Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Первый ледокол с атомной энер­гети­че­ской уста­нов­кой

20 ноября 1953 года Совет Мини­стров СССР принял Поста­но­в­ле­ние № 2840-1203 о раз­ра­ботке мощного арк­ти­че­ского ледо­кола с ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой. Ледокол пред­на­зна­чался для про­водки в ледовых усло­виях Арктики по высо­ко­ши­рот­ным трассам и по Север­ному мор­скому пути тран­с­порт­ных судов, а также для экс­пе­ди­ци­он­ного пла­ва­ния в Арктике. Поста­но­в­ле­нию предше­ство­вало обра­ще­ние в прави­тель­ство ака­деми­ков А. П. Алек­сан­дрова и И. В. Кур­ча­това сов­местно с руко­во­ди­те­лями ряда отра­слей про­мыш­лен­но­сти и Мор­ского флота, в котором ука­зы­ва­лось, что поя­в­ле­ние мощного атом­ного ледо­кола в Арктике поз­во­лит более эффек­тивно исполь­зо­вать Север­ный морской путь как важ­нейшую тран­с­порт­ную маги­страль страны, и одно­вре­менно станет убе­ди­тель­ной демон­стра­цией серьез­но­сти наме­ре­ний и планов СССР по исполь­зо­ва­нию атомной энергии в мирных целях.

Сле­ду­ю­щее поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства от 18 августа 1954 года кон­крети­зи­ро­вало задачу соз­да­ния атом­ного ледо­кола «Ленин» по срокам, этапам и основ­ным испол­ни­те­лям работ. Про­ек­ти­ро­ва­ние атом­ного ледо­кола воз­ла­га­лось на Ленин­град­ское ЦКБ-15 (впо­след­ствии ЦКБ «Айсберг»). Главным кон­струк­то­ром ледо­кола был назна­чен В. И. Неганов. Раз­ра­ботка проекта атомной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки (АППУ) пору­ча­лась ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (позднее ОКБМ). Главным кон­струк­то­ром АППУ был утвер­жден И. И. Афри­кан­тов. Научное руко­вод­ство про­ек­том ледо­кола воз­ла­га­лось на А. П. Алек­сан­дрова, а ядер­ного реак­тора — на И. В. Кур­ча­това, который позднее передал свои пол­но­мо­чия А. П. Алек­сан­дрову.

К раз­ра­ботке основ­ных эле­мен­тов ЯЭУ были при­вле­чены: ОКБ-12 (системы упра­в­ле­ния и защиты реак­тора), СКБК Бал­тийского завода (паро­ге­не­ра­торы), ВИАМ (твэлы актив­ной зоны реак­тора), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Элек­тро­сила» (главные тур­бо­ге­не­ра­торы и элек­тро­дви­га­тели), Калуж­ский тур­бин­ный завод (вспо­мо­га­тель­ные тур­бо­ге­не­ра­торы), ЦКБА (арма­тура) и др.

Стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола пору­чили ленин­град­скому «Адми­рал­тейскому заводу». Были опре­де­лены сле­ду­ю­щие основ­ные пара­метры атом­ного ледо­кола: водо­из­ме­ще­ние — 16 000 т, наи­боль­шая длина — 134 м, ширина — 27,6 м, осадка — 9,2 м, мак­си­маль­ная ско­рость на чистой воде — 19,5 узлов, авто­ном­ность пла­ва­ния — 1 год. Мощ­ность главных гребных дви­га­те­лей — 44000 л.с. Исполь­зо­ва­ние элек­тро­дви­же­ния поз­во­ляло улуч­шить мане­врен­ность ледо­кола, что важно для фор­си­ро­ва­ния тяжелых льдов, дви­же­ния в составе кара­ва­нов и обколки про­во­ди­мых судов во льдах. Для обес­пе­че­ния надеж­ного дви­же­ния судна пре­ду­сма­т­ри­ва­лось повы­шен­ное резер­ви­ро­ва­ние систем и обо­ру­до­ва­ния энер­го­си­ло­вой уста­новки: три реак­тора, четыре главных тур­бо­ге­не­ра­тора, две элек­тро­стан­ции с пятью вспо­мо­га­тель­ными тур­бо­ге­не­ра­то­рами и резерв­ным дизель-гене­ра­то­ром.

Три реак­тора мощ­но­стью по 90 МВт обес­пе­чи­вали сум­мар­ное про­из­вод­ство 360 т/ч пара при тем­пе­ра­туре до 310ºС и дав­ле­нии 28 атм. Каждый реактор имел две петли цир­ку­ля­ции с двумя паро­ге­не­ра­то­рами, двумя цир­ку­ля­ци­он­ными насо­сами и одним ава­рийным насосом. Исполь­зо­ва­лась паровая система ком­пен­са­ции дав­ле­ния в первом контуре. В актив­ной зоне реак­то­ров при­ме­нили топливо на основе диок­сида урана с 5 % обо­га­ще­нием по урану-235.

Тех­ни­че­ский проект АППУ ОК-150 был раз­ра­бо­тан в марте 1955 года, а 17 июня 1955 года на секции ЯЭУ НТС мини­стер­ства он был утвер­жден и реко­мен­до­ван к запуску в про­из­вод­ство.

При раз­ра­ботке проекта АППУ впервые решался целый ряд сложных научно-тех­ни­че­ских задач. Одной из них было суще­ствен­ное уве­ли­че­ние дли­тель­но­сти кам­па­нии актив­ной зоны и эко­но­мич­ное исполь­зо­ва­ние ядер­ного топлива. Реали­за­ция пред­ло­жен­ного научным руко­вод­ством решения о вве­де­нии в актив­ную зону выго­ра­ю­щих поглоти­те­лей для ком­пен­са­ции избы­точ­ной реак­тив­но­сти дала воз­мож­ность уве­ли­чить кам­па­нию актив­ной зоны до 200 суток, а при­ме­не­ние цир­ко­ни­е­вых сплавов в эле­мен­тах кон­струк­ции зоны поз­во­лило в 1,5 раза умень­шить потре­б­ле­ние урана по срав­не­нию с актив­ными зонами, где для этой цели при­ме­ня­лись нер­жаве­ю­щие стали.

В каче­стве органов регу­ли­ро­ва­ния реак­тив­но­сти реак­тора вместо пер­во­на­чально спро­ек­ти­ро­ван­ных погруж­ных стер­ж­ней ава­рий­ной защиты, вво­ди­мых в актив­ную зону напором насоса, были при­ме­нены стержни, пере­ме­ща­ю­щи­еся внутри сухих гильз и вво­ди­мые в актив­ную зону под действием пружин. В биоло­ги­че­ской защите исполь­зо­вались мало­де­фи­цит­ные и более дешевые мате­ри­алы: сталь, вода, тяжелый бетон.

Большую помощь кон­струк­то­рам АППУ на всех этапах про­ек­ти­ро­ва­ния уста­новки посто­янно ока­зы­вали ученые ЛИПАН: А. П. Алек­сан­дров, Н. С. Хлопкин, Б. Г. Пологих и др. Осо­бенно суще­ствен­ной была роль ака­демика А. П. Алек­сан­дрова, который к началу соз­да­ния АППУ ОК-150 уже обладал большим опытом и авто­ри­тетом в атомной энер­гетике. Он вклю­чался в решение вопро­сов не только науч­ного, но и инже­нер­ного, про­из­вод­ствен­ного харак­тера. Сотруд­ники ЛИП АН участ­во­вали в выпол­не­нии сложных рас­чет­ных работ, поскольку АППУ была наи­бо­лее ответ­ствен­ной и сложной частью всей энер­гети­че­ской уста­новки и соз­да­ва­лась впервые при недо­ста­точ­ных знаниях о свойствах и осо­бен­но­стях работы реак­тора в судовых усло­виях.

Работы по изго­то­в­ле­нию обо­ру­до­ва­ния уста­новки ОК-150 начались на заводе № 92 в 1955 году, получив статус задания пер­во­сте­пен­ной важ­но­сти. Кон­троль над их выпол­не­нием осу­ще­ст­в­лял непо­сред­ственно главный кон­струк­тор ОКБ И. И. Афри­кан­тов. Ритм работы по соз­да­нию и изго­то­в­ле­нию обо­ру­до­ва­ния ОК-150 был очень напря­жен­ным. Цеха завода рабо­тали в три смены, сотруд­ники ОКБ — «от темна до темна», не счита­ясь с личным вре­ме­нем. После под­пи­са­ния рабочей доку­мен­та­ции она сразу запус­ка­лась в про­из­вод­ство. За срыв сроков графика накла­ды­вались взыска­ния. Конечно, встре­чались ошибки, но они опе­ра­тивно устра­ня­лись, так как были нала­жены хорошие вза­и­мо­от­но­ше­ния между кон­струк­то­рами и тех­ноло­гами цехов завода.

Атомный ледокол «Ленин» был заложен на верфи «Адми­рал­тейский завод» в Ленин­граде 27 июля 1956 года, а уже 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду. В 1958-1959 гг. на нем был выпол­нен основ­ной объем работ по монтажу систем и обо­ру­до­ва­ния атомной уста­новки. Самым напря­жен­ным был заклю­чи­тель­ный этап стро­и­тель­ства, монтажа и испы­та­ний АППУ. По мере про­дви­же­ния монтажа обо­ру­до­ва­ния, арма­туры и тру­бо­про­во­дов АППУ на Адми­рал­тейский завод для ока­за­ния тех­ни­че­ской помощи напра­в­ля­лись спе­ци­али­сты ОКБ и завода № 92.

Четкая орга­ни­за­ция работ и само­от­вер­жен­ный труд мно­го­чи­с­лен­ных кол­лек­ти­вов, участ­во­вав­ших в соз­да­нии первой АППУ, во многом спо­соб­ство­вали сво­е­вре­мен­ной, рекор­д­ной по срокам сдаче атом­ного ледо­кола «Ленин». Его постройка была завер­шена 12 сен­тя­бря 1959 года, а 5 декабря 1959 года ледокол был передан в опытную экс­плу­а­та­цию Мур­ман­скому мор­скому паро­ход­ству ММФ СССР. Ледокол стал первым в мире над­вод­ным судном с атомной энер­гети­че­ской уста­нов­кой, причем по мощ­но­сти он не имел равных среди ледо­колов всего мира.

С нави­га­ции 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, осу­ще­ст­в­лял про­водку судов на самых тяжелых участ­ках Север­ного мор­ского пути. О том, что его экс­плу­а­та­ция пока еще опытная, как-то сразу забыли. Он был одним из основ­ных участ­ни­ков ранней про­водки судов с лесом на трассе «устье реки Енисей — Барен­цево море». В сере­дине нави­га­ции ледокол работал в основ­ном в проливе Виль­киц­кого, который даже летом покрыт тяже­лыми льдами и осво­бо­жда­ется от них лишь на корот­кое время при наличии бла­го­при­ят­ных ветров. Большое зна­че­ние имела работа атом­ного ледо­кола «Ленин» поздней осенью 1960 года при завер­ше­нии нави­га­ции, когда необ­хо­димо выво­дить изо льдов не только обычные суда, но и суда ледо­вого класса. Атомный ледокол «Ленин» выпол­нял и высо­ко­ши­рот­ные экс­пе­ди­ци­он­ные рейсы. В 1961 году с его борта была осу­ще­ст­в­лена высадка экс­пе­ди­ции научно-иссле­до­ва­тель­ской дрейфу­ю­щей станции «Север­ный полюс-10». С него неод­но­кратно осу­ще­ст­в­ля­лась рас­ста­новка дрейфу­ю­щих авто­ма­ти­че­ских ради­о­мете­о­стан­ций по гра­ни­цам паковых льдов. С борта ледо­кола велись важные научные иссле­до­ва­ния.

За шесть нави­га­ций работы ледо­кола «Ленин» с АППУ ОК-150 им была обес­пе­чена про­водка 457 судов, пройдено во льдах более 62 000 миль. Атомная энер­гети­че­ская уста­новка безот­казно про­ра­бо­тала около 26 000 часов, показав свою рабо­то­с­по­соб­ность в самых тяжелых усло­виях экс­плу­а­та­ции — при поры­ви­стой качке на вол­не­нии, ударах судна о лед и частых изме­не­ниях нагрузки. Опыт ее соз­да­ния и экс­плу­а­та­ции дал ценный мате­риал для даль­нейшего совер­шен­ство­ва­ния атомных судовых уста­но­вок. В част­но­сти, была выя­в­лена воз­мож­ность суще­ствен­ных упро­ще­ний тех­ноло­ги­че­ской схемы и кон­струк­ции уста­новки, сокра­ще­ния коли­че­ства арма­туры, систем кон­троля и т.д. Надеж­ность и устой­чи­вость работы реак­то­ров с боль­шими воз­мож­но­стями само­ре­гу­ли­ро­ва­ния ока­зались выше, чем пред­по­ла­га­лось. Из этого был сделан вывод, что на ледо­коле без ущерба для живу­че­сти ЯЭУ можно огра­ни­читься двумя и даже одним реак­то­ром вместо трех. Кроме того, свойство само­ре­гу­ли­ро­ва­ния реак­тора, в свою очередь, поз­во­лило в даль­нейшем отка­заться от его авто­ма­ти­че­ского регу­ли­ро­ва­ния в новых уста­нов­ках.

В про­цессе экс­плу­а­та­ции про­я­ви­лись и неко­то­рые недо­статки в кон­струк­ции первой уста­новки, в первую очередь — недо­ста­точ­ная надеж­ность отдель­ных видов обо­ру­до­ва­ния, низкая ремон­то­при­год­ность и др.

Главный же итог экс­плу­а­та­ции первой АППУ ледо­кола «Ленин» состоял в том, что была в прин­ципе под­твер­ждена воз­мож­ность соз­да­ния судовых атомных энер­го­у­ста­но­вок, их высокая безо­пас­ность и эффек­тив­ность. Очень удачно была выбрана сама область при­ме­не­ния ядерной энергии — мощные линейные ледо­колы, где уни­каль­ные свойства атом­ного энер­го­и­с­точ­ника давали наи­бо­лее ося­за­е­мые, бес­с­пор­ные пре­и­му­ще­ства перед тра­ди­ци­он­ными реше­ни­ями, в том числе по безо­пас­но­сти и эко­но­ми­че­ским пока­за­те­лям.

В отличие от ледо­кола «Ленин», соз­дан­ное при­бли­зи­тельно в то же время в США грузо-пас­са­жир­ское судно «Саванна» с атомной энер­гети­че­ской уста­нов­кой имело сугубо опытное назна­че­ние. Его экс­плу­а­та­ция решала огра­ни­чен­ную задачу — про­де­мон­стри­ро­вать рабо­то­с­по­соб­ность и безо­пас­ность атом­ного судна. Она не пока­зала каких-либо оче­вид­ных эко­но­ми­че­ских или иных пре­и­му­ще­ств перед тра­ди­ци­он­ными судами того же назна­че­ния. Судно экс­плу­а­ти­ро­ва­лось с 1962 по 1969 гг. и после завер­ше­ния наме­чен­ной про­граммы испы­та­ний было списано (пере­о­бо­ру­до­вано в пла­ву­чий музей), остав­шись рядовым эпи­зо­дом в атомной про­грамме США. Даль­нейшего раз­ви­тия гра­ждан­ское атомное судо­стро­е­ние в этой стране не полу­чило. В СССР, напротив, соз­да­ние первого атом­ного ледо­кола поло­жило начало раз­ви­тию новой высо­ко­тех­ноло­гич­ной отрасли про­из­вод­ства — атом­ного судо­стро­е­ния — и поя­в­ле­нию, в конеч­ном счете, целого флота атомных судов.

После сдачи в экс­плу­а­та­цию атом­ного ледо­кола «Ленин» указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 14 мая 1960 года за соз­да­ние атомной уста­новки для этого судна и за заслуги в деле раз­ви­тия оте­че­ствен­ного реак­то­ро­стро­е­ния ОКБ завода № 92 было награ­ждено орденом Ленина. Этим орденом были награ­ждены также ЦКБ-15 и Адми­рал­тейский завод МСП СССР. Науч­ному руко­во­ди­телю работ А. П. Алек­сан­дрову, глав­ному кон­струк­тору ледо­кола В. И. Нега­нову, глав­ному кон­струк­тору АППУ И. И. Афри­кан­тову и слесарю завода № 92 С. Д. Куз­не­цову было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда. Две группы спе­ци­али­стов (всего 12 человек) были удо­сто­ены Ленин­ской премии, в том числе — ведущие спе­ци­али­сты ОКБ Н. М. Царев, В. И. Ширяев, Д. В. Каганов и А. М. Шаматов. Кроме того, большая группа кон­струк­то­ров, рас­чет­чи­ков, тех­ноло­гов ОКБ (прак­ти­че­ски все участ­во­вав­шие в раз­ра­ботке проекта уста­новки ОК-150), а также зна­чи­тель­ное число рабочих, ИТР и руко­во­ди­тели завода № 92 были отме­чены орде­нами и меда­лями.

Учи­ты­вая поло­жи­тель­ные резуль­таты экс­плу­а­та­ции атом­ного ледо­кола «Ленин» в 1960-1963 гг. и важную народ­но­хо­зяйствен­ную роль, которую играют ледо­колы в раз­ви­тии отда­лен­ных районов Крайнего Севера, прави­тель­ством страны в 1964 году были приняты два поста­но­в­ле­ния, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щих про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку серии новых атомных ледо­колов проекта 1052. Поста­но­в­ле­ния опре­де­ляли порядок про­ек­ти­ро­ва­ния и поставки обо­ру­до­ва­ния на голов­ной атомный ледокол этой серии.

На осно­ва­нии этих поста­но­в­ле­ний ЦКБ «Айсберг» раз­ра­бо­тало тех­ни­че­ское задание на реак­тор­ную уста­новку, а ОКБМ разо­слало всем заин­те­ре­со­ван­ным пред­при­ятиям и орга­ни­за­циям кон­тр­а­ген­т­ские кар­точки с целью полу­че­ния согла­сия на раз­ра­ботку и изго­то­в­ле­ние состав­ных частей паро­про­из­во­дя­щей уста­новки. Основ­ное обо­ру­до­ва­ние и системы новой АППУ раз­ра­ба­ты­вали ОКБМ и ЦКБ «Айсберг».

В соот­вет­ствии с тех­ни­че­ским зада­нием на реак­тор­ную уста­новку для атомных ледо­колов новой серии ОКБМ выпол­нило предэс­кизные про­ра­ботки пяти вари­ан­тов уста­новки и «Обо­с­но­ва­ние выбора АППУ для атомных ледо­колов проекта 1052».

В 1966 году закон­чи­лась шестая нави­га­ция атом­ного ледо­кола «Ленин» с реак­тор­ной уста­нов­кой ОК-150. К этому времени основ­ное обо­ру­до­ва­ние уста­новки выра­бо­тало свой ресурс. Кроме того, поя­ви­лась течь в корпусе одного из реак­то­ров. Однако осталь­ное обо­ру­до­ва­ние главной энер­гети­че­ской уста­новки и судовые кон­струк­ции нахо­ди­лись в удо­вле­тво­ри­тель­ном состо­я­нии и могли рабо­тать еще дли­тель­ное время при условии вос­ста­но­в­ле­ния рабо­то­с­по­соб­но­сти АППУ.

Окон­ча­ние раз­ра­ботки эскиз­ного проекта АППУ ОК-900 дало осно­ва­ние спе­ци­али­стам раз­лич­ных ведом­ств поднять вопрос о замене выра­бо­тав­шей свой ресурс АППУ этого ледо­кола на новую уста­новку ОК-900. С этой целью в ОКБМ были выпол­нены про­ра­ботки ком­по­новки уста­новки ОК-900 в габа­ритах реак­тор­ного отсека ледо­кола «Ленин». Один из вари­ан­тов удачно «впи­сался» в отве­ден­ные для уста­новки поме­ще­ния. Главный кон­струк­тор АППУ И. И. Афри­кан­тов, оценив пре­и­му­ще­ства этой идеи, добился под­дер­жки пред­ло­жен­ного вари­анта ремонта ледо­кола в МСМ. После этого первый зам. мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния А. М. Пет­ро­сьянц поручил ОКБМ раз­ра­бо­тать подроб­ные мате­ри­алы (расчеты, графики, демон­стра­ци­он­ные чертежи и др.) по замене уста­новки, по срокам и сто­и­мо­сти выпол­не­ния работ, по тех­ноло­гии демон­тажа и монтажа обо­ру­до­ва­ния и по заводам-изго­то­ви­те­лям обо­ру­до­ва­ния АППУ ОК-900.

Тех­ни­че­ский проект АППУ был раз­ра­бо­тан в конце 1966 года под научным руко­вод­ством ИАЭ им. Кур­ча­това и при участии ЦКБ «Айсберг», ИАТ АН и кон­тр­а­ген­тов. В новой реак­тор­ной уста­новке были также исполь­зо­ваны кор­пус­ные реак­торы водо-водя­ного типа. Число реак­то­ров сокра­щено с трех до двух, так как надеж­ность их, по данным экс­плу­а­та­ции первой уста­новки ледо­кола, ока­за­лась выше пер­во­на­чально ожи­да­е­мой. Два реак­тора вполне обес­пе­чи­вают ледо­колу выход изо льдов и воз­вра­ще­ние на базу при отказе какого-либо обо­ру­до­ва­ния. В несколько раз был уве­ли­чен энер­го­за­пас актив­ных зон, а их физи­че­ские пара­метры и харак­те­ри­стики контура изме­нены таким образом, чтобы улуч­шить свойства само­ре­гу­ли­ро­ва­ния реак­тор­ной уста­новки.

Суще­ственно уве­ли­чи­вался ресурс всего обо­ру­до­ва­ния, упро­ща­лась кон­струк­ция 1-го контура за счет сокра­ще­ния маги­стра­лей и устра­не­ния арма­туры на них. Уста­новка была более при­с­по­со­б­лена к ремон­там за счет улуч­ше­ния доступа к обо­ру­до­ва­нию, вер­ти­каль­ного испол­не­ния меха­низ­мов, сосре­до­то­че­ния основ­ных съемных частей в аппа­рат­ном поме­ще­нии, обслу­жи­ва­е­мом пере­движ­ным краном. АППУ осна­ща­лась ком­плекс­ной систе­мой авто­ма­тики, что осво­бо­ждало личный состав от посто­ян­ных вахт в ее поме­ще­ниях. Бла­го­даря всему этому экипаж был сокра­щен на 30 %, сто­и­мость 1 МВт·ч энергии была снижена в два раза, а объем ремон­т­ных работ — в четыре раза.

Учи­ты­вая, что поста­но­в­ле­нием прави­тель­ства по проекту 1052 не пре­ду­сма­т­ри­ва­лась отра­ботка уста­новки на ее назем­ном про­тотипе, а ком­плекс­ные испы­та­ния АППУ пред­по­ла­га­лось про­ве­сти в ходе швар­тов­ных испы­та­ний голов­ного ледо­кола этого проекта, при­ме­не­ние уста­новки ОК-900 на атомном ледо­коле «Ленин» поз­во­ляло про­ве­рить все при­ня­тые схемные и кон­струк­тор­ские решения по новой уста­новке в реаль­ных усло­виях, отра­бо­тать системы и обо­ру­до­ва­ние перед запус­ком их в серийное про­из­вод­ство для ледо­колов проекта 1052.

Работы по замене АППУ ОК-150 на уста­новку ОК-900 про­во­ди­лись судо­ре­мон­т­ным заводом «Звез­дочка» в г. Севе­ро­двин­ске.

16 марта 1970 года начались завод­ские швар­тов­ные испы­та­ния модер­ни­зи­ро­ван­ной уста­новки атомно­го ледо­кола «Ленин». 20 апреля 1970 года межве­дом­ствен­ная комис­сия при­сту­пила к работе. Она дала высокую оценку каче­ству монтажа уста­новки ОК-900, меха­низ­мов, агре­га­тов, систем ком­плекс­ной авто­ма­ти­за­ции и другим работам, выпол­нен­ным заводом «Звез­доч­ка» и его кон­тр­а­ген­тами.

23 апреля 1970 г. в 2 часа 30 минут был осу­ще­ст­в­лен пуск реак­тора № 2 уста­новки левого борта, а 1 мая 1970 г. — физпуск реак­тора № 1 уста­новки правого борта. Вывод реак­то­ров на энер­гети­че­ский уровень мощ­но­сти состо­ялся 4 мая и 29 апреля 1970 г. (№ 1 и № 2 соот­вет­ственно). После этого уста­новка ОК-900 начала свою долгую и успеш­ную работу, которая про­дол­жа­лась вплоть до вывода атом­ного ледо­кола «Ленин» из экс­плу­а­та­ции.

Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных грузов и исполь­зо­ва­ние атомной энергии в мирных целях был награ­жден орденом Ленина. Бес­смен­ному капитану ледо­кола Б. М. Соколову, сме­нив­шему ушедшего на пенсию первого капитана ледо­кола «Ленин» П. А. Поно­ма­рева, почет­ному работ­нику мор­ского флота, почет­ному поляр­нику были вручены ордена Ленина и Октя­брь­ской рево­лю­ции, а в 1981 году было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда.

Несмо­тря на то, что системы и обо­ру­до­ва­ние АППУ ОК-900 рабо­тали надежно, без отказов, начиная с 1984 года атомный ледокол «Ленин» экс­плу­а­ти­ро­вался только на трассе Мур­манск — остров Диксон в течение июня-декабря, т. е. в наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных ледовых усло­виях. Это было вызвано ухудшив­шимся состо­я­нием кор­пус­ных и вну­три­кор­пус­ных кон­струк­ций судна, поскольку про­ек­т­ный ресурс корпуса ледо­кола — 25 лет — был уже выра­бо­тан. В конце 1989 года по сово­куп­но­сти пока­за­те­лей состо­я­ния кор­пус­ных и судовых кон­струк­ций было принято решение о пре­кра­ще­нии экс­плу­а­та­ции ледо­кола.