Ледоколы проекта 10510
Проект 10510 (тип ЛК-120Я).
Главные задачи «атомных» ледоколов — обеспечение навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. Однако даже самые мощные действующие в настоящее время атомоходы проекта 22220 обладают двумя недостатками. Во-первых, максимальная ширина каналов, которые они пробивают во льдах, составляет 34 м, в то время как ширина современных крупнотоннажных судов дедвейтом более 100 000 т доходит до 45 м, а танкеров и газовозов — до 50 м.
Во-вторых, ледоколы проекта 22220 рассчитаны на преодоление ледяного поля толщиной 2,8-2,9 м со скоростью 1,5-2 узла, в то время как с коммерческой точки зрения минимальной является скорость движения грузового судна не менее 10 узлов.

Настоящим прорывом в навигации по северному морскому пути призван стать атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Задача корабля — обеспечение круглогодичной работы на Севморпути с целью навигации и проводки торговых или научных судов. Предполагается, что ледоколы «Лидер» будут ходить в период зимней навигации в акватории СМП (в 200-мильной исключительной экономической зоне России) даже в паковых льдах. Это создаст благоприятные условия для превращения Северного морского пути в международную транспортную артерию, значительно сокращающую путь из европейских портов до портов и потребителей в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Один из вопросов к новому проекту — насколько перспективны такие ледоколы, ведь согласно общепринятому мнению глобальное потепление идет полным ходом, и скоро в Арктике ото льдов ничего не останется. Однако реальность противоречит этому мнению. Согласно последним данным ледниковых наблюдений, начиная с 2021 года, площадь льдов в Арктике стремительно возрастает, и в начале 2024 года по сравнению с 2022 годом площадь льда была больше на 1 млн кв. км.
В соответствии с техническим заданием, ледокол проекта 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет. Разработкой ледокола проекта 10510 традиционно поручено занимаются ПАО ЦКБ «Айсберг», которое приступило к проектированию корабля в 2016 году. Не изменился и основной состав кооперации атомного ледокольного строительства. ОКБМ Африкантов занялось разработкой новой, более мощной ядерной энергетической установки, получившей название «РИТМ-400». Часть исследовательских и проектных работ взяли на себя Крыловский государственный научный центр и филиал ЦНИИ судовой электротехники и технологии. В результате ледокол проекта 10510 стал обладать следующими характеристиками. Длина корабля — 209 м, ширина — 47,7 м, высота — 20,3 м при водоизмещении 71,4 тыс. тонн, что превышает водоизмещение среднего авианосца. Благодаря таким габаритам ширина канала, прокладываемого ледоколом во льдах, составляет 50 м. Минимальная рабочая осадка судна — 12 м.

Ледовая защита атомного ледокола, так называемый ледовый пояс судна (усиленная нижняя часть корпуса, которая непосредственно противостоит льдам), будет изготавливаться из биметалла, который состоит из судостали марки PCE500W в качестве основы и плакирующего слоя из нержавеющей стали. Максимальная ширина ледового пояса в корпусе составит более 7 м, длина — около 100 м с каждого борта. Толщина металлических листов для ледокола может достигать 60 мм, а в отдельных случаях 80 мм — для зон, которые подвергаются наиболее интенсивным нагрузкам.
Всю энергию судно получит от атомной паропроизводящей установки, состоящей из двух реакторных установок «РИТМ-400» тепловой мощностью по 315 МВт каждая. Комплектным поставщиком ядерной энергетической установки (ЯЭУ) судна (включая реакторные установки, паротурбинные установки, автоматизированную систему управления технологическими процессами и вспомогательное оборудование) является АО «ОКБМ «Африкантов». Движителем судна служат четыре четырёхлопастных гребных винта фиксированного шага, которые обеспечивают скорость хода 15 узлов по льду толщиной 2 м. Спецификационная скорость хода ледокола на чистой, глубокой (не менее 50 м) воде при состоянии моря и ветра не выше 2-х баллов — 23 узла. Уникальная конструкция, отработанные обводы корпуса и мощность на винтах в 120 МВт обеспечат ледоколу небывалую проходимость во льдах. По расчетам атомный ледокол «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 м. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, составляет 4,31 м.

Как и другие суда ледокольного класса, ледокол «Лидер» получает характерную высокую надстройку, но в отличие от предыдущих проектов носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения. Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т. д. В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи.
Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров. Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый «Лидер» будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров. Типу ледокола проекта 10510 дан индекс ЛК-120Я, что расшифровывается как ЛедоКол мощностью 120 МВт с Ядерной силовой установкой. Назначенный срок эксплуатации ледокола — 40 лет.
Ледокол «Россия»
Головному атомному ледоколу (ГАЛ) проекта 10510 присвоено имя «Россия». В марте 2019 года в Санкт-Петербурге приступили к тестированию пятиметровой модели атомного ледокола «Лидер». Испытания проходили в специальном полуторакилометровом водном бассейне, заполненном 4-сантиметровым льдом, масштаб которого соответствует торосам толщиной в 1,5 метра. Тесты были призваны подтвердить актуальность тех решений, которые заложили в проекте конструкторы. Опытная модель успешно справилась с поставленной задачей и проводила во льдах за собой модели танкеров.

23 апреля 2020 года в Мурманске и Владивостоке состоялось дистанционное подписание контракта на строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» между ФГУП «Атомфлот» и ООО «СКК «Звезда», которое имеет лицензию на сооружение ядерной установки. В советское время в Приморском крае располагался крупный судоремонтный завод «Звезда», на котором проводились работы с ядерными реакторами атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Рядом с этим судоремонтным заводом и было принято решение о строительстве новой верфи — дальневосточного центра судостроения и судоремонта «Звезда», который на момент подписания контракта оказался единственной российской верфью, которая сможет строить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Строительство головного ледокола стартовало 6 июля 2020 года — в этот день на ССК «Звезда» в блоке корпусных производств началась первая резка металла.

С 1 августа 2020 года в г. Большой Камень открылось представительство ФГУП «Атомфлот» и начала работать группа наблюдения за строительством ГАЛ «Россия». Основные задачи группы наблюдения: контроль над соответствием строящегося судна техническому проекту, контроль качества работ, рассмотрение и согласование технической документации, учет и контроль расходования финансовых средств.
Закладка киля головного атомного ледокола «Россия» прошла 24 ноября 2020 года.