Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 10520 «Арктика» и др.

Глав­ные задачи ледо­ко­лов этого про­екта («Арк­тика», «Сибирь», «Рос­сия», «Совет­ский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») — обслужи­ва­ние Север­ного мор­ского пути и сопро­вож­де­ние раз­лич­ных экс­пе­диций в Арк­тике.

Пер­вый, вто­рой, тре­тий... шестой

Ледо­колы про­екта 10520/10521.

Ледо­кол «Арк­тика»

Рост объемов и изме­не­ние харак­тера пере­во­зок гру­зов на трассе Север­ного мор­ского пути, а также выдающа­яся роль, кото­рую сыг­рали ледо­колы в раз­ви­тии отда­лен­ных райо­нов Сибири и Даль­него Востока в начале 60-х годов XX века, вызвали необ­хо­димость совершен­ство­ва­ния совет­ского ледо­коль­ного флота. Положи­тель­ные результаты экс­плу­а­тации атом­ного ледо­кола «Ленин» в 1960-1963 гг. стали осно­ва­нием для стро­и­тельства целой серии атом­ных ледо­ко­лов вто­рого поко­ле­ния повышен­ной льдопро­хо­димо­сти с атом­ной уста­нов­кой большей мощ­но­сти. В 1964 году вышло сразу два Поста­нов­ле­ния СМ СССР (№ 667-271 от 06.08.1964 и № 680-280 от 10.08.1964), преду­смат­ри­вающие про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку серии новых атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052, а также про­ек­ти­ро­ва­ние и поставку обо­ру­до­ва­ния ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки для голов­ного ледо­кола этой серии.

За раз­ра­ботку про­екта новой ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ЯППУ) для нового ледо­кола мощ­но­стью 159 МВт вновь отве­чало ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (впо­след­ствии ОКБМ) под руко­вод­ством И. И. Афри­кан­това. Глав­ной кон­струк­тив­ной осо­бен­но­стью уста­новки, полу­чившей индекс ОК-900, стал блоч­ный узел компо­новки основ­ного обо­ру­до­ва­ния реак­тор–паро­ге­не­ра­тор–гид­ро­камера, соеди­нен­ного тол­сто­стен­ными патруб­ками по принципу «труба в трубе». Эта ориги­наль­ная кон­струкция, поз­во­лившая исклю­чить длин­ные тру­бопро­воды большого диаметра пер­вого кон­тура, а также при­ме­не­ние съем­ных элемен­тов био­логи­че­ской защиты, решила вопрос ремон­топри­год­но­сти реак­тор­ной уста­новки, состав­лявший серьез­ную про­блему преж­него реак­тора ОК-150.

Тра­диция созда­ния новых реак­тор­ных уста­но­вок в СССР преду­смат­ри­вала обя­за­тель­ную отра­ботку уста­новки на ее назем­ном про­то­типе, но вне­пла­но­вое при­ме­не­ние ЯППУ ОК-900 на атом­ном ледо­коле «Ленин» поз­во­ляло про­ве­рить все при­ня­тые схем­ные и кон­струк­тор­ские реше­ния в реаль­ных усло­виях, отра­бо­тать системы и обо­ру­до­ва­ние перед запус­ком их в серий­ное про­из­вод­ство для ледо­ко­лов про­екта 1052. Вне­сен­ные в кон­струкцию реак­тор­ной уста­новки новации поз­во­лили под­нять мощ­ность реак­тора до 171 МВт, после чего реак­тор полу­чил индекс ОК-190А и стал осно­вой ЯППУ голов­ного ледо­кола «Арк­тика» и всех после­дующих атом­ных ледо­ко­лов серии «Арк­тика».

В период раз­ра­ботки про­екта ледо­кола кон­струк­торы ОКБ и ЦКБ-15 в тес­ном сотруд­ни­че­стве со спе­ци­а­ли­стами Мини­стер­ства мор­ского флота и Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства и уче­ными Арк­ти­че­ского и Антарк­ти­че­ского научно-иссле­до­ва­тельского инсти­тута с уче­том опыта экс­плу­а­тации пер­вого атом­ного ледо­кола «Ленин» про­вели раз­лич­ные науч­ные раз­ра­ботки, результа­том кото­рых стало созда­ние нескольких десят­ков новых видов обо­ру­до­ва­ния и систем. Была про­из­ве­дена замена ряда мате­ри­а­лов на сплавы, более устой­чи­вые к кор­ро­зии под напряже­нием.

Кон­струк­то­рами и про­ек­ти­ровщи­кам нового атомо­хода были решены многие слож­ные задачи, а самое глав­ное, им уда­лось суще­ственно повы­сить степень надеж­но­сти всего комплекса обо­ру­до­ва­ния и ответ­ствен­ных элемен­тов ледо­кола. Напри­мер, реак­торы атомо­хода теперь размеща­лись в отдель­ных газоплот­ных отсе­ках, имеющих надеж­ную био­логи­че­скую защиту. Работу реак­тор­ных уста­но­вок кон­тро­ли­ро­вала спе­ци­аль­ная система ради­аци­он­ного кон­троля, с помощью кото­рой опе­ра­тор мог оце­нить состо­я­ние теп­ло­но­си­теля, целост­ность обо­ло­чек твэ­лов и герме­тич­ность обо­ру­до­ва­ния ЯППУ. Управ­ле­ние реак­то­рами и обслужи­вающими их системами про­из­во­ди­лось с пультов, рас­по­ложен­ных в цен­траль­ном посту. Информация на пультах в циф­ро­вом виде в соче­та­нии с мнемо­схемами поз­во­ляла опе­ра­тивно вести управ­ле­ние и пра­вильно оце­ни­вать про­те­ка­ние процес­сов в реак­тор­ной уста­новке на всех режимах ее экс­плу­а­тации.

При­боры управ­ле­ния ледо­ко­лом впер­вые в оте­че­ствен­ном ледо­ко­ло­стро­е­нии разме­стили в пультах судо­вож­де­ния, рас­по­ложен­ных в ходо­вой рубке. Хороший обзор, нали­чие на кры­льях ходо­вой рубки пультов управ­ле­ния греб­ной элек­три­че­ской уста­нов­кой поз­во­ляли капи­тану уве­ренно выпол­нять слож­ные маневры во льдах.

Стро­и­тельство голов­ного корабля, полу­чившего назва­ние «Арк­тика», нача­лось 3 июля 1971 года на Бал­тийском заводе им. С. Орджо­ни­кидзе в Ленинграде.

По про­екту 10520 корабль обла­дал сле­дующими габа­ри­тами: длина наи­большая — 147,9 м, ширина наи­большая — 29,9 м, высота борта — 17,2 м. Пол­ное водо­измеще­ние ледо­кола состав­ляло 20 905 т. Глав­ная двига­тель­ная уста­новка выда­вала мощ­ность 75 тыс. л. с., что поз­во­ляло кораблю раз­вить на чистой воде мак­сималь­ную ско­рость хода 20,8 узла и сред­нюю ско­рость 3 узла при взламы­ва­нии льда толщи­ной 2-3 метра.

Ледо­кол «Арк­тика» имел двой­ной корпус — толщина стенки внеш­него корпуса состав­ляла 48 мм, а внут­рен­него — 25 мм, про­стран­ство между ними исполь­зо­ва­лось для бал­ла­сти­ровки водой. Литой сталь­ной нос корабля имел толщину 50 см и дуго­об­раз­ную форму, что облег­чало ледо­коль­ную про­водку, при этом изгиб созда­вал большую динами­че­скую силу для раз­ру­ше­ния льда, чем прямой нос.

Три винта фик­си­ро­ван­ного шага обес­пе­чи­вали ледо­колу «Арк­тика» тягу, мощ­ность и манев­рен­ность. Винты пра­вого борта и цен­траль­ной линии враща­лись по часо­вой стрелке, в то время как левый винт для компен­сации вращался про­тив часо­вой стрелки. Каж­дый греб­ной винт рас­по­ложен на конце 20-мет­ро­вого вала и снабжен четырьмя лопа­стями. В каче­стве резерва на корабле преду­смот­рено нали­чие четырех запас­ных лопа­стей вме­сте с соот­вет­ствующим водо­лаз­ным сна­ряже­нием и инструмен­тами, чтобы ремонт греб­ного винта можно было про­из­во­дить в море. Такая опе­рация могла занимать от одного до четырех дней в зави­симо­сти от степени повре­жде­ния винта.

Как и у ледо­кола «Ленин», кон­струк­торы и судо­стро­и­тели поста­ра­лись сде­лать все возмож­ное для созда­ния экипажу мак­сималь­ных удобств. Корабль рас­по­лагал 155 каю­тами, большин­ство из кото­рых одно­мест­ные, клу­бом, биб­лио­те­кой, спорт­за­лом, баней, бас­сей­ном. Кают-компа­ния, сто­ло­вая, салоны и других помеще­ния были отде­ланы по спе­ци­аль­ному архи­тек­тур­ному про­екту с при­ме­не­нием пла­стика, ими­ти­рующего цен­ные породы дерева, син­те­ти­че­ских ков­ро­вых покрытий, а также ориги­наль­ных про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства, создан­ных ленинград­ским отде­лом Художе­ствен­ного фонда СССР. Осо­бен­но­стью ледо­ко­лов про­екта 1052 явля­ется возмож­ность перемеще­ния между любыми помеще­ни­ями судна без выхода на открытую палубу

Судо­вой медпункт не уступал по своей оснащен­но­сти хорошей берего­вой кли­нике. В него вхо­дили опе­раци­он­ная, рентген­ка­би­нет, кли­ни­че­ская лабо­ра­то­рия, сто­ма­то­логи­че­ский, физио­те­рапев­ти­че­ский и другие каби­неты с новейшей медицин­ской аппа­ра­ту­рой.

Спуск ледо­кола «Арк­тика» на воду состо­ялся 26 декабря 1972 года. Потре­бо­ва­лось еще два года, чтобы закон­чить мон­таж обо­ру­до­ва­ния, запу­стить реак­торы и про­ве­сти ходо­вые испыта­ний. Пла­вать ледо­колу пред­сто­яло в слож­ных ледо­вых усло­виях — он должен был вести суда в усло­виях ледо­вого поля толщи­ной до 3 мет­ров, поэтому швар­то­вые и ходо­вые испыта­ния велись до конца 1974 года. Помимо команды ледо­кола в испыта­ниях участ­во­вало еще 700 раз­лич­ных спе­ци­а­ли­стов, в том числе воен­ных. 17 декабря 1974 года с борта атом­ного ледо­кола «Арк­тика» в Москву и Ленинград были отправ­лены радиограммы, информи­рующие об успеш­ном заверше­нии ходо­вых испыта­ний. 25 апреля 1975 года состо­я­лись прием корабля в экс­плу­а­тацию и торже­ствен­ная цере­мо­ния подъема госу­дар­ствен­ного флага.

Пер­вым капи­та­ном атомо­хода в 1971 году был назна­чен опыт­ный ледо­вый капи­тан Ю. С. Кучиев, до этого водивший дизель­ные ледо­колы, а затем и ледо­кол «Ленин». Благо­даря повыше­нию уровня авто­ма­ти­за­ции реак­тор­ных уста­но­вок и меха­низмов корабля экипаж ледо­кола «Арк­тика» состоял из 150 чело­век. Экипаж в пол­ном составе участ­во­вал в постройке ледо­кола, а затем рабо­тал в каче­стве сда­точ­ной и при­емоч­ной команды, так что мат­росы и офицер­ский состав дос­ко­нально знали новую тех­нику.

В 1974–1976 гг. ледо­кол «Арк­тика» выпол­нил ряд рей­сов по марш­руту Север­ного мор­ского пути и был готов к слож­ному походу. Таким стал экс­пе­римен­таль­ный рейс атомо­хода в тан­деме с ледо­ко­лом «Мурманск» к полу­ост­рову Ямал в конце фев­раля 1977 года. В это время года лед по своим физи­че­ским свойствам резко отли­ча­ется от лет­него. Ледо­ко­лам при­хо­ди­лось рабо­тать на пол­ную мощ­ность и порой не с ходу, а уда­рами про­би­вать отдель­ные торосы. Так­ти­че­ский замы­сел заклю­чался в том, что «Арк­тика» про­кла­ды­вала канал, а «Мурманск» обес­пе­чи­вал расши­ре­ние канала и про­водку транспорт­ного судна.

Поляр­ный экс­пе­римент про­должался 50 суток, по исте­че­нии кото­рых на полу­ост­ров Ямал было достав­лено свыше 36 тыс. т гру­зов.

Теперь ледо­колу пред­сто­яло еще более слож­ное испыта­ние — экс­пе­диция на Север­ный пояс, что до этого не уда­ва­лось сде­лать ни одному судну.

Рейс пла­ни­ро­вался как научно-прак­ти­че­ский и экс­пе­римен­таль­ный. В нем участ­во­вали более 200 чело­век — уче­ные, моряки, воен­ные. Руко­вод­ство экс­пе­дицией взял лично на себя Т. Б. Гуженко, министр мор­ского флота СССР, кото­рый хотел про­де­мон­стри­ро­вать поли­ти­че­скому руко­вод­ству страны возмож­но­сти атом­ного ледо­коль­ного флота и экс­пе­римен­тально дока­зать потенциал расши­ре­ния судо­ход­ства по Север­ному мор­скому пути. Экс­пе­диция тща­тельно гото­ви­лась к любым возмож­ным труд­но­стям, для чего на борт судна были взяты два вер­то­лета, буль­до­зер, взрыв­чатка, мате­ри­алы для постройки аэро­дрома и про­ви­зия на восемь месяцев, хотя по пла­нам на рейс отво­дился всего месяц.

Марш­рут раз­ра­ба­ты­вался на основе много­лет­них запи­сей о состо­я­нии льдов по пути сле­до­ва­ния «Арк­тики». 9 авгу­ста 1977 года судно вышло из порта в Мурман­ске и напра­ви­лось к архипе­лагу Новая Земля. Оттуда путь лежал в сто­рону ост­рова Дик­сон и до 130-го мери­ди­ана, где рас­по­ложен под­вод­ный хре­бет Ломо­но­сова. Тече­ние и раз­ница глу­бин делали лед в этом месте не таким плот­ным, поз­во­ляя про­хо­дить судам.

Пре­одо­ле­вая тяже­лые льды 17 авгу­ста 1977 года в 04:00 по мос­ков­скому времени ледо­кол «Арк­тика» достиг географи­че­ской точки Север­ного полюса. За 176 часов пла­ва­ния кораблю про­плыл 2528 миль.

Участ­ники экс­пе­диции спу­сти­лись на лед, чтобы торже­ственно уста­но­вить на высшей точке Земли знамя Совет­ского Союза, кото­рое было под­нято на сталь­ной 10-мет­ро­вой мачте. Рядом был под­нят флаг экс­пе­диции доре­во­люци­он­ного иссле­до­ва­теля Г. Седова, кото­рый в 1914 году погиб, пыта­ясь дойти до Север­ного полюса.

Вокруг флагов участ­ники экс­пе­диции про­топ­тали круг диамет­ром в 30–40 м и устро­или «круго­свет­ное путеше­ствие»: бегали по полу­чившейся дорожке, пере­се­кая все мери­ди­аны мира сразу. Впо­след­ствии такой ритуал стал тра­дицией всех экс­пе­диций и путеше­ствий на Север­ный полюс. На борту корабля про­вели гаше­ние открыток и кон­вер­тов само­дель­ным поч­то­вым штемпе­лем с надпи­сью «Север­ный полюс. Атом­ный ледо­кол «Арк­тика» 17 авгу­ста 1977 г.».

Напо­сле­док экипаж опу­стил в океан метал­ли­че­скую плиту с гер­бом СССР, а также кап­сулу с гим­ном и про­ек­том Кон­сти­туции страны.

Ледо­кол «Арк­тика» стоял на Север­ном полюсе 15 часов. За это время уче­ные заме­рили толщину льда и глу­бину дна оке­ана, водо­лазы про­ве­рили состо­я­ние вин­тов. Затем ледо­кол отпра­вился обратно, но не по про­то­рен­ной доро­гой, а по новому марш­руту в высо­ких широ­тах, кото­рым не ходило еще ни одно судно, в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 гра­ду­сами восточ­ной долготы. Экс­пе­диция на Север­ный полюс заверши­лась 22 авгу­ста.

14 сен­тября 1977 года атом­ный ледо­кол «Арк­тика» был награж­ден орде­ном Октябрьской Рево­люции, все участ­ники рейса и ряд других спе­ци­а­ли­стов были награж­дены орде­нами и меда­лями, а 5 чело­век стали Геро­ями Соци­а­ли­сти­че­ского труда.

10 ноября 1982 года умер Л. И. Бреж­нев, гене­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС. Поста­нов­ле­нием ЦК КПСС было решено уве­ко­ве­чить память Л. И. Бреж­нева, при­своив ледо­колу «Арк­тика» имя «Лео­нид Бреж­нев». Под этим назва­ние ледо­кол пла­вал до 1986 года, после чего к нему вер­ну­лось преж­нее назва­ние.

Осе­нью 1983 года ледо­кол «Лео­нид Бреж­нев» в тяже­лых ледо­вых усло­виях в Чукот­ском море совместно с ледо­ко­лами «Ленин», «Сибирь», «Кра­син», «Адми­рал Мака­ров», «Ермак» и другими обес­пе­чил завоз необ­хо­димых гру­зов в порты и пункты Чукотки, а затем в усло­виях силь­нейших сжа­тий льда вывел транспорт­ные суда на чистую воду.

Ледо­кол «Арк­тика» неод­но­кратно участ­во­вал в науч­ных экс­пе­дициях. Так, 4-27 июля 1998 года ледо­кол осуществ­лял про­водку немец­кого научно-иссле­до­ва­тельского судна «Поларштерн». Целью экс­пе­диции явля­лось иссле­до­ва­ние хребта Альфа, вхо­дящего в область Цен­трально-Арк­ти­че­ских под­ня­тий Север­ного Ледо­ви­того оке­ана. А в 2004 году ледо­кол «Арк­тика» про­во­дил научно-экс­пе­дици­он­ное судно «Ака­демик Фёдо­ров», с борта кото­рого была высажена дрейфующая станция «Север­ный Полюс-33». В октябре 2006 года у архипе­лага Новая Земля ледо­кол «Арк­тика» предот­вра­тил гибель небольшой экс­пе­диции Рус­ского географи­че­ского обще­ства, искавшей судно В. Баренца.

В мае 2000 году ледо­кол «Арк­тика» уста­но­вил рекорд, совершив пла­ва­ние дли­тель­но­стью один год без захода в порты, а к 2005 году прой­ден­ный кораб­лем путь соста­вил 1000000 миль с момента при­ня­тия судна в экс­плу­а­тацию.

В авгу­сте 2008 года у ледо­кола закон­чился срок действия докумен­тов Рос­сийского мор­ского реги­стра судо­ход­ства, а с эко­номи­че­ской точки зре­ния про­дле­ние срока его «жизни» не имело смысла. Руко­вод­ство паро­ход­ства при­няло реше­ние о заверше­нии экс­плу­а­тации ледо­кола «Арк­тика». 3 октября 2008 года атом­ная энерге­ти­че­ская уста­новка ледо­кола «Арк­тика» была оста­нов­лена.

В 2011 году экипаж с ледо­кола снят, ледо­кол выве­ден в «холод­ный» отстой в ожи­да­нии ути­ли­за­ции. Судно исклю­чено из Реги­стро­вой книги судов с 31 июля 2012 года.

Как ведущее судно вто­рого рос­сийского атом­ного ледо­коль­ного класса, ледо­кол «Арк­тика» стал клас­сифи­каци­он­ным назва­нием для пяти после­дующих ледо­ко­лов: «Сибирь» в 1977 году, «Рос­сия» в 1985 году, «Совет­ский Союз» в 1989 году, «Ямал» в 1992 году и «50 лет Победы» в 2007 году.


Ледо­кол «Сибирь»

22 октября 1977 года был спущен на воду и вышел на ходо­вые испыта­ния атом­ный ледо­кол «Сибирь» про­екта 10520. Как и его пред­ше­ствен­ник, атом­ный ледо­кол «Сибирь» был построен на Бал­тийском заводе им. С. Орджо­ни­кидзе в Ленинграде. 28 декабря 1977 года ледо­кол «Сибирь» вошел в состав совет­ского мор­ского флота.

Его кон­струкция была прак­ти­че­ски пол­но­стью иден­тична голов­ному кораблю — ледо­колу «Арк­тика» за исклю­че­нием водо­измеще­ния, кото­рое немного выросло и соста­вило 21120 тонн.

Капи­та­ном ледо­кола «Сибирь» стал В. К. Кочет­ков, до 1974 года рабо­тавший на атом­ном ледо­коле «Ленин» дуб­ле­ром капи­тана. Часть экипажа также имела опыт работы на ледо­коле «Ленин».

Уже сле­дующей вес­ной ледо­кол «Сибирь» совместно с дизель-элек­три­че­ским ледо­ко­лом «Капи­тан Соро­кин» про­вели в Дудинку дизель-элек­тро­ходы «Павел Поно­ма­рев» и «Нава­рин», тем самым осуще­ствив впер­вые круг­лого­дич­ную навигацию на линии Мурманск — Дудинка. Благо­даря этой экс­пе­диции регион полу­чил 70 тыс. т раз­но­об­раз­ных гру­зов, что вдвое больше, чем было полу­чено за весь 1977 год.

В 1978 году атом­ному ледо­колу «Сибирь» была пору­чена новая слож­ная мис­сия — про­ве­де­ние экс­пе­римен­таль­ного высо­коши­рот­ного рейса. Перед кораб­лем ста­ви­лась задача изу­че­ния возмож­но­сти пла­ва­ния транспорт­ного судна под про­вод­кой атом­ного ледо­кола в ран­ние сроки навигации. Кроме того, экипаж корабля должен был при­об­ре­сти опыт без­опас­ной и наи­бо­лее эффек­тив­ной так­тики про­водки судов; про­ве­рить эффек­тив­ность навигаци­он­ного, гид­рографи­че­ского, авиаци­он­ного, гид­роме­тео­ро­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния и средств связи при пла­ва­нии в высо­ких широ­тах; испытать новые спут­ни­ко­вые и другие тех­ни­че­ские сред­ства обес­пе­че­ния пла­ва­ния в Арк­тике.

26 мая 1978 года ледо­кол «Сибирь» вышел из Мурман­ска, взяв на борт груз для дрейфующей станции «Север­ный полюс-24». У кромки льда в Баренце­вом море у северо-запад­ного берега Новой Земли состо­я­лось его ран­деву с дизель-элек­тро­хо­дом «Капи­тан Мышев­ский», после чего нача­лось совмест­ное пла­ва­ние ледо­кола и ведомого им судна.

Даль­нейший марш­рут сле­до­ва­ния про­хо­дил по точ­кам: мыс Жела­ния — мыс Арк­ти­че­ский — район север­нее Ново­си­бир­ских ост­ро­вов — про­лив Лонга. Наи­бо­лее слож­ными в ледо­вом отноше­нии были участки рейса в север­ной части Кар­ского моря, северо-запад­ной части моря Лап­те­вых, в Восточно-Сибир­ском море и в про­ливе Лонга. Зача­стую дизель-элек­тро­ход при­хо­ди­лось брать на корот­кий бук­сир, чтобы фор­си­ро­вать льды.

13 июня 1978 года на тра­верзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду, после чего корабль «Капи­тан Мышев­ский» про­должил пла­ва­ние на Мага­дан само­сто­я­тельно.

Если в 1971 году атомо­ход «Ленин» и сопро­вож­да­емое судно прошли при­мерно этим же марш­ру­том за месяц, то атомо­ход «Сибирь» вел корабль более север­ной трас­сой и достиг Берингова про­лива за 18 суток. Впер­вые в исто­рии Север­ного мор­ского пути транспорт­ное судно было про­ве­дено высо­кими широ­тами из Мурман­ска до района Берингова про­лива на два месяца раньше обыч­ного срока пла­ва­ния судов через про­лив Вилькиц­кого и море Лап­те­вых.

На обрат­ном пути ледо­кол «Сибирь» успешно пре­одо­лел тяже­лый Айон­ский ледо­вый мас­сив, 20 июня 1978 года при­быв к льдине, на кото­рой рас­по­лага­лась науч­ная дрейфующая станция «Север­ный полюс-24», доста­вив для неё сна­ряже­ние, науч­ное обо­ру­до­ва­ние и топ­ливо. Затем ледо­кол «Сибирь» напра­вился к север­ной око­неч­но­сти архипе­лага Север­ная Земля. 1 июля ледо­кол мино­вал мыс Арк­ти­че­ский и вышел в Кар­ское море. На этом экс­пе­диция завершила работу, а атомо­ход вер­нулся к про­водке судов по Север­ному мор­скому пути.

В 1987 году ледо­колу «Сибирь» при­ш­лось выступить в роли спа­са­теля — дрейфующая станция СП-27 запро­сила эва­ку­ацию, так как льдина, на кото­рой она бази­ро­ва­лась, стала раз­рушаться. Жизнь поляр­ни­ков ока­за­лось под угро­зой, а эва­ку­ация их само­ле­том была невозможна. Одно­временно кораблю ста­ви­лась задача орга­ни­зо­вать новую дрейфующую станцию СП-29, а также про­ве­сти комплекс оке­а­но­логи­че­ских, геофи­зи­че­ских и гид­роме­тео­ро­логи­че­ских иссле­до­ва­ний.

8 мая 1987 года ледо­кол «Сибирь» вышел из Мурман­ска к Баренцеву морю. Для без­опас­но­сти пла­ва­ния на ледо­коле была создана опе­ра­тивно-науч­ная группа, кото­рая при­нимала с искус­ствен­ных спут­ни­ков Земли информацию о состо­я­нии ледо­вой обста­новки, под­держи­вала связь с ледо­вой раз­вед­кой. На борту корабля нахо­ди­лись уче­ные Арк­ти­че­ского и Антарк­ти­че­ского инсти­тута, инсти­ту­тов оке­а­но­логии и географии АН СССР, спе­ци­а­ли­сты из Мини­стер­ства гео­логии СССР и др. 10 суток пона­до­би­лось ледо­колу «Сибирь», чтобы про­биться по тяже­лым льдам к дрейфующей станции: из 1360 миль марш­рута 1020 миль про­хо­дили во льдах. Послед­ние мили при­ш­лось пре­одо­ле­вать уда­рами, так как шли льды 4-мет­ро­вой толщины...

18 мая 1987 года на борт корабля под­ня­лись 14 поляр­ни­ков, про­вед­ших до этого на льдине почти год. В этот момент ледо­кол «Арк­тика» нахо­дился на рас­сто­я­нии всего лишь 212 миль от Север­ного полюса. Ледо­вая раз­ведка, про­ве­ден­ная вер­то­ле­тами, пока­зала отсут­ствие осо­бых препят­ствий на пути к вершине Земли, и капи­тан корабля при­нял реше­ние отпра­виться на север.

25 мая в 15.59 по мос­ков­скому времени ледо­кол «Сибирь» вышел в географи­че­скую точку Север­ного полюса, став в исто­рии арк­ти­че­ского море­пла­ва­ния вто­рым над­вод­ным кораб­лем, достиг­шим Север­ного полюса. Вновь на полюсе был под­нят флаг СССР, а участ­ники экс­пе­диции совершили круго­свет­ное путеше­ствие вокруг самой север­ной точки Земли.

Обратно ледо­кол «Сибирь» взял курс на север­ную око­неч­ность Новой Земли, встре­тив здесь кара­ван судов во главе с ледо­ко­лом «Кра­син». Взяв одно из судов на корот­кий бук­сир, ледо­кол «Сибирь» про­должил путь на посе­лок Дик­сон, где выса­ди­лись поляр­ники СП-27, а на борт под­ня­лись поляр­ники СП-29.

4 июня ледо­кол «Сибирь» взял курс к про­ливу Вилькиц­кого, выйдя 6 июня в море Лап­те­вых, где опять нача­лись тяже­лые льды. 9 июня корабль подошел к льдине, выбран­ной поляр­ной экс­пе­дицией. Разгрузка шла круг­лые сутки. Надо было не только извлечь 360 т груза из трюмов ледо­кола, но и раз­везти его трак­то­рами по своим местам, помочь поляр­ни­кам поста­вить домики. Затем состо­я­лось торже­ствен­ное открытие новой поляр­ной станции «Север­ный полюс-29». 19 июня атом­ный ледо­кол «Сибирь» успешно воз­вра­тился в порт при­писки Мурманск после 40 суток слож­нейшего рейса.

В 1992 году ледо­кол «Сибирь» про­екта 10520 вывели из экс­плу­а­тации из-за большого коли­че­ства негерме­тич­ных секций паро­ге­не­ра­то­ров ЯППУ и невозмож­но­сти исполь­зо­ва­ния в этой связи реак­тор­ной уста­новки.

С 1993 года ледо­кол закон­сер­ви­ро­ван и пере­ве­ден в холод­ный отстой, где с него было уда­лено ядер­ное топ­ливо, а днище герме­ти­зи­ро­вано.

В декабре 2014 года Роса­том при­нял реше­ние о выводе ледо­кола «Сибирь» из экс­плу­а­тации.

13 ноября 2016 года ледо­кол «Сибирь» был отбук­си­ро­ван на судо­ре­монт­ный завод «Нерпа» в Мурман­ской обла­сти для работ по демон­тажу реак­тор­ной уста­новки. Ледо­кол «Сибирь» стал пер­вым атом­ным ледо­ко­лом, отправ­лен­ным на ути­ли­за­цию. Демон­таж реак­то­ров и другого ради­аци­онно-опас­ного обо­ру­до­ва­ния начался в декабре того же года, парал­лельно велось форми­ро­ва­ние блок-упа­ковки и его размеще­ние в пункте дли­тель­ного назем­ного хра­не­ния реак­тор­ных отсе­ков в Сайда-губе Мурман­ской обла­сти.

Ути­ли­за­ция обо­ру­до­ва­ния ледо­кола была завершена в конце 2021 года, в апреле 2023 года его корпус был выстав­лен на про­дажу. В мае 2023 года ледо­кол был про­дан на метал­ло­лом.


Ледо­кол «Рос­сия»

В конце 1979 года пра­ви­тельством СССР было при­нято реше­ние о про­долже­нии стро­и­тельства серии атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052. Изме­нивши­еся тре­бо­ва­ния к без­опас­но­сти атом­ных судов, модифици­ро­ван­ные Пра­вила Реги­стра СССР, вступившие в действие новые меж­ду­на­род­ные кон­венции, суще­ственно обно­вившийся парк меха­низмов, обо­ру­до­ва­ния, аппа­ра­туры, постав­ля­емых промыш­лен­но­стью, накоп­лен­ный большой опыт экс­плу­а­тации ледо­ко­лов в усло­виях зим­ней навигации, потре­бо­вали кор­рек­ти­ровки кон­струк­тор­ской докумен­тации. Базо­вый про­ект 10520 серии «Арк­тика» был модер­ни­зи­ро­ван, в него внесли ряд изме­не­ний, направ­лен­ных на улучше­ние экс­плу­а­таци­он­ных качеств ледо­ко­лов, и при­сво­или индекс 10521.

По усо­вершен­ство­ван­ному про­екту длина кормы у новых ледо­ко­лов была уве­ли­чена на 2 метра, улучши­лись море­ход­ные и ледо­коль­ные каче­ства. В част­но­сти, на ледо­коле были преду­смот­рены устройства для уменьше­ния вза­и­мо­действия греб­ных вин­тов со льдом, сред­ства для лучшей льдопро­хо­димо­сти, защиты корпуса от облипа­ния и кор­ро­зии, а также для улучше­ния чистоты канала за ледо­ко­лом. У корабля появи­лись носо­вые були, кормо­вые ледо­от­во­дящие наделки. Одно из новшеств — при­ме­не­ние спе­ци­аль­ной краски «Инерта», особо устой­чи­вой к низ­ким темпе­ра­ту­рам и тре­нию об арк­ти­че­ский лед. Ледо­кол по про­екту мог штурмо­вать пако­вые льды со ско­ро­стью до 10 узлов (18,5 км/ч), а на чистой воде раз­ви­вать ско­рость до 21 узла (почти 40 км/ч).

Ряд усо­вершен­ство­ва­ний кос­нулся обво­дов 150-мет­ро­вого корпуса, компо­новки внут­рен­них помеще­ний, навигаци­он­ного обо­ру­до­ва­ния, управ­ле­ния реак­то­рами, кон­троля над ради­аци­он­ной без­опас­но­стью. На корабль допол­ни­тельно уста­но­вили большое коли­че­ство новых, в том числе экс­пе­римен­таль­ных, устройств и меха­низмов. Напри­мер, прием информации о состо­я­нии льда на большом рас­сто­я­нии обес­пе­чи­вала спе­ци­аль­ная аппа­ра­тура, опыт­ный обра­зец кото­рой был успешно опро­бо­ван на ледо­коле «Сибирь». Комплекс новейших тех­ни­че­ских средств обес­пе­чи­вал реше­ние навигаци­он­ных задач при пла­ва­нии в высо­ких широ­тах и все виды опе­ра­тив­ной связи с мате­ри­ком и сопро­вож­да­емыми судами. Эффек­тивно пока­зало себя в работе и тур­бопро­ти­во­об­ле­де­ни­тель­ное устройство.

Основ­ные тех­ни­че­ские реше­ния по паро­тур­бин­ной уста­новке не изме­ни­лись, однако в составе уста­новки были заме­нены прак­ти­че­ски все вспомога­тель­ные меха­низмы, вне­сен ряд кон­струк­тив­ных улучше­ний в схемы. Сред­ства авто­ма­ти­за­ции на ледо­коле обес­пе­чи­вали управ­ле­ние тех­ни­че­скими сред­ствами из цен­траль­ного поста без несе­ния посто­ян­ной вахты в помеще­ниях ЯППУ.

Для веде­ния ледо­вой раз­ведки, в том числе в усло­виях поляр­ной ночи, на корабле был преду­смот­рен все­погод­ный вер­то­лет Ка-32.

В фев­рале 1981 года на Бал­тийском заводе заложили пер­вый атом­ный ледо­кол про­екта 10521, полу­чивший назва­ние «Рос­сия». Наи­большая длина корабля теперь состав­ляла 150 м, при той же ширине и высоте борта. Опять же выросло водо­измеще­ние корабля — до 22920 т.

2 ноября 1983 года новый корабль был спущен на воду.

В про­екте 10521 кон­струк­торы и про­ек­ти­ровщики большое внима­ние уде­лили даль­нейшему улучше­нию усло­вий жизни экипажа, кото­рый рас­по­лагался в 149 каю­тах, большин­ство из кото­рых — 120 — были одно­мест­ными. Несколько 6-мест­ных кают пред­на­зна­ча­лись для времен­ного пер­со­нала. Основ­ные уси­лия раз­ра­бот­чи­ков были направ­лены на сниже­ние шума и виб­рации. Часть жилых помеще­ний, рас­по­лагавшихся в кормо­вой части вто­рой палубы, в наи­бо­лее неблагопри­ят­ной с точки зре­ния шума и виб­рации зоне, была пере­не­сена в над­стройку. Кроме того, суще­ственно улучшили аку­сти­че­скую изо­ляцию кают, оставшихся на вто­рой и верх­ней палу­бах, усо­вершен­ство­вали вен­ти­ляци­он­ную систему и систему кон­дици­о­ни­ро­ва­ния воз­духа.

Как и в голов­ном ледо­коле в рас­по­ряже­нии экипажа были кают-компа­ния, сто­ло­вая, биб­лио­тека, салоны отдыха, кино­зал на 100 мест, учеб­ный класс и спор­тив­ный комплекс…

Атом­ный ледо­кол «Рос­сия» при­нят в экс­плу­а­тацию 21 декабря 1985 года. Капи­та­ном корабля стал А. А. Ламе­хов, за год до этого ставший Героем Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

В про­ект ледо­кола «Рос­сия» была заложена возмож­ность быст­рого пере­обо­ру­до­ва­ния ледо­кола в воен­ный вспомога­тель­ный крей­сер. На период ходо­вых испыта­ний на корабле было пол­но­стью уста­нов­лено штат­ное вооруже­ние — ору­дия, антенны, системы управ­ле­ния огнем и т.д. После заверше­ния ходо­вых испыта­ний в январе 1986 года все вооруже­ние демон­ти­ро­вали, оста­вив часть в закон­сер­ви­ро­ван­ном состо­я­нии на борту, часть — на берего­вых скла­дах.

Начало пер­вой арк­ти­че­ской навигации нового атом­ного ледо­кола было по тра­диции при­уро­чено к торже­ствен­ной дате, како­вой стало открытие XXVII съезда КПСС, после чего ледо­кол «Рос­сия» при­ступил к про­водке судов на линии Мурманск — Дудинка. Только за пер­вые 2 года экс­плу­а­тации корабль прошел 90 тыс. миль в слож­ных ледо­вых усло­виях, про­вел само­сто­я­тельно и совместно с другими ледо­ко­лами около 400 судов с народ­но­хо­зяйствен­ными гру­зами для райо­нов Край­него Севера и с про­дукцией Норильского горно-метал­лурги­че­ского ком­би­ната.

В 1990 году впер­вые в исто­рии арк­ти­че­ских путеше­ствий ледо­кол «Рос­сия» совершил кру­из­ный рейс с ино­стран­ными тури­стами на Север­ный полюс. 8 авгу­ста 1990 года корабль оста­но­вился на самой север­ной точке Земли. Во время рейса на борту корабля тури­стам читали лекции, пока­зы­вали докумен­таль­ные фильмы про Арк­тику, а на под­ходе к полюсу они отме­тили празд­ник Неп­туна.

За 28 лет пла­ва­ний ледо­кол «Рос­сия» участ­во­вал в большом коли­че­стве про­во­док на трассе Севморпути. В авгу­сте 2010 года корабль при­нимал уча­стие в уни­каль­ной сквоз­ной про­водке из Европы в Азию по Север­ному мор­скому пути круп­но­тон­наж­ного тан­кера «Бал­тика», осуществ­лявшейся впер­вые в Арк­тике. Также ледо­кол неод­но­кратно при­нимал уча­стие в науч­ных экс­пе­дициях. Напри­мер, в 2007 году он обес­пе­чил иссле­до­ва­ние кон­ти­нен­таль­ного шельфа Рос­сии на Север­ном полюсе с исполь­зо­ва­нием глу­бо­ко­вод­ных аппа­ра­тов «Мир» с борта судна «Ака­демик Фёдо­ров». За два месяца они иссле­до­вали 6 тыс. км сейсми­че­ских профи­лей с каче­ством, отве­чающим тре­бо­ва­ниям Комис­сии ООН по уста­нов­ле­нию внеш­ней гра­ницы кон­ти­нен­таль­ного шельфа Рос­сии в Арк­тике.

Участ­во­вал корабль и орга­ни­за­ции работы дрейфующих поляр­ных станций, осуществ­ляя как доставку экс­пе­диций и гру­зов, так и их эва­ку­ацию. Так, 15 мая 2010 года ледо­кол «Рос­сия» вышел в море для спа­се­ния дрейфующей арк­ти­че­ской станции СП-37. Ранее предпо­лага­лось, что станция СП-37 про­должит свою работу и в сле­дующий сезон, но льдина стала раз­рушаться, и встал вопрос об её эва­ку­ации. Рейс выпол­нялся в период мак­сималь­ного нарас­та­ния толщины льда, толщина кото­рого достигала двух мет­ров, поэтому ско­рость движе­ния корабля была низ­кой, менее трех узлов (около 5,5 километра) в час. 6 июня 2010 года экс­пе­диция Север­ный полюс-37 была под­нята на борт корабля.

8 сен­тября 2012 года ледо­кол «Рос­сия» в рам­ках экс­пе­диции «Арк­тика-2012» отпра­вился в высо­кие широты для сня­тия дрейфующей станции «Север­ный полюс-39» и высадки станции «Север­ный полюс-40». 14 сен­тября 2012 года 16 чле­нов экс­пе­диции «СП-39», нахо­дившихся на дрейфующей льдине почти год, под­ня­лись на борт ледо­кола. За время экс­пе­диции ледо­кол «Рос­сия» пре­одо­лел почти 3,5 тыс. км, из них почти 2 тыс. км в тяже­лых льдах.

В послед­ние годы службы судно не только иссле­до­вало высо­кие широты, но и обес­пе­чи­вало навигацию в Фин­ском заливе для про­водки тан­ке­ров к пор­там.

В июне 2013 года руко­вод­ство Роса­томфлота при­няло реше­ние не про­во­дить оче­ред­ную замену ядер­ного топ­лива в реак­то­рах атомо­хода, так как это могло пред­став­лять опас­ность. Хотя в целом судно еще спо­собно было выхо­дить в рейсы, однако экс­перты, обсле­до­вав реак­тор­ные уста­новки, не под­твер­дили возмож­ность их даль­нейшей без­опас­ной работы. Ледо­кол был выве­ден из экс­плу­а­тации, отслужив на два года больше про­ект­ного срока, и, после выгрузки отра­бо­тан­ного топ­лива, направ­лен в отстой.


Ледо­кол «Совет­ский Союз»

Ледо­кол «Совет­ский Союз» стал чет­вер­тым кораб­лем серии «Арк­тика» и вто­рым кораб­лем про­екта 10521. Его про­ект прак­ти­че­ски пол­но­стью соот­вет­ство­вал про­екту сво­его пред­ше­ствен­ника — ледо­колу «Рос­сия», и корабль обла­дал теми же тех­ни­че­скими харак­те­ри­сти­ками.

Атом­ный ледо­кол «Совет­ский Союз» также стро­ился на Бал­тийском заводе. Он был спущен на воду 31 декабря 1986 года, а 30 декабря 1989 года был при­нят в экс­плу­а­тацию в составе Мурман­ского паро­ход­ства.

Как и другие ледо­колы класса «Арк­тика», ледо­кол «Совет­ский Союз» обес­пе­чи­вал круг­лого­дич­ные навигации в запад­ном и восточ­ном райо­нах Арк­тики, при­нимал уча­стие в спа­са­тель­ных опе­рациях. Время для эко­номики страны было тяже­лое, гру­зо­обо­рот на Север­ном мор­ском пути посто­янно сокращался, а ледо­колы лиша­лись работы. Чтобы под­держать бюджет паро­ход­ства, было при­нято реше­ние пре­вра­тить корабль в свое­об­раз­ный кру­из­ный лай­нер и отпра­вить в экзо­ти­че­ское пла­ва­ние на Север­ный полюс, тем более что ледо­кол «Рос­сия» уже стал пер­вопро­ход­цем арк­ти­че­ского туризма. Такого экс­клю­зив­ного путеше­ствия не могла пред­ложить ни одна страна в мире, поэтому туры, несмотря на высо­кую сто­и­мость, поль­зо­ва­лись высо­ким спро­сом. В 1991 и 1992 гг. «Совет­ский Союз» совершил несколько рей­сов к Север­ному полюсу с тури­стами на борту, повто­рив затем пла­ва­ние в 1997 и 1998 гг.

В один из кру­и­зов ледо­кол «Совет­ский Союз» при­вез и выгру­зил на лед Север­ного полюса автомо­биль «Моск­вич-2141». Таким необыч­ным шагом руко­вод­ство АЗЛК хотело про­дви­нуть свою про­дукцию на Запад, ведь большин­ство арк­ти­че­ских «тури­стов» были граж­да­нами США и Европы. На импро­ви­зи­ро­ван­ном аукци­оне автомо­биль про­дали за 12 тыс. дол­ла­ров вла­дельцу сети авто­за­пра­вок из США, а позд­нее благопо­лучно доста­вили счаст­ли­вому покупа­телю на родину. Таким обра­зом, был уста­нов­лен исто­ри­че­ский мак­симум цены на «Моск­вич-2141».

Во время транспо­ляр­ного кру­иза в период с 27 июля по 16 авгу­ста 1991 года с его борта было уста­нов­лено на дрейфующий лед 5 авто­ма­ти­че­ских метео­ро­логи­че­ских ледо­вых станций и один аме­ри­кан­ский метео­ро­логи­че­ский буй. Методы уста­новки — пере­носка станций с борта ледо­кола на выбран­ную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вер­то­лё­том ледо­кола.

Во время транспо­ляр­ного кру­иза ледо­кола «Совет­ский Союз» в 1992 году под коман­до­ва­нием капи­тана А. Г. Горш­ков­ского на сто­янке в точке Север­ного Полюса 23 авгу­ста 1992 года на флаг­штоке судна были под­няты Андре­ев­ский флаг и флаг города Санкт-Петер­бурга в честь рус­ских море­пла­ва­те­лей и кора­бе­лов Бал­тийского завода. Подъём флагов осуще­ствил пас­сажир­ский помощ­ник капи­тана Н. Н. Румянцев.

Тяже­лая ситу­ация в энерге­тике страны, обу­слов­лен­ная высо­кой долей непла­тежей про­из­во­ди­те­лям элек­троэнергии, под­толк­нула руко­вод­ство паро­ход­ства к идее исполь­зо­ва­ния энерге­ти­че­ской уста­новки ледо­кола для энерго­снабже­ния внеш­них потре­би­те­лей. В марте 2002 года во время сто­янки ледо­кола «Совет­ский Союз» у при­чала в Мурман­ске впер­вые в прак­тике его энерге­ти­че­скую уста­новку исполь­зо­вали для элек­тро­снабже­ния берего­вых объек­тов, при этом мощ­ность ядер­ной энерго­уста­новки достигала 50 МВт. С тех­ни­че­ской точки зре­ния экс­пе­римент прошел успешно, но эко­номика процесса не выдержи­вала ника­кой кри­тики. Про­ект был при­знан нерен­та­бель­ным.

В 2004 году ледо­кол «Совет­ский Союз» стал одним из трех ледо­ко­лов, участ­во­вавших в иссле­до­ва­ниях вли­я­ния гло­баль­ного потеп­ле­ния в Арк­тике.

С 2010 года ледо­кол «Совет­ский Союз» не экс­плу­а­ти­ро­вался. Он был выве­ден из состава флота из-за сниже­ния объемов работ в Арк­тике. Корабль ока­зался без работы и, невос­тре­бо­ван­ный, про­стоял несколько лет у пирса в ожи­да­нии ути­ли­за­ции. Судно в этот период даже исполь­зо­ва­лось как источ­ник запас­ных частей для других ледо­ко­лов такого же про­екта: «Рос­сия», «Ямал» и «Арк­тика».

Однако в 2013 году из экс­плу­а­тации был выве­ден ледо­кол «Рос­сия». Воспол­нить этот про­бел было решено воз­враще­нием в строй ледо­кола «Совет­ский Союз». В 2014 году руко­вод­ство Роса­тома при­няло реше­ние к 2018 году вос­ста­но­вить корабль и задейство­вать его в новых шельфо­вых «газо­вых» про­ек­тах, при­чем после про­дле­ния ресурса реак­тор­ной уста­новки ледо­кол «Совет­ский Союз» мог бы про­служить еще 20 лет. Однако вве­де­ние санкций в отноше­нии Рос­сии поста­вило крест на газо­вых про­ек­тах на шельфе Кар­ского моря, и ледо­кол вновь ока­зался без работы.

Чтобы окон­ча­тельно не поте­рять корабль, в начале 2016 года Роса­том пред­ложил Мино­бо­роны модер­ни­зи­ро­вать ледо­кол «Совет­ский Союз», уста­но­вив на него спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние воен­ного харак­тера. После этого корабль можно будет исполь­зо­вать в арк­ти­че­ских водах в каче­стве подвиж­ного команд­ного пункта для недавно создан­ного Объеди­нён­ного стра­теги­че­ского коман­до­ва­ния «Север». В пользу такого пред­ложе­ния гово­рил также тот факт, что ледо­кол про­екта 10521 изна­чально спро­ек­ти­ро­ван таким обра­зом, чтобы за корот­кое время его можно было дообо­ру­до­вать в бое­вой вспомога­тель­ный крей­сер. При­чем часть воен­ного обо­ру­до­ва­ния нахо­ди­лось в закон­сер­ви­ро­ван­ном состо­я­нии на борту, а часть — на берего­вых скла­дах. Однако Мино­бо­роны сочло, что для пред­лага­емой цели корабль избыто­чен по мощ­но­сти и в его исполь­зо­ва­нии нет эко­номи­че­ской целе­со­об­раз­но­сти.

В авгу­сте 2017 года ФГУП «Атомфлот» при­няло окон­ча­тель­ное реше­ние об ути­ли­за­ции ледо­кола «Совет­ский Союз».


Ледо­кол «Ямал»

Ледо­кол «Ямал» стал пятым кораб­лем серии «Арк­тика» про­екта 10521.

Изна­чально корабль был заложен под име­нем «Октябрьская рево­люция» 31 октября 1986 года на Бал­тийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду состо­ялся 4 октября 1989 года. 28 октября 1992 года на судне состо­я­лась торже­ствен­ная цере­мо­ния подъема Госу­дар­ствен­ного флага — уже флага Рос­сии, а не СССР. Перед этим он полу­чил свое современ­ное имя «Ямал» — в честь полу­ост­рова Ямал на Северо-западе Сибири, озна­чающее «Конец Земли» на ненец­ком языке. После серии испыта­ний, в ходе кото­рых под­твер­ди­лись все заложен­ные в него харак­те­ри­стики, судно вошло в состав Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства.

Для соблю­де­ния эко­логи­че­ских тре­бо­ва­ний на ледо­коле «Ямал» были уста­нов­лены уста­новки по сжига­нию судо­вых отхо­дов, очистке и обез­за­ражи­ва­нию сточ­ных вод. На корабле имелся вер­то­лет Ми-8Т и несколько лодок Zodiac.

Ледо­кол «Ямал» выпол­нял свою пред­на­зна­чен­ную роль по под­дер­жа­нию открытых судо­ход­ных путей, а также пере­во­зил пас­сажи­ров на арк­ти­че­ских экс­кур­сиях. Ледо­кол «Ямал» стал седьмым кораб­лем, достиг­шим Север­ного полюса. Всего он совершил туда 46 рей­сов.

В июле 1994 года корабль совершил экс­кур­сию к Север­ному полюсу вме­сте с NSF (Наци­о­наль­ный науч­ный фонд США), чтобы отпразд­но­вать офици­аль­ное пер­вое пла­ва­ние. Нахо­дясь точно на Север­ном полюсе, что под­твер­жда­лось коор­ди­на­тами спут­ни­ков GPS и Inmarsat, экипаж и пас­сажиры устро­или на льду бар­бекю. Темпе­ра­тура окружающей среды при этом соста­вила -23°C. 21 июля 1994 года капи­тан судна А. А. Смир­нов орга­ни­зо­вал вече­ринку по пла­ва­нию, на кото­рой У. Раун­три (США) был зареги­стри­ро­ван как пер­вый чело­век, когда-либо пла­вавший на Север­ном полюсе.

В 1994 году ледо­кол «Ямал» обза­велся «аку­льей улыб­кой» на носу корабля. Рису­нок нанесли на судно для дет­ского кру­иза к Север­ному полюсу. В рам­ках одной из гума­ни­тар­ных программ ледо­кол «Ямал» тогда доста­вил на вершину пла­неты 55 музыкально ода­рен­ных под­рост­ков из раз­ных стран мира, где они про­вели концерт. С уста­нов­лен­ных на борту, на льду и на вер­то­лете видео­камер 23 авгу­ста 1994 года велась пер­вая в исто­рии прямая транс­ляция рос­сийского теле­ви­де­ния с Север­ного полюса. Для того времени это было неве­ро­ят­ное событие.

Исто­рия рисунка необычна. За несколько дней до выхода в «дет­ский» круиз экипаж решил доба­вить кораблю некую «изюминку», и после долгих раз­думы­ва­ний скло­ни­лись к рисунку аку­льей пасти. Об этой идее доложили капи­тану, кото­рый, не вни­кая, дал добро на рису­нок, после чего он был нане­сен на борта. На сле­дующий день руко­вод­ство компа­нии, уви­дев сде­лан­ное, в катего­ри­че­ской форме потре­бо­вало закра­сить его, но до кру­иза оста­ва­лись счи­тан­ные часы, выпол­нить это реше­ние было невозможно совсем, поэтому было при­няло реше­ние выйти с «зубами», но по воз­враще­нию в порт их закра­сить. Но пас­сажиры, в осо­бен­но­сти дети, оце­нили «улыбку» ледо­кола, а кадры ледо­кола «Ямал» с рисун­ком разошлись по всему миру. После этого по прось­бам турфирм руко­вод­ство компа­нии при­няло реше­ние оста­вить всё как есть.

В 2000 году ледо­кол «Ямал» участ­во­вал в экс­пе­диции на Север­ный полюс для встречи тре­тьего тыся­че­ле­тия.

Побы­вавшие на корабле «арк­ти­че­ские» тури­сты отме­чали, что основ­ными непри­выч­ными для них зву­ками были треск ломающегося льда, скрип самого судна и завы­ва­ние ветра. Когда ледо­кол «Ямал» шел по открытой воде, то качка ощуща­лась только при ско­ро­сти, близ­кой к мак­сималь­ной. Если корабль пре­одо­ле­вал небольшой и ров­ный ледо­вый покров, то его ход был вполне плав­ный, срав­нимый с ездой на автомо­биле. Чем больше толщина, тем силь­нее были гул и виб­рация на борту, сви­де­тельствующие о тяже­сти работы ледо­кола.

Поскольку изна­чально ледо­кол «Ямал» не пред­на­зна­чался для пере­возки пас­сажи­ров, с целью комфорт­ного их размеще­ния экипаж на время кру­и­зов рас­се­ляли на двух ниж­них, жилых палу­бах по несколько чело­век в каюту (прак­ти­че­ски все каюты на ледо­коле одно­мест­ные, за исклю­че­нием при­мерно 10), в своих каю­тах оста­ва­лись только капи­тан и глав­ный меха­ник.

В рас­по­ряже­нии тури­стов было 50 пас­сажир­ских кают и люк­сов, все с туа­ле­тами, наруж­ными окнами, теле­ви­зо­ром и письмен­ным сто­лом. Пас­сажиры могли поль­зо­ваться большой сто­ло­вой, спо­соб­ной вме­стить всех 100 пас­сажи­ров за один при­сест, биб­лио­те­кой, кино­те­ат­ром, волей­боль­ной площад­кой, тре­нажер­ным залом, крытым бас­сей­ном с подогре­вом, сау­ной...

После 2008 года «Ямал» уже не совершал кру­изы на Север­ный полюс, совершив в общей слож­но­сти 47 экс­пе­диций на вершину Земли.

Основ­ным заня­тием ледо­кола «Ямал» стало сопро­вож­де­ние судов по замерзшим север­ным морям, доставки гру­зов и поляр­ни­ков на дрейфующие станции, уча­стие в спа­са­тель­ных рабо­тах. Весьма насыщен­ным стал для корабля период авгу­ста-сен­тября 2009 года. В конце авгу­ста ледо­кол «Ямал» при­был к дрейфующей станции «Север­ный полюс 36». Экс­пе­дицию СП-36 было решено снять с льдины раньше запла­ни­ро­ван­ного срока, так как льдина с поляр­ни­ками ока­за­лась непо­сред­ственно у тер­ри­то­ри­аль­ных вод Грен­лан­дии, в связи с чем повы­си­лась веро­ят­ность ее раз­лома. 27 авгу­ста ледо­кол при­бли­зился к льдине и начал погрузку СП-36. Всего с дрейфующей льдины были сняты 18 поляр­ни­ков, две собаки и более 150 тонн обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов станции, а также кон­тей­неры с тех­ни­че­ским мусо­ром и быто­выми отхо­дами. После заверше­ния всех работ ледо­кол «Ямал» напра­вился через поля спло­чен­ных льдов арк­ти­че­ского бас­сейна Север­ного Ледо­ви­того оке­ана в аква­то­рию Восточ­ной Арк­тики для высадки на зара­нее выбран­ную льдину новой СП-37, члены кото­рой в коли­че­стве 15 чело­век нахо­ди­лись на борту корабля. 7 сен­тября 2009 года экс­пе­диция СП-37 была высажена на льдину. В выгрузке обо­ру­до­ва­ния и про­до­вольствия для СП-37 при­нимали уча­стие 7 кур­сан­тов 4-го курса Госу­дар­ствен­ной Ака­демии им. адми­рала С. О. Мака­рова. Выпол­нив свою мис­сию, ледо­кол отпра­вился в порт Мурман­ска, когда поступили два сиг­нала бед­ствия: один — с ледо­кола «Рос­сия» с прось­бой забрать забо­левшего члена команды, а дру­гой — от деся­той архео­логи­че­ской экс­пе­диции, занимавшейся в бухте Ледя­ная Гавань архипе­лага Новая Земля изу­че­нием сто­янки гол­ланд­ской экс­пе­диции В. Баренца 1596 года (у них силь­нейшим вет­ром унесло палатки и обо­ру­до­ва­ние). Вна­чале ледо­кол «Ямал» забрал боль­ного с ледо­кола «Рос­сия», а затем встре­тил лодку архео­логи­че­ской экс­пе­диции с 4 архео­логами на борту. За осталь­ными архео­логами был направ­лен вер­то­лет, доста­вивший их на борт ледо­кола. После этого корабль окон­ча­тельно взял курс на Мурманск.

В авгу­сте 2011 года ледо­колы «Ямал» и «50 лет Победы» про­вели по Север­ному мор­скому пути самый большой тан­кер в его исто­рии — судно «Вла­ди­мир Тихо­нов» с газо­кон­ден­са­том дед­вейтом более 162 000 тонн, что зна­чи­тельно пре­вышало по размеру сами ледо­колы.

Слу­ча­лись с ледо­ко­лом «Ямал» и непри­ят­ные инци­денты. Так, 23 декабря 1996 года на судне воз­ник пожар, в результате кото­рого погиб 1 член экипажа. Атом­ные реак­торы при этом не постра­дали, огонь был поту­шен в тече­ние 30 минут. А 16 марта 2009 года в Ени­сейском заливе Кар­ского моря во время ледо­вой про­водки про­изошло столк­но­ве­ние ледо­кола «Ямала» с тан­ке­ром «Индига», кото­рый полу­чил повре­жде­ние палубы и был дове­ден ледо­ко­лом «Ямал» в Севе­ро­двинск для ремонта.

Ледо­кол «Ямал» обо­ру­до­ван вер­то­лет­ной площад­кой и анга­ром, как и другие ледо­колы про­екта 1052. Раньше вер­то­леты явля­лись абсо­лютно необ­хо­димыми для про­ве­де­ния ледо­вой раз­ведки, так как на основе полу­чен­ных с вер­то­лета дан­ных гид­ро­лог давал рекомен­дации, как и куда двигаться дальше. Со време­нем вер­то­лет стал исполь­зо­ваться на ледо­коле в зави­симо­сти от реша­емых задач, что было обу­слов­лено эко­номи­кой рейса. Кроме того, авиаци­он­ную раз­ведку все больше тес­нили кос­ми­че­ские тех­но­логии, так как с их раз­ви­тием прак­ти­че­ски всю информацию о состо­я­нии ледя­ного покрова в Арк­тике экипажи судов могли полу­чать со спут­ни­ков.

Для полу­че­ния дан­ных о ледо­вой обста­новке в режиме реаль­ного времени Рос­сия начала также исполь­зо­вать в арк­ти­че­ских широ­тах бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­раты (БПЛА). Так, 1 фев­раля 2024 года заверши­лись испыта­ний комплекса ледо­вой раз­ведки на базе БПЛА. На послед­нем, тре­тьем этапе аппа­рат запус­кали с ледо­кола «Ямал» вдоль под­ход­ного канала к Обской губе Кар­ского моря. Несмотря на слож­ные метео­усло­вия, испыта­ния прошли успешно. БПЛА пере­да­вал на ледо­кол в режиме реаль­ного времени радио­ло­каци­он­ные снимки и видео­за­писи в опти­че­ском и инфра­крас­ном диапа­зоне. Кроме того, впер­вые была отра­бо­тана авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная посадка бес­пи­лот­ника на палубу ледо­кола без уча­стия опе­ра­тора.

В послед­ние годы интен­сив­ность работы атом­ных ледо­ко­лов воз­росла, в сред­нем ледо­кол «Ямал» исполь­зу­ется 9 месяцев в году.


Ледо­кол «50 лет Победы»

Ледо­кол «50 лет Победы» стал шестым и послед­ним кораб­лем серии «Арк­тика» про­екта 10521.

Корабль был заложен в СССР 4 октября 1989 года в Ленинграде на Бал­тийском заводе под име­нем «Урал», а спущен на воду в Рос­сийской Феде­рации 29 декабря 1993 года в Санкт-Петер­бурге под име­нем «50 лет Победы». Поли­ти­че­ские перемены в стране опре­де­лили и слож­ное «рож­де­ние» корабля. Даль­нейшее стро­и­тельство было при­оста­нов­лено из-за отсут­ствия средств, более того, за долгие годы бес­по­лез­ного про­стоя у при­чала Бал­тийского завода судно несколько раз бук­вально чудом избежало ути­ли­за­ции. Стро­и­тельство атом­ного ледо­кола было про­должено в 2003 году, после того, как Бал­тийский завод вошел в струк­туру судо­стро­и­тель­ных акти­вов Объеди­нен­ной промыш­лен­ной корпо­рации, а на достройку атомо­хода были выде­лены госу­дар­ствен­ные сред­ства.

В 2005 году капи­та­ном ледо­кола назна­чили В. С. Давы­дянца.

1 фев­раля 2007 года заверши­лись швар­то­вые испыта­ния атом­ного ледо­кола «50 лет Победы». Из аква­то­рии Невы ледо­кол вышел с помощью бук­си­ров, погру­зил в мор­ском порту Санкт-Петер­бурга запасы топ­лива, прес­ной и пита­тель­ной воды, и отпра­вится своим ходом в Фин­ский залив Бал­тийского моря на ходо­вые испыта­ния. В тече­ние двух недель спе­ци­а­ли­сты предпри­я­тия испыты­вали судно на ско­рость и манев­рен­ность, тести­ро­вали работу энерге­ти­че­ских уста­но­вок и других устройств и меха­низмов ледо­кола. 17 фев­раля госу­дар­ствен­ные ходо­вые испыта­ния ледо­кола «50 лет Победы» успешно закон­чи­лись. Корабль пока­зал высо­кую манев­рен­ность, надеж­ность и мак­сималь­ную ско­рость 21,4 узла.

23 марта 2007 года на атом­ном ледо­коле «50 лет Победы» был подпи­сан акт при­ема-пере­дачи судна Мурман­скому мор­скому паро­ход­ству и под­нят госу­дар­ствен­ный флаг Рос­сийской феде­рации. 2 апреля 2007 года атомо­ход поки­нул Бал­тийский завод и 11 апреля 2007 года при­шёл в посто­ян­ный порт при­писки Мурманск. На долгие годы ледо­кол «50 лет Победы» стал флаг­ма­ном рос­сийского атом­ного ледо­коль­ного флота и круп­нейшим ледо­ко­лом в мире.

Кон­струкция корабля пре­терпела неко­то­рые изме­не­ния по срав­не­нию со сво­ими пред­ше­ствен­ни­ками. Так его длина выросла до 159,6 м, соот­вет­ственно воз­росло и водо­измеще­ние судна до 25 840 т.

Во многом дан­ное судно можно назвать экс­пе­римен­таль­ным, ведь при его про­ек­ти­ро­ва­нии при­ме­нили ряд инно­ваци­он­ных реше­ний. Так, ледо­кол «50 лет Победы» един­ствен­ный в мире имел ледо­вый пояс, уси­ли­вающий ниж­нюю часть корпуса и выпол­нен­ный из биме­тал­ли­че­ских листов: судо­вой стали в каче­стве основы и пла­ки­рующего слоя из нержа­веющей стали. Пла­ки­рующий слой защищает основ­ной от неиз­беж­ной кор­ро­зии в мор­ской воде и сопут­ствующего ей воз­ник­но­ве­ния шеро­хо­ва­то­сти, поз­во­ляя сохра­нять глад­кость поверх­но­сти, что заметно снижает тре­ние корпуса об лёд и повышает льдопро­хо­димость судна, а также уве­ли­чи­вает ско­рость и снижает энерго­за­траты. Форма носо­вой части пред­став­ляет собой ложку, что поз­во­ляет наи­бо­лее эффек­тивно исполь­зо­вать ледо­кол. Кроме того на корабле была уста­нов­лена циф­ро­вая система авто­ма­ти­че­ского управ­ле­ния нового поко­ле­ния, модер­ни­зи­ро­ван комплекс средств био­логи­че­ской защиты атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новки, прошед­ший пере­осви­де­тельство­ва­ние в соот­вет­ствии с послед­ними тре­бо­ва­ни­ями Госте­х­над­зора. На корабле име­ется также эко­логи­че­ский отсек, оснащен­ный обо­ру­до­ва­нием для сбора и ути­ли­за­ции всех про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти судна. Всё это открыло ледо­колу возмож­ность эффек­тивно выпол­нять изна­чально постав­лен­ные для него задачи, глав­ная из кото­рых — каче­ствен­ное обслужи­ва­ние Север­ного мор­ского пути.

С 2008 года ледо­кол «50 лет Победы» стал совершать рейсы к Север­ному полюсу с тури­стами на борту, большин­ство кото­рых состав­ляли ино­странцы, при­бывшие из Китая, Аме­рики и Европы. Мак­сималь­ное число тури­стов на борту — 130 чело­век. Так как кон­струк­торы не преду­смот­рели для тури­стов спе­ци­аль­ных кают, на время кру­иза экипаж отдает свои про­стор­ные каюты гостям, а сам перемеща­ется на палубы ниже.

Летом-осе­нью 2011 года ледо­кол «50 лет Победы» про­де­лал не только большую работу по про­вод­кам судов на трас­сах Севморпути, но и про­вел науч­ные иссле­до­ва­ния, кото­рые осуществ­ля­лись совместно со шта­бом мор­ских опе­раций СМП в целях обес­пе­че­ния без­опас­но­сти Север­ного мор­ского пути. На корабль воз­лага­лась задача про­из­ве­сти промер глу­бин в мел­ко­вод­ных райо­нах Кар­ского и Восточно-Сибир­ского морей для нахож­де­ния круп­ных стамух. Cтамухи — это торо­си­стые, «усевши­еся» на мели ледо­вые обра­зо­ва­ния, кото­рые обычно обра­зуются в мел­ко­вод­ных райо­нах замер­за­ющих морей. С ледо­кола спус­кали катер, про­из­во­дили эхо­ло­том замеры, затем нано­сили на карты уточ­нен­ные све­де­ния.

Кроме того, атомо­ход «50 лет Победы» в начале 4-месяч­ного рейса осуще­ствил четыре тури­сти­че­ских поездки на Север­ный Полюс. А в конце авгу­ста 2011 года он вме­сте с ледо­ко­лом «Ямал» про­вел по СМП круп­нейший за всю исто­рию ледо­коль­ных про­во­док тан­кер «Вла­ди­мир Тихо­нов» компа­нии «Сов­комфлот». Судно с газо­кон­ден­са­том дед­вейтом более 162 тыс. тонн дли­ной 280 мет­ров, шири­ной 50 мет­ров и осад­кой более 13 мет­ров прошло Север­ным мор­ским путем в сопро­вож­де­нии атомо­хо­дов в рекордно корот­кий срок — 7,5 суток.

В октябре 2013 года ледо­колу «50 лет Победы» выпала честь участ­во­вать в эстафете олимпийского огня. В ночь с 19 на 20 октября капи­тан ледо­кола В. С. Давы­дянц зажёг олимпийский факел от спе­ци­аль­ной лампады, кото­рую везли по Баренцеву морю к Север­ному полюсу, в тот самый момент, когда завершил свой бег факе­ло­но­сец в Яро­славле. В доставке факела к Север­ному полюсу участ­во­вали 11 факе­ло­носцев, непо­сред­ственно Чашу огня «Сочи 2014» зажёг А. Н. Чилинга­ров.

20 октября 2016 года атом­ный ледо­кол «50 лет Победы» завершил в Восточно-Сибир­ском море спа­са­тель­ную опе­рацию по выводу из зоны много­лет­него льда научно-иссле­до­ва­тельского судна «Вик­тор Буй­ниц­кий». В районе ост­рова Де Лонга в Восточно-Сибир­ском море экипаж НИС «Вик­тор Буй­ниц­кий» выпол­нял комплекс науч­ных иссле­до­ва­ний, вклю­чая инструмен­таль­ную оценку рельефа дна района, предпо­лага­емого места затоп­ле­ния судна «Жан­нета» экс­пе­диции Де Лонга. В ходе работ судно попало в зону много­лет­него льда, после чего само­сто­я­тель­ное движе­ние судна стало невозмож­ным. Благо­даря про­фес­си­о­на­лизму экипажа ледо­кола «50 лет Победы» научно-иссле­до­ва­тельское судно «Вик­тор Буй­ниц­кий» уда­лось опе­ра­тивно выве­сти в зону чистой воды.

За ледо­ко­лом «50 лет Победы» чис­лится немало рекор­дов. Так, впер­вые в исто­рии арк­ти­че­ской навигации он совершил сверхпозд­ний тран­зит­ный рейс: 21 декабря 2016 года в районе Берингова про­лива взял под про­водку моду­ле­воз AUDAX, сухогруз «Арк­тика-1» и тан­кер «Штурман Овцын». Рейс про­длился две недели и завершился 3 января 2017 года.

А 25 авгу­ста 2017 года ледо­кол «50 лет Победы» совершил из Мурман­ска рекорд­ный рейс до Север­ного полюса, в ходе кото­рого вершина Земли была достиг­нута за 3 суток, а точ­нее, за 91 час и 12 минут, вме­сто обыч­ных 5 суток. Ледо­кол стал пер­вым суд­ном, кото­рое достигло Север­ного полюса в поляр­ную ночью. Рейс был посвящен 40-летию поко­ре­ния полюса атом­ным ледо­ко­лом «Арк­тика», а места тури­стов на борту ледо­кола занимали участ­ники той пер­вой экс­пе­диции, а также уче­ные и кон­струк­торы ледо­ко­лов. По тра­диции с достиже­нием географи­че­ской точки Север­ного полюса судно даёт долгий гудок — достиг­нута «вершина мира».

19 фев­раля 1921 года в порту Сабетта, рас­по­ложен­ном в Обской губе Кар­ского моря, атом­ный ледо­кол «50 лет Победы» завершил про­водку тан­кера-газо­воза «Кри­стоф де Маржери». Впер­вые в исто­рии арк­ти­че­ской навигации в дан­ный период атомо­ход про­вел судно от мыса Деж­нева через всю аква­то­рию Север­ного мор­ского пути, пре­одо­лев дистанцию про­тяжен­но­стью 2449 мор­ских миль.

4 июня 2023 года атом­ный ледо­кол «50 лет Победы» вер­нулся в порт при­писки Мурманск. С ноября 2022 года экипаж атомо­хода обес­пе­чил без­опас­ную про­водку 125 судов на мор­ском канале Обской губы и в Кар­ском море, пройдя 28500 миль. После пла­но­вого доко­вого ремонта в плав­доке ФГУП «Атомфлот» экипаж корабля начал подго­товку к новым рей­сам.


Справка

В 2008 году вме­сто Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства ледо­коль­ным фло­том стало заниматься ФГУП «Атомфлот», кото­рое вошло в состав Госу­дар­ствен­ной корпо­рации по атом­ной энергии «Роса­том» на осно­ва­нии Указа Пре­зи­дента Рос­сийской Феде­рации «О мерах по созда­нию Госу­дар­ствен­ной корпо­рации по атом­ной энергии «Роса­том» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 авгу­ста 2008 года ФГУП «Атомфлот» пере­даны суда с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой и суда атом­ного тех­но­логи­че­ского обслужи­ва­ния.