Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Келдыш Мстислав Всеволодович1911—1978

учё­ный в обла­сти матема­тики и меха­ники, ака­демик АН СССР (1946), госу­дар­ствен­ный дея­тель, орга­ни­за­тор науки, пре­зи­дент Ака­демии наук СССР (1975—1978). Три­жды Герой соци­а­ли­сти­че­ского труда (1956, 1961, 1971), лау­реат Ста­лин­ских (1942, 1946) и Ленин­ской (1957) премий.
Келдыш Мстислав Всеволодович

Биография

Мсти­слав Все­во­ло­до­вич Кел­дыш родился 29 января (10 фев­раля) 1911 года в Риге в семье адьюнкт-про­фес­сора Риж­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута, круп­ного инже­нера-стро­и­теля В. М. Кел­дыша. Своё дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние М. В. Кел­дыш никогда не скры­вал (на вопрос анкеты о соци­аль­ном про­ис­хож­де­нии отве­чал: «из дво­рян»).

В 1915 году семья Кел­дышей пере­ехала из при­фрон­то­вой Риги в Москву. В 1919-1923 гг. М. В. Кел­дыш жил в Ива­ново, где отец препо­да­вал в поли­тех­ни­че­ском инсти­туте, орга­ни­зо­ван­ном по иници­а­тиве М. В. Фрунзе. В Ива­ново он начал обу­че­ние в сред­ней школе, полу­чив необ­хо­димую началь­ную подго­товку в домаш­них усло­виях. По воз­враще­нии в Москву (1923 г.) учился в школе со стро­и­тель­ным укло­ном, летом ездил с отцом на стройки, рабо­тал раз­но­ра­бо­чим. Склон­ность к матема­тике у М. В. Кел­дыша про­яви­лась еще в 7-8-м клас­сах, учи­теля уже тогда отли­чали его неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти к точ­ным нау­кам.

В 1927 году М. В. Кел­дыш окон­чил школу и хотел полу­чить нра­вившуюся ему отцов­скую про­фес­сию инже­нера-стро­и­теля, однако в стро­и­тель­ный инсти­тут, где препо­да­вал отец, его не при­няли по моло­до­сти лет (всего 16). По совету старшей сестры Люд­милы, закон­чившей физико-матема­ти­че­ский факуль­тет Мос­ков­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета, он поступает на тот же факуль­тет МГУ. Во время учебы в уни­вер­си­тете М. В. Кел­дыш завя­зал науч­ные кон­такты с М. А. Лав­рен­тье­вым, пере­росшие потом в много­лет­нее науч­ное сотруд­ни­че­ство и дружбу. С весны 1930 года он одно­временно с уче­бой начал рабо­тать асси­стен­том в Элек­тро­маши­но­стро­и­тель­ном инсти­туте, затем еще и в Стан­ко­ин­струмен­таль­ном инсти­туте.

По окон­ча­нии МГУ в 1931 году по рекомен­дации ака­демика А. И. Некра­сова М. В. Кел­дыш был направ­лен в Цен­траль­ный аэрогид­ро­ди­нами­че­ский инсти­тут имени Н. Е. Жуков­ского (ЦАГИ). Науч­ную жизнь ЦАГИ в это время возглав­лял С. А. Чаплы­гин, под его руко­вод­ством регу­лярно про­во­дился семи­нар, многие из участ­ни­ков кото­рого впо­след­ствии стали извест­ными уче­ными-меха­ни­ками. М. В. Кел­дыш про­ра­бо­тал в ЦАГИ до декабря 1946 года сна­чала инже­не­ром, затем старшим инже­не­ром, началь­ни­ком группы, а с 1941 года — началь­ни­ком отдела динами­че­ской проч­но­сти.

Началь­ный период работы М. В. Кел­дыша в ЦАГИ свя­зан с иссле­до­ва­ни­ями нели­ней­ных задач обте­ка­ния. Им впер­вые было строго рас­смот­рено вли­я­ние сжима­емо­сти среды на аэро­ди­нами­че­ские харак­те­ри­стики обте­ка­емых тел и обобщена извест­ная тео­рема Жуков­ского о подъем­ной силе; впер­вые уста­нов­лено, что при опре­де­лен­ных режимах коле­ба­ний крыла воз­ни­кает тяга. Он занимался тео­рией удара тела о жид­кость и движе­нием тел под поверх­но­стью жид­ко­сти (попла­вок гид­ро­само­лета, под­вод­ное крыло).

Про­должая рабо­тать в ЦАГИ, М. В. Кел­дыш осе­нью 1934 года поступил в аспи­ран­туру (допол­нен­ную затем двух­лет­ней док­то­ран­ту­рой) Матема­ти­че­ского инсти­тута имени В. А. Стек­лова АН СССР к М. А. Лав­рен­тьеву, где занимался вопро­сами тео­рии при­ближе­ний функций, тесно свя­зан­ными с при­клад­ной тема­ти­кой его работы (гидро-, аэро­ди­намика). В 1935 году ему без защиты при­сво­ена уче­ная степень кан­ди­дата физико-матема­ти­че­ских наук, в 1937 году — степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук и зва­ние про­фес­сора по спе­ци­аль­но­сти «аэро­ди­намика». 26 января 1938 года им была защищена док­тор­ская дис­сер­тация на тему «О пред­став­ле­нии рядами поли­номов функций комплекс­ного перемен­ного и гар­мо­ни­че­ских функций».

Репрес­сии 1930-х годов не обошли сто­ро­ной семью Кел­дышей. В 1935 году несколько дней в заклю­че­нии про­вела Мария Алек­сан­дровна, в 1936 году был аре­сто­ван брат Михаил, в то время аспи­рант исто­ри­че­ского факуль­тета уни­вер­си­тета. Он полу­чил 10 лет без права пере­писки (как уста­нов­лено впо­след­ствии, был рас­стре­лян вес­ной 1937 г.). В 1938 году по обви­не­нию в шпи­о­наже был аре­сто­ван брат Алек­сандр, затем обви­не­ние было изме­нено на анти­семи­тизм. В суде, тем не менее, обви­не­ния были сняты, и он вышел на сво­боду.

Цикл работ М. В. Кел­дыша и его сотруд­ни­ков пред­во­ен­ных и воен­ных лет посвящен коле­ба­ниям и авто­ко­ле­ба­ниям авиаци­он­ных кон­струкций. Его иссле­до­ва­ния заложили основы мето­дов чис­лен­ного рас­чета и моде­ли­ро­ва­ния в аэро­ди­нами­че­ских тру­бах явле­ния флат­тера (силь­ные коле­ба­ния кры­льев само­лета, воз­ни­кавшие при опре­де­лен­ных ско­ро­стях движе­ния само­лета и при­во­дившие к его раз­ру­ше­нию). Результаты Кел­дыша не только при­вели к раз­ра­ботке про­стых и надеж­ных мер предот­враще­ния флат­тера, но и стали осно­вой нового раз­дела науки о проч­но­сти авиаци­он­ных кон­струкций.

В октябре 1941 года М. В. Кел­дыш с семьей в числе других сотруд­ни­ков ЦАГИ был эва­ку­и­ро­ван в Казань, где про­должил работу. Пона­чалу жили в помеще­нии спорт­зала, перего­рожен­ного про­сты­нями, потом полу­чили ком­нату в Доме про­фес­со­ров Казан­ского авиаци­он­ного инсти­тута. Семья пережила голод, холод, тяже­лое забо­ле­ва­ние четырехме­сяч­ного сына... Мсти­слав Все­во­ло­до­вич забо­тился о семье, но мог при­ле­тать в Казань только на несколько дней. В эти годы он рабо­тал на авиаци­он­ных заво­дах и как началь­ник отдела динами­че­ской проч­но­сти ЦАГИ кури­ро­вал про­блему виб­раций в само­ле­то­стро­е­нии. В апреле 1942 году ему была при­суж­дена Ста­лин­ская премия II степени за науч­ные работы по пре­дупре­жде­нию раз­ру­ше­ния само­ле­тов. Его дея­тель­ность была также отме­чена орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1943 г.) и Ленина (1945 г.). В 1944 году М. В. Кел­дыш был награж­ден меда­лью «За обо­рону Москвы».

К иссле­до­ва­ниям авиаци­он­ных коле­ба­ний и флат­тера тесно при­мы­кают его иссле­до­ва­ния устой­чи­во­сти перед­него колеса трех­ко­лес­ного шасси, поз­во­лившие пред­ложить целе­со­об­раз­ные и про­стые кон­струк­тив­ные меропри­я­тия для устра­не­ния шимми­ро­ва­ния (само­воз­буж­дающихся пово­ро­тов и смеще­ний) колеса само­лета при взлете или посадке, кото­рое при­во­дило к раз­ру­ше­нию перед­него шасси само­лета. По имеющимся дан­ным, в немец­кой авиации было более 150 ава­рий, свя­зан­ных с «шимми», в оте­че­ствен­ной — ни одной. В 1946 году за иссле­до­ва­ния в этой обла­сти ему вто­рично при­суж­дена Ста­лин­ская премия II степени.

Успех при­клад­ных работ М. В. Кел­дыша обу­слов­лен не только его глу­бо­кой инту­ицией инже­нера-меха­ника и экс­пе­римен­та­тора, но и выдающимся талан­том матема­тика, тон­кого тео­ре­тика и творца вычис­ли­тель­ных алго­ритмов и мето­дов. И нао­бо­рот, многие его фун­дамен­таль­ные матема­ти­че­ские иссле­до­ва­ния имеют своим исто­ком про­блемы, воз­никшие из его работ по меха­нике. Как матема­тик М. В. Кел­дыш внес свой вклад в тео­рию функций, тео­рию потенци­ала, диффе­ренци­аль­ные урав­не­ния, функци­о­наль­ный ана­лиз. Большое зна­че­ние имеют результаты М. В. Кел­дыша в меха­нике, охва­ты­вающие гид­ро­ди­намику, аэро­ди­намику, газо­вую динамику, меха­нику само­лет­ных кон­струкций.

В сен­тябре 1943 года М. В. Кел­дыш избран чле­ном-кор­ре­спон­ден­том АН СССР по Отде­ле­нию физико-матема­ти­че­ских наук. В июне 1944 года он стал заве­дующим неза­долго перед тем создан­ным отде­лом меха­ники в Матема­ти­че­ском инсти­туте АН СССР и оста­вался в этой долж­но­сти до 1953 года. При отделе рабо­тал науч­ный семи­нар, объеди­нивший спе­ци­а­ли­стов по аэроме­ха­нике. Одно­временно М. В. Кел­дыш воз­об­но­вил препо­да­ва­тельскую дея­тель­ность в МГУ, начавшуюся в 1932 году. Здесь он читал лекции на меха­нико-матема­ти­че­ском и физико-тех­ни­че­ском факуль­те­тах, заве­до­вал кафед­рой тер­мо­ди­намики, руко­во­дил научно-иссле­до­ва­тельским семи­на­ром по тео­рии функций комплекс­ного перемен­ного. С 1942 по 1953 гг. М. В. Кел­дыш — про­фес­сор МГУ. Многие из его уче­ни­ков того времени стали вид­ными уче­ными.

В конце 1946 года М. В. Кел­дыш избран действи­тель­ным чле­ном АН СССР по Отде­ле­нию тех­ни­че­ских наук.

К совет­скому атом­ному про­екту М. В. Кел­дыша при­влекли по рекомен­дации И. М. Виногра­дова, дирек­тора Матема­ти­че­ского инсти­тута им. Стек­лова, к кото­рому обра­тился Ю. Б. Хари­тон за кан­ди­да­ту­рой матема­тика, кото­рый мог бы поста­вить рас­четы по атом­ной тема­тике. К осени 1946 года М. В. Кел­дыш орга­ни­зо­вал рас­чет­ное бюро, в кото­ром сна­чала рабо­тали его ста­рые сотруд­ники, а потом при­шло много моло­дежи. Задачи, кото­рые тре­бо­ва­лось здесь решить, были по слож­но­сти бес­преце­дент­ными. Труд­но­сти усугуб­ля­лись крайне огра­ни­чен­ными све­де­ни­ями по физике самих явле­ний, сопро­вож­дающих про­те­ка­ние ядер­ных процес­сов. Поэтому важ­ным мето­дом позна­ния явле­ний ядер­ного взрыва было постро­е­ние физико-матема­ти­че­ских моде­лей и после­дующее их вос­про­из­ве­де­ние в рас­че­тах.

М. В. Кел­дыш сумел преду­га­дать роль вычис­ли­тель­ной матема­тики в реше­нии важ­нейших научно-тех­ни­че­ских про­блем, свя­зан­ных с раз­ра­бот­кой и кон­стру­и­ро­ва­нием атом­ных и термо­ядер­ных заря­дов и их носи­те­лей. В корот­кие сроки он при­влек к этой работе круп­ных уче­ных и орга­ни­зо­вал подго­товку моло­дых матема­ти­ков. В результате вскоре появи­лись пер­вые программы, поз­во­лившие даже на при­ми­тив­ной тех­нике с высо­кой степе­нью точ­но­сти рас­счи­ты­вать харак­те­ри­стики изде­лий.

Эта работа во всей пол­ноте раз­вер­ну­лась в Отде­ле­нии при­клад­ной матема­тики Матема­ти­че­ского инсти­тута АН СССР, кото­рое М. В. Кел­дыш осно­вал в 1953 году (после 1966 г. — Инсти­тут при­клад­ной матема­тики) и возглав­лял до конца своей жизни.

Фак­ти­че­ски М. В. Кел­дыш стал пер­вым Глав­ным матема­ти­ком Мин­сред­маша. Все вопросы, свя­зан­ные с раз­ви­тием матема­тики в отрасли и КБ-11, нахо­ди­лись в поле его зре­ния.

В рабо­тах по созда­нию ракетно-ядер­ного щита Кел­дыш при­нимал уча­стие и как руко­во­ди­тель больших кол­лек­ти­вов и как автор многих научно-тех­ни­че­ских идей и вычис­ли­тель­ных мето­дов. Из самых тон­ких физи­че­ских экс­пе­римен­тов М. В. Кел­дыш умел делать такие матема­ти­че­ские выводы, что каза­лось, ему доступна сама сущ­ность вещей. В это время им опуб­ли­ко­ваны работы по оценке послед­ствий ядер­ного взрыва: «Об оценке действия взрыва на больших высо­тах» (1950 г., совместно с Л. И. Седо­вым) и «Точеч­ный взрыв в атмо­сфере» (1955 г., совместно с Д. Е. Охоцим­ским и др.)

Под его руко­вод­ством было про­ве­дено моде­ли­ро­ва­ние двух­ступен­ча­того термо­ядер­ного заряда РДС-37, кото­рый послужил про­то­типом для раз­ра­ботки и созда­ния будущего термо­ядер­ного арсе­нала СССР. РДС-37 был испытан 22 ноября 1955 года в 9:47 мест­ного времени на Семи­па­ла­тин­ском полигоне.

Важ­ной вехой стал 1956 год, когда воз­никла необ­хо­димость более деталь­ного геомет­ри­че­ского опи­са­ния процес­сов, про­ис­хо­дящих при ядер­ном взрыве. На этом этапе тре­бо­ва­лось при матема­ти­че­ском моде­ли­ро­ва­нии учесть двумер­ный харак­тер нестаци­о­нар­ного движе­ния веще­ства.

За уча­стие в созда­нии термо­ядер­ного оружия М. В. Кел­дышу в 1956 году было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, а в 1957 году его науч­ные достиже­ния отме­чены Ленин­ской премией.

Сразу после избра­ния ака­деми­ком М. В. Кел­дыша также назна­чили началь­ни­ком (с авгу­ста 1950 года науч­ным руко­во­ди­те­лем) голов­ного научно-иссле­до­ва­тельского инсти­тута (НИИ-1 Мини­стер­ства авиаци­он­ной промыш­лен­но­сти, ныне Центр имени М. В. Кел­дыша), занимавшегося при­клад­ными зада­чами раке­то­стро­е­ния. С этого времени одно из основ­ных направ­ле­ний его дея­тель­но­сти ока­за­лось свя­зано с ракет­ной тех­ни­кой.

Начав рабо­тать по кос­ми­че­ской тема­тике в 1946 году в твор­че­ском сотруд­ни­че­стве с С. П. Коро­ле­вым, М. В. Кел­дыш явился одним из иници­а­то­ров широ­кого раз­вер­ты­ва­ния работ по изу­че­нию и осво­е­нию кос­моса. Велик его вклад в ста­нов­ле­ние и успеш­ное раз­ви­тие таких науч­ных направ­ле­ний, как меха­ника кос­ми­че­ского полета и кос­ми­че­ская навигация. С 1953 года в Матема­ти­че­ском инсти­туте АН СССР велись работы по реше­нию задач выве­де­ния на орбиту Земли искус­ствен­ного спут­ника, увен­чавши­еся успе­хом 4 октября 1957 года.

Решающую роль М. В. Кел­дыш сыг­рал в созда­нии отно­си­тельно деше­вой ракеты-носи­теля для выве­де­ния на орбиту спут­ни­ков по науч­ным программам (спут­ники семейства «Кос­мос»). Руко­во­дил «лун­ной» программой, вклю­чая полеты авто­ма­ти­че­ских станций семейства «Луна». Пер­вый аппа­рат к Луне был отправ­лен 2 января 1959 года. 4 октября 1959 года были полу­чены снимки обрат­ной сто­роны Луны аппа­ра­том «Луна-3»…

Не менее эффек­тивно уча­стие М. В. Кел­дыша в программе иссле­до­ва­ния Венеры, велика его роль при иссле­до­ва­ниях Марса. В 1960 году при подго­товке запуска пер­вой авто­ма­ти­че­ской станции к Марсу М. В. Кел­дыш пред­ложил испыты­вать при­боры, пред­на­зна­чен­ные к изу­че­нию Марса, в зем­ных усло­виях. Это поз­во­лило выявить неэффек­тив­ную аппа­ра­туру и дало эко­номию в десятки килограммов веса авто­ма­ти­че­ской станции. М. В. Кел­дыш выезжал на полигоны и кос­мо­дромы при подго­товке и запуске кос­ми­че­ских аппа­ра­тов, вхо­дил в раз­лич­ные комис­сии по кос­ми­че­ским про­блемам, был пред­се­да­те­лем экс­перт­ных комис­сий, комис­сий по раз­бору при­чин ава­рий, в част­но­сти, был пред­се­да­те­лем ава­рий­ной комис­сии по выяс­не­нию при­чин гибели экипажа кос­ми­че­ского аппа­рата «Союз-11»

В 1961 году за осо­бые заслуги в раз­ви­тии ракет­ной тех­ники, созда­нии и успеш­ном запуске пер­вого в мире кос­ми­че­ского корабля «Восток» с чело­ве­ком на борту М. В. Кел­дыш был вто­рой раз удо­стоен зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

М. В. Кел­дыш выступил одним из иници­а­то­ров созда­ния в 1951 году Мос­ков­ского физико-тех­ни­че­ского инсти­тута (г. Долго­пруд­ный) и неко­то­рое время читал лекции, долгое время был заве­дующим кафед­рой.

Большой период жизни М. В. Кел­дыша свя­зан с его дея­тель­но­стью в Пре­зи­ди­уме Ака­демии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 года и про­должавшейся до конца его жизни. С 1953 года он ака­демик-сек­ре­тарь Отде­ле­ния матема­тики Ака­демии наук. В 1960 году М. В. Кел­дыш избран вице-пре­зи­ден­том, а в мае 1961 — пре­зи­ден­том Ака­демии наук СССР.

Возглав­ляя Ака­демию наук СССР с 1961 по 1975 гг., М. В. Кел­дыш ока­зы­вал все­мер­ную под­держку раз­ви­тию в нашей стране не только матема­тики и меха­ники, но и новых направ­ле­ний современ­ной науки, таких, как кибер­не­тика, кван­то­вая элек­тро­ника, моле­ку­ляр­ная био­логия и гене­тика. При М. В. Кел­дыше состо­я­лась комплекс­ная про­верка дея­тель­но­сти Т. Д. Лысенко, поз­во­лившая раз­об­ла­чить псев­до­на­уч­ные концепции «лысен­ковщины», отрицавшей гене­тику. В спис­ках действи­тель­ных чле­нов Ака­демии был посмертно вос­ста­нов­лен Н. И. Вави­лов, полу­чили под­твер­жде­ние его заслуги в био­логии и сельско­хо­зяйствен­ных нау­ках.

Годы, когда пост пре­зи­дента Ака­демии наук СССР занимал М. В. Кел­дыш, были пери­о­дом наи­бо­лее быст­рого роста Ака­демии, пре­враще­ния ее в круп­нейший центр фун­дамен­таль­ной науки. В 1971 году за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством в раз­ви­тии совет­ской науки и тех­ники, большую науч­ную и обще­ствен­ную дея­тель­ность и в связи с 60-летием М. В. Кел­дыш стал три­жды Героем Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (один­на­дца­тым по счету три­жды Героем за все время при­суж­де­ния этого зва­ния).

Большую работу вел М. В. Кел­дыш в Коми­тете по Ленин­ским и Госу­дар­ствен­ным премиям СССР в обла­сти науки и тех­ники, возглав­ляя его с 1961 года до своей кон­чины. Его рецен­зии на пред­став­лен­ные работы имеют само­сто­я­тель­ный науч­ный инте­рес. Он все­мерно под­держи­вал пере­ход на мас­со­вое машин­ное про­из­вод­ство, облег­чающее труд, высоко оце­ни­вал внед­ре­ние хлоп­ко­убо­роч­ных и чае­убо­роч­ных машин. В послед­ние годы жизни М. В. Кел­дыш инте­ре­со­вался про­блемой созда­ния сол­неч­ных элек­тро­станций на кос­ми­че­ской орбите.

Заслуги ака­демика М. В. Кел­дыша высоко оце­нены. Он три­жды Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1956 г., 1961 г., 1971 г.), лау­реат Ленин­ской (1957 г.) и Ста­лин­ских (1942 г., 1946 г.) премий, награж­ден семью орде­нами Ленина (1945 г., два­жды 1954 г., 1956 г., 1961 г., 1967 г., 1975 г.), тремя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1943 г., 1945 г., 1953 г.), шестью ино­стран­ными орде­нами и многими меда­лями. М. В. Кел­дыш был избран ино­стран­ным чле­ном 16 Ака­демий мира, почет­ным док­то­ром 6 уни­вер­си­те­тов. Кава­лер ордена «Почет­ного Леги­она (Коман­дор)» (1971 г.), высших орде­нов ряда других стран, награж­ден Золо­той меда­лью имени М. В. Ломо­но­сова АН СССР (1976 г.).

Мсти­слав Все­во­ло­до­вич Кел­дыш умер 24 июня 1978 года. Урна с пра­хом Кел­дыша захо­ро­нена в Крем­лев­ской стене у Крас­ной площади в Москве.

М. В. Кел­дышу уста­нов­лены памят­ники в Москве и Риге, памят­ные доски на зда­ниях, где он жил (Воро­бьев­ское шоссе) и рабо­тал (МГУ и ИПМ). Память о М. В. Кел­дыше уве­ко­ве­чена в назва­ниях инсти­ту­тов (ИПМ и ИЦ), научно-иссле­до­ва­тельского судна, площади в Москве, кра­тера на Луне и малой пла­неты Сол­неч­ной системы. Золо­тую медаль имени М. В. Кел­дыша вру­чает Рос­сий­ская ака­демия наук за выдающи­еся науч­ные работы в обла­сти при­клад­ной матема­тики и меха­ники, а также тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний по осво­е­нию кос­ми­че­ского про­стран­ства.


Библиография‍8