Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ОК-650

Сразу после заверше­ния раз­ра­бо­ток атом­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок вто­рого поко­ле­ния для под­вод­ного флота СССР была орга­ни­зо­вана раз­ра­ботка ППУ под пер­спек­тив­ные АПЛ, рас­смат­ри­ва­емые как корабли тре­тьего поко­ле­ния. На осно­ва­нии про­ра­бо­ток голов­ного инсти­тута ВМФ были выдви­нуты основ­ные тре­бо­ва­ния к новым уста­нов­кам, из кото­рых исхо­дили про­ек­танты при созда­нии облика уста­но­вок и испол­не­ния глав­ного обо­ру­до­ва­ния

Мощ­ный, унифици­ро­ван­ный…

Про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тельство АПЛ тре­тьего поко­ле­ния потре­бо­вало созда­ния таких кора­бель­ных атом­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок (АЭУ), кото­рые по своим каче­ствен­ным пока­за­те­лям суще­ственно пре­вос­хо­дили бы кора­бель­ные АЭУ вто­рого поко­ле­ния. В част­но­сти, для созда­ния уста­но­вок тре­тьего поко­ле­ния была постав­лена задача повыше­ния их мощ­но­сти более чем в 2 раза по срав­не­нию с пред­ше­ствующими, но без суще­ствен­ного изме­не­ния массы и габа­ри­тов. При этом тре­бо­ва­лось обес­пе­чить более высо­кую по срав­не­нию с уста­нов­ками вто­рого поко­ле­ния без­опас­ность, надеж­ность, ремон­то­спо­соб­ность, аку­сти­че­скую скрыт­ность, манев­рен­ность. Эта задача ослож­ня­лась тем, что пла­ни­ро­ва­лось создать одну унифици­ро­ван­ную паро­про­из­во­дящую уста­новку (ППУ) для раз­лич­ных клас­сов АПЛ тре­тьего поко­ле­ния.

Для реше­ния всех этих про­блем раз­ра­ботка ППУ осуществ­ля­лась на кон­курс­ных нача­лах. В кон­курсе при­нимали уча­стие ОКБМ, НИКИЭТ, ЦНИИ им. ак. А. Н. Кры­лова, а также кон­струк­тор­ское бюро Ижор­ского завода.

В результате рас­смот­ре­ния выпол­нен­ных к 1965 году про­ек­тов научно-тех­ни­че­ский совет 1-го ЦНИИ МО с уча­стием всех заин­те­ре­со­ван­ных предпри­я­тий, а затем и НТС МСМ рекомен­до­вали для даль­нейшей раз­ра­ботки уста­новку ОК-650Б, пред­ложен­ную Осо­бым кон­струк­тор­ским бюро маши­но­стро­е­ния (ОКБМ). Тем самым сбылась мечта И. И. Афри­кан­това о раз­ра­ботке всего обо­ру­до­ва­ния транспорт­ных ППУ в ОКБМ. Над созда­нием уста­новки тру­дился большой кол­лек­тив высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ных сотруд­ни­ков под руко­вод­ством Ф. М. Митен­кова.

Реак­тор­ная уста­новка тре­тьего поко­ле­ния принци­пи­ально отли­ча­лась по компо­новке. Это было свя­зано с тем, что перед кон­струк­то­рами сто­яла задача сокраще­ния времени мон­тажа уста­новки на судо­стро­и­тель­ном заводе, кото­рая реша­лась за счет укруп­нен­ной сборки узлов и агрега­тов на маши­но­стро­и­тель­ных заво­дах.

Про­блема обес­пе­че­ния высо­кой компакт­но­сти уста­новки была решена путем зна­чи­тель­ного повыше­ния энерго­напряжен­но­сти актив­ной зоны. Кроме того, была повышена энерго­напряжен­ность паро­ге­не­ра­тора, а также преду­смот­рено агрега­ти­ро­ва­ние основ­ного обо­ру­до­ва­ния. Благо­даря ука­зан­ным тех­ни­че­ским реше­ниям уда­лось создать уста­новку, паро­ге­не­ри­рующий блок кото­рой мог транспор­ти­ро­ваться по желез­ной дороге. Это поз­во­ляло изго­тав­ли­вать весь блок, вклю­чающий корпус реак­тора, паро­ге­не­ра­торы, насосы и фильтры очистки пер­вого кон­тура, на маши­но­стро­и­тель­ном заводе и тем самым повы­сить каче­ство изго­тов­ле­ния ответ­ствен­ных элемен­тов ППУ. Для повыше­ния надеж­но­сти и без­опас­но­сти уста­новка ОК-650Б была выпол­нена с обес­пе­че­нием доста­точно высо­кого уровня есте­ствен­ной цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля пер­вого кон­тура. Это достига­лось за счет размеще­ния паро­ге­не­ра­то­ров выше актив­ной зоны, а также зна­чи­тель­ного уменьше­ния гид­рав­ли­че­ского сопро­тив­ле­ния пер­вого кон­тура, для чего в ОКБМ был раз­ра­бо­тан паро­ге­не­ра­тор с движе­нием теп­ло­но­си­теля пер­вого кон­тура в меж­труб­ном про­стран­стве. Обес­пе­че­ние есте­ствен­ной цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля пер­вого кон­тура поз­во­ляло не только осуществ­лять рас­хо­лажи­ва­ние с исполь­зо­ва­нием системы без­ба­та­рей­ного рас­хо­лажи­ва­ния, но и рабо­тать на ходо­вых режимах без насо­сов пер­вого кон­тура при мощ­но­стях при­мерно до 30 % от номи­наль­ной. Послед­нее дало возмож­ность уменьшить число насо­сов пер­вого кон­тура до двух, что в опре­де­лен­ной мере компен­си­ро­вало уве­ли­че­ние габа­ри­тов ядер­ной реак­тор­ной уста­новки, вызван­ное необ­хо­димо­стью есте­ствен­ной цир­ку­ляции.

На ОК-650 суще­ственно изме­ни­лась система управ­ле­ния и защиты реак­тора. Внед­ре­ние импульс­ной аппа­ра­туры поз­во­лило кон­тро­ли­ро­вать его состо­я­ние при любом уровне мощ­но­сти, в том числе и в под­кри­ти­че­ском состо­я­нии. На компен­си­рующие органы был уста­нов­лен меха­низм «само­хода», кото­рый при исчез­но­ве­нии элек­тропи­та­ния обес­пе­чи­вал опус­ка­ние реше­ток на ниж­ние конце­вики. При этом про­ис­хо­дило пол­ное «глу­ше­ние» реак­тора даже при опро­ки­ды­ва­нии корабля.

С самого начала было решено, что пер­вый обра­зец ядер­ной уста­новки обя­за­тельно должен быть отра­бо­тан на назем­ном пол­но­масштаб­ном стенде. В 1965 году было утвер­ждено тех­ни­че­ское зада­ние на сооруже­ние стенда КВ-1, кото­рому был при­своен индекс ОК-650БК, в созда­ва­емой Госу­дар­ствен­ной испыта­тель­ной станции (филиал ИАЭ, НИТИ, г. Сос­но­вый Бор).

Парал­лельно с сооруже­нием стенда КВ-1 по зада­ниям про­ек­тан­тов АПЛ кон­струк­торы раз­ра­ба­ты­вали модифи­кации про­екта ОК-650 с при­вяз­кой их к кон­крет­ным судам. Для АПЛ про­екта 945 «Бар­ра­куда» (про­ект­ное бюро «Лазу­рит») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650А с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ про­екта 971 «Щука-Б» (про­ект­ное бюро «Мала­хит») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650Б с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ про­екта 685 «Плав­ник» (про­ект­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650Б-3 с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ про­екта 941 «Акула» (про­ект­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650ВВ с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками. Для АПЛ про­екта 949 «Гра­нит» (про­ект­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ-650Б с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками, а для АПЛ про­екта 949А «Антей» — ОК-650В с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками.

Дора­бо­тан­ный унифици­ро­ван­ный под все про­екты АПЛ тре­тьего поко­ле­ния тех­ни­че­ский про­ект ППУ типа ОК-650 на мощ­ность на вин­тах до 50 тыс. л.с. был утвер­жден в 1967 году. Теп­ло­вая мощ­ность ППУ ОК-650 состав­ляла 190 МВт.

В каче­стве топ­лива исполь­зо­вался уран обогаще­нием 21-45 %. На тре­тьем поко­ле­нии АЭУ было при­ме­нено профи­ли­ро­ва­ние актив­ной зоны ядер­ным топ­ли­вом и выго­рающим погло­ти­те­лем. Для ППУ ОК-650 были созданы кре­сто­об­раз­ные твэлы, имевшие целый ряд пре­имуществ. Кре­сто­об­раз­ная кон­струкция обес­пе­чи­вала мак­сималь­ную площадь обогрева. Кроме того, закру­чен­ный профиль твэла поз­во­ляет тур­бу­ли­зи­ро­вать поток теп­ло­но­си­теля, а также исполь­зо­вать принцип само­ди­станци­о­ни­ро­ва­ния.

В отли­чие от реак­то­ров преды­дущих поко­ле­ний в тех­ни­че­ский про­ект ОКБМ был вклю­чен ряд обо­ру­до­ва­ния, про­ек­ти­ро­ва­нием и изго­тов­ле­нием кото­рых ранее занима­лись предпри­я­тия судо­стро­и­тель­ной промыш­лен­но­сти, напри­мер, баки желе­зо­вод­ной защиты (ЖВЗ). В связи с этим спе­ци­а­ли­стам ОКБМ при­ш­лось осва­и­вать ранее не при­ме­нявши­еся марки кора­бель­ной стали, методы сварки и кон­троля. Так, три бака ЖВЗ изго­тав­ли­ва­лись из высо­копроч­ной стали толщи­ной 16-100 мм и отли­ча­лись оби­лием свар­ных соеди­не­ний. Ниж­ний бак, пред­став­ляющий собой круп­но­га­ба­рит­ную свар­ную кон­струкцию, напол­нен­ную свинцо­выми бло­ками и водой, являлся фун­дамен­том всего агрегата, и уста­нав­ли­вался с помощью спе­ци­аль­ных опор­ных плит на фун­дамент основ­ного корпуса судна.

Изго­тов­ле­ние блока ППУ для стенда КВ-1 было закон­чено в фев­рале 1974 года и после про­ве­де­ния его кон­троль­ной сборки блок был достав­лен в г. Сос­но­вый Бор. Мон­таж стенда назем­ного про­то­типа ППУ ОК-650 завершился в конце 1975 года. В тече­ние сле­дующего года стенд КВ прошел в пол­ном объеме сда­точ­ные испыта­ния, а в после­дующем и ресурс­ные испыта­ния энерго­уста­новки с ими­тацией авто­ном­ного похода.

В процессе испыта­ний были не только под­твер­ждены основ­ные харак­те­ри­стики уста­новки, но и выяв­лена возмож­ность уве­ли­че­ния мощ­но­сти при работе на есте­ствен­ной цир­ку­ляции, а также ско­ро­сти разогрева теп­ло­но­си­теля пер­вого кон­тура при вводе уста­новки в действие.

В результате впер­вые в оте­че­ствен­ной прак­тике более чем за два года до мон­тажа ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки (ЯЭУ) на пер­вой АПЛ нового поко­ле­ния на стенде была полу­чена важ­ная информация по мон­тажу ЯЭУ и работе её обо­ру­до­ва­ния и систем, устра­нены выяв­лен­ные недо­статки, касающи­еся напри­мер, течи неко­то­рых соеди­не­ний. Благо­даря этому испыта­ния и сдача голов­ных а затем и серий­ных АПЛ тре­тьего поко­ле­ния с ППУ ОК-650 про­хо­дили прак­ти­че­ски без задержек.

После­дующая экс­плу­а­тация стенда КВ-1 выявила отдель­ные недо­статки и недо­ра­ботки, касающи­еся актив­ных зон, системы компен­сации дав­ле­ния и системы очистки, кото­рые были впо­след­ствии устра­нены, а уста­новка в целом была модер­ни­зи­ро­вана в направ­ле­нии упроще­ния тех­но­логии изго­тов­ле­ния и повыше­ния энерго­напряжен­но­сти паро­ге­не­ра­тора.

Для всех модифи­каций ППУ были опре­де­лены сле­дующие сроки вступ­ле­ния в строй голов­ной АПЛ каж­дого про­екта: про­ект 949 — декабрь 1980 года, про­ект 941 — ноябрь 1981 года, про­ект 685 — декабрь 1983 год, про­ект 945 — сен­тябрь 1984 года и про­ект 971 — декабрь 1984 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ про­екта 949 («Гра­нит») явля­лось уни­чтоже­ние авиа­нос­ных удар­ных соеди­не­ний про­тив­ника. Голов­ная лодка про­екта 949 «Архангельск» (К-525) была заложена на Севмаш­предпри­я­тии 25 июля 1975 года, спущена на воду 3 мая 1980 года и вступила в строй 24 января 1981 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ про­екта 941 («Акула») являлся пуск меж­кон­ти­нен­таль­ных бал­ли­сти­че­ских ракет с ядер­ными боего­лов­ками по целям на тер­ри­то­рии про­тив­ника. Голов­ная лодка про­екта 941 «Дмит­рий Дон­ской» (ТК-208, «тяже­лый крей­сер») была заложена на Севмаш­предпри­я­тии в июне 1976 года, спуск на воду состо­ялся 29 сен­тября 1980 года и вступила в строй 12 декабря 1981 года

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ про­екта 685 («Плав­ник») являлся поиск, обна­руже­ние, дли­тель­ное слеже­ние и уни­чтоже­ние атом­ных под­вод­ных лодок, борьба с авиа­нос­ными соеди­не­ни­ями, круп­ными над­вод­ными кораб­лями и транспор­тами про­тив­ника. АПЛ про­екта 685 позици­о­ни­ро­ва­лась как самая глу­бо­ко­вод­ная. Голов­ная лодка про­екта 685 «Ком­со­мо­лец» (К-278) была заложена на Севмаш­предпри­я­тии 22 апреля 1978 года. Стро­и­тельство корабля велось блоч­ным мето­дом, каж­дый гото­вый блок про­хо­дил все­сто­рон­ние испыта­ния в спе­ци­аль­ных док-каме­рах. Спуск на воду состо­ялся 3 июня 1983 года и вступила в строй 28 декабря 1983 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ про­екта 945 («Бар­ра­куда») явля­лось слеже­ние за ракет­ными под­вод­ными лод­ками и авиа­нос­ными удар­ными группами потенци­аль­ного про­тив­ника, а также гаран­ти­ро­ван­ное уни­чтоже­ние этих целей с нача­лом бое­вых действий. АПЛ 945-го про­екта пред­на­зна­чена для веде­ния борьбы не только с ракет­ными под­вод­ными лод­ками про­тив­ника, но и с над­вод­ными кораб­лями из состава авиа­нос­ных соеди­не­ний и удар­ных группи­ро­вок. Голов­ная лодка про­екта 945 «Краб» (К-276) была заложена в Сормове 20 июля 1979 года, спущена на воду 29 июля 1983 года и вступила в строй 21 сен­тября 1984 года.

Основ­ным назна­че­нием новых многоце­ле­вых АПЛ про­екта 971 («Щука-Б») явля­лись борьба с кора­бель­ными группи­ров­ками и под­вод­ными лод­ками про­тив­ника, а также про­ве­де­ние спе­цопе­раций, мин­ные поста­новки и раз­ведка. Голов­ная лодка про­екта 971 «Акула» (К-284) была заложена в Ком­со­мольске-на-Амуре в 1980 году, спуск на воду состо­ялся 6 октября 1982 года и вступила в строй 30 декабря 1984 года.

В 1987 году на пер­вых АПЛ с ППУ ОК-650 были выяв­лены несколько слу­чаев преж­де­времен­ной разгерме­ти­за­ции твэ­лов в актив­ных зонах и обра­зо­ва­ния трещин в свар­ных швах у бло­ков рас­хо­лажи­ва­ния. При­чины этих явле­ний были доста­точно быстро уста­нов­лены и благо­даря при­ня­тым сроч­ным мерам устра­нены.

Опыт экс­плу­а­тации кораб­лей с АЭУ тре­тьего поко­ле­ния пока­зал, что соблю­де­ние на них принци­пов само­за­щищен­но­сти реак­тор­ных уста­но­вок и множе­ствен­но­сти защит­ных барье­ров в основ­ном поз­во­лили предот­вращать выбросы радио­ак­тив­ных веществ за пре­делы реак­тор­ного отсека и тем самым огра­ни­чить послед­ствия ава­рий АЭУ и/или корабля для лич­ного состава, насе­ле­ния и окружающей среды. Реа­ли­за­ция этих принци­пов обес­пе­чи­ва­лась тща­тель­ным про­ек­ти­ро­ва­нием и гаран­ти­ями каче­ства изго­тов­ле­ния, отра­бо­тан­но­стью, надеж­но­стью и живу­че­стью кора­бель­ных систем и обо­ру­до­ва­ния, эффек­тив­ным функци­о­ни­ро­ва­нием систем диагно­сти­ро­ва­ния и кон­троля их состо­я­ния, высо­ким уров­нем подго­товки и ква­лифи­кации лич­ного состава.