Биография
Николай Михайлович Эсакия родился 6 ноября 1906 года в городе Поти Кутаисской губернии (Грузия) в семье революционера Михаила Виссарионовича Эсакия.
В 1931 году Н. М. Эсакия окончил политехнический факультет Тбилисского государственного университета, учился также в Московской горной академии. В 1931-1933 гг. работал инженером сначала на баритовых месторождениях в Грузинской ССР, затем в проектной организации «Закгоспроект» (Тбилиси).
С 1933 года Н. М. Эсакия работал в Москве на строительстве Московского метрополитена. Он начинал свою трудовую биографию сменным инженером на строительстве станции «Красные ворота». В конце 1930-х годов был уже начальником строительства станций метрополитена «Красные Ворота», «Маяковская» и «Новослободская», не имевших аналогов в инженерной практике 1930-1940-х гг.
В начале Великой Отечественной войны в 1941-1942 гг. Н. М. Эсакия выполнял особо важное правительственное задание в городе Куйбышеве (ныне Самара) по строительству комплекса подземного узла управления Вооружёнными Силами, в котором также должно было при необходимости располагаться правительство СССР и Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным.
Затем непродолжительное время он возглавляет шахту в г. Узловая.
В 1943-1945 гг. Н. М. Эсакия — заместитель начальника Главтоннельстроя. В этот период наряду с продолжением работы по строительству Московского метрополитена Н. М. Эсакия руководил сооружением сверхсложной трассы тоннелей и ширококолейной железной дороги на участке Сухуми-Гагра, сыгравшей важную роль в обороне Кавказа; восстановительными работами на тоннелях и других объектах железнодорожного а автомобильного транспорта на освобождённых территориях. Неоценимый вклад он внес в восстановление в рекордные сроки разрушенных фашистами шахт, мостов, тоннелей. Под его руководством для ускорения доставки грузов советским войскам на южном участке советско-германского фронта были построены несколько тоннелей на Черноморской железной дороге. Эта линия, строившаяся много лет, была завершена в ходе войны и имела большое стратегическое значение.
29 июля 1945 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О присвоении персональных званий высшему начальствующему составу железнодорожного транспорта» Эсакия Николаю Михайловичу было присвоено звание генерал-директора пути и строительства 3-го ранга.
5 октября 1946 года Постановлением Совета Министров СССР «О развитии добычи висмута и кобальта на территории Саксонии (в советской зоне оккупации Германии)» Н. М. Эсакия был назначен заместителем начальника Саксонского горного управления по горно-капитальным работам и строительству (на время производства работ Метростроем). Этим же постановлением предприятию устанавливается первый план добычи руд висмута и кобальта. Так началась его работа в советском Атомном проекте.
В Германии Н. М. Эсакия руководил горно-капитальными и горнопроходческими работами. На коллектив Саксонского горного управления (СГУ) советским правительством возлагалось решение важнейшей задачи — добыча урана для атомного проекта. В то время поиски рудных месторождений урана в СССР только разворачивались, и Рудные горы Саксонии являлись фактически единственным источником его промышленного получения. Несмотря на пессимистические оценки, советским геологам удалось выявить ряд перспективных месторождений, на некоторых из которых содержание урана в руде доходило до 40 %. На их базе в 1947 году было создано советское акционерное общество «Висмут» (с 1953 года — Советско-Германское акционерное общество «Висмут»), в котором Н. М. Эсакия занял пост заместителя директора и руководителя шахтно-строительных работ.
Только за период 1946-1950 гг. САО «Висмут» поставило в СССР на условиях репарационных платежей почти 2,5 тыс. тонн урановой руды, в то время как на всех рудниках страны было добыто чуть больше 1 тыс. тонн. Таким образом, именно уран, добытый САО «Висмут», служил основным топливом первого промышленного реактора «А», из которого затем извлекался плутоний для первого советского атомного заряда.
После успешного испытания первой атомной бомбы РДС-1 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О присвоении звания Героя социалистического труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Эсакия Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Также Н. М. Эсакию была присуждена Сталинская премия первой степени.
26 февраля 1950 года выходит Постановление СМ СССР «О комбинате 815», которое дает старт строительству комбината 815 (будущий Горно-химический комбинат), предназначенного для производства теллура-120 (так в документах атомного проекта назывался плутоний). В целях обеспечения надёжного укрытия от авиации вероятного противника комбинат строился в толще Атамановского кряжа Саянских гор с заглублением не менее 200-230 м. Этим же постановлением Н. М. Эсакия освобождался от должности заместителя генерального директора АО «Висмут» и назначался заместителем начальника строительства комбината (Управление строительства № 944).
Н. М. Эсакия прибывает на комбинат в конце августа 1950 года и с 1 сентября приступает к работе, сразу вникая в суть дела. Высокая эрудиция, техническая грамотность, богатый опыт ведения горных работ позволили ему буквально в считанные дни организовать горнопроходческие работы. Непосредственно в горных выработках он бывал 3-4 раза в неделю. В каске, дождевике и резиновых сапогах он шагал по мокрым от грунтовых вод шахтным коридорам, проводил на местах оперативки, лично контролировал сдачу объектов. Выступая 30 октября 1950 года на заседании НТС ПГУ, Н. М. Эсакия докладывал, что общая протяженность горизонтальных выработок в горах составляет более 30 км при скорости проходки 45-48 метров в месяц.
Первый год оказался самым трудным для горняков — в зиму проходческие работы велись при температуре до— 50 0С, военные строители жили в палатках, заключенные — в сборных щитовых домах. Одновременно с началом проходки горных выработок велось обустройство территории шахтной поверхности: укладывались узкоколейки, строились компрессорные, велось строительство арматурного и механического цехов, подсобных и хозяйственных помещений. О ходе работ руководители Управления строительства № 944 ежедневно докладывали в Первое главное управление по телефонной связи «ВЧ».
Постановлением Совмина СССР от 27 августа 1951 года из Управления строительства № 944 выделяется самостоятельная организация — Горное управление в составе Главтоннельметростроя Министерства путей сообщения СССР. Её начальником назначают Н. М. Эсакия.
Под его руководством горняками был выполнен огромный объём работ. Общая протяженность и площадь выполненных на глубине свыше 200 метров дорог, цехов, реакторных залов и переходов в несколько раз превышают современные показатели Московского метрополитена. Некоторые производственные помещения достигали высоты 72 метра и длину до 105 метров. Общий объём вынутой горной породы составил более 15 млн кубометров. На строительстве работали несколько десятков тысяч заключённых, рабочих и специалистов.
Н. М. Эсакия знал по имени всех руководителей подразделений, как гражданских, так и военных. Стеной стоял за интересы своего коллектива и всеми силами стремился улучшить производственные и бытовые условия для своих людей. Так, по его настоянию в 1953 году для Горного управления были закуплены шведские перфораторы «Атлас-Копка», позволяющие бурить с водой с пневмоподставок. До этого горняки применяли перфораторы с воздушной продувкой, так что в забое стояла пыль столбом, и после смены рабочие выходили с ног до головы покрытые слоем серой взвеси. Кроме того, по прямому указанию Н. М. Эсакии в нарушение всех «секретных» инструкций в производственной зоне был открыт киноклуб, где горняки проводили собрания и смотрели фильмы.
При необходимости Н. М. Эсакия не чурался использовать факт своего родства с куратором Атомного проекта Л. П. Берия (они были женаты на сестрах). Во время спорных ситуаций на оперативных совещаниях в Горном управлении из уст Н.М.Эсакии нередко можно было услышать угрозу позвонить Берии, так что спорить с ним могли только самые безбашенные.
28 июля 1953 года Н. М. Эсакию присваивается звание генерал-директор пути и строительства 2-го ранга.
Между тем строительство основных объектов комбината шло с отставанием сроков. Годовой план 1954 года был выполнен на 98,3 %, 1955 года — на 93,2 %. Опыта строительства огромных подземных камер в отечественной практике не было, и некоторые специалисты высказывали опасения, что горное давление может привести к их схлопыванию. В шахте реактора стали срочно сооружать мощные защитные поперечные стены из тяжелого бетона, которые одновременно выполняли распорные функции.
Наконец в августе 1958 года строительство первого реактора АД подошло к концу, и началась загрузка в активную зону ядерного топлива. 28 августа был подписан акт о готовности, и начался подъем мощности реактора. В 16 часов 47 минут тепловая мощность достигла 260 МВт, тем самым реактор АД и Горно-химический комбинат вступил в строй действующих предприятий страны. В этом, несомненно, была заслуга и Н. М. Эсакия.
Н. М. Эсакия был руководителем высшего класса — строгий, справедливый, внимательный ко всем запросам работников, отзывчивый, прекрасно владеющий технологией ведения горнопроходческих работ. Ему удалось создать монолитный коллектив горняков, успешно выполнивших ответственное задание правительства, построив уникальный подземный комбинат.
Н. М. Эсакия быстро ориентировался в критических ситуациях. По крайней мере, дважды он давал команду выводить людей из камер, а которых обнаруживались трещины, и через час происходило их обрушение. Его интуиция и огромный опыт не раз спасали людям жизнь.
18 июля 1960 года, когда основной объем горных работ был выполнен, Н. М. Эсакия отзывают в Москву и назначают заместителем начальника Главтоннельметростроя Министерства транспортного строительства СССР. Затем, с 1970 по 1973 гг. он возглавляет строительство Ингури ГЭС, а затем до последних дней своей жизни, живя в Тбилиси, он работал консультантом и главным технологом Тбилтоннельстроя. На этой должности Н. М. Эсакия оказывал большую помощь в строительстве Тбилисского метрополитена.
Н. М. Эсакия избирался делегатом XXIV съезда КПСС (1971 г.), XXIV съезда Компартии Грузии (1971 г.); депутатом Верховного Совета Грузинской ССР 8-го созыва (1971-1975 гг.), Железногорского городского совета депутатов трудящихся, был членом городского комитета КПСС.
Деятельность Николая Михайловича Эсакия была высоко оценена руководством страны. Он награждён 3 орденами Ленина (02.06.1944; 29.10.1949; 07.03.1962), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), Трудового Красного Знамени (20.04.1971), «Знак Почёта» (08.05.1942), медалями. Помимо Сталинской премии, Н. М. Эсакия удостоен Ленинской премии и почетных званий «Заслуженный строитель РСФСР» и «Заслуженный инженер Грузинской ССР».
Николай Михайлович Эсакия умер в апреле 1987 года (сообщение о смерти опубликовано 14-го числа).