Биография
Вячеслав Александрович Малышев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар) в семье учителя. В 1904 году семья Малышевых переехала из Усть-Сысольска в город Великие Луки, где и прошло детство Вячеслава Александровича. Трудовой путь Вячеслав Малышев начал в 16 лет, работая сначала в народном суде г. Великие Луки, затем слесарем в железнодорожных мастерских. Одновременно учился в железнодорожном техникуме и, окончив его в 1924 году, стал помощником машиниста в депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
В 1926 году он был принят в члены Коммунистической партии. С ноября 1927 года он возвращается к прежней работе в депо Подмосковное, а затем в депо Люблино Московско-Курской железной дороги.
В июле 1930 года Малышев, после трехмесячной подготовки, в составе третьей парттысячи был направлен в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. С сентября 1934-го по февраль 1939 года Вячеслав Александрович работает на Коломенском паровозостроительном заводе. В то время на заводе практически отсутствовали инженеры. Молодой специалист начинает быстро продвигаться по служебной лестнице: конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер завода, директор завода.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1939 году. Малышев назначен народным комиссаром тяжелого машиностроения СССР.
В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вячеслав Александрович занимает должности заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, председателя Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в октябре 1940-сентябре 1941 гг. он — народный комиссар среднего машиностроения СССР, в сентябре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народный комиссар танковой промышленности СССР.
В тяжелые военные годы все силы Малышева направлены на модернизацию и увеличение производства танков. Все военные годы он возглавлял наркомат танковой промышленности. Его неустанный титанический труд на этом посту по достоинству оценен присвоением ему звания Героя Социалистического Труда. Интересно отметить, что в течение войны В. А. Малышев был на приемах у И. В. Сталина 107 раз! Других таких примеров по руководителям, не являющимся членами Политбюро ЦК ВКП(б), нет.
В 1945 году необходимость в выпуске большого количества танков отпала и был создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с Малышевым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народный комиссар; с марта 1946 г. — министр транспортного машиностроения СССР). В декабре 1947 года Малышев назначается заместителем председателя Совета Министров СССР и остается в этой должности до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство.
Одновременно с работой на высших государственных должностях Малышев привлекается к участию в советском атомном проекте и созданию атомной промышленности СССР. С 1945 года он принимал самое активное участие в атомном проекте и внес существенный вклад в организацию промышленного производства делящихся материалов. Под его руководством строились и развивались комбинаты соответствующего профиля на Урале и в Сибири. Одновременно с большой организационной деятельностью в ПГУ В. А. Малышев выполнял ответственную работу по восстановлению народного хозяйства.
В декабре 1945 года был создан Инженерно-технический совет (ИТС) при Специальном комитете. Нарком транспортного машиностроения СССР В. А. Малышев возглавил вторую секцию совета — по проектированию и сооружению «заводов типа 3», конструированию и изготовлению оборудования для них. Под условным наименованием «завод типа 3» в то время проходили предприятия по производству урана-235 газодиффузионным методом.
23 марта 1946 года прошло первое совместное заседание Технического и Инженерно-технического советов Спецкомитета. К этому времени в ведении ПГУ находились промышленные предприятия, институты и конструкторские организации. В связи с этим вместо двух советов Спецкомитета при реорганизации ПГУ 9 апреля 1946 года ограничились организацией единого Научно-технического совета ПГУ. В. А. Малышев возглавил секцию № 2 совета — диффузионный способ обогащения урана.
С января 1950 года по октябрь 1952 года Малышев — министр судостроительной промышленности СССР. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В. А. Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР. По его инициативе в 1952 году в ПГУ и Минсудпроме было подготовлено и подписано И. В. Сталиным постановление правительства о строительстве в СССР первой подводной лодки с ядерно-энергетической установкой (ЯЭУ).
В марте 1953 года Вячеслав Александрович становится руководителем огромного Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (МТТМ). Вспоминая предвоенную и послевоенную работу Малышева на этом посту, сотрудники с добрым уважением расшифровывали аббревиатуру МТТМ как: «Малышев — тогда, теперь — Малышев...»
26 июня 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано Министерство среднего машиностроения СССР. 1 июля 1953 года постановлением Совета Министров СССР в состав нового министерства переданы Первое (атомная промышленность) и Третье (разработка и создание систем ПВО) Главные управления при Совете Министров СССР. 29 июня 1953 года В. А. Малышев, стал первым министром среднего машиностроения СССР. Первыми заместителями министра стали Б. Л. Ванников и М. В. Хруничев, заместителями — П. Я. Антропов, А. П. Завенягин, В. М. Рябиков. При участии Малышева проходило создание первого предприятия по получению урана-235 газодиффузионным методом — комбината № 813 (Уральский электрохимический комбинат). Продукция этого комбината была использована во второй, испытанной в СССР ядерной бомбе — РДС-2 (в первом ядерном заряде использовался плутоний).
Будучи министром среднего машиностроения, Вячеслав Александрович приложил немало сил к расширению направлений деятельности крупнейшей наукоемкой отрасли: оружейные дела дополнялись развитием атомной энергетики и созданием подводного и надводного атомного флотов. При участии Малышева началось и строительство атомной электростанции в Обнинске, официально пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола «Ленин». Работая в Минсредмаше, Малышев ввел в практику ознакомление основного состава научных работников с последними достижениями военной техники. Надо заметить, что сделать это тогда было нелегко, т.к. существовал довольно строгий режим секретности во всем, что было связано с военными разработками да и не только с ними. Однако Вячеслав Александрович считал данное расширение кругозора необходимым для творческой работы. После отставки Малышева его нововведения были продолжены.
В. А. Малышев был председателем Государственной комиссии по проведению испытания первой отечественной термоядерной бомбы РДС-6с, осуществленного 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне. Сразу после испытания Вячеслав Александрович вместе с другими руководителями (в том числе и с Андреем Дмитриевичем Сахаровым) побывал в эпицентре взрыва, где даже спустя год мощность дозы радиации превышала 400 рентген в час. Эта «прогулка» (как отметил А. Д. Сахаров в своих воспоминаниях) не могла не повлиять на здоровье ее участников.
В 1954 году В. А. Малышев был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР без освобождения от должности министра среднего машиностроения.
К сожалению, не всегда назначение или увольнение с какой-либо должности зависит от деловых качеств человека. Изменение в высших эшелонах власти не прошли бесследно для Малышева, считавшегося человеком из окружения Г. М. Маленкова. После освобождения Маленкова от руководства Правительством СССР в феврале 1955 года Вячеслав Александрович был смещен с обоих постов и отстранен от руководства крупнейшим министерством страны — Минсредмашем СССР. В мае 1955 года В. А. Малышев был назначен председателем Государственного комитета по новой технике.
В декабре 1956 года он был снят с должности заместителя председателя Совета Министров СССР и назначен первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — министром СССР. Эту комиссию, как и Госкомитет Совета Министров по новой технике Вячеслав Александрович возглавлял до своей смерти. Его здоровье было уже серьезно подорвано тяжелой болезнью, и через три месяца генерал-полковника инженерно-танковой службы Малышева не стало.
О вкладе В. А. Малышева в развитие, защиту и обороноспособность нашей страны говорят его награды и звания: Герой Социалистического Труда (1944 г.), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал-полковник инженерно-танковой службы (1945 г.).
Скончался Вячеслав Александрович 20 февраля 1957 года, похоронен в Москве у Кремлевской стены.