Биография
Николай Антонович Доллежаль родился 27 октября 1899 года в семье земского инженера-путейца Антона Фердинандовича Доллежаля (чеха по происхождению) в селе Омельник (ныне Запорожская область, Украина). В 1912 году семья переехала в г. Подольск Московской области на новое место работы отца. Здесь Николай Доллежаль в 1917 году окончил реальное училище, после чего, следуя семейной традиции, поступил в МВТУ на механический факультет. По совету отца, считавшего, что без работы руками, без чувства металла стать настоящим инженером невозможно, Н. А. Доллежаль без отрыва от учебы начал работать в депо, затем на паровозоремонтном заводе, в КБ... В 1923 году окончил МВТУ по специальности инженер-механик. В 1925—1930 гг. работал в проектных организациях; вскоре после стажировки в Европе (1929 год) полтора года находился под следствием (1930—1932 гг.).
В 1933 году Н. А. Доллежаль назначается техническим директором создаваемого в Ленинграде «Гипроазотмаша». В 1934 году — техническим директором-заместителем управляющего «Химмаштреста» в Харькове, а осенью 1935 года — главным инженером киевского завода «Большевик».
В начале войны Н. А. Доллежаля назначают главным инженером строящегося в г. Свердловске Уралхиммаша.
В 1943 году Н. А. Доллежаль — главный инженер, а затем научный руководитель и директор НИИ химического машиностроения (НИИхиммаш). Новый институт создавался не обычным научным учреждением. Он представлял собой комплекс научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений с развитыми экспериментальной и производственной базами, что делало институт весьма эффективной организацией. Все это вместе: незаурядные творческие и деловые качества руководителя, возможности института, а также, как писал в своих воспоминаниях сам Николай Антонович; «то, что мы больше других привыкли иметь дело с экстремальными условиями», и определило привлечение НИИХиммаш к работам над Атомным проектом СССР.
В январе 1946 года состоялась первая встреча Н. А. Доллежаля с И. В. Курчатовым. Эта встреча стала судьбоносной, на десятилетия определив главное дело жизни как самого Николая Антоновича, так и множества его сотрудников сначала по этому институту, а потом по НИИ-8 — НИКИЭТ. «...Нам необходимо в кратчайший срок создать урановый «котел» промышленного назначения...» — так была сформулирована задача И. В. Курчатовым. За разработку конструкции «котла» и взялась возглавляемая Н. А. Доллежалем группа опытнейших специалистов НИИХиммаш. Для проведения работ внутри института было создано специальное подразделение с условным наименованием «Гидросектор».
К этому времени за плечами 46-летнего главного конструктора первого в стране промышленного реактора «А» было уже почти четверть века работы в разных областях техники: теплоэнергетике, компрессоростроении, химической промышленности. Столь широкий диапазон деятельности был достаточно типичным для многих выпускников МВТУ — одной из лучших инженерных школ мира: в нашей стране в годы, предшествующие Второй мировой войне, стремительно развивалась промышленность, и потребность в квалифицированных инженерах испытывали многие отрасли. Уже тогда в конструкторской работе Н. А. Доллежаля, в его первых научных обобщениях и публикациях проявились глубокие знания, мышление изобретателя, постоянное стремление к совершенствованию найденных решений, умение заглядывать далеко вперед, а на поприще руководителя — организационный талант, вера в творческие возможности людей, настойчивость в достижении цели.
В феврале 1946 года Н. А. Доллежаль предлагает оригинальное решение будущего реактора — его вертикальную схему. Проработанная его командой, обладающая многими преимуществами, эта схема была поддержана И. В. Курчатовым, а затем и авторитетной комиссией ПГУ и принята к реализации. Спроектированный «Гидросектором» в творческом содружестве со специалистами лаборатории № 2 (НИЦ «Курчатовский институт») и рядом других научных и конструкторских организаций и сооруженный на площадке нынешнего комбината «Маяк» реактор «А» был пущен в июне 1948 года. А 29 августа 1949 года прошли успешные испытания первой советской атомной бомбы из произведенного на нем плутония. Затем последовали разработка, сооружение и пуск в 1951 году экспериментального реактора АИ, предназначенного для наработки трития. Его продукция позволила СССР первому продемонстрировать мощь термоядерного взрыва. Так начал коваться ядерный щит страны.
Идеи Н. А. Доллежаля, реализованные в первых промышленных уран-графитовых аппаратах, заложили основы конструкции будущих канальных энергетических реакторов. Начало этому направлению развития отечественной атомной энергетики положила пущенная в июне 1954 года первая в мире опытно-промышленная АЭС, разработку реакторной установки (РУ) которой возглавлял Николай Антонович. Большую помощь в ее создании оказывали многие научные коллективы, и в первую очередь сотрудники руководимой Д. И. Блохинцевым Лаборатории «В» (ГНЦ РФ — ФЭИ им. А. И. Лейпунского), на территории которой и заработала станция.
Пуск первой АЭС осуществлялся в то время, когда Н. А. Доллежаль уже был директором НИИ-8 (НИКИЭТ). Институт был создан по постановлению правительства от 9.09.1952 г. о проектировании и строительстве первой советской атомной подводной лодки (АПЛ), для которой НИИ-8 должен был разработать ядерную энергетическую установку (ЯЭУ), продолжив также ранее начатые работы по промышленным и энергетическим реакторам. Как и в создании атомной бомбы, советским ученым и конструкторам пришлось догонять США, находя собственные научно-технические решения, которые, как впоследствии оказалось, не только не уступали американским, но по многим показателям и превосходили их.
Уже с конца 1952 года коллективы, возглавляемые научным руководителем работ по АПЛ А. П. Александровым, главным конструктором корабля В. Н. Перегудовым, главным конструктором ЯЭУ Н. А. Доллежалем и руководителем разработки парогенераторов Г. А. Гасановым, развернули напряженные работы. Одновременно Николай Антонович формировал НИИ-8. За основу была взята оправдавшая себя на примере НИИХиммаш идея комплексности института. Первоначально его небольшой коллектив состоял в основном из сотрудников бывшего «Гидросектора». Потом он стал пополняться высококвалифицированными специалистами других организаций. Хорошо осознавая, что реакторная техника — это надолго, Николай Антонович организовал в 50-х годах отбор и направление в институт большого числа выпускников московских технических вузов. Спустя годы многие из них стали в НИИ-8 руководителями отделов, лабораторий, групп.
По результатам совместных с ИАЭ и СКБ-143 (СПМБМ «Малахит») вариантных проработок для первой АПЛ была выбрана ЯЭУ с корпусным водо-водяным реактором. Такой аппарат создавался в стране впервые, и это потребовало поиска новых решений по многим направлениям науки и техники. К проведению НИОКР Н. А. Доллежалю удалось привлечь специалистов СКБК Балтийского завода, ОКБ Кировского завода, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦКБМ, ОКБ-12, ФЭИ и других организаций. Главными результатами этих работ стали не только обоснования конструкторских решений по корабельной РУ, но и то, что были заложены основы для развития в стране второго направления энергетического реакторостроения — ВВЭР.
Инженеры НИИ-8, следуя давно установленному Николаем Антоновичем правилу, по которому дело конструктора не заканчивается выпуском проекта, следили за изготовлением оборудования реакторной установки (его основная часть выпускалась Горьковским машиностроительным заводом), участвовали в ее монтаже, пусконаладочных работах и испытаниях на наземном стенде ЯЭУ в г. Обнинске и на самой АПЛ в г. Северодвинске. В марте 1956 года был осуществлен физический пуск реактора на стенде, в апреле-мае 1958 года. начали работать реакторы на корабле. В декабре этого же года после ходовых испытаний АПЛ была принята в опытную эксплуатацию. Начались массовое строительство и ввод в строй АПЛ первого поколения с разработанной НИИ-8 реакторной установкой ВМ-А. Создание первой в СССР корабельной РУ определило основные подходы, принципы формирования и структуру ядерных источников энергии для последующего широкого использования на отечественных кораблях и гражданских судах и качественно изменило потенциал наших Военно-Морских сил.
Страна высоко оценила заслуги руководимого Н. А. Доллежалем коллектива в создании первой советской АПЛ, наградив НИИ-8 в 1959 году орденом Ленина.
В 1953 году Н. А. Доллежаль становится членом-корреспондентом, а в 1962 году — академиком АН СССР.
Умение Николая Антоновича нацелить труд конструкторов на решение «прорывных» задач приносило свои плоды. За ВМ-А последовала В-5 — первая блочная и самая мощная в мире для своего времени реакторная установка АПЛ, позволившая первой подводной лодке с титановым корпусом (проект 661) установить непревзойденный до сих пор рекорд скорости движения под водой. Эта установка стала прообразом корабельных РУ последующих поколений. Затем была спроектирована первая моноблочная (интегральная) реакторная установка МБУ-40, на базе оригинальных технических решений которой в 80—90-х гг. создана энергетика одного из видов эксплуатирующихся сейчас кораблей.
Не менее плодотворный творческий процесс продолжался и в «наземной» атомной энергетике. Спроектированный в НИИ-8 промышленный реактор И-2 вскоре после своего пуска в 1958 году усилиями специалистов института и Сибирского химкомбината был переведен в энергетический режим, став двухцелевым ЭИ-2 — основой первого блока Сибирской АЭС. Принципиально новой явилась и разработка в институте реакторов Белоярской АЭС, в которых была реализована давняя идея Николая Антоновича о ядерном перегреве пара, существенно повышавшем тепловую эффективность ядерных энергоустановок. С поддержкой и активной помощью ученых и инженеров ФЭИ под руководством А. К. Красина реакторы АМБ-100 и АМБ-200 созданы и пущены в 1964 и 1967 гг.
В 60-х годах страна, особенно ее европейская часть, начала испытывать трудности с энергоснабжением. Одним из кардинальных и быстрых путей решения этой проблемы стало строительство крупных АЭС. Работы по конструированию реакторов РБМК для энергоблоков мощностью 1000 МВт — одного из двух основных направлений большой атомной энергетики — возглавил Н. А. Доллежаль. В НИКИЭТ при научном руководстве ИАЭ им. И. В. Курчатова в 1967 году выпущен проект реактора—«миллионника». С начала 1971 года оборудование первого энергоблока Ленинградской АЭС начало поступать в г. Сосновый Бор, а в конце 1973 года блок начал работать. С 1975 по 1985 гг. в СССР было сооружено и введено в эксплуатацию еще 13 энергоблоков с РБМК, вырабатывавших почти половину атомного электричества страны. Внутренние резервы РБМК позволили путем усовершенствования конструкции увеличить мощность реактора в 1,5 раза, что и было реализовано на двух энергоблоках Игналинской АЭС, ставших самыми мощными в мире.
Законное удовлетворение успехами коллектива института в деле создания мощных АЭС отнюдь не влекло за собой эйфории главного конструктора. Будучи уверенным в конструкции строящихся ядерных реакторов, в частности канальных, он, размышляя о перспективах дальнейшего развития атомной энергетики, в выступлениях и публикациях второй половины 70-х годов поднимает узловые вопросы обеспечения надежности АЭС, а также ряд эколого-экономических проблем. Если по вопросам надежности решения виделись ему в необходимости подъема уровня технической культуры производства, монтажа и, особенно, эксплуатации ядерной техники, то соображения по экологической безопасности массового строительства атомных станций привели его к предложениям о ядерно-энергетических комплексах с реакторами на быстрых нейтронах, включающих и процессы топливного цикла.
Делом отвечая на потребности в масштабном расширении экспериментальной базы интенсивно развивавшейся атомной науки и техники, Н. А. Доллежаль уже с конца 50-х годов направляет значительные творческие силы института на создание исследовательских реакторов различного назначения. В числе созданных по проектам и при участии НИКИЭТ 27 исследовательских аппаратов — серия удобных в эксплуатации бассейновых ИРТ, а также ряд уникальных по своим характеристикам и экспериментальным возможностям реакторов, таких как РВД (ИГР), СМ-2, МИР, ИВВ-2, ИБР-2, ИВГ-1. Институт по праву стал лидером и в этой области реакторостроения.
Придавая большое значение подготовке квалифицированных, творческих и компетентных специалистов для создания новой техники, Николай Антонович еще в конце 20-х годов параллельно с основными занятиями начинает преподавание в высших учебных заведениях. Это трудная и благородная работа со сравнительно небольшими перерывами продолжалась почти 60 лет, из которых без малого четверть века он, заботясь о будущем реакторостроения, руководил созданной его усилиями кафедрой ядерных энергоустановок в своей «альма-матер» — МВТУ им. Н. Э. Баумана.
40 лет выдающийся конструктор и ученый Николай Антонович Доллежаль возглавлял разработки различных ядерных реакторов, прокладывая новые пути в этой области науки и техники, воспитывая, в том числе и личным примером, своих сотрудников в духе творческой активности и высокой ответственности за дело. 34 года он был директором созданного им института, ставшего одним из крупнейших в России центров ядерной техники и технологии. Уйдя в 1986 году по болезни с административных должностей, Николай Антонович вплоть до своей кончины продолжал регулярно интересоваться делами института, помогать своим ученикам и последователям мудрыми советами и рекомендациями.
Отечество высоко оценило заслуги действительного члена АН СССР и РАН Н. А. Доллежаля — одного из основоположников атомных энергетики и промышленности страны, первопроходца реакторостроения. Он — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, 3-х Сталинских и 2-х Государственных премий СССР, кавалер многих орденов и медалей, в том числе российского ордена «За заслуги перед отечеством» 2-й степени, которым был награжден в свой 100-летний юбилей. За большой вклад в атомную науку удостоен также золотой медали им. И. В. Курчатова Российской академии наук.
Н. А. Доллежаль умер 20 ноября 2000 года. Похоронен на кладбище села Козино Одинцовского района Московской области.