Биография
Борис Михайлович Шолкович родился 14 октября 1900 года в с. Грабье бывшего Бобруйского уезда Минской губернии в семье православного священника.
В 1930 году Б. М. Шолкович окончил Ленинградский политехнический институт по специальности инженера-механика по котельным установкам.
В последние два года обучения и до 1932 года он работал в качестве конструктора и инженера-конструктора по котлам на Ленинградском Металлическом заводе имени Сталина. Затем был переведен в Центральный котельно-конструкторский исследовательский институт (впоследствии ЦКТИ), где проработал до 1935 года.
Параллельно с работой в ЦКТИ преподавал в Ленинградском индустриальном институте.
В 1935 году был назначен начальником–главным конструктором конструкторского бюро завода «Красный котельщик» в г. Таганроге (ТКЗ), с 1937 года — главным конструктором завода. Во время эвакуации завода на Урал занимался работами по монтажу и наладке котельного оборудования ТКЗ на районных электростанциях Союза.
В августе 1942 году завод «Красный котельщик» занимает освободившиеся площади на территории Крекинг-электровозостроительного завода в городе Подольске. Б. М. Шолкович принимает участие в организации котельного завода на новой производственной базе, назначается главным конструктором завода «Красный котельщик» в Подольске. С декабря 1945 года произошло объединение этих заводов, и объединенный завод стал называться Подольским машиностроительным заводом имени Орджоникидзе (ЗиО). Борис Михайлович Шолкович был назначен главным конструктором ЗиО. За короткий срок под его руководством была проделана большая работа по разработке чертежей новых видов продукции, относящейся к котлостроению и нефтяному оборудованию, что дало возможность заводу приступить к выпуску этой продукции. В то же время он преподавал в Московском Высшем Техническом училище им. Н. Э. Баумана.
За большой личный вклад в развитие котлостроения в период его работы на Подольском машиностроительном заводе Б. М. Шолкович был награжден орденом «Знак Почета».
28 января 1946 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было предписано создать при Подольском машиностроительном заводе «Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования» (сокращенно ОКБ «Гидропресс»). Возможно, просочившееся от американцев название «урановый котел» привело к тому, что к созданию неизведанного устройства для производства ядерного горючего привлекли опытных котельщиков. Руководство страны учло, что в то время наиболее квалифицированные кадры котельщиков были сосредоточены на подольском заводе, где оказались инженеры Центрального котлотурбинного института, Ленинградского Металлического завода, Таганрогского котельного завода. Видимо, сказалась также и близость Подольска к Москве. В дальнейшем ОКБ «Гидропресс» было переименовано в Опытное конструкторское бюро «Гидропресс».
1 февраля 1946 года начальником и главным конструктором ОКБ «Гидропресс» был назначен Борис Михайлович Шолкович. Технические и организаторские способности позволили Б. М. Шолковичу собрать необходимые кадры конструкторов и экспериментаторов для проектирования объектов атомной техники. Первый коллектив ОКБ состоял всего из 18 человек и располагался в маленьком 2-этажном здании на 2 этаже в четырех небольших комнатах. В одной из этих комнат размещался главный конструктор Б. М. Шолкович, а в оставшихся — остальные сотрудники конструкторского бюро.
В 1946-1947 гг. по техническому заданию Лаборатории № 2 (ЛИП АН) ОКБ «Гидропресс» приступило к разработке проекта промышленного уран-графитового реактора для наработки плутония по американской схеме (горизонтальное размещение каналов в активной зоне реактора). Задание было сформулировано так, что сотрудники даже не были прямо проинформированы о том, что именно они создают. Параллельно в указанной работе принимали участие три организации: научно-исследовательский институт химического машиностроения под руководством Н. А. Доллежаля, ОКБ «Гидропресс» под руководством Б. М. Шолковича и государственный проектный институт № 11 Первого главного управления при Совете Министров СССР. Для постройки первого промышленного уран-графитового реактора для завода № 817 был выбран вариант проекта НИИхиммаша под руководством Н. А. Доллежаля с вертикальной схемой размещения каналов.
Первые «исследовательские установки» ОКБ размещались прямо на конторских столах, а один из экспериментов проводили в трехлитровой банке с водопроводной водой. «Стенд» исследования теплопередачи стоял в коридоре. В скором времени появилось отдельное стендовое помещение в здании демонтированной трансформаторной подстанции у кузнечного цеха. Туда подвели воду и пар от заводской котельной и создали гидравлический стенд с двумя центробежными насосами и баком запаса воды. Впоследствии здесь проходили испытания семитрубной модели испарителя низкого давления и другого теплообменного оборудования для тяжеловодных реакторов. Испытывалась также модель установки для транспортировки облученных урановых блоков на заводах по переработке урана.
Под руководством Б. М. Шолковича для лаборатории № 3 (ИТЭФ) была разработана конструкция первого опытного тяжеловодного реактора, изготовлено оборудование и произведен его монтаж. Работа над его созданием была проведена в рекордно короткие сроки: в 1947 году было начато проектирование реактора, в 1948 году реактор был построен, а в апреле 1949 года на реакторе был проведен первый эксперимент. На этом реакторе руководитель лаборатории № 3 А. И. Алиханов и его сотрудники провели важные для проектирования и сооружения других реакторов измерения ядерно-физических констант и накопили необходимый опыт эксплуатации.
В то время далеко не все на ЗиО понимали (сказывались условия глубокой секретности и наименование «Гидропресс») назначение новой организации и в меру возможности в большей или меньшей степени противодействовали ее развитию. Борис Михайлович вынужден был тратить силы и время на преодоление этого сопротивления.
В апреле 1950 года по инициативе И. В. Курчатова и А. П. Александрова было принято решение о строительстве на территории Лаборатории № 2 АН СССР малогабаритного исследовательского реактора МР мощностью 10 МВт. Проект такого реактора был выполнен ОКБ «Гидропресс», а его сооружение в комплексе с «горячей» материаловедческой лабораторией было осуществлено под руководством В. В. Гончарова. Это была первая в СССР уникальная комплексная экспериментальная база в области радиационного материаловедения. Впервые в мире в реакторе МР, который был запущен в 1952 году, т.е. в очень короткий срок, были предусмотрены испытательные каналы, имеющие индивидуальные контуры охлаждения с разными теплоносителями. Плотность потока нейтронов в реакторе достигала 1,8∙1014 нейтр/см2∙с. Аналогов этому реактору в мире в тот период не было.
В 1946-1953 гг. ОКБ «Гидропресс» под руководством Б. М. Шолковича разработало специальные исследовательские реакторы, теплообменное оборудование для промышленных реакторов, вырабатывавших оружейный плутоний, оборудование для первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске. За личный вклад в выполнение указанных работ Б. М. Шолкович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1953 году Б. М. Шолкович был удостоен почетного звания лауреата Сталинской премии 2-й степени за разработку проекта и сооружение опытного теплообменника для реактора № 7 (ОК-180) комбината № 817.
Борис Михайлович был глубоко интеллигентным человеком. Импозантный светский человек, хорошо образованный, эрудированный, он выгодно отличался от многих руководителей высокого ранга, с которыми ему приходилось общаться, — хоть и умных, но грубых матерщинников, недостаточно компетентных партийных выдвиженцев. Вследствие его обаяния эти руководители многое ему прощали, включая его постоянные опоздания на заседания в Первом Главном управлении, в которых участвовали министры и другие руководители высших рангов. Мило улыбаясь, он, не затрудняя себя, всегда давал одно и то же объяснение: «По дороге машина испортилась», которое вызывало беззлобный смех участников.
Постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября 1952 года, подписанным И. В. Сталиным, были определены два основных направления развития корабельной энергетики: первый вариант ЯППУ — с реактором водо-водяного типа, второй вариант ЯППУ — с реактором с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. Общее руководство проектами осуществлял академик А. П. Александров, он же вел научное руководство водо-водяным направлением. Научным руководителем жидкометаллического направления был академик АН Украинской ССР А. И. Лейпунский. Основным разработчиком ядерной энергетической установки жидкометаллического направления было избрано опытное конструкторское бюро «Гидропресс».
В 1953 году Б. М. Шолкович был освобожден от должности начальника ОКБ «Гидропресс», оставшись в должности главного конструктора.
В 1953-1959 гг. Б. М. Шолкович руководил созданием первой отечественной ядерной паропроизводящей энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут для стенда 27/ВТ и опытной атомной подводной лодки проекта 645. Ядерная энергетическая установка стенда 27/ВТ — наземный прототип энергетической установки АПЛ проекта 645. Стенд был сооружен в ФЭИ в г. Обнинске (ГНЦ ФЭИ им. акад. А. И. Лейпунского). Б. М. Шолкович осуществлял непосредственное руководство проектным сопровождением и авторским надзором над изготовлением основного оборудования для стендовой и корабельной энергетических установок на Подольском машиностроительном заводе им. С. Орджоникидзе и их монтажом в 1956-1960 гг. на стенде 27/ВТ в г. Обнинске, и в отсеках подводной лодки на Северодвинском судостроительном заводе в I960-1964 гг.
Как главный конструктор энергетической установки стенда 27/ВТ Б. М. Шолкович руководил пусконаладочными работами и эксплуатацией стенда в первые годы его функционирования. В 1961 году комплекс работ по реализации идей создания ядерных установок с ЖМТ, в том числе и за создание стенда 27/ВТ, был удостоен Ленинской премии. Среди ее лауреатов был Главный конструктор ОКБ «Гидропресс» Б. М. Шолкович.
Подводная лодка К-27 проекта 645 (заводской № 601) была заложена 15 мая 1958 года на 3-стапельном месте в цехе-верфи № 42 Северодвинского судостроительного завода. Спущена на воду 1 апреля 1962 года. Комплексные швартовные испытания (КШИ) были проведены в период с 10 по 28 января 1963 года, а КШИ с проверкой системы обитаемости и жизнеобеспечения личного состава — с 10 января по 28 февраля того же года. Ходовые испытания прошли с 29 июня по 30 октября 1963 года.
Б. М. Шолкович непосредственно участвовал в пусконаладочных работах, швартовных и государственных испытаниях первой отечественной атомной подводной лодки пр. 645 с ЯППУ ВТ-1 с ЖМТ свинец-висмут. Был членом правительственной комиссии, которая проводила ходовые совместные испытания АПЛ, и заместителем председателя энергетической секции, под руководством которой были осуществлены комплексные швартовные испытания (КШИ) ядерной энергетической установки подводной лодки с проверкой режима обитаемости.
Б. М. Шолкович был автором ряда изобретений и печатных трудов.
В 1964 году Б. М. Шолкович вышел на пенсию по возрасту как пенсионер союзного значения.
Борис Михайлович Шолкович умер 29 октября 1965 года.