Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 22220 «Арктика» (ЛК-60Я) и др.

Ледо­колы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка», «Ленин­град») явля­ются самыми боль­шими и самыми мощными ледо­ко­лами в мире. Главные задачи — обслу­жи­ва­ние Север­ного мор­ского пути и про­ве­де­ние экс­пе­ди­ций в Арктику.

Самые мощные...

Проект 22220 (тип ЛК-60Я).

Осво­е­ние Арктики явля­ется одной из при­о­ри­тет­ных задач страны. Однако без гаран­ти­ро­ван­ного ледо­коль­ного обес­пе­че­ния про­ек­тов в аква­то­рии Север­ного мор­ского пути на весь жиз­нен­ный цикл добиться инве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти про­ек­тов не полу­чится.

В 2010-х гг. про­водку тран­с­пор­тов во льдах обес­пе­чи­вали атомные ледо­колы про­ек­тов 10521 — «50 лет Победы» и «Ямал», и 10580 — «Таймыр» и «Вайгач». Ледо­коль­ные работы на Север­ном морском пути на участке Запад­ной Арктики: от пролива Виль­киц­кого и на запад, к Новой Земле велись прак­ти­че­ски круглый год. Между тем в пер­спек­тиве маячил посте­пен­ный вывод ато­мо­хо­дов из экс­плу­а­та­ции, а значит, надо было строить новые суда. Но какие? Ледо­колы старых про­ек­тов при всех их досто­ин­ствах обла­дали одним суще­ствен­ным недо­стат­ком — ширина канала, про­би­ва­е­мого ими во льдах, не пре­вы­шала 30 м, в то время как ширина совре­мен­ных судов соста­в­ляла 34-45 м, а газо­во­зов — 50 м. Значит, тре­бо­вался совер­шенно новый проект атом­ного ледо­кола с широким кор­пу­сом спе­ци­аль­ной кон­струк­ции.

Изна­чально спе­ци­али­сты ЦКБ «Айсберг» рас­сма­т­ри­вали две схемы тран­с­порт­ной системы исполь­зо­ва­ния про­ек­ти­ру­е­мого судна. Первая — тра­ди­ци­он­ная, с раз­де­ле­нием функций, когда на основ­ных трассах Север­ного мор­ского пути рабо­тают мощные ледо­колы с большой осадкой, 10,5–11 м, а в мел­ко­вод­ных районах Арктики и на трассах в устьях сибир­ских рек — мел­ко­си­дя­щие атомные ледо­колы с осадкой около 8 м. Но время работы в устьях рек отно­си­тельно неболь­шое, а строить два вида ледо­колов было бы доста­точно дорого.

Вторая схема, экс­пе­ри­мен­таль­ная, заклю­ча­лась в при­ме­не­нии вместо двух ледо­колов разного типа одного, который мог бы менять осадку в зави­си­мо­сти от трассы. Этого можно было достичь за счет бал­ла­ста: при­ни­мая балласт, погру­жаться и уве­ли­чи­вать осадку, и сливая балласт, рабо­тать на мел­ко­во­дье. В итоге была принята кон­цеп­ция именно дву­х­о­са­доч­ного ледо­кола.

В итоге перед кон­струк­то­рами и про­ек­ти­ров­щи­ками ЦКБ «Айсберг» при раз­ра­ботке нового проекта, полу­чив­шего индекс 22220, стави­лось несколько задач:

  • соз­да­ние уни­вер­саль­ного ледо­кола для исполь­зо­ва­ния, как на глу­бо­кой воде, так и в руслах рек;
  • уве­ли­че­ние льдо­про­хо­ди­мо­сти корабля с 2,25 м (проект 10520) до 3,0 м;
  • уве­ли­че­ние ширины корпуса судна;
  • повы­ше­ние назна­чен­ного срока службы реак­тор­ной уста­новки, а значит, и корабля, до 40 лет.

Тех­ни­че­ский проект нового ато­мо­хода кон­струк­торы пред­ставили заказ­чику в 2009 году. В соот­вет­ствии с ним судно полу­чило сле­ду­ю­щие габа­риты: длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м при водо­из­ме­ще­нии 33540 тонн. В месте стол­к­но­ве­ния со льдом пре­ду­смо­трен так назы­ва­е­мый «ледовый пояс» пяти­мет­ро­вой высоты тол­щи­ной 46 мм, в других местах толщина внеш­него корпуса около 30 мм. Все мате­ри­алы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий экс­плу­а­та­ции. Для основ­ных кон­струк­ций и самого корпуса, и над­стройки при­ме­ня­ются хла­до­стойкие стали марок РСА26, PCD36 и РСЕ36.

У судна двойной корпус. Бал­ласт­ные цистерны для изме­не­ния осадки корабля рас­поло­жены между внешним и вну­трен­ним кор­пу­сами. Осадка корабля в режиме линейного ледо­кола соста­в­ляет 10,5 м, в режиме с огра­ни­чен­ной осадкой — 8,5 м. Для работы в каче­стве тяжёлого мор­ского ледо­кола в цистерны наби­рают воду, и судно уве­ли­чи­вает свою осадку на 1,5 метра, а для работы в неглу­бо­ких устьях рек бал­ласт­ную воду сливают, судно под­в­с­плы­вает и рабо­тает как мел­ко­си­дя­щий ледокол. Переход одного состо­я­ния в другое зани­мает мини­маль­ное время — у ледо­кола на это уходит не более четырех часов.

Корпус ледо­кола покры­ва­ется полу­мил­ли­мет­ро­вым слоем спе­ци­аль­ной краски «Инерта-160» для умень­ше­ния трения, а для умень­ше­ния трения и защиты от обмер­за­ния исполь­зу­ется пнев­мо­об­мыв, соз­да­ва­е­мый тур­бо­над­ду­воч­ными агре­га­тами. Лед, осо­бенно при низких тем­пе­ра­ту­рах, фак­ти­че­ски явля­ется абра­зи­вом, даже в воде. Поэтому, как и у пре­ды­ду­щих поко­ле­ний атомных ледо­колов, у нового ледо­кола есть система «воз­душ­ной смазки», для которой в перед­ней части корпуса про­свер­лена линия отвер­стий, выпус­ка­ю­щих воздух. Слой пузырь­ков, облеп­ля­ю­щих днище, суще­ственно снижает трение.

Основа энер­гети­че­ской уста­новки ледо­кола проекта 22220 — два водо-водяных ядерных реак­тора инте­граль­ного типа «РИТМ-200» теп­ло­вой мощ­но­стью по 175 МВт, что делает ледо­колы самыми мощными в своем классе.

Реактор «РИТМ-200» имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предше­ствен­ни­ков типа АК-900А, которые стояли на ледо­ко­лах проекта 10521. Инте­граль­ная ком­по­новка умень­шает мате­ри­а­ло­ем­кость и габа­риты уста­новки, снижает риск утечек из первого контура реак­тора, облег­чает монтаж и демон­таж уста­новки. Четыре главных цир­ку­ля­ци­он­ных насоса рас­поло­жены вокруг корпуса реак­тора. Раз­ра­бот­кой ядерной энер­гети­че­ской уста­новки в составе двух реак­то­ров «РИТМ-200» зани­ма­лось «ОКБМ Афри­кан­тов», изго­то­в­ле­нием реак­то­ров — «ЗиО-Подольск».

Дви­жи­те­лями корабля явля­ются три четы­рех­ло­паст­ных гребных винта фик­си­ро­ван­ного шага, обес­пе­чи­ва­ю­щие ско­рость судна на чистой воде 22 узла (40,7 км/ч), а льдо­про­хо­ди­мость — 2,9 м. Мощ­ность на гребных валах — до 60 МВт. Типу ледо­кола проекта 22220 при­своен индекс ЛК-60Я, что рас­ши­ф­ро­вы­ва­ется как: ЛедоКол мощ­но­стью 60 МВт с Ядерной силовой уста­нов­кой.

Ледокол «Арктика» получил уни­каль­ную систему элек­три­че­ского дви­же­ния (СЭД), которая гене­ри­рует, нака­п­ли­вает и мак­си­мально эффек­тивно рас­хо­дует элек­тро­энер­гию при дви­же­нии судна во льдах. Изделие, раз­ра­бо­тан­ное фили­а­лом Кры­лов­ского госу­дар­ствен­ного науч­ного центра «ЦНИИ СЭТ» (Санкт-Петер­бург), поз­во­ляет ледо­колу пре­о­до­ле­вать ледяные поля с наи­боль­шей тол­щи­ной 3 метра без потери мощ­но­сти и хода.

На палубе ледо­кола можно пере­во­зить грузы, для чего в кор­мо­вой части судна пре­ду­смо­трены места для штат­ного раз­ме­ще­ния трех 20-футовых кон­тейне­ров и четырех 10-футовых кон­тейне­ров. В носовой части судна есть места для раз­ме­ще­ния двух 20-футовых кон­тейне­ров или четырех 10-футовых кон­тейне­ров. Для обес­пе­че­ния работ при погрузке про­ви­зии на судно и обслу­жи­ва­ния люка в про­ви­зи­он­ные кла­до­вые, для обес­пе­че­ния ава­рийно-спа­са­тель­ных опе­ра­ций и снятия людей со льда в носовой части судна на палубе бака пре­ду­смо­трены два элек­тро­ги­д­ра­в­ли­че­ских крана-мани­пу­ля­тора гру­зо­подъем­но­стью 3 тонны на вылете стрелы до 15 м.

Также на ледо­коле рас­поло­жен ком­плекс ави­а­ци­онно-тех­ни­че­ских средств, обес­пе­чи­ва­ю­щих бази­ро­ва­ние вер­то­летов Ка-32 и Ми-8МТВ. Это вер­то­лет­ная поса­доч­ная пло­щадка, коман­д­ный пункт, ангар для обслу­жи­ва­ния вер­то­лета Ка-32, устройство тран­с­пор­ти­ровки и сред­ства швар­товки, сред­ства палуб­ного обслу­жи­ва­ния.

Для обес­пе­че­ния водо­лазных спусков на глубины до 12 м, про­ве­де­ния сва­роч­ных работ, осмо­тров и очистки донно-бор­то­вой арма­туры на ледо­коле пре­ду­смо­трено водо­лаз­ное устройство. В составе ком­плекса есть водо­лазная кран-балка с элек­три­че­ским и ручным при­во­дом для спуска и подъема водо­лаза в беседке.

На палубе бака уста­но­в­лены 4 спа­са­тель­ные шлюпки вме­сти­мо­стью 65 человек каждая, по 2 с каждого борта в ком­плекте с СПУ. В каче­стве спа­са­тель­ных средств на ледо­коле на палубе бака рас­поло­жены 12 спа­са­тель­ных плотов сбра­сы­ва­е­мого типа вме­сти­мо­стью 25 человек каждый, по 6 с каждого борта.

На ледо­ко­лах проекта 22220 ходовая рубка шире, чем на других атомных ледо­ко­лах. Ее ширина 34 метра — столько же, сколько и ширина самого ледо­кола. С высоты 31,2 м над уровнем моря види­мость может дости­гать 11-12 морских миль.

В над­стройке корабля рас­поло­жена жилая зона для 75 человек экипажа и ходовая рубка, а также зоны отдыха, санитар­ные и бытовые поме­ще­ния. Про­ек­ти­ров­щики судна пре­ду­смо­трели все необ­хо­ди­мое для ком­форт­ной жизни. Для каждого члена экипажа постро­ены одно­мест­ные каюты с отдель­ным сан­уз­лом и душем. Часть кают пред­на­зна­чена для тури­стов или членов иссле­до­ва­тель­ских экс­пе­ди­ций. На корабле есть про­стор­ный камбуз с соб­ствен­ной пекар­ней, сауна с бас­сей­ном с про­точ­ной морской водой, солярий, спор­тив­ный и тре­нажёр­ный залы, парик­ма­хер­ская, кон­фе­ренц-зал с кино­те­а­т­ром, пол­но­цен­ная меди­цин­ская амбу­ла­то­рия, есть судовой врач, который в случае чего сможет сделать опе­ра­цию.

На судне имеется и спе­ци­аль­ное поме­ще­ние для пере­ра­ботки бытовых отходов. К совре­мен­ным ато­мо­хо­дам предъ­я­в­ля­ются самые высокие эколо­ги­че­ские тре­бо­ва­ния, поэтому они не должны соз­да­вать угроз для окру­жа­ю­щей среды даже в мелочах.

Повы­ше­ние мощ­но­сти, изме­не­ние формы ледо­кола, опти­маль­ные углы наклона фор­штевня и шпан­го­у­тов — все это суще­ственно улуч­шило харак­те­ри­стики ледо­кола. В итоге новый ледокол ЛК-60Я полу­чился кар­ди­нально иным, нежели его предше­ствен­ники проекта 10521.


Ледокол «Арктика»

Голов­ной атомный ледокол проекта 22220.

23 августа 2012 года ФГУП «Атом­флот» и «Бал­тийский завод-Судо­стро­е­ние» под­пи­сали кон­тракт на стро­и­тель­ство голов­ного ледо­кола проекта 22220, полу­чив­шего назва­ние «Арктика» в честь ато­мо­хода, постро­ен­ного в 1975 году — второго атом­ного ледо­кола, соз­дан­ного в Совет­ском Союзе после ледо­кола «Ленин».

Судно было зало­жено на Бал­тийском заводе 5 ноября 2013 года, спущено на воду 16 июня 2016 года.

4 февраля 2020 года во время пус­ко­на­ла­доч­ных работ системы элек­тро­дви­же­ния на ледо­коле вышел из строя один из двух правых гребных элек­тро­дви­га­те­лей (ГЭД), из-за чего сроки сдачи корабля были сдви­нуты (элек­тро­дви­га­тель был заменён уже после ледовых испы­та­ний). В целях безо­пас­но­сти мак­си­маль­ная мощ­ность на гребных валах была огра­ни­чена до 50 МВт.

22 сен­тя­бря 2020 года ледокол отправился на ледовые испы­та­ния в Мур­манск. 3 октября в рамках приёмос­да­точ­ных испы­та­ний ледокол достиг Север­ного полюса Земли, пре­о­до­лев льды тол­щи­ной до 3 метров. 12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петер­бурга в порт при­писки Мур­манск. Судно пре­о­до­лело около 9 тыс. км, из них во льдах — более 1900 км.

21 октября 2020 года в Мур­ман­ске на голов­ном уни­вер­саль­ном атомном ледо­коле «Арктика» прошла тор­же­ствен­ная цере­мо­ния под­нятия госу­дар­ствен­ного флага Рос­сийской Феде­ра­ции. 14 ноября ледокол «Арктика» вышел из порта Мур­манск в свой первый рабочий рейс. А 24 ноября 2020 года в порту Сабетта ледокол «Арктика» завер­шил про­водку сухо­груза «Сияние Севера». Это была первая работа ато­мо­хода с момента ввода в экс­плу­а­та­цию.

11 августа 2021 года ледокол «Арктика» покинул причал Бал­тийского завода и направился в сторону Крон­штад­т­ского мор­ского завода для ремонта неис­прав­ной ГЭД. Для замены элек­тро­дви­га­теля греб­ного вала судо­ре­мон­т­ни­кам при­шлось выре­зать часть наруж­ной обшивки. К 13 сен­тя­бря неис­прав­ный ГЭД был заменен, а к концу ноября ато­мо­ход вышел в аква­то­рию Фин­ского залива для про­хо­жде­ния приемно-сда­точ­ных испы­та­ний. Мощ­ность на гребных валах была вос­ста­но­в­лена до про­ек­т­ных 60 МВт. 3 декабря 2021 года ледокол «Арктика» успешно завер­шил про­грамму ходовых испы­та­ний и взял курс на аква­то­рию Север­ного мор­ского пути.

1 января 2022 года в порту Певек ледокол «Арктика» ФГУП «Атом­флот» завер­шил про­водку теп­ло­хо­дов «Юрий Арше­нев­ский» и «Инженер Трубин» при содействии дизель-элек­три­че­ского ледо­кола «Капитан Дра­ни­цын». На Чукотку суда доставили гене­раль­ный груз для ком­па­ний, реали­зу­ю­щих инве­сти­ци­он­ные проекты в регионе. Впервые ледокол «Арктика» прошел до аква­то­рии порта Певек. В феврале 2022 года ледокол «Арктика» впервые в истории арк­ти­че­ской нави­га­ции в это время года провел с востока на запад суда ледо­вого класса Arc5.

В январе 2023 года ледокол «Арктика» выпол­нил про­водку газо­во­зов «Борис Виль­киц­кий» и «Вла­димир Воронин» через сложные участки Север­ного мор­ского пути. Оба газо­воза были про­ве­дены до района острова Русский в Карском море. Несмо­тря на тяжелые ледовые условия, средняя ско­рость ледо­коль­ной про­водки составила около 10 узлов. А 2 февраля ледокол завер­шил про­водку танкера-газо­воза «Эдуард Толль» по мор­скому каналу на баре Обской губы. Ато­мо­ход встал в припай, а газовоз прошел в порт Сабетта (Ямал). Эти про­водки судов под­твер­дили готов­ность «Атом­флота» к откры­тию круг­ло­го­дич­ной нави­га­ции в аква­то­рии Сев­мор­пути.


Ледокол «Сибирь»

Первый серийный атомный ледокол проекта 22220.

Тендер на стро­и­тель­ство двух новых атомных ледо­колов проекта 22220, назы­ва­е­мых первым и вторым серийными судами проекта, был объ­я­в­лен на цере­мо­нии закладки киля голов­ного корабля «Арктика» 5 ноября 2013 года. Кон­тракт на два судна был заклю­чен с ООО «Бал­тийский завод-Судо­стро­е­ние». Первый серийный ледокол, полу­чив­ший назва­ние «Сибирь» в честь ато­мо­хода, постро­ен­ного в 1977 году, был заложен на ста­пе­лях Бал­тийского завода 26 мая 2015 года. Спуск на воду корабля состо­ялся 22 сен­тя­бря 2017 года.

Пер­во­на­чально сдача в экс­плу­а­та­цию второго атом­ного ледо­кола проекта 22220 была запла­ни­ро­вана на 2018 год, но затем дата была пере­не­сена из-за проблем с изго­то­в­ле­нием паровых турбин оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лем. Вторая запла­ни­ро­ван­ная дата сдачи — май 2020 года — также была пере­дви­нута.

Ледокол «Сибирь» вышел на первые ходовые испы­та­ния в аква­то­рии Фин­ского залива 16 ноября 2021 года и вер­нулся в Санкт-Петер­бург 30 ноября. За это время завод­ская сда­точ­ная команда, экипаж судна и пред­стави­тели кон­тр­а­ген­т­ских орга­ни­за­ций про­а­нали­зи­ро­вали работу меха­низ­мов и обо­ру­до­ва­ния. Спе­ци­али­сты испы­тали паро­тур­бин­ную уста­новку, системы элек­тро­дви­же­ния, работу вало­про­во­дов и палуб­ные меха­низмы. В числе прочего про­ве­рили ско­рость и мане­врен­ность первого серийного ледо­кола проекта 22220, а также его системы связи и нави­га­ции.

Вторые ходовые испы­та­ния корабля были завер­шены в декабре 2021 года. Несмо­тря на то, что были обна­ру­жены неко­то­рые незна­чи­тель­ные неис­прав­но­сти, ледокол был передан ФГУП «Атом­флот» 24 декабря 2021 года

25 января 2022 года на атомном ледо­коле «Сибирь» был поднят госу­дар­ствен­ный флаг России, что озна­чает офи­ци­аль­ную пере­дачу судна заказ­чику. Тор­же­ствен­ная цере­мо­ния состо­я­лась в Мур­ман­ске, куда корабль прибыл 23 января, совер­шив переход из Санкт-Петер­бурга. Ледокол «Сибирь» покинул его 12 января и должен был затра­тить на переход 8 дней, но сильный шторм, буше­вав­ший в Нор­веж­ском и Север­ном морях, рас­тя­нул поход до 11 дней. В конце января атомный ледокол «Сибирь» ушел в свой первый рейс. 28 января в Барен­це­вом море он взял под про­водку два судна — «Турухан» и «Терский берег» — и направился к порту Дудинка. Здесь впервые атомный ледокол проекта 22220 зашел в Ени­сейский залив и отра­бо­тал в реке на малых глу­би­нах. Судно под­твер­дило спо­соб­ность оди­на­ково эффек­тивно действо­вать на откры­тых морских участ­ках и на мел­ко­во­дье. В Ени­сейском заливе толщина льда дохо­дила до полу­тора метров, что не поме­шало атом­ному ледо­колу обес­пе­чить ком­мер­че­скую ско­рость про­водки.

16 февраля 2023 года уни­вер­саль­ный атомный ледокол «Сибирь» выпол­нил первую в году поста­новку судна к ледо­вому причалу в районе мыса Таналау на реке Енисей. Поста­новка к ледо­вому причалу счита­ется одной из наи­бо­лее сложных опе­ра­ций в аква­то­рии Север­ного мор­ского пути. Она требует четкой коор­ди­на­ции действий эки­па­жей атом­ного ледо­кола и про­во­ди­мого судна, а также гид­роло­гов, ответ­ствен­ных за ледовый причал. Опе­ра­ция по поста­новке теп­ло­хода «Таймыр» заняла меньше двух часов. Но ей предше­ство­вала большая под­го­то­ви­тель­ная работа: в при­пай­ном льду были сделаны прорези по месту стоянки судна, раз­ме­чена ось под­ход­ного канала, выста­в­лены ори­ен­тиры.

23 мая 2023 года ледокол «Сибирь» завер­шил проти­во­па­вод­ко­вые работы в основ­ном русле реки Енисей в районе Лузин­ских, Ники­тин­ских и Фун­ту­сов­ских остро­вов. Ато­мо­ход сделал допол­ни­тель­ные ледовые каналы и прорези в русле реки, чтобы пре­дот­вра­тить воз­мож­ные ледовые заторы, а также раз­ру­шил ледовую дорогу, сое­ди­ня­ю­щую левый и правый берег реки Енисей. Толщина льда ледовой дороги дости­гала двух метров. К данным видам работ уни­вер­саль­ный атомный ледокол проекта 22220 при­вле­кался впервые, ранее эту работу выпол­няли ледо­колы проекта 10580.

6 сен­тя­бря 2023 года в районе мыса Дежнева аква­то­рии Север­ного мор­ского пути атомный ледокол «Таймыр» и уни­вер­саль­ный атомный ледокол «Сибирь» завер­шили про­водку балкера «Gingo» (судно типа CapeSize) с грузом 164,5 тыс. тонн желез­но­руд­ного кон­цен­трата. Впервые ледо­колы выпол­няли опе­ра­цию по про­водке судна гру­зо­подъем­но­стью свыше 169 тыс. тонн с запада на восток.

Ледо­коль­ная про­водка состо­яла из двух этапов. Вначале ледокол «Таймыр» обес­пе­чил безо­пас­ный проход судна через участок Кар­ского моря от остро­вов Сергея Кирова через проливы Мати­сена и Бориса Виль­киц­кого, после чего балкер само­сто­я­тельно пересек море Лап­те­вых. В Вос­точно-Сибир­ском море ледо­коль­ную про­водку обес­пе­чил уни­вер­саль­ный атомный ледокол «Сибирь». Экипаж сра­бо­тал с юве­лир­ной точ­но­стью и обес­пе­чил безо­пас­ную про­водку судна в Вос­точно-Сибир­ском море. Про­тя­жен­ность мар­ш­рута ледо­коль­ной про­водки составила 620 миль, средняя ско­рость дви­же­ния — 10 узлов.

21 сен­тя­бря 2023 года серийный уни­вер­саль­ный атомный ледокол «Сибирь» вер­нулся в порт при­писки Мур­манск. С ноября 2022 года ледо­колом обес­пе­чена про­водка 128 судов, пройдено 62155,6 морских миль.


Ледокол «Урал»

Второй серийный атомный ледокол проекта 22220.

Второй серийный ледокол проекта 22220, полу­чив­ший назва­ние «Урал», был заложен 25 июля 2016 года на Бал­тийском заводе в Санкт-Петер­бурге, год спустя после начала стро­и­тель­ства своего предше­ствен­ника, ледо­кола «Сибирь». Его стро­и­тель­ство осу­ще­ст­в­ля­лось по кон­тракту, заклю­чен­ному 29 мая 2014 года ООО «Бал­тийский завод-Судо­стро­е­ние» с Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­цией «Росатом» на постройку для ФГУП «Атом­флот» двух серийных атомных ледо­колов проекта 22220.

25 мая 2019 года ледокол был спущен на воду. 21 июня спе­ци­али­сты АО «Бал­тийский завод» отбук­си­ро­вали атомный ледокол «Урал» на причал № 8 достро­еч­ной набе­реж­ной завода для достройки корабля и под­го­товки его к швар­тов­ным, а затем и к ходовым испы­та­ниям.

В отличие от предше­ствен­ни­ков — ледо­колов «Арктика» и «Сибирь» — «Урал» сошел со ста­пе­лей уже с загру­жен­ными реак­тор­ными уста­нов­ками и с прак­ти­че­ски пол­но­стью осна­щен­ной систе­мой элек­тро­дви­же­ния. Это поз­во­лило упро­стить труд судо­стро­и­те­лям, сокра­тить расходы и сроки сдачи проекта.

14 октября 2022 года атомный ледокол «Урал» вышел из Санкт-Петер­бурга на первый этап ходовых испы­та­ний. Сда­точ­ная команда верфи вместе с пред­стави­те­лями орга­ни­за­ций-кон­тр­а­ген­тов уси­ленно про­ве­ряла работу всех меха­низ­мов и обо­ру­до­ва­ния ледо­кола. Спе­ци­али­сты провели ком­плекс испы­та­ний, в котором про­ве­ря­лась работа реак­тор­ной и паро­тур­бин­ной уста­но­вок, систем элек­тро­дви­же­ния судна, работа вало­про­во­дов и палуб­ных меха­низ­мов (якорное и рулевое устройства). Были про­те­сти­ро­ваны ско­рост­ные и мане­врен­ные харак­те­ри­стики ледо­кола, фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние обще­су­до­вых систем и систем авто­ма­тики. Кроме того, на этом этапе ходовых испы­та­ний про­ве­ря­лось фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние систем нави­га­ции и связи, а также работа вер­то­лет­ного ком­плекса.

Вечером 31 октября новый атомный ледокол «Урал» воз­вра­тился в Петер­бург, проведя две недели в Финском заливе.

22 ноября 2022 года на Бал­тийском заводе состо­я­лись цере­мо­нии под­нятия госу­дар­ствен­ного флага на ледо­коле «Урал». 23 ноября «Урал» вышел из Санкт-Петер­бурга в Бал­тийское море в напра­в­ле­нии порта при­писки Мур­манск. Переход из Санкт-Петер­бурга занял шесть суток. 2 декабря в Мур­ман­ске на базе ФГУП «Атом­флот» состо­я­лась тор­же­ствен­ная цере­мо­ния выхода в первый рабочий рейс, и на сле­ду­ю­щий день ледокол «Урал» отправился на работу в Обь-Ени­сейский район Кар­ского моря. По солёным водам Север­ного Ледо­ви­того океана и пресным в реках Обь и Енисей ледокол прошел без проблем, под­твер­див свою уни­вер­саль­ность.

За год работы в морях Север­ного Ледо­ви­того океана к ноябрю 2023 года атомный ледокол «Урал» прошел свыше 53 тыс. миль, из них во льдах — 41,5 тыс. миль, обес­пе­чив за это время про­водку 98 судов. Целый год корабль зани­мался про­вод­кой судов, в том числе круп­но­тон­наж­ных, круг­ло­го­дич­ным лиди­ро­ва­нием кара­ва­нов в Запад­ном районе Арктики, ледо­коль­ной про­вод­кой судов на мел­ко­вод­ных участ­ках Енисея и Обской губы, бук­си­ров­кой судов и других пла­ву­чих соо­ру­же­ний во льдах и на чистой воде.

А 6 сен­тя­бря 2024 года уни­вер­саль­ный атомный ледокол «Урал» уста­но­вил оче­ред­ной рекорд — в районе Вос­точно-Сибир­ского моря он выпол­нил задачу по про­водке кара­вана из двух судов — балкера Smoke и круп­ного кон­тейне­ро­воза NewNewStar (кон­тейне­ро­вме­сти­мость — 3534 TEU). Впервые в аква­то­рию Север­ного мор­ского пути вошел кон­тейне­ро­воз таких раз­ме­ров (длина — 231 метр, ширина — 32 метра).

Ледокол «Урал» начал про­водку судов у вос­точ­ной кромки льдов Чукот­ского моря и завер­шил свой маршрут у запад­ной кромки льдов Вос­точно-Сибир­ского моря. Главной задачей ледо­коль­ного обес­пе­че­ния было безо­пас­ное про­ве­де­ние судов через пере­мычку спло­чен­ных льдов. После завер­ше­ния опе­ра­ции кон­тейне­ро­воз NewNew Star само­сто­я­тельно отправился в порт Санкт-Петер­бург, а балкер Smoke — в порт Мур­манск.

Экипажи атом­ного ледо­кола «Урал» и судов кара­вана сра­бо­тали сла­женно и про­фес­си­о­нально, что спо­соб­ство­вало обес­пе­че­нию безо­пас­ного про­хо­жде­ния участка спло­чен­ного льда и под­дер­жа­ние ком­мер­че­ской ско­ро­сти дви­же­ния.

Про­тяжён­ность мар­ш­рута ледо­коль­ной про­водки составила 150 морских миль, средняя ско­рость дви­же­ния — 12 узлов.


Ледокол «Якутия»

Третий серийный атомный ледокол проекта 22220.

Кон­тракт на стро­и­тель­ство двух новых серийных атомных ледо­колов проекта 22220 был заклю­чен между АО «Бал­тийский завод» и Гос­кор­по­ра­цией «Росатом» в августе 2019 года. Впервые в истории договор на стро­и­тель­ство ледо­колов был заклю­чён по схеме сме­шан­ного финан­си­ро­ва­ния, при котором из феде­раль­ного бюджета выде­лили 45 %, а осталь­ное выде­лили Росатом и ком­мер­че­ские банки.

По тра­ди­ции третий серийный атомный ледокол проекта 22220 получил назва­ние «Якутия» в честь региона, при­мы­ка­ю­щего к Север­ному мор­скому пути.

Тех­ни­че­ская закладка ледо­кола «Якутия» состо­я­лась 26 мая 2020 года на Бал­тийском заводе, что совпало с днем рожде­ния Бал­тийского завода. В ходе цере­мо­нии на дни­ще­вую секцию судна была уста­но­в­лена заклад­ная доска.

22 ноября 2022 года стро­я­щийся корабль был спущен на воду для достройки. К этому времени на судне уже были уста­но­в­лены ядерные реак­торы и почти все основ­ное обо­ру­до­ва­ние.

8 мая 2024 года начались швар­то­вые испы­та­ния ледо­кола «Якутия». Спе­ци­али­сты пред­при­ятия про­ве­рили рабо­то­с­по­соб­ность систем и меха­низ­мов ато­мо­хода, каче­ство монтажа судо­вого обо­ру­до­ва­ния, провели настройку аппа­ра­туры. Меро­при­ятия про­во­ди­лись у достро­еч­ной набе­реж­ной завода и выпол­ня­лись по спе­ци­аль­ным про­грам­мам и мето­ди­кам.


P.S.

По состо­я­нию на 21 декабря 2023 года зафик­си­ро­ван новый рекорд гру­зо­пе­ре­во­зок по Север­ному мор­скому пути в совре­мен­ной истории России — пере­ве­зено 35 млн тонн грузов (для срав­не­ния, в 2022 году зна­че­ние этого пока­за­теля составило 34,117 млн тонн). Атомными ледо­ко­лами ФГУП «Атом­флот» обес­пе­чено 730 про­во­док судов (для срав­не­ния, с 1 января 2022 года по 21 декабря 2022 года — 653).