Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных электростанций /

Курская АЭС

Рас­поло­жена в г. Кур­ча­тове (Курская обл.) На станции 4 энер­го­блока с реак­то­рами РБМ­К–1000. Мощ­ность 4000 МВт. Начало стро­и­тель­ства — 1971 г., начало экс­плу­а­та­ции — 1976 г. В насто­я­щее время ведется стро­и­тель­ство атомной элек­тро­стан­ции Курская АЭС-2

В 1960-х годах элек­тро­энер­гетика Цен­траль­ной части России суще­ственно зави­села от сосед­них реги­о­нов страны, так как своих элек­тро­стан­ций в этих обла­стях не было. При этом быстро раз­ви­ва­ю­щийся про­мыш­ленно-эко­но­ми­че­ский ком­плекс Курской маг­нит­ной ано­малии (Осколь­ский и Михайлов­ский горно-обо­га­ти­тель­ных ком­би­наты и другие про­мыш­лен­ных пред­при­ятий) тре­бо­вал мощного источ­ника элек­тро­энер­гии. В регионе остро встал вопрос о постройке элек­тро­стан­ции и было принято решение о стро­и­тель­стве госу­дар­ствен­ной район­ной элек­тро­стан­ции (ГРЭС).

Киев­ское отде­ле­ние инсти­тута «Теп­ло­элек­тро­про­ект» Минэнерго СССР при­сту­пило к про­ве­де­нию про­ек­т­ных и изыс­ка­тель­ских работ. При­ни­мая во вни­ма­ние наличие водных ресур­сов реки Сейм и тран­с­порт­ной желез­но­до­рож­ной связи, пло­щадка будущей ГРЭС была выбрана на левом берегу Сейма, вблизи желез­ной дороги и насе­лен­ного пункта Иванино.

Однако в ходе про­ек­ти­ро­ва­ния Курской ГРЭС стало ясно, что орга­ни­че­ского топлива для неё нет. Донец­кий уголь­ный бассейн исчер­пал свои мощ­но­сти, а заво­зить уголь из Воркуты или Куз­басса ока­за­лось эко­но­ми­че­ски неце­ле­со­об­разно, поэтому руко­вод­ством страны было принято решение строить элек­тро­стан­цию в Курской области на ядерном топливе. 29 сен­тя­бря 1966 года газета «Правда» опу­б­ли­ко­вала поста­но­в­ле­ние Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О стро­и­тель­стве Курской АЭС», в котором ука­зы­ва­лось: «Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР поста­но­в­ляет в 40 км от г.Курска начать стро­и­тель­ство атомной элек­тро­стан­ции».

Гене­раль­ным про­ек­тан­том «атом­ного острова» буду­щего атом­ного гиганта стало Москов­ское отде­ле­ние инсти­тута «Атомэнер­го­про­ект», Главным кон­струк­то­ром реак­тор­ной уста­новки — НИКИЭТ. Научное руко­вод­ство проекта было воз­ло­жено на Кур­ча­тов­ский инсти­тут.

До прихода стро­и­те­лей были про­ве­дены обшир­ные инже­нер­ные изыс­ка­ния под основ­ные и вспо­мо­га­тель­ные соо­ру­же­ния атомной станции первой очереди и города: раз­ве­даны Кур­ча­тов­ский (Тара­сов­ский), Дич­нян­ский и Липин­ский водо­за­боры питье­вой воды, а также место­ро­жде­ние песков и суглин­ков для стро­и­тель­ных целей. Весной 1968 года прибыл первый отряд стро­и­те­лей, которых рас­се­лили в пере­движ­ных вагон­чи­ках на станции Лука­шевка и в частных домах местных жителей.

В январе 1968 года была обра­зо­вана дирек­ция стро­я­щейся Курской АЭС. А вблизи вокзала станции Лукашёвка, во вре­мен­ных поме­ще­ниях, раз­во­ра­чи­вала свою работу стро­и­тель­ная орга­ни­за­ция, соз­да­ва­е­мая на базе Воро­неж­ского треста «Атомэнер­го­строй». В тот период перед стро­и­те­лями стояла непро­стая задача — раз­вер­нуть стро­и­тель­ство и в корот­кий срок завер­шить под­го­то­ви­тель­ный период. Необ­хо­димо было выпол­нить про­ек­т­ные и стро­и­тельно-мон­таж­ные работы по объек­там энер­гос­наб­же­ния, обес­пе­чить тран­с­порт­ные ком­му­ни­ка­ции, связь, ввести в строй объекты стро­и­тель­ной базы и мон­таж­ных под­раз­де­ле­ний, в том числе домо­стро­и­тель­ный ком­би­нат, раз­вер­нуть стро­и­тель­ство жилого посёлка. Уже через два года на стройке, с учётом суб­под­ряд­чи­ков, рабо­тали около двух тысяч человек, а в период пуска энер­го­блока № 1 на стройке одно­вре­менно тру­ди­лись до 13 тысяч стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков, мно­го­чи­с­лен­ных при­ко­ман­ди­ро­ван­ных.

22 декабря 1971 года указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета РСФСР «безы­мян­ному» поселку стро­и­те­лей Курской АЭС было при­сво­ено наи­ме­но­ва­ние — поселок Кур­ча­тов.

Сама «атомная» стройка стар­то­вала в 1970 году. Для Курской АЭС были запро­ек­ти­ро­ваны энер­го­блоки с реак­тор­ными уста­нов­ками типа РБМК-1000 мощ­но­стью 1000 МВт (эл) каждый. Это были первые энер­го­блоки-мил­ли­он­ники на АЭС в системе Мини­стер­ства энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции СССР, а не в системе Мин­сред­маша. Следует отметить, что орга­ни­за­ции и пред­при­ятия Минэнерго СССР не имели подоб­ного опыта, так что энер­го­блок № 1 Курской АЭС стал для Минэнерго СССР голов­ным.

Стро­и­тель­ство АЭС харак­те­ри­зо­ва­лось обшир­ным ком­плек­сом основ­ных и вспо­мо­га­тель­ных соо­ру­же­ний. Стро­и­те­лям пред­сто­яло воз­ве­сти реак­тор­ное отде­ле­ние, машин­ный зал, деа­э­ра­тор­ную эта­жерку, блок спе­цво­до­о­чистки и многое другое. Одно­вре­менно велись работы па стро­и­тель­стве водо­хра­ни­лища, которое потом назовут «Кур­ча­тов­ским морем», так как площадь его водного зеркала рав­ня­лась 2200 га, под­во­дя­щего и отво­дя­щего каналов, ряда других гид­ро­тех­ни­че­ских соо­ру­же­ний, рас­считан­ных на ввод после­ду­ю­щих мощ­но­стей.

Укладка первого бетона в фун­да­мент глав­ного корпуса энер­го­блока нача­лась 27 июля 1971 года. Стро­и­тель­ство и монтаж шли тяжело, соб­ствен­ных сил Упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства Курской АЭС не хватало. Несмо­тря на то, что стро­и­тель­ство АЭС велось под посто­ян­ным кон­тро­лем заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР В. Э. Дымшица, а затем Б. Е. Щербины, стройка испы­ты­вала труд­но­сти из-за несво­е­вре­мен­ной поста­новки раз­лич­ных стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов (метал­ло­кон­струк­ций, арма­тур­ной стали, цемента, кабелей и пр.).

С постав­ками обо­ру­до­ва­ния, которое про­из­во­дили более 600 пред­при­ятий страны, тоже не все шло гладко. Если основ­ное обо­ру­до­ва­ние реак­тор­ной уста­новки, блочных щитов упра­в­ле­ния, системы упра­в­ле­ния и защиты, как правило, поста­в­ля­лось сво­е­вре­менно (это обо­ру­до­ва­ние изго­та­в­ли­ва­лось на заводах военно-про­мыш­лен­ного ком­плекса), то обще­про­мыш­лен­ное обо­ру­до­ва­ние (тру­бо­про­воды машин­ного зала, раз­лич­ные насосы и теп­ло­об­мен­ники, арма­тура тру­бо­про­во­дов, гру­зо­подъемные меха­низмы и пр.) поста­в­ля­лось, как правило, с задер­ж­ками. Зача­стую, чтобы не задер­жи­вать монтаж и пус­ко­на­ла­доч­ные работы, при­хо­ди­лось на авто­ма­ши­нах станции при­во­зить обо­ру­до­ва­ние за тысячи км.

В январе 1972 года спе­ци­аль­ным поста­но­в­ле­нием секрета­ри­ата ЦК ВЛКСМ стро­и­тель­ство Курской атомной элек­тро­стан­ции было объ­я­в­лено Все­со­юз­ной ударной ком­со­моль­ской стройкой.

В июне 1973 года завер­ши­лась укладка осно­ва­ния фун­да­мента реак­тор­ного отде­ле­ния. Впервые в прак­тике Минэнерго на стройке Курской АЭС был при­ме­нен монтаж узлов из сборных желе­зо­бетон­ных кон­струк­ций. Это нов­ше­ство намного сокра­тило сроки пуска первого и после­ду­ю­щих энер­го­бло­ков. Стро­и­тели в тесном кон­такте с заказ­чи­ком и про­ек­ти­ров­щи­ками пред­ло­жили немало вари­ан­тов повы­ше­ния сборки и завод­ской готов­но­сти стро­и­тель­ных кон­струк­ций. Десятки тысяч кубо­мет­ров моно­лит­ного желе­зо­бетона заме­ня­лись на сборный, вместо многих тысяч тонн штучной арма­туры были при­ме­нены укруп­нен­ные армо­блоки. Стро­и­тель­ная пло­щадка Курской АЭС стала сво­е­об­разным испы­та­тель­ным поли­го­ном при­ме­не­ния новых тех­ноло­гий, что поз­во­лило в разы снизить тру­до­за­траты, повы­сить про­из­во­ди­тель­ность труда, сокра­тить сроки стро­и­тель­ства.

Министр энер­гетики и элек­три­фи­ка­ции СССР П. С. Непо­рож­ний посто­янно следил за ходом соо­ру­же­ния, наладки и экс­плу­а­та­ции первых атомных энер­го­бло­ков-мил­ли­он­ни­ков, часто при­ез­жал на Курскую АЭС, и каждый его приезд спо­соб­ство­вал улуч­ше­нию и уско­ре­нию хода работ. Посто­ян­ными шефами соо­ру­же­ния АЭС были также заме­сти­тели мини­стра Ф. В. Сапож­ни­ков и А. Н. Семенов.

Летом 1974 года главным инже­не­ром стро­я­щейся Курской АЭС стал Т. П. Нико­лаев, до этого пус­кав­ший про­мыш­лен­ные реак­тора на Сибир­ской АЭС. Он сыграл выда­ю­щу­юся роль в про­ек­ти­ро­ва­нии, кури­ро­ва­нии стро­и­тельно-мон­таж­ных работ и наладке реак­то­ров атомной станции, в соз­да­нии про­фес­си­о­наль­ного кол­лек­тива экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков.

С его уча­стием и под его руко­вод­ством был пере­ра­бо­тан пер­во­на­чаль­ный проект Курской АЭС. Т. П. Нико­ла­е­вым был исполь­зо­ван опыт соз­да­ния Ленин­град­ской атомной станции, однотип­ной с Курской, где он ранее провел экс­пер­тизу реак­тор­ной уста­новки, после чего в проекте ЛАЭС были устра­нены тех­ни­че­ские решения, непри­ем­ле­мые с точки зрения обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти.

Кон­струк­тив­ные улуч­ше­ния в реак­тор­ную уста­новку неод­но­кратно вно­си­лись уже на этапе соо­ру­же­ния энер­го­бло­ков. Так, НИКИЭТ пред­ло­жил изме­нить трас­си­ровки и врезки в барабан-сепа­ра­тор верхних паро­во­дя­ных ком­му­ни­ка­ций реак­тора. Несмо­тря на то, что монтаж их уже шел, пред­ло­же­ние было принято и вне­дрено, и в даль­нейшем себя оправ­дало. Уровень воды в бара­бане-сепа­ра­торе, длина кото­рого соста­в­ляла 30 м, на рабо­та­ю­щем блоке дер­жался на оди­на­ко­вой высоте по всей его длине, что повы­сило безо­пас­ность экс­плу­а­та­ции. Позже эта новация была вне­дрена на всех блоках РБМК-1000.

4 мая 1975 года мон­таж­ники завер­шили монтаж гра­фи­то­вой кладки реак­тор­ной уста­новки, а 25 сен­тя­бря 1976 года в 02 час. 00 мин. смена № 3 полу­чила от глав­ного инже­нера станции Т. П. Нико­ла­ева раз­ре­ше­ние на загрузку реак­тора теп­ло­вы­де­ля­ю­щими сбор­ками (ТВС). Загрузка нача­лась в при­сут­ствии Госу­дар­ствен­ной при­ем­ной комис­сии, которую воз­гла­в­лял пред­стави­тель НИКИЭТ Ю. М. Сере­брен­ни­ков. В реак­тор­ном зале были также дирек­тор АЭС В. К. Горе­ли­хин, главный инженер станции Т. П. Нико­лаев, заме­сти­тель глав­ного инже­нера Э. Н. Поз­ды­шев, началь­ник упра­в­ле­ния стройки В. А. Саакян и другие руко­во­ди­тели стро­и­тель­ных и мон­таж­ных орга­ни­за­ций.

25 сен­тя­бря 1976 года в 18.03, после загрузки 24-й сборки в ячейку 34-36, была достиг­нута кри­тич­ность реак­тора.

19 декабря 1976 года в 21 час 34 минуты состо­ялся энер­гети­че­ский пуск первого реак­тора Курской АЭС — в сеть был включен тур­бо­а­гре­гат № 2, 10 января 1977 года вклю­чили в сеть тур­бо­а­гре­гат № 1. 12 января 1977 года энер­го­блок № 1 Курской АЭС после ком­плекс­ного опро­бо­ва­ния был принят в экс­плу­а­та­цию. 12 октября 1977 года, через 9 месяцев после под­пи­са­ния акта о приемке в экс­плу­а­та­цию, блок № 1 Курской АЭС был выведен на номи­наль­ную мощ­ность 1 млн кВт.

Почти сразу после при­нятия энер­го­блока № 1 в экс­плу­а­та­цию на Курской АЭС стар­то­вал процесс его частич­ной тех­ни­че­ской модер­ни­за­ции, раз­ра­ба­ты­вались меры по повы­ше­нию уровня безо­пас­но­сти и надеж­но­сти атом­ного энер­го­блока. Так, в первые два месяца с начала экс­плу­а­та­ции энер­го­блока № 1 спе­ци­али­стами был зафик­си­ро­ван ряд отри­ца­тель­ных харак­те­ри­стик реак­тора, в част­но­сти, при ходе стер­ж­ней защиты вниз наблю­дался скачок мощ­но­сти. Для исклю­че­ния этого явления они пред­ло­жили вклю­чить нижние стержни защиты в схему защиты реак­тора. Пред­ло­же­ние было принято и вне­дрено на энер­го­блоке № 1 в феврале 1977 года, а затем и на энер­го­бло­ках №№ 2, 3 и 4 Курской АЭС.

Кроме того, при выводе энер­го­блока № 1 на про­ек­т­ную мощ­ность 1000 МВт было обна­ру­жено, что влаж­ность пара перед тур­би­ной пре­вы­шает допу­сти­мые пределы, уста­но­в­лен­ные главным кон­струк­то­ром турбины. Это озна­чало, что дли­тель­ная работа блока на про­ек­т­ной мощ­но­сти невоз­можна. Во время оста­новки блока на ремонт было выя­в­лено, что в бара­ба­нах-сепа­ра­то­рах пара (их 4 на блок) уста­но­в­лены завы­шен­ные зазоры между кор­пу­сом и сепа­ра­то­ром, через которые попа­дала вода. Ижор­ский завод — изго­то­ви­тель бара­ба­нов-сепа­ра­то­ров — был выну­жден умень­шить и зафик­си­ро­вать зазор. В даль­нейшем по опыту Курской АЭС были рекон­стру­и­ро­ваны бара­баны-сепа­ра­торы на всех блоках РБМК-1000. Только после рекон­струк­ции бара­ба­нов-сепа­ра­то­ров блоки были выве­дены на про­ек­т­ную мощ­ность 1000 МВт (эл.), и турбины стали рабо­тать на «сухом» паре.

Впервые именно на Курской АЭС была раз­ра­бо­тана и реали­зо­вана одна из основ­ных мер по модер­ни­за­ции систем безо­пас­но­сти этого типа энер­го­бло­ков — авто­ма­ти­че­ский ввод уко­ро­чен­ных стер­ж­ней-поглоти­те­лей в актив­ную зону реак­тора снизу по сигналу АЗ-5 (ава­рийная защита). В экс­плу­а­та­ци­он­ную прак­тику были введены важные стра­ху­ю­щие меры при пере­грузке топлива — так назы­ва­е­мый «поли­я­чейный принцип», начаты и другие меро­при­ятия по уси­ле­нию систем безо­пас­но­сти. Курская атомная станция стала в атомной энер­гетике СССР при­знан­ным лидером по раз­ра­ботке и вне­дре­нию новых систем безо­пас­но­сти, которые в даль­нейшем стали исполь­зо­ваться пов­се­местно на ана­ло­гич­ных энер­го­бло­ках.

Важную роль в повы­ше­нии безо­пас­но­сти атомных энер­го­бло­ков играл кад­ро­вый состав экс­плу­а­та­ци­он­ного пер­со­нала. На Курской АЭС руко­во­дя­щий состав был ском­плек­то­ван таким образом, что основ­ные посты зани­мали люди, при­е­хав­шие с сибир­ских пред­при­ятий Мин­сред­маша, т.е. спе­ци­али­сты, про­шедшие школу строгой тех­ноло­ги­че­ской дис­ци­плины и имеющие большой опыт работы на пред­при­ятиях атомной про­мыш­лен­но­сти. Они зало­жили фун­да­мент для соз­да­ния друж­ного и дело­вого кол­лек­тива и, в конеч­ном счете, для обес­пе­че­ния безо­пас­ной экс­плу­а­та­ции Курской АЭС.

Одно­вре­менно с пуском энер­го­блока № 1 на станции достра­и­вался энер­го­блок № 2 и стро­и­лись энер­го­блоки второй очереди — №№ 3 и 4. Первый кубо­метр бетона в осно­ва­ние энер­го­бло­ков №№ 3 и 4 был залит 4 июня 1977 года. На стройке в широких мас­шта­бах про­дол­жает вне­дряться круп­но­блоч­ный монтаж стро­и­тель­ных кон­струк­ций. Так, на стро­и­тель­стве энер­го­блока № 3 пор­таль­ным краном КП-640 осу­ще­ст­в­лен монтаж объем­ного стро­и­тель­ного блока со смон­ти­ро­ван­ным обо­ру­до­ва­нием общей массой 650 т, что поз­во­лило сокра­тить срок закры­тия шатра цен­траль­ного зала реак­тор­ного отде­ле­ния на 20 суток и снизить тру­до­за­траты на монтаж стро­и­тель­ных кон­струк­ций и обо­ру­до­ва­ние этого блока в 10 раз.

28 января 1979 года дал первый ток энер­го­блок № 2 Курской АЭС — включен в сеть тур­бо­а­гре­гат № 3, а 29 марта этого же года — тур­бо­а­гре­гат № 4. Пуск второго энер­го­блока про­хо­дит в более спо­кой­ной обста­новке. Пер­со­нал цеха уже имеет опыт в про­ве­де­нии работ по монтажу, кури­ро­ва­нию пус­ко­на­ла­доч­ных работ, по экс­плу­а­та­ции тур­бин­ного обо­ру­до­ва­ния, и большая часть про­ек­т­ных неу­вя­зок была устра­нена при монтаже и пуске.

Уже через год начался монтаж и кури­ро­ва­ние работ на тур­бин­ном обо­ру­до­ва­нии энер­го­бло­ков №№ 3 и 4 Курской АЭС. 17 октября 1983 года вклю­чили в сеть тур­бо­а­гре­гат № 5, через три недели, 7 ноября, был включен и тур­бо­а­гре­гат № 6.

31 октября 1985 года состо­ялся физи­че­ский пуск энер­го­блока № 4, а 2 декабря — энер­гети­че­ский пуск, при этом седьмую и восьмую турбины вклю­чили с раз­ни­цей в 12 дней. 5 февраля 1986 года энер­го­блок № 4 был выведен на номи­наль­ную про­ек­т­ную мощ­ность — за 66 суток вместо 120, что стало воз­мож­ным бла­го­даря успеш­ной и надеж­ной работе всего кол­лек­тива станции.

Вместе с Курской атомной стан­цией рос и её город-спутник. 25 апреля 1983 года был опу­б­ли­ко­ван Указ Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета РСФСР о пре­об­ра­зо­ва­нии рабо­чего поселка Кур­ча­тов в город Кур­ча­тов.

Руко­вод­ство КуАЭС много вни­ма­ния уделяло под­го­товке пер­со­нала станции, при­об­рете­нию им прак­ти­че­ских навыков упра­в­ле­ния АЭС, так как большая часть спе­ци­али­стов никогда не рабо­тала на АЭС с РБМК-1000 и не имела прак­ти­че­ского опыта. При этом от пер­со­нала, с одной стороны, тре­бо­ва­лось обес­пе­чить надеж­ность в работе обо­ру­до­ва­ния и тех­ноло­ги­че­ских систем, с другой — на основе анализа изу­че­ния про­цесса вносить раз­лич­ные усо­вер­шен­ство­ва­ния.

На Курской АЭС непре­рывно велась целе­на­пра­в­лен­ная работа по модер­ни­за­ции с исполь­зо­ва­нием пере­до­вых тех­ноло­гий. После аварии на Чер­но­быль­ской АЭС проекты и прак­тика экс­плу­а­та­ции АЭС с РБМК-1000 были под­вер­г­нуты тща­тель­ному анализу с целью поиска и устра­не­ния дефи­ци­тов безо­пас­но­сти и обес­пе­че­ния воз­мож­но­сти даль­нейшей их экс­плу­а­та­ции. Так, в 1988 году была смон­ти­ро­вана «Быстрая ава­рийная защита» с пле­ноч­ным охла­жде­нием канала и подачей в канал азота. На блоках первого поко­ле­ния был раз­ра­бо­тан и внедрен особый «щадящий» режим экс­плу­а­та­ции, а в 1990 году реше­нием кол­ле­гии Гос­а­том­над­зора России мощ­ность энер­го­бло­ков №№ 1 и 2 Курской АЭС была огра­ни­чена вели­чи­ной, равной 70 % от номи­наль­ной.

В 1994-2009 гг. на Курской АЭС выпол­нена глу­бо­кая модер­ни­за­ция всех четырех действу­ю­щих энер­го­бло­ков. Основ­ные цели и задачи модер­ни­за­ции энер­го­бло­ков первого поко­ле­ния № 1 и № 2 выте­кали из необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния надеж­но­сти и уровня безо­пас­но­сти в соот­вет­ствии с воз­рос­шими тре­бо­ва­ни­ями оте­че­ствен­ных нор­ма­тив­ных и меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов, а также с учетом опыта экс­плу­а­та­ции АЭС с реак­то­рами разных типов и с необ­хо­ди­мо­стью замены выра­бо­тав­шего ресурс обо­ру­до­ва­ния. Глу­бо­кая модер­ни­за­ция систем и обо­ру­до­ва­ния энер­го­бло­ков Курской АЭС вклю­чила в себя полную замену системы кон­троля и упра­в­ле­ния реак­тор­ной уста­нов­кой, модер­ни­за­цию систем ава­рийного охла­жде­ния реак­тора, инфор­ма­ци­он­ного обес­пе­че­ния и надеж­ного тех­ни­че­ского водо­с­наб­же­ния, были реали­зо­ваны и другие важные тех­ни­че­ские меро­при­ятия.

После аварии на АЭС «Фуку­сима-1» в марте 2011 года был про­ве­ден допол­ни­тель­ный анализ устой­чи­во­сти Курской АЭС при воз­ник­но­ве­нии раз­лич­ных при­род­ных и тех­но­ген­ных ситу­а­ций с моде­ли­ро­ва­нием все­воз­мож­ных сочета­ний небла­го­при­ят­ных обсто­я­тель­ств, выра­бо­таны допол­ни­тель­ные меры по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти. Его резуль­таты пока­зали, что подходы и прин­ципы, в соот­вет­ствии с кото­рыми была про­ве­дена глу­бо­кая модер­ни­за­ция 1994-2009 гг., были опре­де­лены правильно, они обес­пе­чи­вают безо­пас­ность Курской АЭС в самых непред­ви­ден­ных ситу­а­циях.

1 декабря 1985 года, в канун энер­гети­че­ского пуска энер­го­блока № 4, нача­лось стро­и­тель­ство энер­го­блока № 5 в составе 3-й очереди Курской АЭС, 1 июля 1986 года — стро­и­тель­ство энер­го­блока № 6. Но эти блоки ожидала незавид­ная судьба — авария на энер­го­блоке № 4 Чер­но­быль­ской АЭС сначала при­о­ста­но­вила их воз­ве­де­ние, а затем и вовсе замо­ро­зила стройку. К моменту оста­новки стро­и­тель­ства в начале 90-х годов энер­го­блок № 5 был в довольно высокой степени готов­но­сти, а блок № 6 только-только начали воз­во­дить. И если стро­и­тель­ство энер­го­блока № 6 было бес­по­во­ротно оста­но­в­лено 1 декабря 1993 года, то судьба энер­го­блока № 5 долгое время не была опре­де­лена. Его стро­и­тель­ство несколько раз оста­на­в­ли­ва­лось и воз­о­б­но­в­ля­лось, был пред­при­нят «послед­ний штурм», свя­зан­ный с окон­ча­нием монтажа реак­тора, соо­ру­же­ние кото­рого было завер­шено к 2000 году. Но в сере­дине 2000-х годов, несмо­тря на полу­чен­ную лицен­зию на соо­ру­же­ние, стро­и­тель­ство прак­ти­че­ски не велось, к тому же к этому времени стало явственно ощу­щаться умень­ше­ние инте­реса руко­вод­ства отрасли к достройке энер­го­блока.

В начале 2011 года стало понятно, что достройка энер­го­блока № 5 Курской АЭС потре­бует еще 3,5 года и 45 млрд рублей (без НДС) в ценах 2009 года. В ходе анализа воз­мож­но­сти достройки и ввода в экс­плу­а­та­цию энер­гетики пришли к выводам, что в исход­ном проекте было недо­о­це­нено влияние сете­вого огра­ни­че­ния, в усло­виях кото­рого экс­плу­а­та­ция пяти энер­го­бло­ков ста­но­вится эко­но­ми­че­ски нео­б­о­с­но­ван­ной. В марте 2012 года было офи­ци­ально обна­ро­до­вано решение, что энер­го­блок № 5 в рамках уста­рев­шего проекта РБМК-1000 достра­и­ваться не будет.

Вместе с тем про­ек­т­ный срок службы реак­то­ров РБМК-1000 был опре­де­лен в 30 лет. И хотя, бла­го­даря про­ве­ден­ной модер­ни­за­ции, он был уве­ли­чен еще на 15 лет, было оче­видно, что без стро­и­тель­ства станции заме­ще­ния с выводом первых энер­го­бло­ков Курской АЭС из экс­плу­а­та­ции энер­го­си­стема центра России понесет суще­ствен­ные потери. Для сохра­не­ния и раз­ви­тия про­из­вод­ства элек­три­че­ской и теп­ло­вой энергии, в соот­вет­ствии с утвер­жден­ным в ноябре 2013 года прави­тель­ством РФ доку­мен­том «Схема тер­ри­то­ри­аль­ного пла­ни­ро­ва­ния РФ в области энер­гетики» было начато соо­ру­же­ние станции заме­ще­ния — Курской АЭС-2 в селе Мака­ровка Кур­ча­тов­ского района. Схема пре­ду­сма­т­ри­вала стро­и­тель­ство четырех атомных энер­го­бло­ков с новыми реак­то­рами ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энер­гети­че­ский реактор — типовой оптими­зи­ро­ван­ный инфор­ма­ти­зи­ро­ван­ный, поко­ле­ния III+).

Главным кон­струк­то­ром реак­тор­ной уста­новки ВВЭР-ТОИ стало опытное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ро­пресс», научным руко­во­ди­те­лем проекта Курской АЭС-2 — НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут», испол­ни­те­лем инже­нер­ных изыс­ка­ний и раз­ра­бот­чи­ком базовой части проекта — «Атомэнер­го­про­ект».

Энер­го­блоки с реак­то­рами ВВЭР-ТОИ по проекту явля­ются самыми мощными в стране, их элек­три­че­ская мощ­ность соста­в­ляет 1255 МВт. При этом они обла­дают улуч­шен­ными технико-эко­но­ми­че­скими пока­за­те­лями и повы­шен­ной устой­чи­во­стью к экс­тре­маль­ным внешним воз­действиям и при­род­ным ката­клиз­мам. Среди допол­ни­тель­ных опций — мане­ври­ро­ва­ние выда­ва­е­мой мощ­но­стью, при­ме­не­ние MOX-топлива и другие. Уста­но­в­лен­ный срок экс­плу­а­та­ции новых энер­го­бло­ков соста­в­ляет 60 лет, с учетом его про­д­ле­ния — до 80 лет. Важно также отметить, что по срав­не­нию с другими энер­го­бло­ками поко­ле­ния «3+» (№ 1 и 2 НВАЭС-2 и ЛАЭС-2) проект ВВЭР-ТОИ пред­по­ла­гает суще­ствен­ное сни­же­ние сто­и­мо­сти соо­ру­же­ния, сроков и экс­плу­а­та­ци­он­ных рас­хо­дов.

29 апреля 2018 года были залиты первые кубо­метры бетона в фун­да­мен­т­ную плиту реак­тор­ного здания энер­го­блока № 1 Курской АЭС-2, что дало старт основ­ному этапу стро­и­тель­ства Курской АЭС-2.

15 апреля 2019 года начато стро­и­тель­ство энер­го­блока № 2 Курской АЭС-2.

Проект соо­ру­же­ния Курской АЭС-2 пре­ду­сма­т­ри­вает уста­новку испа­ри­тель­ных гра­ди­рен — по одной на энер­го­блок. Гра­дирни пред­на­зна­чены для охла­жде­ния обо­рот­ной воды, исполь­зу­е­мой в системе охла­жде­ния атомных реак­то­ров. 2 ноября 2022 года завер­ши­лось воз­ве­де­ние башен­ной испа­ри­тель­ной гра­дирни энер­го­блока № 1 Курской АЭС-2 высотой 179 метров, ставшей самой высокой в России.

Тем вре­ме­нем энер­го­блоки первой очереди Курской АЭС подошли к исчер­па­нию своего ресурса. 19 декабря 2021 года был оста­но­в­лен энер­го­блок № 1 с реак­то­ром РБМК-1000 для работы в режиме без гене­ра­ции. А 19 июля 2022 года спе­ци­али­сты Курской АЭС при­сту­пили к первому этапу вывода из экс­плу­а­та­ции энер­го­блока № 1 — выгрузке теп­ло­вы­де­ля­ю­щих сборок (ТВС).

Тем не менее, Курская АЭС оста­ется одним из главных энер­го­и­с­точ­ни­ков Чер­но­зе­мья, доля которой в уста­но­в­лен­ной мощ­но­сти всех элек­тро­стан­ций региона соста­в­ляет более 50 %, и обес­пе­чи­вает элек­тро­энер­гией боль­шин­ство про­мыш­лен­ных пред­при­ятий Курской области.


Библиография‍11