Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

КТП-6

Атом­ные под­вод­ные лодки 4-го поко­ле­ния про­екта «Ясень», стро­ящи­еся уже в Рос­сии, стали сим­би­о­зом двух тра­дици­он­ных направ­ле­ний оте­че­ствен­ного ВМФ, соеди­нив в себе многоце­ле­вую торпед­ную и стра­теги­че­скую с крыла­тыми раке­тами в еди­ном про­екте под­вод­ного крей­сера, иде­ально при­спо­соб­лен­ного для веде­ния бое­вых действий на море. По замыслу раз­ра­бот­чи­ков, новая АПЛ должна была ата­ко­вать авиа­носцы и раке­то­носцы про­тив­ника, уни­чтожать берего­вые цели, бороться с под­вод­ными лод­ками.

Иде­аль­ный под­вод­ный крей­сер!?

Созда­ние АПЛ 4-го поко­ле­ния нача­лось еще в 1977 году (про­ект 885, «Ясень») в Санкт-Петер­бург­ском мор­ском кон­струк­тор­ском бюро маши­но­стро­е­ния «Мала­хит», уже созда­вавшее многоце­ле­вые АПЛ. Пла­ни­ро­ва­лось, что эти корабли при­дут на смену нескольким типам раз­но­род­ных субма­рин и будут спо­собны решать много задач, в том числе вести борьбу с под­вод­ными лод­ками веро­ят­ного про­тив­ника и его авиа­нос­ными соеди­не­ни­ями.

В отли­чие от всех преды­дущих про­ек­тов совет­ских АПЛ, для сокраще­ния уровня соб­ствен­ных шумов «Ясень» был выпол­нен по полу­то­ра­корпус­ной архи­тек­туре. Реак­тор рас­по­ложен в шестом отсеке дли­ной 10,5 м с рас­по­ложен­ной вокруг него урав­ни­тель­ной цистер­ной для удер­жа­ния лодки по глу­бине во время ракет­ной стрельбы. В седьмом тур­бин­ном отсеке дли­ной 12 м нахо­дится обо­ру­до­ва­ние паро­тур­бин­ной уста­новки, авто­ном­ные тур­бо­ге­не­ра­торы и другое энерге­ти­че­ское обо­ру­до­ва­ние.

Рос­сий­ская атом­ная под­вод­ная лодка 4-го поко­ле­ния нуж­да­лась в энерге­ти­че­ской уста­новке (ЭУ) нового типа. За её созда­ние отве­чало ОКБМ Афри­кан­тов, кото­рое раз­ра­бо­тало новую водо-водя­ную паро­про­из­во­дящую уста­новку (ППУ) 4-го поко­ле­ния КТП-6-85 с реак­то­ром КТП-6-185СП теп­ло­вой мощ­но­стью порядка 200 МВт.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью нового типа реак­тора стало интеграль­ная моно­блоч­ная компо­новка устройств, при кото­рой реак­тор и его пер­вый кон­тур охла­жде­ния мон­ти­руются в еди­ном корпусе. Такое реше­ние поз­во­ляет исклю­чить из кон­струкции ППУ круп­ные тру­бопро­воды (их мак­сималь­ный диаметр был сокращен с 675 у ОК-650, до 40 мм для при­со­еди­ни­тель­ных тру­бопро­во­дов у КТП-6) и, тем самым, облег­чает есте­ствен­ную цир­ку­ляцию теп­ло­но­си­теля на всех режимах работы. Послед­нее явля­ется одним из клю­че­вых кри­те­риев малошум­но­сти всей лодки, исклю­чая необ­хо­димость в посто­ян­ной работе глав­ных цир­ку­ляци­он­ных насо­сов и сокращая на поря­док энергопо­треб­ле­ние реак­тора на соб­ствен­ные нужды, давая тем самым более высо­кий общий КПД. Моно­блоч­ная ППУ намного компакт­нее преды­дущего поко­ле­ния, более про­ста в обслужи­ва­нии, более без­опасна и надежна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реак­тора в еди­ном корпусе суще­ственно ослож­няет ремон­топри­год­ность уста­новки ввиду их низ­кой доступ­но­сти. Потому перед спе­ци­а­ли­стами ОКБМ сто­яла задача обес­пе­чить реак­тору 4-го поко­ле­ния без­ре­монт­ный срок службы в тече­ние всего жиз­нен­ного цикла лодки. При этом актив­ная зона реак­тора нуж­да­лась в пере­за­рядке вдвое реже, чем на ана­логич­ных уста­нов­ках лодок 3-го поко­ле­ния.

Кон­струк­тив­ные реше­ния для ППУ нового поко­ле­ния были опро­бо­ваны на назем­ном иссле­до­ва­тельском стенде КВ-2 с реак­то­ром про­то­типом ТМ-4/КТМ-6 в Сос­но­вом Бору, а в 1996 году реак­тор был офици­ально допущен к серий­ному про­из­вод­ству. Одной из важ­нейших осо­бен­но­стей этого реак­тора счи­та­ется новый прямо­точ­ный прямот­руб­ный паро­ге­не­ра­тор.

Однако на голов­ном корабле 885-го про­екта — АПЛ «Севе­ро­двинск», заложен­ном в декабре 1993 года, — этот реак­тор так и не появился. В 1996 году стро­и­тельство АПЛ было оста­нов­лено из-за отсут­ствия финан­си­ро­ва­ния и воз­об­нов­лено только в 2004 году уже по дора­бо­тан­ному про­екту. Финан­со­вые и тех­но­логи­че­ские слож­но­сти, свя­зан­ные с про­из­вод­ством блоч­ной паро­тур­бин­ной уста­новки для него, при­вели к тому, что в процессе пере­про­ек­ти­ро­ва­ния лодки «Севе­ро­двинск» она полу­чила блоч­ную ППУ ОК-650В с реак­то­ром ВМ-11 преды­дущего поко­ле­ния с теп­ло­вой мощ­но­стью 190 МВт. Это в зна­чи­тель­ной мере сокра­тило бое­вой потенциал субма­рины, несмотря на целый ряд осталь­ных при­ня­тых на ней реше­ний по сниже­нию шум­но­сти глав­ной энерге­ти­че­ской уста­новки. 15 июня 2010 года АПЛ «Севе­ро­двинск» была выве­дена из эллинга и 24 июня спущена на воду.

Прошед­шие в стране и мире перемены при­вели к необ­хо­димо­сти пере­смотра про­екта 885, так как многие предпри­я­тия, про­из­во­дящие комплек­тующие для него, ока­за­лись вне гра­ниц новой Рос­сии, а элек­тро­ника морально уста­рела. В результате появился новый модер­ни­зи­ро­ван­ный про­ект 08851 (885М, «Ясень-М»), по кото­рому начали стро­иться многоце­ле­вые атом­ные субма­рины «Казань», «Ново­си­бирск», «Крас­но­ярск», «Архангельск» и «Пермь».