Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История реакторов /

ВВЭР-1000: В-187, В-302, В-338, В-320, В-412, В-446, В-428

Про­ве­дён­ный в сере­дине 1960-х гг. ана­лиз топ­ливно-энерге­ти­че­ского баланса страны и отдель­ных её реги­о­нов пока­зал, что через 10-15 лет Европе­й­ская часть СССР, в кото­рой бази­ро­ва­лась зна­чи­тель­ная часть промыш­лен­но­сти, столк­нется с нехват­кой энерго­ре­сур­сов. Дефицит элек­троэнергии было решено компен­си­ро­вать путем раз­ви­тия атом­ной энерге­тики. В 1966 году был при­нят Госу­дар­ствен­ный план стро­и­тельства АЭС до 1977 года с общей мощ­но­стью 11,9 млн кВт. Еще через 5 лет была при­нята программа стро­и­тельства АЭС до 1980 года, кото­рая преду­смат­ри­вала повыше­ние мощ­но­сти АЭС до 26,8 млн кВт. Реак­тор ВВЭР-440 ока­зался недо­ста­точно мощ­ным для реа­ли­за­ции этих амбици­оз­ных пла­нов. Нужен был новый, более мощ­ный серий­ный реак­тор.

Исто­рия с про­долже­нием

Тех­ни­че­ское зада­ние на реак­тор­ную уста­новку ВВЭР-1000 было утвер­ждено руко­вод­ством Инсти­тута атом­ной энергии и 16 Глав­ного управ­ле­ния Мин­сред­маша 31 июля 1969 года. Тех­ни­че­ский про­ект реак­тор­ной уста­новки, полу­чившей индекс В-187, был в апреле 1971 года пред­став­лен ОКБ «Гид­ропресс» на рас­смот­ре­ние секции № 1 НТС Мин­сред­маша, и утвер­жден в ноябре 1971 года.

При рас­смот­ре­нии вопро­сов без­опас­но­сти реак­тор­ной уста­новки в каче­стве основ­ного было при­нято реше­ние, утвер­жден­ное Мин­сред­машем и Минэнерго, не учи­ты­вать возмож­ность раз­рыва корпуса реак­тора и сосу­дов пер­вого кон­тура. Наи­бо­лее тяже­лой про­ект­ной ава­рией счи­тался мгно­вен­ный раз­рыв тру­бопро­вода диамет­ром 850 мм с одно­времен­ной пол­ной поте­рей элек­тропи­та­ния. Вслед за зару­беж­ными вея­ни­ями в про­екте В-187 впер­вые в оте­че­ствен­ной прак­тике была при­ме­нена защит­ная герме­тич­ная обо­лочка из пред­ва­ри­тельно напряжен­ного желе­зо­бе­тона (кон­тайнмент), рас­счи­тан­ная на мак­сималь­ное дав­ле­ние в результате наи­бо­лее тяже­лой про­ект­ной ава­рии.

В про­екте рост мощ­но­сти уста­новки достигался, во-пер­вых, путем уве­ли­че­ния теп­ло­вой мощ­но­сти и эффек­тив­но­сти паро­си­ло­вого цикла за счет повыше­ния дав­ле­ния выра­ба­ты­ва­емого пара с 32 атм. до 64 атм., а во-вто­рых, ростом кпд тур­бо­ге­не­ра­тора с 27,6 % до 33 %.

Поскольку тре­бо­ва­ние огра­ни­че­ния габа­ри­тов корпуса реак­тора для их транспор­ти­ровки по желез­ной дороге про­должало действо­вать, диаметр актив­ной зоны реак­тора В-187 не мог быть уве­ли­чен (по край­ней мере, зна­чи­тельно) по срав­не­нию с реак­то­ром ВВЭР-440 (мак­сималь­ный диаметр корпуса реак­тора ВВЭР-1000 соста­вил 4,57 м про­тив 4,27 м у реак­тора ВВЭР-400). Поэтому кон­струк­торы вынуж­дены были искать другие пути. Так, в част­но­сти, их уси­лия были направ­лены на уменьше­ние нерав­но­мер­но­сти теп­ло­вы­де­ле­ния в актив­ной зоне, уве­ли­че­ние рас­хода теп­ло­но­си­теля и площади теп­ло­обмена. Послед­няя соста­вила 4850 кв. м (по срав­не­нию с 3150 кв. м у реак­тора ВВЭР-440).

В соот­вет­ствии с про­ек­том теп­ло­вая мощ­ность реак­тора рав­ня­лась 3000 МВт. Глав­ный цир­ку­ляци­он­ный кон­тур состоял из реак­тора и четырех цир­ку­ляци­он­ных петель, каж­дая из кото­рых вклю­чала в себя гори­зон­таль­ный паро­ге­не­ра­тор, глав­ный цир­ку­ляци­он­ный насос и две запор­ные задвижки с элек­тропри­во­дом. Темпе­ра­тура теп­ло­но­си­теля на входе в реак­тор состав­ляла 290 °С (про­тив 270 °С у ВВЭР-440), а на выходе — 322 °С (про­тив 300 °С у ВВЭР-440). В пер­вом кон­туре было достиг­нуто дав­ле­ние теп­ло­но­си­теля в 160 атм.

Внут­ри­корпус­ные устройства реак­тора выпол­нены выем­ными, что поз­во­ляло при необ­хо­димо­сти про­ве­сти пол­ный осмотр внут­рен­ней поверх­но­сти реак­тора. Кон­струк­тора экс­пе­римен­тально подо­брали оптималь­ное рас­по­ложе­ние шахты у эллип­ти­че­ского днища, обес­пе­чи­вающее рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние теп­ло­но­си­теля на входе в актив­ную зону.

Экви­ва­лент­ный диаметр актив­ной зоны реак­тора рав­нялся 312 см, высота — 355 см. В актив­ной зоне рас­по­лага­лось 151 топ­лив­ная сборка шестигран­ной формы с чех­лом с перфо­рацией. 109 кас­сет вклю­чают регу­ли­рующие органы в виде кла­стера из 12 поглощающих элемен­тов — «мяг­кие» регу­ли­рующие органы. Для компен­сации запаса реак­тив­но­сти преду­смот­рены две системы регу­ли­ро­ва­ния: бор­ная и меха­ни­че­ская. Перемеще­ние орга­нов СУЗ осуществ­ля­ется линей­ным шаго­вым при­во­дом со ско­ро­стью 5 см/сек.

Длина актив­ной части твэла в кас­сете выросла до 3,5 м про­тив 2,5 м у реак­тора ВВЭР-440. Общая масса урана обогаще­нием 4,4 % в актив­ной зоне состав­ляла 66,3 тонны.

Зна­чи­тель­ную про­блему пред­став­лял металл корпуса реак­тора. Сталь, исполь­зо­ван­ная для реак­то­ров ВВЭР-440, не отве­чала предъяв­ля­емым тре­бо­ва­ниям, так как веса полу­ча­емых слит­ков пре­вос­хо­дили возмож­но­сти Ижор­ского завода по их обра­ботке. В результате в авгу­сте 1972 года было при­нято компромисс­ное реше­ние про­ра­бо­тать вопрос изго­тов­ле­ния двух корпу­сов из двух раз­ных ста­лей. Через год после про­ве­де­ния научно-иссле­до­ва­тельских и опытно кон­струк­тор­ских работ для реак­тора ВВЭР-1000 был сде­лан выбор в пользу хро­мо­ни­ке­ле­вой стали. Однако для нее не были еще решены вопросы ради­аци­он­ной и кор­ро­зи­он­ной стой­ко­сти, сварки, поэтому тех­ни­че­ские про­екты основ­ного обо­ру­до­ва­ния раз­ра­ба­ты­ва­лись парал­лельно с раз­ра­бот­кой тех­до­кумен­тации, и были закон­чены только к 1976 году.

Корпус реак­тора был изго­тов­лен на Ижор­ском заводе. Высота корпуса соста­вила 10,88 м при весе 304 тонны. Внут­рен­няя поверх­ность корпуса была покрыта анти­кор­ро­зи­он­ной наплав­кой толщи­ной 7 мм. На заводе про­вели и кон­троль­ную сборку реак­тора. Для герме­ти­за­ции аппа­рата исполь­зо­ва­лись нике­ле­вые прут­ко­вые про­кладки.

Для ава­рий­ного рас­хо­лажи­ва­ния реак­тора про­ек­том преду­смат­ри­ва­лась система ава­рий­ного охла­жде­ния актив­ной зоны (САОЗ), пред­на­зна­чен­ная для подачи в реак­тор при ава­рии воды с добав­кой бор­ной кис­лоты и состо­ящая из актив­ного и пас­сив­ного узлов. Система ава­рий­ного охла­жде­ния актив­ной зоны высо­кого дав­ле­ния (САОЗ ВД) пред­на­зна­ча­лась для подачи высо­ко­концен­три­ро­ван­ного рас­твора бор­ной кис­лоты в пер­вый кон­тур в слу­чае нару­ше­ний нормаль­ных усло­вий экс­плу­а­тации и при ава­рий­ных ситу­ациях.

Система ава­рий­ного охла­жде­ния актив­ной зоны низ­кого дав­ле­ния (САОЗ НД) пред­на­зна­ча­лась для ава­рий­ного рас­хо­лажи­ва­ния и после­дующего отвода оста­точ­ного тепла от актив­ной зоны в тече­ние про­должи­тель­ного времени при воз­ник­но­ве­нии ава­рии с разуп­лот­не­нием пер­вого кон­тура, а также для отвода оста­точ­ных теп­ло­вы­де­ле­ний во время топ­лив­ных перегру­зок и при про­ве­де­нии ремонт­ных работ.

Реак­тор в сборе уста­нав­ли­вался в бетон­ную шахту, обо­ру­до­ва­ние кото­рой обес­пе­чи­вало био­логи­че­скую защиту от излу­че­ний со сто­роны актив­ной зоны, надеж­ное креп­ле­ние реак­тора с уче­том сейсми­че­ских нагру­зок и теп­ло­вую изо­ляцию по наруж­ной поверх­но­сти. Шахта выпол­ня­лась из обыч­ного бетона и имела заклад­ные метал­ли­че­ские детали для креп­ле­ния обо­ру­до­ва­ния шахт­ного объема.

Пер­вый (голов­ной) энерго­блок с реак­то­ром ВВЭР-1000 было решено стро­ить на Ново­во­ро­неж­ской АЭС. Про­ект энерго­блока выпол­нял инсти­тут «Теп­лоэлек­тропро­ект». Стро­и­тельство энерго­блока № 5 Ново­во­ро­неж­ской АЭС с реак­то­ром В-187 нача­лось 1 марта 1974 года.

Начало работ по пуско-наладке выпало на апрель 1978 года, когда было подано пита­ние на насос­ную станцию.

Нали­чие большого коли­че­ства впер­вые исполь­зу­емого в уста­новке обо­ру­до­ва­ния обу­сло­вило большой объем пуско-нала­доч­ных работ. Так, напри­мер, программа преду­смат­ри­вала 3 реви­зии обо­ру­до­ва­ния еще до про­ве­де­ния физи­че­ского пуска реак­тора. Вся программа пуско-нала­доч­ных работ была рас­счи­тана на 316 суток. На всех этапах вплоть до энерге­ти­че­ского пуска парал­лельно с налад­кой обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ной уста­новки шли пуско-нала­доч­ные работы в машин­ном зале, вклю­чая пуски тур­бо­ге­не­ра­то­ров паром от уже рабо­тающих энерго­бло­ков.

Пер­вое запол­не­ние пер­вого кон­тура реак­тора водой для комплекс­ного опро­бы­ва­ния обо­ру­до­ва­ния и систем и про­ве­де­ния гид­рав­ли­че­ских испыта­ний состо­я­лось в июне 1979 года. Результаты изме­ре­ний пока­зали, что уро­вень гид­ро­ди­нами­че­ской неста­биль­но­сти не пре­вышают ана­логич­ных пока­за­те­лей реак­тора ВВЭР-440. В ходе пер­вой реви­зии обо­ру­до­ва­ния на реак­торе были смон­ти­ро­ваны экс­пе­римен­таль­ные системы изме­ре­ния (общим коли­че­ством около 1000 дат­чи­ков), пред­на­зна­чен­ные для иссле­до­ва­ния напряжен­ного состо­я­ния и виб­рации в реак­торе и внут­ри­корпус­ных устройствах, изу­че­ния пуль­саций дав­ле­ния теп­ло­но­си­теля и гид­ро­ди­нами­че­ских харак­те­ри­стик глав­ного цир­ку­ляци­он­ного кон­тура (потом они были уда­лены).

Перед нача­лом физи­че­ского пуска защит­ная обо­лочка реак­тора была под­верг­нута испыта­нию на проч­ность и плот­ность.

Перед загруз­кой актив­ной зоны системы ава­рий­ного ввода бора и рас­хо­лажи­ва­ния реак­тора были промыты и запол­нены бор­ной кис­ло­той. После уплот­не­ния и запол­не­ния реак­тора, про­верки системы СУЗ 29 апреля 1980 года группы орга­нов регу­ли­ро­ва­ния были под­няты в верх­нее положе­ние и начато сниже­ние концен­трации бор­ной кис­лоты.

В 4 часа 35 мин. 30 апреля 1980 года было достиг­нуто кри­ти­че­ское состо­я­ние актив­ной зоны. В ходе физи­че­ского пуска изме­ря­лась эффек­тив­ность орга­нов регу­ли­ро­ва­ния и коэффици­енты реак­тив­но­сти. В част­но­сти, на реак­торе был выяв­лен положи­тель­ный коэффици­ент реак­тив­но­сти по темпе­ра­туре актив­ной зоны.

После иссле­до­ва­ния охла­жде­ния актив­ной зоны в режиме есте­ствен­ной цир­ку­ляции 30 мая 1980 года энерго­блок был под­клю­чен к сети с набо­ром нагрузки 150 МВт.

На 1 января 1981 года на энерго­блоке был достиг­нут уро­вень мощ­но­сти в 75 % от номи­наль­ной. 20 фев­раля 1981 года реак­тор­ная уста­новка ВВЭР-1000 с реак­то­ром В-187 была при­нята в экс­плу­а­тацию.

Не все тех­ни­че­ские реше­ния кон­струк­то­ров и про­ек­ти­ровщи­ков для реак­тора В-187 ока­за­лись без­упреч­ными. Так, наи­большие труд­но­сти воз­никли при наладке при­во­дов орга­нов регу­ли­ро­ва­ния, про­явивши­еся в мас­со­вом их застре­ва­нии при перемеще­нии, вслед­ствие чего при­ш­лось менять кон­струкцию при­во­дов.

Для пер­вых загру­зок реак­тора ВВЭР-1000 энерго­блока № 5 НВАЭС исполь­зо­вался режим с про­должи­тель­но­стью кампа­нии 2 года, при кото­ром сред­няя глу­бина выго­ра­ния ядер­ного топ­лива соста­вила 27000 МВт*сут./т урана. После экс­пе­римен­таль­ного под­твер­жде­ния рабо­то­спо­соб­но­сти твэ­лов при достиже­нии глу­бины выго­ра­ния в 40000 МВт*сут./т урана реак­тор был пере­ве­ден на трехго­дич­ную компа­нию.

Управ­ле­ние рабо­той реак­тора было мак­симально авто­ма­ти­зи­ро­вано. Для обра­ботки и пред­став­ле­ния информации исполь­зо­ва­лась система «Комплекс «Уран-В», вклю­чающая в себя информаци­он­ный комплекс М-60, вычис­ли­тель­ный комплекс М-7000 и устройства отоб­раже­ния информации «Орион».

В 2003-2007 гг. на энерго­блоке № 5 НВАЭС был про­ве­ден комплекс работ с целью оценки тех­ни­че­ской возмож­но­сти, без­опас­но­сти и эко­номи­че­ской целе­со­об­раз­но­сти про­дле­ния срока экс­плу­а­тации энерго­блока. В результате было уста­нов­лено, что неза­ме­ня­емое обо­ру­до­ва­ние блока обла­дает оста­точ­ным ресур­сом и может экс­плу­а­ти­ро­ваться. 18 сен­тября 2011 года после масштаб­ной модер­ни­за­ции и испыта­ния вновь смон­ти­ро­ван­ных систем и обо­ру­до­ва­ния пер­вый в Рос­сии блок с реак­то­ром ВВЭР-100 вновь вве­ден в экс­плу­а­тацию. После выпол­не­ния бес­преце­дент­ного объема основ­ных работ энерго­блок № 5 Ново­во­ро­неж­ской АЭС пол­но­стью соот­вет­ствует современ­ным рос­сийским стан­дар­там без­опас­но­сти и рекомен­дациям МАГАТЭ и отно­сится к тре­тьему, самому современ­ному поко­ле­нию. Допол­ни­тель­ный срок его экс­плу­а­тации уве­ли­чился на 25-30 лет.

В процессе стро­и­тельства энерго­блока № 5 НВАЭС с реак­то­ром В-187 выяви­лась возмож­ность внед­ре­ния новых более прогрес­сив­ных тех­но­логий и тех­ни­че­ских реше­ний, поз­во­ляющих улучшить тех­нико-эко­номи­че­ские пока­за­тели энерго­уста­новки.

22 июня 1976 года руко­вод­ством трех мини­стерств было при­нято совмест­ное реше­ние о при­ме­не­нии на 5 после­дующих бло­ках АЭС (энерго­блоки №№ 1 и 2 Южно-Укра­ин­ской АЭС, №№ 1 и 2 Кали­нин­ской АЭС и № 3 Ровен­ской АЭС) модер­ни­зи­ро­ван­ного реак­тора, раз­ра­бо­тан­ного ОКБ «Гид­ропресс», в каче­стве серий­ного при сохра­не­нии всех компо­но­воч­ных и тех­ни­че­ских реше­ний реак­тор­ной уста­новки В-187, вклю­чая стро­и­тель­ную часть (в даль­нейшем блок № 3 Ровен­ской АЭС был исклю­чен из списка).

В тех­ни­че­ском зада­нии на модер­ни­зи­ро­ван­ный реак­тор с уче­том пред­ва­ри­тель­ных физи­че­ских рас­че­тов, про­ве­ден­ных Инсти­ту­том атом­ной энергии, было пред­ложено при­ме­не­ние 49 при­во­дов СУЗ при уве­ли­че­нии числа поглощающих элемен­тов с 12 до 18 штук. Таким обра­зом, основ­ной отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью модер­ни­зи­ро­ван­ного реак­тора, полу­чившего индекс В-302, стало сокраще­ние орга­нов регу­ли­ро­ва­ния СУЗ со 109 шт. до 49 шт. Кроме того, пере­ход на бес­чех­ло­вые ТВС, допус­кавшие попе­реч­ный теп­ло­обмен, с уве­ли­че­нием их коли­че­ства со 151 шт. до 163 шт. поз­во­лил уве­ли­чить загрузку урана и уменьшить энерго­напряжен­ность актив­ной зоны. При этом незна­чи­тельно воз­росли диаметр и высота актив­ной зоны.

Допол­ни­тельно была осуществ­лена замена при­во­дов СУЗ на шаго­вые элек­тро­маг­нит­ные.

В даль­нейшем реак­тор­ная уста­новка В-302 на энерго­блоке № 1 ЮУАЭС ока­за­лась пер­вой и един­ствен­ной. Про­ве­ден­ные в Инсти­туте атом­ной энергии допол­ни­тель­ные рас­четы поглощающей спо­соб­но­сти кар­бида бора, исполь­зо­ван­ного в орга­нах СУЗ, пока­зали его недо­ста­точ­ную эффек­тив­ность — об этом 16 Глав­ному прав­ле­нию Мин­сред­маша было доложено 10 октября 1978 года. Однако сде­лан­ный к тому времени на Ижор­ском заводе задел по крышке реак­тора и блоку защит­ных труб ока­зался слиш­ком велик, поэтому про­ект энерго­блока № 1 ЮУАЭС остался без изме­не­ний.

Основ­ные параметры реак­тор­ной уста­новки В-302 ана­логичны реак­тор­ной уста­новке В-187, за исклю­че­нием того, что все обо­ру­до­ва­ние дора­бо­тано на закреп­ле­ние от сейсми­че­ских воз­действий.

Стро­и­тельство энерго­блока № 1 ЮУАЭС с реак­тор­ной уста­нов­кой В-302 нача­лось 1 марта 1977 года. 31 декабря 1982 года блок был под­клю­чен к сети, и 18 октября 1983 года при­нят в экс­плу­а­тацию.

Пуск нового энерго­блока ока­зался свя­зан сразу с несколькими нега­тив­ными инци­ден­тами. Во-пер­вых, из-за изъяна в кон­струкции нового глав­ного цир­ку­ляци­он­ного насоса раз­ра­ботки ЦКБМ раз­ру­шился его пла­стогра­фи­то­вый под­шип­ник, что при­вело к попа­да­нию его облом­ков в топ­лив­ные сборки. Засо­ре­ние актив­ной зоны было недопу­стимо, и экс­плу­а­таци­он­ни­кам при­ш­лось раз­ра­ба­ты­вать тех­но­логию очистки топ­лив­ных сбо­рок от кус­ков под­шип­ника.

Затем про­изошел про­рыв сетки ионо­обмен­ных фильтров пита­тель­ной воды, что вызвало засо­ре­ние тур­бопи­та­тель­ных насо­сов тур­бины с после­дующей их очист­кой.

Но самый опас­ный инци­дент имел место после оче­ред­ного пла­ново-пре­дупре­ди­тель­ного ремонта — при повыше­нии мощ­но­сти реак­тора до 10 % от номи­наль­ной во вто­ром кон­туре была обна­ружена радио­ак­тив­ность. Это был пер­вый слу­чай появ­ле­ния трещин в кол­лек­то­рах паро­ге­не­ра­тора (трещины были обна­ружены на выход­ных патруб­ках теп­ло­но­си­теля), в даль­нейшем похожий дефект про­явился и на других АЭС и стал серьез­ной про­блемой для экс­плу­а­ти­рующего пер­со­нала. Из 25 паро­ге­не­ра­то­ров 23 были заме­нены на новые, а 2 отре­мон­ти­ро­ваны. Появ­ле­ние трещин было спро­воци­ро­вано комплекс­ным воз­действием кор­ро­зи­он­ной среды и напряже­ний на металл кол­лек­тора. В даль­нейшем для уменьше­ния напряже­ний было рекомен­до­вано изме­нить тех­но­логию раз­вальцовки патруб­ков.

Полу­чив информацию от Инсти­тута атом­ной энергии о выявившейся недо­ста­точ­ной эффек­тив­но­сти орга­нов СУЗ реак­тор­ной уста­новки В-302 16-е Глав­ное управ­ле­ние Мин­сред­маша затре­бо­вало от раз­ра­бот­чи­ков обос­но­ва­ние тре­бу­емого коли­че­ства орга­нов СУЗ. На осно­ва­нии пред­став­лен­ных рас­че­тов было при­нято реше­ние исполь­зо­вать в даль­нейшем в серий­ном про­екте реак­тора 61 орган регу­ли­ро­ва­ния. Этот про­ект реак­тор­ной уста­новки полу­чил индекс В-338. В осталь­ном реак­тор­ная уста­новка В-338 была пол­но­стью ана­логична реак­тор­ной уста­новке В-302.

С реак­то­ром В-338 были постро­ены энерго­блоки № 2 Южно-Укра­ин­ской АЭС, №№ 1 и 2 Кали­нин­ской АЭС, кото­рые обра­зо­вали так назы­ва­емую малую серию АЭС.

Меж­ве­дом­ствен­ный научно-тех­ни­че­ский совет по АЭС 19 июня 1978 года при­нял реше­ние все блоки с реак­то­ром ВВЭР-1000, закла­ды­ва­емые до 1985 года, сооружать по еди­ному серий­ному про­екту, рас­счи­тан­ному на размеще­ние в райо­нах с сейсмич­но­стью до 9 бал­лов, с серий­ным модер­ни­зи­ро­ван­ным реак­то­ром без запор­ных задвижек на глав­ных цир­ку­ляци­он­ных пет­лях, «мок­рой» перегруз­кой внут­ри­корпус­ных устройств (в кон­струкции реак­тор­ной уста­новки преду­смот­рен бас­сейн реви­зии с двумя колод­цами), и гори­зон­таль­ными паро­ге­не­ра­то­рами. Модер­ни­зи­ро­ван­ный реак­тор сразу был наце­лен на его исполь­зо­ва­ние не только в СССР, но и за рубежом.

Тогда же ОКБ «Гид­ропресс» при­ступил к раз­ра­ботке нового про­екта реак­тор­ной уста­новки, кото­рую предпо­лага­лась изго­то­вить большой серией. Про­ект полу­чил индекс В-320.

К принци­пи­аль­ным реше­ниям по модер­ни­за­ции энерго­блока сле­дует отне­сти сле­дующие:

  • исполь­зо­ва­ние основ­ных тех­ни­че­ских реше­ний реак­тора В-187;
  • исполь­зо­ва­ние 61 органа регу­ли­ро­ва­ния;
  • пере­ход на 3-годич­ную топ­лив­ную кампа­нию;
  • исклю­че­ние глав­ных запор­ных задвижек на глав­ных цир­ку­ляци­он­ных пет­лях и др.

Послед­нее реше­ние — исклю­че­ние задвижек — было наце­лено на опти­ми­за­цию компо­новки реак­тор­ной уста­новки, уменьше­ние длины и сопро­тив­ле­ния петли глав­ного цир­ку­ляци­он­ного кон­тура и сниже­ние коли­че­ства свар­ных швов на глав­ном цир­ку­ляци­он­ном тру­бопро­воде. В про­ек­тах ВВЭР-1000 малой серии и в преды­дущих про­ек­тах нали­чие задвижек на пет­лях поз­во­ляло при необ­хо­димо­сти отклю­чить выбо­рочно одну или две петли с соот­вет­ствующим сниже­нием мощ­но­сти энерго­блока. Так как энерго­блок с реак­то­ром ВВЭР-1000 предпо­лага­лось ста­вить в круп­ных энерго­си­стемах, где его отклю­че­ние не могло повли­ять на рабо­то­спо­соб­ность энерго­си­стемы, необ­хо­димость в меха­ни­че­ском сниже­нии мощ­но­сти блока отпала.

В про­екте была усо­вершен­ство­вана и система перегрузки топ­лива. Так, уве­ли­че­ние бас­сейна перегрузки поз­во­лило выдержи­вать в нем отра­бо­тавшее топ­ливо не менее 3 лет.

Тех­ни­че­ский про­ект реак­тор­ной уста­новки В-320 был рас­смот­рен на секции № 1 НТС Мин­сред­маша 3 ноября 1980 года, и утвер­жден 12 декабря 1980 года.

В тече­ние 1984-1993 гг. было вве­дено в экс­плу­а­тацию 14 энерго­бло­ков с реак­тор­ной уста­нов­кой В-320. Пер­вым из них стал энерго­блок № 1 Запо­рож­ской АЭС.

В 1980 году был утвер­ждён тех­ни­че­ский про­ект стро­и­тельства пер­вой оче­реди Запо­рож­ской АЭС в составе 4-х энерго­бло­ков.

Запо­рож­ская АЭС явля­лась голов­ной и стро­и­лась по унифици­ро­ван­ному про­екту инсти­тута «Атом­теп­лоэлек­тропро­ект». В про­екте была при­нята моно­блоч­ная компо­новка: каж­дый реак­тор, паро­ге­не­ра­торы, тур­бины, гене­ра­тор размеща­лись в отдель­ном зда­нии. Герме­тич­ная защит­ная обо­лочка реак­тор­ного отде­ле­ния пред­став­ляла собой цилиндр из желе­зо­бе­тона диамет­ром 45 м и высо­той 54 м, пере­крытый сфе­ри­че­ским купо­лом. Для обес­пе­че­ния плот­но­сти внут­рен­няя поверх­ность обо­лочки облицо­вы­ва­лась метал­ли­че­скими листами. Стро­и­тельство Запо­рож­ской АЭС нача­лось 1 апреля 1980 года и велось укруп­нен­ными бло­ками поточ­ным мето­дом.

9 ноября 1984 года состо­ялся физи­че­ский пуск реак­тора, 10 декабря 1984 года энерго­блока № 1 был под­клю­чен к энерго­сети, 25 декабря 1985 года при­нят в экс­плу­а­тацию.

На базе про­екта В-320 в 1984 году был раз­ра­бо­тан про­ект В-341 реак­тора ВВЭР-1000, пред­на­зна­чен­ный для энерго­блока № 3 АЭС «Лови­иза», однако стро­и­тельство его не начи­на­лось.

Во вто­рой поло­вине 1980-х годов, по итогам все­сто­рон­него ана­лиза ава­рий, про­изошед­ших в граж­дан­ской ядер­ной энерге­тике (на АЭС «Три-Майл-Айленд» в США и на Чер­но­быльской АЭС в СССР), перед кол­лек­ти­вом раз­ра­бот­чи­ков была постав­лена задача раз­ра­ботки про­екта АЭС с реак­то­ром ВВЭР-1000 нового поко­ле­ния, отве­чающего повышен­ным тре­бо­ва­ниям к без­опас­но­сти. В част­но­сти, в этом про­екте должны были быть све­дены на нет риски ава­рий с раз­ру­ше­нием актив­ной зоны.

Новый про­ект, полу­чивший обо­зна­че­ние В-392, в целом бази­ро­вался на тех­ни­че­ских реше­ниях и модер­ни­зи­ро­ван­ном обо­ру­до­ва­нии хорошо заре­комен­до­вавшего себя в процессе экс­плу­а­тации про­екта В-320. В реак­торе В-392 при­ме­ня­лась ком­би­нация пас­сив­ных и актив­ных систем с неза­ви­симыми кана­лами раз­ных принци­пов действия.

К новым пас­сив­ным системам без­опас­но­сти про­екта В-392, не при­ме­нявшимся ранее на реак­тор­ных уста­нов­ках типа ВВЭР, отно­си­лись: система быст­рого ввода бора (СБВБ), система отвода оста­точ­ных теп­ло­вы­де­ле­ний (СПОТ), допол­ни­тель­ная система пас­сив­ного залива актив­ной зоны (ГЕ-2).

Кроме того, в про­екте В-392 при­ме­нены усо­вершен­ство­ван­ные актив­ные системы без­опас­но­сти и концепция «течь перед раз­рывом» для тру­бопро­во­дов пер­вого кон­тура, что дает возмож­ность при­нять свое­времен­ные меры для предот­враще­ния ава­рии. Эффек­тив­ность ава­рий­ной защиты повышена, в част­но­сти, за счет уве­ли­че­ния коли­че­ства орга­нов регу­ли­ро­ва­ния СУЗ (121 про­тив 61 в В-320), что поз­во­ляло в слу­чае необ­хо­димо­сти под­держи­вать реак­тор в под­кри­ти­че­ском режиме при рас­хо­лажи­ва­нии до 100 °С без ввода бор­ного рас­твора.

В про­екте В-392 преду­смот­рен двой­ной кон­тайнмент. Внеш­няя обо­лочка из моно­лит­ного желе­зо­бе­тона защищает внут­рен­нюю от внеш­них воз­действий (урага­нов, смер­чей, воз­душ­ной удар­ной волны, паде­ния само­лета и тому подоб­ных). Внут­рен­няя обо­лочка состоит из пред­ва­ри­тельно напряжен­ного желе­зо­бе­тона со сталь­ной герме­ти­зи­рующей облицов­кой. Между внут­рен­ней и внеш­ней обо­лоч­ками осуществ­ля­ется отсос воз­духа с очист­кой на фильтрах для созда­ния раз­ряжен­ной атмо­сферы.

Однако про­ект В-392 так нигде и не был реа­ли­зо­ван. Вме­сте с тем заложен­ные в него реше­ния легли в основу ряда других зару­беж­ных про­ек­тов Мина­тома/Роса­тома, как АЭС «Кудан­ку­лам» (реак­тор В-412), АЭС «Тянь­вань» (реак­тор В-428) и АЭС «Бушер» (реак­тор В-446).

Кон­тракт на раз­ра­ботку техпро­екта двух­б­лоч­ной атом­ной станции в Кудан­ку­ламе (Индия) был подпи­сан в июле 1988 года. При раз­ра­ботке про­екта АЭС «Кудан­ку­лам» были при­няты во внима­ние неко­то­рые допол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния индийской сто­роны, свя­зан­ные со спе­ци­фи­кой площадки сооруже­ния: раз­ра­бот­чики расши­рили пере­чень учи­ты­ва­емых про­ект­ных и запро­ект­ных ава­рий, а также учли сейсми­че­ские осо­бен­но­сти и тре­бо­ва­ния к манев­рен­но­сти энерго­блока.

Про­ект В-412 имел более эко­номич­ную и надеж­ную актив­ную зону, в кото­рой были исклю­чены положи­тель­ные эффекты реак­тив­но­сти, пас­сив­ную систему быст­рого ввода бора, усо­вершен­ство­ван­ный глав­ный цир­ку­ляци­он­ный насос и др.

Стро­и­тельство пер­вого энерго­блока АЭС «Кудан­ку­лам» нача­лось в марте 2002 года. 22 октября 2013 года блок выдал первую элек­троэнергию в энерго­си­стему.

Кон­тракт на достройку АЭС «Бушер» был подпи­сан 8 января 1995 года. Иран­ский про­ект В-446 отли­ча­ется от про­екта В-392 компо­нов­кой петель глав­ного цир­ку­ляци­он­ного кон­тура, что свя­зано с тре­бо­ва­нием заказ­чика о необ­хо­димо­сти сохра­не­ния стро­и­тель­ных кон­струкций, ранее сооружен­ных на площадке герман­ской фирмой KWU. Кроме того, при раз­ра­ботке про­екта учи­ты­ва­лись высо­кая сейсмич­ность площадки и влаж­ный тропи­че­ский климат.

3 сен­тября 2011 года АЭС «Бушер» выдала пер­вый ток в энерго­си­стему Ирана.

Про­ект В-428 китайской АЭС «Тянь­вань» имеет неко­то­рые отли­чия в номен­кла­туре и струк­туре при­ме­ня­емых систем без­опас­но­сти по срав­не­нию с базо­вым про­ек­том. На пер­вом блоке станции впер­вые в мире была уста­нов­лена ловушка рас­плава актив­ной зоны (кори­ума), пред­на­зна­чен­ная для борьбы с возмож­ными послед­стви­ями тяже­лой ава­рии на энерго­блоке. По срав­не­нию с уста­нов­кой В-320 про­ект В-428 имел улучшен­ные нейтрон­ные харак­те­ри­стики актив­ной зоны, четырех­ка­наль­ную систему без­опас­но­сти, обшир­ный топ­лив­ный бас­сейн в защит­ной обо­лочке и др. Про­ект­ный срок службы основ­ного тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния вырос с 30 до 40 лет.

21 мая 1997 года был подпи­сан гене­раль­ный кон­тракт на стро­и­тельство Тянь­ваньской АЭС в составе 2-х энерго­бло­ков с реак­то­рами В-428. 12 мая 2006 года энерго­блок № 1 Тянь­ваньской АЭС дал пер­вый ток.