Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных электростанций /

Балаковская АЭС

Рас­поло­жена вблизи г. Бала­ково (Сара­тов­ская обл.). Одна из круп­нейших АЭС в России по выра­ботке элек­тро­энер­гии. Мощ­ность станции — 4 000 МВт. На станции экс­плу­а­ти­ру­ются 4 энер­го­блока. Реак­торы типа ВВЭР-1000 (проект В-320). Начало стро­и­тель­ства — 1977 г., начало экс­плу­а­та­ции — 1985 г.

История Бала­ков­ской АЭС начи­на­ется в 70-х годах XX века. В тот период раз­ви­ва­ю­ща­яся про­мыш­лен­ность Поволжья начала испы­ты­вать дефицит элек­тро­энер­гии, и в Мини­стер­стве энер­гетики СССР стар­то­вали работы по выбору тер­ри­то­рии для будущей При­волж­ской АЭС — так изна­чально име­но­ва­лась Бала­ков­ская АЭС в доку­мен­тах.

Раз­ме­ще­ние станции про­ра­ба­ты­ва­лось на тер­ри­то­рии объе­ди­нен­ной энер­го­си­стемы сред­него Поволжья. При выборе пло­щадки руко­вод­ство­вались такими фак­то­рами, как гид­ро­ге­оло­ги­че­ские условия, сейсмич­ность региона, наличие стро­и­тель­ной базы, тран­с­порт­ной инфраструк­туры и др.

За право строить АЭС боро­лись несколько обла­стей: Куйбы­шев­ская Улья­нов­ская, Сара­тов­ская и Чуваш­ская АССР, так как стро­и­тель­ство мощного энер­гети­че­ского объекта сулило крупные инве­сти­ции и решение местных соци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских проблем. Лишь к 1977 году основ­ным претен­ден­том на раз­ме­ще­ние новой АЭС ста­но­вится село Ната­льино Бала­ков­ского района Сара­тов­ской области. В пользу этого решения сыграла наличие побли­зо­сти крупной стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции — Упра­в­ле­ния «Сара­тов­гэс­строй» с под­раз­де­ле­ни­ями других стро­и­тель­ных и мон­таж­ных орга­ни­за­ций, спо­соб­ных выпол­нять все виды мон­таж­ных и спе­ци­аль­ных работ.

В конце января 1977 года Госу­дар­ствен­ная межве­дом­ствен­ная комис­сия на осно­ва­нии мате­ри­а­лов, под­го­то­в­лен­ных ген­про­ек­ти­ров­щи­ком проекта — Ураль­ским отде­ле­нием инсти­тута «Теп­ло­элек­тро­про­ект» — утвер­дила пло­щадку возле села Ната­льино в каче­стве места буду­щего стро­и­тель­ства элек­тро­стан­ции. Как было отме­чено в акте, «эта пло­щадка рас­поло­жена на берегу Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища в 3-х км от села Ната­льино на мало­цен­ных солон­ча­ко­вых выпасах колхоза им. К. Маркса и обес­пе­чи­вает задан­ную пла­ни­ро­воч­ную отметку 34 м, отсут­ствие сноса соо­ру­же­ний и мини­маль­ные объемы пла­ни­ро­воч­ных работ». Тогда же комис­сия обра­ти­лась к Совету Мини­стров РСФСР с пред­ло­же­нием име­но­вать новую АЭС в Сара­тов­ской области Бала­ков­ской АЭС (офи­ци­ально стро­я­ща­яся АЭС стала назы­ваться Бала­ков­ской 19 июня 1978 года после выхода соот­вет­ству­ю­щего приказа Минэнерго СССР). 12 мая 1977 года акт межве­дом­ствен­ной комис­сии был утвер­жден П. С. Непо­рож­ним, мини­стром энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции СССР.

В соот­вет­ствии с действо­вав­шими в то время стро­и­тель­ными и санитар­ными нормами и прави­лами, а также нор­ма­тив­ными актами в сфере атомной энер­гетики, при стро­и­тель­стве АЭС в районе г. Бала­ково тре­бо­ва­лось обес­пе­чить рас­сто­я­ния между атомной стан­цией и гра­ни­цей застройки города не менее 8 км.

Ука­за­нием Минэнерго от 1 августа 1977 года Глав­НИ­И­про­ект, инсти­тут «Теп­ло­элек­тро­про­ект» и его Ураль­ское отде­ле­ние при­сту­пили к раз­ра­ботке рабочих чер­те­жей для под­го­то­ви­тель­ного этапа стро­и­тель­ства Бала­ков­ской АЭС. Там же имелся пункт о соз­да­нии в сен­тя­бре 1977 года дирек­ции стро­я­щейся атомной элек­тро­стан­ции.

В октябре 1977 года на пло­щадке нача­лось стро­и­тель­ство тран­с­порт­ных и инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций. 28 октября 1977 года состо­я­лась тор­же­ствен­ное меро­при­ятие: закладка сим­во­ли­че­ского первого камня в осно­ва­ние будущей АЭС. Почет­ное право уста­но­вить желе­зо­бетон­ный блок с над­пи­сью «Я — первый в соо­ру­же­ние Бала­ков­ской АЭС!» было пре­до­ста­в­лено бригаде мон­таж­ни­ков СУ «Пром­строй».

Основ­ным испол­ни­те­лем стро­и­тель­ных работ стало стро­и­тель­ное упра­в­ле­ние «Сара­тов­гэс­строй», имевшее к тому времени большой опыт воз­ве­де­ния крупных про­мыш­лен­ных объек­тов. В каче­стве суб­под­ряд­ных орга­ни­за­ций на воз­ве­де­нии станции рабо­тало большое число спе­ци­али­зи­ро­ван­ных трестов и упра­в­ле­ний: «Гид­ро­элек­тро­мон­таж», «Вол­го­энер­го­мон­таж», «Спец­ги­д­ро­энер­го­мон­таж», «Гид­ро­мон­таж» и другие. Строить Бала­ков­скую АЭС при­ез­жали со всех концов Совет­ского Союза.

Тех­ни­че­ский проект Бала­ков­ской АЭС, под­го­то­в­лен­ный Ураль­ским отде­ле­нием инсти­тута «Теп­ло­элек­тро­про­ект», был утвер­жден 8 октября 1979 года при­ка­зом Мини­стер­ства энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции СССР. Базовым для Бала­ков­ской АЭС стал раз­ра­бо­тан­ный инсти­ту­том «Атом­теп­ло­элек­тро­про­ект» новый уни­фи­ци­ро­ван­ный проект АЭС с реак­то­ром ВВЭР-1000 тре­тьего поко­ле­ния. По этому проекту нача­лось стро­и­тель­ство почти два­дцати энер­го­бло­ков так назы­ва­е­мой «большой серии», в том числе четырех блоков Бала­ков­ской АЭС

По проекту на пло­щадке Бала­ков­ской АЭС рас­по­ла­гались четыре однотип­ных энер­го­блока мощ­но­стью по 1000 МВт с реак­то­рами ВВЭР-1000 (тип В-320). Для работы АЭС при­ме­ня­ется обо­рот­ная система тех­ни­че­ского водо­с­наб­же­ния с исполь­зо­ва­нием в каче­стве охла­ди­теля выго­ра­жи­ва­е­мой мел­ко­вод­ной части Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища с пло­ща­дью охла­ди­теля 26 км2.

Мощ­ность первой очереди станции опре­де­ля­лась в 4000 МВт, годовой отпуск элек­тро­энер­гии — 24,8 млн МВт. Про­дол­жи­тель­ность стро­и­тель­ства до пуска первого блока — 60 месяцев, до пуска всех блоков — 132 месяца.

Изго­то­ви­те­лями основ­ного обо­ру­до­ва­ние для Бала­ков­ской АЭС были назна­чены ведущие маши­но­стро­и­тель­ные пред­при­ятия СССР: реактор ВВЭР-1000 изго­та­в­ли­вал ПО «Ижор­ский завод», тур­бо­у­ста­новку — ПО «Харь­ков­ский тур­бин­ный завод», элек­тро­ге­не­ра­тор — ПО «Элек­тро­сила» (г. Ленин­град).

В целях уско­ре­ния стро­и­тель­ства Поста­но­в­ле­нием ЦК ВЛКСМ от 25 декабря 1979 года стро­и­тель­ство Бала­ков­ской АЭС было объ­я­в­лено Все­со­юз­ной ударной ком­со­моль­ской стройкой, кстати, пятой по счету в городе.

21 апреля 1980 года нача­лась выемка грунта из кот­ло­вана под реак­тор­ное отде­ле­ние энер­го­блока № 1 — 7 августа 1980 года кот­ло­ван был готов. Одно­вре­менно с рабо­тами на энер­го­блоке велся намыв огра­жда­ю­щих дамб, которые должны были отде­лить будущий водоем-охла­ди­тель от аква­то­рии Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища, про­кла­ды­ва­лась трол­лей­бус­ная линия на пло­щадку АЭС, шла работа по стро­и­тель­ству желез­ной дороги, которая должна была стать одним из важ­нейших тран­с­порт­ных каналов для полу­че­ния мате­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния АЭС, про­дол­жа­лось воз­ве­де­ние объек­тов стройбазы, необ­хо­ди­мых для пере­хода к сле­ду­ю­щим этапам стро­и­тель­ства.

Одно­вре­менно велись работы и по осталь­ным энер­го­бло­кам: в апреле 1981 года нача­лось стро­и­тель­ство пуско­вого ком­плекса энер­го­блока № 2, через год, в мае 1982 года — энер­го­блока № 3, в июне 1983 года — энер­го­блока № 4.

В уни­фи­ци­ро­ван­ном проекте ВВЭР-1000/В-320 была принята моно­блоч­ная ком­по­новка, при которой каждый энер­го­блок (реактор, паро­ге­не­ра­торы, турбины, гене­ра­торы) раз­ме­ща­ются в отдель­ном здании глав­ного корпуса. Это поз­во­лило орга­ни­зо­вать стро­и­тель­ство АЭС поточ­ным методом. В то же время орга­ни­за­ция поточ­ного метода не допус­кала вне­се­ния изме­не­ний в про­ек­т­ную доку­мен­та­цию на после­ду­ю­щих энер­го­бло­ках, тре­бо­вала стро­гого соблю­де­ния гра­фи­ков поставки на пло­щадку обо­ру­до­ва­ния, мате­ри­а­лов, кон­струк­ций и т. п.

4 сен­тя­бря 1981 года выезд­ная кол­ле­гия Минэнерго СССР при­ни­мает решение об уско­рен­ном стро­и­тель­стве Бала­ков­ской АЭС, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щем ввод в экс­плу­а­та­цию энер­го­блока № 1 в 1984 году и энер­го­блока № 2 — в 1985 году. Однако его выпол­не­ние стол­к­ну­лось с целым рядом проблем. Несмо­тря на все усилия стро­и­те­лей, сроки дирек­тив­ных гра­фи­ков регу­лярно нару­шались: под­во­дили про­ек­танты, с задер­ж­кой выда­вав­шие рабочие чертежи, с отста­ва­нием осу­ще­ст­в­ля­лась поставка обо­ру­до­ва­ния, необ­хо­ди­мых кон­струк­ции и мате­ри­а­лов. Напри­мер, в 1-м полу­го­дии 1982 года стройка должна была полу­чить 1515 тонн метал­ло­кон­струк­ций для машин­ного отде­ле­ния энер­го­блока № 1, а полу­чила всего лишь 470.

Имели место орга­ни­за­ци­он­ные недо­ра­ботки и у самих стро­и­те­лей. На стройке рабо­тали тысячи человек из десят­ков орга­ни­за­ций и число их посто­янно росло. Хотя к концу 1982 года на пло­щадке тру­ди­лось около 4000 пред­стави­те­лей раз­лич­ных стро­и­тель­ных спе­ци­аль­но­стей, ката­стро­фи­че­ски не хватало квали­фи­ци­ро­ван­ных кадров.

В июле 1983 года на стро­и­тель­ство приехал П. С. Непо­рож­ний. Состо­ялся серьезный раз­го­вор по вопросу отста­ва­ния стро­и­тельно-мон­таж­ных работ от графика...

Несмо­тря на про­блемы, соо­ру­же­ние Бала­ков­ской АЭС по праву отно­сится к самым пере­до­вым стройкам совет­ского времени. На «атомной» стройке полу­чили даль­нейшее раз­ви­тие методы укруп­не­ния мон­таж­ных блоков, рас­считан­ных на мак­си­маль­ную нагрузку кра­но­вого обо­ру­до­ва­ния. Кли­ма­ти­че­ские условия региона были довольно слож­ными, поэтому для укруп­ни­тель­ного монтажа обо­ру­до­ва­ния на стройпло­щад­ках соо­ру­жались укруп­ни­тельно-сбо­роч­ные пло­щадки (тепляки), в которых масса обо­ру­до­ва­ния в одном блоке дово­ди­лась до несколь­ких сотен тонн. При этом была исполь­зо­вана прин­ци­пи­ально новая инду­стри­аль­ная тех­ноло­гия воз­ве­де­ния основ­ных соо­ру­же­ний с при­ме­не­нием первого оте­че­ствен­ного коз­ло­вого крана К2х100 большой гру­зо­подъем­но­сти, поз­во­ля­ю­щего вести монтаж сверх­га­ба­рит­ных объемных мон­таж­ных фраг­мен­тов, соз­да­ва­е­мых в теп­ля­ках.

Кран К2х100 гру­зо­подъем­но­стью 380 тонн, с про­летом 80 м и высотой подъема тележек 70 м, вве­ден­ный в экс­плу­а­та­цию 10 февраля 1984 года на монтаже реак­тор­ного отде­ле­ния энер­го­блока № 1, поз­во­лил суще­ственно уско­рить выпол­не­ние работ в усло­виях огра­ни­чен­ного про­стран­ства. С его помощью были смон­ти­ро­ваны такие тяже­ло­вес­ные и круп­но­га­ба­рит­ные эле­менты, как пол­но­стью собран­ный армо­кар­кас купола реак­тор­ного отде­ле­ния массой 200 тонн, армо­метал­ли­че­ские кон­струк­ции защит­ной оболочки массой 300-350 тонн, корпус реак­тора, паро­ге­не­ра­торы и др. Кроме него на укруп­ни­тельно-сбо­роч­ных пло­щад­ках исполь­зо­вались коз­ло­вые краны КС-40-48.

Помимо исполь­зо­ва­ния коз­ло­вого крана большой гру­зо­подъем­но­сти, при соо­ру­же­нии энер­го­бло­ков при­ме­ня­лась тех­ноло­гия ско­рост­ного сов­ме­щен­ного монтажа: поя­рус­ный монтаж стро­и­тель­ных кон­струк­ций шел одно­вре­менно с уста­нов­кой теп­ло­ме­ха­ни­че­ского обо­ру­до­ва­ния, а стро­и­тельно-мон­таж­ные работы в объеме реак­тор­ного отде­ле­ния велись одно­вре­менно широким фронтом.

5 июня 1984 года был уста­но­в­лен на штатное место корпус реак­тора. К осени 1984 года были завер­шены наи­бо­лее мас­штаб­ные мон­таж­ные работы на энер­го­блоке № 1. Руко­вод­ство союз­ного мини­стер­ства энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции ставило перед стро­и­те­лями и экс­плу­а­та­ци­он­ни­ками задачу завер­шить пуско-нала­доч­ные работы и обес­пе­чить физи­че­ский и энер­гети­че­ский пуск в 1985 году.

17 апреля 1985 года на энер­го­блоке № 1 стар­то­вали пуско-нала­доч­ные работы: в реактор были загру­жены имита­торы теп­ло­вы­де­ля­ю­щих сборок (ТВС). При этом была опро­бо­вана в работе пере­гру­зоч­ная машина.

С начала июня нача­лась горячая обкатка обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ного отде­ле­ния энер­го­блока № 1. Но она не была дове­дена до завер­ше­ния: 22 июня 1985 года в резуль­тате оши­боч­ных действий пер­со­нала первый контур, имевший на тот момент тем­пе­ра­туру 270 °C и дав­ле­ние 160 атм, был объе­динён с частью системы ава­рийно-пла­но­вого рас­хо­ла­жи­ва­ния низкого дав­ле­ния, в резуль­тате чего про­и­зо­шло раз­ру­ше­ние её пре­до­хра­ни­тель­ных кла­па­нов и исте­че­ние пара с высо­кими пара­мет­рами в поме­ще­ния гер­мо­о­болочки, где нахо­ди­лись мон­таж­ники и работ­ники реак­тор­ного цеха, 14 человек погибли. Интен­сив­ность работ на энер­го­блоке № 1 вре­менно сни­зи­лась.

23 августа Госу­дар­ствен­ная при­е­моч­ная комис­сия под пред­се­да­тель­ством гене­раль­ного дирек­тора ПО «Атомэнер­го­на­ладка» А. Г. Иван­ни­кова назна­чила группу руко­вод­ства пуском энер­го­блока № 1 во главе с главным инже­не­ром П. Л. Ипа­то­вым.

С 25 на 26 августа были про­ве­дены гид­ра­в­ли­че­ские испы­та­ния тру­бо­про­во­дов первого контура, в ходе которых дав­ле­ние было поднято до 208 атм. Испы­та­ния на дав­ле­ние 250 атм были отло­жены до устра­не­ния выя­в­лен­ных неплот­но­стей арма­туры, и пов­торно про­ве­дены, уже успешно, 13 сен­тя­бря.

Вечером 15 ноября 1985 года в реак­тор­ную уста­новку нача­лась загрузка ядер­ного топлива. ТВС № 1 была загру­жена в корпус реак­тора в 23 часа 20 минут. 25 ноября в 23 часа 56 минут все 163 ТВС нахо­ди­лись в реак­торе.

11 декабря Госу­дар­ствен­ная при­е­моч­ная комис­сия раз­ре­шила про­ве­де­ние физи­че­ского пуска реак­тора энер­го­блока № 1 и про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­тов на этом этапе — на сле­ду­ю­щий день в 20 часов 44 минуты был зафик­си­ро­ван выход реак­тора на МКУ.

24 декабря 1985 года в 11 часов 36 минут энер­го­блок № 1 выдал первый про­мыш­лен­ный ток, а в 12 часов 47 минут тур­бо­ге­не­ра­тор № 1 был син­хро­ни­зи­ро­ван с сетью и включен в энер­го­си­стему Совет­ского Союза.

Ком­плекс­ное опро­бо­ва­ние энер­го­блока про­во­ди­лось с 24 по 27 декабря 1985 года на уровне мощ­но­сти 40 %, теп­ло­вая мощ­ность реак­тора при этом составила 1200 МВ, элек­три­че­ская — 300 МВт. 28 декабря 1985 года Госу­дар­ствен­ная при­е­моч­ная комис­сия приняла решение о приемке энер­го­блока № 1 Бала­ков­ской АЭС в экс­плу­а­та­цию с оценкой каче­ства стро­и­тель­ства объекта — «отлично».

29 декабря 1985 года А. И. Майорец, министр энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции СССР, утвер­дил акт Госу­дар­ствен­ной при­е­моч­ной комис­сии о приемке энер­го­блока № 1 Бала­ков­ской АЭС в экс­плу­а­та­цию, а 30 декабря он под­пи­сал приказ № 544 «О вводе в число действу­ю­щих Бала­ков­ской атомной элек­тро­стан­ции». Этим при­ка­зом Бала­ков­ская АЭС пере­во­ди­лась в под­чи­не­ние Сою­за­томэнерго, а дирек­ция стро­я­щейся станции лик­ви­ди­ро­ва­лась. Бала­ков­ская АЭС перешла в разряд действу­ю­щих, но стро­и­тель­ство других энер­го­бло­ков про­дол­жа­лось.

13 февраля 1986 года реактор энер­го­блока № 1 был выведен на новый уровень мощ­но­сти — 75 % от номи­наль­ной, а 25 марта — на 95 %. 19 апреля 1986 года энер­го­блок № 1 Бала­ков­ской АЭС был выведен на 100 % мощ­ность.

При этом стро­и­тель­ство энер­го­бло­ков №№ 2, 3 и 4 не пре­кра­ща­лось ни на минуту. Стро­и­тели опи­рались на бес­цен­ный опыт, который стро­и­тели, мон­таж­ники, налад­чики и атом­щики при­об­рели во время воз­ве­де­ния и пуска энер­го­блока № 1. Стро­и­тель­ство первой очереди Бала­ков­ской АЭС напо­ми­нало гиган­т­ский кон­вейер: работы велись на всех блоках сразу с поо­че­ред­ной сменой этапов работ. Выпол­нив свою задачу, бригады и техника пере­хо­дили на другой блок, а им на смену при­хо­дили другие спе­ци­али­сты, и все пов­то­ря­лось снова. В отличие от своего аналога — Запо­рож­ской АЭС — где стро­и­тельно-мон­таж­ные работы велись прак­ти­че­ски на всех энер­го­бло­ках одно­вре­менно, на Бала­ков­ской АЭС работы велись с после­до­ва­тель­ной кон­цен­тра­цией сил на вво­ди­мых блоках.

Конечно, не обхо­ди­лось и без проблем, и главная из них — отста­ва­ние стро­и­тельно-мон­таж­ных работ от графика. Главной при­чи­ной этого назы­ва­лось недо­ста­точ­ное коли­че­ство рабочих рук, главным образом стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков. Кад­ро­вый дефицит соста­в­лял 1100-1200 человек, и объ­яс­нялся в первую очередь недо­стат­ками в обес­пе­че­нии стро­и­те­лей, мон­таж­ни­ков и экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков жильем. Суще­ственно отста­вали и поставки обо­ру­до­ва­ния.

При­ня­тые руко­вод­ством стройки меры спо­соб­ство­вали неко­то­рому испра­в­ле­нию ситу­а­ции. С начала лета 1986 года работа на стройпло­щадке энер­го­блока № 2 заметно уско­ри­лась. Был завер­шен монтаж арм­метал­ло­кон­струк­ций на отметке 36,9 м, сданы боксы паро­ге­не­ра­то­ров под сварку глав­ного цир­ку­ля­ци­он­ного контура, про­из­ве­дена уста­новка реак­тора на штатное место.

В июле-августе Волж­ское упра­в­ле­ние треста «Гид­ро­мон­таж» при­сту­пило к одной из слож­нейших опе­ра­ций — подъему и уста­новке на про­ек­т­ной отметке купола реак­тор­ного отде­ле­ния № 2. С помощью крана К2х100 пере­кры­тие общей массой 1400 тонн было смон­ти­ро­вано из 6 объемных мон­таж­ных фраг­мен­тов массой от 163 до 338 тонн менее чем за 1,5 месяца. Это был рекорд, потому что на Запо­рож­ской АЭС монтаж такого же покры­тия из 76 мон­таж­ных эле­мен­тов с помощью спе­ци­аль­ного башен­ного крана занял 9 месяцев.

Темп работ посто­янно нара­с­тал, энер­го­блок № 2 был введен в экс­плу­а­та­цию 10 октября 1987 года.

Стро­и­тель­ство энер­го­блока № 3 шло по «нака­тан­ной» схеме, и не тре­бо­вало к себе особого вни­ма­ния, а вот с постав­ками обо­ру­до­ва­ния посто­янно воз­ни­кали про­блемы. Только в октябре 1988 года было закон­чено ком­плек­то­ва­ние обо­ру­до­ва­ния в машин­ном зале, а ведь его еще пред­сто­яло уста­но­вить, смон­ти­ро­вать, под­го­то­вить к работе. Каза­лось, что назна­чен­ный срок пуска абсо­лютно нере­а­лен, однако руко­вод­ству и спе­ци­али­стам АЭС удалось сделать прак­ти­че­ски невоз­мож­ное — 24 декабря 1988 года энер­го­блок № 3 выдал первую элек­тро­энер­гию в энер­го­си­стему страны.

Совсем иной сло­жи­лась судьба у энер­го­блока № 4 Бала­ков­ской АЭС.

В 1989 году на нем про­дол­жа­лась сварка глав­ного цир­ку­ля­ци­он­ного контура, закан­чи­ва­лась набивка кон­ден­са­то­ров турбины, что откры­вало широкий фронт работ для даль­нейшего монтажа турбины и обо­ру­до­ва­ния машин­ного зала, нача­лась уста­новка упра­в­ля­ю­щей вычи­с­ли­тель­ной системы. К сере­дине лета был смон­ти­ро­ван купол энер­го­блока. Каза­лось, ничто не мешает вводу энер­го­блока в экс­плу­а­та­цию в III квар­тале. Однако этого не про­и­зо­шло. Станция стол­к­ну­лась со слож­нейшими про­бле­мами с ком­плек­та­цией обо­ру­до­ва­ния, полу­че­нием необ­хо­ди­мых финан­со­вых средств. Все это про­ис­хо­дило на фоне резко отри­ца­тель­ного отно­ше­ния насе­ле­ния к атомной станции в част­но­сти, и к атомной энер­гетике вообще. И хотя стро­и­тель­ство энер­го­блока № 4 пусть и мед­ленно, но про­дол­жа­лось, то стро­и­тель­ство второй очереди Бала­ков­ской АЭС — энер­го­бло­ков №№ 5 и 6 — было закон­сер­ви­ро­вано поста­но­в­ле­нием Прави­тель­ства Рос­сийской Феде­ра­ции. Стро­и­тель­ная готов­ность энер­го­бло­ков №№ 5 и 6 к этому времени соста­в­ляла 60 % и 15 % соот­вет­ственно.

Чтобы окон­ча­тельно не «замо­ро­зить» работы на пуско­вом блоке руко­вод­ство станции направило на него зна­чи­тель­ную часть работ­ни­ков ремон­т­ных под­раз­де­ле­ний, и это притом, что на энер­го­бло­ках шли крупные ремон­т­ные работы. Бла­го­даря этим мерам соб­ствен­ными силами, без под­дер­жки под­ряд­ных орга­ни­за­ций удалось выпол­нить сборку реак­тор­ной уста­новки.

Допол­ни­тель­ную труд­ность соз­да­вало и зна­чи­тель­ное уже­сто­че­ние тре­бо­ва­ний безо­пас­но­сти к атомным энер­го­бло­кам, про­и­зо­шедшее после аварии на Чер­но­быль­ской АЭС в апреле 1986 года. Это привело к тому, что непо­сред­ственно в ходе стро­и­тель­ства выпол­ня­лись меро­при­ятия по повы­ше­нию безо­пас­но­сти и надеж­но­сти энер­го­блока № 4, раз­ра­бо­тан­ные инсти­ту­том «Киевэнер­го­про­ект» с уча­стием Инсти­тута атомной энергии им. И. Кур­ча­това, ОКБ «Гид­ро­пресс» и др. Одно­вре­менно шла работа по модер­ни­за­ции и рекон­струк­ции действу­ю­щих блоков №№ 1, 2 и 3, что также отвле­кало зна­чи­тель­ные мате­ри­аль­ные и тру­до­вые ресурсы.

Для под­твер­жде­ния соот­вет­ствия энер­го­блока № 4 совре­мен­ным тре­бо­ва­ниям по безо­пас­но­сти и эколо­гич­но­сти была про­из­ве­дена оценка воз­действия энер­го­блока на окру­жа­ю­щую среду (ОВОС), которая обо­с­но­вы­вала воз­мож­ность ввода его в экс­плу­а­та­цию в составе первой очереди. 27 октября 1992 года было полу­чено раз­ре­ше­ние на про­ве­де­ние горячей обкатки энер­го­блока, которое прошло без ослож­не­ний, а в ноябре состо­ялся пробный пуск турбины от посто­рон­него источ­ника.

После пре­до­ста­в­ле­ния всех необ­хо­ди­мых доку­мен­тов, включая экс­перт­ную эколо­ги­че­скую оценку, Совет г. Бала­ково дал раз­ре­ше­ние на загрузку в реактор ядер­ного топлива. 25 февраля раз­ре­ше­ние на загрузку топлива выдает также и Гос­а­том­над­зор.

24 марта 1993 года в 9 часов 45 минут реак­тор­ная уста­новка энер­го­блока № 4 была выве­дена на мини­мально кон­тро­ли­ру­е­мый уровень мощ­но­сти. Затем после­до­вали необ­хо­ди­мые физи­че­ские экс­пе­ри­менты, энер­гети­че­ский пуск, и 11 апреля в 16 часов 47 минут гене­ра­тор энер­го­блока № 4 под­клю­чился к сети при энер­гети­че­ской нагрузке в 70 МВт.

12 мая 1993 года энер­го­блок № 4 был принят в опытную экс­плу­а­та­цию — пуск, кото­рого ждали почти четыре года, состо­ялся. Энер­го­блок № 4 Бала­ков­ской АЭС стал первым атомным энер­го­бло­ком, вве­ден­ным в строй после распада СССР и обрете­ния Россией госу­дар­ствен­ной незави­си­мо­сти.

Энер­го­блоки БалАЭС посто­янно демон­стри­ро­вали высокий уровень экс­плу­а­та­ци­он­ной безо­пас­но­сти. Так, если сред­неми­ро­вой пока­за­тель авто­ма­ти­че­ских оста­но­вов реак­тора по всем атомным стан­циям мира к концу XX века в среднем был близок к 1 (т.е., в среднем на каждый атомный энер­го­блок в мире в год при­хо­ди­лось по одному непла­но­вому авто­ма­ти­че­скому отклю­че­нию), то на Бала­ков­ской АЭС в 1997 году этот пока­за­тель был равен 0,5, а в 1998 году — 0.

Судьба энер­го­бло­ков №№ 5 и 6, каза­лось бы, была окон­ча­тельно решена, тем более что 25 апреля 1993 года в Бала­ково про­ведён рефе­рен­дум, на котором против про­дол­же­ния стро­и­тель­ства блоков выска­за­лось 72,8 % участ­во­вав­ших в голо­со­ва­нии. Однако в 2001 году Дмитрий Аяцков, губер­на­тор Сара­тов­ской области, и Алек­сандр Румян­цев, министр по атомной энергии, озву­чили планы по воз­о­б­но­в­ле­нию стро­и­тель­ства двух энер­го­бло­ков. К 2005 году был раз­ра­бо­тан и утвер­ждён проект достройки, тогда же Ростех­над­зор утвер­дил поло­жи­тель­ное заклю­че­ние госу­дар­ствен­ной эколо­ги­че­ской экс­пер­тизы проекта стро­и­тель­ства энер­го­бло­ков №№ 5 и 6. Однако дальше под­го­то­ви­тель­ных работ и кон­троля фак­ти­че­ского состо­я­ния блока дело не сдви­ну­лось. В даль­нейшем финан­со­вый кризис в стране, а также сни­же­ние потре­б­ле­ния элек­тро­энер­гии в регионе окон­ча­тельно поставило крест на планах достройки. В 2015 году достройка блоков была при­знана неце­ле­со­об­раз­ной.

На сего­д­няш­ний день Бала­ков­ская АЭС явля­ется при­знан­ным лидером атомной энер­гетики России по многим пока­за­те­лям про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти. По итогам еже­год­ных кон­кур­сов кон­церна «Росэнер­го­а­том» станция 19 раз удо­ста­и­ва­лась звания «Лучшая АЭС России» (по итогам работы в 1995, 1999, 2000, 2003, 2005–2009, 2011—2014 и 2016—2021 гг.), 11 раз ста­но­ви­лась лучшей среди рос­сийских атомных станций по куль­туре безо­пас­но­сти.

Одним из при­о­ри­тет­ных напра­в­ле­ний дея­тель­но­сти Бала­ков­ской АЭС, соот­вет­ству­ю­щим общеми­ро­вой тен­ден­ции в атомной энер­гетике, явля­ется про­д­ле­ние срока экс­плу­а­та­ции энер­го­бло­ков. В 2015 году станция полу­чила лицен­зию на про­д­ле­ние срока экс­плу­а­та­ции энер­го­блока № 1 ещё на 30 лет, в 2017 году — энер­го­блока № 2 на 26 лет, в 2018 году — энер­го­блока № 3 на даль­нейшую экс­плу­а­та­цию сроком на 30 лет. В декабре 2023 года пред­стоит полу­че­ние лицен­зии на допол­ни­тель­ный срок службы энер­го­блока № 4. Каждому такому про­д­ле­нию предше­ствует мас­штаб­ная работа по модер­ни­за­ции систем и обо­ру­до­ва­ния, в т.ч. в области безо­пас­но­сти.


Библиография‍5