Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

КН-3

В 1961 году аме­ри­кан­ский флот полу­чил попол­не­ние — атом­ный крей­сер «Лонг Бич». Конечно, совет­ское руко­вод­ство начало гото­вить ответ­ные меры

Отдать швар­товы!

В сен­тябре 1969 года пра­ви­тельство страны при­няло реше­ние о стро­и­тельстве пер­вого в Совет­ском Союзе над­вод­ного корабля с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой — тяже­лого атом­ного ракет­ного крей­сера. В 1971 году вышло Поста­нов­ле­ние ЦК КПСС и СМ СССР о созда­нии такой уста­новки для корабля про­екта 1144 «Орлан». Раз­ра­ботка про­екта корабля была пору­чена Север­ному про­ектно-кон­струк­тор­скому бюро (СПКБ, г. Ленинград). Стро­и­тельство крей­сера, его испыта­ние и сдачу выпол­нял Бал­тийский судо­стро­и­тель­ный завод.

Науч­ное руко­вод­ство про­ек­ти­ро­ва­нием ядер­ной энерго­уста­новки осуществ­лял Инсти­тут атом­ной энергии им. И. В. Кур­ча­това (науч­ный руко­во­ди­тель Н. С. Хлоп­кин) под руко­вод­ством ака­демика А. П. Алек­сан­дрова, кото­рый лично возглав­лял меж­ве­дом­ствен­ные комис­сии по про­блемам реак­тора КН-3.

Как пока­зали пер­вые про­ра­ботки, для оте­че­ствен­ных атом­ных крей­се­ров тре­бо­ва­лась двух­ре­ак­тор­ная ядер­ная паро­про­из­во­дящая уста­новка (ЯППУ) мощ­но­стью каж­дая не менее 300 МВт, что более чем втрое пре­вышало мощ­ность реак­тор­ных уста­но­вок, сто­ящих в то время на АПЛ вто­рого поко­ле­ния, и вдвое больше ледо­коль­ных ЯППУ. Соот­вет­ственно для атом­ного крей­сера нужно было создать новую энерго­движи­тель­ную уста­новку, кото­рую в будущем пла­ни­ро­ва­лось исполь­зо­вать и для атом­ных авиа­носцев.

Созда­ние ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки было пору­чено ОКБМ (глав­ный кон­струк­тор Ф. М. Митен­ков). Рабо­чий про­ект ЯППУ КН-3, отве­чавший всем современ­ным тре­бо­ва­ниям, предъяв­ля­емым к ядер­ным энерго­уста­нов­кам над­вод­ных кораб­лей, был подго­тов­лен ОКБМ в 1972 году. Работы в кон­струк­тор­ском бюро, по уже сложившейся тра­диции, велись комплексно: наряду с глу­бо­кой много­ва­ри­ант­ной про­ра­бот­кой кон­струк­тор­ских реше­ний на основе про­то­типов и рас­чет­ным обос­но­ва­нием, все новые реше­ния по обо­ру­до­ва­нию или его отдель­ные узлы осва­и­ва­лись сна­чала в опыт­ном про­из­вод­стве. Затем они испыты­ва­лись в лабо­ра­тор­ных усло­виях, под­верга­лись иссле­до­ва­нию и ана­лизу, по результа­там кото­рых про­во­ди­лись необ­хо­димые кон­струк­тив­ные дора­ботки или кор­рек­ти­ровки рас­чет­ных программ.

Учи­ты­вая положи­тель­ный опыт созда­ния и экс­плу­а­тации ледо­коль­ных ЯППУ типа ОК-150 и ОК-900, а также при­нимая во внима­ние много­лет­ний опыт раз­ра­ботки, постройки и экс­плу­а­тации других ана­логич­ных уста­но­вок за основу был при­нят водо-водя­ной тип реак­тора.

Важ­нейшим тре­бо­ва­нием к созда­ва­емой ЯППУ с уче­том ее суще­ствен­ного вли­я­ния на водо­измеще­ние и море­ход­ные каче­ства над­вод­ного корабля явля­лось тре­бо­ва­ние компакт­но­сти реак­тора и его минимально возмож­ной массы, поэтому в основу нового реак­тора была положена четырехпет­ле­вая блоч­ная кон­струк­тивно-компо­но­воч­ная схема. Пред­ложен­ная ОКБМ ориги­наль­ная кон­струкция блока корпу­сов реак­тора поз­во­лила мак­симально реа­ли­зо­вать основ­ные тре­бо­ва­ния тех­ни­че­ского зада­ния: сни­зить масо-габа­рит­ные харак­те­ри­стики ЯППУ при упроще­нии кон­струкции реак­тора и суще­ствен­ном уве­ли­че­нии его мощ­но­сти.

Повышен­ные тре­бо­ва­ния к ядер­ной без­опас­но­сти ЯППУ опре­де­лили ряд спе­ци­фи­че­ских тре­бо­ва­ний к кон­струкции систем управ­ле­ния защи­той, среди кото­рых основ­ным было обес­пе­че­ние «само­хода» — вве­де­ния компен­си­рующих реше­ток (КР) в актив­ную зону реак­тора под действием соб­ствен­ного веса при обес­то­чи­ва­нии элек­тро­двига­теля и при­бора управ­ле­ния.

В уста­новку КН-3 изна­чально был заложен принцип само­регу­ли­ро­ва­ния реак­тора за счет отрица­тель­ного темпе­ра­тур­ного коэффици­ента реак­тив­но­сти с регу­ли­ро­ва­нием мощ­но­сти путем изме­не­ния рас­хода пита­тель­ной воды вто­рого кон­тура.

Новый реак­тор не преду­смат­ри­вал созда­ния его назем­ного про­то­типа, поэтому при раз­ра­ботке реак­тора широко исполь­зо­ва­лось объем­ное маке­ти­ро­ва­ние и моде­ли­ро­ва­ние.

Для нового реак­тора широко при­ме­ня­лись новые металлы и мате­ри­алы. Так, для корпус­ных дета­лей исполь­зо­ва­лась новая реак­тор­ная сталь ВК-2, а тру­бопро­воды из нержа­веющей стали покры­ва­лись новым анти­кор­ро­зи­он­ным покрытием на основе орга­но­си­ли­кат­ной компо­зиции.

Маши­но­стро­и­тель­ный завод (г. Элек­тро­сталь) освоил про­из­вод­ство новой актив­ной зоны реак­тора КН-3. Для неё были раз­ра­бо­таны твэлы новой кон­струкции с ура­ном высо­кого обогаще­ния, компен­са­то­рами рас­пу­ха­ния и повышен­ным ресур­сом.

При созда­нии актив­ной зоны КН-3 кон­струк­торы опи­ра­лись на опыт созда­ния актив­ных зон реак­тор­ных уста­но­вок ОК-900 и ОК-650. Однако уве­ли­че­ние мощ­но­сти реак­тора потре­бо­вало уве­ли­че­ния высоты актив­ной зоны реак­тора КН-3 в 1,3 раза, что повлекло за собой раз­лич­ные кон­струк­тив­ные изме­не­ния. В част­но­сти, теп­ло­вы­де­ляющая сборка стала состав­ной, состо­ящей из верх­ней и ниж­ней рабо­чих частей.

Закладка голов­ного корабля с уста­нов­кой КН-3, полу­чившего назва­ние «Киров», состо­я­лась на стапеле Бал­тийского завода в апреле 1974 года. Стапель­ный период стро­и­тельства крей­сера про­должался три года восемь месяцев — корабль был спущен на воду в декабре 1977 года. К этому времени поставка комплек­тующего обо­ру­до­ва­ния ППУ на завод в основ­ном была завершена.

В процессе мон­тажа реак­тора КН-3 выяви­лась необ­хо­димость дора­ботки реак­тора. К тому времени опыт экс­плу­а­тации реак­тора ОК-900А, а также уточ­нен­ные гид­рав­ли­че­ские рас­четы системы воз­врата теп­ло­но­си­теля с очистки пока­зали, что теп­ло­но­си­тель, воз­враща­емый в реак­тор, необ­хо­димо подогре­вать, так как попа­да­ние «холод­ного» потока на «горя­чие» стенки трубы может вызвать термоцик­ли­че­ское раз­ру­ше­ние кол­лек­тора внутри реак­тора. В результате кон­струк­тор­ских про­ра­бо­ток раз­лич­ных вари­ан­тов реше­ния про­блемы, выпол­нен­ных в сроч­ном порядке, была при­нята схема подогрева воз­враща­емого теп­ло­но­си­теля в патрубке реак­тора с помощью уста­нов­лен­ного в нем сме­си­теля. Учи­ты­вая состо­я­ние работ по мон­тажу ППУ, было при­знано целе­со­об­раз­ным уста­но­вить сме­си­тель изнутри реак­тора (при после­дующем изго­тов­ле­нии реак­то­ров эта схема была изме­нена на наруж­ную).

В 1979 году на корабль были загружены актив­ные зоны.

Комплекс­ные швар­тов­ные испыта­ния ППУ КН-3 выпол­ня­лись с 25 апреля 1980 года по 5 мая 1980 года по спе­ци­аль­ной программе. Пред­ва­ри­тельно 18 и 19 апреля 1980 г. был осуществ­лен пер­вый холод­ный физи­че­ский пуск кормо­вого и носо­вого реак­то­ров.

Во время испыта­ний при есте­ствен­ной цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля ППУ достигла уровня мощ­но­сти 22,5 % вме­сто 15 %, заяв­лен­ных в про­екте. Полу­чен­ные реаль­ные харак­те­ри­стики ядер­ной уста­новки поз­во­лили при сохра­не­нии про­ект­ных зна­че­ний темпе­ра­туры перегре­того пара сни­зить сред­нюю темпе­ра­туру теп­ло­но­си­теля в актив­ной зоне на 8 град. Кроме того, испыта­ния пока­зали, что допу­стимое время обес­то­чи­ва­ния энерго­уста­новки (по усло­виям охла­жде­ния актив­ной зоны) может быть уве­ли­чено с 5 минут (по про­екту) до 15 минут.

Швар­тов­ные испыта­ния энерго­уста­новки голов­ного корабля в целом под­твер­дили про­ект­ные тех­ни­че­ские харак­те­ри­стики новой атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новки, а неко­то­рые её параметры пре­вы­сили про­ект­ные.

Результаты испыта­ний сви­де­тельство­вали, что самая мощ­ная в СССР кора­бель­ная ядер­ная паро­про­из­во­дящая уста­новка КН-3 создана и успешно действует.

Крей­сер «Киров» был сдан в экс­плу­а­тацию в 1980 году. Однако при пере­ходе крей­сера в Бал­тийск в авгу­сте 1980 года про­ис­хо­дило неод­но­крат­ное паде­ние темпе­ра­туры пара на несколько десят­ков гра­ду­сов при воз­рас­та­нии гид­рав­ли­че­ского сопро­тив­ле­ния паро­ге­не­ра­тора. Пра­ви­тельствен­ная комис­сия, создан­ная для выяв­ле­ния при­чин инци­дента, уста­но­вила, что его при­чи­ной явля­лось попа­да­ние загряз­не­ний в кон­ден­сатно-пита­тель­ную систему и трубы паро­ге­не­ра­тора. Комис­сия предпи­сала поставщи­кам паро­тур­бин­ной уста­новки при­нять меры для исклю­че­ния подоб­ных про­ис­ше­ствий. И хотя и в даль­нейшем на кораб­лях с ЯППУ КН-3 имели место раз­ные инци­денты, ни один из них не при­вел к дли­тель­ным оста­нов­кам или выводу корабля из экс­плу­а­тации, к каким-либо откло­не­ниям от нормы ради­аци­он­ной обста­новки.

Несмотря на огром­ную массу, а корабль имеет бро­ни­ро­ван­ный пояс из стали толщи­ной 100 мм, благо­даря мощ­ной ППУ он может раз­ви­вать ско­рость до 30 узлов. При длине корпуса в 250 м водо­измеще­ние корабля соста­вило более 25 тыс. т. Атом­ный ракет­ный крей­сер «Киров» про­екта 1144 вобрал в себя все пере­до­вые достиже­ния совет­ской инже­нер­ной мысли, став одним из лучших в своем классе. За рубежом Тяже­лый Атом­ный Ракет­ный Крей­сер (ТАРК) про­екта «Орлан» про­звали «убийцей авиа­носцев».

Позд­нее ЯППУ КН-3 при­ме­ня­лась при стро­и­тельстве крей­сера «Фрунзе» (сдан в экс­плу­а­тацию в 1984 г.), крей­сера «Кали­нин» (сдан в экс­плу­а­тацию в 1988 г.) и крей­сера «Петр Вели­кий» (сдан в экс­плу­а­тацию в 1996 г., до 1991 года — «Андропов»). Каж­дое после­дующее изде­лие совершен­ство­ва­лось по срав­не­нию с преды­дущим в части повыше­ния каче­ства обо­ру­до­ва­ния и систем ППУ, надеж­но­сти, без­опас­но­сти и удоб­ства экс­плу­а­тации.

В 1988 году было начато стро­и­тельство пер­вого оте­че­ствен­ного авиа­не­сущего корабля с атом­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой типа КН-3-43 на Чер­номор­ском судо­стро­и­тель­ном заводе (г. Нико­лаев), однако в 1991 году его финан­си­ро­ва­ние было пол­но­стью пре­кращено.

Таким обра­зом, на базе ядер­ной паро-про­из­во­дящей уста­новки КН-3 была создана серия уни­каль­ных над­вод­ных кораб­лей — тяже­лых атом­ных ракет­ных крей­се­ров. Благо­даря атом­ному реак­тору они при­об­рели новое цен­ное каче­ство — прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ную авто­ном­ность и даль­ность пла­ва­ния.