Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 10510 «Лидер» (ЛК-120Я)

Проект уни­вер­саль­ных дву­х­о­са­доч­ных ледо­колов мощ­но­стью 120 МВт, главные задачи — обес­пе­че­ние круг­ло­го­дич­ной нави­га­ции по Север­ному мор­скому пути и про­ве­де­ние экс­пе­ди­ций в Арктику.

Ледо­колы проекта 10510

Проект 10510 (тип ЛК-120Я).

Главные задачи «атомных» ледо­колов — обес­пе­че­ние нави­га­ции по Север­ному мор­скому пути и про­ве­де­ние экс­пе­ди­ций в Арктику. Однако даже самые мощные действу­ю­щие в насто­я­щее время ато­мо­ходы проекта 22220 обла­дают двумя недо­стат­ками. Во-первых, мак­си­маль­ная ширина каналов, которые они про­би­вают во льдах, соста­в­ляет 34 м, в то время как ширина совре­мен­ных круп­но­тон­наж­ных судов дед­вейтом более 100 000 т доходит до 45 м, а тан­ке­ров и газо­во­зов — до 50 м.

Во-вторых, ледо­колы проекта 22220 рас­считаны на пре­о­до­ле­ние ледя­ного поля тол­щи­ной 2,8-2,9 м со ско­ро­стью 1,5-2 узла, в то время как с ком­мер­че­ской точки зрения мини­маль­ной явля­ется ско­рость дви­же­ния гру­зо­вого судна не менее 10 узлов.

Насто­я­щим про­ры­вом в нави­га­ции по север­ному мор­скому пути призван стать атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Задача корабля — обес­пе­че­ние круг­ло­го­дич­ной работы на Сев­мор­пути с целью нави­га­ции и про­водки тор­го­вых или научных судов. Пред­по­ла­га­ется, что ледо­колы «Лидер» будут ходить в период зимней нави­га­ции в аква­то­рии СМП (в 200-мильной исклю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне России) даже в паковых льдах. Это создаст бла­го­при­ят­ные условия для пре­вра­ще­ния Север­ного мор­ского пути в меж­ду­на­род­ную тран­с­порт­ную артерию, зна­чи­тельно сокра­ща­ю­щую путь из евро­пейских портов до портов и потре­би­те­лей в странах Даль­него Востока и Юго-Вос­точ­ной Азии.

Один из вопро­сов к новому проекту — нас­колько пер­спек­тивны такие ледо­колы, ведь согласно обще­при­ня­тому мнению глобаль­ное потеп­ле­ние идет полным ходом, и скоро в Арктике ото льдов ничего не оста­нется. Однако реаль­ность проти­во­ре­чит этому мнению. Согласно послед­ним данным лед­ни­ко­вых наблю­де­ний, начиная с 2021 года, площадь льдов в Арктике стреми­тельно воз­ра­с­тает, и в начале 2024 года по срав­не­нию с 2022 годом площадь льда была больше на 1 млн кв. км.

В соот­вет­ствии с тех­ни­че­ским зада­нием, ледокол проекта 10510 должен пре­о­до­ле­вать при посто­ян­ном дви­же­нии с мини­маль­ной ско­ро­стью льды тол­щи­ной не менее 4 м. Для льдов тол­щи­ной 2 м ско­рость посто­ян­ного хода задана на уровне 12 узлов. Необ­хо­ди­мость про­водки круп­но­тон­наж­ных судов привела к высоким тре­бо­ва­ниям по ширине корпуса. Также тре­бо­ва­лось обес­пе­чить высокую авто­ном­ность по запасам и срок экс­плу­а­та­ции в 40 лет. Раз­ра­бот­кой ледо­кола проекта 10510 тра­ди­ци­онно пору­чено зани­ма­ются ПАО ЦКБ «Айсберг», которое при­сту­пило к про­ек­ти­ро­ва­нию корабля в 2016 году. Не изме­нился и основ­ной состав коо­пе­ра­ции атом­ного ледо­коль­ного стро­и­тель­ства. ОКБМ Афри­кан­тов заня­лось раз­ра­бот­кой новой, более мощной ядерной энер­гети­че­ской уста­новки, полу­чив­шей назва­ние «РИТМ-400». Часть иссле­до­ва­тель­ских и про­ек­т­ных работ взяли на себя Кры­лов­ский госу­дар­ствен­ный научный центр и филиал ЦНИИ судовой элек­тро­тех­ники и тех­ноло­гии. В резуль­тате ледокол проекта 10510 стал обла­дать сле­ду­ю­щими харак­те­ри­сти­ками. Длина корабля — 209 м, ширина — 47,7 м, высота — 20,3 м при водо­из­ме­ще­нии 71,4 тыс. тонн, что пре­вы­шает водо­из­ме­ще­ние сред­него ави­а­носца. Бла­го­даря таким габа­ритам ширина канала, про­кла­ды­ва­е­мого ледо­колом во льдах, соста­в­ляет 50 м. Мини­маль­ная рабочая осадка судна — 12 м.

Ледовая защита атом­ного ледо­кола, так назы­ва­е­мый ледовый пояс судна (уси­лен­ная нижняя часть корпуса, которая непо­сред­ственно проти­во­стоит льдам), будет изго­та­в­ли­ваться из биметалла, который состоит из судо­стали марки PCE500W в каче­стве основы и пла­ки­ру­ю­щего слоя из нер­жаве­ю­щей стали. Мак­си­маль­ная ширина ледо­вого пояса в корпусе составит более 7 м, длина — около 100 м с каждого борта. Толщина метал­ли­че­ских листов для ледо­кола может дости­гать 60 мм, а в отдель­ных случаях 80 мм — для зон, которые под­вер­га­ются наи­бо­лее интен­сив­ным нагруз­кам.

Всю энергию судно получит от атомной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки, состо­я­щей из двух реак­тор­ных уста­но­вок «РИТМ-400» теп­ло­вой мощ­но­стью по 315 МВт каждая. Ком­плек­т­ным постав­щи­ком ядерной энер­гети­че­ской уста­новки (ЯЭУ) судна (включая реак­тор­ные уста­новки, паро­тур­бин­ные уста­новки, авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную систему упра­в­ле­ния тех­ноло­ги­че­скими про­цес­сами и вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние) явля­ется АО «ОКБМ «Афри­кан­тов». Дви­жи­те­лем судна служат четыре четырёхло­паст­ных гребных винта фик­си­ро­ван­ного шага, которые обес­пе­чи­вают ско­рость хода 15 узлов по льду тол­щи­ной 2 м. Спе­ци­фи­ка­ци­он­ная ско­рость хода ледо­кола на чистой, глу­бо­кой (не менее 50 м) воде при состо­я­нии моря и ветра не выше 2-х баллов — 23 узла. Уни­каль­ная кон­струк­ция, отра­бо­тан­ные обводы корпуса и мощ­ность на винтах в 120 МВт обес­пе­чат ледо­колу небы­ва­лую про­хо­ди­мость во льдах. По рас­четам атомный ледокол «Лидер» сможет с лег­ко­стью пре­о­до­ле­вать арк­ти­че­ский лед тол­щи­ной более 4 м. Пре­дель­ная толщина сплош­ного ровного при­пайного льда, пре­о­до­ле­ва­е­мая ледо­колом непре­рыв­ным ходом со ско­ро­стью 1,5-2 узла, соста­в­ляет 4,31 м.

Как и другие суда ледо­коль­ного класса, ледокол «Лидер» полу­чает харак­тер­ную высокую над­стройку, но в отличие от пре­ды­ду­щих про­ек­тов носовая палуба выпол­нена закры­той. На корме орга­ни­зу­ется вер­то­лет­ная пло­щадка; там же имеются места для уста­новки спе­ци­аль­ного обо­ру­до­ва­ния или воо­ру­же­ния. Судно получит ком­плекс совре­мен­ного ради­о­элек­трон­ного обо­ру­до­ва­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щего эффек­тив­ную нави­га­цию во всех широтах и в раз­лич­ных усло­виях. Также будут исполь­зо­ваны сред­ства наблю­де­ния за обста­нов­кой, связи и т. д. В кор­мо­вой части корпуса пре­ду­сма­т­ри­ва­ются места для раз­ме­ще­ния груза или спе­ци­аль­ного обо­ру­до­ва­ния. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полез­ной нагрузки в кор­мо­вом отсеке ледокол сможет решать научно-иссле­до­ва­тель­ские, спа­са­тель­ные или иные задачи.

Упра­в­лять судном будет экипаж из 130 человек. При необ­хо­ди­мо­сти ледокол сможет взять на борт научную группу или других пас­са­жи­ров. Авто­ном­ность по запасам про­ви­зии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие оте­че­ствен­ные атомные ледо­колы, новый «Лидер» будет отли­чаться улуч­шен­ными быто­выми усло­ви­ями для экипажа и пас­са­жи­ров. Типу ледо­кола проекта 10510 дан индекс ЛК-120Я, что рас­ши­ф­ро­вы­ва­ется как ЛедоКол мощ­но­стью 120 МВт с Ядерной силовой уста­нов­кой. Назна­чен­ный срок экс­плу­а­та­ции ледо­кола — 40 лет.


Ледокол «Россия»

Голов­ному атом­ному ледо­колу (ГАЛ) проекта 10510 при­сво­ено имя «Россия». В марте 2019 года в Санкт-Петер­бурге при­сту­пили к тести­ро­ва­нию пяти­мет­ро­вой модели атом­ного ледо­кола «Лидер». Испы­та­ния про­хо­дили в спе­ци­аль­ном полу­то­ра­ки­ло­мет­ро­вом водном бас­сейне, запол­нен­ном 4-сан­ти­мет­ро­вым льдом, масштаб кото­рого соот­вет­ствует торосам тол­щи­ной в 1,5 метра. Тесты были при­з­ваны под­твер­дить акту­аль­ность тех решений, которые зало­жили в проекте кон­струк­торы. Опытная модель успешно справи­лась с поста­в­лен­ной задачей и про­во­дила во льдах за собой модели тан­ке­ров.

23 апреля 2020 года в Мур­ман­ске и Вла­ди­во­стоке состо­я­лось дистан­ци­он­ное под­пи­са­ние кон­тракта на стро­и­тель­ство голов­ного атом­ного ледо­кола проекта 10510 «Лидер» между ФГУП «Атом­флот» и ООО «СКК «Звезда», которое имеет лицен­зию на соо­ру­же­ние ядерной уста­новки. В совет­ское время в При­мор­ском крае рас­по­ла­гался крупный судо­ре­мон­т­ный завод «Звезда», на котором про­во­ди­лись работы с ядер­ными реак­то­рами атомных под­вод­ных лодок Тихо­о­ке­ан­ского флота. Рядом с этим судо­ре­мон­т­ным заводом и было принято решение о стро­и­тель­стве новой верфи — даль­не­во­с­точ­ного центра судо­стро­е­ния и судо­ре­монта «Звезда», который на момент под­пи­са­ния кон­тракта ока­зался един­ствен­ной рос­сийской верфью, которая сможет строить атомные ледо­колы проекта 10510 «Лидер». Стро­и­тель­ство голов­ного ледо­кола стар­то­вало 6 июля 2020 года — в этот день на ССК «Звезда» в блоке кор­пус­ных про­из­вод­ств нача­лась первая резка металла.

С 1 августа 2020 года в г. Большой Камень откры­лось пред­стави­тель­ство ФГУП «Атом­флот» и начала рабо­тать группа наблю­де­ния за стро­и­тель­ством ГАЛ «Россия». Основ­ные задачи группы наблю­де­ния: кон­троль над соот­вет­ствием стро­я­ще­гося судна тех­ни­че­скому проекту, кон­троль каче­ства работ, рас­смо­тре­ние и согла­со­ва­ние тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции, учет и кон­троль рас­хо­до­ва­ния финан­со­вых средств.

Закладка киля голов­ного атом­ного ледо­кола «Россия» прошла 24 ноября 2020 года.