Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Круп­нейшей вехой в 60-летней истории ПГУ-Мин­сред­маша-Мина­тома-Роса­тома стало соз­да­ние ядерной энер­гети­че­ской уста­новки (ЯЭУ) для первой в СССР атомной под­вод­ной лодки (АПЛ). Ей в реша­ю­щей степени обязано рожде­ние под­вод­ного, а затем и над­вод­ного атомных флотов страны.

Идеи исполь­зо­ва­ния неви­дан­ной по кон­цен­тра­ции ядерной энергии не только в раз­ру­ши­тель­ных целях поя­ви­лись у наших ученых и инже­не­ров уже в ходе соз­да­ния атом­ного оружия. Под­твер­жде­нию воз­мож­но­сти прак­ти­че­ского осу­ще­ст­в­ле­ния этих идей спо­соб­ство­вали раз­ра­ботки, соо­ру­же­ние и экс­плу­а­та­ция первых про­мыш­лен­ных реак­то­ров, первой в мире АЭС. Замыслы исполь­зо­вать ядерные источ­ники энергии на флоте, прежде всего под­вод­ном, поз­во­ляли решить задачи соз­да­ния дви­га­теля, спо­соб­ного обес­пе­чить кораблю прин­ци­пи­ально новые каче­ства. Время пока­зало, что в сочета­нии с новыми видами воо­ру­же­ния ядерная энер­гетика корен­ным образом изме­нила стра­те­ги­че­ские, так­ти­че­ские и тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти под­вод­ного флота, его роль в Мировом океане, что привело к суще­ствен­ной кор­рек­ти­ровке военных доктрин ведущих стран.

Как и в раз­ра­ботке ядер­ного оружия, в соз­да­нии первой АПЛ нашей стране при­шлось дого­нять США, опе­ре­жав­шие СССР в стро­и­тель­стве и вводе в строй своей первой АПЛ «Нау­ти­лус» на 4-5 лет, дого­нять само­сто­я­тельно, решая, при отсут­ствии ана­ло­гов, мно­же­ство научно-инже­нер­ных проблем в новой области реак­то­ро­стро­е­ния.

Фор­мально работы по соз­да­нию первой АПЛ начались в стране с выходом 9 сен­тя­бря 1952 года Поста­но­в­ле­ния № 4098-1616 Совета Мини­стров СССР о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве объекта № 627. Однако этому поста­но­в­ле­нию предше­ство­вали про­во­див­ши­еся в течение ряда лет про­ра­ботки раз­лич­ных вари­ан­тов ядерных энер­го­у­ста­но­вок для исполь­зо­ва­ния на море. Они были ини­ци­и­ро­ваны нашими выда­ю­щимися учеными и кон­струк­то­рами, рабо­тав­шими над реали­за­цией Атом­ного проекта СССР. Так, уже в апреле 1946 года, т.е. спустя полгода после обра­зо­ва­ния ПГУ, в него посту­пает записка Пре­зи­дента АН СССР С. И. Вави­лова с пред­ло­же­ни­ями о раз­вер­ты­ва­нии иссле­до­ва­ний по исполь­зо­ва­нию ядерной энергии в разных обла­стях науки и техники. Под­го­то­в­лен­ный Ака­демией наук и ПГУ проект поста­но­в­ле­ния прави­тель­ства пред­ста­в­ля­ется С. И. Вави­ло­вым, И. В. Кур­ча­то­вым, Б. Л. Ван­ни­ко­вым и М. Г. Пер­ву­хи­ным в Спец­ко­ми­тет при СМ СССР. В этом проекте уже пре­ду­сма­т­ри­ва­ются про­ра­ботки «…путей исполь­зо­ва­ния ядерных реакций для энер­гети­че­ских уста­но­вок». Их наме­ча­ется пору­чить Инсти­туту хими­че­ской физики и Лабо­ра­то­риям № 2 и № 3 АН СССР с при­вле­че­нием ЦКТИ и ВТИ. 13 декабря 1946 года выходит соот­вет­ству­ю­щее рас­по­ря­же­ние СМ СССР.

Более пред­метно вопросы «…ис­поль­зо­ва­ния тепла ядерных реакций в энер­го­си­ло­вых уста­нов­ках» рас­сма­т­ри­вались НТС ПГУ 24 марта 1947 года с уча­стием И. В. Кур­ча­това, Н. Н. Семе­нова, А. П. Заве­ня­гина, В. А. Малы­шева и др. Было решено при­сту­пить к научно-иссле­до­ва­тель­ским и про­ек­т­ным работам по атомным энер­го­си­ло­вым уста­нов­кам при­ме­ни­тельно к кора­б­лям, само­летам, элек­тро­стан­циям. Опре­де­лен­ную роль в том, что в этот пере­чень попали корабли, сыграли поя­вив­ши­еся в зару­беж­ной печати сооб­ще­ния о начале таких работ по под­вод­ным лодкам и ави­а­нос­цам в США.

И все-таки при­о­ри­тет­ной задачей Спец­ко­ми­тета и начав­шей соз­да­ваться атомной про­мыш­лен­но­сти до конца 1940-х годов было соз­да­ние ядер­ного оружия. Поэтому про­ра­ботки энер­го­у­ста­но­вок осу­ще­ст­в­ля­лись мало­чи­с­лен­ными научно-инже­нер­ными груп­пами. Неко­то­рой под­дер­ж­кой этих работ стал утвер­жден­ный СМ СССР план НИР на 1948 год, которым пре­ду­сма­т­ри­ва­лась раз­ра­ботка пред­ва­ри­тель­ных про­ек­т­ных заданий по несколь­ким типам срав­ни­тельно больших по теп­ло­вой мощ­но­сти (300-500 МВт) реак­то­ров на обо­га­щен­ном уране с раз­лич­ными замед­ли­те­лями нейтро­нов и теп­ло­но­си­те­лями.

Что каса­ется кора­бель­ных уста­но­вок, то по ини­ци­а­тиве И. В. Кур­ча­това НТС ПГУ в ноябре 1949 года рас­сма­т­ри­вает и под­дер­жи­вает сооб­ра­же­ния С. М. Фейн­берга (ЛИП АН СССР) о воз­мож­но­стях соз­да­ния «…атом­ного дви­га­теля для кора­блей (при­ме­ни­тельно к под­вод­ной лодке) в трех вари­ан­тах (водяное, газовое и метал­ли­че­ское охла­жде­ние), мощ­ность дви­га­теля 10000 кВт на валу». В 1950-1951 гг. в ИФП АН СССР под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова про­ра­ба­ты­ва­ется воз­мож­ность раз­ме­ще­ния (в первую очередь по мас­со­га­ба­рит­ным харак­те­ри­сти­кам) на под­вод­ной лодке ядерной двух­кон­тур­ной уста­новки с реак­то­ром, охла­жда­е­мым гелием, теп­ло­вой мощ­но­стью 40 МВт с гра­фи­то­вым замед­ли­те­лем. В НИИ­хим­маш — раз­ра­бот­чике первых в стране про­мыш­лен­ных реак­то­ров «А» и «АИ» — под руко­вод­ством Н. А. Дол­ле­жаля кон­стру­и­руют уста­новку на базе апро­би­ро­ван­ных в них типов аппа­ра­тов - каналь­ного с водяным теп­ло­но­си­те­лем и гра­фи­то­вым замед­ли­те­лем теп­ло­вой мощ­но­стью 150 МВт (мощ­ность турбины — 25 МВт). Позднее, уже в 1952 году, на основе этих про­ра­бо­ток сов­местно с ЛИП АН СССР выпус­ка­ется про­ек­т­ное задание на энер­го­у­ста­новку, рабо­та­ю­щую на гребной винт, с двумя реак­то­рами теп­ло­вой мощ­но­стью по 65 МВт. В это же время в ЛИП АН СССР в сек­то­рах С. М. Фейн­берга и В. И. Меркина про­ра­ба­ты­ва­ется уста­новка с двумя водо-водя­ными реак­то­рами той же теп­ло­вой мощ­но­сти.

Интен­сив­ные про­ра­ботки энер­го­у­ста­новки для под­вод­ных лодок велись и руко­во­ди­мой А. И. Лейпун­ским группой сотруд­ни­ков в Лабо­ра­то­рии «В» вместе с кон­струк­то­рами ОКБ «Гид­ро­пресс» во главе с Б. М. Шол­ко­ви­чем. Они раз­ви­вали идеи исполь­зо­ва­ния реак­тора на про­ме­жу­точ­ных нейтро­нах со свин­цово-вис­му­то­вым теп­ло­но­си­те­лем, что поз­во­ляло рас­счи­ты­вать на резкое сни­же­ние дав­ле­ния в первом контуре и высокие пара­метры пара во втором. Эти идеи удалось реали­зо­вать в ЯЭУ атомной под­вод­ной лодки проекта 645, постро­ен­ной через 5 лет после первой АПЛ.

Другая, руко­во­ди­мая Д. И. Бло­хин­це­вым, группа сотруд­ни­ков Лабо­ра­то­рии «В» рабо­тала над схемой охла­жда­е­мого водой реак­тора на теп­ло­вых нейтро­нах, но с берил­ли­е­вым замед­ли­те­лем. Она была впо­след­ствии исполь­зо­вана (под индек­сом «БМ») наряду со схемой водо-водя­ного реак­тора (индекс «ВМ») на этапах предэс­киз­ного про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ первой АПЛ.

Широкие поис­ко­вые работы по энер­го­у­ста­нов­кам поз­во­ляли ставить вопрос о начале про­ек­ти­ро­ва­ния атомной под­вод­ной лодки. В 1951 году А. П. Алек­сан­дров и Н. А. Дол­ле­жаль напра­в­ляют соот­вет­ству­ю­щие пред­ло­же­ния высшему коман­до­ва­нию ВМФ, но под­дер­жки не находят. Ситу­а­цию удается изме­нить с помощью В. А. Малы­шева (заме­сти­тель пред­се­да­теля СМ СССР, Министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти), и после еще одного обра­ще­ния И. В. Кур­ча­това, А. П. Алек­сан­дрова и Н. А. Дол­ле­жаля в прави­тель­ство (1952 г.) под­го­та­в­ли­ва­ется и под­пи­сы­ва­ется И. В. Стали­ным упо­мя­ну­тое Поста­но­в­ле­ние СМ СССР. Его выход акти­ви­зи­ро­вал поис­ко­вые научные и кон­струк­тор­ские работы, опре­де­лив их конеч­ную цель, создал орга­ни­за­ци­он­ные основы необ­хо­ди­мой коо­пе­ра­ции участ­ни­ков проекта как по сферам их дея­тель­но­сти, так и по срокам выпол­не­ния работ. Харак­терно, что на ПГУ воз­ла­га­ется не только ответ­ствен­ность за решение всех вопро­сов, свя­зан­ных с соз­да­нием и испы­та­ни­ями ЯЭУ, но и общее руко­вод­ство научно-иссле­до­ва­тель­скими и про­ек­т­ными рабо­тами по объекту № 627, т.е. первой АПЛ. При НТС ПГУ была обра­зо­вана спе­ци­аль­ная секция № 8 во главе с В. А. Малы­ше­вым. Научным руко­во­ди­те­лем работ по «…осу­ще­ст­в­ле­нию объекта № 627» назна­ча­ется А. П. Алек­сан­дров, его заме­сти­те­лем по «…ядер­ным рас­четам и иссле­до­ва­ниям» - Д. И. Бло­хин­цев, главным кон­струк­то­ром «…ком­плекс­ной энер­гети­че­ской уста­новки» — Н. А. Дол­ле­жаль, главным кон­струк­то­ром объекта № 627 — В. Н. Пере­гу­дов. При­зна­ется необ­хо­ди­мым «…для выпол­не­ния про­ек­т­ных, опытных и научно-иссле­до­ва­тель­ских работ по соз­да­нию ком­плекс­ной энер­го­си­ло­вой уста­новки для объекта № 627» орга­ни­зо­вать на базе под­раз­де­ле­ний НИИ­хим­маша спе­ци­аль­ный Научно-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут № 8 (НИИ-8), дирек­то­ром кото­рого назна­ча­ется Н. А. Дол­ле­жаль. При­ни­ма­ется прин­ци­пи­аль­ное решение о соо­ру­же­нии и про­ве­де­нии испы­та­ний «…опыт­ного энер­гети­че­ского агре­гата» (т.е. стен­до­вой ЯЭУ) в Лабо­ра­то­рии «В».

Одной из осо­бен­но­стей поста­но­в­ле­ния прави­тель­ства было то, что в нем совсем не были обо­зна­чены инте­ресы ВМФ и его участие в работах. Это нео­быч­ное поло­же­ние сохра­ня­лось вплоть до выпуска тех­ни­че­ского проекта АПЛ, когда перед его утвер­жде­нием в прави­тель­стве к рас­смо­тре­нию проекта были при­вле­чены спе­ци­али­сты ВМФ. По их заме­ча­ниям проект корабля под­вер­гся суще­ствен­ной кор­рек­ти­ровке.

Нет­ра­ди­ци­он­ной была и орга­ни­за­ция про­ек­т­ных работ на первых этапах. С одной стороны, идея соз­да­ния АПЛ была выдви­нута и настой­чиво «про­би­ва­лась» спе­ци­али­стами-реак­тор­щи­ками, доста­точно дале­кими по роду занятий от проблем кора­бле­стро­е­ния, а с другой - соз­да­тели под­вод­ных лодок фак­ти­че­ски начали зна­ко­миться с воз­мож­но­стями ядерных реак­то­ров и осо­бен­но­стями их при­ме­не­ния только после выхода поста­но­в­ле­ния прави­тель­ства, которым раз­ра­ботка АПЛ пору­ча­лась СКБ-143 Мин­суд­прома. Поэтому под руко­вод­ством В. Н. Пере­гу­дова и Ф. Ф. Полуш­кина (началь­ник отдела Мин­суд­прома) была сфор­ми­ро­вана (в основ­ном из сотруд­ни­ков СКБ-143) про­ек­т­ная группа для выпол­не­ния пер­во­на­чаль­ных про­ра­бо­ток по лодке. Большая часть этой группы рабо­тала в НИИ­хим­маше (там еще долго нахо­дился НИИ-8) вместе с кон­струк­то­рами реак­тор­ной уста­новки и сотруд­ни­ками ЛИПАН СССР. В сен­тя­бре-октябре 1952 года на основе анализа выпол­нен­ных ранее про­ра­бо­ток и задан­ных харак­те­ри­стик корабля В. Н. Пере­гу­до­вым, Н. А. Дол­ле­жа­лем и Г. А. Гаса­но­вым (руко­во­ди­тель СКБК-189 — раз­ра­бот­чика паро­ге­не­ра­то­ров) при актив­ном участии И. В. Кур­ча­това и А. П. Алек­сан­дрова были опре­де­лены необ­хо­ди­мые для про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ основ­ные исход­ные данные — мощ­ность, про­дол­жи­тель­ность и режимы работы, условия раз­ме­ще­ния на под­вод­ной лодке, мас­со­га­ба­рит­ные огра­ни­че­ния и др.

Уже первые сов­мест­ные с про­ек­тан­тами АПЛ про­ра­ботки пока­зали бес­пер­спек­тив­ность при­ме­не­ния на лодке уран-гра­фи­то­вого реак­тора из-за его чрез­мерно больших мас­со­га­ба­рит­ных харак­те­ри­стик. Вместо него, по пред­ло­же­нию спе­ци­али­стов Лабо­ра­то­рии «В» были начаты раз­ра­ботки вари­анта уста­новки с уже упо­ми­нав­шимся реак­то­ром «БМ». Таким образом, предэс­кизный проект ЯЭУ пред­ста­в­лен с двумя вари­ан­тами реак­то­ров — «ВМ» и «БМ». Проекты ЯЭУ и самой АПЛ раз­ра­ба­ты­вались сотруд­ни­ками НИИ-8, ЛИП АН СССР, СКБ-143 и СКБК-189 и выпу­щены в январе 1953 года в НИИ­хим­маше. Сразу же предэс­кизный проект ЯЭУ в обоих вари­ан­тах был рас­смо­трен секцией № 8 НТС ПГУ, которая одо­брила прин­ци­пи­аль­ные основы ЯЭУ и пору­чила начать раз­ра­ботку эскизных про­ек­тов уста­новки не только для АПЛ, но и назем­ного стенда.

При выпол­не­нии предэс­кизных про­ра­бо­ток выя­вился ряд крупных научно-инже­нер­ных проблем, без решения которых невоз­можна прак­ти­че­ская реали­за­ция идеи соз­да­ния реак­тор­ной уста­новки как основы энер­гетики под­вод­ной лодки. Такими про­бле­мами в те годы были, напри­мер, выбор и обо­с­но­ва­ние нейтронно-физи­че­ских и теп­ло­тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик первого в нашей стране водо-водя­ного реак­тора, раз­ра­ботка методов и средств кон­троля за про­те­ка­ю­щими в нем и в уста­новке про­цес­сами, спо­со­бов упра­в­ле­ния ими, фор­ми­ро­ва­ние с учетом кора­бель­ной спе­ци­фики раци­о­наль­ной и эффек­тив­ной ради­а­ци­он­ной защиты (ее доля в общей массе реак­тор­ной уста­новки дости­гала 60-70 %), орга­ни­за­ция кон­троля за ради­а­ци­он­ной обста­нов­кой на корабле, обес­пе­че­ние ком­форт­ных условий работы экипажа и др.

Для решения этих проблем под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова и Н. А. Дол­ле­жаля были раз­вер­нуты круп­но­мас­штаб­ные научно-иссле­до­ва­тель­ские и опытно-кон­струк­тор­ские работы. К их выпол­не­нию, а также к раз­ра­бот­кам обо­ру­до­ва­ния и систем ЯЭУ были при­вле­чены (помимо спе­ци­али­стов ЛИП АН СССР и НИИ-8) научные учре­жде­ния АН СССР, инсти­туты и кон­струк­тор­ские бюро раз­лич­ных мини­стер­ств и ведом­ств: Лабо­ра­то­рия «В», НИИ-9, СКБК-189, КБ Киров­ского завода, ЦНИИ-45, ЦНИИ-48, ВИАМ, ОКБ-12, ЦКБ ГМ, ПКБ-12, НИИ «Про­ек­т­сталь­кон­струк­ция», ФХИ им. Карпова и др. Во всех «кора­бель­ных» вопро­сах большую помощь раз­ра­бот­чи­кам ЯЭУ ока­зы­вали сотруд­ники СКБ-143. Работая над про­ек­том прин­ци­пи­ально нового под­вод­ного корабля (в США при­с­по­со­били под «Нау­ти­лус» обычную под­вод­ную лодку), они в то же время уделяли большое вни­ма­ние ЯЭУ и обес­пе­чи­вали поста­новку и решение многих научно-тех­ни­че­ских задач по энер­гетике.

В июле 1954 года к работам по соз­да­нию АПЛ и ее энер­го­у­ста­новки впервые при­вле­ка­ются военные моряки. Рас­смо­тре­ние экс­пер­тами ВМФ тех­ни­че­ского проекта лодки привело к пере­смо­тру боевого назна­че­ния корабля и состава его воо­ру­же­ния, но прак­ти­че­ски не отра­зи­лось на про­ек­тах ЯЭУ и ее состав­ных частей.

Парал­лельно с раз­ра­бот­кой АПЛ и ее энер­го­у­ста­новки про­ек­ти­ру­ется наземный стенд ЯЭУ (его индекс — 27ВМ), на котором вос­про­из­во­дятся реак­тор­ный и тур­бин­ный отсеки лодки с обо­ру­до­ва­нием и систе­мами уста­новки правого борта. Задачи стенда — про­верка рабо­то­с­по­соб­но­сти уста­новки и ее эле­мен­тов, удоб­ства обслу­жи­ва­ния и ремон­тов, условий обита­е­мо­сти в энер­го­от­се­ках, а также под­го­товка эки­па­жей АПЛ. В июле 1955 года завер­ши­лись основ­ные стро­и­тель­ные работы по зданию и соо­ру­же­ниям стенда, закан­чи­ва­лось изго­то­в­ле­ние основ­ного обо­ру­до­ва­ния. Изго­то­ви­те­лем тур­бо­а­гре­га­тов для стенда, а затем для АПЛ был Киров­ский завод, а большей части обо­ру­до­ва­ния стен­до­вой и кора­бель­ной реак­тор­ных уста­но­вок — от самих реак­то­ров до крупных тру­бо­про­во­дов — завод № 92. Их рабочие чертежи раз­ра­ба­ты­вались сотруд­ни­ками воз­гла­в­ля­е­мого И. И. Афри­кан­то­вым завод­ского ОКБ вместе с отко­ман­ди­ро­ван­ной в бюро летом 1954 года большой группой кон­струк­то­ров НИИ-8, чертежи меха­низ­мов СУЗ — с группой С. М. Фран­к­штейна (ОКБ-12). Руко­во­дили раз­ра­бот­кой рабо­чего проекта от ОКБ завода — Ю. Н. Кошкин и от НИИ-8 — П. А. Деленс. Тех­ноло­ги­че­ская отра­ботка чер­те­жей осу­ще­ст­в­ля­лась спе­ци­али­стами соот­вет­ству­ю­щих служб завода, после чего они сразу же посту­пали в цеха. Парал­лельно раз­ра­ба­ты­вались и изго­то­в­ля­лись необ­хо­ди­мые стенды и осна­стка для про­верки обо­ру­до­ва­ния и его узлов.

На завод регу­лярно при­ез­жали научный руко­во­ди­тель А. П. Алек­сан­дров и главный кон­струк­тор Н. А. Дол­ле­жаль, что поз­во­ляло кон­струк­то­рам и про­из­вод­ствен­ни­кам опе­ра­тивно решать воз­ни­кав­шие наи­бо­лее сложные вопросы. Ход рабо­чего про­ек­ти­ро­ва­ния и изго­то­в­ле­ния кон­тро­ли­ро­вался руко­во­дя­щими работ­ни­ками Мин­сред­маша и Мино­бо­рон­прома, в систему кото­рого входил завод.

К марту 1956 года вся мате­ри­аль­ная часть назем­ного стенда была смон­ти­ро­вана и под­го­то­в­лена к действию, и 8 марта на стенде 27ВМ под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова был осу­ще­ст­в­лен физи­че­ский пуск реак­тора. В первый период экс­плу­а­та­ции стенда 27ВМ были про­ве­дены физи­че­ские иссле­до­ва­ния актив­ной зоны реак­тора, в том числе при рабочих дав­ле­ниях и тем­пе­ра­ту­рах теп­ло­но­си­теля, которые под­твер­дили про­ек­т­ные нейтронно-физи­че­ские харак­те­ри­стики зоны и поз­во­лили раз­вер­нуть работы по их даль­нейшему усо­вер­шен­ство­ва­нию.

В это время уже вовсю шло стро­и­тель­ство самой под­вод­ной лодки, закладка которой на стапеле завода № 402 в г. Севе­ро­двин­ске состо­я­лась 24 сен­тя­бря 1955 года. На темпы работ по стро­и­тель­ству АПЛ прак­ти­че­ски не пов­ли­яли весьма зна­чи­тель­ные кор­рек­ти­ровки ее тех­ни­че­ского проекта и рабочей доку­мен­та­ции, сде­лан­ные по заме­ча­ниям ВМФ. Спе­ци­али­стам СКБ-143 удалось про­ве­сти все изме­не­ния чер­те­жей по ходу стро­и­тель­ства с сохра­не­нием большей части имев­ше­гося задела. Процесс стро­и­тель­ства ослож­нялся другим: ска­зы­вались труд­но­сти с постав­кой ком­плек­ту­ю­щего корабль обо­ру­до­ва­ния от мно­го­чи­с­лен­ных (около 80) заводов, вызван­ные недо­стат­ком опыта изго­то­в­ле­ния новых для нашей про­мыш­лен­но­сти изделий с повы­шен­ными тре­бо­ва­ни­ями к каче­ству, осво­е­нием нет­ра­ди­ци­он­ных кон­струк­ци­он­ных мате­ри­а­лов и тех­ноло­гий. Да и для самого завода № 402 атомная лодка была первой, что про­я­в­ля­лось, напри­мер, в тре­бо­вав­ших особого вни­ма­ния работах по монтажу, сварке и кон­тролю раз­вет­в­лен­ных тру­бо­про­во­дов высо­кого дав­ле­ния в реак­тор­ном отсеке. В этих обсто­я­тель­ствах при­го­дился опыт мин­сред­ма­шев­ских орга­ни­за­ций, за плечами которых уже было соо­ру­же­ние назем­ного стенда 27ВМ.

В августе 1957 года первая АПЛ была спущена на воду. На ней начались пуско-нала­доч­ные работы, плавно пере­шедшие в швар­тов­ные испы­та­ния. 13-14 сен­тя­бря того же года в реак­торы было загру­жено ядерное топливо, после чего осу­ще­ст­в­лены их физи­че­ские пуски. Руко­во­дил всеми опе­ра­ци­ями А. П. Алек­сан­дров, а выпол­няли их спе­ци­али­сты ИАЭ, НИИ-8, заводов №№ 402 и 92, офицеры военной приемки. 19 апреля 1958 года после завер­ше­ния монтажа тру­бо­про­во­дов в реак­тор­ном отсеке, про­верки работы турбины с подачей пара от другого корабля, окон­ча­ния всех пуско-нала­доч­ных и про­ве­роч­ных опе­ра­ций офицеры-опе­ра­торы первого экипажа АПЛ под кон­тро­лем сотруд­ни­ков ИАЭ впервые выводят на мощ­ность уста­новку левого борта, а через месяц — и уста­новку правого борта. Далее после­до­вали про­верки основ­ных пара­мет­ров ЯЭУ, ради­а­ци­он­ной обста­новки и т.п. Поло­жи­тель­ные резуль­таты этих работ поз­во­лили до 5 июня 1958 г. про­ве­сти под руко­вод­ством межве­дом­ствен­ной комис­сии ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния энер­го­у­ста­новки. Мощ­ность ее была огра­ни­чена 60 % от номи­наль­ной (выше она к тому времени не под­ни­ма­лась на стенде 27ВМ). Такое же огра­ни­че­ние действо­вало и в про­цессе ходовых испы­та­ний АПЛ, про­дол­жав­шихся до 1 декабря 1958 года. Следует особо отметить, что при огра­ни­че­нии мощ­но­сти ЯЭУ под­вод­ная лодка дости­гла ско­ро­сти на мерной миле в 23,3 узла. В пере­счете на номи­наль­ную мощ­ность ско­рость лодки составила бы 30,2 узла против 27,2 узла, гаран­ти­ро­ван­ных спе­ци­фи­ка­цией на корабль.

Ходовые испы­та­ния про­во­ди­лись прави­тель­ствен­ной комис­сией под пред­се­да­тель­ством заме­сти­теля Глав­но­ко­ман­ду­ю­щего ВМФ В. Н. Иванова. Научное руко­вод­ство испы­та­ни­ями осу­ще­ст­в­лял А. П. Алек­сан­дров. В энер­гети­че­скую секцию комис­сии, воз­гла­в­ля­е­мую И. Д. Доро­фе­е­вым (ВМФ) входили Н. А. Дол­ле­жаль, В. Н. Пере­гу­дов, Г. А. Гасанов, П. А. Деленс, Н. М. Синев, Г. А. Гладков, Ю. Н. Кошкин и др. В ито­го­вом акте комис­сии, утвер­жден­ном позднее Советом Мини­стров СССР, ука­зы­ва­лось, что соз­дан­ная в СССР атомная под­вод­ная лодка явля­ется круп­нейшим оте­че­ствен­ным научно-инже­нер­ным дости­же­нием в области под­вод­ного кора­бле­стро­е­ния. Атомная под­вод­ная лодка пере­да­ва­лась в опытную экс­плу­а­та­цию, а до ее начала должны быть выпол­нены работы по устра­не­нию ряда недо­стат­ков, отме­чен­ных комис­сией, в т.ч. и в энер­го­у­ста­новке.

Опытная экс­плу­а­та­ция первой АПЛ (ее так­ти­че­ский номер — К-3) про­дол­жа­лась до конца 1959 года. За это время было совер­шено 3 выхода в море, мощ­ность уста­новки под­ни­ма­лась уже до 80 % от номи­наль­ной, про­ве­ря­лись и отра­ба­ты­вались раз­лич­ные режимы экс­плу­а­та­ции.

После завер­ше­ния опытной экс­плу­а­та­ции АПЛ К-3 начала исполь­зо­ваться и для выпол­не­ния спе­ци­аль­ных заданий коман­до­ва­ния, и для несения службы на про­сто­рах Миро­вого океана — нового вида боевой дея­тель­но­сти ВМФ. В 1962 году она совер­шила первый в оте­че­ствен­ном под­вод­ном флоте поход к Север­ному полюсу, пройдя подо льдами Арктики 1294 мили. В 1966-1967 гг. — два авто­номных похода общей про­дол­жи­тель­но­стью 111 суток, в 1973-1975 гг. — три похода (сум­марно 149 суток). Всего со времени окон­ча­ния испы­та­ний ЯЭУ в 1958 году под­вод­ная лодка прошла 128443 мили.

Первая оте­че­ствен­ная АПЛ (с конца 1962 года она носила имя «Ленин­ский ком­со­мол») до вывода из боевого состава ВМФ про­с­лу­жила без малого 30 лет.

Было бы невер­ным пред­ста­в­лять себе про­цессы соз­да­ния и после­ду­ю­щей экс­плу­а­та­ции ее, а затем голов­ной и серийных АПЛ (всего с ЯЭУ этого типа было постро­ено 55 АПЛ) как цепь непре­рыв­ных успехов. На этом пути было мно­же­ство проблем, свя­зан­ных, прежде всего, с прин­ци­пи­ально новой энер­гети­кой, накоп­ле­нием опыта экс­плу­а­та­ции АПЛ, ста­но­в­ле­нием новых отра­слей про­мыш­лен­но­сти — атом­ного маши­но­стро­е­ния и атом­ного судо­стро­е­ния. Вот лишь две из этих проблем началь­ного периода экс­плу­а­та­ции АПЛ: малая про­дол­жи­тель­ность кам­па­нии актив­ных зон реак­то­ров и низкая рабо­то­с­по­соб­ность паро­ге­не­ра­то­ров из-за потери гер­метич­но­сти их труб­ными поверх­но­стями. Острота этих проблем опре­де­ля­лась, в част­но­сти, тем, что они впрямую ска­зы­вались на боес­по­соб­но­сти атом­ного под­вод­ного флота. Поэтому начатые орга­ни­за­ци­ями Мин­сред­маша во вза­и­мо­действии с учре­жде­ни­ями других ведом­ств еще в ходе про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ научно-иссле­до­ва­тель­ские, опытно-кон­струк­тор­ские и тех­ноло­ги­че­ские работы не пре­кра­ти­лись с вводом в строй первой АПЛ. Они были развиты с повы­ше­нием глубины ранее начатых иссле­до­ва­ний, с охватом новых напра­в­ле­ний. Так, мно­го­пла­но­вые работы по физике, теп­ло­ги­д­ра­в­лике, проч­но­сти, мате­ри­а­ло­ве­де­нию, метал­лур­гии сплавов и др., про­ве­ден­ные в ИАЭ, НИИ-8, НИИ-9, ВИАМ, ФЭИ с реали­за­цией их резуль­та­тов на ведущих пред­при­ятиях отрасли — заводах № 12 и «А» поз­во­лили на основе новых научно-тех­ни­че­ских решений за несколько лет в 6-7 раз уве­ли­чить про­дол­жи­тель­ность кам­па­нии актив­ных зон, доведя ее до при­ем­ле­мых для флота зна­че­ний. Про­блема паро­ге­не­ра­то­ров реша­лась как путем поиска методов и средств обес­пе­че­ния каче­ства теп­ло­но­си­те­лей, омы­ва­ю­щих их трубы (рабо­тали спе­ци­али­сты ИАЭ, ФХИ им. Карпова, НИИ-8), так и изыс­ка­нием кор­ро­зи­онно-стойких мате­ри­а­лов, улуч­шен­ных тех­ноло­гий изго­то­в­ле­ния, гибки, сварки труб (СКБК-189, ЦНИИ-48). Конеч­ным резуль­та­том этих работ явилось вне­дре­ние паро­ге­не­ра­то­ров с трубами из тита­но­вых сплавов, снявших эту про­блему. Важ­нейшую роль в отра­ботке найден­ных решений этих и других проблем играл стенд 27ВМ. На нем про­хо­дила апроба­ция боль­шин­ства ново­в­ве­де­ний.

Нельзя не отметить еще одну сторону выпол­няв­шихся работ. Они не только поз­во­лили решить задачи совер­шен­ство­ва­ния энер­го­у­ста­но­вок и обес­пе­че­ния нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции действо­вав­ших АПЛ, но и наметили пути раз­ви­тия ЯЭУ для под­вод­ных лодок после­ду­ю­щих поко­ле­ний, стали отправ­ными точками для про­ра­ботки и реали­за­ции новых твор­че­ских замы­слов.