уровне мощ­но­сти.

Ещё в процессе кон­стру­и­ро­ва­ния было выяв­лено несо­вершен­ство кон­струкции реак­тора, поэтому про­тив исполь­зо­ва­ния его в реаль­ных усло­виях выступили несколько учё­ных. Так, один из ведущих спе­ци­а­ли­стов СКБ-143 по энерге­тике Р. И. Симо­нов на научно-тех­ни­че­ском совете по выдвиже­нию на премию за раз­ра­ботку ППУ на ЖМТ попро­сил снять свою кан­ди­да­туру по при­чине того, что он счи­тал при­ме­не­ние этих уста­но­вок оши­боч­ным.

Тем не менее, создан­ный реак­тор ВТ-1 стал зна­чи­тель­ным шагом в деле раз­ви­тия кора­бель­ной атом­ной энерге­тики. Он пока­зал принци­пи­аль­ную возмож­ность реа­ли­за­ции пре­имуще­ства ППУ с ЖМТ и опре­де­лил круг про­блем, кото­рые необ­хо­димо было решать в будущем при созда­нии уста­но­вок подоб­ного типа.