Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ВМ-4, В-5

Успеш­ное созда­ние фло­ти­лии атом­ных под­вод­ных лодок с реак­то­ром «ВМ-А» стало бази­сом для даль­нейшего раз­ви­тия под­вод­ного атом­ного флота. Раз­ви­тие атом­ной науки и тех­ники, расши­ре­ние тео­ре­ти­че­ских зна­ний и экс­пе­римен­таль­ных дан­ных открыли возмож­ность для раз­ра­ботки более совершен­ного транспорт­ного реак­тора, пред­став­ляющего собой уста­новку вто­рого поко­ле­ния, в кото­рой были бы учтены все ошибки преды­дущего про­екта и исполь­зо­ваны новейшие мате­ри­алы, кон­струкции и при­боры. Новые атом­ные энерге­ти­че­ские уста­новки полу­чили индексы «ВМ-4» и «В-5».

Не близ­нецы и не бра­тья

Основ­ными тре­бо­ва­ни­ями к под­вод­ным лод­кам нового поко­ле­ния были повыше­ние их надеж­но­сти и живу­че­сти, а также уменьше­ние габа­ри­тов ядер­ной уста­новки. Осно­ва­нием для начала работ стало Поста­нов­ле­ние ЦК КПСС и СМ СССР, при­ня­тое в авгу­сте 1958 года.

С самого начала про­ек­ти­ро­ва­ние реак­то­ров шло по двум аль­тер­на­тив­ным направ­ле­ниям, науч­ным руко­во­ди­те­лем кото­рых выступал А. П. Алек­сан­дров. Науч­ным руко­во­ди­те­лем и про­ек­тан­тами были опре­де­лены глав­ные новации, отли­чающие реак­тора вто­рого поко­ле­ния:

  • исклю­че­ние раз­ветв­лен­ной системы тру­бопро­во­дов пер­вого кон­тура;
  • исполь­зо­ва­ние нескольких компен­си­рующих реше­ток с инди­ви­ду­аль­ными при­во­дами;
  • пере­ход на двух­ско­рост­ные цир­ку­ляци­он­ные насосы пер­вого кон­тура;
  • повыше­ние ресурса всего обо­ру­до­ва­ния ППУ до 12 тыс. часов, а кампа­нии актив­ной зоны — до 5 тыс. часов.

Пер­вое направ­ле­ние, заниматься кото­рым было пору­чено ОКБ завода № 92 (г. Горький, глав­ный кон­струк­тор И. И. Афри­кан­тов), предпо­лагало пере­ход на совершенно новые кон­струк­тор­ские реше­ния, исклю­чающие недо­статки преды­дущей кон­струкции ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки. В ОКБ про­ек­том занимался сек­тор «Б», уже имевший опыт работы по созда­нию ядер­ной паропе­регре­вающей уста­новки (ППУ) для атом­ного ледо­кола «Ленин». Реак­тор раз­ра­ботки ОКБ полу­чил индекс «ВМ-4».

Вто­рое направ­ле­ние, где идей­ным руко­во­ди­те­лем явля­лось НИИ-8 (глав­ный кон­струк­тор Н. А. Дол­лежаль), заклю­ча­лось в том, чтобы сохра­нив основ­ные схемно-компо­но­воч­ные реше­ния реак­тора «ВМ-А», мак­симально модер­ни­зи­ро­вать его «узкие» места. Реак­тор вто­рого поко­ле­ния для АПЛ кон­струкции НИИ-8 полу­чил индекс «В-5».

Уста­новка «ВМ-4»

На пер­вом этапе про­ек­ти­ро­ва­ния уста­новки кон­струк­то­рами ОКБ завода № 92 преду­смат­ри­ва­лось про­ве­де­ние широ­ко­масштаб­ных поис­ко­вых работ по выбору типа уста­новки и основ­ных компо­но­воч­ных реше­ний. На их осно­ва­нии выбор сде­лан в пользу блоч­ной кон­струкции ППУ с водя­ным теп­ло­но­си­те­лем. Основ­ными кон­струк­тив­ными осо­бен­но­стями уста­но­вок такого типа были два блоч­ных узла: «реак­тор — паро­ге­не­ра­тор» с соеди­не­нием по принципу «труба в трубе» и «паро­ге­не­ра­тор — насос» пер­вого кон­тура.

В каче­стве основ­ного тех­ни­че­ского реше­ния было при­нято двух­ре­ак­тор­ное испол­не­ние ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ЯППУ) с поборт­ным рас­по­ложе­нием двух групп основ­ного обо­ру­до­ва­ния.

После рас­смот­ре­ния науч­ным руко­во­ди­те­лем и ген­за­каз­чи­ком пред­ложе­ний НИИ-8 и ОКБ завода № 92 было при­знано, что послед­нее в большей степени удо­вле­тво­ряет тре­бо­ва­ниям, предъяв­ля­емым к АПЛ вто­рого поко­ле­ния, и может быть рекомен­до­вано для даль­нейшей про­ра­ботки. Впо­след­ствии уста­новка «ВМ-4» созда­ва­лась сразу для трех про­ек­тов АПЛ — про­екты 670, 671 и 667, раз­ра­ба­ты­ва­емых раз­лич­ными кон­струк­тор­скими бюро.

Пер­вый про­ект — для АПЛ про­екта 671 — полу­чил индекс ОК-300, вто­рой — для АПЛ про­екта 670 — индекс ОК-350, тре­тий — для АПЛ про­екта 667 — индекс ОК-700. Основ­ное обо­ру­до­ва­ние раз­лич­ных вари­ан­тов уста­новки было прак­ти­че­ски пол­но­стью унифици­ро­вано, и ППУ отли­ча­лись лишь коли­че­ством петель (4 или 5 на один реак­тор) и при­вяз­ками к фун­дамент­ным кон­струкциям реак­тор­ных отсе­ков. На АПЛ про­екта 670 уста­нав­ли­вался один реак­тор мощ­но­стью 90 МВт и одна тур­бина, на АПЛ про­екта 671 — два реак­тора мощ­но­стью 72 МВт каж­дый и одна тур­бина и на АПЛ про­екта 667 — два реак­тора мощ­но­стью 90 МВт каж­дый и две тур­бины. Тех­ни­че­ские про­екты на ППУ ВМ-4 (ОК-300), ППУ ВМ-4-1 (ОК-350) и ППУ ВМ-4-2 (ОК-700) были утвер­ждены в апреле 1960 года, марте 1961 года и авгу­сте 1963 года соот­вет­ственно.

Созда­ние надеж­ных в экс­плу­а­тации ППУ ОК-300, ОК-350 и ОК-700 с минималь­ными массо-габа­рит­ными харак­те­ри­сти­ками стало возможно благо­даря компакт­ному рас­по­ложе­нию обо­ру­до­ва­ния вокруг реак­тора, что поз­во­лило одно­временно исполь­зо­вать его в каче­стве элемен­тов био­логи­че­ской защиты, а суще­ствен­ное сокраще­ние про­тяжен­но­сти систем пер­вого кон­тура и свар­ных швов зна­чи­тельно повы­сило надеж­ность обо­ру­до­ва­ния.

Обо­ру­до­ва­ние уста­новки изго­тав­ли­ва­лось с прочно-плот­ными корпу­сами, рас­счи­тан­ными на дав­ле­ние пер­вого кон­тура. Так, корпуса и днища реак­то­ров ОК-300 и ОК-350 изго­тав­ли­ва­лись из пер­лит­ных ста­лей и сва­ри­ва­лись авто­ма­ти­че­ской свар­кой. Внутри корпус был облицо­ван анти­кор­ро­зи­он­ной наплав­кой, что повы­сило тех­но­логич­ность и надеж­ность обо­ру­до­ва­ния.

Была при­нята одно­за­ход­ная схема цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля через актив­ную зону, что упро­стило кон­струкцию внут­рен­него блока реак­тора и сде­лало возмож­ным исполь­зо­ва­ние есте­ствен­ной цир­ку­ляции теп­ло­но­си­теля для рас­хо­лажи­ва­ния реак­тора.

В актив­ной зоне реак­тора исполь­зо­ва­лись стержень­ко­вые и двух­кольце­вые твэлы с ура­ном обогаще­нием 21 % (зона с 2-х кольце­выми твэ­лами ока­за­лась един­ствен­ной из зон, кото­рая пол­но­стью выра­ба­ты­вала свой энерго­ре­сурс). Про­ект­ный цикл пере­за­рядки актив­ной зоны состав­лял 8 лет.

Кон­струк­то­рам и про­ек­ти­ровщи­кам при­ш­лось отка­заться от стен­до­вого про­то­типа, и пер­вые штат­ные изде­лия для ППУ поступали сразу на мон­таж в АПЛ. Чтобы компен­си­ро­вать отсут­ствие пол­но­масштаб­ного стенда ОКБ сосре­до­то­чи­лось на поэлемент­ной про­верке и отра­ботке обо­ру­до­ва­ния, для чего было создано более 200 стен­дов. В част­но­сти, были про­ве­дены термоцик­ли­че­ские испыта­ния натур­ных моде­лей соеди­ни­тель­ных патруб­ков реак­тор-гене­ра­тор, голов­ных образцов корпу­сов реак­то­ров. В 1964 году голов­ные образцы реак­то­ров уста­но­вок ОК-300 и ОК-350 прошли комплекс­ные испыта­ния на соби­ра­емость реак­то­ров и функци­о­ни­ро­ва­ние систем управ­ле­ния и защиты, после чего были при­няты меж­ве­дом­ствен­ными комис­си­ями.

Опыт созда­ния АПЛ пер­вого поко­ле­ния пока­зал, что мон­таж ППУ в реак­тор­ном отсеке из-за тес­ноты послед­него явля­ется самым труд­ным этапом в изго­тов­ле­нии АПЛ. Новые компо­но­воч­ные реше­ния создали предпо­сылки для пере­носа большого объема мон­таж­ных работ на пред­стапель­ные участки, что сокра­тило сроки мон­тажа и повы­сило его каче­ство. Для над­зора над процес­сом мон­тажа ЯППУ на предпри­я­тия-изго­то­ви­тели АПЛ были направ­лены спе­ци­аль­ные бригады шеф-мон­тажа, набран­ные из числа спе­ци­а­ли­стов ОКБ. Тем не менее, это не стало 100 % гаран­тией для исклю­че­ния инци­ден­тов на суше – они слу­ча­лись, в том числе и ядерно-опас­ные.

Имели место и другие про­ис­ше­ствия. Так, в ноябре 1966 года на Севмаш­предпри­я­тии при про­ве­де­нии гид­ро­ис­пыта­ний реак­тора для АПЛ про­екта 667 в аппа­рате, изго­тов­лен­ном на Волго­град­ском заводе «Бар­ри­кады», было обна­ружено зна­чи­тель­ное число грязи и метал­ли­че­ской стружки. Этот слу­чай сразу был ква­лифици­ро­ван как «чрез­вы­чай­ное про­ис­ше­ствие», так как он ста­вил под сомне­ние отсут­ствие посто­рон­них пред­ме­тов в ранее изго­тов­лен­ном обо­ру­до­ва­нии. Это спро­воци­ро­вало про­верку всех ранее смон­ти­ро­ван­ных реак­то­ров, из-за чего были отложены сроки сдачи ряда АПЛ про­ек­тов 670 и 667. Инци­дент завершился выпус­ком спе­ци­аль­ного норма­тив­ного документа, регу­ли­рующего поря­док закрытия и вскрытия обо­ру­до­ва­ния пер­вого кон­тура атом­ного под­вод­ного флота.

В начале 70-х годов выяви­лись два серьез­ных недо­статка ППУ типа ВМ-4: преж­де­времен­ная разгерме­ти­за­ция твэ­лов стерж­не­вого типа и обра­зо­ва­ние трещин в сто­я­ках крышек реак­тора. Для их устра­не­ния были раз­ра­бо­таны новые кон­струкции актив­ных зон с модер­ни­зи­ро­ван­ными стерж­не­выми и кольце­выми твэ­лами и усо­вершен­ство­вана кон­струкция крышки реак­тора.

В ходе экс­плу­а­тации АПЛ вто­рого поко­ле­ния ядер­ные уста­новки про­де­мон­стри­ро­вали зна­чи­тельно воз­рос­шую надеж­ность систем и обо­ру­до­ва­ния. При более интен­сив­ной экс­плу­а­тации этих АПЛ коли­че­ство отка­зов или неис­прав­но­стей обо­ру­до­ва­ния было в десятки раз меньше по срав­не­нию с пер­вым поко­ле­нием лодок.

АПЛ про­екта 671 («Ёрш») созда­ва­лась как лодка-охот­ник и пред­на­зна­ча­лась для уни­чтоже­ния аме­ри­кан­ских АПЛ с бал­ли­сти­че­скими раке­тами. Голов­ная лодка К-38 была заложена в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адми­рал­тейском заводе (ныне «Адми­рал­тейские верфи»). На АПЛ про­екта 671 исполь­зо­вался один греб­ной вал, что поз­во­лило уменьшить водо­измеще­ние и шум­ность корабля и полу­чить зна­чи­тельно более высо­кую, чем у зару­беж­ных ана­логов, под­вод­ную ско­рость. Реа­ли­за­ция одно­валь­ной схемы поз­во­лила также разме­стить в одном отсеке глав­ный тур­бо­зуб­ча­тый агрегат и оба авто­ном­ных тур­бо­ге­не­ра­тора со всем сопут­ствующим обо­ру­до­ва­нием, что обес­пе­чило уменьше­ние отно­си­тель­ной длины корпуса лодки. В кон­струкции проч­ного корпуса было решено при­ме­нить новую сталь марки АК-29, что поз­во­ляло уве­ли­чить глу­бину погруже­ния.

5 ноября 1967 был подпи­сан акт о при­емке в состав ВМФ СССР голов­ной лодки К-38 про­екта 671, и она вошла в состав Север­ного флота. Всего было постро­ено 15 лодок про­екта 671, основ­ная их часть служила на Север­ном флоте.

АПЛ про­екта 670 («Скат») пред­на­зна­ча­лись для уни­чтоже­ния кораб­лей, идущих в составе кон­воев, в основ­ном — авиа­носцев в составе авиа­нос­ных удар­ных групп. Их стро­и­тельство велось на заводе «Крас­ное Сормово», г. Горький. Под­вод­ная лодка имела двух­корпус­ную архи­тек­туру с вере­те­но­об­раз­ными обво­дами лег­кого корпуса, имеющего в носо­вой части эллип­ти­че­ское сече­ние, обу­слов­лен­ное размеще­нием ракет­ного вооруже­ния.

Пер­вая АПЛ была спущена на воду 2 авгу­ста 1966 года. При­ем­ный акт по голов­ному кораблю К-43 серии 670 был подпи­сан 6 ноября 1967 года, и она вошла в состав Север­ного флота.

Всего было постро­ено 11 АПЛ про­екта 670.

АПЛ про­екта 667 созда­ва­лась как носи­тель бал­ли­сти­че­ских ракет с ядер­ной боего­лов­кой. После реше­ния пра­ви­тельства о смене исполь­зу­емого на ней вооруже­ния про­ект полу­чил индекс 667А («Навага»). Новые раке­то­носцы стали име­но­ваться РПКСН (ракет­ный под­вод­ный крей­сер стра­теги­че­ского назна­че­ния).

Лодка про­екта 667 явля­лась двух­корпус­ной, носо­вая око­неч­ность имела оваль­ную форму, кормо­вая — вере­те­но­об­раз­ную. Проч­ный корпус цилин­дри­че­ского сече­ния диамет­ром 9,4 м раз­де­лялся на 10 отсе­ков, из кото­рых реак­тор­ным являлся 7-й отсек. Глав­ная энерго­уста­новка номи­наль­ной мощ­но­стью 52 тыс. л.с. состо­яла из авто­ном­ных бло­ков пра­вого и левого борта. В состав каж­дого блока вхо­дили водо­во­дя­ной реак­тор ВМ-4-2 (ОК-700), паро­тур­бин­ная уста­новка с тур­бо­зуб­ча­тым агрега­том и тур­бо­ге­не­ра­тор.

Стро­и­тельство под­вод­ных лодок по про­екту 667А велось быст­рыми темпами. Пер­вый АПЛ К-137 про­екта 667А заложили на Север­ном маши­но­стро­и­тель­ном заводе 9 ноября 1964 года. Спуск на воду состо­ялся 28 авгу­ста 1966 года, а 1 сен­тября нача­лись сда­точ­ные испыта­ния. АПЛ К-137 вступила в строй 5 ноября 1967 года и 24 ноября была пере­дана в состав Север­ного флота.

Серия 667А стала самой много­чис­лен­ной из всех про­ек­тов совет­ских АПЛ и имела большое число модифи­каций. В период с 1967 по 1974 гг. было постро­ено 34 судна про­ек­тов 667А и 667АУ.

Все лодки про­ек­тов 671, 670 и 667 были выве­дены из состава флота с 1989 по 1997 гг.

Уста­новка «В-5»

Фак­ти­че­ски работы по уста­новке «В-5» нача­лись задолго до выхода выше­ука­зан­ного поста­нов­ле­ния. С 1955 года НИИ-8 занима­лось раз­ра­бот­кой уста­новки «ВК» с водо-водя­ным реак­то­ром для АПЛ про­екта 639. Её осо­бен­но­стями явля­лись размеще­ние в актив­ной зоне нескольких лег­ких орга­нов компен­сации избыточ­ного запаса реак­тив­но­сти, одно­хо­до­вая схема движе­ния воды в актив­ной зоне, объеди­не­ние в блок основ­ного обо­ру­до­ва­ния уста­новки и др. Фак­ти­че­ски уста­новка «ВК» являла собой кон­струкцию пер­вой блоч­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки, дока­завшей в даль­нейшем свою эффек­тив­ность.

В 1958 году работы по про­екту 639 были пре­кращены, и все нара­бо­тан­ные идеи спе­ци­а­ли­сты НИИ-8 исполь­зо­вали для созда­ния реак­тор­ной уста­новки вто­рого поко­ле­ния для АПЛ про­екта 661. Бое­вым назна­че­нием новой под­вод­ной лодки была борьба со ско­рост­ными кораб­лями охра­не­ния и авиа­нос­цами про­тив­ника.

Тех­ни­че­ский про­ект ППУ «В-5» был подго­тов­лен НИИ-8 совместно с ЛИПАН в ноябре 1959 года. Двух­ре­ак­тор­ная уста­новка «В-5» отли­ча­лась рядом новых тех­ни­че­ских реше­ний. Так, наи­бо­лее круп­ное обо­ру­до­ва­ние и часть ради­аци­он­ной защиты размеща­лась на фун­дамент­ных бал­ках, не при­со­еди­нен­ных к проч­ному корпусу лодки, что снижало динами­че­ское воз­действие на обо­ру­до­ва­ние. В каче­стве основ­ного мате­ри­ала ради­аци­он­ной защиты стал исполь­зо­ваться более эффек­тив­ный серпен­ти­ни­то­вый бетон. Кроме того, для уста­новки была раз­ра­бо­тана еди­ная система кон­троля дистанци­он­ного и авто­ма­ти­че­ского управ­ле­ния.

При раз­ра­ботке про­екта ППУ «В-5» впер­вые в прак­тике НИИ-8 для слож­ных много­ва­ри­ант­ных рас­че­тов актив­ной зоны исполь­зо­ва­лись элек­тронно-вычис­ли­тель­ные машины.

Из-за жест­ких сро­ков реа­ли­за­ции про­екта при­ш­лось отка­заться от стро­и­тельства назем­ного про­то­типа (стенда) для про­верки пра­виль­но­сти при­ня­тых про­ект­ных и кон­струк­тор­ских реше­ний, огра­ни­чившись исполь­зо­ва­нием ряда экс­пе­римен­таль­ных стен­дов. Так, вме­сто ана­лога стенда 27/ВМ было при­нято реше­ние создать пол­но­размер­ный теп­логид­рав­ли­че­ский (неядер­ный) стенд на Ижор­ском заводе — изго­то­ви­теле ППУ «В-5», чтобы мак­симально отра­бо­тать на нем кон­струк­тор­ские и тех­но­логи­че­ские новации. Поэтому на Ижор­ском заводе велось изго­тов­ле­ние сразу трех комплек­тов обо­ру­до­ва­ния уста­новки: одного – для теп­логид­рав­ли­че­ского стенда, и двух — для будущего корабля.

В ЛИПАН (Инсти­тут атом­ной энергии) был сооружен кри­ти­че­ский стенд, на кото­ром изу­ча­лись физи­че­ские харак­те­ри­стики реак­тора.

Стро­и­тельство опыт­ной лодки про­екта 661 («Анчар») в Севе­ро­двин­ске после её закладки в декабре 1963 года рас­тя­ну­лось на долгих 5 лет. Глав­ная при­чина отста­ва­ния от графика заклю­ча­лась в том, что корпус лодки должен был изго­тав­ли­ваться из титана, про­из­вод­ство кото­рого в СССР только налажи­ва­лось.

Ядер­ные реак­тор­ные уста­новки на лодке рас­по­лага­лись в 5 отсеке. Глав­ная энерге­ти­че­ская уста­новка состо­яла из двух авто­ном­ных групп — пра­вого и левого борта. Каж­дая группа вклю­чала в себя атом­ную паро­про­из­во­дящую уста­новку «В-5» с реак­то­ром, тур­бо­зуб­ча­тый агрегат (глав­ный судо­вой двига­тель, состо­ящий из нескольких тур­бин и зуб­ча­той пере­дачи) и авто­ном­ный тур­бо­ге­не­ра­тор. Номи­наль­ная теп­ло­вая мощ­ность каж­дого реак­тора состав­ляла 177,4 МВт.

Водо-водя­ной реак­тор и размещен­ные вокруг него секции прямо­точ­ных паро­ге­не­ра­то­ров, вклю­чен­ные на свои гид­ро­камеры, соеди­ня­лись патруб­ками «труба в трубе». При­ня­тая «плот­ная» компо­новка и размеще­ние обо­ру­до­ва­ния затруд­няли обес­пе­че­ние его ремон­топри­год­но­сти, и задача сохра­не­ния рабо­то­спо­соб­но­сти уста­новки при отдель­ных отка­зах секций ПГ реша­лась за счет возмож­но­сти отсе­че­ния секций в ремонт­ные пери­оды. Агрега­ти­ро­ва­ние каж­дой из двух ППУ, уста­нов­лен­ных на АПЛ, с кон­струк­тор­ской точки зре­ния, отли­ча­лось исклю­чи­тель­ной ориги­наль­но­стью и сме­ло­стью про­ект­ных реше­ний.

Пер­вая блоч­ная ППУ «В-5» по удель­ной массе в 2 раза, а по насыщен­но­сти энерго­от­сека в 2,5-3 раза пре­вос­хо­дила лучшие достиг­ну­тые к этому времени пока­за­тели.

В декабре 1968 года АПЛ спус­ка­ется на воду, а через год, после про­ве­де­ния всех необ­хо­димых испыта­ний пере­да­ется в военно-мор­ской флот. Во время госу­дар­ствен­ных ходо­вых испыта­ний лодка про­де­мон­стри­ро­вала уни­каль­ные ходо­вые каче­ства — на мощ­но­сти реак­то­ров в 80 % от номи­наль­ной была раз­вита ско­рость под­вод­ного хода в 42 узла, а во время опыт­ной экс­плу­а­тации на пол­ной мощ­но­сти ЯЭУ — 44,7 узла, что по сей день явля­ется миро­вым рекор­дом.

Опыт­ная экс­плу­а­тация под­вод­ной лодки закон­чи­лась в декабре 1971 года. АПЛ, полу­чившая индекс «К-162» (с 1978 года — К-222), в сен­тябре того же года вышла на бое­вую службу, в ходе кото­рой субма­рина прошла в район эква­тора до Бра­зильской впа­дины от Грен­ланд­ского моря. В ходе дан­ного пере­хода под­лодка вела сопро­вож­де­ние авиа­носца «Сара­тога» (США), кото­рый несколько раз пытался ото­рваться от под­лодки, раз­ви­вая ско­рость больше 30 узлов, но достичь жела­емого результата не уда­лось. Более того, атом­ная под­лодка, осуществ­ляя маневры, иногда опе­режала аме­ри­кан­ское судно. За два с поло­ви­ной месяца похода, лодка под­нима­лась на поверх­ность всего лишь раз.

Из-за исполь­зо­ва­ния титана лодка про­екта 661 ока­за­лось очень доро­гой, за что полу­чила назва­ние «Золо­тая рыбка». По этой же при­чине лодка в серию не пошла, оставшись един­ствен­ным кораб­лем. Про­служила в составе ВМФ до 1998 года.