Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ТЭС-3

Почти одно­временно с рабо­тами по созда­нию Пер­вой АЭС в Мин­сред­маше при­ступили к раз­ра­ботке ядер­ных уста­но­вок малой мощ­но­сти для гене­рации элек­троэнергии в отда­лен­ных, труд­но­до­ступ­ных и мало­осво­ен­ных реги­о­нах, где основ­ным препят­ствием к элек­три­фи­кации явля­ется труд­ность и дорого­визна доставки топ­лива. На пер­вом этапе работ в обла­сти малой атом­ной энерге­тики глав­ной зада­чей было выяс­не­ние прак­ти­че­ской возмож­но­сти созда­ния небольших атом­ных элек­тро­станций с габа­рит­ными и весо­выми пока­за­те­лями, при­ем­лемыми для пере­возки обо­ру­до­ва­ния и стро­и­тельства таких уста­но­вок в отда­лен­ных райо­нах и поз­во­ляющими вме­сте с тем выпол­нить тре­бо­ва­ния ради­аци­он­ной без­опас­но­сти.

Атом­ный энергосамо­ход

Принци­пи­ально путь достиже­ния этой цели был оче­ви­ден — это блочно-комплект­ная поставка обо­ру­до­ва­ния и стро­и­тель­ных дета­лей зда­ний в мак­симально подго­тов­лен­ном и опро­бо­ван­ном на заво­дах виде. В усло­виях север­ных райо­нов подоб­ные меропри­я­тия дают осо­бенно большой эффект из-за сезон­но­сти и высо­кой сто­и­мо­сти стро­и­тельно-мон­таж­ных работ.

Пер­вым такую идею сформу­ли­ро­вал руко­во­ди­тель Мин­сред­маша Е. П. Слав­ский в 1955 году в ходе визита на Киров­ский завод (ЛКЗ). В его беседе с дирек­то­ром ЛКЗ И. М. Сине­вым впер­вые про­зву­чало пред­ложе­ние о раз­ра­ботке мобиль­ной атом­ной элек­тро­станции, кото­рая могла бы питать элек­троэнергией граж­дан­ские и воен­ные объекты, рас­по­ложен­ные в отда­лен­ных райо­нах Край­него Севера и Сибири.

ЛКЗ, назна­чен­ный голов­ным раз­ра­бот­чи­ком и изго­то­ви­те­лем, в коопе­рации с Яро­слав­ским паро­во­зо­стро­и­тель­ным заво­дом подго­то­вил два про­екта атом­ного энергопо­езда — пере­движ­ной АЭС небольшой мощ­но­сти для транспор­ти­ровки по желез­ной дороге (ТЭС-1 и ТЭС-2). Пер­вый преду­смат­ри­вал одно­кон­тур­ную схему реак­тора с газо­тур­бин­ной уста­нов­кой, вто­рой — схему с исполь­зо­ва­нием паро­тур­бин­ной уста­новки самого локо­мо­тива. Вскоре Е. П. Слав­ский под­клю­чает к раз­ра­ботке про­екта Лабо­ра­то­рию «В» (ФЭИ), спе­ци­а­ли­сты кото­рой пред­ложили поста­вить элек­тро­станцию на гусе­ницы, сде­лав ее прак­ти­че­ски вез­де­ход­ной. Идея пере­движ­ной АЭС на гусе­ни­цах каза­лась весьма заман­чи­вой: станция на гусе­ни­цах своим ходом может подойти к потре­би­телю, и обес­пе­чи­вать его элек­троэнергией тре­бу­емое время. Это исклю­чало необ­хо­димость воз­ве­де­ния зда­ний и сооруже­ний в усло­виях веч­ной мерз­лоты.

Парал­лельно шел широ­кий поиск с целью отбора наи­бо­лее пер­спек­тив­ных про­ект­ных реше­ний для прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции опытно-демон­страци­он­ных про­то­типов малых АЭС. Рас­смат­ри­ва­лась возмож­ность созда­ния малых АЭС в раз­лич­ных стро­и­тельно-компо­но­воч­ных модифи­кациях и с реак­то­рами раз­ных типов, в част­но­сти: в виде энергопо­езда, на желез­но­до­рож­ных платформах, барже, пере­движ­ных на пневма­ти­че­ском и гусе­нич­ном ходу и стаци­о­нар­ных (блочно-транспор­та­бель­ных). В каче­стве реак­тор­ной уста­новки изу­ча­лись реак­торы раз­лич­ных типов: водно-гра­фи­то­вые, корпус­ные лег­ко­вод­ные (водо-водя­ные двух­кон­тур­ные и кипящие одно­кон­тур­ные), органо-орга­ни­че­ские и высо­ко­темпе­ра­тур­ные газо­вые.

В октябре 1956 года на совеща­нии в Мин­сред­маше было при­нято реше­ние, преду­смат­ри­вавшее в каче­стве основ­ного вари­анта раз­ра­ботку кон­струк­тор­ским бюро ЛКЗ пере­движ­ной АЭС с водо-водя­ным реак­то­ром на теп­ло­вых нейтро­нах элек­три­че­ской мощ­но­стью 1,5 МВт, с размеще­нием её на тан­ко­вых платформах. Реше­ние пору­чало также про­ра­ботку вари­ан­тов реак­тора с ртут­ным теп­ло­но­си­те­лем и теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут.

В марте 1957 года эскиз­ный про­ект пере­движ­ной станции с водо-водя­ным реак­то­ром был готов, и в апреле 1957 года выдано тех­ни­че­ское зада­ние на промплощадку для размеще­ния и экс­плу­а­тации уста­новки на тер­ри­то­рии ФЭИ (ген­про­ек­ти­ровщик — ВНИПИЭТ).

При созда­нии ТЭС-3 (Транспор­та­бель­ная Элек­тро­Станция, 3-й вари­ант, такой индекс полу­чил про­ект) кон­струк­торы и про­ек­ти­ровщики мак­симально исполь­зо­вали обо­ру­до­ва­ние и тех­но­логи­че­ские реше­ния, при­ня­тые при созда­нии реак­то­ров типа ВМ и ледо­кола «Ленин».

Все обо­ру­до­ва­ние транспор­та­бель­ной АЭС ТЭС-3 размеща­лось на 4-х гусе­нич­ных само­ход­ных транспор­те­рах с обогре­ва­емыми утеп­лен­ными кузо­вами вагон­ного типа. На двух из них рас­по­лага­лась реак­тор­ная паро­ге­не­ра­тор­ная уста­новка, на оставшихся — тур­бо­ге­не­ра­тор, пульт управ­ле­ния и вспомога­тель­ное обо­ру­до­ва­ние. Общий вес обо­ру­до­ва­ния, уста­нов­лен­ного на транспор­те­рах, состав­лял 201 тонну. В каче­стве транспор­те­ров исполь­зо­ва­лись удли­нен­ные до 10 кат­ков гусе­нич­ные шасси на базе танка Т-10. Мак­сималь­ная ско­рость транспор­тера состав­ляла 15 км/час.

Изго­то­ви­те­лем уста­новки выступил Киров­ский завод.

Уста­новка ТЭС-3 созда­ва­лась как демон­страци­он­ный пол­но­масштаб­ный про­то­тип круп­но­блоч­ной транспор­ти­ру­емой АЭС, изго­тав­ли­ва­емой на заводе в мак­симально гото­вом к экс­плу­а­тации виде. В неразо­бран­ном виде ТЭС-3 легко размеща­лась на четырех желез­но­до­рож­ных платформах и могла быть достав­лена в любое место. А туда, где нет желез­ной дороги, ТЭС-3 при­хо­дила своим ходом. Так как ТЭС-3 предпо­лага­лось экс­плу­а­ти­ро­вать в основ­ном стаци­о­нарно, ряд узлов, свя­зан­ных с ходо­вой частью энергосамо­хо­дов, по при­бытии станции на промплощадку, мог быть демон­ти­ро­ван (дизели, гусе­ницы и т.д.). В этом слу­чае рамы само­хо­дов играли роль фун­дамент­ных рам.

Два вез­де­хода, на кото­рых рас­по­лага­лись атом­ный реак­тор, цир­ку­ляци­он­ные насосы, паро­ге­не­ра­торы, теп­ло­обмен­ник, явля­лись источ­ни­ком силь­ного излу­че­ния, поэтому должны быть хорошо изо­ли­ро­ваны. Предпо­лага­лось их уста­нав­ли­вать или в есте­ствен­ных укрытиях, или же в вырытой траншее с желе­зо­бе­тон­ными щитами, закопан­ными в землю. Мон­таж такой уста­новки на месте ее экс­плу­а­тации сво­дился к про­кладке тру­бопро­во­дов и кабе­лей между вез­де­хо­дами. Дизель­ный двига­тель, уста­нов­лен­ный на шасси с элек­тро­ге­не­ра­то­ром, выпол­нял также роль пус­ко­вого и резерв­ного источ­ника пита­ния соб­ствен­ных нужд АЭС.

Для уста­новки ТЭС-3 был выбран водо-водя­ной реак­тор теп­ло­вой мощ­но­стью 8,8 МВт с двух­кон­тур­ной схемой выра­ботки пара, пода­ва­емого на тур­бину. Элек­три­че­ская мощ­ность ТЭС-3 состав­ляла 1,5 МВт. В актив­ной зоне реак­тора, имеющей форму цилин­дра высо­той 600 мм и диамет­ром 660 мм, размеща­лись 74 теп­ло­вы­де­ляющих сборки из коак­си­ально рас­по­ложен­ных диспер­си­он­ных кольце­вых твэ­лов с высо­ко­обогащен­ным ура­ном. В каче­стве топ­лив­ной компо­зиции исполь­зо­вался интерме­тал­лид UAl3, зали­тый силуми­ном.

Дав­ле­ние воды в корпусе реак­тора состав­ляло 130 атм, темпе­ра­тура на входе в реак­тор — 275 °С и на выходе — 300 °С.

Реак­тор рас­счи­ты­вался на кампа­нию 250 суток, а при частич­ной доза­грузке теп­ло­вы­де­ляющих элемен­тов — до 1 года. Рас­ход топ­лива на ТЭС-3 незна­чи­те­лен — до 14 г урана-235 за сутки.

При созда­нии малога­ба­рит­ной пере­движ­ной ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки раз­ра­бот­чи­кам при­ш­лось к реше­нию многих вопро­сов под­хо­дить с принци­пи­ально новых позиций. Напри­мер, ориги­наль­ной явля­лась кон­струкция био­логи­че­ской защиты реак­тора, состо­ящей из трех частей. Пер­вая часть в виде свинцо­вого ста­кана, в кото­ром нахо­дится реак­тор, размеща­ется на реак­тор­ном само­ходе и служит для защиты от излу­че­ния оста­нов­лен­ного реак­тора, напри­мер, во время ремонта или транспор­ти­ровки АЭС на новое место работы. Вто­рой частью защиты явля­ется вода или рас­твор бор­ной кис­лоты, зали­ва­емые в бак, в кото­ром размещен свинцо­вый ста­кан с реак­то­ром. Эта компо­нента защиты служит для сниже­ния акти­вации мате­ри­а­лов кузова и ходо­вой части платформы от нейтрон­ного излу­че­ния при работе реак­тора и перед транспор­ти­ров­кой сли­ва­ется. Основ­ной защи­той при работе реак­тора служила грун­то­вая обва­ловка траншеи, в кото­рой нахо­дятся вез­де­ходы с обо­ру­до­ва­нием пер­вого кон­тура. Такой под­ход к про­ек­ти­ро­ва­нию защиты поз­во­лил обес­пе­чить необ­хо­димое сниже­ние уров­ней излу­че­ния при весе транспор­ти­ру­емой защиты 28,5 т, что состав­ляло лишь 13 % общего веса обо­ру­до­ва­ния ТЭС-3.

При­ме­ром дру­гой задачи, успешно решен­ной при созда­нии ТЭС-3, явля­ется раз­ра­ботка системы перегрузки реак­тора в поле­вых усло­виях с при­ме­не­нием защит­ного кон­тей­нера и обыч­ного подъем­ного авто­крана гру­зо­подъем­но­стью 25 тонн.

К декабрю 1959 года все нестан­дарт­ное обо­ру­до­ва­ние было изго­тов­лено и к марту 1960 года смон­ти­ро­вано на тан­ко­вых платформах. В июне 1960 заверши­лось про­ве­де­ние комплекс­ных завод­ских испыта­ний (без загрузки ядер­ного топ­лива).

В авгу­сте 1960 года уста­новка ТЭС-3 была достав­лена на площадку Физико-энерге­ти­че­ского инсти­тута (г. Обнинск) и размещена по сосед­ству с Пер­вой АЭС. Энергосамо­ходы были уста­нов­лены в общей траншее глу­би­ной 2,8 м, стены и пере­крытие кото­рой выпол­нены из сбор­ного желе­зо­бе­тона и сна­ружи засыпаны грун­том. Вез­де­ход с тур­бо­ге­не­ра­то­ром и пультом управ­ле­ния рас­по­лага­лись на поверх­но­сти земли.

7 июня 1961 года реак­тор ТЭС-3 достиг кри­тич­но­сти, а 13 октября 1961 года тур­бина ТЭС-3 впер­вые стала под полез­ную нагрузку и выдала элек­три­че­ский ток в систему Мосэнерго. После отра­ботки про­ект­ной кампа­нии в 210 эффек­тив­ных суток реак­тор был оста­нов­лен для про­ве­де­ния регламент­ных работ.

Экс­плу­а­тация ТЭС-3 пока­зала доста­точ­ную надеж­ность, хорошую управ­ля­емость и удоб­ство обслужи­ва­ния. Сред­ний КИУМ за 250 эффек­тив­ных суток работы реак­тора соста­вил 0,46, что явля­ется хорошим пока­за­те­лем для экс­пе­римен­таль­ной уста­новки. Из круп­ных инци­ден­тов сле­дует отме­тить дли­тель­ный оста­нов уста­новки из-за выхода из строя глав­ного цир­ку­ляци­он­ного насоса пер­вого кон­тура, потре­бо­вавшее его замены. За весь период работы реак­тора не было ни одного слу­чая выхода твэ­лов из строя.

В процессе экс­плу­а­тации было выпол­нено большое коли­че­ство экс­пе­римен­тов для уточ­не­ния харак­те­ри­стик уста­новки, а также для выяв­ле­ния и про­верки путей даль­нейшего совершен­ство­ва­ния малых АЭС. В част­но­сти, на уста­новке был про­ве­ден ряд экс­пе­римен­тов по про­верке возмож­но­сти и каче­ства работы реак­тора в режиме само­регу­ли­ро­ва­ния и само­компен­сации при «сколь­зящих» парамет­рах пара, пода­ва­емого на тур­бину, а также по изу­че­нию эффек­тив­но­сти био­логи­че­ской защиты при вве­де­нии в воду бор­ной кис­лоты.

Экс­пе­рименты, напри­мер, пока­зали возмож­ность отказа от системы авто­ма­ти­че­ского регу­ли­ро­ва­ния мощ­но­сти, если реак­тор обла­дает отрица­тель­ным коэффици­ен­том реак­тив­но­сти во всем интер­вале темпе­ра­тур. Ока­за­лось, что раз­общен­ность пультов управ­ле­ния на каж­дой из платформ затруд­няет экс­плу­а­тацию и уве­ли­чи­вает чис­лен­ность пер­со­нала (на ТЭС-3 экс­плу­а­таци­он­ный пер­со­нал состав­лял 3 чело­века в смену).

В ходе экс­плу­а­тации из-за неудач­ной кон­струкции воз­никли про­блемы и с баком био­логи­че­ской защиты, вслед­ствие чего было выска­зано предпо­чте­ние отка­заться от него при даль­нейшем совершен­ство­ва­нии кон­струкции.

В 1963 году в ФЭИ нача­лась подго­товка ко вто­рой кампа­нии ТЭС-3, в январе 1964 года утвер­ждено тех­ни­че­ское зада­ние на про­ект вто­рой актив­ной зоны. Программа вто­рой загрузки реак­тора ТЭС-3 преду­смат­ри­вала мас­со­вое испыта­ние новых видов твэ­лов, ввод бора в пер­вый кон­тур реак­тора, облу­че­ние мате­ри­а­ло­вед­че­ских образцов. Однако из-за отказа Мини­стер­ства обо­роны от раз­ви­тия этого направ­ле­ния даль­нейшие работы по ТЭС-3 были пре­кращены.

20 апреля 1966 года нача­лась разгрузка реак­тора, завершивша­яся 5 мая 1966 года. 18 июля 1966 года была завершена кон­сер­вация 1-го кон­тура. С 1969 года уста­новка ТЭС-3 нахо­ди­лась в ФЭИ в пол­но­стью закон­сер­ви­ро­ван­ном состо­я­нии. В 1985 году после реви­зии само­ход­ная платформа с тур­би­ной была отправ­лена на Кам­чатку в рас­по­ряже­ние гео­лого-раз­ве­доч­ной экс­пе­диции.

В целом созда­ние ТЭС-3 поз­во­лило уточ­нить основ­ные научно-тех­ни­че­ские принципы про­ек­ти­ро­ва­ния АЭС с водо-водя­ными реак­то­рами для отда­лен­ных райо­нов СССР.