Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ВМ-А

В 1952 году в США при­ступили к стро­и­тельству пер­вой в мире под­вод­ной лодки с атом­ным реак­то­ром. Конечно, СССР не мог оста­ваться пас­сив­ным наблю­да­те­лем, и совет­ские атомщики и кораб­ле­стро­и­тели начали раз­ра­ба­ты­вать свою атом­ную лодку (АПЛ), полу­чившую сверх­сек­рет­ное назва­ние «объект 627». В результате созда­ния АПЛ про­екта 627 СССР стал вто­рой в мире держа­вой, имеющей атом­ный под­вод­ный флот. Под­лодки про­екта 627 имели выдающи­еся для сво­его времени харак­те­ри­стики, но обла­дали и суще­ствен­ными недо­стат­ками, кото­рые исправ­ля­лись в АПЛ сле­дующих поко­ле­ний

Наш ответ Чем­бер­лену

Работы по созда­нию под­вод­ной лодки с атом­ной движи­тель­ной уста­нов­кой нача­лись в авгу­сте 1952 года. Толч­ком для них послужило письмо в пра­ви­тельство атом­ных «пат­ри­ар­хов» — И. В. Кур­ча­това, А. П. Алек­сан­дрова и Н. А. Дол­лежаля — о необ­хо­димо­сти созда­ния оте­че­ствен­ной атом­ной под­вод­ной лодки с целью лик­ви­дации суще­ствен­ного отста­ва­ния от аме­ри­канцев в этой обла­сти. Самой важ­ной и слож­ной частью этого про­екта была раз­ра­ботка атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новки, для чего необ­хо­димо было решить ряд слож­ных инже­нерно-кон­струк­тор­ских задач.

Весь про­ект был отдан под ответ­ствен­ность Пер­вого глав­ного управ­ле­ния. Науч­ным руко­во­ди­те­лем раз­ра­бо­ток был назна­чен ака­демик А. П. Алек­сан­дров (ЛИПАН), глав­ным кон­струк­то­ром по энерге­тике — ака­демик Н. А. Дол­лежаль (НИИ­химмаш/НИИ-8). Ответ­ствен­ным за раз­ра­ботку кора­бель­ной части стал В. Н. Перегу­дов (Ленинград­ское СКБ-143 мини­стер­ства судо­стро­е­ния).

В ходе предпро­ект­ных про­ра­бо­ток был выбран вари­ант атом­ной энерги­че­ской уста­новки в составе двух реак­то­ров, уста­нав­ли­ва­емых по оси лодки, опре­де­лены основ­ные габа­риты реак­тора (под них отво­дился отсек дли­ной 12 м и диамет­ром 6,8 м), его тип (два вари­анта — с берил­ли­е­вым замед­ли­те­лем и водо-водя­ной) и мощ­ность (70 МВт тепл.). В даль­нейшем от реак­тора с берил­лием при­ш­лось отка­заться вслед­ствие слож­но­сти кон­струкции, необ­хо­димо­сти большой загрузки урана и ядо­ви­то­сти берил­лия. Пер­вое время спе­ци­а­ли­сты ЛИПАН и НИКИЭТ сосре­до­то­чи­лись на идее каналь­ного водогра­фи­то­вого реак­тора, ана­логич­ного по кон­струкции с сооружа­емым в то время реак­то­ром «АМ» пер­вой в мире АЭС, однако затем предпо­чте­ние было отдано реак­тору корпус­ного типа (ВВР) с водой под дав­ле­нием, как более компакт­ного и с меньшей загруз­кой обогащен­ного урана. Его идея была обос­но­вана рас­че­тами сотруд­ни­ков ЛИПАН.

Реак­тор, полу­чивший индекс «ВМ-А», имел сле­дующие кон­струк­тив­ные осо­бен­но­сти: кова­ный корпус из тол­сто­стен­ной высо­копроч­ной угле­ро­ди­стой стали изго­тав­ли­вался со встав­ным днищем и встав­ной рубаш­кой, патрубки при­ва­ри­ва­лись к рубашке. Плос­кая крышка реак­тора уплот­ня­лась с помощью нажим­ного фланца. Для нового реак­тора было при­нято ориги­наль­ное кон­струк­тор­ское реше­ние актив­ной зоны, кото­рая форми­ро­ва­лась из инди­ви­ду­ально охла­жда­емых теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок с размеще­нием их в экран­ной сборке, как в выем­ном блоке. Это поз­во­ляло про­во­дить как пока­наль­ную замену ядер­ного топ­лива, так и его пол­ную ава­рий­ную выгрузку.

В марте 1954 года Мин­сред­маш утвер­дил тех­ни­че­ский про­ект реак­тора, и кон­струк­тора при­ступили к раз­ра­ботке рабо­чих чер­тежей обо­ру­до­ва­ния. При про­ра­ботке воз­ник целый ряд вопро­сов по опти­ми­за­ции теп­ло­вой схемы ядер­ного реак­тора (ЯР) и его парамет­ров; схеме регу­ли­ро­ва­ния нейтрон­ных процес­сов в ЯР; мето­дам нейтронно-физи­че­ского рас­чета водо-водя­ных ЯР; про­блемам глу­бо­кого выго­ра­ния ядер­ного топ­лива и накоп­ле­ния оскол­ков деле­ния 235U, созда­ния теп­ло­тех­ни­че­ской модели атом­ной уста­новки; раз­ра­ботки схемы авто­ма­ти­че­ского управ­ле­ния атом­ной уста­нов­кой.

Для их реше­ния в Обнин­ске в Физико-энерге­ти­че­ском инсти­туте начал стро­иться назем­ный натур­ный стенд 27/ВМ с паро­тур­бин­ной уста­нов­кой. На нем предпо­лага­лось про­ве­рить пра­виль­ность схем­ных, компо­но­воч­ных и кон­струк­тор­ских реше­ний реак­тор­ной уста­новки, выявить недо­статки обо­ру­до­ва­ния для их свое­времен­ного устра­не­ния. Для этого на заводе № 92 (г. Горький) изго­тав­ли­ва­лись одно­временно три комплекта реак­тор­ной уста­новки: один для стенда 27/ВМ и два — для будущей АПЛ.

Осе­нью 1954 года в Обнинск стали при­бы­вать моряки пер­вого экипажа стро­ящейся АПЛ. Они про­хо­дили стажи­ровку на недавно вве­ден­ной в экс­плу­а­тацию пер­вой в мире АЭС (реак­тор «АМ»), и после полу­че­ния допуска на управ­ле­ние атом­ным реак­то­ром кон­тро­ли­ро­вали мон­таж обо­ру­до­ва­ния стенда.

К этому времени на заводе № 12 в Элек­тро­стали были изго­тов­лены 3 комплекта твэ­лов для актив­ной зоны реак­тора. Пер­во­на­чально твэлы изго­тав­ли­ва­лись по двум аль­тер­на­тив­ным тех­но­логиям: с засыпа­емой порош­ко­вой топ­лив­ной компо­зицией с даль­нейшей про­пит­кой эвтек­ти­кой сви­нец-вис­мут (раз­ра­ботка НИИ-9) и с таб­ле­точ­ной топ­лив­ной компо­зицией (раз­ра­ботка ЛИПАН). Впо­след­ствии в реак­то­рах «ВМ-А» исполь­зо­ва­лись более совершен­ные твэлы кон­струкции НИИ-9 — стерж­не­вого и кольце­вого типа с топ­лив­ной компо­зицией на основе сплава уран-крем­ний-алюми­ний. В твэ­лах исполь­зо­вался уран обогаще­нием 21 % по урану-235.

Теп­ло­вы­де­ляющая сборка состо­яла из двух групп твэ­лов — цен­траль­ных (9 шт.) и перифе­рий­ных (14 шт.) с раз­де­ли­тель­ной тру­бой между ними.

8 марта 1956 года на смон­ти­ро­ван­ной атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новке стенда 27/ВМ был успешно осуществ­лен физи­че­ский пуск актив­ной зоны пер­вого в СССР кора­бель­ного реак­тора (опе­ра­то­рами стенда выступали обу­чен­ные и сдавшие экза­мен моряки). В начале апреля 1956 года на стенде был полу­чен пер­вый рабо­чий пар и выход на тур­бо­ге­не­ра­тор­ный режим.

Работа стенда сопро­вож­да­лась большим чис­лом ава­рий­ных оста­но­вов из-за течей теп­ло­но­си­теля и выхода из строя обо­ру­до­ва­ния. В конце 1956 года про­изошла оче­ред­ная ава­рия, закон­чивша­яся раз­ру­ше­нием части актив­ной зоны и попа­да­нием высо­ко­ак­тив­ного теп­ло­но­си­теля в рабо­чее помеще­ние, что временно исклю­чило возмож­ность экс­плу­а­тации стенда. Тем не менее, полу­чен­ный опыт поз­во­лил вне­сти суще­ствен­ные изме­не­ния в кон­струкцию реак­тора, касающи­еся био­логи­че­ской защиты, актив­ной зоны, испол­ни­тель­ных меха­низмов и пр.

В мае 1957 года работа модер­ни­зи­ро­ван­ного стенда 27/ВМ воз­об­но­ви­лась. Глав­ный вывод, кото­рое сде­лали науч­ный руко­во­ди­тель и глав­ный кон­струк­тор на осно­ва­нии опыта его экс­плу­а­тации, заклю­чался в сле­дующем: реак­тор­ная уста­новка «ВМ-А» по своей принци­пи­аль­ной схеме, составу и компо­новке обо­ру­до­ва­ния, сред­ствам управ­ле­ния и защиты спро­ек­ти­ро­вана пра­вильно.

Закладка пер­вой в СССР АПЛ состо­я­лась 24 сен­тября 1955 года в спе­ци­ально постро­ен­ном для нее цехе № 42 судо­стро­и­тель­ного завода № 402 в г. Севе­ро­двин­ске. В 1956 году на завод № 402 были достав­лены два комплекта обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ных уста­но­вок «ВМ-А» в составе корпу­сов реак­то­ров без актив­ных зон, крышек, испол­ни­тель­ных меха­низмов систем управ­ле­ния защи­той реак­тора, тру­бопро­во­дов и др. 29 сен­тября 1956 года начался их мон­таж. Осо­бое внима­ние при этом уде­ля­лось каче­ству свар­ных швов, про­верка герме­тич­но­сти кото­рых велась несколькими мето­дами.

Реак­тор­ная уста­новка «ВМ-А» состо­яла из двух основ­ных цир­ку­ляци­он­ных кон­ту­ров, в кото­рых в каче­стве теп­ло­но­си­теля исполь­зо­ва­лась вода, а также вспомога­тель­ных и обслужи­вающих систем. Цир­ку­ляция воды по пер­вому кон­туру обес­пе­чи­ва­ется бес­саль­ни­ко­выми герме­тич­ными элек­тро­на­со­сами — глав­ным и вспомога­тель­ным.

Для отвода тепла от метал­ло­кон­струкций баков желе­зо­вод­ной защиты реак­тора, под­шип­ни­ков насо­сов, при­во­дов меха­низмов исполь­зо­вался тре­тий цир­ку­ляци­он­ный кон­тур с прес­ной водой. Отвод тепла от тре­тьего кон­тура осуществ­лялся чет­вер­тым цир­ку­ляци­он­ным кон­ту­ром с мор­ской водой.

Для обес­пе­че­ния допу­стимого уровня излу­че­ния в помеще­ниях лодки в реак­тор­ном отсеке уста­нов­лены спе­ци­аль­ные кон­струкции био­за­щиты в виде бло­ков из поглощающих мате­ри­а­лов, а в конце­вых пере­бор­ках реак­тор­ного отсека и палуб­ных насти­лах исполь­зо­ван сви­нец.

9 авгу­ста 1957 года АПЛ была выве­дена из цеха № 42 и спущена на воду для после­дующей достройки её на плаву. В начале сен­тября нача­лась загрузка в реак­тора актив­ных зон: в носо­вой реак­тор — зону с кольце­выми твэ­лами, в кормо­вой реак­тор — со стерж­не­выми твэ­лами. Загрузка кана­лов и твэ­лов в ячейки экран­ных сбо­рок реак­то­ров осуществ­ля­лась по кар­тограммам при посто­ян­ном кон­троле физи­че­ских парамет­ров актив­ных зон. Затем нача­лось запол­не­ние реак­то­ров водой высо­кой чистоты.

13 сен­тября 1957 года под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова и сотруд­ни­ков ЛИПАН нача­лась проце­дура физи­че­ского пуска обоих реак­то­ров с выхо­дом на минимально кон­тро­ли­ру­емый уро­вень мощ­но­сти. После устра­не­ния ряда непо­ла­док к сере­дине апреля 1958 года атом­ная энерге­ти­че­ская уста­новка АПЛ была готова к вводу в действие.

19 апреля 1958 года сна­чала на одном, а затем (18 мая) и на другом реак­торе была достиг­нута мощ­ность 18 % от про­ект­ной. Успеш­ная работа АЭУ в тече­ние нескольких недель дала осно­ва­ние к пере­даче лодки на комплекс­ные швар­то­вые испыта­ния (КШИ). Комплекс­ные швар­то­вые испыта­ния являются наи­бо­лее важ­ным и ответ­ствен­ным этапом любого стро­ящегося корабля.

19 мая 1958 года лодка (ей был при­своен так­ти­че­ский номер К-3, с конца 1962 года она носила имя «Ленин­ский ком­со­мол») была предъяв­лена на КШИ, начавши­еся в тот же день. Испыта­ния про­во­ди­лись круг­ло­су­точно и заверши­лись 5 июня 1958 года. Мак­сималь­ная мощ­ность на реак­торе, достиг­ну­тая во время испыта­ний, соста­вила 60 % от номи­наль­ной. При­емоч­ная меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия в акте оце­нила каче­ство мон­тажа и удоб­ство обслужи­ва­ния обо­ру­до­ва­ния, усло­вия оби­та­емо­сти в отсе­ках АПЛ и про­чие пока­за­тели на «удо­вле­тво­ри­тельно». Подпи­сан­ным актом атом­ная энерге­ти­че­ская уста­новка и реак­торы «ВМ-А» допус­ка­лись к про­ве­де­нию Госу­дар­ствен­ных ходо­вых испыта­ний лодки, на кото­рые АПЛ была предъяв­лена 3 июля 1958 года. 4 июля под наблю­де­ние группы сотруд­ни­ков ЛИПАН начался вывод АЭУ на мощ­ность, после чего в вах­тен­ном жур­нале А. П. Алек­сан­дро­вым, руко­во­дившем процес­сом, была сде­лана запись: «На корабле впер­вые полу­чен пар без угля и мазута».

За время ходо­вых испыта­ний лодка прошла почти 4000 миль, совершив 29 погруже­ний, одно из них — на глу­бину 300 м. Испыта­ния заверши­лись 1 декабря 1958 года. Во время испыта­ний был выяв­лен ряд дефек­тов обо­ру­до­ва­ния и систем, в основ­ном свя­зан­ных с негерме­тич­но­стью. Кроме того выяс­ни­лось, что энерго­за­пас актив­ной зоны носо­вого реак­тора на 25 % ниже рас­чет­ного, что потре­бо­вало её досроч­ной замены.

После долгих спо­ров Актом пра­ви­тельствен­ной комис­сии рекомен­до­ва­лось пере­дача АПЛ в опыт­ную экс­плу­а­тацию с устра­не­нием выяв­лен­ных дефек­тов.

16 июля 1959 года состо­ялся пер­вый выход лодки в море. Во время вто­рого выхода мощ­ность реак­то­ров была повышена до 80 % и достиг­нута под­вод­ная ско­рость 28 узлов. После этого похода, сопро­вож­давшего рядом поломок, капи­тан К-3 Л. Г. Осипенко дал сле­дующую харак­те­ри­стику ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новке: «Нена­деж­ная, но очень живу­чая!».

Пер­во­на­чально экс­плу­а­тация атом­ных ПЛ и уста­но­вок ВМ-А про­хо­дила очень сложно — лодки часто воз­враща­лись на базу с вышед­шим из строя обо­ру­до­ва­нием. Коман­до­ва­ние Север­ного флота начало выска­зы­вать мне­ние, что под­вод­ные лодки и реак­торы несовме­стимы, офици­аль­ные доклады на эту тему стали поступать в ЦК КПСС и пра­ви­тельство. Для оценки каче­ства и уровня надеж­но­сти атом­ных под­вод­ных лодок была орга­ни­зо­вана спе­ци­аль­ная комис­сия во главе с началь­ни­ком управ­ле­ния кораб­ле­стро­е­ния ВМФ, в кото­рую вошли глав­ные кон­струк­тора обо­ру­до­ва­ния. Для комис­сии была выде­лена новая АПЛ про­екта 658, на кото­рой в марте 1961 года был совершен поход в район Грен­лан­дии и обратно. В пла­ва­нии на лодке вышли из строя обе ППУ, и она воз­враща­лась обратно в над­вод­ном положе­нии на дизе­лях. Тем не менее, комис­сия еди­ногласно подпи­сала акт с выво­дами, что АПЛ в целом и ЯЭУ в част­но­сти спро­ек­ти­ро­ваны пра­вильно и программа серий­ного стро­и­тельства АПЛ должна быть про­должена.

В 1964 году при выходе реак­то­ров на пол­ную мощ­ность АПЛ К-19 про­де­мон­стри­ро­вала ско­рость в 30 узлов. К этому времени все обо­ру­до­ва­ние АЭУ и реак­то­ров было дове­дено до необ­хо­димой надеж­но­сти и ресурса. Таким обра­зом, была создана малога­ба­рит­ная, высо­ко­напряжен­ная и высо­ко­ма­нев­рен­ная ЯЭУ, удо­вле­тво­ряющая тре­бо­ва­ниям под­вод­ной лодки. На основе этой атом­ной уста­новки в даль­нейшем было создано четыре поко­ле­ния атом­ных уста­но­вок и их модифи­каций.

Реак­тор­ные уста­новки «ВМ-А» исполь­зо­ва­лись на всех АПЛ пер­вого поко­ле­ния совет­ского военно-мор­ского флота. До 1967 года было постро­ено 55 судов по 5 про­ек­там (про­екты 627, 627А, 658, 659 и 675), отли­чающихся назна­че­нием и вооруже­нием. За этот период за счет модер­ни­за­ции систем и мате­ри­а­лов ресурс работы реак­тора и обо­ру­до­ва­ния был повышен от 4,5 до 25-30 тыс. часов, а кампа­ния актив­ной зоны выросла с 1,5 до 5 тыс. часов.

Созда­ние транспорт­ной атом­ной уста­новки для того времени было огром­ным тех­ни­че­ским прогрес­сом. Но с точки зре­ния ядер­ной и ради­аци­он­ной без­опас­но­сти она имела ряд недо­стат­ков, кото­рые и стали при­чи­ной серии ава­рий и поломок. За период экс­плу­а­тации АПЛ пер­вого поко­ле­ния про­изошло четыре ава­рии с водо-водя­ными реак­то­рами (К-19 — 1961 год; К-11 — 1965 год; К-431 — 1985 год и К-192 — 1989 год). К основ­ным недо­стат­кам атом­ных уста­но­вок пер­вого поко­ле­ния можно отне­сти большую про­стран­ствен­ную рас­пре­де­лен­ность и зна­чи­тель­ный объем пер­вого кон­тура, нали­чие тру­бопро­во­дов большого диаметра, соеди­няющих основ­ное обо­ру­до­ва­ние, т.е. реак­тор, паро­ге­не­ра­торы, насосы, теп­ло­обмен­ники, компен­са­торы объема и др. Это созда­вало серьез­ные про­блемы в орга­ни­за­ции защиты при ава­рий­ной разгерме­ти­за­ции пер­вого кон­тура, а также при раз­рыве много­чис­лен­ных импульс­ных тру­бок, соеди­няющих пер­вый кон­тур с кон­трольно-изме­ри­тель­ными при­бо­рами. К ава­риям вели и невы­со­кая надеж­ность обо­ру­до­ва­ния, отсут­ствие авто­ма­ти­за­ции процесса управ­ле­ния атом­ной уста­нов­кой, низ­кая надеж­ность и недо­сто­вер­ность пока­за­ний кон­трольно-изме­ри­тель­ных при­бо­ров, а также систем управ­ле­ния и защиты ядер­ного реак­тора, недо­ста­точно надеж­ная система кон­троля над ядер­ными процес­сами, про­ис­хо­дящими в реак­торе.

С конца 1980-х годов АПЛ пер­вого поко­ле­ния стали выво­дить из экс­плу­а­тации, и к 1996 году все они были выве­дены из состава ВМФ Рос­сии.