Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

30 октября 1961 г. на Север­ном испы­та­тель­ном поли­гоне Новая Земля был испытан тер­мо­я­дер­ный заряд мощ­но­стью 50 мега­тонн ТЭ, раз­ра­бо­тан­ный в КБ-11 (ВНИИЭФ) под руко­вод­ством А. Д. Саха­рова. Бомба АН602 (она же «Царь-бомба», она же «Кузь­кина мать) стала самым мощным взрыв­ным устройством, соз­дан­ным за всю историю чело­ве­че­ства. Полная энергия взрыва соста­в­ляла от 57 до 58,6 мега­тонн в троти­ло­вом экви­ва­ленте, или около 2,4·1017 Дж, что соот­вет­ствует дефекту массы 2,65 кг.

Решение о раз­ра­ботке и изго­то­в­ле­нии ави­а­бомбы-гиганта с тер­мо­я­дер­ным зарядом не менее 100 мега­тонн ТЭ было принято Прави­тель­ством СССР в ноябре 1955 г. 12 марта 1956 года был принят проект поста­но­в­ле­ния ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР о под­го­товке и про­ве­де­нии испы­та­ния изделия 202

Изна­чально эта раз­ра­ботка была пору­чена новому ядер­ному центру на Урале НИИ-1011 (ВНИИТФ), где она полу­чила обо­зна­че­ние «изделие 202» и велась с конца 1955 г. по февраль 1957 г. под руко­вод­ством науч­ного руко­во­ди­теля и глав­ного кон­струк­тора НИИ-1011 члена-кор­ре­с­пон­дента АН СССР К. И. Щёлкина и его заме­сти­теля В. Ф. Гре­чиш­ни­кова. Пер­во­на­чально габа­риты «изделия 202» были такими: длина 8 м, диаметр 2 м при массе 26 т.

Из всех суще­ство­вав­ших в это время тяжёлых само­лётов-бом­бар­ди­ров­щи­ков только огромный тур­бо­вин­то­вой 4-мотор­ный стра­те­ги­че­ский бом­бар­ди­ров­щик ТУ-95 (гра­ждан­ский аналог — ТУ-114) после дора­ботки мог бы доста­в­лять «изделие 202» к цели. Кон­струк­тор­ская доку­мен­та­ция на такую дора­ботку была раз­ра­бо­тана в ави­а­ци­он­ном кон­струк­тор­ском бюро под руко­вод­ством его гене­раль­ного кон­струк­тора А. Н. Тупо­лева. Осо­бен­но­сти ави­а­бомбы — большие габа­риты и огром­ная мощ­ность — опре­де­лили и коли­че­ство изме­не­ний. В резуль­тате полу­чился, по сути дела, новый, а не просто дора­бо­тан­ный вариант старого само­лёта, полу­чив­ший обо­зна­че­ние ТУ-95-202. Самолёт ТУ-95-202 был обо­ру­до­ван двумя допол­ни­тель­ными пуль­тами упра­в­ле­ния: один — для упра­в­ле­ния авто­ма­ти­кой «изделия», другой — для упра­в­ле­ния его систе­мой обо­грева.

Очень сложной ока­за­лась про­блема под­ве­ски ави­а­бомбы. При выбран­ных габа­ритах она не поме­ща­лась в бом­бо­вый отсек само­лёта, и даже при умень­шен­ном до 1800 мм диа­метре (меньше габарит нельзя было делать из-за опа­се­ния не полу­чить задан­ную мощ­ность в 100 мега­тонн ТЭ) бомбу можно было под­ве­сить только вне отсека под фюзе­ля­жем между стойками шасси. Для её под­ве­ски было скон­стру­и­ро­вано спе­ци­аль­ное устройство, обес­пе­чи­вав­шее подъём «изделия» к фюзе­ляжу и закреп­ле­ние его на трёх син­хронно упра­в­ля­е­мых замках. Дора­ботка само­лёта для про­ве­де­ния лётной отра­ботки ави­а­бомбы была выпол­нена в 1956 г. на лётно-дово­доч­ной базе ОКБ-156 Мини­стер­ства ави­а­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти в Жуков­ском. Испы­та­ния дора­бо­тан­ного само­лёта, корпуса ави­а­бомбы и пара­шюта начались в 1956 г. на поли­гоне 71 ВВС под г. Керчью. Про­ве­ря­лась работа авто­ма­тики «изделия», системы обо­грева, бор­то­вой теле­мет­ри­че­ской аппа­ра­туры.

Особо тща­тельно отра­ба­ты­ва­лась система задер­жки взрыва бомбы, исклю­ча­ю­щая его воз­мож­ность ранее дости­же­ния задан­ной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опус­каться на пара­шюте, который раз­ра­ба­ты­вали в НИЭИ пара­шютно-десан­т­ных систем под руко­вод­ством дирек­тора этой орга­ни­за­ции Ф. Д. Ткачёва и её глав­ного кон­струк­тора Н. А. Лоба­нова. Парашют пред­ста­в­лял собою систему, состо­я­щую из после­до­ва­тельно рас­кры­ва­ю­щихся пара­шю­тов: первого — пло­ща­дью 0,5 кв. м., второго — пло­ща­дью 5,5 кв. м, затем одно­вре­менно трёх — по 42 кв. м и, наконец, глав­ного — пло­ща­дью 1600 кв. м.

Бал­ли­сти­че­ский корпус, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом под руко­вод­ством В. Ф. Гре­чиш­ни­кова и система гру­зо­вого пара­шюта отра­ба­ты­вались на поли­гоне № 71 (поселок Баге­рово, Крым­ской области.

Руко­вод­ство лётно-кон­струк­тор­ской отра­бот­кой бомбы-гиганта со стороны НИИ-1011 осу­ще­ст­в­лял заме­сти­те­лем науч­ного руко­во­ди­теля Г. А. Цырков. Весь наме­чен­ный цикл испы­та­ний был успешно завер­шён в 1957 г. Однако в связи с неко­то­рым потеп­ле­нием отно­ше­ний между СССР и США по решению высшего пар­тийного руко­вод­ства страны даль­нейшие работы над «изде­лием 202» в НИИ-1011 были пре­кра­щены в 1958 г. Дальше раз­ра­ботка изделия 202 не велась, а несколько изго­то­в­лен­ных бал­ли­сти­че­ских кор­пу­сов остались в виде нели­к­ви­дов. Самолет-носи­тель сначала исполь­зо­вался как учебный на аэро­дроме в г. Энгельсе, а затем был списан за нена­доб­но­стью и под­ле­жал сдаче на ути­ли­за­цию в метал­лолом.

В 1960 г. раз­ра­ботку супер­бомбы про­дол­жил КБ-11 (ВНИИЭФ), где тер­мо­я­дер­ному заряду было при­сво­ено обо­зна­че­ние «изделие 602».

Роль спуско­вого крючка к испы­та­нию столь мощного ядер­ного устройства, оче­видно, сыграл Бер­лин­ский кризис 1961 года, воз­ник­ший вслед­ствие стро­и­тель­ства 13 августа Бер­лин­ской стены. Гене­раль­ный секретарь КПСС Н. С. Хрущев тре­бо­вал демон­стра­ции военной мощи СССР, невзи­рая на действо­вав­ший до этого трех­лет­ний мора­то­рий на ядерные испы­та­ния: «Мы не можем сказать вслух, что ведем поли­тику с позиции силы, но это должно быть так».

Под­го­товка к пред­сто­я­щему испы­та­нию супер­бомбы с тер­мо­я­дер­ным зарядом нача­лась в сен­тя­бре 1961 г. Самолет из спи­сан­ных воз­вра­тили в строй, заме­нили ави­адви­га­тели, провели полную ревизию всех силовых кон­струк­ций, электро- и ради­о­о­бо­ру­до­ва­ния, необ­хо­ди­мые ремон­тно-вос­ста­но­ви­тель­ные работы, после чего сделали несколько учебно-тре­ни­ро­воч­ных полетов. Особое вни­ма­ние было уделено спе­ци­аль­ной под­го­товке экипажа само­лёта-носи­теля. С этой целью 20 сен­тя­бря и 2 октября самолёт ТУ-95-202, ведомый коман­ди­ром А. Е. Дур­нов­це­вым в составе группы само­лётов Дальней авиации, выпол­нил полёты в район пред­сто­я­щего места сброса бомбы над поли­го­ном, где в это время про­во­ди­лись воз­душ­ные испы­та­ния тер­мо­я­дер­ных зарядов (сброс ави­а­бомб про­из­во­дился с само­лёта ТУ-16 под коман­до­ва­нием В. Ф. Мар­ты­ненко). Во время второго полёта само­лёта ТУ-95-202 про­и­зошёл отказ одного из четырёх дви­га­те­лей, и он был выну­жден досрочно вер­нуться на аэро­дром «Оленья». На испы­та­ниях 2 октября в полёте над «эпи­цен­тром» участ­во­вали два отряда само­лётов-носи­те­лей «3М», раз­ра­бо­тан­ных в кон­струк­тор­ском бюро гене­раль­ного кон­струк­тора В. М. Мяси­щева и отра­ба­ты­ва­ю­щих во время ядерных испы­та­ний опыт боевого при­ме­не­ния ядерных ави­а­бомб и обхода ради­о­ак­тив­ного облака.

6 октября экипаж А. Е. Дур­нов­цева совер­шил вылет на полигон со сбросом супер­бомбы с тер­мо­я­дер­ным зарядом в 4 мега­тонны ТЭ, смон­ти­ро­ван­ным в её корпусе. После успеш­ного выпол­не­ния этапа отра­ботки было наме­чено время ядер­ного испы­та­ния основ­ного вари­анта.

О пред­сто­я­щих испы­та­ниях бомбы объявил Н. С. Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС

Руко­во­дила испы­та­ни­ями Госу­дар­ствен­ная комис­сия во главе с генерал-майором Н. И. Пав­ло­вым. Её членами были генерал-лейте­нанты Н. И. Сажин, В. А. Чер­но­рез, маршал К. С. Моска­ленко, пол­ков­ники СМ. Куликов и Е. А. Негин, он же — главный кон­струк­тор тер­мо­я­дер­ного заряда и руко­во­ди­тель группы под­го­товки супер­бомбы и заряда к ядер­ному испы­та­нию. Выпол­не­ние бом­бо­мета­ния над пло­щад­кой Д-2 поли­гона было пору­чено экипажу само­лёта-носи­теля в составе: коман­дир майор А. Е. Дур­нов­цев, ведущий штурман майор И. Н. Клещ, старший опе­ра­тор ради­оло­ка­тора старший лейте­нант А. С. Бобиков, старший бор­тин­же­нер майор Г. М. Евту­шенко, опе­ра­тор ради­оло­ка­тора капитан тех­ни­че­ской службы В. М. Снетков, стрелок-радист старший лейте­нант М. П. Машков, стрелок-радист ефрейтор В. Я. Болотов.

В 9 часов 27 минут 31 октября 1961 г самолёт-носи­тель ТУ-95-202 с под­ве­шен­ной под фюзе­ля­жем ави­а­бом­бой со смон­ти­ро­ван­ным внутри тер­мо­я­дер­ным зарядом «602» взлетел с аэро­дрома «Оленья» и взял курс на Север­ный полигон. Следом взлетел самолёт-лабо­ра­то­рия ТУ-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за само­лётом-носи­те­лем. В 11 часов 30 минут с высоты 10500 м бомба была сбро­шена над пло­щад­кой Д-2 поли­гона север­нее пролива Маточ­кин Шар. Отде­ле­ние бомбы от само­лёта прошло нор­мально, хотя он, по опре­де­ле­нию лёт­чи­ков, «сел на хвост». Через несколько секунд после отде­ле­ния бомбы от само­лёта нача­лось после­до­ва­тель­ное сра­ба­ты­ва­ние каскада пара­шю­тов, закон­чив­ше­еся нор­маль­ным рас­кры­тием глав­ного пара­шюта (общий вес пара­шюта составил 1846 кг). Супер­бомба начала плавно сни­жаться, а само­лёты — уходить из опасной зоны. На 188 секунде, когда самолёт-носи­тель ушёл на рас­сто­я­ние 45 км, а самолёт-лабо­ра­то­рия — на 55 км от точки сброса бомбы, вспышка неви­дан­ной интен­сив­но­сти и дли­тель­но­сти озарила небо. Около 70 секунд про­дол­жа­лось све­че­ние взрыва бомбы. В ожи­да­нии прихода ударной волны летчики перешли с авто­пи­ло­тов на ручное упра­в­ле­ние. Ударная волна воз­действо­вала на само­лёты мно­го­кратно, начиная с уда­ле­ния от места взрыва на 115 км для носи­теля и 250 км — для лабо­ра­то­рии. Воз­вра­ща­ясь на аэро­дром, экипажи само­лётов могли наблю­дать облако взрыва на рас­сто­я­нии до 800 км.

По итогам само­лёт­ных и наземных изме­ре­ний энер­го­вы­де­ле­ние взрыва было оценено в 50 мега­тонн ТЭ, что совпало с ожи­да­е­мым по рас­четам зна­че­нием.

Взрыв АН602 по клас­си­фи­ка­ции был низким воз­душ­ным взрывом сверх­боль­шой мощ­но­сти. Резуль­таты его впе­чат­ляли:

  • Радиус огнен­ного шара взрыва составил при­мерно 4,6 кило­метра, «ядерный гриб» взрыва под­нялся на высоту 67 кило­мет­ров.
  • Свето­вое излу­че­ние могло вызы­вать ожоги третьей степени на рас­сто­я­нии до 100 кило­мет­ров.
  • Сейсми­че­ская волна, воз­ник­шая в резуль­тате взрыва, трижды обо­гнула земной шар.
  • Сви­детели почув­ство­вали удар и смогли описать взрыв на рас­сто­я­нии тысячи кило­мет­ров от его центра.
  • Иони­за­ция атмо­сферы стала при­чи­ной помех ради­о­связи даже в сотнях кило­мет­ров от поли­гона в течение около 40 минут.

Основ­ная цель испы­та­ний — демон­стра­ция всему миру воен­ного потен­ци­ала Совет­ского Союз

За про­я­в­лен­ное муже­ство, отвагу и героизм при испы­та­нии самой мощной тер­мо­я­дер­ной бомбы майорам А. Е. Дур­нов­цеву и И. Н. Клещу, а также под­пол­ков­нику В. Ф. Мар­ты­ненко были при­сво­ены звания Героев Совет­ского Союза.

За большие заслуги, достиг­ну­тые в раз­ви­тии атомной про­мыш­лен­но­сти, науки и техники, раз­ра­ботке, совер­шен­ство­ва­нии и испы­та­нии новых образ­цов мощного тер­мо­я­дер­ного оружия, Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР награ­дил особо отли­чив­шихся работ­ни­ков — дважды Героев Соци­али­сти­че­ского Труда третьей золотой медалью «Серп и Молот», при­своил звание Героя Совет­ского Союза группе офи­це­ров ракет­ных войск и авиации, звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда — 26 ведущим кон­струк­то­рам, ученым, инже­не­рам и рабочим, награ­дил орде­нами и меда­лями СССР более 7 тыс. рабочих, кон­струк­то­ров, ученых, руко­во­дя­щих, инже­нерно-тех­ни­че­ских работ­ни­ков и воен­но­слу­жа­щих Ракет­ных войск, Военно-Воз­душ­ных Сил и Военно-Мор­ского Флота, также награ­дил орденом Ленина ряд научно-иссле­до­ва­тель­ских и про­ек­т­ных инсти­ту­тов и заводов. За особые заслуги при выпол­не­нии задания партии и прави­тель­ства по раз­ра­ботке и совер­шен­ство­ва­нию тер­мо­я­дер­ного оружия и успехи в раз­ви­тии атомной науки и техники Совет Мини­стров Союза ССР объявил бла­го­дар­ность группе ведущих ученых и кон­струк­то­ров — Героев Соци­али­сти­че­ского Труда, Лау­ре­а­тов Ленин­ской премии».