История Балаковской АЭС начинается в 70-х годах XX века. В тот период развивающаяся промышленность Поволжья начала испытывать дефицит электроэнергии, и в Министерстве энергетики СССР стартовали работы по выбору территории для будущей Приволжской АЭС — так изначально именовалась Балаковская АЭС в документах.
Размещение станции прорабатывалось на территории объединенной энергосистемы среднего Поволжья. При выборе площадки руководствовались такими факторами, как гидрогеологические условия, сейсмичность региона, наличие строительной базы, транспортной инфраструктуры и др.
За право строить АЭС боролись несколько областей: Куйбышевская Ульяновская, Саратовская и Чувашская АССР, так как строительство мощного энергетического объекта сулило крупные инвестиции и решение местных социальных и экономических проблем. Лишь к 1977 году основным претендентом на размещение новой АЭС становится село Натальино Балаковского района Саратовской области. В пользу этого решения сыграла наличие поблизости крупной строительной организации — Управления «Саратовгэсстрой» с подразделениями других строительных и монтажных организаций, способных выполнять все виды монтажных и специальных работ.
В конце января 1977 года Государственная межведомственная комиссия на основании материалов, подготовленных генпроектировщиком проекта — Уральским отделением института «Теплоэлектропроект» — утвердила площадку возле села Натальино в качестве места будущего строительства электростанции. Как было отмечено в акте, «эта площадка расположена на берегу Саратовского водохранилища в 3-х км от села Натальино на малоценных солончаковых выпасах колхоза им. К. Маркса и обеспечивает заданную планировочную отметку 34 м, отсутствие сноса сооружений и минимальные объемы планировочных работ». Тогда же комиссия обратилась к Совету Министров РСФСР с предложением именовать новую АЭС в Саратовской области Балаковской АЭС (официально строящаяся АЭС стала называться Балаковской 19 июня 1978 года после выхода соответствующего приказа Минэнерго СССР). 12 мая 1977 года акт межведомственной комиссии был утвержден П. С. Непорожним, министром энергетики и электрификации СССР.
В соответствии с действовавшими в то время строительными и санитарными нормами и правилами, а также нормативными актами в сфере атомной энергетики, при строительстве АЭС в районе г. Балаково требовалось обеспечить расстояния между атомной станцией и границей застройки города не менее 8 км.
Указанием Минэнерго от 1 августа 1977 года ГлавНИИпроект, институт «Теплоэлектропроект» и его Уральское отделение приступили к разработке рабочих чертежей для подготовительного этапа строительства Балаковской АЭС. Там же имелся пункт о создании в сентябре 1977 года дирекции строящейся атомной электростанции.
В октябре 1977 года на площадке началось строительство транспортных и инженерных коммуникаций. 28 октября 1977 года состоялась торжественное мероприятие: закладка символического первого камня в основание будущей АЭС. Почетное право установить железобетонный блок с надписью «Я — первый в сооружение Балаковской АЭС!» было предоставлено бригаде монтажников СУ «Промстрой».
Основным исполнителем строительных работ стало строительное управление «Саратовгэсстрой», имевшее к тому времени большой опыт возведения крупных промышленных объектов. В качестве субподрядных организаций на возведении станции работало большое число специализированных трестов и управлений: «Гидроэлектромонтаж», «Волгоэнергомонтаж», «Спецгидроэнергомонтаж», «Гидромонтаж» и другие. Строить Балаковскую АЭС приезжали со всех концов Советского Союза.
Технический проект Балаковской АЭС, подготовленный Уральским отделением института «Теплоэлектропроект», был утвержден 8 октября 1979 года приказом Министерства энергетики и электрификации СССР. Базовым для Балаковской АЭС стал разработанный институтом «Атомтеплоэлектропроект» новый унифицированный проект АЭС с реактором ВВЭР-1000 третьего поколения. По этому проекту началось строительство почти двадцати энергоблоков так называемой «большой серии», в том числе четырех блоков Балаковской АЭС
По проекту на площадке Балаковской АЭС располагались четыре однотипных энергоблока мощностью по 1000 МВт с реакторами ВВЭР-1000 (тип В-320). Для работы АЭС применяется оборотная система технического водоснабжения с использованием в качестве охладителя выгораживаемой мелководной части Саратовского водохранилища с площадью охладителя 26 км2.
Мощность первой очереди станции определялась в 4000 МВт, годовой отпуск электроэнергии — 24,8 млн МВт. Продолжительность строительства до пуска первого блока — 60 месяцев, до пуска всех блоков — 132 месяца.
Изготовителями основного оборудование для Балаковской АЭС были назначены ведущие машиностроительные предприятия СССР: реактор ВВЭР-1000 изготавливал ПО «Ижорский завод», турбоустановку — ПО «Харьковский турбинный завод», электрогенератор — ПО «Электросила» (г. Ленинград).
В целях ускорения строительства Постановлением ЦК ВЛКСМ от 25 декабря 1979 года строительство Балаковской АЭС было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, кстати, пятой по счету в городе.
21 апреля 1980 года началась выемка грунта из котлована под реакторное отделение энергоблока № 1 — 7 августа 1980 года котлован был готов. Одновременно с работами на энергоблоке велся намыв ограждающих дамб, которые должны были отделить будущий водоем-охладитель от акватории Саратовского водохранилища, прокладывалась троллейбусная линия на площадку АЭС, шла работа по строительству железной дороги, которая должна была стать одним из важнейших транспортных каналов для получения материалов и оборудования АЭС, продолжалось возведение объектов стройбазы, необходимых для перехода к следующим этапам строительства.
Одновременно велись работы и по остальным энергоблокам: в апреле 1981 года началось строительство пускового комплекса энергоблока № 2, через год, в мае 1982 года — энергоблока № 3, в июне 1983 года — энергоблока № 4.
В унифицированном проекте ВВЭР-1000/В-320 была принята моноблочная компоновка, при которой каждый энергоблок (реактор, парогенераторы, турбины, генераторы) размещаются в отдельном здании главного корпуса. Это позволило организовать строительство АЭС поточным методом. В то же время организация поточного метода не допускала внесения изменений в проектную документацию на последующих энергоблоках, требовала строгого соблюдения графиков поставки на площадку оборудования, материалов, конструкций и т. п.
4 сентября 1981 года выездная коллегия Минэнерго СССР принимает решение об ускоренном строительстве Балаковской АЭС, предусматривающем ввод в эксплуатацию энергоблока № 1 в 1984 году и энергоблока № 2 — в 1985 году. Однако его выполнение столкнулось с целым рядом проблем. Несмотря на все усилия строителей, сроки директивных графиков регулярно нарушались: подводили проектанты, с задержкой выдававшие рабочие чертежи, с отставанием осуществлялась поставка оборудования, необходимых конструкции и материалов. Например, в 1-м полугодии 1982 года стройка должна была получить 1515 тонн металлоконструкций для машинного отделения энергоблока № 1, а получила всего лишь 470.
Имели место организационные недоработки и у самих строителей. На стройке работали тысячи человек из десятков организаций и число их постоянно росло. Хотя к концу 1982 года на площадке трудилось около 4000 представителей различных строительных специальностей, катастрофически не хватало квалифицированных кадров.
В июле 1983 года на строительство приехал П. С. Непорожний. Состоялся серьезный разговор по вопросу отставания строительно-монтажных работ от графика...
Несмотря на проблемы, сооружение Балаковской АЭС по праву относится к самым передовым стройкам советского времени. На «атомной» стройке получили дальнейшее развитие методы укрупнения монтажных блоков, рассчитанных на максимальную нагрузку кранового оборудования. Климатические условия региона были довольно сложными, поэтому для укрупнительного монтажа оборудования на стройплощадках сооружались укрупнительно-сборочные площадки (тепляки), в которых масса оборудования в одном блоке доводилась до нескольких сотен тонн. При этом была использована принципиально новая индустриальная технология возведения основных сооружений с применением первого отечественного козлового крана К2х100 большой грузоподъемности, позволяющего вести монтаж сверхгабаритных объемных монтажных фрагментов, создаваемых в тепляках.
Кран К2х100 грузоподъемностью 380 тонн, с пролетом 80 м и высотой подъема тележек 70 м, введенный в эксплуатацию 10 февраля 1984 года на монтаже реакторного отделения энергоблока № 1, позволил существенно ускорить выполнение работ в условиях ограниченного пространства. С его помощью были смонтированы такие тяжеловесные и крупногабаритные элементы, как полностью собранный армокаркас купола реакторного отделения массой 200 тонн, армометаллические конструкции защитной оболочки массой 300-350 тонн, корпус реактора, парогенераторы и др. Кроме него на укрупнительно-сборочных площадках использовались козловые краны КС-40-48.
Помимо использования козлового крана большой грузоподъемности, при сооружении энергоблоков применялась технология скоростного совмещенного монтажа: поярусный монтаж строительных конструкций шел одновременно с установкой тепломеханического оборудования, а строительно-монтажные работы в объеме реакторного отделения велись одновременно широким фронтом.
5 июня 1984 года был установлен на штатное место корпус реактора. К осени 1984 года были завершены наиболее масштабные монтажные работы на энергоблоке № 1. Руководство союзного министерства энергетики и электрификации ставило перед строителями и эксплуатационниками задачу завершить пуско-наладочные работы и обеспечить физический и энергетический пуск в 1985 году.
17 апреля 1985 года на энергоблоке № 1 стартовали пуско-наладочные работы: в реактор были загружены имитаторы тепловыделяющих сборок (ТВС). При этом была опробована в работе перегрузочная машина.
С начала июня началась горячая обкатка оборудования реакторного отделения энергоблока № 1. Но она не была доведена до завершения: 22 июня 1985 года в результате ошибочных действий персонала первый контур, имевший на тот момент температуру 270 °C и давление 160 атм, был объединён с частью системы аварийно-планового расхолаживания низкого давления, в результате чего произошло разрушение её предохранительных клапанов и истечение пара с высокими параметрами в помещения гермооболочки, где находились монтажники и работники реакторного цеха, 14 человек погибли. Интенсивность работ на энергоблоке № 1 временно снизилась.
23 августа Государственная приемочная комиссия под председательством генерального директора ПО «Атомэнергоналадка» А. Г. Иванникова назначила группу руководства пуском энергоблока № 1 во главе с главным инженером П. Л. Ипатовым.
С 25 на 26 августа были проведены гидравлические испытания трубопроводов первого контура, в ходе которых давление было поднято до 208 атм. Испытания на давление 250 атм были отложены до устранения выявленных неплотностей арматуры, и повторно проведены, уже успешно, 13 сентября.
Вечером 15 ноября 1985 года в реакторную установку началась загрузка ядерного топлива. ТВС № 1 была загружена в корпус реактора в 23 часа 20 минут. 25 ноября в 23 часа 56 минут все 163 ТВС находились в реакторе.
11 декабря Государственная приемочная комиссия разрешила проведение физического пуска реактора энергоблока № 1 и проведение экспериментов на этом этапе — на следующий день в 20 часов 44 минуты был зафиксирован выход реактора на МКУ.
24 декабря 1985 года в 11 часов 36 минут энергоблок № 1 выдал первый промышленный ток, а в 12 часов 47 минут турбогенератор № 1 был синхронизирован с сетью и включен в энергосистему Советского Союза.
Комплексное опробование энергоблока проводилось с 24 по 27 декабря 1985 года на уровне мощности 40 %, тепловая мощность реактора при этом составила 1200 МВ, электрическая — 300 МВт. 28 декабря 1985 года Государственная приемочная комиссия приняла решение о приемке энергоблока № 1 Балаковской АЭС в эксплуатацию с оценкой качества строительства объекта — «отлично».
29 декабря 1985 года А. И. Майорец, министр энергетики и электрификации СССР, утвердил акт Государственной приемочной комиссии о приемке энергоблока № 1 Балаковской АЭС в эксплуатацию, а 30 декабря он подписал приказ № 544 «О вводе в число действующих Балаковской атомной электростанции». Этим приказом Балаковская АЭС переводилась в подчинение Союзатомэнерго, а дирекция строящейся станции ликвидировалась. Балаковская АЭС перешла в разряд действующих, но строительство других энергоблоков продолжалось.
13 февраля 1986 года реактор энергоблока № 1 был выведен на новый уровень мощности — 75 % от номинальной, а 25 марта — на 95 %. 19 апреля 1986 года энергоблок № 1 Балаковской АЭС был выведен на 100 % мощность.
При этом строительство энергоблоков №№ 2, 3 и 4 не прекращалось ни на минуту. Строители опирались на бесценный опыт, который строители, монтажники, наладчики и атомщики приобрели во время возведения и пуска энергоблока № 1. Строительство первой очереди Балаковской АЭС напоминало гигантский конвейер: работы велись на всех блоках сразу с поочередной сменой этапов работ. Выполнив свою задачу, бригады и техника переходили на другой блок, а им на смену приходили другие специалисты, и все повторялось снова. В отличие от своего аналога — Запорожской АЭС — где строительно-монтажные работы велись практически на всех энергоблоках одновременно, на Балаковской АЭС работы велись с последовательной концентрацией сил на вводимых блоках.
Конечно, не обходилось и без проблем, и главная из них — отставание строительно-монтажных работ от графика. Главной причиной этого называлось недостаточное количество рабочих рук, главным образом строителей и монтажников. Кадровый дефицит составлял 1100-1200 человек, и объяснялся в первую очередь недостатками в обеспечении строителей, монтажников и эксплуатационников жильем. Существенно отставали и поставки оборудования.
Принятые руководством стройки меры способствовали некоторому исправлению ситуации. С начала лета 1986 года работа на стройплощадке энергоблока № 2 заметно ускорилась. Был завершен монтаж армметаллоконструкций на отметке 36,9 м, сданы боксы парогенераторов под сварку главного циркуляционного контура, произведена установка реактора на штатное место.
В июле-августе Волжское управление треста «Гидромонтаж» приступило к одной из сложнейших операций — подъему и установке на проектной отметке купола реакторного отделения № 2. С помощью крана К2х100 перекрытие общей массой 1400 тонн было смонтировано из 6 объемных монтажных фрагментов массой от 163 до 338 тонн менее чем за 1,5 месяца. Это был рекорд, потому что на Запорожской АЭС монтаж такого же покрытия из 76 монтажных элементов с помощью специального башенного крана занял 9 месяцев.
Темп работ постоянно нарастал, энергоблок № 2 был введен в эксплуатацию 10 октября 1987 года.
Строительство энергоблока № 3 шло по «накатанной» схеме, и не требовало к себе особого внимания, а вот с поставками оборудования постоянно возникали проблемы. Только в октябре 1988 года было закончено комплектование оборудования в машинном зале, а ведь его еще предстояло установить, смонтировать, подготовить к работе. Казалось, что назначенный срок пуска абсолютно нереален, однако руководству и специалистам АЭС удалось сделать практически невозможное — 24 декабря 1988 года энергоблок № 3 выдал первую электроэнергию в энергосистему страны.
Совсем иной сложилась судьба у энергоблока № 4 Балаковской АЭС.
В 1989 году на нем продолжалась сварка главного циркуляционного контура, заканчивалась набивка конденсаторов турбины, что открывало широкий фронт работ для дальнейшего монтажа турбины и оборудования машинного зала, началась установка управляющей вычислительной системы. К середине лета был смонтирован купол энергоблока. Казалось, ничто не мешает вводу энергоблока в эксплуатацию в III квартале. Однако этого не произошло. Станция столкнулась со сложнейшими проблемами с комплектацией оборудования, получением необходимых финансовых средств. Все это происходило на фоне резко отрицательного отношения населения к атомной станции в частности, и к атомной энергетике вообще. И хотя строительство энергоблока № 4 пусть и медленно, но продолжалось, то строительство второй очереди Балаковской АЭС — энергоблоков №№ 5 и 6 — было законсервировано постановлением Правительства Российской Федерации. Строительная готовность энергоблоков №№ 5 и 6 к этому времени составляла 60 % и 15 % соответственно.
Чтобы окончательно не «заморозить» работы на пусковом блоке руководство станции направило на него значительную часть работников ремонтных подразделений, и это притом, что на энергоблоках шли крупные ремонтные работы. Благодаря этим мерам собственными силами, без поддержки подрядных организаций удалось выполнить сборку реакторной установки.
Дополнительную трудность создавало и значительное ужесточение требований безопасности к атомным энергоблокам, произошедшее после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Это привело к тому, что непосредственно в ходе строительства выполнялись мероприятия по повышению безопасности и надежности энергоблока № 4, разработанные институтом «Киевэнергопроект» с участием Института атомной энергии им. И. Курчатова, ОКБ «Гидропресс» и др. Одновременно шла работа по модернизации и реконструкции действующих блоков №№ 1, 2 и 3, что также отвлекало значительные материальные и трудовые ресурсы.
Для подтверждения соответствия энергоблока № 4 современным требованиям по безопасности и экологичности была произведена оценка воздействия энергоблока на окружающую среду (ОВОС), которая обосновывала возможность ввода его в эксплуатацию в составе первой очереди. 27 октября 1992 года было получено разрешение на проведение горячей обкатки энергоблока, которое прошло без осложнений, а в ноябре состоялся пробный пуск турбины от постороннего источника.
После предоставления всех необходимых документов, включая экспертную экологическую оценку, Совет г. Балаково дал разрешение на загрузку в реактор ядерного топлива. 25 февраля разрешение на загрузку топлива выдает также и Госатомнадзор.
24 марта 1993 года в 9 часов 45 минут реакторная установка энергоблока № 4 была выведена на минимально контролируемый уровень мощности. Затем последовали необходимые физические эксперименты, энергетический пуск, и 11 апреля в 16 часов 47 минут генератор энергоблока № 4 подключился к сети при энергетической нагрузке в 70 МВт.
12 мая 1993 года энергоблок № 4 был принят в опытную эксплуатацию — пуск, которого ждали почти четыре года, состоялся. Энергоблок № 4 Балаковской АЭС стал первым атомным энергоблоком, введенным в строй после распада СССР и обретения Россией государственной независимости.
Энергоблоки БалАЭС постоянно демонстрировали высокий уровень эксплуатационной безопасности. Так, если среднемировой показатель автоматических остановов реактора по всем атомным станциям мира к концу XX века в среднем был близок к 1 (т.е., в среднем на каждый атомный энергоблок в мире в год приходилось по одному неплановому автоматическому отключению), то на Балаковской АЭС в 1997 году этот показатель был равен 0,5, а в 1998 году — 0.
Судьба энергоблоков №№ 5 и 6, казалось бы, была окончательно решена, тем более что 25 апреля 1993 года в Балаково проведён референдум, на котором против продолжения строительства блоков высказалось 72,8 % участвовавших в голосовании. Однако в 2001 году Дмитрий Аяцков, губернатор Саратовской области, и Александр Румянцев, министр по атомной энергии, озвучили планы по возобновлению строительства двух энергоблоков. К 2005 году был разработан и утверждён проект достройки, тогда же Ростехнадзор утвердил положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта строительства энергоблоков №№ 5 и 6. Однако дальше подготовительных работ и контроля фактического состояния блока дело не сдвинулось. В дальнейшем финансовый кризис в стране, а также снижение потребления электроэнергии в регионе окончательно поставило крест на планах достройки. В 2015 году достройка блоков была признана нецелесообразной.
На сегодняшний день Балаковская АЭС является признанным лидером атомной энергетики России по многим показателям производственной деятельности. По итогам ежегодных конкурсов концерна «Росэнергоатом» станция 19 раз удостаивалась звания «Лучшая АЭС России» (по итогам работы в 1995, 1999, 2000, 2003, 2005–2009, 2011—2014 и 2016—2021 гг.), 11 раз становилась лучшей среди российских атомных станций по культуре безопасности.
Одним из приоритетных направлений деятельности Балаковской АЭС, соответствующим общемировой тенденции в атомной энергетике, является продление срока эксплуатации энергоблоков. В 2015 году станция получила лицензию на продление срока эксплуатации энергоблока № 1 ещё на 30 лет, в 2017 году — энергоблока № 2 на 26 лет, в 2018 году — энергоблока № 3 на дальнейшую эксплуатацию сроком на 30 лет. В декабре 2023 года предстоит получение лицензии на дополнительный срок службы энергоблока № 4. Каждому такому продлению предшествует масштабная работа по модернизации систем и оборудования, в т.ч. в области безопасности.