Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Малышев Вячеслав Александрович1902—1957

госу­дар­ствен­ный деятель, генерал-пол­ков­ник инже­нерно-тех­ни­че­ской службы. В 1939—1957 гг. — народ­ный комис­сар (министр) маши­но­стро­и­тель­ных отра­слей про­мыш­лен­но­сти, куратор про­из­вод­ства по раз­де­ле­нию изо­то­пов урана. Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1944), лауреат двух Госу­дар­ствен­ных премий СССР.
Малышев Вячеслав Александрович

Биография

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малышев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учителя. В 1904 году семья Малы­ше­вых пере­е­хала из Усть-Сысоль­ска в город Великие Луки, где и прошло детство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Тру­до­вой путь Вяче­слав Малышев начал в 16 лет, работая сначала в народ­ном суде г. Великие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских. Одно­вре­менно учился в желез­но­до­рож­ном тех­ни­куме и, окончив его в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мо­сков­ная Москов­ско-Бело­рус­ско-Бал­тийской желез­ной дороги.

В 1926 году он был принят в члены Ком­му­ни­сти­че­ской партии. С ноября 1927 года он воз­вра­ща­ется к прежней работе в депо Под­мо­сков­ное, а затем в депо Люблино Москов­ско-Курской желез­ной дороги.

В июле 1930 года Малышев, после трех­ме­сяч­ной под­го­товки, в составе третьей парт­ты­сячи был напра­в­лен в Москов­ское высшее тех­ни­че­ское училище им. Н. Э. Баумана. С сен­тя­бря 1934-го по февраль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коло­мен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе. В то время на заводе прак­ти­че­ски отсут­ство­вали инже­неры. Молодой спе­ци­алист начи­нает быстро про­дви­гаться по слу­жеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника особого сектора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, главный инженер завода, дирек­тор завода.

Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 февраля 1939 году. Малышев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР.

В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич зани­мает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одно­вре­менно в октябре 1940-сен­тя­бре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тя­бре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

В тяжелые военные годы все силы Малы­шева напра­в­лены на модер­ни­за­цию и уве­ли­че­ние про­из­вод­ства танков. Все военные годы он воз­гла­в­лял нар­ко­мат тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти. Его неу­стан­ный тита­ни­че­ский труд на этом посту по досто­ин­ству оценен при­сво­е­нием ему звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда. Инте­ресно отметить, что в течение войны В. А. Малышев был на приемах у И. В. Сталина 107 раз! Других таких при­ме­ров по руко­во­ди­те­лям, не явля­ю­щимся членами Полит­бюро ЦК ВКП(б), нет.

В 1945 году необ­хо­ди­мость в выпуске боль­шого коли­че­ства танков отпала и был создан Нар­ко­мат тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малы­ше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малышев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Госу­дар­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по вне­дре­нию пере­до­вой техники в народ­ное хозяйство.

Одно­вре­менно с работой на высших госу­дар­ствен­ных долж­но­стях Малышев при­вле­ка­ется к участию в совет­ском атомном проекте и соз­да­нию атомной про­мыш­лен­но­сти СССР. С 1945 года он при­ни­мал самое актив­ное участие в атомном проекте и внес суще­ствен­ный вклад в орга­ни­за­цию про­мыш­лен­ного про­из­вод­ства деля­щихся мате­ри­а­лов. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­вались ком­би­наты соот­вет­ству­ю­щего профиля на Урале и в Сибири. Одно­вре­менно с большой орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью в ПГУ В. А. Малышев выпол­нял ответ­ствен­ную работу по вос­ста­но­в­ле­нию народ­ного хозяйства.

В декабре 1945 года был создан Инже­нерно-тех­ни­че­ский совет (ИТС) при Спе­ци­аль­ном коми­тете. Нарком тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В. А. Малышев воз­главил вторую секцию совета — по про­ек­ти­ро­ва­нию и соо­ру­же­нию «заводов типа 3», кон­стру­и­ро­ва­нию и изго­то­в­ле­нию обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наи­ме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили пред­при­ятия по про­из­вод­ству урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным методом.

23 марта 1946 года прошло первое сов­мест­ное засе­да­ние Тех­ни­че­ского и Инже­нерно-тех­ни­че­ского советов Спец­ко­ми­тета. К этому времени в ведении ПГУ нахо­ди­лись про­мыш­лен­ные пред­при­ятия, инсти­туты и кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции. В связи с этим вместо двух советов Спец­ко­ми­тета при реор­га­ни­за­ции ПГУ 9 апреля 1946 года огра­ни­чи­лись орга­ни­за­цией единого Научно-тех­ни­че­ского совета ПГУ. В. А. Малышев воз­главил секцию № 2 совета — диф­фу­зи­он­ный способ обо­га­ще­ния урана.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малышев — министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. Воз­гла­в­ляя Мини­стер­ство судо­стро­е­ния СССР, В. А. Малышев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по соз­да­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его ини­ци­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­суд­проме было под­го­то­в­лено и под­пи­сано И. В. Стали­ным поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства о стро­и­тель­стве в СССР первой под­вод­ной лодки с ядерно-энер­гети­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ).

В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства тран­с­порт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ). Вспо­ми­ная предво­ен­ную и после­во­ен­ную работу Малы­шева на этом посту, сотруд­ники с добрым ува­же­нием рас­ши­ф­ро­вы­вали аббре­ви­а­туру МТТМ как: «Малышев — тогда, теперь — Малышев...»

26 июня 1953 года Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­но­в­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Первое (атомная про­мыш­лен­ность) и Третье (раз­ра­ботка и соз­да­ние систем ПВО) Главные упра­в­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В. А. Малышев, стал первым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Первыми заме­сти­те­лями мини­стра стали Б. Л. Ван­ни­ков и М. В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П. Я. Антро­пов, А. П. Заве­ня­гин, В. М. Рябиков. При участии Малы­шева про­хо­дило соз­да­ние первого пред­при­ятия по полу­че­нию урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным методом — ком­би­ната № 813 (Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат). Про­дук­ция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во второй, испы­тан­ной в СССР ядерной бомбе — РДС-2 (в первом ядерном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний).

Будучи мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния, Вяче­слав Алек­сан­дро­вич при­ло­жил немало сил к рас­ши­ре­нию напра­в­ле­ний дея­тель­но­сти круп­нейшей нау­ко­ем­кой отрасли: ору­жейные дела допол­ня­лись раз­ви­тием атомной энер­гетики и соз­да­нием под­вод­ного и над­вод­ного атом­ного флотов. При участии Малы­шева нача­лось и стро­и­тель­ство атомной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, офи­ци­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола «Ленин». Работая в Мин­сред­маше, Малышев ввел в прак­тику озна­ком­ле­ние основ­ного состава научных работ­ни­ков с послед­ними дости­же­ни­ями военной техники. Надо заметить, что сделать это тогда было нелегко, т.к. суще­ство­вал довольно строгий режим секрет­но­сти во всем, что было связано с воен­ными раз­ра­бот­ками да и не только с ними. Однако Вяче­слав Алек­сан­дро­вич считал данное рас­ши­ре­ние кру­го­зора необ­хо­ди­мым для твор­че­ской работы. После отставки Малы­шева его ново­в­ве­де­ния были про­дол­жены.

В. А. Малышев был пред­се­да­те­лем Госу­дар­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испы­та­ния первой оте­че­ствен­ной тер­мо­я­дер­ной бомбы РДС-6с, осу­ще­ст­в­лен­ного 12 августа 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. Сразу после испы­та­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вместе с другими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побывал в эпи­цен­тре взрыва, где даже спустя год мощ­ность дозы ради­а­ции пре­вы­шала 400 рентген в час. Эта «про­гулка» (как отметил А. Д. Сахаров в своих вос­по­ми­на­ниях) не могла не пов­ли­ять на здо­ро­вье ее участ­ни­ков.

В 1954 году В. А. Малышев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бо­жде­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.

К сожа­ле­нию, не всегда назна­че­ние или уволь­не­ние с какой-либо долж­но­сти зависит от деловых качеств чело­века. Изме­не­ние в высших эше­ло­нах власти не прошли бес­следно для Малы­шева, считав­ше­гося чело­ве­ком из окру­же­ния Г. М. Мален­кова. После осво­бо­жде­ния Мален­кова от руко­вод­ства Прави­тель­ством СССР в феврале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был смещен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­нейшим мини­стер­ством страны — Мин­сред­ма­шем СССР. В мае 1955 года В. А. Малышев был назна­чен пред­се­да­те­лем Госу­дар­ствен­ного коми­тета по новой технике.

В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен первым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Госу­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по теку­щему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяйства — мини­стром СССР. Эту комис­сию, как и Гос­ко­ми­тет Совета Мини­стров по новой технике Вяче­слав Алек­сан­дро­вич воз­гла­в­лял до своей смерти. Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяжелой болез­нью, и через три месяца генерал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малы­шева не стало.

О вкладе В. А. Малы­шева в раз­ви­тие, защиту и обо­ро­нос­по­соб­ность нашей страны говорят его награды и звания: Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1944 г.), награ­жден четырьмя орде­нами Ленина, орденом Суво­рова 1-й степени, орденом Куту­зова 1-й степени, меда­лями «За оборону Москвы», «За оборону Сталин­града», «За победу над Гер­ма­нией в Великой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», дважды лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР, генерал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 февраля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Крем­лев­ской стены.


Библиография‍2