Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Николаев Василий Петрович1913—1970

спе­ци­алист в области аэро­ди­на­мики и дина­мики полета атомных бомб. В атомном проекте с 1945. Лауреат Сталин­ской (1951, 1953), и Госу­дар­ствен­ной премий СССР (1967).
Николаев Василий Петрович

Биография

Василий Пет­ро­вич Нико­лаев родился 10(23) апреля 1913 года в деревне Шело­мово Воло­год­ского района Воло­год­ской области в семье кре­стья­нина-бедняка. В семье было девять человек, земли три десятины, лошади не было. Мате­ри­аль­ные труд­но­сти семьи выну­дили Василия c мало­лет­ства идти на поден­щину. Только в 1923 году при­сту­пил Василий Нико­лаев к учебе. За три года сдал полный курс началь­ной 4-летней школы и в 1926-м был принят в школу-семи­летку № 3 в Вологде.

После окон­ча­ния семи­летки он посту­пил в школу № 1 II ступени, где учебу в 8-м и 9-м классах при­шлось сов­ме­щать с работой в школь­ных мастер­ских. По окон­ча­нии школы Василий Нико­лаев работал на Воло­год­ском паро­во­зо­ва­го­но­ре­мон­т­ном заводе сначала чер­но­ра­бо­чим, затем сле­са­рем, одно­вре­менно учась на 4-м курсе вечер­него рабфака.

Осенью 1932 года В. П. Нико­лаев стал сту­ден­том Москов­ского ави­а­ци­он­ного инсти­тута, но в январе 1933 года учебу при­шлось при­о­ста­но­вить: при­ка­зом по инсти­туту он был «уволен в отпуск до 01.09.1933 в связи с сокра­ще­нием кон­тин­гента уча­щихся». Во время выну­жден­ного отпуска он работал ответ­ствен­ным секрета­рем редак­ции газеты «Ударная бригада» в поселке Чебсара Воло­год­ской области. С 1 сен­тя­бря 1933 года его учеба в МАИ воз­о­б­но­ви­лась, и в 1939 году молодой спе­ци­алист В. П. Нико­лаев получил диплом с отли­чием с квали­фи­ка­цией «инженер-механик по само­лето­стро­е­нию». Еще учась в инсти­туте, он в 1938 году начал рабо­тать в Цен­траль­ном аэро­ги­д­ро­ди­на­ми­че­ском инсти­туте (ЦАГИ), туда же был напра­в­лен по рас­пре­де­ле­нию в каче­стве инже­нера-аэро­ди­на­мика.

Во время Великой Оте­че­ствен­ной войны В. П. Нико­лаев состоял в истре­би­тель­ном бата­льоне при ЦАГИ.

В ЦАГИ В. П. Нико­лаев про­ра­бо­тал в долж­но­стях стар­шего инже­нера, началь­ника отдела, началь­ника аэро­ди­на­ми­че­ской лабо­ра­то­рии до августа 1949 года. Поста­но­в­ле­нием Совета Мини­стров СССР он был пере­ве­ден на работу в КБ-11 руко­во­ди­те­лем иссле­до­ва­тель­ской группы. Начав свой тру­до­вой путь в системе Первого Глав­ного упра­в­ле­ния В. П. Нико­лаев стал участ­ни­ком соз­да­ния первой совет­ской атомной бомбы РДС-1.

В. П. Нико­лаев при­ни­мал непо­сред­ствен­ное участие в раз­ра­бот­ках опытных изделий на всех этапах иссле­до­ва­ний: от лабо­ра­тор­ных до натур­ных. Под его руко­вод­ством был иссле­до­ван ряд вопро­сов ком­по­новки изделий, найдены решения по обес­пе­че­нию необ­хо­ди­мых харак­те­ри­стик кон­струк­ций.

Атомная ави­а­бомба — это бал­ли­сти­че­ский объект, который должен правильно лететь в цель и взо­рваться на задан­ной высоте (около 600 м) над целью. Для этого система авто­ма­тики (СА) ави­а­бомбы должна на задан­ной высоте выдать испол­ни­тель­ную, «кри­ти­че­скую» команду, а за неко­то­рое время до этого — пред­ва­ри­тель­ную, пуско­вую, для взве­де­ния соот­вет­ству­ю­щих устройств. Кроме того, СА должна была иметь в своем составе пре­до­хра­ни­тель­ное устройство (ступень пре­до­хра­не­ния), исклю­ча­ю­щее пре­ж­де­вре­мен­ное, несан­к­ци­о­ни­ро­ван­ное взве­де­ние СА при назем­ной под­го­товке ави­а­бомбы и ее тран­с­пор­ти­ровке к точке сброса само­летом-носи­те­лем.

Спе­ци­али­стами-аэро­ди­на­ми­ками КБ-11, в их числе и В. П. Нико­ла­е­вым, было пред­ло­жено для снятия ступени пре­до­хра­не­ния при­ме­нить мано­мет­ри­че­ский прибор — датчик ско­рост­ного напора, действу­ю­щего на ави­а­бомбу только на тра­ек­то­рии падения после ее отрыва от само­лета-носи­теля (в иных усло­виях ско­рост­ного напора просто физи­че­ски нет), а для фор­ми­ро­ва­ния пуско­вой и кри­ти­че­ской команд — баро­мет­ри­че­ские датчики высоты.

Для того, чтобы эти датчики рабо­тали правильно, тре­бо­ва­лось изо­б­ре­сти и раз­ра­бо­тать соот­вет­ству­ю­щие кон­струк­тив­ные устройства — системы приема ско­рост­ного напора и атмо­сфер­ного дав­ле­ния. Изо­б­ре­сти, потому что про­тоти­пов подоб­ных систем не суще­ство­вало. Правиль­ные кон­струк­тив­ные решения были найдены, аэро­ди­на­ми­че­ская ком­по­новка корпуса ави­а­бомбы, обес­пе­чи­ва­ю­щая правиль­ный полет ее и прием ско­рост­ного напора и ста­ти­че­ского дав­ле­ния, была раз­ра­бо­тана.

Для опре­де­ле­ния аэро­ди­на­ми­че­ских пара­мет­ров, необ­хо­ди­мых в бал­ли­сти­че­ских рас­четах, и харак­те­ри­стик систем приема дав­ле­ния тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние аэро­ди­на­ми­че­ских испы­та­ний ави­а­бомбы в аэро­ди­на­ми­че­ской трубе ЦАГИ. В. П. Нико­лаев, как выходец из ЦАГИ, имевший там и авто­ри­тет, и важные связи, сыграл суще­ствен­ную роль в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии этих испы­та­ний, причем в крайне сжатые сроки.

Про­ек­тно-кон­струк­тор­ские работы по соз­да­нию РДС-1 были успешно завер­шены, ави­а­бомба была изго­то­в­лена и успешно испы­тана. Следом за РДС-1 были раз­ра­бо­таны и испы­таны еще несколько атомных ави­а­бомб. Их актив­ные раз­ра­бот­чики и испы­та­тели полу­чили заслу­жен­ные прави­тель­ствен­ные награды. В. П. Нико­лаев был дважды удо­стоен звания лау­ре­ата Сталин­ской премии (1951 г. и 1953 г.), а также награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1951 г.).

В 1955 году В. П. Нико­ла­ева пере­во­дят в НИИ-1011 (РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е. И. Заба­ба­хина) заме­сти­те­лем началь­ника кон­струк­тор­ского отде­ле­ния по науке. В момент обра­зо­ва­ния НИИ-1011 в штате отдела аэро­ди­на­мики было четыре чело­века: два инже­нера и два лабо­ранта. Этот штат сразу же стал попол­няться спе­ци­али­стами, пере­во­див­шимися из других орга­ни­за­ций и вузов страны. Отделом под его руко­вод­ством были раз­ра­бо­таны аэро­ди­на­ми­че­ские ком­по­новки неу­пра­в­ля­е­мых лета­тель­ных аппа­ра­тов (бомб), обес­пе­чи­ва­ю­щие наи­мень­шее аэро­ди­на­ми­че­ское сопроти­в­ле­ние и устой­чи­вость дви­же­ния в полете. Его идеи исполь­зо­ва­ния аэро­ме­ха­ни­че­ских изме­ри­тель­ных систем и дат­чи­ков были поло­жены в основу постро­е­ния системы авто­ма­тики для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти изделий.

В 1958 году В. П. Нико­ла­еву без защиты дис­сер­та­ции была при­сво­ена ученая степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук, а в 1960 году Высшая атте­ста­ци­он­ная комис­сия утвер­дила его в ученом звании стар­шего науч­ного сотруд­ника по спе­ци­аль­но­сти «аэро­ди­на­мика».

Мнение В. П. Нико­ла­ева было реша­ю­щим при выборе аэро­ди­на­ми­че­ских форм ави­а­бомб, соот­вет­ству­ю­щих их кон­крет­ному пред­на­зна­че­нию, раз­ра­ботке систем приема дав­ле­ния, совер­шен­ство­ва­нии методов бал­ли­сти­че­ских рас­четов. Так, для сверх­зву­ко­вой так­ти­че­ской ави­а­бомбы под его руко­вод­ством была раз­ра­бо­тана удли­нен­ная, обте­ка­е­мая форма, бла­го­даря которой под­ве­шен­ная под самолет ави­а­бомба не ухудшала его летных харак­те­ри­стик, а для морской ави­а­бомбы был изо­б­ретен кави­ти­ру­ю­щий насадок, обес­пе­чи­ва­ю­щий устой­чи­вость дви­же­ния в воде и т. д.

Огромный объем аэро­ди­на­ми­че­ских иссле­до­ва­ний был про­ве­ден в НИИ-1011 при отра­ботке аэро­ди­на­ми­че­ской ком­по­новки изделия 202 — самой большой в мире ави­а­бомбы. В про­цессе раз­ра­ботки изделия 202 остро встал вопрос об оценке воз­действия пора­жа­ю­щих фак­то­ров ядер­ного взрыва (ПФЯВ) на самолет-носи­тель и об обес­пе­че­нии его безо­пас­но­сти. Мето­дика расчета воз­действия ПФЯВ на самолет соз­да­ва­лась сов­местно спе­ци­али­стами ЦАГИ и НИИ-1011. В каче­стве ответ­ствен­ных испол­ни­те­лей мето­дику утвер­дили ака­демик А. А. Дород­ни­цын, член-кор­ре­с­пон­дент АН СССР Л. А. Галин и В. П. Нико­лаев. По этой мето­дике и были про­ве­дены необ­хо­ди­мые расчеты безо­пас­ной дистан­ции между само­летом и точкой взрыва и необ­хо­ди­мых для ее обес­пе­че­ния пара­мет­ров пара­шют­ной системы.

Особо тща­тельно отра­ба­ты­ва­лась система задер­жки взрыва бомбы, исклю­ча­ю­щая его воз­мож­ность ранее дости­же­ния задан­ной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опус­каться на пара­шюте, который раз­ра­ба­ты­вали в НИЭИ пара­шютно-десан­т­ных систем. Парашют пред­ста­в­лял собою систему, состо­я­щую из после­до­ва­тельно рас­кры­ва­ю­щихся пара­шю­тов: первого — пло­ща­дью 0,5 кв. м, второго — пло­ща­дью 5,5 кв. м, затем одно­вре­менно трёх — по 42 кв. м и, наконец, глав­ного — пло­ща­дью 1600 кв. м.

Опять же, важную роль в работе играли его нала­жен­ные отно­ше­ния со спе­ци­али­стами ЦАГИ. Бла­го­даря этому все работы для НИИ-1011 выпол­ня­лись очень опе­ра­тивно, если в кон­струк­цию модели или в про­грамму испы­та­ний тре­бо­ва­лось внести изме­не­ния или дора­ботки, то это дела­лось бук­вально «с ходу».

За цикл работ по соз­да­нию спец­бо­е­при­па­сов в НИИ-1011 В. П. Нико­лаев был удо­стоен звания лау­ре­ата Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1967 г.), награ­жден орденом «Знак Почета» (1966 г.).

Василий Пет­ро­вич был не только руко­во­ди­те­лем, но и добрым това­ри­щем, старшим и более опытным, с которым можно было и посо­вето­ваться, и просто пого­во­рить «за жизнь». И радо­стей земных Василий Пет­ро­вич не чуж­дался: любил музыку, сам играл на многих музы­каль­ных инстру­мен­тах, под гар­мошку пел частушки соб­ствен­ного сочи­не­ния, любил поэзию, выра­зи­тельно декла­ми­ро­вал, писал стихи. Будучи в делах сугубым праг­ма­ти­ком, на досуге он любил и на отвле­чен­ные темы пофи­ло­соф­ство­вать. Он был общи­те­лен, при­вет­лив, и квар­тира его всегда была открыта для друзей.

В 1968 году, став пер­со­наль­ным пен­си­о­не­ром, В. П. Нико­лаев вер­нулся в г. Жуков­ский Москов­ской обл., где за Васи­лием Пет­ро­ви­чем была сохра­нена квар­тира, в которой он жил, когда работал в ЦАГИ.

Василий Пет­ро­вич Нико­лаев скон­чался в марте 1970 года.


Библиография‍2