Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Малышев Вячеслав Александрович1902—1957

госу­дар­ствен­ный дея­тель, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тех­ни­че­ской службы. В 1939—1957 гг. — народ­ный комис­сар (министр) маши­но­стро­и­тель­ных отрас­лей промыш­лен­но­сти, кура­тор про­из­вод­ства по раз­де­ле­нию изо­топов урана. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944), лау­реат двух Госу­дар­ствен­ных премий СССР.
Малышев Вячеслав Александрович

Биография

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малышев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учи­теля. В 1904 году семья Малыше­вых пере­ехала из Усть-Сысольска в город Вели­кие Луки, где и прошло дет­ство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Тру­до­вой путь Вяче­слав Малышев начал в 16 лет, рабо­тая сна­чала в народ­ном суде г. Вели­кие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских. Одно­временно учился в желез­но­до­рож­ном тех­ни­куме и, окон­чив его в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мос­ков­ная Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тийской желез­ной дороги.

В 1926 году он был при­нят в члены Комму­ни­сти­че­ской пар­тии. С ноября 1927 года он воз­враща­ется к преж­ней работе в депо Под­мос­ков­ное, а затем в депо Люб­лино Мос­ков­ско-Кур­ской желез­ной дороги.

В июле 1930 года Малышев, после трехме­сяч­ной подго­товки, в составе тре­тьей парт­ты­сячи был направ­лен в Мос­ков­ское высшее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н. Э. Баумана. С сен­тября 1934-го по фев­раль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коломен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе. В то время на заводе прак­ти­че­ски отсут­ство­вали инже­неры. Моло­дой спе­ци­а­лист начи­нает быстро про­двигаться по служеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника осо­бого сек­тора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, глав­ный инже­нер завода, дирек­тор завода.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 фев­раля 1939 году. Малышев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР.

В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич занимает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одно­временно в октябре 1940-сен­тябре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тябре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой промыш­лен­но­сти СССР.

В тяже­лые воен­ные годы все силы Малышева направ­лены на модер­ни­за­цию и уве­ли­че­ние про­из­вод­ства тан­ков. Все воен­ные годы он возглав­лял нар­ко­мат тан­ко­вой промыш­лен­но­сти. Его неустан­ный тита­ни­че­ский труд на этом посту по досто­ин­ству оце­нен при­сво­е­нием ему зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. Инте­ресно отме­тить, что в тече­ние войны В. А. Малышев был на при­емах у И. В. Ста­лина 107 раз! Других таких при­ме­ров по руко­во­ди­те­лям, не являющимся чле­нами Полит­бюро ЦК ВКП(б), нет.

В 1945 году необ­хо­димость в выпуске большого коли­че­ства тан­ков отпала и был создан Нар­ко­мат транспорт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малыше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр транспорт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малышев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Госу­дар­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по внед­ре­нию пере­до­вой тех­ники в народ­ное хозяйство.

Одно­временно с рабо­той на высших госу­дар­ствен­ных долж­но­стях Малышев при­вле­ка­ется к уча­стию в совет­ском атом­ном про­екте и созда­нию атом­ной промыш­лен­но­сти СССР. С 1945 года он при­нимал самое актив­ное уча­стие в атом­ном про­екте и внес суще­ствен­ный вклад в орга­ни­за­цию промыш­лен­ного про­из­вод­ства делящихся мате­ри­а­лов. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­ва­лись ком­би­наты соот­вет­ствующего профиля на Урале и в Сибири. Одно­временно с большой орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью в ПГУ В. А. Малышев выпол­нял ответ­ствен­ную работу по вос­ста­нов­ле­нию народ­ного хозяйства.

В декабре 1945 года был создан Инже­нерно-тех­ни­че­ский совет (ИТС) при Спе­ци­аль­ном коми­тете. Нар­ком транспорт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В. А. Малышев возгла­вил вто­рую секцию совета — по про­ек­ти­ро­ва­нию и сооруже­нию «заво­дов типа 3», кон­стру­и­ро­ва­нию и изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наиме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили предпри­я­тия по про­из­вод­ству урана-235 газо­диффу­зи­он­ным мето­дом.

23 марта 1946 года прошло пер­вое совмест­ное засе­да­ние Тех­ни­че­ского и Инже­нерно-тех­ни­че­ского сове­тов Спец­коми­тета. К этому времени в веде­нии ПГУ нахо­ди­лись промыш­лен­ные предпри­я­тия, инсти­туты и кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции. В связи с этим вме­сто двух сове­тов Спец­коми­тета при реорга­ни­за­ции ПГУ 9 апреля 1946 года огра­ни­чи­лись орга­ни­за­цией еди­ного Научно-тех­ни­че­ского совета ПГУ. В. А. Малышев возгла­вил секцию № 2 совета — диффу­зи­он­ный спо­соб обогаще­ния урана.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малышев — министр судо­стро­и­тель­ной промыш­лен­но­сти СССР. Возглав­ляя Мини­стер­ство судо­стро­е­ния СССР, В. А. Малышев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по созда­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его иници­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­судпроме было подго­тов­лено и подпи­сано И. В. Ста­ли­ным поста­нов­ле­ние пра­ви­тельства о стро­и­тельстве в СССР пер­вой под­вод­ной лодки с ядерно-энерге­ти­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ).

В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства транспорт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ). Вспоми­ная пред­во­ен­ную и после­во­ен­ную работу Малышева на этом посту, сотруд­ники с доб­рым уваже­нием расшиф­ро­вы­вали аббре­ви­а­туру МТТМ как: «Малышев — тогда, теперь — Малышев...»

26 июня 1953 года Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Пер­вое (атом­ная промыш­лен­ность) и Тре­тье (раз­ра­ботка и созда­ние систем ПВО) Глав­ные управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В. А. Малышев, стал пер­вым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Пер­выми заме­сти­те­лями мини­стра стали Б. Л. Ван­ни­ков и М. В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П. Я. Антропов, А. П. Заве­нягин, В. М. Ряби­ков. При уча­стии Малышева про­хо­дило созда­ние пер­вого предпри­я­тия по полу­че­нию урана-235 газо­диффу­зи­он­ным мето­дом — ком­би­ната № 813 (Уральский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат). Про­дукция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во вто­рой, испытан­ной в СССР ядер­ной бомбе — РДС-2 (в пер­вом ядер­ном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний).

Будучи мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния, Вяче­слав Алек­сан­дро­вич при­ложил немало сил к расши­ре­нию направ­ле­ний дея­тель­но­сти круп­нейшей нау­ко­ем­кой отрасли: оружей­ные дела допол­ня­лись раз­ви­тием атом­ной энерге­тики и созда­нием под­вод­ного и над­вод­ного атом­ного фло­тов. При уча­стии Малышева нача­лось и стро­и­тельство атом­ной элек­тро­станции в Обнин­ске, офици­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тельство атом­ного ледо­кола «Ленин». Рабо­тая в Мин­сред­маше, Малышев ввел в прак­тику озна­ком­ле­ние основ­ного состава науч­ных работ­ни­ков с послед­ними достиже­ни­ями воен­ной тех­ники. Надо заме­тить, что сде­лать это тогда было нелегко, т.к. суще­ство­вал довольно строгий режим сек­рет­но­сти во всем, что было свя­зано с воен­ными раз­ра­бот­ками да и не только с ними. Однако Вяче­слав Алек­сан­дро­вич счи­тал дан­ное расши­ре­ние круго­зора необ­хо­димым для твор­че­ской работы. После отставки Малышева его ново­вве­де­ния были про­должены.

В. А. Малышев был пред­се­да­те­лем Госу­дар­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испыта­ния пер­вой оте­че­ствен­ной термо­ядер­ной бомбы РДС-6с, осуществ­лен­ного 12 авгу­ста 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском полигоне. Сразу после испыта­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вме­сте с другими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побы­вал в эпицен­тре взрыва, где даже спу­стя год мощ­ность дозы ради­ации пре­вышала 400 рентген в час. Эта «прогулка» (как отме­тил А. Д. Саха­ров в своих воспоми­на­ниях) не могла не повли­ять на здо­ро­вье ее участ­ни­ков.

В 1954 году В. А. Малышев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бож­де­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.

К сожа­ле­нию, не все­гда назна­че­ние или уволь­не­ние с какой-либо долж­но­сти зави­сит от дело­вых качеств чело­века. Изме­не­ние в высших эше­ло­нах вла­сти не прошли бес­следно для Малышева, счи­тавшегося чело­ве­ком из окруже­ния Г. М. Мален­кова. После осво­бож­де­ния Мален­кова от руко­вод­ства Пра­ви­тельством СССР в фев­рале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был смещен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­нейшим мини­стер­ством страны — Мин­сред­машем СССР. В мае 1955 года В. А. Малышев был назна­чен пред­се­да­те­лем Госу­дар­ствен­ного коми­тета по новой тех­нике.

В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Госу­дар­ствен­ной эко­номи­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по текущему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяйства — мини­стром СССР. Эту комис­сию, как и Гос­коми­тет Совета Мини­стров по новой тех­нике Вяче­слав Алек­сан­дро­вич возглав­лял до своей смерти. Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяже­лой болез­нью, и через три месяца гене­рал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малышева не стало.

О вкладе В. А. Малышева в раз­ви­тие, защиту и обо­ро­но­спо­соб­ность нашей страны гово­рят его награды и зва­ния: Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944 г.), награж­ден четырьмя орде­нами Ленина, орде­ном Суво­рова 1-й степени, орде­ном Куту­зова 1-й степени, меда­лями «За обо­рону Москвы», «За обо­рону Ста­линграда», «За победу над Герма­нией в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», два­жды лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии СССР, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 фев­раля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Крем­лев­ской стены.


Библиография‍2