Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

КЛТ-40

Сле­дующим этапом в раз­ви­тии совет­ского атом­ного ледо­коль­ного флота стало созда­ние ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ЯППУ) КЛТ-40. Новый реак­тор стал эво­люци­он­ным про­долже­нием хорошо заре­комен­до­вавшего себя реак­тора ОК-900.

Один в трех лицах

В сере­дине 70-х годов Ленинград­ское ЦКБ «Балт­судпро­ект» полу­чило спец­за­да­ние от пра­ви­тельства СССР — тре­бо­ва­лось раз­ра­бо­тать про­ект ледо­кольно-транспорт­ного судна с атом­ной уста­нов­кой. Оно должно было пере­во­зить лих­теры (до 74 штук, каж­дая из кото­рых весит по три­ста тонн) или кон­тей­неры стан­дарта ИСО (до 1328 штук по 20 футов каж­дый). При этом само­сто­я­тельно пре­одо­ле­вать лед мет­ро­вой толщины и двигаться со ско­ро­стью не менее 20 узлов при деся­тимет­ро­вой осадке (про­ект 10081).

В 1988 году атом­ный лих­те­ро­воз-кон­тей­не­ро­воз (АЛВ) «Севморпуть» водо­измеще­нием 61 тыс. тонн — одно из круп­нейших когда-либо постро­ен­ных нево­ен­ных торго­вых судов с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой — вступил в строй. Судно было спо­собно идти по льдам толщи­ной до 1 м (мощ­ность его энерго­уста­новки состав­ляла 40 тыс. л. с.), для чего на нем при­ме­нена осо­бая форма носо­вых обво­дов, накло­нен­ные борта и ориги­наль­ные – лож­ко­об­раз­ные — кормо­вые обводы, благо­даря кото­рым лих­те­ро­воз не ломает лед, а бук­вально режет его.

Атом­ный лих­те­ро­воз-кон­тей­не­ро­воз «Севморпуть» пред­на­зна­чался для неогра­ни­чен­ного пла­ва­ния на всех широ­тах, вклю­чая тропи­че­ские, с захо­дом в ино­стран­ные порты. В связи с этим реак­тор­ная уста­новка для нового корабля про­ек­ти­ро­ва­лось с уче­том тре­бо­ва­ний меж­ду­на­род­ного Кодекса без­опас­но­сти ядер­ных торго­вых судов, раз­ра­бо­тан­ного Меж­ду­на­род­ной мор­ской орга­ни­за­цией (IMO). Впо­след­ствии ино­стран­ные инспек­торы про­вели инспекци­он­ную про­верку на соот­вет­ствие реак­тора кодам IMO.

В ОКБМ для АЛВ был спро­ек­ти­ро­ван новый реак­тор — КЛТ-40, во многом повто­рявший реак­тор­ную уста­новку ОК-900. Реше­ние при­ме­нить одно­ре­ак­тор­ную уста­новку было обос­но­вано дли­тель­ной без­ава­рий­ной рабо­той и высо­кой надеж­но­стью уста­новки ОК-900. Все основ­ное обо­ру­до­ва­ние реак­тора было унифици­ро­вано с уста­нов­ками ОК-900 и ОК-900А, что облег­чало его изго­тов­ле­ние, мон­таж и экс­плу­а­тацию на судах.

Основ­ной кон­тур КЛТ-40 обра­зуют реак­тор, четыре паро­ге­не­ра­тора, четыре двух­ско­рост­ных цир­ку­ляци­он­ных насоса пер­вого кон­тура, объеди­нен­ных в паро­ге­не­ри­рующий блок с помощью сило­вых патруб­ков. Паро­ге­не­ри­рующий блок размещен в кес­со­нах бака метал­ло­вод­ной защиты. Цир­ку­ляция теп­ло­но­си­теля в основ­ном кон­туре может осуществ­ляться тремя спо­со­бами: при работе цир­ку­ляци­он­ных насо­сов на большой и малой ско­ро­стях, при работе насоса рас­хо­лажи­ва­ния, а также за счет есте­ствен­ной кон­векции при рас­хо­лажи­ва­нии реак­тора. Впер­вые в КЛТ-40 была преду­смот­рена защит­ная обо­лочка, удо­вле­тво­ряющая всем действующим тре­бо­ва­ниям без­опас­но­сти, преду­смот­рена система защиты пер­вого кон­тура от пере­опрес­совки, система затоп­ле­ния защит­ной обо­лочки и др. Защит­ная обо­лочка пред­став­ляет собой проч­ноплот­ную выго­родку и рас­счи­тана на внут­рен­нее дав­ле­ние, реа­ли­зующе­еся при так назы­ва­емой мак­сималь­ной про­ект­ной ава­рии — раз­рыве пол­ным сече­нием тру­бопро­вода пер­вого кон­тура. Система сниже­ния ава­рий­ного дав­ле­ния в защит­ной обо­лочке вклю­чает бар­бо­таж­ную цистерну с прес­ной водой, каналы для под­вода паро­воз­душ­ной смеси в цистерну прес­ной воды, предо­хра­ни­тель­ные заглушки.

Реак­тор состоит из корпуса, крышки выем­ного блока и актив­ной зоны, соби­ра­емой из комплекта теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок (ТВС), что облег­чает перегрузку актив­ной зоны. ТВС соби­ра­ется из теп­ло­вы­де­ляющих элемен­тов (твэ­лов) стерж­не­вого типа. Объеди­не­ние твэ­лов в сборки с выде­ле­нием меж­ка­наль­ной воды поз­во­лило под­нять ско­рость движе­ния теп­ло­но­си­теля вблизи теп­ло­вы­де­ляющих поверх­но­стей, уменьшить мощ­ность цир­ку­ляци­он­ных насо­сов пер­вого кон­тура за счет сниже­ния общего рас­хода воды через реак­тор и сни­зить выбеги реак­тив­но­сти при изме­не­нии цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля. В каче­стве топ­лива в реак­торе КЛТ-40 исполь­зу­ется уран обогаще­нием около 40 %. Теп­ло­вая мощ­ность реак­тора КЛТ-40 состав­ляет 135 МВт.

На крышке реак­тора уста­нов­лены при­воды орга­нов компен­сации избыточ­ной реак­тив­но­сти и испол­ни­тель­ные меха­низмы ава­рий­ной защиты. Для повыше­ния надеж­но­сти при запро­ект­ных ава­риях преду­смот­рена стра­хо­воч­ная система ввода жид­кого погло­ти­теля нейтро­нов (рас­твор азот­но­кис­лого кад­мия) в реак­тор.

Хотя принци­пи­аль­ные положе­ния обес­пе­че­ния без­опас­но­сти судо­вых уста­но­вок бази­руются на принци­пах, при­ня­тых для стаци­о­нар­ных ЯЭУ (напри­мер, энерго­бло­ков АЭС), атом­ные корабли и суда имеют свою спе­ци­фику. Для кораб­лей работа ядер­ного реак­тора — не только источ­ник потенци­аль­ной опас­но­сти, но и возмож­ность (зача­стую един­ствен­ная) спа­се­ния корабля в море и жиз­ней чле­нов его экипажа. В этом слу­чае ста­но­виться допу­стимым выход парамет­ров уста­новки за экс­плу­а­таци­он­ные пре­делы, в отли­чие от АЭС, где в подоб­ной ситу­ации реак­тор должен быть оста­нов­лен. В море возможна и работа реак­тор­ной уста­новки, по край­ней мере, до воз­враще­ния корабля на базу, при выходе из строя отдель­ных кана­лов без­опас­но­сти или систем управ­ле­ния. Также раз­решен пуск реак­тора при нали­чии лишь одного источ­ника энергии на корабле.

Торже­ствен­ная закладка пер­вой секции атом­ного лих­те­ро­воза (АЛВ) «Севморпуть» состо­я­лась в Керчи в доке судо­стро­и­тель­ного завода «Залив» им. Б. Е. Бутомы в ноябре 1984 года. 20 фев­раля 1986 года корабль был спущен на воду, где и про­из­во­ди­лась его достройка. 26 октября 1988 года реак­тор КЛТ-40 достиг кри­тич­но­сти.

Перед физи­че­ским пус­ком реак­тора была про­ве­рена герме­тич­ность защит­ной обо­лочки. Про­верка пока­зала, что при самой круп­ной ава­рии, напри­мер, круп­ной течи воды из реак­тора, утечка радио­ак­тив­ной воды из обо­лочки не пре­вы­сит 3 % в сутки, что огра­ни­чит поступ­ле­ние ради­о­нук­ли­дов в атмо­сферу до при­ем­лемых вели­чин.

Затем реак­тор был выве­ден на уро­вень мощ­но­сти, доста­точ­ный для работы паро­тур­бин­ной уста­новки, после чего после­до­вала про­верка уста­новки в стаци­о­нар­ном и пере­ход­ном режимах работы, а также выпол­не­ния алго­ритмов сра­ба­ты­ва­ния ава­рий­ной защиты или экс­трен­ного сниже­ния мощ­но­сти при отклю­че­нии отдель­ных систем. В даль­нейшем при работе реак­тора на пол­ной мощ­но­сти были про­ве­дены изме­ре­ния эффек­тив­но­сти био­логи­че­ской защиты, кото­рые пока­зали, что уровни гамма и нейтрон­ного излу­че­ния за защи­той соот­вет­ствуют про­ект­ным зна­че­ниям, а мощ­ность дозы на борту судна не пре­вышает 5-10 мкр/час.

31 декабря 1988 года после заверше­ния ходо­вых испыта­ний АЛВ «Севморпуть» был сдан в экс­плу­а­тацию.

Уве­рен­ность про­ек­тан­тов в надеж­но­сти ЯЭУ КЛТ-40 про­яви­лась уже в том, что судно сразу отпра­ви­лось в коммер­че­ский рейс из Одессы во Вла­ди­во­сток. 11 января 1989 года корабль с почти 30 тыс. тонн груза вышел из порта Одессы и дви­нулся к Босфору. Несмотря на при­нима­емые меры, в пути слу­чился ряд инци­ден­тов. Так, 18 января во вто­рой кон­тур реак­тора попала мор­ская вода, а ночью 20 января сра­бо­тала ава­рий­ная защита реак­тора из-за пре­краще­ния подачи пита­тель­ной воды в паро­ге­не­ра­торы, вызван­ной сбоем авто­ма­тики и чело­ве­че­ским фак­то­ром.

При про­ходе атомо­хода через эква­тор темпе­ра­тура заборт­ной воды соста­вила 30 град, что было выше про­ект­ной для ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки. Из-за паде­ния ваку­ума в глав­ном кон­ден­са­торе прошел сиг­нал экс­трен­ного сниже­ния мощ­но­сти реак­тор­ной уста­новки, из-за чего при­ш­лось сни­зить ско­рость хода корабля.

В фев­рале, после вто­рич­ного попа­да­ния во вто­рой кон­тур реак­тора мор­ской воды, был объяв­лен набор доб­ро­вольцев для поиска источ­ника про­те­чек, но найти его не уда­лось.

3 марта корабль встал на даль­нем рейде порта Вла­ди­во­сток.

В тече­ние всего рейса ино­стран­ными лицами неод­но­кратно про­из­во­дился как уда­лен­ный ана­лиз ради­аци­он­ной обста­новки и отбор проб у корабля, так и инспекци­он­ные визиты на борт, но ника­ких пре­тен­зий по ради­аци­он­ной обста­новке не после­до­вало.

Много­лет­ний опыт экс­плу­а­тации судна на меж­ду­на­род­ных линиях и в Арк­тике про­де­мон­стри­ро­вал широ­кие возмож­но­сти исполь­зо­ва­ния АЛВ в любых реги­о­нах миро­вого оке­ана.

Вве­де­ние за Поляр­ным кругом круг­лого­дич­ной навигации потре­бо­вало созда­ния принци­пи­ально нового поко­ле­ния ледо­коль­ных судов, с возмож­но­стью пла­ва­ния в устьях север­ных рек. Уже пер­вые регу­ляр­ные рейсы в устье Ени­сея пока­зали: начи­ная с января дизель­ные ледо­колы рабо­тают здесь на пре­деле своих тех­ни­че­ских возмож­но­стей. Их мощ­но­сти в два­дцать с лиш­ним тысяч лоша­ди­ных сил не хва­тало для быст­рой и надеж­ной про­водки судов. Именно тогда спе­ци­а­ли­сты впер­вые заго­во­рили о том, что для сибир­ских рек необ­хо­димо постро­ить новые ледо­колы с малой осад­кой и атом­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. В результате в СССР начали постройку атом­ных ледо­ко­лов про­екта 10580 с огра­ни­чен­ной осад­кой, пред­на­зна­чен­ных для про­водки судов в устья сибир­ских рек.

12 ноября 1984 года был подпи­сан кон­тракт с фин­ской фирмой «Вярт­силя-Марине» на стро­и­тельство двух атомо­хо­дов «Таймыр» и «Вайгач». Свои назва­ния новые машины полу­чили в честь леген­дар­ных ледо­ко­лов, рабо­тавших в Арк­тике в начале XX века.

Кон­тракт преду­смат­ри­вал, что в Фин­лян­дии будут постро­ены корпуса ледо­ко­лов, а энерго­двига­тель­ная уста­новка и обо­ру­до­ва­ние на суд­нах уста­нав­ли­ва­лись совет­ские. Закладка киля ледо­кола «Таймыр» состо­я­лась в январе 1985 года. В 1988 году корпус судна был спущен на воду и отбук­си­ро­ван в Ленинград на Бал­тийский завод им. Серго Орджо­ни­кидзе для мон­тажа ЯППУ.

На новых ледо­ко­лах была уста­нов­лена ЯЭУ КЛТ-40М мощ­но­стью в 50 тыс. л.с., что поз­во­ляет ледо­колу идти через лёд толщи­ной в два метра. При толщине льда в 1,77 метра ско­рость ледо­кола состав­ляет 2 узла. Ледо­кол может действо­вать при темпе­ра­ту­рах до -50 °C.

30 июня 1989 года ледо­кол «Таймыр» был при­нят в экс­плу­а­тацию и вошел в состав флота Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства.

25 июля 1990 года был при­нят в экс­плу­а­тацию и вошел в состав флота Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства ледо­кол «Вайгач». Его корпус также в 1989 году был отбук­си­ро­ван в СССР для достройки в Ленинград, где про­из­ве­ден мон­таж атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новки на основе реак­тора КЛТ-40М.

Даль­нейшая экс­плу­а­тация атом­ных ледо­ко­лов «Таймыр» и «Вайгач» в устье Ени­сея убе­ди­тельно про­де­мон­стри­ро­вала свое­времен­ность их постройки, эффек­тив­ность работы ледо­ко­лов в север­ном реги­оне и их эко­логи­че­ские пре­имуще­ства.

Ледо­кол «Вайгач» в декабре 2015 года уста­но­вил ско­рост­ной рекорд самого позд­него про­хода от мыса Деж­нева по Север­ному мор­скому пути до ост­рова Белый. Он пре­одо­лел рас­сто­я­ние в 2250 миль за 185 часов со сред­ней ско­ро­стью 12,5 узлов.

В 2017 году спе­ци­а­ли­сты Роса­томфлота совместно с кон­струк­тор­ским бюро АО «ОКБМ Афри­кан­тов» завершили работы по модер­ни­за­ции ядер­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок атом­ных ледо­ко­лов «Вайгач» и «Таймыр», их ресурс был про­длен до 200 тысяч часов.

16 фев­раля 2018 года ледо­кол «Вайгач» побил рекорд по дли­тель­но­сти экс­плу­а­тации ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки, уста­нов­лен­ный атом­ным ледо­ко­лом «Арк­тика» в авгу­сте 2008 года. Новый рекорд соста­вил 177,205 тыс. часов (преж­нее зна­че­ние — 177,204 тыс. часов).

18 мая 2009 года на Бал­тийском заводе в Санкт-Петер­бурге стар­то­вала стапель­ная сборка голов­ного блока пла­ву­чей атом­ной элек­тро­станции, стро­ящейся по про­екту ЦКБ «Айс­берг». Пла­ву­чий энерго­блок стал еще одной ипо­ста­сью реак­тора КЛТ-40 в модифи­кации КЛТ-40С.

Пла­ву­чая атом­ная теп­лоэлек­тро­станция (ПАТЭС) — энерго­и­сточ­ник нового поко­ле­ния, создан­ный на базе рос­сийских тех­но­логий атом­ного судо­стро­е­ния. Основ­ной элемент станции — пла­ву­чий энерго­блок (ПЭБ) про­екта 20870. Это несамо­ход­ное судно, на кото­ром размещено энерге­ти­че­ское обо­ру­до­ва­ние для гене­рации элек­три­че­ской и теп­ло­вой энергии. ПЭБ сооружа­ется на судо­стро­и­тель­ном заводе и морем достав­ля­ется к месту размеще­ния ПАТЭС. На месте же стро­ятся только вспомога­тель­ные сооруже­ния.

Размеры ПАТЭС, полу­чившей имя «Ака­демик Ломо­но­сов», доста­точно велики и состав­ляют 140 мет­ров длины и 30 ширины, его водо­измеще­ние 21,5 тыс. тонн. Корпус ПАТЭС цель­но­свар­ной, раз­де­лен перего­род­ками на отсеки, кото­рые форми­руют два блока — жилой и тех­но­логи­че­ский. В тех­но­логи­че­ском рас­по­ложены реак­торы и тур­бины, отсек обраще­ния с ядер­ным топ­ли­вом и все необ­хо­димые вспомога­тель­ные системы и обо­ру­до­ва­ние.

«Ака­демик Ломо­но­сов» оснащен двумя реак­тор­ными уста­нов­ками КЛТ-40С, надеж­ность кото­рых под­твер­ждают тысячи реак­то­ро­ча­сов, нара­бо­тан­ных реак­то­рами этого типа. Реак­торы КЛТ-40С оснащены современ­ными системами без­опас­но­сти, в том числе осно­ван­ными на пас­сив­ных, не зави­сящих от уча­стия чело­века и авто­ма­тики, принци­пах сра­ба­ты­ва­ния. Элек­три­че­ская мощ­ность ПАТЭС состав­ляет 70 МВт плюс 50 Гкал/ч теп­ло­вой энергии, что доста­точно для под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­но­сти города с насе­ле­нием около 100 тыс. чело­век. ПАТЭС может экс­плу­а­ти­ро­ваться без выгрузки топ­лива 12 лет, а назна­чен­ный срок службы станции состав­ляет 40 лет. ПАТЭС раз­ра­бо­тана с большим запа­сом проч­но­сти, кото­рый пре­вышает все возмож­ные угрозы и делает ядер­ные реак­торы неуяз­вимыми для цунами и других при­род­ных ката­строф. Ядер­ные процессы на пла­ву­чем энерго­блоке отве­чают всем тре­бо­ва­ниям МАГАТЭ и не угрожают окружающей среде. На ПАТЭС исполь­зу­ется ядер­ное топ­ливо более низ­кого обогаще­ния — менее 20 %.

На номи­наль­ной теп­ло­вой мощ­но­сти каж­дый блок реак­тор­ной уста­новки КЛТ-40С обес­пе­чи­вает выра­ботку 240 тонн в час пара с темпе­ра­ту­рой 290 гра­ду­сов. Элек­троэнергия выда­ется напряже­нием 10 кВ, что наи­бо­лее целе­со­об­разно для созда­ния линий элек­тропе­ре­дач.

В 2019 году наступает время для вывода из экс­плу­а­тации Били­бин­ской АЭС, и пла­ни­ру­ется, что ПАТЭС ста­нет новой осно­вой изо­ли­ро­ван­ной Чаун-Били­бин­ской энерго­си­стемы.