Одними из первых практических шагов Спецкомитета и ПГУ были решения о создании производственной базы ядерного оружейного комплекса. В 1946 году был принят ряд важнейших решений в связи с этими планами. Одно из них касалось создания при Лаборатории № 2 специализированного КБ по разработке ядерного оружия.
9 апреля 1946 года Совет Министров СССР принял закрытое постановление № 806-327 о создании КБ-11. Так была названа организация, призванная создать «изделие», то есть атомную бомбу. Начальником КБ-11 был назначен П. М. Зернов, главным конструктором — Ю. Б. Харитон.
К моменту принятия постановления вопрос о создании КБ-11 был детально проработан. Уже было определено его месторасположение с учетом специфики будущей работы. С одной стороны особо высокая степень секретности намечаемых работ, необходимость проведения взрывных экспериментов предопределяли выбор малонаселенной, скрытой от визуальных наблюдений местности. С другой — не следовало чрезмерно удаляться от предприятий и организаций-соисполнителей атомного проекта, значительная часть которых находилась в центральных районах страны. Немаловажным фактором было наличие на территории будущего КБ производственной базы и транспортных артерий.
Перед КБ-11 была поставлена задача создать два варианта атомных бомб — плутониевую с использованием сферического обжатия и урановую с пушечным сближением. По завершении разработки намечалось проведение государственных испытаний зарядов на специальном полигоне. Наземный взрыв заряда плутониевой бомбы предполагалось провести до 1 января 1948 года, урановой — до 1 июня 1948 года.
За официальную точку отсчета начала разработки РДС-1 следует принять дату выдачи «Тактико-технического задания на атомную бомбу» (ТТЗ), подписанного главным конструктором Ю. Б. Харитоном 1 июля 1946 года и направленного начальнику Первого Главного Управления при Совмине СССР Б. Л. Ванникову. Техническое задание состояло из 9 пунктов и оговаривало вид ядерного горючего, способ его перевода через критическое состояние, габаритно-массовые характеристики атомной бомбы, разновременность срабатывания электродетонаторов, требования к высотному взрывателю и самоликвидации изделия в случае отказа аппаратуры, обеспечивающей срабатывание этого взрывателя.
В соответствии с ТТЗ предусматривалась разработка двух вариантов атомных бомб - имплозивного типа на плутонии и урановой с пушечным сближением. Длина бомбы не должна была превышать 5 метров, диаметр — 1,5 метра, а вес — 5 тонн.
Одновременно предусматривалось строительство испытательного полигона, аэродрома, опытного завода, а также организация медицинской службы, создание библиотеки и т.п.
Создание атомной бомбы требовало решения исключительно широкого круга физических и технических вопросов, связанных с проведением обширной программы расчетно-теоретических исследований, проектно-конструкторских и экспериментальных работ. Прежде всего, предстояло провести исследования физико-химических свойств делящихся материалов, разработать и апробировать методы их литья и механической обработки. Необходимо было создать радиохимические методы извлечения различных продуктов деления, организовать производство полония и разработать технологию изготовления источников нейтронов. Требовались методики определения критической массы, разработка теории эффективности или КПД, а также теории ядерного взрыва в целом и многое другое.
Приведенное краткое перечисление тех направлений, в которых развернулись работы, далеко не исчерпывает всего содержания деятельности, требовавшей осуществления для успешного завершения атомного проекта.
Февральским 1948 года постановлением Совета Министров СССР, скорректировавшем сроки выполнения основной задачи по атомному проекту, Ю.Б. Харитону и П. М. Зернову предписывалось обеспечить изготовление и предъявление к первому марта 1949 года на государственные испытания одного комплекта атомной бомбы РДС-1 с полным снаряжением.
С целью своевременного выполнения задания в постановлении оговаривались объем и сроки завершения научно-исследовательских работ и изготовления материальной части для проведения летно-конструкторских испытаний, а также решения отдельных организационных и кадровых вопросов.
Из научно-исследовательских работ выделялись следующие:
- завершение до мая 1948 года отработки сферического заряда из взрывчатых веществ;
- изучение до июля того же года проблемы обжатия металлов при взрыве заряда взрывчатых веществ;
- разработка конструкции нейтронного запала к январю 1949 года;
- определение критической массы и сборка плутониевого и уранового зарядов для РДС-1 и РДС-2. Обеспечение сборки плутониевого заряда для РДС-1 до 1 февраля 1949 года.
Разработка конструкции собственно атомного заряда — «РД-1» — (позднее, во второй половине 1946 года, названного «РДС-1») была начата в НИИ-6 в конце 1945 года. Разработка началась с модели заряда в масштабе 1/5 натурной величины. Работы проводились без ТЗ, а исключительно по устным указаниям Ю. Б. Харитона. Первые прорисовки делались Н. А. Терлецким, который работал в НИИ-6 в отдельной комнате, куда вход был разрешен только Ю. Б. Харитону и Е. М. Адаскину — зам. директора НИИ-6, осуществлявшего общую координацию работ с другими группами, начавшими разработку быстродействующих детонаторов для обеспечения синхронного подрыва группы электродетонаторов и работы по системе электрического задействования. Отдельная группа стала заниматься подбором взрывчатых веществ и технологий изготовления необычных форм деталей из ВС.
В начале 1946 года модель была разработана, а к лету изготовлена в 2-х экземплярах. Испытание модели проводилось на полигоне НИИ-6 в Софрино.
К концу 1946 года была начата разработка документации на натурный заряд, отработка которого стала проводиться уже в КБ-11, где в начале 1947 г. в Сарове были созданы первоначально минимальные условия для изготовления блоков и проведения взрывных работ (детали из ВВ, до пуска в эксплуатацию завода № 2 в КБ-11, поставляли из НИИ-6).
Если к началу разработки атомных зарядов отечественные ученые-физики в какой-то степени были готовы к тематике по созданию атомной бомбы (по своей предыдущей работе), то для конструкторов эта тематика была совершенно новой. Они не знали физических основ заряда, новых материалов, применяемых в конструкции, их физико-механических свойств, допустимость совместного хранения и т.п.
Крупные размеры деталей из ВВ и их сложные геометрические формы, жесткие допуска потребовали решения многих технологических проблем. Так, за изготовление крупногабаритного корпуса заряда специализированные предприятия страны не брались, и пришлось опытному заводу № 1 (КБ-11) изготовить образец корпуса, после чего эти корпуса стали изготавливать на Кировском заводе в Ленинграде. Крупногабаритные детали из ВВ первоначально были изготовлены также в КБ-11.
При первоначальной организации разработки составных элементов заряда, когда к работам были привлечены институты и предприятия различных министерств, создалась проблема, связанная с тем, что документация была разработана по различным ведомственным руководящим материалам (инструкции, технические условия, нормали, построение чертежного обозначения и т.д.). Это положение сильно затрудняло производство из-за больших различий в требованиях к изготавливаемым элементам заряда. Положение было исправлено в 1948-1949 гг. с назначением заместителем главного конструктора и начальника научно-конструкторского сектора КБ-11 Н. Л. Духова. Он привез с собой из ОКБ-700 (из Челябинска) принятую там «Систему чертежного хозяйства» и организовал переработку ранее разработанной документации, приведя ее к единой системе. Новая система лучшим образом подошла к условиям нашей специфичной разработки, предусматривающей многовариантную проработку конструкций (в силу новизны конструкций).
Что касается радио- и электротехнических элементов заряда («РДС-1»), то они целиком отечественной разработки. Причем, они разрабатывались с дублированием наиболее ответственных элементов (для обеспечения необходимой надежности) и возможной миниатюризации.
Жесткие требования к надежности срабатывания заряда, безопасность работы с зарядом, сохранение качеств заряда в период гарантийного срока его годности обусловили тщательность отработки конструкции.
Сведения, доставлявшиеся разведкой, об обводах бомб и их размерах были немногочисленны и зачастую противоречивы. Так, о калибре урановой бомбы, т.е. «Малыше», сообщалось, что он то 3"(дюйма), то 51/2" (на самом деле, калибр оказался заметно больше). О плутониевой бомбе, т.е. «Толстяке», — что она выглядит «как грушевидное тело», а о диаметре — то он 1,27 м, то 1,5 м. Так что разработчикам бомб пришлось все начинать практически с нуля.
К отработке обводов корпуса авиабомбы КБ-11 привлекло ЦАГИ. Продувки в его аэродинамических трубах беспрецедентного числа вариантов обводов (более 100, под руководством акад. С. А. Христиановича) начали приносить успех.
Необходимость использовать сложную систему автоматики — вот еще одно принципиальное отличие от разработки обычных авиабомб. Система автоматики состояла из ступеней предохранения и датчиков дальнего взведения; пусковых, «критических» и контактных датчиков; источников энергии (аккумуляторов) и системы инициирования (в том числе, комплекта капсулей-детонаторов), обеспечивающей синхронное срабатывание последних, с разновременностью из микросекундного диапазона.
Таким образом, на первом этапе реализации проекта:
- был определен самолет-носитель: ТУ-4 (по приказу И. В. Сталина воспроизведена американская «летающая крепость» Б-29);
- разработаны несколько вариантов конструкций авиабомб; проведены их летные испытания и выбраны удовлетворяющие требованиям атомного оружия обводы и конструкции;
- разработана автоматика бомбы и приборного пульта самолета, гарантировавшая безопасность подвески, полета и сброса АБ, реализацию воздушного подрыва на заданной высоте и одновременно - сохранность самолета после атомного взрыва.
Конструктивно первая атомная бомба состояла из следующих принципиальных составных узлов:
- ядерного заряда;
- взрывного устройства и системы автоматики подрыва заряда с системами предохранения;
- баллистического корпуса авиабомбы, в котором размещались ядерный заряд и автоматика подрыва.
Атомный заряд бомбы РДС-1 представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод активного вещества — плутония в надкритическое состояние осуществлялось за счет его сжатия посредством сходящейся сферической детонационной волны во взрывчатом веществе.
Больших успехов достигли не только технологи, но и металлурги и радиохимики. Благодаря их стараниям уже первые плутониевые детали содержали небольшое количество примесей и высокоактивных изотопов. Последний момент был особенно существенен, так как короткоживущие изотопы, являясь основным источником нейтронов, могли оказать негативное влияние на вероятность преждевременного взрыва.
В полости плутониевого ядра в составной оболочке из природного урана устанавливался нейтронный запал (НЗ). В течение 1947-1948 годов было рассмотрено около 20 различных предложений, касавшихся принципов действия, устройства и усовершенствования НЗ.
Одним из наиболее сложных узлов первой атомной бомбы РДС-1 был заряд взрывчатого вещества из сплава тротила с гексогеном.
Выбор внешнего радиуса ВВ определялся, с одной стороны, необходимостью получения удовлетворительного энерговыделения, а, с другой, — допустимыми внешними габаритами изделия и технологическими возможностями производства.
Первая атомная бомба разрабатывалась применительно к подвеске ее в самолете ТУ-4, бомболюк которого обеспечивал возможность размещения изделия диаметром до 1500 мм. Исходя из этого габарита и был определен мидель баллистического корпуса бомбы РДС-1. Заряд ВВ конструктивно представлял собой полый шар и состоял из двух слоев.
Внутренний слой формировался из двух полусферических оснований, изготовленных из отечественного сплава тротила с гексогеном.
Внешний слой заряда ВВ РДС-1 собирался из отдельных элементов. Этот слой, предназначенный для формирования в основании ВВ сферической сходящейся детонационной волны и получивший название фокусирующей системы, был одним из основных функциональных узлов заряда, во многом определявшим его тактико-технические показатели.
Уже на самом начальном этапе разработки ядерного оружия стало очевидным, что исследование процессов, протекающих в заряде, должно пойти по расчетно-экспериментальному пути, позволявшему корректировать теоретический анализ по результатам экспериментов опытных данных о газодинамических характеристиках ядерных зарядов.
Стоит особо отметить, что главный конструктор РДС-1 Ю. Б. Харитон и основные разработчики, физики-теоретики, знали о высокой вероятности 2,5% неполного взрыва (снижение мощности взрыва в ~ 10%) и о последствиях, которые их ожидают в случае его реализации. Знали и… работали.
Место для испытательного полигона было выбрано в районе города Семипалатинска Казахской ССР в безводной степи с редкими заброшенными и пересохшими колодцами, солеными озерами, частично покрытой невысокими горами. Площадка, предназначенная для сооружения испытательного комплекса, представляла собой равнину диаметром примерно 20 км, окруженную с юга, запада и севера невысокими горами.
Строительство полигона было начато в 1947 году, а к июлю 1949 года было закончено. Всего за два года были выполнены работы колоссального объема, с отличным качеством и на высоком техническом уровне. Все материалы доставлялись на строительные площадки автомобильным транспортом по грунтовым дорогам за 100-200 км. Движение было круглосуточным и зимой, и летом.
На опытном поле находились многочисленные сооружения с измерительной аппаратурой, военные, гражданские и промышленные объекты для изучения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. В центре опытного поля находилась металлическая башня высотой 37,5 м для установки РДС-1.
Опытное поле было разделено на 14 испытательных секторов: два фортификационных сектора; сектор гражданских сооружений; физический сектор; военные сектора для размещения образцов военной техники; биологический сектор. По радиусам в северо-восточном и юго-восточном направлениях на различных расстояниях от центра были сооружены приборные здания для размещения в них фотохронографической, кино- и осциллографической аппаратуры, регистрирующей процессы ядерного взрыва.
На расстоянии 1000 м от центра было сооружено подземное здание для аппаратуры, регистрирующей световые, нейтронные и гамма-потоки ядерного взрыва. Оптическая и осциллографическая аппаратура управлялась по кабелям с программного автомата.
Для изучения воздействия ядерного взрыва на опытном поле были построены отрезки тоннелей метро, фрагменты взлетно-посадочных полос аэродромов, размещены образцы самолетов, танков, артиллерийских ракетных установок, корабельных надстроек различных типов. Для перевозки этой военной техники понадобилось 90 железнодорожных вагонов.
Правительственная комиссия по проведению испытания РДС-1 под председательством М. Г. Первухина приступила к работе 27 июля 1949 года. 5 августа комиссией было сделано заключение о полной готовности полигона и предложено в течение 15 дней провести детальную отработку операций по сборке и подрыву изделия. Определилось время испытания — последние числа августа.
Научным руководителем испытания был назначен И. В. Курчатов, от Министерства обороны подготовкой полигона к испытаниям руководил генерал-майор В. А. Болятко, научное руководство полигоном осуществлял М. А. Садовский.
В период с 10 по 26 августа было проведено 10 репетиций по управлению испытательным полем и аппаратурой подрыва заряда, а также три тренировочных учения с запуском всей аппаратуры и 4 подрыва натурных ВВ с алюминиевым шаром от автоматики подрыва.
21 августа специальным поездом на полигон были доставлены плутониевый заряд и четыре нейтронных запала, один из которых должен был использоваться при подрыве боевого изделия.
Научный руководитель опыта И. В. Курчатов, в соответствии с указанием Л. П. Берии, отдал распоряжение об испытании РДС-1 29 августа в 8 часов утра местного времени.
В ночь на 29.08.49 была проведена окончательная сборка заряда. Сборку центральной части с установкой деталей из плутония и нейтронного запала проводила группа в составе Н. Л. Духова, Н. А. Терлецкого, Д. А. Фишмана и В. А. Давиденко (установка «НЗ»). Окончательный монтаж заряда был завершен к 3 часам утра 29 августа под руководством А. Я. Мальского и В. И. Алферова. Члены специального комитета Л. П. Берия, М.Г. Первухин и В. А. Махнев контролировали ход заключительных операций.
В день испытания на командном пункте полигона, расположенного в 10 км от центра испытательного поля, собралось большинство высшего руководства испытания: Л. П. Берия, М.Г. Первухин, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, К. И. Щелкин, сотрудники КБ-11, участвовавшие в окончательной установке заряда на башне.
К 6 часам утра заряд подняли на испытательную башню, было завершено его снаряжение взрывателями и подключение к подрывной схеме.
Из-за ухудшения погоды со сдвигом раньше на один час (с 7.00 вместо 8.00 по плану) стали проводиться все работы, предусмотренные по утвержденному регламенту.
В 6 часов 35 минут операторы включили питание системы автоматики, а в 6 часов 48 минут был включен автомат испытательного поля.
Ровно в 7 часов утра 29 августа 1949 года вся местность озарилась ослепительным светом, который ознаменовал, что СССР успешно завершил разработку и испытание первой атомной бомбы.
По воспоминаниям участника испытания Д. А. Фишмана, события в помещении КП разворачивались следующим образом:
В последние секунды перед взрывом были приоткрыты двери, расположенные с обратной стороны здания КП (от центра поля) с тем, чтобы момент взрыва можно было бы наблюдать по всплеску освещения местности. В моменты «ноль» все увидели очень яркое освещение земли и облаков. Яркость превышала солнечную в несколько раз. Было ясно, что взрыв был успешным!
Все выбежали из помещения и взбежали на бруствер, ограждающий КП от прямого воздействия взрыва. Перед ними открылась чарующая по своим масштабам картина образования огромного облака из пыли и дыма, в центре которого полыхало пламя!
Но вот из репродуктора раздались слова Мальского: «Всем немедленно войти в здание КП! Приближается ударная волна» (по расчетам, она к КП должна была подойти через 30 секунд).
Войдя в помещение, Л. П. Берия всех тепло поздравил с успешным испытанием, а И.В. Курчатова и Ю. Б. Харитона расцеловал. Но внутри, видимо, у него оставались еще какие-то сомнения в полноте взрыва, поскольку он не стал сразу звонить и докладывать И.В. Сталину об успешном испытании, а поехал на второй наблюдательный пункт, где находился физик-ядерщик М. Г. Мещеряков, который в 1946 году присутствовал на показательных испытаниях атомных зарядов США на атолле Бикини.
На втором наблюдательном пункте Берия так же тепло поздравил М. Г. Мещерякова, Я.Б. Зельдовича, Н. Л. Духова и других товарищей. После этого он придирчиво расспрашивал Мещерякова о внешнем эффекте американских взрывов. Мещеряков заверил, что наш взрыв по внешней картине превосходит американский.
Получив подтверждение очевидца, Берия поехал в штаб полигона с тем, чтобы сообщить Сталину об успешном испытании.
Сталин, узнав об успешном испытании, сразу же позвонил Б. Л. Ванникову (который находился дома и из-за болезни не мог присутствовать на испытании) и поздравил его с успешным испытанием.
По воспоминаниям Бориса Львовича, он, в ответ на поздравления, стал говорить, что это заслуга партии и правительства… Тут Сталин его прервал, сказав: «Да бросьте, товарищ Ванников, эти формальности. Вы лучше подумайте, как нам в самое короткое время начать изготовление этих изделий».
Через 20 минут после взрыва к центру поля были направлены два танка, оборудованные свинцовой защитой, для проведения радиационной разведки и осмотра центра поля.
Разведкой было установлено, что все сооружения в центре поля снесены. На месте башни образовалась воронка, почва в центре поля оплавилась и образовалась сплошная корка шлака. Гражданские здания и промышленные сооружения были полностью или частично разрушены. Очевидцам представилась страшная картина великого побоища.
Энерговыделение первой советской атомной бомбы составило 22 килотонны тротилового эквивалента.