Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных электростанций /

Ленинградская АЭС

Рас­поло­жена на побе­ре­жье Фин­ского залива в г. Сос­но­вый бор (Ленин­град­ская обл.) На станции 4 энер­го­блока с реак­то­рами РБМ­К–1000. Первые два выве­дены из экс­плу­а­та­ции в 2018 г. и 2020 г. соот­вет­ственно. Мощ­ность действу­ю­щих энер­го­бло­ков 2000 МВт. Начало стро­и­тель­ства — 1967 г., начало экс­плу­а­та­ции — 1973 г. В насто­я­щее время на стро­я­щейся с 2007 г. атомной элек­тро­стан­ции Ленин­град­ская АЭС-2 введены в экс­плу­а­та­цию два энер­го­блока с реак­то­рами ВВЭР–1200/491 мощ­но­стью 2386 МВт.

Во второй поло­вине про­шлого века быстро раз­ви­ва­ю­ща­яся про­мыш­лен­ность Северо-запад­ного региона СССР тре­бо­вала мощной энер­гети­че­ской базы. 15 апреля 1966 года министр Мин­сред­маша Е. П. Слав­ский под­пи­сал задание на про­ек­ти­ро­ва­ние Ленин­град­ской атомной элек­тро­стан­ции в 70 км по прямой к западу от Ленин­града и в 4 км от поселка Сос­но­вый Бор. На выбор пло­щадки пов­ли­яли малая насе­лен­ность мест­но­сти, бли­зо­сть Фин­ского залива, вода кото­рого тре­бо­ва­лась для охла­жде­ния реак­то­ров, а также наличие раз­ви­тых желез­но­до­рож­ных и авто­мо­биль­ных путей сооб­ще­ния. В начале сен­тя­бря 1966 г. про­ек­т­ное задание было закон­чено.

29 ноября 1966 года Советом Мини­стров СССР принято поста­но­в­ле­ние № 800-252 о стро­и­тель­стве первой очереди ЛАЭС, опре­де­лена орга­ни­за­ци­он­ная струк­тура и коо­пе­ра­ция пред­при­ятий для раз­ра­ботки проекта и соо­ру­же­ния АЭС:

  • научный руко­во­ди­тель — А. П. Алек­сан­дров (ИАЭ им. И. В. Кур­ча­това);
  • гене­раль­ный про­ек­ти­ров­щик — А. И. Гутов (ВНИПИЭТ);
  • главный кон­струк­тор реак­тор­ной уста­новки – Н. А. Дол­ле­жаль (НИКИЭТ);
  • главный кон­струк­тор тур­бо­у­ста­новки — Ю. Ф. Косяк (ХТГЗ).

29 июня 1967 года Научно-тех­ни­че­ский совет Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния одобрил тех­ни­че­ский проект реак­тора РБМК-1000, пред­ста­в­лен­ный НИКИЭТ. Это был новый тип реак­тора, не имеющий ана­ло­гов в мире. В его основу были поло­жены идеи и опыт экс­плу­а­та­ции Первой в мире АЭС в Обнин­ске, реак­то­ров АМБ Бело­яр­ской АЭС. При выборе типа реак­тора при­ни­мались во вни­ма­ние сле­ду­ю­щие сооб­ра­же­ния: большой опыт кон­стру­и­ро­ва­ния и экс­плу­а­та­ции подоб­ных реак­то­ров, отсут­ствие спе­ци­фи­че­ских и новых тех­ноло­ги­че­ских про­цес­сов, воз­мож­ность соз­да­ния реак­тора любого размера, про­стота опе­ра­тив­ной замены поте­ряв­ших гер­метич­ность топ­лив­ных сборок и др.

В мае 1967 года на про­мыш­лен­ной пло­щадке Сос­но­вого Бора были опре­де­лены контуры под главное здание первой очереди будущей атомной элек­тро­стан­ции и бетон­ной дороги вокруг него. Для осу­ше­ния заболо­чен­ной тер­ри­то­рии нужно было «про­ре­зать» торф до плот­ного грунта по напра­в­ле­нию к заливу. Вытор­фовка под кот­ло­ван буду­щего энер­го­блока про­из­во­ди­лась на площади 200х200 метров. Раз­жи­жен­ный грунт оку­чи­вали с десяток буль­до­зе­ров, затем два экс­ка­ва­тора-дра­глайна грузили его в само­свалы.

Первый ковш земли из кот­ло­вана под фун­да­мент глав­ного здания будущей Ленин­град­ской АЭС экс­ка­ва­тор поднял 6 июля 1967 года. Часть выну­того грунта раз­ме­щали на берегу между заливом и кот­ло­ва­ном. Полу­чи­лась сво­е­об­разная дамба, которая отго­ра­жи­вала станцию от взгля­дов с другой стороны Фин­ского залива. Одно­вре­менно из бетон­ных плит мон­ти­ро­вали съезд в кот­ло­ван. В июле на пло­щадке поя­ви­лись первые само­свалы КРАЗ. Стро­и­тели рабо­тали в две смены. Но гра­ждан­ских меха­ни­за­то­ров на стройке было по пальцам пере­считать — за рыча­гами буль­до­зе­ров и рулем авто­тран­с­порта сидели, в основ­ном, воен­но­слу­жа­щие. Солдаты же были и помощ­ни­ками маши­ни­стов экс­ка­ва­то­ров. Грунт на пром­пло­щадке был бук­вально начинен валу­нами. Легкие — до 20 тонн — вытас­ки­вали из кот­ло­вана парой буль­до­зе­ров. Более тяжелые — тонн под 50 — взры­вали военные моряки.

Затем нача­лась укладка бетона, который вырав­ни­вал грун­то­вое осно­ва­ние, напри­мер, ямы от валунов. На застыв­шем бетоне мон­ти­ро­вали каркас из арма­туры и зали­вали его бетоном, соз­да­вая несущую кон­струк­цию — плиту.

Осно­ва­ние реак­тор­ного блока нахо­ди­лось еще на 10 метров ниже, причем проект про­из­вод­ства работ не пре­ду­сма­т­ри­вал съезд. Это был кот­ло­ван в кот­ло­ване, раз­ме­ром 75 на 60 метров. Экс­ка­ва­торы удалили часть грунта с отметки -5,0. Для выборки осталь­ного грунта башен­ный кран опустил в кот­ло­ван экс­ка­ва­тор, который отгру­жал грунт в бадьи, отпра­в­ля­е­мые наверх.

12 сен­тя­бря в осно­ва­ние реак­тор­ного блока был уложен первый кубо­метр бетона. Когда бетон покрыл всю площадь блока, начался монтаж арма­туры. В начале декабря 1967 года все было готово для бето­ни­ро­ва­ния плиты реак­тора, и 12 декабря 1967 года в несущую плиту блока уложили первые четыре сотни кубов кон­струк­тив­ного бетона.

В марте 1971 года на энер­го­блоке № 1 начался монтаж обо­ру­до­ва­ния. 10 сен­тя­бря 1973 года в реактор РБМК-1000 была загру­жена первая теп­ло­вы­де­ля­ю­щая сборка, начался физи­че­ский пуск реак­тора. В его про­цессе в ряде про­ме­жу­точ­ных состо­я­ний реак­тора осу­ще­ст­в­ля­лась кри­тич­ность для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­тов по опре­де­ле­нию нейтронно-физи­че­ских харак­те­ри­стик. В резуль­тате была сфор­ми­ро­вана началь­ная нагрузка актив­ной зоны, опре­де­лены эффекты реак­тив­но­сти и эффек­тив­ность стер­ж­ней регу­ли­ро­ва­ния.

Костяк экс­плу­а­ти­ру­ю­щего пер­со­нала новой станции составили высо­ко­квали­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­али­сты, при­быв­шие на АЭС с сибир­ских про­мыш­лен­ных реак­то­ров, во многом ана­ло­гич­ных реак­то­рам РБМК. Опе­ра­торы и ведущие инже­неры обла­дали мно­го­лет­ним опытом работы на ядерных уста­нов­ках. Мно­го­чи­с­лен­ным был и состав спе­ци­али­стов, ранее тру­див­шихся на теп­ло­вых элек­тро­стан­циях. Они внесли большой вклад в совер­шен­ство­ва­ние тех­ноло­ги­че­ских схем и обо­ру­до­ва­ния на самых разных стадиях стро­и­тель­ства — от про­ек­ти­ро­ва­ния до монтажа. В итоге на энер­го­блоке из 250 тех­ноло­ги­че­ских систем не ока­за­лось ни одной, которая бы не под­вер­г­лась усо­вер­шен­ство­ва­нию.

Осо­бен­но­стью Ленин­град­ской АЭС стала воз­мож­ность рас­по­ря­жаться бюд­жет­ными рас­хо­дами на научно-иссле­до­ва­тель­ские и опытно-кон­струк­тор­ские работы, минуя мини­стер­ство. Это поз­во­лило опе­ра­тивно реа­ги­ро­вать на воз­ни­ка­ю­щие про­блемы.

Другое нов­ше­ство, изо­б­ретен­ное руко­вод­ством ЛАЭС, заклю­ча­лось в соз­да­нии инсти­тута спе­ци­аль­ной кон­трольно-при­е­моч­ной инспек­ции. Инспек­торы ЛАЭС обла­дали на заводах-изго­то­ви­те­лях такими же правами, как военная приемка, и гаран­ти­ро­вали высокое каче­ство поста­в­ля­е­мого на станцию обо­ру­до­ва­ния.

С 14 ноября по 21 декабря 1973 года про­во­дился энер­гети­че­ский пуск реак­тора энер­го­блока № 1, нача­лось осво­е­ние его мощ­но­сти. 23 декабря 1973 года члены Госу­дар­ствен­ной при­ем­ной комис­сии приняли энер­го­блок № 1 в экс­плу­а­та­цию. ЛАЭС стала первой в СССР стан­цией с реак­то­ром РБМК-1000.

Мощ­ность энер­го­блока под­ни­ма­лась после­до­ва­тельно сту­пе­нями, достиг­нув к весне 1974 года 600 МВт. В июле 1974 года мощ­ность блока была повы­шена до 800 МВт, а 1 ноября 1974 года энер­го­блок № 1 Ленин­град­ской АЭС был выведен на номи­наль­ную мощ­ность 1000 МВт.

Первый год экс­плу­а­та­ции энер­го­блока № 1 под­твер­дил тре­бу­е­мую рабо­то­с­по­соб­ность реак­тора и основ­ного обо­ру­до­ва­ния станции. По резуль­та­там пуско-нала­доч­ных работ были внесены неко­то­рые изме­не­ния в кон­струк­цию ряда узлов и режимы работы, откор­рек­ти­ро­ваны про­ек­т­ные мате­ри­алы. Вместе с тем выя­вился и ряд недо­стат­ков в кон­струк­ции реак­тор­ной уста­новки, при­ведших к первому круп­ному ради­а­ци­он­ному инци­денту. 30 ноября 1975 года на энер­го­блоке № 1 при попытке вывести на мощ­ность реактор, свали­ва­ю­щийся в «йодную яму», про­и­зо­шла авария, сопро­во­ждав­ша­яся раз­ру­ше­нием (рас­пла­в­ле­нием) топ­лив­ного канала и при­ведшая к ради­о­ак­тив­ным выбро­сам. Эта авария, высветив­шая кон­струк­тив­ные недо­статки реак­тора РБМК-1000, фак­ти­че­ски стала пред­те­чей круп­нейшей аварии 1986 года на реак­торе РБМК-1000 энер­го­блока № 4 Чер­но­быль­ской АЭС.

Одно­вре­менно завер­ша­лось стро­и­тель­ство энер­го­блока № 2 Ленин­град­ской АЭС. Проект АЭС пре­ду­сма­т­ри­вал парную ком­по­новку энер­го­бло­ков №№ 1 и 2, то есть в одном здании раз­ме­щались два энер­го­блока.

Физи­че­ский пуск реак­тора энер­го­блока № 2 начался в мае 1975 года и завер­шился в июне. После завер­ше­ния экс­пе­ри­мен­тов на исход­ной загрузке в июле-августе 1975 года состо­ялся энер­гети­че­ский пуск. Мощ­ность блока нара­щи­ва­лась сту­пе­нями. 11 июля 1975 года энер­го­блок № 2 Ленин­град­ской АЭС был под­клю­чен к сети, а 30 сен­тя­бря 1975 года на мощ­но­сти реак­тора 750 МВт состо­я­лось под­пи­са­ние акта Госу­дар­ствен­ной комис­сией о сдаче энер­го­блока № 2 в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию.

Еще в ходе стро­и­тель­ства первой очереди Ленин­град­ской АЭС прави­тель­ство СССР приняло решение о соо­ру­же­нии второй очереди станции в составе двух энер­го­бло­ков с реак­то­рами РБМК-1000. Это поз­во­ляло покон­чить с дефи­ци­том элек­тро­энер­гии в регионе и начать её поставки за пределы Ленин­град­ской области. Местом её стро­и­тель­ства была выбрана пло­щадка в 1,5 км от первой очереди.

Работы по соо­ру­же­нию второй очереди ЛАЭС начались 10 мая 1975 года. Вторая очередь Ленин­град­ской АЭС не стала простой копией первой. При про­ек­ти­ро­ва­нии были учтены новые научные дости­же­ния, изме­ни­лись ком­по­новка блоков, а также состав вспо­мо­га­тель­ных систем и соо­ру­же­ний, повы­си­лась инду­стри­аль­ность и сбор­ность стро­и­тель­ных кон­струк­ций. Основ­ной осо­бен­но­стью энер­го­бло­ков №№ 3 и 4 ЛАЭС стало тех­ни­че­ское решение о рас­поло­же­нии раз­да­точно-груп­по­вых кол­лек­то­ров на высот­ной отметке, пре­вы­ша­ю­щей высот­ную отметку актив­ной зоны, что поз­во­ляло в случае ава­рий­ной подачи воды иметь гаран­ти­ро­ван­ный залив водой актив­ной зоны. Кроме того, на стро­и­тель­ство второй очереди отво­ди­лось в 2 раза меньше кален­дар­ного времени, чем на воз­ве­де­ние ком­плекса первой очереди.

За плечами стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков был опыт воз­ве­де­ния энер­го­бло­ков №№ 1 и 2, и, есте­ственно, не исполь­зо­вать его кол­лек­тив не мог. Пере­смо­тру под­вер­г­лись бук­вально все стороны дея­тель­но­сти стро­и­тель­ных, мон­таж­ных трестов и стро­и­тельно-мон­таж­ных упра­в­ле­ний суб­под­ряд­чи­ков. Упра­в­ле­ние стро­и­тель­ством, про­ек­т­ные инсти­туты, а также про­ек­тно-кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции заводов-постав­щи­ков обо­ру­до­ва­ния провели большую работу по анализу опыта, накоп­лен­ного при соо­ру­же­нии и экс­плу­а­та­ции первой очереди станции.

Меро­при­яти­ями по повы­ше­нию эффек­тив­но­сти и каче­ства мон­таж­ных работ на второй очереди Ленин­град­ской АЭС пре­ду­сма­т­ри­ва­лось исполь­зо­ва­ние допол­ни­тель­ных резер­вов. Повы­ша­лось каче­ство изго­то­в­ле­ния тру­бо­про­во­дов, что суще­ственно умень­шало объем работ по сварке труб. За счет рекон­струк­ции кранов, изме­не­ния про­ек­тов шатров-теп­ля­ков поя­ви­лась воз­мож­ность еще при сборке реак­тора на пло­щадке допол­ни­тельно мон­ти­ро­вать в блоки ряд деталей, которые раньше пода­вались в шахту «рос­сы­пью» и отни­мали много ценного машин­ного времени кранов. Пре­ду­сма­т­ри­ва­лось мас­со­вое пред­ва­ри­тель­ное укруп­не­ние тру­бо­про­во­дов и обо­ру­до­ва­ния, широкое исполь­зо­ва­ние метода бри­гад­ного подряда, спе­ци­али­за­ция участ­ков по видам работ.

Первые мон­таж­ные работы на энер­го­блоке № 3 были начаты 1 февраля 1977 года. Монтаж каркаса здания закон­чен в 2 раза быстрее, чем на первой очереди, при этом была достиг­нута ско­рость монтажа до 1560 т метал­ло­кон­струк­ций в месяц или, в пере­счете на одного рабо­чего, до 1 т в смену, что явилось рекор­д­ным пока­за­те­лем.

Отлич­ные резуль­таты были достиг­нуты на монтаже ряда основ­ных систем реак­тора. Так, уста­новка тех­ноло­ги­че­ских каналов и трактов нара­щи­ва­ния, сое­ди­ня­ю­щих каналы с трубами паро­во­дя­ных ком­му­ни­ка­ций, была выпол­нена за 78 суток против 118 на втором и 169 на первом блоке. Сла­жен­ная работа мон­таж­ни­ков и других участ­ни­ков соо­ру­же­ния второй очереди станции дала воз­мож­ность пустить энер­го­блок № 3 на 2,5 года быстрее первого.

30 декабря 1979 года Госу­дар­ствен­ная комис­сия под­пи­сала акт о приеме энер­го­блока № 3 в экс­плу­а­та­цию.

В начале июня 1980 года в ЦК КПСС состо­я­лось сове­ща­ние по про­бле­мам раз­ви­тия атомной энер­гетики в СССР, где еще раз была под­чер­к­нута необ­хо­ди­мость быстрейшего вывода на про­ек­т­ную мощ­ность Ленин­град­ской АЭС. В соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ями того времени было принято решение о вводе в экс­плу­а­та­цию энер­го­блока № 4 к откры­тию XXVI съезда КПСС, то есть к февралю 1981 года. Чрез­вы­чайно сжатые сроки завер­ше­ния остав­шихся работ потре­бо­вали суще­ствен­ного пере­смо­тра стро­и­тель­ных гра­фи­ков: на весь цикл монтажа оста­ва­лось 8 месяцев, в то время как раньше уходило от 19 до 29 месяцев. Тре­бо­вался совер­шенно новый подход к орга­ни­за­ции работ. В этой обста­новке от темпов первых дней монтажа зависел успех всего дела.

В резуль­тате четкой коор­ди­на­ции действий всех участ­ни­ков стро­и­тель­ства удалось добиться мак­си­маль­ного сов­ме­ще­ния стро­и­тель­ных, мон­таж­ных, отде­лоч­ных и пус­ко­на­ла­доч­ных работ. Это поз­во­лило соо­ру­дить шахту реак­тора энер­го­блока № 4 за 5,5 месяца, т. е. в 2 раза быстрее, чем для энер­го­блока № 3.

В начале 1980 года мон­таж­ники при­сту­пили к укруп­не­нию кон­струк­ций реак­тора энер­го­блока № 4 на пло­щад­ках укруп­ни­тель­ной сборки. Парал­лельно гото­ви­лась тран­с­порт­ная схема подачи их в шахту реак­тора. Основ­ным звеном схемы явля­лась пере­гру­зоч­ная эста­када с двумя кран-балками гру­зо­подъем­но­стью по 300 т каждая.

Согласно утвер­жден­ной тех­ноло­гии эста­каду и кран-балки надо было пол­но­стью демон­ти­ро­вать, пере­ба­зи­ро­вать, и вновь мон­ти­ро­вать на сле­ду­ю­щем блоке по его стро­и­тель­ной готов­но­сти. Мон­таж­ники пред­ло­жили пере­ме­стить эста­каду без раз­борки, исполь­зуя для этого коз­ло­вые краны, вхо­дя­щие в тран­с­порт­ную схему, не дожи­да­ясь стро­и­тель­ной готов­но­сти реак­тор­ного блока. В апреле 1980 года была выпол­нена соот­вет­ству­ю­щая под­го­товка и за одну ночь эста­када весом в несколько сотен тонн и высотой около 40 м была пере­ме­щена на место у энер­го­блока № 4.

К моменту стро­и­тель­ной готов­но­сти шахты — 22 июля 1980 года — мон­таж­ники гото­ви­лись особо тща­тельно. Бла­го­даря высо­кому темпу работ монтаж кон­струк­ций был про­из­ве­ден всего за 11 суток вместо 28, отве­ден­ных по графику, что в 8 раз быстрее, чем на энер­го­блоке № 3 Гра­фи­то­вая кладка реак­тор­ного про­стран­ства была выпол­нена за 8 суток (на блоке № 3 — за 30 суток), монтаж паро­во­дя­ных ком­му­ни­ка­ций и трактов нара­щи­ва­ния тех­ноло­ги­че­ских каналов — за 45 суток против 78 суток. В итоге монтаж реак­тора энер­го­блока № 4 был выпол­нен всего за 5,5 месяца, т. е. в 4 раза быстрее монтажа реак­тора энер­го­блока № 3.

Не отста­вали и мон­таж­ники турбины, закон­чив­шие основ­ной монтаж турбины № 7 к 7 ноября 1980 года, пре­вы­сив в 2 раза свои прежние дости­же­ния.

26 декабря 1980 года в 20 часов 30 минут был осу­ще­ст­в­лен физи­че­ский пуск реак­тора энер­го­блока № 4, а 9 февраля 1981 года, неза­долго до откры­тия XXVI съезда КПСС, энер­го­блок № 4 был поста­в­лен под про­мыш­лен­ную нагрузку. С сооб­ще­нием о вводе энер­го­блока № 4 Ленин­град­ской АЭС в строй действу­ю­щих на XXVI съезде КПСС высту­пил пре­зи­дент Ака­демии наук СССР ака­демик А. П. Алек­сан­дров.

Сле­ду­ю­щий год озна­ме­но­вал собой завер­ше­ние первого этапа в жизни Ленин­град­ской АЭС — этап ввода в экс­плу­а­та­цию и осво­е­ния про­ек­т­ной мощ­но­сти её четырех энер­го­бло­ков-мил­ли­он­ни­ков. Этот период харак­те­ри­зо­вался пони­жен­ной эффек­тив­но­стью работы станции и большим коли­че­ством непла­но­вых оста­но­вок реак­то­ров. Это было вполне объ­яс­нимо, так как блоки ЛАЭС были голов­ными в серии, и на них отра­ба­ты­ва­лась тех­ноло­гия выра­ботки элек­тро­энер­гии.

После­ду­ю­щие 6 лет пред­ста­в­ляли собой этап уста­но­вив­шего режима экс­плу­а­та­ции, совер­шен­ство­ва­ния тех­ноло­ги­че­ских про­цес­сов, устра­не­ния про­ек­т­ных и кон­струк­тор­ских недо­ра­бо­ток. В эти годы станция дости­гла высо­кого КИУМ (более 80 %), а годовая выра­ботка элек­тро­энер­гии соста­в­ляла более 28 млрд кВтч.

Сле­ду­ю­щий период экс­плу­а­та­ции ЛАЭС фор­ми­ро­вался под вли­я­нием аварии на Чер­но­быль­ской АЭС, где взо­рвался реактор ана­ло­гич­ного типа. Гос­а­том­над­зор запретил экс­плу­а­ти­ро­вать реак­тора типа РБМК-1000 на мощ­но­сти свыше 70 % от про­ек­т­ной. На всех энер­го­бло­ках, а в первую очередь, на первой их очереди, начались круп­но­мас­штаб­ные работы по рекон­струк­ции и модер­ни­за­ции. Главная цель про­во­ди­мых работ — мак­си­маль­ное при­ве­де­ние реак­тор­ных уста­но­вок и обо­ру­до­ва­ния к новым тре­бо­ва­ниям по ядерной безо­пас­но­сти, при­ня­тым в 1988 году. Про­ве­де­ние рекон­струк­ции сопро­во­жда­лось дли­тель­ными про­сто­ями в работе энер­го­бло­ков и, как след­ствие, сни­же­нием эффек­тив­но­сти работы всей АЭС. При этом рабо­та­ю­щие энер­го­блоки про­дол­жали демон­стри­ро­вать высокие пока­за­тели экс­плу­а­та­ции, так, энер­го­блок № 3 про­ра­бо­тал без единой оста­новки в течение полу­тора лет.

Бла­го­даря рекон­струк­ции были улуч­шены физи­че­ские харак­те­ри­стики актив­ных зон, снижен паровой коэф­фи­ци­ент реак­тив­но­сти, повы­шена эффек­тив­ность систем упра­в­ле­ния и защиты реак­тора, уже­сто­чены тре­бо­ва­ния экс­плу­а­та­ци­он­ного тех­ноло­ги­че­ского регла­мента и др. После реали­за­ции всех запла­ни­ро­ван­ных меро­при­ятий Гос­а­том­над­зор раз­ре­шил Ленин­град­ской АЭС вер­нуться к экс­плу­а­та­ции энер­го­бло­ков на про­ек­т­ной мощ­но­сти.

В начале 2000-х годов встал вопрос о про­д­ле­нии срока экс­плу­а­та­ции энер­го­бло­ков. Про­ек­т­ный срок их службы соста­в­лял 30 лет, а значит, у энер­го­блока № 1 он закан­чи­вался в 2003 году. Но энергия ЛАЭС нужна была региону, и на станции начались работы по анализу состо­я­ния реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния и реали­за­ция меро­при­ятий по повы­ше­нию их надеж­но­сти. В резуль­тате выпол­нен­ной на ЛАЭС модер­ни­за­ции ресурс каждого из четырёх энер­го­бло­ков был продлён на 15 лет: энер­го­блока № 1 — до 2018, № 2 — до 2020, № 3, № 4 — до 2025 гг.

В 2011 году обсле­до­ва­ние реак­тора энер­го­блока № 1 выявило пре­ж­де­вре­мен­ное искри­в­ле­ние гра­фи­то­вой кладки, вызван­ное ради­а­ци­он­ным рас­пу­ха­нием графита и его после­ду­ю­щим рас­тре­с­ки­ва­нием. В 2012-2013 гг. были про­ве­дены работы, поз­во­лив­шие умень­шить дефор­ма­цию кладки путём про­пи­лов в графите, ком­пен­си­ру­ю­щих рас­пу­ха­ние и фор­мо­из­ме­не­ние. В 2013 году реактор вновь был запущен, однако уве­ли­чи­ва­ю­щи­еся темпы накоп­ле­ния дефек­тов потре­бо­вали про­ве­де­ния прак­ти­че­ски еже­год­ных кор­рек­ций кладки. Тем не менее, удалось сохра­нить рабо­то­с­по­соб­ность реак­тора вплоть до окон­ча­ния пла­но­вого срока службы в 2018 году. 21 декабря 2018 года энер­го­блок № 1 был оста­но­в­лен и пере­ве­ден в режим экс­плу­а­та­ции без гене­ра­ции.

В 2014 году про­блема гра­фи­то­вой кладки была выя­в­лена и на энер­го­блоке № 2 ЛАЭС. Про­ве­де­ние ремон­т­ных работ также поз­во­лило завер­шить экс­плу­а­та­цию энер­го­блока в пла­но­вый срок — 10 ноября 2020 года он был пере­ве­ден в режим экс­плу­а­та­ции без гене­ра­ции.

Но энергия ЛАЭС по преж­нему нужна была региону, и руко­вод­ство кон­церна «Росэнер­го­а­том» и Ленин­град­ской АЭС заранее гото­ви­лось к сокра­ще­нию мощ­но­стей станции, начав стро­и­тель­ство заме­ща­ю­щих мощ­но­стей — ЛАЭС-2.

Для энер­го­блока № 1 Ленин­град­ской АЭС-2 был выбран реактор ВВЭР-1200 индекса В-491, про­ек­ти­ров­щи­ком кото­рого стало АО «Атом­про­ект» (Санкт-Петер­бург). Бла­го­даря мно­го­чи­с­лен­ным инно­ва­циям, напра­в­лен­ным на повы­ше­ние безо­пас­но­сти экс­плу­а­та­ции энер­го­блока, и уни­каль­ному сочета­нию актив­ных и пас­сив­ных систем безо­пас­но­сти, в соот­вет­ствии с кри­те­ри­ями МАГАТЭ ему был при­своен индекс поко­ле­ния «3+». Энер­го­блок № 1 Ленин­град­ской АЭС-2 стал голов­ным для нового типа реак­тора.

Для стро­и­тель­ства ЛАЭС-2 была выбрана пло­щадка в несколь­ких кило­мет­рах от ЛАЭС-1. Для охла­жде­ния воды, посту­па­ю­щей из реак­тор­ной уста­новки, про­ек­том пре­ду­смо­трено стро­и­тель­ство двух гра­ди­рен высотой 150 м.

Стро­и­тель­ство Ленин­град­ской АЭС-2 нача­лось в октябре 2008 года. В декабре 2017 года начался физи­че­ский пуск реак­тора, а 6 февраля 2018 года в реак­торе энер­го­блока № 1 нача­лась упра­в­ля­е­мая цепная реакция — реактор вышел на мини­мально кон­тро­ли­ру­е­мый уровень мощ­но­сти.

9 марта 2018 года энер­го­блок № 1 Ленин­град­ской АЭС-2 с реак­то­ром ВВЭР-1200 проекта В-491 выдал первый ток в энер­го­си­стему, а 29 октября он был принят в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию.

Одно­вре­менно шло стро­и­тель­ство энер­го­блока № 2 ЛАЭС-2 — в апреле 2010 года был залит первый бетон в фун­да­мен­т­ную плиту здания реак­тора энер­го­блока № 2. 31 августа 2020 года энер­го­блок № 2 вышел на мини­мально-кон­тро­ли­ру­е­мый уровень мощ­но­сти, а 3 января 2021 года — на 100 % мощ­но­сти. 22 марта 2021 года энер­го­блок № 2 ЛАЭС-2 был принят в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию.

Таким образом, Ленин­град­ская АЭС стала круп­нейшей атомной стан­цией в России по уста­но­в­лен­ной мощ­но­сти и един­ствен­ной, где действуют энер­го­блоки двух разных типов — каналь­ные уран-гра­фи­то­вые и водо-водяные.

В 2021 году руко­вод­ством страны принято решение о стро­и­тель­стве в Сос­но­вом Бору 4-й очереди станции — энер­го­бло­ков №№ 7 и 8 с реак­то­рами ВВЭР-1200.


Библиография‍21