Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 10520 «Арктика» и др.

Главные задачи ледо­колов этого проекта («Арктика», «Сибирь», «Россия», «Совет­ский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») — обслу­жи­ва­ние Север­ного мор­ского пути и сопро­во­жде­ние раз­лич­ных экс­пе­ди­ций в Арктике.

Первый, второй, третий... шестой

Ледо­колы проекта 10520/10521.

Ледокол «Арктика»

Рост объемов и изме­не­ние харак­тера пере­во­зок грузов на трассе Север­ного мор­ского пути, а также выда­ю­ща­яся роль, которую сыграли ледо­колы в раз­ви­тии отда­лен­ных районов Сибири и Даль­него Востока в начале 60-х годов XX века, вызвали необ­хо­ди­мость совер­шен­ство­ва­ния совет­ского ледо­коль­ного флота. Поло­жи­тель­ные резуль­таты экс­плу­а­та­ции атом­ного ледо­кола «Ленин» в 1960-1963 гг. стали осно­ва­нием для стро­и­тель­ства целой серии атомных ледо­колов второго поко­ле­ния повы­шен­ной льдо­про­хо­ди­мо­сти с атомной уста­нов­кой большей мощ­но­сти. В 1964 году вышло сразу два Поста­но­в­ле­ния СМ СССР (№ 667-271 от 06.08.1964 и № 680-280 от 10.08.1964), пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щие про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку серии новых атомных ледо­колов проекта 1052, а также про­ек­ти­ро­ва­ние и поставку обо­ру­до­ва­ния ядерной энер­гети­че­ской уста­новки для голов­ного ледо­кола этой серии.

За раз­ра­ботку проекта новой ядерной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки (ЯППУ) для нового ледо­кола мощ­но­стью 159 МВт вновь отве­чало ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (впо­след­ствии ОКБМ) под руко­вод­ством И. И. Афри­кан­това. Главной кон­струк­тив­ной осо­бен­но­стью уста­новки, полу­чив­шей индекс ОК-900, стал блочный узел ком­по­новки основ­ного обо­ру­до­ва­ния реак­тор–па­ро­ге­не­ра­тор–ги­д­ро­ка­мера, сое­ди­нен­ного тол­сто­стен­ными патрубками по прин­ципу «труба в трубе». Эта ори­ги­наль­ная кон­струк­ция, поз­во­лив­шая исклю­чить длинные тру­бо­про­воды боль­шого диа­метра первого контура, а также при­ме­не­ние съемных эле­мен­тов биоло­ги­че­ской защиты, решила вопрос ремон­то­при­год­но­сти реак­тор­ной уста­новки, соста­в­ляв­ший серьез­ную про­блему преж­него реак­тора ОК-150.

Тра­ди­ция соз­да­ния новых реак­тор­ных уста­но­вок в СССР пре­ду­сма­т­ри­вала обя­за­тель­ную отра­ботку уста­новки на ее назем­ном про­тотипе, но вне­пла­но­вое при­ме­не­ние ЯППУ ОК-900 на атомном ледо­коле «Ленин» поз­во­ляло про­ве­рить все при­ня­тые схемные и кон­струк­тор­ские решения в реаль­ных усло­виях, отра­бо­тать системы и обо­ру­до­ва­ние перед запус­ком их в серийное про­из­вод­ство для ледо­колов проекта 1052. Вне­сен­ные в кон­струк­цию реак­тор­ной уста­новки новации поз­во­лили поднять мощ­ность реак­тора до 171 МВт, после чего реактор получил индекс ОК-190А и стал основой ЯППУ голов­ного ледо­кола «Арктика» и всех после­ду­ю­щих атомных ледо­колов серии «Арктика».

В период раз­ра­ботки проекта ледо­кола кон­струк­торы ОКБ и ЦКБ-15 в тесном сотруд­ни­че­стве со спе­ци­али­стами Мини­стер­ства мор­ского флота и Мур­ман­ского мор­ского паро­ход­ства и учеными Арк­ти­че­ского и Антар­к­ти­че­ского научно-иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута с учетом опыта экс­плу­а­та­ции первого атом­ного ледо­кола «Ленин» провели раз­лич­ные научные раз­ра­ботки, резуль­та­том которых стало соз­да­ние несколь­ких десят­ков новых видов обо­ру­до­ва­ния и систем. Была про­из­ве­дена замена ряда мате­ри­а­лов на сплавы, более устой­чи­вые к кор­ро­зии под напря­же­нием.

Кон­струк­то­рами и про­ек­ти­ров­щи­кам нового ато­мо­хода были решены многие сложные задачи, а самое главное, им удалось суще­ственно повы­сить степень надеж­но­сти всего ком­плекса обо­ру­до­ва­ния и ответ­ствен­ных эле­мен­тов ледо­кола. Напри­мер, реак­торы ато­мо­хода теперь раз­ме­щались в отдель­ных газоплот­ных отсеках, имеющих надеж­ную биоло­ги­че­скую защиту. Работу реак­тор­ных уста­но­вок кон­тро­ли­ро­вала спе­ци­аль­ная система ради­а­ци­он­ного кон­троля, с помощью которой опе­ра­тор мог оценить состо­я­ние теп­ло­но­си­теля, целост­ность оболо­чек твэлов и гер­метич­ность обо­ру­до­ва­ния ЯППУ. Упра­в­ле­ние реак­то­рами и обслу­жи­ва­ю­щими их систе­мами про­из­во­ди­лось с пультов, рас­поло­жен­ных в цен­траль­ном посту. Инфор­ма­ция на пультах в циф­ро­вом виде в сочета­нии с мне­мо­схе­мами поз­во­ляла опе­ра­тивно вести упра­в­ле­ние и правильно оце­ни­вать про­те­ка­ние про­цес­сов в реак­тор­ной уста­новке на всех режимах ее экс­плу­а­та­ции.

Приборы упра­в­ле­ния ледо­колом впервые в оте­че­ствен­ном ледо­коло­стро­е­нии раз­ме­стили в пультах судо­во­жде­ния, рас­поло­жен­ных в ходовой рубке. Хороший обзор, наличие на крыльях ходовой рубки пультов упра­в­ле­ния гребной элек­три­че­ской уста­нов­кой поз­во­ляли капитану уве­ренно выпол­нять сложные маневры во льдах.

Стро­и­тель­ство голов­ного корабля, полу­чив­шего назва­ние «Арктика», нача­лось 3 июля 1971 года на Бал­тийском заводе им. С. Орджо­ни­ки­дзе в Ленин­граде.

По проекту 10520 корабль обладал сле­ду­ю­щими габа­ритами: длина наи­боль­шая — 147,9 м, ширина наи­боль­шая — 29,9 м, высота борта — 17,2 м. Полное водо­из­ме­ще­ние ледо­кола соста­в­ляло 20 905 т. Главная дви­га­тель­ная уста­новка выда­вала мощ­ность 75 тыс. л. с., что поз­во­ляло кораблю развить на чистой воде мак­си­маль­ную ско­рость хода 20,8 узла и среднюю ско­рость 3 узла при взла­мы­ва­нии льда тол­щи­ной 2-3 метра.

Ледокол «Арктика» имел двойной корпус — толщина стенки внеш­него корпуса соста­в­ляла 48 мм, а вну­трен­него — 25 мм, про­стран­ство между ними исполь­зо­ва­лось для бал­ла­с­ти­ровки водой. Литой сталь­ной нос корабля имел толщину 50 см и дуго­об­раз­ную форму, что облег­чало ледо­коль­ную про­водку, при этом изгиб соз­да­вал большую дина­ми­че­скую силу для раз­ру­ше­ния льда, чем прямой нос.

Три винта фик­си­ро­ван­ного шага обес­пе­чи­вали ледо­колу «Арктика» тягу, мощ­ность и мане­врен­ность. Винты правого борта и цен­траль­ной линии вра­щались по часовой стрелке, в то время как левый винт для ком­пен­са­ции вра­щался против часовой стрелки. Каждый гребной винт рас­поло­жен на конце 20-мет­ро­вого вала и снабжен четырьмя лопа­стями. В каче­стве резерва на корабле пре­ду­смо­трено наличие четырех запас­ных лопа­стей вместе с соот­вет­ству­ю­щим водо­лазным сна­ря­же­нием и инстру­мен­тами, чтобы ремонт греб­ного винта можно было про­из­во­дить в море. Такая опе­ра­ция могла зани­мать от одного до четырех дней в зави­си­мо­сти от степени повре­жде­ния винта.

Как и у ледо­кола «Ленин», кон­струк­торы и судо­стро­и­тели поста­рались сделать все воз­мож­ное для соз­да­ния экипажу мак­си­маль­ных удобств. Корабль рас­по­ла­гал 155 каютами, боль­шин­ство из которых одно­мест­ные, клубом, биб­ли­о­те­кой, спорт­за­лом, баней, бас­сей­ном. Кают-ком­па­ния, столо­вая, салоны и других поме­ще­ния были отде­ланы по спе­ци­аль­ному архи­тек­тур­ному проекту с при­ме­не­нием пла­стика, ими­ти­ру­ю­щего ценные породы дерева, син­тети­че­ских ков­ро­вых покры­тий, а также ори­ги­наль­ных про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства, соз­дан­ных ленин­град­ским отделом Худо­же­ствен­ного фонда СССР. Осо­бен­но­стью ледо­колов проекта 1052 явля­ется воз­мож­ность пере­ме­ще­ния между любыми поме­ще­ни­ями судна без выхода на откры­тую палубу

Судовой мед­пункт не уступал по своей осна­щен­но­сти хорошей бере­го­вой клинике. В него входили опе­ра­ци­он­ная, рен­т­ген­ка­би­нет, кли­ни­че­ская лабо­ра­то­рия, сто­ма­толо­ги­че­ский, физи­о­те­ра­пев­ти­че­ский и другие каби­неты с новейшей меди­цин­ской аппа­ра­ту­рой.

Спуск ледо­кола «Арктика» на воду состо­ялся 26 декабря 1972 года. Потре­бо­ва­лось еще два года, чтобы закон­чить монтаж обо­ру­до­ва­ния, запу­стить реак­торы и про­ве­сти ходовые испы­та­ний. Плавать ледо­колу пред­сто­яло в сложных ледовых усло­виях — он должен был вести суда в усло­виях ледо­вого поля тол­щи­ной до 3 метров, поэтому швар­то­вые и ходовые испы­та­ния велись до конца 1974 года. Помимо команды ледо­кола в испы­та­ниях участ­во­вало еще 700 раз­лич­ных спе­ци­али­стов, в том числе военных. 17 декабря 1974 года с борта атом­ного ледо­кола «Арктика» в Москву и Ленин­град были отпра­в­лены ради­о­граммы, инфор­ми­ру­ю­щие об успеш­ном завер­ше­нии ходовых испы­та­ний. 25 апреля 1975 года состо­я­лись прием корабля в экс­плу­а­та­цию и тор­же­ствен­ная цере­мо­ния подъема госу­дар­ствен­ного флага.

Первым капита­ном ато­мо­хода в 1971 году был назна­чен опытный ледовый капитан Ю. С. Кучиев, до этого водив­ший дизель­ные ледо­колы, а затем и ледокол «Ленин». Бла­го­даря повы­ше­нию уровня авто­ма­ти­за­ции реак­тор­ных уста­но­вок и меха­низ­мов корабля экипаж ледо­кола «Арктика» состоял из 150 человек. Экипаж в полном составе участ­во­вал в постройке ледо­кола, а затем работал в каче­стве сда­точ­ной и при­е­моч­ной команды, так что матросы и офи­цер­ский состав дос­ко­нально знали новую технику.

В 1974–1976 гг. ледокол «Арктика» выпол­нил ряд рейсов по мар­ш­руту Север­ного мор­ского пути и был готов к слож­ному походу. Таким стал экс­пе­ри­мен­таль­ный рейс ато­мо­хода в тандеме с ледо­колом «Мур­манск» к полу­о­строву Ямал в конце февраля 1977 года. В это время года лед по своим физи­че­ским свойствам резко отли­ча­ется от летнего. Ледо­ко­лам при­хо­ди­лось рабо­тать на полную мощ­ность и порой не с ходу, а ударами про­би­вать отдель­ные торосы. Так­ти­че­ский замысел заклю­чался в том, что «Арктика» про­кла­ды­вала канал, а «Мур­манск» обес­пе­чи­вал рас­ши­ре­ние канала и про­водку тран­с­порт­ного судна.

Поляр­ный экс­пе­ри­мент про­дол­жался 50 суток, по исте­че­нии которых на полу­о­стров Ямал было доста­в­лено свыше 36 тыс. т грузов.

Теперь ледо­колу пред­сто­яло еще более сложное испы­та­ние — экс­пе­ди­ция на Север­ный пояс, что до этого не уда­ва­лось сделать ни одному судну.

Рейс пла­ни­ро­вался как научно-прак­ти­че­ский и экс­пе­ри­мен­таль­ный. В нем участ­во­вали более 200 человек — ученые, моряки, военные. Руко­вод­ство экс­пе­ди­цией взял лично на себя Т. Б. Гуженко, министр мор­ского флота СССР, который хотел про­де­мон­стри­ро­вать поли­ти­че­скому руко­вод­ству страны воз­мож­но­сти атом­ного ледо­коль­ного флота и экс­пе­ри­мен­тально дока­зать потен­циал рас­ши­ре­ния судо­ход­ства по Север­ному мор­скому пути. Экс­пе­ди­ция тща­тельно гото­ви­лась к любым воз­мож­ным труд­но­стям, для чего на борт судна были взяты два вер­то­лета, буль­до­зер, взрыв­чатка, мате­ри­алы для постройки аэро­дрома и про­ви­зия на восемь месяцев, хотя по планам на рейс отво­дился всего месяц.

Маршрут раз­ра­ба­ты­вался на основе мно­го­лет­них записей о состо­я­нии льдов по пути сле­до­ва­ния «Арктики». 9 августа 1977 года судно вышло из порта в Мур­ман­ске и направи­лось к архипе­лагу Новая Земля. Оттуда путь лежал в сторону острова Диксон и до 130-го мери­ди­ана, где рас­поло­жен под­вод­ный хребет Ломо­но­сова. Течение и разница глубин делали лед в этом месте не таким плотным, поз­во­ляя про­хо­дить судам.

Пре­о­до­ле­вая тяжелые льды 17 августа 1977 года в 04:00 по москов­скому времени ледокол «Арктика» достиг гео­гра­фи­че­ской точки Север­ного полюса. За 176 часов пла­ва­ния кораблю проплыл 2528 миль.

Участ­ники экс­пе­ди­ции спу­сти­лись на лед, чтобы тор­же­ственно уста­но­вить на высшей точке Земли знамя Совет­ского Союза, которое было поднято на сталь­ной 10-мет­ро­вой мачте. Рядом был поднят флаг экс­пе­ди­ции доре­во­лю­ци­он­ного иссле­до­ва­теля Г. Седова, который в 1914 году погиб, пытаясь дойти до Север­ного полюса.

Вокруг флагов участ­ники экс­пе­ди­ции про­топ­тали круг диа­мет­ром в 30–40 м и устро­или «кру­го­свет­ное путе­ше­ствие»: бегали по полу­чив­шейся дорожке, пере­се­кая все мери­ди­аны мира сразу. Впо­след­ствии такой ритуал стал тра­ди­цией всех экс­пе­ди­ций и путе­ше­ствий на Север­ный полюс. На борту корабля провели гашение откры­ток и кон­вер­тов само­дель­ным почто­вым штем­пе­лем с над­пи­сью «Север­ный полюс. Атомный ледокол «Арктика» 17 августа 1977 г.».

Напо­сле­док экипаж опустил в океан метал­ли­че­скую плиту с гербом СССР, а также капсулу с гимном и про­ек­том Кон­сти­ту­ции страны.

Ледокол «Арктика» стоял на Север­ном полюсе 15 часов. За это время ученые заме­рили толщину льда и глубину дна океана, водо­лазы про­ве­рили состо­я­ние винтов. Затем ледокол отправился обратно, но не по про­то­рен­ной дорогой, а по новому мар­ш­руту в высоких широтах, которым не ходило еще ни одно судно, в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 гра­ду­сами вос­точ­ной долготы. Экс­пе­ди­ция на Север­ный полюс завер­ши­лась 22 августа.

14 сен­тя­бря 1977 года атомный ледокол «Арктика» был награ­жден орденом Октя­брь­ской Рево­лю­ции, все участ­ники рейса и ряд других спе­ци­али­стов были награ­ждены орде­нами и меда­лями, а 5 человек стали Героями Соци­али­сти­че­ского труда.

10 ноября 1982 года умер Л. И. Брежнев, гене­раль­ный секретарь ЦК КПСС. Поста­но­в­ле­нием ЦК КПСС было решено уве­ко­ве­чить память Л. И. Бреж­нева, при­своив ледо­колу «Арктика» имя «Леонид Брежнев». Под этим назва­ние ледокол плавал до 1986 года, после чего к нему вер­ну­лось прежнее назва­ние.

Осенью 1983 года ледокол «Леонид Брежнев» в тяжелых ледовых усло­виях в Чукот­ском море сов­местно с ледо­ко­лами «Ленин», «Сибирь», «Красин», «Адмирал Макаров», «Ермак» и другими обес­пе­чил завоз необ­хо­ди­мых грузов в порты и пункты Чукотки, а затем в усло­виях силь­нейших сжатий льда вывел тран­с­порт­ные суда на чистую воду.

Ледокол «Арктика» неод­но­кратно участ­во­вал в научных экс­пе­ди­циях. Так, 4-27 июля 1998 года ледокол осу­ще­ст­в­лял про­водку немец­кого научно-иссле­до­ва­тель­ского судна «Полар­штерн». Целью экс­пе­ди­ции явля­лось иссле­до­ва­ние хребта Альфа, вхо­дя­щего в область Цен­трально-Арк­ти­че­ских под­нятий Север­ного Ледо­ви­того океана. А в 2004 году ледокол «Арктика» про­во­дил научно-экс­пе­ди­ци­он­ное судно «Ака­демик Фёдоров», с борта кото­рого была выса­жена дрейфу­ю­щая станция «Север­ный Полюс-33». В октябре 2006 года у архипе­лага Новая Земля ледокол «Арктика» пре­дот­вра­тил гибель неболь­шой экс­пе­ди­ции Рус­ского гео­гра­фи­че­ского обще­ства, искав­шей судно В. Баренца.

В мае 2000 году ледокол «Арктика» уста­но­вил рекорд, совер­шив пла­ва­ние дли­тель­но­стью один год без захода в порты, а к 2005 году пройден­ный кора­блем путь составил 1000000 миль с момента при­нятия судна в экс­плу­а­та­цию.

В августе 2008 года у ледо­кола закон­чился срок действия доку­мен­тов Рос­сийского мор­ского реги­стра судо­ход­ства, а с эко­но­ми­че­ской точки зрения про­д­ле­ние срока его «жизни» не имело смысла. Руко­вод­ство паро­ход­ства приняло решение о завер­ше­нии экс­плу­а­та­ции ледо­кола «Арктика». 3 октября 2008 года атомная энер­гети­че­ская уста­новка ледо­кола «Арктика» была оста­но­в­лена.

В 2011 году экипаж с ледо­кола снят, ледокол выведен в «холод­ный» отстой в ожи­да­нии ути­ли­за­ции. Судно исклю­чено из Реги­стро­вой книги судов с 31 июля 2012 года.

Как ведущее судно второго рос­сийского атом­ного ледо­коль­ного класса, ледокол «Арктика» стал клас­си­фи­ка­ци­он­ным назва­нием для пяти после­ду­ю­щих ледо­колов: «Сибирь» в 1977 году, «Россия» в 1985 году, «Совет­ский Союз» в 1989 году, «Ямал» в 1992 году и «50 лет Победы» в 2007 году.


Ледокол «Сибирь»

22 октября 1977 года был спущен на воду и вышел на ходовые испы­та­ния атомный ледокол «Сибирь» проекта 10520. Как и его предше­ствен­ник, атомный ледокол «Сибирь» был построен на Бал­тийском заводе им. С. Орджо­ни­ки­дзе в Ленин­граде. 28 декабря 1977 года ледокол «Сибирь» вошел в состав совет­ского мор­ского флота.

Его кон­струк­ция была прак­ти­че­ски пол­но­стью иден­тична голов­ному кораблю — ледо­колу «Арктика» за исклю­че­нием водо­из­ме­ще­ния, которое немного выросло и составило 21120 тонн.

Капита­ном ледо­кола «Сибирь» стал В. К. Кочет­ков, до 1974 года рабо­тав­ший на атомном ледо­коле «Ленин» дубле­ром капитана. Часть экипажа также имела опыт работы на ледо­коле «Ленин».

Уже сле­ду­ю­щей весной ледокол «Сибирь» сов­местно с дизель-элек­три­че­ским ледо­колом «Капитан Сорокин» провели в Дудинку дизель-элек­тро­ходы «Павел Поно­ма­рев» и «Наварин», тем самым осу­ще­ствив впервые круг­ло­го­дич­ную нави­га­цию на линии Мур­манск — Дудинка. Бла­го­даря этой экс­пе­ди­ции регион получил 70 тыс. т раз­но­об­разных грузов, что вдвое больше, чем было полу­чено за весь 1977 год.

В 1978 году атом­ному ледо­колу «Сибирь» была пору­чена новая сложная миссия — про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­таль­ного высо­ко­ши­рот­ного рейса. Перед кора­блем стави­лась задача изу­че­ния воз­мож­но­сти пла­ва­ния тран­с­порт­ного судна под про­вод­кой атом­ного ледо­кола в ранние сроки нави­га­ции. Кроме того, экипаж корабля должен был при­об­ре­сти опыт безо­пас­ной и наи­бо­лее эффек­тив­ной тактики про­водки судов; про­ве­рить эффек­тив­ность нави­га­ци­он­ного, гид­ро­гра­фи­че­ского, ави­а­ци­он­ного, гид­ро­мете­о­роло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния и средств связи при пла­ва­нии в высоких широтах; испы­тать новые спут­ни­ко­вые и другие тех­ни­че­ские сред­ства обес­пе­че­ния пла­ва­ния в Арктике.

26 мая 1978 года ледокол «Сибирь» вышел из Мур­ман­ска, взяв на борт груз для дрейфу­ю­щей станции «Север­ный полюс-24». У кромки льда в Барен­це­вом море у северо-запад­ного берега Новой Земли состо­я­лось его рандеву с дизель-элек­тро­хо­дом «Капитан Мышев­ский», после чего нача­лось сов­мест­ное пла­ва­ние ледо­кола и ведо­мого им судна.

Даль­нейший маршрут сле­до­ва­ния про­хо­дил по точкам: мыс Желания — мыс Арк­ти­че­ский — район север­нее Ново­си­бир­ских остро­вов — пролив Лонга. Наи­бо­лее слож­ными в ледовом отно­ше­нии были участки рейса в север­ной части Кар­ского моря, северо-запад­ной части моря Лап­те­вых, в Вос­точно-Сибир­ском море и в проливе Лонга. Зача­стую дизель-элек­тро­ход при­хо­ди­лось брать на корот­кий буксир, чтобы фор­си­ро­вать льды.

13 июня 1978 года на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду, после чего корабль «Капитан Мышев­ский» про­дол­жил пла­ва­ние на Магадан само­сто­я­тельно.

Если в 1971 году ато­мо­ход «Ленин» и сопро­во­жда­е­мое судно прошли при­мерно этим же мар­ш­ру­том за месяц, то ато­мо­ход «Сибирь» вел корабль более север­ной трассой и достиг Берин­гова пролива за 18 суток. Впервые в истории Север­ного мор­ского пути тран­с­порт­ное судно было про­ве­дено высо­кими широ­тами из Мур­ман­ска до района Берин­гова пролива на два месяца раньше обыч­ного срока пла­ва­ния судов через пролив Виль­киц­кого и море Лап­те­вых.

На обрат­ном пути ледокол «Сибирь» успешно пре­о­до­лел тяжелый Айон­ский ледовый массив, 20 июня 1978 года прибыв к льдине, на которой рас­по­ла­га­лась научная дрейфу­ю­щая станция «Север­ный полюс-24», доставив для неё сна­ря­же­ние, научное обо­ру­до­ва­ние и топливо. Затем ледокол «Сибирь» направился к север­ной око­неч­но­сти архипе­лага Север­ная Земля. 1 июля ледокол миновал мыс Арк­ти­че­ский и вышел в Карское море. На этом экс­пе­ди­ция завер­шила работу, а ато­мо­ход вер­нулся к про­водке судов по Север­ному мор­скому пути.

В 1987 году ледо­колу «Сибирь» при­шлось высту­пить в роли спа­са­теля — дрейфу­ю­щая станция СП-27 запро­сила эва­ку­а­цию, так как льдина, на которой она бази­ро­ва­лась, стала раз­ру­шаться. Жизнь поляр­ни­ков ока­за­лось под угрозой, а эва­ку­а­ция их само­летом была невоз­можна. Одно­вре­менно кораблю стави­лась задача орга­ни­зо­вать новую дрейфу­ю­щую станцию СП-29, а также про­ве­сти ком­плекс оке­а­ноло­ги­че­ских, гео­фи­зи­че­ских и гид­ро­мете­о­роло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний.

8 мая 1987 года ледокол «Сибирь» вышел из Мур­ман­ска к Барен­цеву морю. Для безо­пас­но­сти пла­ва­ния на ледо­коле была создана опе­ра­тивно-научная группа, которая при­ни­мала с искус­ствен­ных спут­ни­ков Земли инфор­ма­цию о состо­я­нии ледовой обста­новки, под­дер­жи­вала связь с ледовой раз­вед­кой. На борту корабля нахо­ди­лись ученые Арк­ти­че­ского и Антар­к­ти­че­ского инсти­тута, инсти­ту­тов оке­а­ноло­гии и гео­гра­фии АН СССР, спе­ци­али­сты из Мини­стер­ства геоло­гии СССР и др. 10 суток пона­до­би­лось ледо­колу «Сибирь», чтобы про­биться по тяжелым льдам к дрейфу­ю­щей станции: из 1360 миль мар­ш­рута 1020 миль про­хо­дили во льдах. Послед­ние мили при­шлось пре­о­до­ле­вать ударами, так как шли льды 4-мет­ро­вой толщины...

18 мая 1987 года на борт корабля под­ня­лись 14 поляр­ни­ков, про­ведших до этого на льдине почти год. В этот момент ледокол «Арктика» нахо­дился на рас­сто­я­нии всего лишь 212 миль от Север­ного полюса. Ледовая раз­ведка, про­ве­ден­ная вер­то­летами, пока­зала отсут­ствие особых пре­пят­ствий на пути к вершине Земли, и капитан корабля принял решение отправиться на север.

25 мая в 15.59 по москов­скому времени ледокол «Сибирь» вышел в гео­гра­фи­че­скую точку Север­ного полюса, став в истории арк­ти­че­ского море­пла­ва­ния вторым над­вод­ным кора­блем, достиг­шим Север­ного полюса. Вновь на полюсе был поднят флаг СССР, а участ­ники экс­пе­ди­ции совер­шили кру­го­свет­ное путе­ше­ствие вокруг самой север­ной точки Земли.

Обратно ледокол «Сибирь» взял курс на север­ную око­неч­ность Новой Земли, встретив здесь караван судов во главе с ледо­колом «Красин». Взяв одно из судов на корот­кий буксир, ледокол «Сибирь» про­дол­жил путь на поселок Диксон, где выса­ди­лись поляр­ники СП-27, а на борт под­ня­лись поляр­ники СП-29.

4 июня ледокол «Сибирь» взял курс к проливу Виль­киц­кого, выйдя 6 июня в море Лап­те­вых, где опять начались тяжелые льды. 9 июня корабль подошел к льдине, выбран­ной поляр­ной экс­пе­ди­цией. Раз­грузка шла круглые сутки. Надо было не только извлечь 360 т груза из трюмов ледо­кола, но и раз­везти его трак­то­рами по своим местам, помочь поляр­ни­кам поставить домики. Затем состо­я­лось тор­же­ствен­ное откры­тие новой поляр­ной станции «Север­ный полюс-29». 19 июня атомный ледокол «Сибирь» успешно воз­вра­тился в порт при­писки Мур­манск после 40 суток слож­нейшего рейса.

В 1992 году ледокол «Сибирь» проекта 10520 вывели из экс­плу­а­та­ции из-за боль­шого коли­че­ства негер­метич­ных секций паро­ге­не­ра­то­ров ЯППУ и невоз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния в этой связи реак­тор­ной уста­новки.

С 1993 года ледокол закон­сер­ви­ро­ван и пере­ве­ден в холод­ный отстой, где с него было удалено ядерное топливо, а днище гер­мети­зи­ро­вано.

В декабре 2014 года Росатом принял решение о выводе ледо­кола «Сибирь» из экс­плу­а­та­ции.

13 ноября 2016 года ледокол «Сибирь» был отбук­си­ро­ван на судо­ре­мон­т­ный завод «Нерпа» в Мур­ман­ской области для работ по демон­тажу реак­тор­ной уста­новки. Ледокол «Сибирь» стал первым атомным ледо­колом, отпра­в­лен­ным на ути­ли­за­цию. Демон­таж реак­то­ров и другого ради­а­ци­онно-опас­ного обо­ру­до­ва­ния начался в декабре того же года, парал­лельно велось фор­ми­ро­ва­ние блок-упа­ковки и его раз­ме­ще­ние в пункте дли­тель­ного назем­ного хра­не­ния реак­тор­ных отсеков в Сайда-губе Мур­ман­ской области.

Ути­ли­за­ция обо­ру­до­ва­ния ледо­кола была завер­шена в конце 2021 года, в апреле 2023 года его корпус был выста­в­лен на продажу. В мае 2023 года ледокол был продан на метал­лолом.


Ледокол «Россия»

В конце 1979 года прави­тель­ством СССР было принято решение о про­дол­же­нии стро­и­тель­ства серии атомных ледо­колов проекта 1052. Изме­нив­ши­еся тре­бо­ва­ния к безо­пас­но­сти атомных судов, моди­фи­ци­ро­ван­ные Правила Реги­стра СССР, всту­пив­шие в действие новые меж­ду­на­род­ные кон­вен­ции, суще­ственно обно­вив­шийся парк меха­низ­мов, обо­ру­до­ва­ния, аппа­ра­туры, поста­в­ля­е­мых про­мыш­лен­но­стью, накоп­лен­ный большой опыт экс­плу­а­та­ции ледо­колов в усло­виях зимней нави­га­ции, потре­бо­вали кор­рек­ти­ровки кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ции. Базовый проект 10520 серии «Арктика» был модер­ни­зи­ро­ван, в него внесли ряд изме­не­ний, напра­в­лен­ных на улуч­ше­ние экс­плу­а­та­ци­он­ных качеств ледо­колов, и при­сво­или индекс 10521.

По усо­вер­шен­ство­ван­ному проекту длина кормы у новых ледо­колов была уве­ли­чена на 2 метра, улуч­ши­лись море­ход­ные и ледо­коль­ные каче­ства. В част­но­сти, на ледо­коле были пре­ду­смо­трены устройства для умень­ше­ния вза­и­мо­действия гребных винтов со льдом, сред­ства для лучшей льдо­про­хо­ди­мо­сти, защиты корпуса от обли­па­ния и кор­ро­зии, а также для улуч­ше­ния чистоты канала за ледо­колом. У корабля поя­ви­лись носовые були, кор­мо­вые ледо­от­во­дя­щие наделки. Одно из нов­ше­ств — при­ме­не­ние спе­ци­аль­ной краски «Инерта», особо устой­чи­вой к низким тем­пе­ра­ту­рам и трению об арк­ти­че­ский лед. Ледокол по проекту мог штур­мо­вать паковые льды со ско­ро­стью до 10 узлов (18,5 км/ч), а на чистой воде раз­ви­вать ско­рость до 21 узла (почти 40 км/ч).

Ряд усо­вер­шен­ство­ва­ний кос­нулся обводов 150-мет­ро­вого корпуса, ком­по­новки вну­трен­них поме­ще­ний, нави­га­ци­он­ного обо­ру­до­ва­ния, упра­в­ле­ния реак­то­рами, кон­троля над ради­а­ци­он­ной безо­пас­но­стью. На корабль допол­ни­тельно уста­но­вили большое коли­че­ство новых, в том числе экс­пе­ри­мен­таль­ных, устройств и меха­низ­мов. Напри­мер, прием инфор­ма­ции о состо­я­нии льда на большом рас­сто­я­нии обес­пе­чи­вала спе­ци­аль­ная аппа­ра­тура, опытный образец которой был успешно опро­бо­ван на ледо­коле «Сибирь». Ком­плекс новейших тех­ни­че­ских средств обес­пе­чи­вал решение нави­га­ци­он­ных задач при пла­ва­нии в высоких широтах и все виды опе­ра­тив­ной связи с мате­ри­ком и сопро­во­жда­е­мыми судами. Эффек­тивно пока­зало себя в работе и тур­бо­проти­во­о­б­ле­де­ни­тель­ное устройство.

Основ­ные тех­ни­че­ские решения по паро­тур­бин­ной уста­новке не изме­ни­лись, однако в составе уста­новки были заме­нены прак­ти­че­ски все вспо­мо­га­тель­ные меха­низмы, внесен ряд кон­струк­тив­ных улуч­ше­ний в схемы. Сред­ства авто­ма­ти­за­ции на ледо­коле обес­пе­чи­вали упра­в­ле­ние тех­ни­че­скими сред­ствами из цен­траль­ного поста без несения посто­ян­ной вахты в поме­ще­ниях ЯППУ.

Для ведения ледовой раз­ведки, в том числе в усло­виях поляр­ной ночи, на корабле был пре­ду­смо­трен все­по­год­ный вер­то­лет Ка-32.

В феврале 1981 года на Бал­тийском заводе зало­жили первый атомный ледокол проекта 10521, полу­чив­ший назва­ние «Россия». Наи­боль­шая длина корабля теперь соста­в­ляла 150 м, при той же ширине и высоте борта. Опять же выросло водо­из­ме­ще­ние корабля — до 22920 т.

2 ноября 1983 года новый корабль был спущен на воду.

В проекте 10521 кон­струк­торы и про­ек­ти­ров­щики большое вни­ма­ние уделили даль­нейшему улуч­ше­нию условий жизни экипажа, который рас­по­ла­гался в 149 каютах, боль­шин­ство из которых — 120 — были одно­мест­ными. Несколько 6-местных кают пред­на­зна­чались для вре­мен­ного пер­со­нала. Основ­ные усилия раз­ра­бот­чи­ков были напра­в­лены на сни­же­ние шума и виб­ра­ции. Часть жилых поме­ще­ний, рас­по­ла­гав­шихся в кор­мо­вой части второй палубы, в наи­бо­лее небла­го­при­ят­ной с точки зрения шума и виб­ра­ции зоне, была пере­не­сена в над­стройку. Кроме того, суще­ственно улуч­шили аку­сти­че­скую изо­ля­цию кают, остав­шихся на второй и верхней палубах, усо­вер­шен­ство­вали вен­ти­ля­ци­он­ную систему и систему кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воздуха.

Как и в голов­ном ледо­коле в рас­по­ря­же­нии экипажа были кают-ком­па­ния, столо­вая, биб­ли­о­тека, салоны отдыха, кинозал на 100 мест, учебный класс и спор­тив­ный ком­плекс…

Атомный ледокол «Россия» принят в экс­плу­а­та­цию 21 декабря 1985 года. Капита­ном корабля стал А. А. Ламехов, за год до этого ставший Героем Соци­али­сти­че­ского Труда.

В проект ледо­кола «Россия» была зало­жена воз­мож­ность быстрого пере­о­бо­ру­до­ва­ния ледо­кола в военный вспо­мо­га­тель­ный крейсер. На период ходовых испы­та­ний на корабле было пол­но­стью уста­но­в­лено штатное воо­ру­же­ние — орудия, антенны, системы упра­в­ле­ния огнем и т.д. После завер­ше­ния ходовых испы­та­ний в январе 1986 года все воо­ру­же­ние демон­ти­ро­вали, оставив часть в закон­сер­ви­ро­ван­ном состо­я­нии на борту, часть — на бере­го­вых складах.

Начало первой арк­ти­че­ской нави­га­ции нового атом­ного ледо­кола было по тра­ди­ции при­у­ро­чено к тор­же­ствен­ной дате, каковой стало откры­тие XXVII съезда КПСС, после чего ледокол «Россия» при­сту­пил к про­водке судов на линии Мур­манск — Дудинка. Только за первые 2 года экс­плу­а­та­ции корабль прошел 90 тыс. миль в сложных ледовых усло­виях, провел само­сто­я­тельно и сов­местно с другими ледо­ко­лами около 400 судов с народ­но­хо­зяйствен­ными грузами для районов Крайнего Севера и с про­дук­цией Нориль­ского горно-метал­лур­ги­че­ского ком­би­ната.

В 1990 году впервые в истории арк­ти­че­ских путе­ше­ствий ледокол «Россия» совер­шил кру­изный рейс с ино­стран­ными тури­стами на Север­ный полюс. 8 августа 1990 года корабль оста­но­вился на самой север­ной точке Земли. Во время рейса на борту корабля тури­стам читали лекции, пока­зы­вали доку­мен­таль­ные фильмы про Арктику, а на подходе к полюсу они отметили празд­ник Нептуна.

За 28 лет пла­ва­ний ледокол «Россия» участ­во­вал в большом коли­че­стве про­во­док на трассе Сев­мор­пути. В августе 2010 года корабль при­ни­мал участие в уни­каль­ной сквоз­ной про­водке из Европы в Азию по Север­ному мор­скому пути круп­но­тон­наж­ного танкера «Балтика», осу­ще­ст­вляв­шейся впервые в Арктике. Также ледокол неод­но­кратно при­ни­мал участие в научных экс­пе­ди­циях. Напри­мер, в 2007 году он обес­пе­чил иссле­до­ва­ние кон­ти­нен­таль­ного шельфа России на Север­ном полюсе с исполь­зо­ва­нием глу­бо­ко­вод­ных аппа­ра­тов «Мир» с борта судна «Ака­демик Фёдоров». За два месяца они иссле­до­вали 6 тыс. км сейсми­че­ских про­фи­лей с каче­ством, отве­ча­ю­щим тре­бо­ва­ниям Комис­сии ООН по уста­но­в­ле­нию внешней границы кон­ти­нен­таль­ного шельфа России в Арктике.

Участ­во­вал корабль и орга­ни­за­ции работы дрейфу­ю­щих поляр­ных станций, осу­ще­ст­вляя как доставку экс­пе­ди­ций и грузов, так и их эва­ку­а­цию. Так, 15 мая 2010 года ледокол «Россия» вышел в море для спа­се­ния дрейфу­ю­щей арк­ти­че­ской станции СП-37. Ранее пред­по­ла­га­лось, что станция СП-37 про­дол­жит свою работу и в сле­ду­ю­щий сезон, но льдина стала раз­ру­шаться, и встал вопрос об её эва­ку­а­ции. Рейс выпол­нялся в период мак­си­маль­ного нара­с­та­ния толщины льда, толщина кото­рого дости­гала двух метров, поэтому ско­рость дви­же­ния корабля была низкой, менее трех узлов (около 5,5 кило­метра) в час. 6 июня 2010 года экс­пе­ди­ция Север­ный полюс-37 была поднята на борт корабля.

8 сен­тя­бря 2012 года ледокол «Россия» в рамках экс­пе­ди­ции «Арктика-2012» отправился в высокие широты для снятия дрейфу­ю­щей станции «Север­ный полюс-39» и высадки станции «Север­ный полюс-40». 14 сен­тя­бря 2012 года 16 членов экс­пе­ди­ции «СП-39», нахо­див­шихся на дрейфу­ю­щей льдине почти год, под­ня­лись на борт ледо­кола. За время экс­пе­ди­ции ледокол «Россия» пре­о­до­лел почти 3,5 тыс. км, из них почти 2 тыс. км в тяжелых льдах.

В послед­ние годы службы судно не только иссле­до­вало высокие широты, но и обес­пе­чи­вало нави­га­цию в Финском заливе для про­водки тан­ке­ров к портам.

В июне 2013 года руко­вод­ство Роса­том­флота приняло решение не про­во­дить оче­ред­ную замену ядер­ного топлива в реак­то­рах ато­мо­хода, так как это могло пред­ста­в­лять опас­ность. Хотя в целом судно еще спо­собно было выхо­дить в рейсы, однако экс­перты, обсле­до­вав реак­тор­ные уста­новки, не под­твер­дили воз­мож­ность их даль­нейшей безо­пас­ной работы. Ледокол был выведен из экс­плу­а­та­ции, отслу­жив на два года больше про­ек­т­ного срока, и, после выгрузки отра­бо­тан­ного топлива, напра­в­лен в отстой.


Ледокол «Совет­ский Союз»

Ледокол «Совет­ский Союз» стал чет­вер­тым кора­блем серии «Арктика» и вторым кора­блем проекта 10521. Его проект прак­ти­че­ски пол­но­стью соот­вет­ство­вал проекту своего предше­ствен­ника — ледо­колу «Россия», и корабль обладал теми же тех­ни­че­скими харак­те­ри­сти­ками.

Атомный ледокол «Совет­ский Союз» также стро­ился на Бал­тийском заводе. Он был спущен на воду 31 декабря 1986 года, а 30 декабря 1989 года был принят в экс­плу­а­та­цию в составе Мур­ман­ского паро­ход­ства.

Как и другие ледо­колы класса «Арктика», ледокол «Совет­ский Союз» обес­пе­чи­вал круг­ло­го­дич­ные нави­га­ции в запад­ном и вос­точ­ном районах Арктики, при­ни­мал участие в спа­са­тель­ных опе­ра­циях. Время для эко­но­мики страны было тяжелое, гру­зо­о­бо­рот на Север­ном морском пути посто­янно сокра­щался, а ледо­колы лишались работы. Чтобы под­дер­жать бюджет паро­ход­ства, было принято решение пре­вра­тить корабль в сво­е­об­разный кру­изный лайнер и отправить в экзоти­че­ское пла­ва­ние на Север­ный полюс, тем более что ледокол «Россия» уже стал пер­во­про­ход­цем арк­ти­че­ского туризма. Такого экс­клю­зив­ного путе­ше­ствия не могла пред­ло­жить ни одна страна в мире, поэтому туры, несмо­тря на высокую сто­и­мость, поль­зо­вались высоким спросом. В 1991 и 1992 гг. «Совет­ский Союз» совер­шил несколько рейсов к Север­ному полюсу с тури­стами на борту, пов­то­рив затем пла­ва­ние в 1997 и 1998 гг.

В один из круизов ледокол «Совет­ский Союз» привез и выгру­зил на лед Север­ного полюса авто­мо­биль «Москвич-2141». Таким нео­быч­ным шагом руко­вод­ство АЗЛК хотело про­дви­нуть свою про­дук­цию на Запад, ведь боль­шин­ство арк­ти­че­ских «тури­стов» были гра­жда­нами США и Европы. На импро­ви­зи­ро­ван­ном аук­ци­оне авто­мо­биль продали за 12 тыс. дол­ла­ров вла­дельцу сети авто­за­пра­вок из США, а позднее бла­го­по­лучно доставили счаст­ли­вому поку­па­телю на родину. Таким образом, был уста­но­в­лен исто­ри­че­ский мак­си­мум цены на «Москвич-2141».

Во время тран­с­по­ляр­ного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было уста­но­в­лено на дрейфу­ю­щий лед 5 авто­ма­ти­че­ских мете­о­роло­ги­че­ских ледовых станций и один аме­ри­кан­ский мете­о­роло­ги­че­ский буй. Методы уста­новки — пере­носка станций с борта ледо­кола на выбран­ную льдину или доставка станций к дрейфу­ю­щей льдине вер­толётом ледо­кола.

Во время тран­с­по­ляр­ного круиза ледо­кола «Совет­ский Союз» в 1992 году под коман­до­ва­нием капитана А. Г. Гор­ш­ков­ского на стоянке в точке Север­ного Полюса 23 августа 1992 года на флаг­штоке судна были подняты Андре­ев­ский флаг и флаг города Санкт-Петер­бурга в честь русских море­пла­ва­те­лей и кора­бе­лов Бал­тийского завода. Подъём флагов осу­ще­ствил пас­са­жир­ский помощ­ник капитана Н. Н. Румян­цев.

Тяжелая ситу­а­ция в энер­гетике страны, обу­сло­в­лен­ная высокой долей непла­те­жей про­из­во­ди­те­лям элек­тро­энер­гии, под­тол­к­нула руко­вод­ство паро­ход­ства к идее исполь­зо­ва­ния энер­гети­че­ской уста­новки ледо­кола для энер­гос­наб­же­ния внешних потре­би­те­лей. В марте 2002 года во время стоянки ледо­кола «Совет­ский Союз» у причала в Мур­ман­ске впервые в прак­тике его энер­гети­че­скую уста­новку исполь­зо­вали для элек­трос­наб­же­ния бере­го­вых объек­тов, при этом мощ­ность ядерной энер­го­у­ста­новки дости­гала 50 МВт. С тех­ни­че­ской точки зрения экс­пе­ри­мент прошел успешно, но эко­но­мика про­цесса не выдер­жи­вала никакой критики. Проект был признан нерен­та­бель­ным.

В 2004 году ледокол «Совет­ский Союз» стал одним из трех ледо­колов, участ­во­вав­ших в иссле­до­ва­ниях влияния глобаль­ного потеп­ле­ния в Арктике.

С 2010 года ледокол «Совет­ский Союз» не экс­плу­а­ти­ро­вался. Он был выведен из состава флота из-за сни­же­ния объемов работ в Арктике. Корабль ока­зался без работы и, нево­с­тре­бо­ван­ный, про­стоял несколько лет у пирса в ожи­да­нии ути­ли­за­ции. Судно в этот период даже исполь­зо­ва­лось как источ­ник запас­ных частей для других ледо­колов такого же проекта: «Россия», «Ямал» и «Арктика».

Однако в 2013 году из экс­плу­а­та­ции был выведен ледокол «Россия». Вос­пол­нить этот пробел было решено воз­вра­ще­нием в строй ледо­кола «Совет­ский Союз». В 2014 году руко­вод­ство Роса­тома приняло решение к 2018 году вос­ста­но­вить корабль и задейство­вать его в новых шель­фо­вых «газовых» про­ек­тах, причем после про­д­ле­ния ресурса реак­тор­ной уста­новки ледокол «Совет­ский Союз» мог бы про­с­лу­жить еще 20 лет. Однако вве­де­ние санкций в отно­ше­нии России поставило крест на газовых про­ек­тах на шельфе Кар­ского моря, и ледокол вновь ока­зался без работы.

Чтобы окон­ча­тельно не поте­рять корабль, в начале 2016 года Росатом пред­ло­жил Мино­бо­роны модер­ни­зи­ро­вать ледокол «Совет­ский Союз», уста­но­вив на него спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние воен­ного харак­тера. После этого корабль можно будет исполь­зо­вать в арк­ти­че­ских водах в каче­стве подвиж­ного коман­д­ного пункта для недавно соз­дан­ного Объе­динён­ного стра­те­ги­че­ского коман­до­ва­ния «Север». В пользу такого пред­ло­же­ния говорил также тот факт, что ледокол проекта 10521 изна­чально спро­ек­ти­ро­ван таким образом, чтобы за корот­кое время его можно было доо­бо­ру­до­вать в боевой вспо­мо­га­тель­ный крейсер. Причем часть воен­ного обо­ру­до­ва­ния нахо­ди­лось в закон­сер­ви­ро­ван­ном состо­я­нии на борту, а часть — на бере­го­вых складах. Однако Мино­бо­роны сочло, что для пред­ла­га­е­мой цели корабль избы­то­чен по мощ­но­сти и в его исполь­зо­ва­нии нет эко­но­ми­че­ской целе­со­об­раз­но­сти.

В августе 2017 года ФГУП «Атом­флот» приняло окон­ча­тель­ное решение об ути­ли­за­ции ледо­кола «Совет­ский Союз».


Ледокол «Ямал»

Ледокол «Ямал» стал пятым кора­блем серии «Арктика» проекта 10521.

Изна­чально корабль был заложен под именем «Октя­брь­ская рево­лю­ция» 31 октября 1986 года на Бал­тийском заводе в Ленин­граде. Спуск на воду состо­ялся 4 октября 1989 года. 28 октября 1992 года на судне состо­я­лась тор­же­ствен­ная цере­мо­ния подъема Госу­дар­ствен­ного флага — уже флага России, а не СССР. Перед этим он получил свое совре­мен­ное имя «Ямал» — в честь полу­о­строва Ямал на Северо-западе Сибири, озна­ча­ю­щее «Конец Земли» на ненец­ком языке. После серии испы­та­ний, в ходе которых под­твер­ди­лись все зало­жен­ные в него харак­те­ри­стики, судно вошло в состав Мур­ман­ского мор­ского паро­ход­ства.

Для соблю­де­ния эколо­ги­че­ских тре­бо­ва­ний на ледо­коле «Ямал» были уста­но­в­лены уста­новки по сжи­га­нию судовых отходов, очистке и обез­за­ра­жи­ва­нию сточных вод. На корабле имелся вер­то­лет Ми-8Т и несколько лодок Zodiac.

Ледокол «Ямал» выпол­нял свою пред­на­зна­чен­ную роль по под­дер­жа­нию откры­тых судо­ход­ных путей, а также пере­во­зил пас­са­жи­ров на арк­ти­че­ских экс­кур­сиях. Ледокол «Ямал» стал седьмым кора­блем, достиг­шим Север­ного полюса. Всего он совер­шил туда 46 рейсов.

В июле 1994 года корабль совер­шил экс­кур­сию к Север­ному полюсу вместе с NSF (Наци­о­наль­ный научный фонд США), чтобы отпразд­но­вать офи­ци­аль­ное первое пла­ва­ние. Нахо­дясь точно на Север­ном полюсе, что под­твер­жда­лось коор­ди­на­тами спут­ни­ков GPS и Inmarsat, экипаж и пас­са­жиры устро­или на льду барбекю. Тем­пе­ра­тура окру­жа­ю­щей среды при этом составила -23°C. 21 июля 1994 года капитан судна А. А. Смирнов орга­ни­зо­вал вече­ринку по пла­ва­нию, на которой У. Раунтри (США) был заре­ги­стри­ро­ван как первый человек, когда-либо пла­вав­ший на Север­ном полюсе.

В 1994 году ледокол «Ямал» обзавелся «акульей улыбкой» на носу корабля. Рисунок нанесли на судно для дет­ского круиза к Север­ному полюсу. В рамках одной из гума­нитар­ных про­грамм ледокол «Ямал» тогда доставил на вершину планеты 55 музы­кально ода­рен­ных под­рост­ков из разных стран мира, где они провели концерт. С уста­но­в­лен­ных на борту, на льду и на вер­то­лете виде­о­ка­мер 23 августа 1994 года велась первая в истории прямая тран­с­ля­ция рос­сийского теле­ви­де­ния с Север­ного полюса. Для того времени это было неве­ро­ят­ное событие.

История рисунка нео­бычна. За несколько дней до выхода в «детский» круиз экипаж решил добавить кораблю некую «изю­минку», и после долгих раз­ду­мы­ва­ний скло­ни­лись к рисунку акульей пасти. Об этой идее доло­жили капитану, который, не вникая, дал добро на рисунок, после чего он был нанесен на борта. На сле­ду­ю­щий день руко­вод­ство ком­па­нии, увидев сде­лан­ное, в кате­го­ри­че­ской форме потре­бо­вало закра­сить его, но до круиза оста­вались считан­ные часы, выпол­нить это решение было невоз­можно совсем, поэтому было приняло решение выйти с «зубами», но по воз­вра­ще­нию в порт их закра­сить. Но пас­са­жиры, в осо­бен­но­сти дети, оценили «улыбку» ледо­кола, а кадры ледо­кола «Ямал» с рисун­ком разо­шлись по всему миру. После этого по прось­бам турфирм руко­вод­ство ком­па­нии приняло решение оставить всё как есть.

В 2000 году ледокол «Ямал» участ­во­вал в экс­пе­ди­ции на Север­ный полюс для встречи тре­тьего тыся­че­летия.

Побы­вав­шие на корабле «арк­ти­че­ские» туристы отме­чали, что основ­ными непри­выч­ными для них звуками были треск лома­ю­ще­гося льда, скрип самого судна и завы­ва­ние ветра. Когда ледокол «Ямал» шел по откры­той воде, то качка ощу­ща­лась только при ско­ро­сти, близкой к мак­си­маль­ной. Если корабль пре­о­до­ле­вал неболь­шой и ровный ледовый покров, то его ход был вполне плавный, срав­ни­мый с ездой на авто­мо­биле. Чем больше толщина, тем сильнее были гул и виб­ра­ция на борту, сви­детель­ству­ю­щие о тяжести работы ледо­кола.

Поскольку изна­чально ледокол «Ямал» не пред­на­зна­чался для пере­возки пас­са­жи­ров, с целью ком­форт­ного их раз­ме­ще­ния экипаж на время круизов рас­се­ляли на двух нижних, жилых палубах по несколько человек в каюту (прак­ти­че­ски все каюты на ледо­коле одно­мест­ные, за исклю­че­нием при­мерно 10), в своих каютах оста­вались только капитан и главный механик.

В рас­по­ря­же­нии тури­стов было 50 пас­са­жир­ских кают и люксов, все с туа­летами, наруж­ными окнами, теле­ви­зо­ром и пись­мен­ным столом. Пас­са­жиры могли поль­зо­ваться большой столо­вой, спо­соб­ной вме­стить всех 100 пас­са­жи­ров за один присест, биб­ли­о­те­кой, кино­те­а­т­ром, волейболь­ной пло­щад­кой, тре­на­жер­ным залом, крытым бас­сей­ном с подо­гре­вом, сауной...

После 2008 года «Ямал» уже не совер­шал круизы на Север­ный полюс, совер­шив в общей слож­но­сти 47 экс­пе­ди­ций на вершину Земли.

Основ­ным занятием ледо­кола «Ямал» стало сопро­во­жде­ние судов по замерз­шим север­ным морям, доставки грузов и поляр­ни­ков на дрейфу­ю­щие станции, участие в спа­са­тель­ных работах. Весьма насы­щен­ным стал для корабля период августа-сен­тя­бря 2009 года. В конце августа ледокол «Ямал» прибыл к дрейфу­ю­щей станции «Север­ный полюс 36». Экс­пе­ди­цию СП-36 было решено снять с льдины раньше запла­ни­ро­ван­ного срока, так как льдина с поляр­ни­ками ока­за­лась непо­сред­ственно у тер­ри­то­ри­аль­ных вод Грен­лан­дии, в связи с чем повы­си­лась веро­ят­ность ее разлома. 27 августа ледокол при­бли­зился к льдине и начал погрузку СП-36. Всего с дрейфу­ю­щей льдины были сняты 18 поляр­ни­ков, две собаки и более 150 тонн обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов станции, а также кон­тейнеры с тех­ни­че­ским мусором и быто­выми отхо­дами. После завер­ше­ния всех работ ледокол «Ямал» направился через поля спло­чен­ных льдов арк­ти­че­ского бас­сейна Север­ного Ледо­ви­того океана в аква­то­рию Вос­точ­ной Арктики для высадки на заранее выбран­ную льдину новой СП-37, члены которой в коли­че­стве 15 человек нахо­ди­лись на борту корабля. 7 сен­тя­бря 2009 года экс­пе­ди­ция СП-37 была выса­жена на льдину. В выгрузке обо­ру­до­ва­ния и про­до­воль­ствия для СП-37 при­ни­мали участие 7 кур­сан­тов 4-го курса Госу­дар­ствен­ной Ака­демии им. адми­рала С. О. Мака­рова. Выпол­нив свою миссию, ледокол отправился в порт Мур­ман­ска, когда посту­пили два сигнала бед­ствия: один — с ледо­кола «Россия» с прось­бой забрать забо­лев­шего члена команды, а другой — от десятой архе­оло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции, зани­мав­шейся в бухте Ледяная Гавань архипе­лага Новая Земля изу­че­нием стоянки гол­лан­д­ской экс­пе­ди­ции В. Баренца 1596 года (у них силь­нейшим ветром унесло палатки и обо­ру­до­ва­ние). Вначале ледокол «Ямал» забрал боль­ного с ледо­кола «Россия», а затем встретил лодку архе­оло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции с 4 архе­оло­гами на борту. За осталь­ными архе­оло­гами был напра­в­лен вер­то­лет, доставив­ший их на борт ледо­кола. После этого корабль окон­ча­тельно взял курс на Мур­манск.

В августе 2011 года ледо­колы «Ямал» и «50 лет Победы» провели по Север­ному мор­скому пути самый большой танкер в его истории — судно «Вла­димир Тихонов» с газо­кон­ден­са­том дед­вейтом более 162 000 тонн, что зна­чи­тельно пре­вы­шало по размеру сами ледо­колы.

Слу­чались с ледо­колом «Ямал» и непри­ят­ные инци­денты. Так, 23 декабря 1996 года на судне возник пожар, в резуль­тате кото­рого погиб 1 член экипажа. Атомные реак­торы при этом не постра­дали, огонь был потушен в течение 30 минут. А 16 марта 2009 года в Ени­сейском заливе Кар­ского моря во время ледовой про­водки про­и­зо­шло стол­к­но­ве­ние ледо­кола «Ямала» с тан­ке­ром «Индига», который получил повре­жде­ние палубы и был доведен ледо­колом «Ямал» в Севе­ро­двинск для ремонта.

Ледокол «Ямал» обо­ру­до­ван вер­то­лет­ной пло­щад­кой и ангаром, как и другие ледо­колы проекта 1052. Раньше вер­то­леты явля­лись абсо­лютно необ­хо­ди­мыми для про­ве­де­ния ледовой раз­ведки, так как на основе полу­чен­ных с вер­то­лета данных гид­ролог давал реко­мен­да­ции, как и куда дви­гаться дальше. Со вре­ме­нем вер­то­лет стал исполь­зо­ваться на ледо­коле в зави­си­мо­сти от реша­е­мых задач, что было обу­сло­в­лено эко­но­ми­кой рейса. Кроме того, ави­а­ци­он­ную раз­ведку все больше теснили косми­че­ские тех­ноло­гии, так как с их раз­ви­тием прак­ти­че­ски всю инфор­ма­цию о состо­я­нии ледя­ного покрова в Арктике экипажи судов могли полу­чать со спут­ни­ков.

Для полу­че­ния данных о ледовой обста­новке в режиме реаль­ного времени Россия начала также исполь­зо­вать в арк­ти­че­ских широтах бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­раты (БПЛА). Так, 1 февраля 2024 года завер­ши­лись испы­та­ний ком­плекса ледовой раз­ведки на базе БПЛА. На послед­нем, третьем этапе аппарат запус­кали с ледо­кола «Ямал» вдоль под­ход­ного канала к Обской губе Кар­ского моря. Несмо­тря на сложные мете­о­у­сло­вия, испы­та­ния прошли успешно. БПЛА пере­да­вал на ледокол в режиме реаль­ного времени ради­оло­ка­ци­он­ные снимки и виде­о­за­писи в опти­че­ском и инфра­крас­ном диа­па­зоне. Кроме того, впервые была отра­бо­тана авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная посадка бес­пи­лот­ника на палубу ледо­кола без участия опе­ра­тора.

В послед­ние годы интен­сив­ность работы атомных ледо­колов воз­ро­сла, в среднем ледокол «Ямал» исполь­зу­ется 9 месяцев в году.


Ледокол «50 лет Победы»

Ледокол «50 лет Победы» стал шестым и послед­ним кора­блем серии «Арктика» проекта 10521.

Корабль был заложен в СССР 4 октября 1989 года в Ленин­граде на Бал­тийском заводе под именем «Урал», а спущен на воду в Рос­сийской Феде­ра­ции 29 декабря 1993 года в Санкт-Петер­бурге под именем «50 лет Победы». Поли­ти­че­ские пере­мены в стране опре­де­лили и сложное «рожде­ние» корабля. Даль­нейшее стро­и­тель­ство было при­о­ста­но­в­лено из-за отсут­ствия средств, более того, за долгие годы бес­по­лез­ного простоя у причала Бал­тийского завода судно несколько раз бук­вально чудом избе­жало ути­ли­за­ции. Стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола было про­дол­жено в 2003 году, после того, как Бал­тийский завод вошел в струк­туру судо­стро­и­тель­ных активов Объе­ди­нен­ной про­мыш­лен­ной кор­по­ра­ции, а на достройку ато­мо­хода были выде­лены госу­дар­ствен­ные сред­ства.

В 2005 году капита­ном ледо­кола назна­чили В. С. Давы­дянца.

1 февраля 2007 года завер­ши­лись швар­то­вые испы­та­ния атом­ного ледо­кола «50 лет Победы». Из аква­то­рии Невы ледокол вышел с помощью бук­си­ров, погру­зил в морском порту Санкт-Петер­бурга запасы топлива, пресной и пита­тель­ной воды, и отправится своим ходом в Финский залив Бал­тийского моря на ходовые испы­та­ния. В течение двух недель спе­ци­али­сты пред­при­ятия испы­ты­вали судно на ско­рость и мане­врен­ность, тести­ро­вали работу энер­гети­че­ских уста­но­вок и других устройств и меха­низ­мов ледо­кола. 17 февраля госу­дар­ствен­ные ходовые испы­та­ния ледо­кола «50 лет Победы» успешно закон­чи­лись. Корабль показал высокую мане­врен­ность, надеж­ность и мак­си­маль­ную ско­рость 21,4 узла.

23 марта 2007 года на атомном ледо­коле «50 лет Победы» был под­пи­сан акт приема-пере­дачи судна Мур­ман­скому мор­скому паро­ход­ству и поднят госу­дар­ствен­ный флаг Рос­сийской феде­ра­ции. 2 апреля 2007 года ато­мо­ход покинул Бал­тийский завод и 11 апреля 2007 года пришёл в посто­ян­ный порт при­писки Мур­манск. На долгие годы ледокол «50 лет Победы» стал флаг­ма­ном рос­сийского атом­ного ледо­коль­ного флота и круп­нейшим ледо­колом в мире.

Кон­струк­ция корабля претер­пела неко­то­рые изме­не­ния по срав­не­нию со своими предше­ствен­ни­ками. Так его длина выросла до 159,6 м, соот­вет­ственно воз­ро­сло и водо­из­ме­ще­ние судна до 25 840 т.

Во многом данное судно можно назвать экс­пе­ри­мен­таль­ным, ведь при его про­ек­ти­ро­ва­нии при­ме­нили ряд инно­ва­ци­он­ных решений. Так, ледокол «50 лет Победы» един­ствен­ный в мире имел ледовый пояс, уси­ли­ва­ю­щий нижнюю часть корпуса и выпол­нен­ный из биметал­ли­че­ских листов: судовой стали в каче­стве основы и пла­ки­ру­ю­щего слоя из нер­жаве­ю­щей стали. Пла­ки­ру­ю­щий слой защи­щает основ­ной от неиз­беж­ной кор­ро­зии в морской воде и сопут­ству­ю­щего ей воз­ник­но­ве­ния шеро­хо­ва­то­сти, поз­во­ляя сохра­нять глад­кость поверх­но­сти, что заметно снижает трение корпуса об лёд и повы­шает льдо­про­хо­ди­мость судна, а также уве­ли­чи­вает ско­рость и снижает энер­го­за­траты. Форма носовой части пред­ста­в­ляет собой ложку, что поз­во­ляет наи­бо­лее эффек­тивно исполь­зо­вать ледокол. Кроме того на корабле была уста­но­в­лена циф­ро­вая система авто­ма­ти­че­ского упра­в­ле­ния нового поко­ле­ния, модер­ни­зи­ро­ван ком­плекс средств биоло­ги­че­ской защиты атомной энер­гети­че­ской уста­новки, про­шедший пере­о­сви­детель­ство­ва­ние в соот­вет­ствии с послед­ними тре­бо­ва­ни­ями Гостех­над­зора. На корабле имеется также эколо­ги­че­ский отсек, осна­щен­ный обо­ру­до­ва­нием для сбора и ути­ли­за­ции всех про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти судна. Всё это открыло ледо­колу воз­мож­ность эффек­тивно выпол­нять изна­чально поста­в­лен­ные для него задачи, главная из которых — каче­ствен­ное обслу­жи­ва­ние Север­ного мор­ского пути.

С 2008 года ледокол «50 лет Победы» стал совер­шать рейсы к Север­ному полюсу с тури­стами на борту, боль­шин­ство которых соста­в­ляли ино­странцы, при­быв­шие из Китая, Америки и Европы. Мак­си­маль­ное число тури­стов на борту — 130 человек. Так как кон­струк­торы не пре­ду­смо­трели для тури­стов спе­ци­аль­ных кают, на время круиза экипаж отдает свои про­стор­ные каюты гостям, а сам пере­ме­ща­ется на палубы ниже.

Летом-осенью 2011 года ледокол «50 лет Победы» про­де­лал не только большую работу по про­вод­кам судов на трассах Сев­мор­пути, но и провел научные иссле­до­ва­ния, которые осу­ще­ст­в­ля­лись сов­местно со штабом морских опе­ра­ций СМП в целях обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти Север­ного мор­ского пути. На корабль воз­ла­га­лась задача про­из­ве­сти промер глубин в мел­ко­вод­ных районах Кар­ского и Вос­точно-Сибир­ского морей для нахо­жде­ния крупных стамух. Cтамухи — это торо­си­стые, «усев­ши­еся» на мели ледовые обра­зо­ва­ния, которые обычно обра­зу­ются в мел­ко­вод­ных районах замер­за­ю­щих морей. С ледо­кола спус­кали катер, про­из­во­дили эхоло­том замеры, затем нано­сили на карты уточ­нен­ные све­де­ния.

Кроме того, ато­мо­ход «50 лет Победы» в начале 4-месяч­ного рейса осу­ще­ствил четыре тури­сти­че­ских поездки на Север­ный Полюс. А в конце августа 2011 года он вместе с ледо­колом «Ямал» провел по СМП круп­нейший за всю историю ледо­коль­ных про­во­док танкер «Вла­димир Тихонов» ком­па­нии «Сов­ком­флот». Судно с газо­кон­ден­са­том дед­вейтом более 162 тыс. тонн длиной 280 метров, шириной 50 метров и осадкой более 13 метров прошло Север­ным морским путем в сопро­во­жде­нии ато­мо­хо­дов в рекор­дно корот­кий срок — 7,5 суток.

В октябре 2013 года ледо­колу «50 лет Победы» выпала честь участ­во­вать в эста­фете олим­пийского огня. В ночь с 19 на 20 октября капитан ледо­кола В. С. Давы­дянц зажёг олим­пийский факел от спе­ци­аль­ной лампады, которую везли по Барен­цеву морю к Север­ному полюсу, в тот самый момент, когда завер­шил свой бег факе­ло­но­сец в Яро­с­ла­вле. В доставке факела к Север­ному полюсу участ­во­вали 11 факе­ло­нос­цев, непо­сред­ственно Чашу огня «Сочи 2014» зажёг А. Н. Чилин­га­ров.

20 октября 2016 года атомный ледокол «50 лет Победы» завер­шил в Вос­точно-Сибир­ском море спа­са­тель­ную опе­ра­цию по выводу из зоны мно­го­лет­него льда научно-иссле­до­ва­тель­ского судна «Виктор Буй­ниц­кий». В районе острова Де Лонга в Вос­точно-Сибир­ском море экипаж НИС «Виктор Буй­ниц­кий» выпол­нял ком­плекс научных иссле­до­ва­ний, включая инстру­мен­таль­ную оценку рельефа дна района, пред­по­ла­га­е­мого места затоп­ле­ния судна «Жаннета» экс­пе­ди­ции Де Лонга. В ходе работ судно попало в зону мно­го­лет­него льда, после чего само­сто­я­тель­ное дви­же­ние судна стало невоз­мож­ным. Бла­го­даря про­фес­си­о­нализму экипажа ледо­кола «50 лет Победы» научно-иссле­до­ва­тель­ское судно «Виктор Буй­ниц­кий» удалось опе­ра­тивно вывести в зону чистой воды.

За ледо­колом «50 лет Победы» чис­лится немало рекор­дов. Так, впервые в истории арк­ти­че­ской нави­га­ции он совер­шил сверх­по­зд­ний тран­зит­ный рейс: 21 декабря 2016 года в районе Берин­гова пролива взял под про­водку модуле­воз AUDAX, сухо­груз «Арктика-1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс про­д­лился две недели и завер­шился 3 января 2017 года.

А 25 августа 2017 года ледокол «50 лет Победы» совер­шил из Мур­ман­ска рекор­д­ный рейс до Север­ного полюса, в ходе кото­рого вершина Земли была достиг­нута за 3 суток, а точнее, за 91 час и 12 минут, вместо обычных 5 суток. Ледокол стал первым судном, которое дости­гло Север­ного полюса в поляр­ную ночью. Рейс был посвя­щен 40-летию поко­ре­ния полюса атомным ледо­колом «Арктика», а места тури­стов на борту ледо­кола зани­мали участ­ники той первой экс­пе­ди­ции, а также ученые и кон­струк­торы ледо­колов. По тра­ди­ции с дости­же­нием гео­гра­фи­че­ской точки Север­ного полюса судно даёт долгий гудок — достиг­нута «вершина мира».

19 февраля 2021 года в порту Сабетта, рас­поло­жен­ном в Обской губе Кар­ского моря, атомный ледокол «50 лет Победы» завер­шил про­водку танкера-газо­воза «Кристоф де Маржери». Впервые в истории арк­ти­че­ской нави­га­ции в данный период ато­мо­ход провел судно от мыса Дежнева через всю аква­то­рию Север­ного мор­ского пути, пре­о­до­лев дистан­цию про­тя­жен­но­стью 2449 морских миль.

4 июня 2023 года атомный ледокол «50 лет Победы» вер­нулся в порт при­писки Мур­манск. С ноября 2022 года экипаж ато­мо­хода обес­пе­чил безо­пас­ную про­водку 125 судов на морском канале Обской губы и в Карском море, пройдя 28500 миль. После пла­но­вого доко­вого ремонта в плав­доке ФГУП «Атом­флот» экипаж корабля начал под­го­товку к новым рейсам.


Справка

В 2008 году вместо Мур­ман­ского мор­ского паро­ход­ства ледо­коль­ным флотом стало зани­маться ФГУП «Атом­флот», которое вошло в состав Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом» на осно­ва­нии Указа Пре­зи­дента Рос­сийской Феде­ра­ции «О мерах по соз­да­нию Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ФГУП «Атом­флот» пере­даны суда с ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой и суда атом­ного тех­ноло­ги­че­ского обслу­жи­ва­ния.