Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Шолкович Борис Михайлович1900—1965

кон­струк­тор в обла­сти кот­ло­стро­е­ния и ядер­ной энерге­тики. С 1946 по 1954 год — пер­вый началь­ник и глав­ный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ропресс» (Подольск), создан­ного для раз­ра­ботки ядер­ных реак­то­ров. Лау­реат Госу­дар­ствен­ной Премии СССР (1953)
Шолкович Борис Михайлович

Биография

Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич родился 14 октября 1900 года в с. Гра­бье бывшего Боб­руйского уезда Мин­ской губер­нии в семье пра­во­слав­ного священ­ника.

В 1930 году Б. М. Шол­ко­вич окон­чил Ленинград­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти инже­нера-меха­ника по котель­ным уста­нов­кам.

В послед­ние два года обу­че­ния и до 1932 года он рабо­тал в каче­стве кон­струк­тора и инже­нера-кон­струк­тора по кот­лам на Ленинград­ском Метал­ли­че­ском заводе имени Ста­лина. Затем был пере­ве­ден в Цен­траль­ный котельно-кон­струк­тор­ский иссле­до­ва­тельский инсти­тут (впо­след­ствии ЦКТИ), где про­ра­бо­тал до 1935 года.

Парал­лельно с рабо­той в ЦКТИ препо­да­вал в Ленинград­ском инду­стри­аль­ном инсти­туте.

В 1935 году был назна­чен началь­ни­ком–глав­ным кон­струк­то­ром кон­струк­тор­ского бюро завода «Крас­ный котельщик» в г. Таган­роге (ТКЗ), с 1937 года — глав­ным кон­струк­то­ром завода. Во время эва­ку­ации завода на Урал занимался рабо­тами по мон­тажу и наладке котель­ного обо­ру­до­ва­ния ТКЗ на район­ных элек­тро­станциях Союза.

В авгу­сте 1942 году завод «Крас­ный котельщик» занимает осво­бо­дивши­еся площади на тер­ри­то­рии Кре­кинг-элек­тро­во­зо­стро­и­тель­ного завода в городе Подольске. Б. М. Шол­ко­вич при­нимает уча­стие в орга­ни­за­ции котель­ного завода на новой про­из­вод­ствен­ной базе, назна­ча­ется глав­ным кон­струк­то­ром завода «Крас­ный котельщик» в Подольске. С декабря 1945 года про­изошло объеди­не­ние этих заво­дов, и объеди­нен­ный завод стал назы­ваться Подольским маши­но­стро­и­тель­ным заво­дом имени Орджо­ни­кидзе (ЗиО). Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич был назна­чен глав­ным кон­струк­то­ром ЗиО. За корот­кий срок под его руко­вод­ством была про­де­лана большая работа по раз­ра­ботке чер­тежей новых видов про­дукции, отно­сящейся к кот­ло­стро­е­нию и неф­тя­ному обо­ру­до­ва­нию, что дало возмож­ность заводу при­ступить к выпуску этой про­дукции. В то же время он препо­да­вал в Мос­ков­ском Высшем Тех­ни­че­ском учи­лище им. Н. Э. Баумана.

За большой лич­ный вклад в раз­ви­тие кот­ло­стро­е­ния в период его работы на Подольском маши­но­стро­и­тель­ном заводе Б. М. Шол­ко­вич был награж­ден орде­ном «Знак Почета».

28 января 1946 года Поста­нов­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР было предпи­сано создать при Подольском маши­но­стро­и­тель­ном заводе «Осо­бое кон­струк­тор­ское бюро по кон­струкциям гид­ро­па­ропрес­со­вого обо­ру­до­ва­ния» (сокращенно ОКБ «Гид­ропресс»). Возможно, про­со­чивше­еся от аме­ри­канцев назва­ние «ура­но­вый котел» при­вело к тому, что к созда­нию неиз­ве­дан­ного устройства для про­из­вод­ства ядер­ного горю­чего при­влекли опыт­ных котельщи­ков. Руко­вод­ство страны учло, что в то время наи­бо­лее ква­лифици­ро­ван­ные кадры котельщи­ков были сосре­до­то­чены на подольском заводе, где ока­за­лись инже­неры Цен­траль­ного кот­ло­тур­бин­ного инсти­тута, Ленинград­ского Метал­ли­че­ского завода, Таган­рог­ского котель­ного завода. Видимо, ска­за­лась также и бли­зость Подольска к Москве. В даль­нейшем ОКБ «Гид­ропресс» было пере­име­но­вано в Опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ропресс».

1 фев­раля 1946 года началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ «Гид­ропресс» был назна­чен Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич. Тех­ни­че­ские и орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти поз­во­лили Б. М. Шол­ко­вичу собрать необ­хо­димые кадры кон­струк­то­ров и экс­пе­римен­та­то­ров для про­ек­ти­ро­ва­ния объек­тов атом­ной тех­ники. Пер­вый кол­лек­тив ОКБ состоял всего из 18 чело­век и рас­по­лагался в маленьком 2-этаж­ном зда­нии на 2 этаже в четырех небольших ком­на­тах. В одной из этих ком­нат размещался глав­ный кон­струк­тор Б. М. Шол­ко­вич, а в оставшихся — осталь­ные сотруд­ники кон­струк­тор­ского бюро.

В 1946-1947 гг. по тех­ни­че­скому зада­нию Лабо­ра­то­рии № 2 (ЛИП АН) ОКБ «Гид­ропресс» при­ступило к раз­ра­ботке про­екта промыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для нара­ботки плу­то­ния по аме­ри­кан­ской схеме (гори­зон­таль­ное размеще­ние кана­лов в актив­ной зоне реак­тора). Зада­ние было сформу­ли­ро­вано так, что сотруд­ники даже не были прямо про­информи­ро­ваны о том, что именно они создают. Парал­лельно в ука­зан­ной работе при­нимали уча­стие три орга­ни­за­ции: научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут хими­че­ского маши­но­стро­е­ния под руко­вод­ством Н. А. Дол­лежаля, ОКБ «Гид­ропресс» под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича и госу­дар­ствен­ный про­ект­ный инсти­тут № 11 Пер­вого глав­ного управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. Для постройки пер­вого промыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для завода № 817 был выбран вари­ант про­екта НИИ­химмаша под руко­вод­ством Н. А. Дол­лежаля с вер­ти­каль­ной схемой размеще­ния кана­лов.

Пер­вые «иссле­до­ва­тельские уста­новки» ОКБ размеща­лись прямо на кон­тор­ских сто­лах, а один из экс­пе­римен­тов про­во­дили в трех­лит­ро­вой банке с водо­про­вод­ной водой. «Стенд» иссле­до­ва­ния теп­лопе­ре­дачи стоял в кори­доре. В ско­ром времени появи­лось отдель­ное стен­до­вое помеще­ние в зда­нии демон­ти­ро­ван­ной транс­форма­тор­ной под­станции у куз­неч­ного цеха. Туда под­вели воду и пар от завод­ской котель­ной и создали гид­рав­ли­че­ский стенд с двумя цен­тро­беж­ными насо­сами и баком запаса воды. Впо­след­ствии здесь про­хо­дили испыта­ния семит­руб­ной модели испа­ри­теля низ­кого дав­ле­ния и другого теп­ло­обмен­ного обо­ру­до­ва­ния для тяже­ло­вод­ных реак­то­ров. Испыты­ва­лась также модель уста­новки для транспор­ти­ровки облу­чен­ных ура­но­вых бло­ков на заво­дах по пере­ра­ботке урана.

Под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича для лабо­ра­то­рии № 3 (ИТЭФ) была раз­ра­бо­тана кон­струкция пер­вого опыт­ного тяже­ло­вод­ного реак­тора, изго­тов­лено обо­ру­до­ва­ние и про­из­ве­ден его мон­таж. Работа над его созда­нием была про­ве­дена в рекордно корот­кие сроки: в 1947 году было начато про­ек­ти­ро­ва­ние реак­тора, в 1948 году реак­тор был построен, а в апреле 1949 года на реак­торе был про­ве­ден пер­вый экс­пе­римент. На этом реак­торе руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии № 3 А. И. Али­ха­нов и его сотруд­ники про­вели важ­ные для про­ек­ти­ро­ва­ния и сооруже­ния других реак­то­ров изме­ре­ния ядерно-физи­че­ских кон­стант и накопили необ­хо­димый опыт экс­плу­а­тации.

В то время далеко не все на ЗиО понимали (ска­зы­ва­лись усло­вия глу­бо­кой сек­рет­но­сти и наиме­но­ва­ние «Гид­ропресс») назна­че­ние новой орга­ни­за­ции и в меру возмож­но­сти в большей или меньшей степени про­ти­во­действо­вали ее раз­ви­тию. Борис Михай­ло­вич вынуж­ден был тра­тить силы и время на пре­одо­ле­ние этого сопро­тив­ле­ния.

В апреле 1950 года по иници­а­тиве И. В. Кур­ча­това и А. П. Алек­сан­дрова было при­нято реше­ние о стро­и­тельстве на тер­ри­то­рии Лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР малога­ба­рит­ного иссле­до­ва­тельского реак­тора МР мощ­но­стью 10 МВт. Про­ект такого реак­тора был выпол­нен ОКБ «Гид­ропресс», а его сооруже­ние в комплексе с «горя­чей» мате­ри­а­ло­вед­че­ской лабо­ра­то­рией было осуществ­лено под руко­вод­ством В. В. Гон­ча­рова. Это была пер­вая в СССР уни­каль­ная комплекс­ная экс­пе­римен­таль­ная база в обла­сти ради­аци­он­ного мате­ри­а­ло­ве­де­ния. Впер­вые в мире в реак­торе МР, кото­рый был запущен в 1952 году, т.е. в очень корот­кий срок, были преду­смот­рены испыта­тель­ные каналы, имеющие инди­ви­ду­аль­ные кон­туры охла­жде­ния с раз­ными теп­ло­но­си­те­лями. Плот­ность потока нейтро­нов в реак­торе достигала 1,8∙1014 нейтр/см2∙с. Ана­логов этому реак­тору в мире в тот период не было.

В 1946-1953 гг. ОКБ «Гид­ропресс» под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича раз­ра­бо­тало спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­тельские реак­торы, теп­ло­обмен­ное обо­ру­до­ва­ние для промыш­лен­ных реак­то­ров, выра­ба­ты­вавших оружей­ный плу­то­ний, обо­ру­до­ва­ние для пер­вой в мире атом­ной элек­тро­станции в г. Обнин­ске. За лич­ный вклад в выпол­не­ние ука­зан­ных работ Б. М. Шол­ко­вич был награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

В 1953 году Б. М. Шол­ко­вич был удо­стоен почет­ного зва­ния лау­ре­ата Ста­лин­ской премии 2-й степени за раз­ра­ботку про­екта и сооруже­ние опыт­ного теп­ло­обмен­ника для реак­тора № 7 (ОК-180) ком­би­ната № 817.

Борис Михай­ло­вич был глу­боко интел­ли­гент­ным чело­ве­ком. Импо­зант­ный свет­ский чело­век, хорошо обра­зо­ван­ный, эру­ди­ро­ван­ный, он выгодно отли­чался от многих руко­во­ди­те­лей высо­кого ранга, с кото­рыми ему при­хо­ди­лось общаться, — хоть и умных, но гру­бых матерщин­ни­ков, недо­ста­точно компе­тент­ных пар­тий­ных выдвиженцев. Вслед­ствие его оба­я­ния эти руко­во­ди­тели многое ему прощали, вклю­чая его посто­ян­ные опоз­да­ния на засе­да­ния в Пер­вом Глав­ном управ­ле­нии, в кото­рых участ­во­вали мини­стры и другие руко­во­ди­тели высших рангов. Мило улы­ба­ясь, он, не затруд­няя себя, все­гда давал одно и то же объяс­не­ние: «По дороге машина испор­ти­лась», кото­рое вызы­вало без­злоб­ный смех участ­ни­ков.

Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР от 12 сен­тября 1952 года, подпи­сан­ным И. В. Ста­ли­ным, были опре­де­лены два основ­ных направ­ле­ния раз­ви­тия кора­бель­ной энерге­тики: пер­вый вари­ант ЯППУ — с реак­то­ром водо-водя­ного типа, вто­рой вари­ант ЯППУ — с реак­то­ром с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут. Общее руко­вод­ство про­ек­тами осуществ­лял ака­демик А. П. Алек­сан­дров, он же вел науч­ное руко­вод­ство водо-водя­ным направ­ле­нием. Науч­ным руко­во­ди­те­лем жид­коме­тал­ли­че­ского направ­ле­ния был ака­демик АН Укра­ин­ской ССР А. И. Лейпун­ский. Основ­ным раз­ра­бот­чи­ком ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки жид­коме­тал­ли­че­ского направ­ле­ния было избрано опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ропресс».

В 1953 году Б. М. Шол­ко­вич был осво­бож­ден от долж­но­сти началь­ника ОКБ «Гид­ропресс», оставшись в долж­но­сти глав­ного кон­струк­тора.

В 1953-1959 гг. Б. М. Шол­ко­вич руко­во­дил созда­нием пер­вой оте­че­ствен­ной ядер­ной паро­про­из­во­дящей энерге­ти­че­ской уста­новки с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут для стенда 27/ВТ и опыт­ной атом­ной под­вод­ной лодки про­екта 645. Ядер­ная энерге­ти­че­ская уста­новка стенда 27/ВТ — назем­ный про­то­тип энерге­ти­че­ской уста­новки АПЛ про­екта 645. Стенд был сооружен в ФЭИ в г. Обнин­ске (ГНЦ ФЭИ им. акад. А. И. Лейпун­ского). Б. М. Шол­ко­вич осуществ­лял непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство про­ект­ным сопро­вож­де­нием и автор­ским над­зо­ром над изго­тов­ле­нием основ­ного обо­ру­до­ва­ния для стен­до­вой и кора­бель­ной энерге­ти­че­ских уста­но­вок на Подольском маши­но­стро­и­тель­ном заводе им. С. Орджо­ни­кидзе и их мон­тажом в 1956-1960 гг. на стенде 27/ВТ в г. Обнин­ске, и в отсе­ках под­вод­ной лодки на Севе­ро­двин­ском судо­стро­и­тель­ном заводе в I960-1964 гг.

Как глав­ный кон­струк­тор энерге­ти­че­ской уста­новки стенда 27/ВТ Б. М. Шол­ко­вич руко­во­дил пус­ко­на­ла­доч­ными рабо­тами и экс­плу­а­тацией стенда в пер­вые годы его функци­о­ни­ро­ва­ния. В 1961 году комплекс работ по реа­ли­за­ции идей созда­ния ядер­ных уста­но­вок с ЖМТ, в том числе и за созда­ние стенда 27/ВТ, был удо­стоен Ленин­ской премии. Среди ее лау­ре­а­тов был Глав­ный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ропресс» Б. М. Шол­ко­вич.

Под­вод­ная лодка К-27 про­екта 645 (завод­ской № 601) была заложена 15 мая 1958 года на 3-стапель­ном месте в цехе-верфи № 42 Севе­ро­двин­ского судо­стро­и­тель­ного завода. Спущена на воду 1 апреля 1962 года. Комплекс­ные швар­тов­ные испыта­ния (КШИ) были про­ве­дены в период с 10 по 28 января 1963 года, а КШИ с про­вер­кой системы оби­та­емо­сти и жиз­не­обес­пе­че­ния лич­ного состава — с 10 января по 28 фев­раля того же года. Ходо­вые испыта­ния прошли с 29 июня по 30 октября 1963 года.

Б. М. Шол­ко­вич непо­сред­ственно участ­во­вал в пус­ко­на­ла­доч­ных рабо­тах, швар­тов­ных и госу­дар­ствен­ных испыта­ниях пер­вой оте­че­ствен­ной атом­ной под­вод­ной лодки пр. 645 с ЯППУ ВТ-1 с ЖМТ сви­нец-вис­мут. Был чле­ном пра­ви­тельствен­ной комис­сии, кото­рая про­во­дила ходо­вые совмест­ные испыта­ния АПЛ, и заме­сти­те­лем пред­се­да­теля энерге­ти­че­ской секции, под руко­вод­ством кото­рой были осуществ­лены комплекс­ные швар­тов­ные испыта­ния (КШИ) ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки под­вод­ной лодки с про­вер­кой режима оби­та­емо­сти.

Б. М. Шол­ко­вич был авто­ром ряда изоб­ре­те­ний и печат­ных тру­дов.

В 1964 году Б. М. Шол­ко­вич вышел на пен­сию по воз­расту как пен­си­о­нер союз­ного зна­че­ния.

Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич умер 29 октября 1965 года.


Библиография‍3