Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Перегудов Владимир Николаевич1902—1967

учёный, инженер-кон­струк­тор, кора­бле­стро­и­тель, инженер-капитан 1-го ранга началь­ник и главный кон­струк­тор Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, Главный кон­струк­тор первых совет­ских атомных под­вод­ных лодок. Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1959), лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР и Ленин­ской премии
Перегудов Владимир Николаевич

Биография

Вла­димир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов родился в деревне Бала­ково (с 1913 года — город) Самар­ской губер­нии 28 июня 1902 года в кре­стьян­ской семье.

В годы гра­ждан­ской войны В. Н. Пере­гу­дов запи­сался добро­воль­цем в ком­со­моль­ский отряд особого назна­че­ния, боролся с кон­тр­ре­во­лю­ци­он­ными вос­ста­ни­ями, затем работал секрета­рем чрез­вы­чай­ной след­ствен­ной комис­сии в Бала­ково.

С 3 июля 1921 года В. Н. Пере­гу­дов служит в рабоче-кре­стьян­ском Красном флоте. В этом же году окан­чи­вает уско­рен­ные курсы под­го­товки тех­ни­ков коман­д­ного состава Бал­т­флота в Пет­ро­граде, в ноябре 1926 года — военно-морское инже­нер­ное училище им. Ф. Э. Дзер­жин­ского. В 1924 году в статусе кур­санта училища участ­во­вал на крей­сере «Аврора» в первом дальнем пере­ходе кора­блей совет­ского флота — пла­ва­нии из Крон­штадта в Архан­гельск с захо­дами в нор­веж­ские порты.

В сен­тя­бре 1926 года В. Н. Пере­гу­дов полу­чает назна­че­ние на долж­ность кора­бель­ного инже­нера на линкор «Октя­брь­ская рево­лю­ция». В ноябре 1926 года его вклю­чают в комис­сию по наблю­де­нию за постройкой кора­блей в Ленин­граде. В феврале сле­ду­ю­щего года В. Н. Пере­гу­дов напра­в­ляют на учебу в военно-морскую ака­демию РККФ, которую он окан­чи­вает в 1930 году. Здесь под руко­вод­ством опытных пре­по­да­ва­те­лей В. Н. Пере­гу­дов совер­шен­ство­вался в про­ек­ти­ро­ва­нии под­вод­ных лодок, а летом 1928 года про­хо­дил прак­тику на под­вод­ной лодке типа «Барс». По итогам защиты диплом­ной работы по теме «Эска­д­рен­ная под­вод­ная лодка» ему при­сва­и­ва­ется квали­фи­ка­ция инженер-кора­бле­стро­и­тель.

В феврале 1930 года выпускника ака­демии назна­чают старшим инже­не­ром первой дистан­ции ава­рийных доков Крон­штадта, в августе этого же года — инже­не­ром секции под­вод­ного пла­ва­ния Научно-тех­ни­че­ского коми­тета (НТК) Упра­в­ле­ния военно-морских сил РККА.

В 1930-1931 гг. В. Н. Пере­гу­дов нахо­дится в коман­ди­ровке в Италии, где участ­вует в соз­да­нии и испы­та­нии под­вод­ных лодок разных про­ек­тов. Служба сводит его с заме­ча­тель­ными людьми, оставив­шими замет­ный след в истории совет­ского под­вод­ного флота, в том числе с главным кон­струк­то­ром лодок типа «К» М. А. Руд­ниц­ким. В личном деле В. Н. Пере­гу­дова поя­в­ля­ется запись: «Особая наклон­ность — кон­струк­тор­ская и иссле­до­ва­тель­ская работа. Явля­ется одним из ведущих работ­ни­ков по под­вод­ному кора­бле­стро­е­нию». В июле 1932 года В. Н. Пере­гу­дова назна­чают старшим инже­не­ром отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок в только что соз­дан­ном после рас­фор­ми­ро­ва­ния НТК научно-иссле­до­ва­тель­скомй инсти­туте воен­ного кора­бле­стро­е­ния Упра­в­ле­ния ВМС РККА.

В 1934 году его вновь отпра­в­ляют в коман­ди­ровку за рубеж, в Гер­ма­нию в спе­ци­аль­ное КБ фирмы «Дешимаг», зани­ма­ю­щейся про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ных лодок IX серии, для выбора лучшего проекта средней под­вод­ной лодки. В мае 1935 года В. Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется в НИИ воен­ного кора­бле­стро­е­ния на долж­ность началь­ника секции. В апреле 1936 года он ста­но­вится началь­ни­ком отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок.

В эти годы группа совет­ских кон­струк­то­ров под руко­вод­ством С. Туркова, друга детства В. Н. Пере­гу­дова, вместе с ним при­шедшим добро­воль­цем на флот, зани­ма­лась про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ной лодки типа «С». Вла­димир Нико­ла­е­вич при про­ек­ти­ро­ва­нии голов­ного корабля этой серии воз­гла­в­лял кор­пус­ной сектор и внес немало инте­рес­ных кон­струк­тив­ных решений. В 1937 году С. Туркова аре­сто­вали. Вызвали к сле­до­ва­телю и В. Н. Пере­гу­дова, требуя обли­че­ния «врага народа и пре­да­теля Туркова», однако он отка­зался под­пи­сы­вать что-либо, пороча­щее това­рища. В ноябре 1937 года аре­сто­вы­вают и самого В. Н. Пере­гу­дова. Нахо­дясь под пред­ва­ри­тель­ным след­ствием, он сидел в одной камере с будущим мар­ша­лом Совет­ского Союза и дважды Героем Совет­ского Союза К. К. Рокос­сов­ским. 28 марта 1938 года его осво­бо­ждают с фор­му­ли­ров­кой «за отсут­ствием вины», и В. Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется на работу в НИИ воен­ного кора­бле­стро­е­ния (с 1939 года — ЦНИИ-45). Однако тюрьма и пытки серьезно под­ры­вают его здо­ро­вье.

15 января 1941 года В. Н. Пере­гу­дова назна­чают началь­ни­ком кор­пус­ного отдела Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 18 (ныне ЦКБ «Рубин). С 1943 года он — главный кон­струк­тор средних дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок про­ек­тов 608 и 613 (послед­няя явля­лась раз­ви­тием проекта 608 с учетом опыта второй мировой войны). Во время войны Вла­димир Нико­ла­е­вич вместе ЦКБ-18 и с семьей нахо­дился в эва­ку­а­ции в г. Горьком.

В свою группу В. Н. Пере­гу­дов при­гла­сил спе­ци­али­стов, с кото­рыми ранее работал и которых знал как про­фес­си­о­на­лов высокой квали­фи­ка­ции. Как главный кон­струк­тор, на началь­ных стадиях про­ек­ти­ро­ва­ния, В.Н Пере­гу­дов внес большой вклад в соз­да­ние первой после­во­ен­ной под­вод­ной лодки сред­него водо­из­ме­ще­ния. В проекте 613 реали­зо­ван ряд важных тех­ни­че­ских решений, многие из которых нашли широкое при­ме­не­ние в после­ду­ю­щих после­во­ен­ных про­ек­тах под­вод­ных лодок. Среди них — уве­ли­че­ние вдвое глубины погру­же­ния, при­ме­не­ние новых более прочных марок кор­пус­ной стали, исполь­зо­ва­ние мощных дви­га­те­лей для над­вод­ного хода с умень­ше­нием весо­га­ба­рит­ных пока­за­те­лей, осна­ще­ние корабля устройством, обес­пе­чи­ва­ю­щим работу дизелей на пери­с­коп­ной глубине, и многие другие про­грес­сив­ные решения по корпусу, энер­гети­че­ской уста­новке, систе­мам и устройствам корабля.

В даль­нейшем, под­вод­ная лодка проекта 613 стала одной из самых мас­со­вых в истории совет­ского под­вод­ного флота — было постро­ено 215 судов для оте­че­ствен­ного ВМФ и поста­вок за рубеж.

Довести до конца свою работу по проекту 613 Вла­димиру Нико­ла­е­вичу не пред­стави­лось воз­мож­ным, так как в 1947 году он был вновь пере­ве­ден в ЦНИИ-45. Здесь он выпол­нил иссле­до­ва­ния дви­же­ния под­вод­ных лодок в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, устой­чи­во­сти формы цилин­дри­че­ских оболо­чек, про­а­нали­зи­ро­вал причины аварий под­вод­ных лодок.

В апреле 1951 года В.Н Пере­гу­дов ста­но­вится заме­сти­те­лем дирек­тора ЦНИИ-45 по научной работе.

9 сен­тя­бря 1952 года в СССР с Поста­но­в­ле­ния № 4098-1616 Совета Мини­стров СССР о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве объекта № 627 нача­лась работа по соз­да­нию первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки, и В. Н. Пере­гу­дова назна­чают её главным кон­струк­то­ром. До апреля 1953 года он сов­ме­щает работу над про­ек­том АПЛ с работой заме­сти­теля дирек­тора ЦНИИ-45, по науке, однако затем он был осво­бо­жден от нее, чтобы пол­но­стью сосре­до­то­читься на проекте АПЛ. Для этого соз­да­ется спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро (СКБ-143, с 1991 года — ЦКБ «Малахит»), наце­лен­ное на про­ек­ти­ро­ва­ние атомных под­вод­ных лодок. В.Н Пере­гу­дов — началь­ник и главный кон­струк­тор СКБ-143.

Соз­да­ние под­вод­ного ато­мо­хода услож­ня­лось обста­нов­кой крайне высокой секрет­но­сти проекта. Про­ек­танты атомной энер­гети­че­ской уста­новки не имели пред­ста­в­ле­ния, какую энер­гети­че­скую уста­новку можно пред­ло­жить для под­вод­ной лодки, а про­ек­танты атомной под­вод­ной лодки, не имея данных по энер­го­у­ста­новке и усло­виям ее экс­плу­а­та­ции на корабле, не могли про­ек­ти­ро­вать сам корабль. Чтобы проект раз­ви­вался, А. П. Алек­сан­дров, научный руко­во­ди­тель работ по «объекту № 627» дого­во­рился с В. Н. Пере­гу­до­вым оставить под энер­го­у­ста­новку белое место на чертеже, задав при этом вес энер­го­у­ста­новки, её центр тяжести, и выходы паро­про­во­дов.

В работе Вла­димиру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову помо­гали целые кол­лек­тивы, десятки бле­стя­щих спе­ци­али­стов, талан­тли­вых кон­струк­то­ров, орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства. Обсу­жда­лась кон­струк­ция бук­вально каждой детали буду­щего ато­мо­хода. Большую дис­кус­сию вызвала форма носовой око­неч­но­сти корабля. У дизель­ных под­вод­ных лодок обводы корпуса были наце­лены на дости­же­ние наи­луч­шей море­ход­но­сти в над­вод­ном поло­же­нии. Для атомной лодки тре­бо­вался другой подход, но на это надо было решиться. В. Н. Пере­гу­дов пред­ло­жил придать носовой око­неч­но­сти атомной под­вод­ной лодки кито­об­раз­ную форму, явля­ю­щу­юся опти­маль­ной для под­вод­ного пла­ва­ния. Такой нос поставил перед кон­струк­то­рами другие вопросы, напри­мер, раз­ме­ще­ния тор­пед­ных аппа­ра­тов. Но в главном В. Н. Пере­гу­дов ока­зался прав — АПЛ, прежде всего, пред­на­зна­чена для пла­ва­ния под водой с большой ско­ро­стью.

Работа про­ек­ти­ров­щи­ков велась сума­с­шедшими темпами: уже 24 сен­тя­бря 1955 года на судо­стро­и­тель­ном заводе № 402 состо­я­лась цере­мо­ния закладки ато­мо­хода, полу­чив­шего так­ти­че­ский номер К-3.

В августе 1957 года первая АПЛ была спущена на воду. На ней начались пуско-нала­доч­ные работы, плавно пере­шедшие в швар­тов­ные испы­та­ния. 13-14 сен­тя­бря того же года в реак­торы было загру­жено ядерное топливо, после чего осу­ще­ст­в­лены их физи­че­ские пуски. 5 июня 1958 года под руко­вод­ством межве­дом­ствен­ной комис­сии завер­ши­лись ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния энер­го­у­ста­новки, а 1 декабря 1958 года — ходовые испы­та­ния, про­во­ди­мые под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора, после чего АПЛ «К-3» была пере­дана флоту в опытную экс­плу­а­та­цию.

Указом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле соз­да­ния спе­ци­аль­ной техники Вла­димиру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

В даль­нейшем в СКБ-143 под руко­вод­ством В. Н. Пере­гу­дова велись работы по про­ек­ти­ро­ва­нию атомных под­вод­ных лодок проекта 645 — первой АПЛ с реак­то­ром с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем, проекта 627А — АПЛ, воо­ру­жен­ной кры­ла­тым само­летом-сна­ря­дом, 639 — первой АПЛ с бал­ли­сти­че­скими ракетами и др.

Однако годы напря­жен­ного труда не прошли даром — в 1958 году В. Н. Пере­гу­дов тяжело заболел. Ска­зались и послед­ствия ареста. По состо­я­нию здо­ро­вья в 1958 году Вла­димир Нико­ла­е­вич оставил долж­ность началь­ника СКБ-143, оста­ва­ясь его главным кон­струк­то­ром. В 1960 году тяже­ло­боль­ной главный кон­струк­тор, инженер-капитан 1-го ранга В. Н. Пере­гу­дов уво­лился в запас, про­дол­жая до 1965 года рабо­тать в СКБ ведущим кон­струк­то­ром.

Он зани­мался и педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью: читал лекции по про­ек­ти­ро­ва­нию под­вод­ных лодок в Военно-морской ака­демии, военно-морских учи­ли­щах и в Ленин­град­ском кора­бле­стро­и­тель­ном инсти­туте.

В. Н. Пере­гу­дов отли­чался неве­ро­ят­ной ответ­ствен­но­стью за пору­чен­ное дело. Никогда он не пытался снять с себя ответ­ствен­ность и пере­ло­жить её на чужие плечи. Он обладал острой кон­струк­тор­ской инту­и­цией и при этом был начисто лишен высо­ко­ме­рия. Редкие часы досуга он пред­по­читал про­во­дить на берегу озера за рыбной ловлей.

Скон­чался В. Н. Пере­гу­дов 18 сен­тя­бря 1967 года в Военно-морском гос­питале. Похо­ро­нен на Сера­фи­мов­ском клад­бище г. Санкт-Петер­бурга.

За свою дея­тель­ность инженер-капитан 1-го ранга Вла­димир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов награ­жден двумя орде­нами Ленина (5.11.1946 г. и 23.07.1959 г.), двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (3.11.1944 г. и 26.02.1953 г.), двумя орде­нами Оте­че­ствен­ной войны II степени, орденом Красной Звезды (31.03.1944 г.), Золотой медалью «Серп и Молот».

В целях уве­ко­ве­че­ния памяти выда­ю­ще­гося кора­бле­стро­и­теля В. Н. Пере­гу­дова на здании СПМБМ «Малахит» 23 декабря 1994 года уста­но­в­лена мемо­ри­аль­ная доска, а в бюро — памят­ный стенд.

В 1983 году на «Сев­маш­пред­при­ятии» был открыт памят­ник пер­во­стро­и­те­лям родо­на­чаль­ницы совет­ского атом­ного под­вод­ного флота — атомной под­вод­ной лодки «К-3» «Ленин­ский ком­со­мол».

В честь осно­во­полож­ника оте­че­ствен­ного атом­ного под­вод­ного флота в 1998 году при­ка­зом Глав­кома ВМФ судну кон­троля физи­че­ских полей (Север­ный флот) было при­сво­ено имя «Вла­димир Пере­гу­дов».

С 2006 года В. Н. Пере­гу­дов — почет­ный гра­жда­нин г. Бала­ково.

В 2014 году именем В. Н. Пере­гу­дова названа банка в Барен­це­вом море.


Библиография‍10