Биография
Михаил Михайлович Царевский родился 19 марта 1898 году в г. Ловим Варшавской губернии Российской империи, ныне Лодзинского воеводства Республики Польша в семье военных. Окончил ремесленно-приходскую школу в г. Калуге. В 1912—1915 гг. обучался в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве.
В 1915 году его призывают в Российскую императорскую армию, он служит военным фельдшером в кавалерии. В 1917—1918 гг. проходил службу старшим военным фельдшером во 2-м лейб-гусарском Павлоградском полку Западного фронта.
С началом Гражданской войны М. М. Царевский работал в Тамбовской ЧК. В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен. В 1919—1920 гг. служил в войсках ВЧК на Южном фронте. В этот период он познакомился с И. В. Сталиным, которого неоднократно сопровождал в поездках на фронт под Царицыном. В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона ВЧК, позднее переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа.
В 1924 году М. М. Царевский был откомандирован в народное хозяйство. Занимался административно-хозяйственной деятельностью в Москве, служил начальником административно-хозяйственного управления «Госрыбсиндикат» ВСНХ, инспектором в Центральном бумажном тресте. В 1925 году его назначают помощником начальника строительства бумажной фабрики в городе Балахне Горьковской области. В 1928 году М. М. Царевский возглавил строительство фабрики, затем руководил строительством Горьковского автомобильного завода.
В 1930 году М. М. Царевский становится начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле. Одновременно с декабря 1931 года он возглавлял трест «Тагилстрой», объединявший все тагильские стройки. Закончил строительство завода в рекордно короткий срок — 1 год и 8 месяцев, за что был награжден в 1934 году орденом Ленина.
Человек неиссякаемой энергии, большого организаторского таланта, требовательный к себе и другим, волевой, не боящийся взять на себя ответственность за принимаемые решения, он всегда подхватывал и внедрял все новое, что появлялось в строительном деле. Был прост и душевен, проявлял заботу о быте строителей и общественной жизни коллектива. Лично знал не только мастеров, десятников, бригадиров, но и многих рабочих. В 1935 году под руководством Царевского на «Тагилстрое» реализован принципиально новый метод организации крупного строительства, который заключался в обеспечении строительных объектов готовым бетоном, раствором, арматурой, а также щитами опалубки с централизованных цехов и заводов. Метод получил быстрое распространение на всех стройках страны.
В марте 1936 года М. М. Царевский возглавил строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в Москве, завершив его через полтора года. Также участвовал в прокладке Беломоро-Балтийского канала и канала «Волга-Москва».
В 1937 году М. М. Царевский призван на службу в НКВД СССР и назначен управляющим треста «Кольстрой». Здесь он строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, работал начальником «Севоборонстроя» и «Волгоградстроя». В 1939 году за самоотверженный труд в развитии цветной металлургии страны был награжден вторым орденом Ленина. С января 1940 года М. М. Царевский — начальник строительства и Управления исправительно-трудовых лагерей комбината «Североникель» НКВД СССР.
В июне 1941 года его назначают начальником Управления по строительству оборонительных сооружений на Северном фронте: он руководит созданием инженерных сооружений на Мурманском, Кандалакшском и Ухтинском направлениях. С 15 ноября 1941 года — командующий 2-й саперной армией Ленинградского фронта. Части армии сыграли большую роль в отражении немецкого наступления на тихвинском направлении, заминировав и создав искусственные преграды на большинстве танкоопасных направлений.
С 19 марта 1942 года М. М. Царевский — начальник строительства Актюбинского металлургического комбината НКВД СССР. С апреля 1943 года являлся начальником «Тагилстроя-Тагиллага» НКВД СССР (г. Нижний Тагил). Руководил строительством Нижне-Тагильского металлургического комбината, полигона для испытания танков. В результате производственные мощности комбината по коксу выросли в два раза, по чугуну — на треть, по стали — в 3,6 раза, по прокату — в 4 раза. В период работы в Нижнем Тагиле занимался организацией строительной площадки и коллектива по строительству одного из первенцев атомной отрасли — завода № 813 в городе Новоуральске (Свердловск-44).
В 1943 году ему присвоено воинское звание генерал-майор.
Начиная с 1946 года, трудовая деятельность Царевского была связана с атомным проектом. Его назначают начальником Управления строительства комбината № 7 НКВД в Эстонской ССР. Строительство комбината включало создание наземных построек — рудника и поселка в Силламяэ и перерабатывающего завода в Усть-Нарве.
12 июля 1947 года Государственная комиссия под председательством Б. Л. Ванникова констатирует: сроки строительства завода «А» Комбината 817 (ПО «Маяк») не выполняются. Начальником строительства и управления исправительно-трудовых лагерей № 859 по строительству комбината № 817 в Челябинске-40 назначается М. М. Царевский. Министр МВД С. Н. Круглов издает приказ о максимальной концентрации сил и средств Главпромстроя НКВД на площадке объекта.
Строился первенец советской атомной промышленности — комбинат «Маяк»: первый в стране атомный промышленный реактор, радиохимический завод, лаборатория «Б» на озере Сунгуль, другие основные и вспомогательные производства.
Атомный промышленный комплекс для наработки оружейного плутония строился военными строителями, заключёнными, а также трудмобилизованными, переведёнными из управления ИТЛ и строительства «Челябметаллургстрой» (в том числе и немцами из Поволжья). Сжатые сроки и большие объемы работ требовали увеличения количества строительных и монтажных организаций, наращивания производственных мощностей, решения вопросов комплектования кадрами и как следствие — решения возникающих социально-бытовых проблем. В управлении строительства была создана централизованная служба монтажных работ, сформирован специальный монтажный отряд, организованы курсы по подготовке рабочих монтажных профессий. Эти решения были своевременными и жизненно важными, так как на комбинате 817 осуществлялось не только строительство, но и монтаж промышленных ядерных реакторов, радиохимического, металлургического и других заводов. К концу года численность строителей достигла 52 тыс. человек.
Комбинат был простроен в срок. 29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне в казахстанской степи был осуществлен взрыв первой советской плутониевой бомбы РДС-1.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Царевскому Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Михаил Михайлович был одарен природой. Не имея технического образования, он, тем не менее, быстро сориентировался в специфике дела, технических сложностях и абсолютно на равных обсуждал со специалистами чисто технические вопросы. Причем он не только советовался с ними и выслушивал, что они предлагали, но и давал собственные обоснованные, взвешенные решения.
В феврале 1950 года М. М. Царевский назначен начальником строительства комбината 815 — подземного Горно-химического комбината — комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярск-26 (Железногорск). С марта 1950 года он — первый заместитель начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР.
М. М. Царевский, как никто другой, умел развернуть фронт строительства, его начало. Прибыв на новое место, он начал дело так, что уже летом 1950 года началась отсыпка полки у правого берега Енисея между Шиверами и Атамановом породами из недр скалы. Было решено реакторы-бридеры по производству оружейного плутония разместить в скалах Енисейского кряжа (так называемого Атамановского хребта).
Все думы М. М. Царевского воплотились в реальность: были сделаны прекрасные дороги, разработаны карьеры, быстро построены производственные объекты и бараки для заключенных и военных. Все это делалось в условиях строгой секретности.
С июля 1952 года М. М. Царевский — заместитель начальника Главпромстроя — начальник управления строительства железных рудников МВД СССР. С октября 1953 года руководил строительством объекта 601 в городе Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС (Сибирский химкомбинат).
Одним из первостепенных объектов на стройке был хлебозавод. За его строительством М. М. Царевский следил лично. Когда фундамент под здание был заложен, М. М. Царевский приказал начальнику строительства И. В. Бутырину начать сооружение печи. На что И. В. Бутырин ему ответил: «У меня нет ни одного каменщика по кладке такой печи». Генерал посмотрел на него и сказал: «Я тебе найду каменщика, а твоё дело — создать ему все условия для труда». Сказал и уехал.
На другой день утром приходит каменщик — тощий молодой заключенный невысокого роста. «Я с ним переговорил, — рассказывал И. В. Бутырин. — Показал чертежи, вижу — понимает. Он посмотрел объект и согласился сложить печь в течение трёх месяцев при условии, что с ним будет работать его друг, и они вдвоём будут расконвоированы. На другой день на площадку строительства приехал генерал Царевский и спросил меня: «Каменщик появился?» — и добавил: «Теперь печь за тобой». А я ему рассказал об условиях каменщика. Михаил Михайлович посмотрел на меня и медленно своим басом сказал: «За один месяц! Расконвоировать этих друзей, и если он выполнит работу в срок, его освободим. У него до окончания срока — четыре года». После чего я встретился с каменщиком и передал условия Царевского. Он подумал и сказал: «Берусь! Будем работать с утра до утра». Печь была построена в течение месяца». И генерал М. М. Царевский тоже сдержал слово.
В августе 1955 года М. М. Царевский переведён из МВД в кадры Вооружённых Сил. В 1956 году он перешел в систему Министерства среднего машиностроения СССР. Руководил строительством атомного центра в г. Дубне. В I960 году возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи г. Серпухова (ныне г. Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц — синхрофазотрона длиной орбиты 1,5 км, массой электромагнита 22 тысячи тонн.
С июня 1962 года генерал-майор инженерно-технической службы М. М. Царевский в отставке.
М. М. Царевский награжден пятью орденами Ленина (1934 г., 1939 г., 1943 г., 1949 г., 1956 г.), двумя орденами Красного Знамени, двумя орденам Трудового Красного Знамени, двумя ордена Красной Звезды, медалями; знаком «Заслуженный работник НКВД» (1944 г.). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951 г.).
М. М. Царевский трагически погиб в автомобильной аварии 29 июля 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Почетный гражданин города Озерска. Именем М. М. Царевского названы улицы в городах Мончегорск, Томск, Озерск, Железногорск, Северск.