Самые мощные...
Проект 22220 (тип ЛК-60Я).
Освоение Арктики является одной из приоритетных задач страны. Однако без гарантированного ледокольного обеспечения проектов в акватории Северного морского пути на весь жизненный цикл добиться инвестиционной привлекательности проектов не получится.
В 2010-х гг. проводку транспортов во льдах обеспечивали атомные ледоколы проектов 10521 — «50 лет Победы» и «Ямал», и 10580 — «Таймыр» и «Вайгач». Ледокольные работы на Северном морском пути на участке Западной Арктики: от пролива Вилькицкого и на запад, к Новой Земле велись практически круглый год. Между тем в перспективе маячил постепенный вывод атомоходов из эксплуатации, а значит, надо было строить новые суда. Но какие? Ледоколы старых проектов при всех их достоинствах обладали одним существенным недостатком — ширина канала, пробиваемого ими во льдах, не превышала 30 м, в то время как ширина современных судов составляла 34-45 м, а газовозов — 50 м. Значит, требовался совершенно новый проект атомного ледокола с широким корпусом специальной конструкции.

Изначально специалисты ЦКБ «Айсберг» рассматривали две схемы транспортной системы использования проектируемого судна. Первая — традиционная, с разделением функций, когда на основных трассах Северного морского пути работают мощные ледоколы с большой осадкой, 10,5–11 м, а в мелководных районах Арктики и на трассах в устьях сибирских рек — мелкосидящие атомные ледоколы с осадкой около 8 м. Но время работы в устьях рек относительно небольшое, а строить два вида ледоколов было бы достаточно дорого.
Вторая схема, экспериментальная, заключалась в применении вместо двух ледоколов разного типа одного, который мог бы менять осадку в зависимости от трассы. Этого можно было достичь за счет балласта: принимая балласт, погружаться и увеличивать осадку, и сливая балласт, работать на мелководье. В итоге была принята концепция именно двухосадочного ледокола.
В итоге перед конструкторами и проектировщиками ЦКБ «Айсберг» при разработке нового проекта, получившего индекс 22220, ставилось несколько задач:
- создание универсального ледокола для использования, как на глубокой воде, так и в руслах рек;
- увеличение льдопроходимости корабля с 2,25 м (проект 10520) до 3,0 м;
- увеличение ширины корпуса судна;
- повышение назначенного срока службы реакторной установки, а значит, и корабля, до 40 лет.
Технический проект нового атомохода конструкторы представили заказчику в 2009 году. В соответствии с ним судно получило следующие габариты: длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м при водоизмещении 33540 тонн. В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для основных конструкций и самого корпуса, и надстройки применяются хладостойкие стали марок РСА26, PCD36 и РСЕ36.
У судна двойной корпус. Балластные цистерны для изменения осадки корабля расположены между внешним и внутренним корпусами. Осадка корабля в режиме линейного ледокола составляет 10,5 м, в режиме с ограниченной осадкой — 8,5 м. Для работы в качестве тяжёлого морского ледокола в цистерны набирают воду, и судно увеличивает свою осадку на 1,5 метра, а для работы в неглубоких устьях рек балластную воду сливают, судно подвсплывает и работает как мелкосидящий ледокол. Переход одного состояния в другое занимает минимальное время — у ледокола на это уходит не более четырех часов.
Корпус ледокола покрывается полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения, а для уменьшения трения и защиты от обмерзания используется пневмообмыв, создаваемый турбонаддувочными агрегатами. Лед, особенно при низких температурах, фактически является абразивом, даже в воде. Поэтому, как и у предыдущих поколений атомных ледоколов, у нового ледокола есть система «воздушной смазки», для которой в передней части корпуса просверлена линия отверстий, выпускающих воздух. Слой пузырьков, облепляющих днище, существенно снижает трение.
Основа энергетической установки ледокола проекта 22220 — два водо-водяных ядерных реактора интегрального типа «РИТМ-200» тепловой мощностью по 175 МВт, что делает ледоколы самыми мощными в своем классе.
Реактор «РИТМ-200» имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах проекта 10521. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Разработкой ядерной энергетической установки в составе двух реакторов «РИТМ-200» занималось «ОКБМ Африкантов», изготовлением реакторов — «ЗиО-Подольск».
Движителями корабля являются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага, обеспечивающие скорость судна на чистой воде 22 узла (40,7 км/ч), а льдопроходимость — 2,9 м. Мощность на гребных валах — до 60 МВт. Типу ледокола проекта 22220 присвоен индекс ЛК-60Я, что расшифровывается как: ЛедоКол мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой.
Ледокол «Арктика» получил уникальную систему электрического движения (СЭД), которая генерирует, накапливает и максимально эффективно расходует электроэнергию при движении судна во льдах. Изделие, разработанное филиалом Крыловского государственного научного центра «ЦНИИ СЭТ» (Санкт-Петербург), позволяет ледоколу преодолевать ледяные поля с наибольшей толщиной 3 метра без потери мощности и хода.
На палубе ледокола можно перевозить грузы, для чего в кормовой части судна предусмотрены места для штатного размещения трех 20-футовых контейнеров и четырех 10-футовых контейнеров. В носовой части судна есть места для размещения двух 20-футовых контейнеров или четырех 10-футовых контейнеров. Для обеспечения работ при погрузке провизии на судно и обслуживания люка в провизионные кладовые, для обеспечения аварийно-спасательных операций и снятия людей со льда в носовой части судна на палубе бака предусмотрены два электрогидравлических крана-манипулятора грузоподъемностью 3 тонны на вылете стрелы до 15 м.
Также на ледоколе расположен комплекс авиационно-технических средств, обеспечивающих базирование вертолетов Ка-32 и Ми-8МТВ. Это вертолетная посадочная площадка, командный пункт, ангар для обслуживания вертолета Ка-32, устройство транспортировки и средства швартовки, средства палубного обслуживания.
Для обеспечения водолазных спусков на глубины до 12 м, проведения сварочных работ, осмотров и очистки донно-бортовой арматуры на ледоколе предусмотрено водолазное устройство. В составе комплекса есть водолазная кран-балка с электрическим и ручным приводом для спуска и подъема водолаза в беседке.
На палубе бака установлены 4 спасательные шлюпки вместимостью 65 человек каждая, по 2 с каждого борта в комплекте с СПУ. В качестве спасательных средств на ледоколе на палубе бака расположены 12 спасательных плотов сбрасываемого типа вместимостью 25 человек каждый, по 6 с каждого борта.
На ледоколах проекта 22220 ходовая рубка шире, чем на других атомных ледоколах. Ее ширина 34 метра — столько же, сколько и ширина самого ледокола. С высоты 31,2 м над уровнем моря видимость может достигать 11-12 морских миль.
В надстройке корабля расположена жилая зона для 75 человек экипажа и ходовая рубка, а также зоны отдыха, санитарные и бытовые помещения. Проектировщики судна предусмотрели все необходимое для комфортной жизни. Для каждого члена экипажа построены одноместные каюты с отдельным санузлом и душем. Часть кают предназначена для туристов или членов исследовательских экспедиций. На корабле есть просторный камбуз с собственной пекарней, сауна с бассейном с проточной морской водой, солярий, спортивный и тренажёрный залы, парикмахерская, конференц-зал с кинотеатром, полноценная медицинская амбулатория, есть судовой врач, который в случае чего сможет сделать операцию.
На судне имеется и специальное помещение для переработки бытовых отходов. К современным атомоходам предъявляются самые высокие экологические требования, поэтому они не должны создавать угроз для окружающей среды даже в мелочах.
Повышение мощности, изменение формы ледокола, оптимальные углы наклона форштевня и шпангоутов — все это существенно улучшило характеристики ледокола. В итоге новый ледокол ЛК-60Я получился кардинально иным, нежели его предшественники проекта 10521.
Ледокол «Арктика»
Головной атомный ледокол проекта 22220.
23 августа 2012 года ФГУП «Атомфлот» и «Балтийский завод-Судостроение» подписали контракт на строительство головного ледокола проекта 22220, получившего название «Арктика» в честь атомохода, построенного в 1975 году — второго атомного ледокола, созданного в Советском Союзе после ледокола «Ленин».

Судно было заложено на Балтийском заводе 5 ноября 2013 года, спущено на воду 16 июня 2016 года.
4 февраля 2020 года во время пусконаладочных работ системы электродвижения на ледоколе вышел из строя один из двух правых гребных электродвигателей (ГЭД), из-за чего сроки сдачи корабля были сдвинуты (электродвигатель был заменён уже после ледовых испытаний). В целях безопасности максимальная мощность на гребных валах была ограничена до 50 МВт.
22 сентября 2020 года ледокол отправился на ледовые испытания в Мурманск. 3 октября в рамках приёмосдаточных испытаний ледокол достиг Северного полюса Земли, преодолев льды толщиной до 3 метров. 12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело около 9 тыс. км, из них во льдах — более 1900 км.
21 октября 2020 года в Мурманске на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» прошла торжественная церемония поднятия государственного флага Российской Федерации. 14 ноября ледокол «Арктика» вышел из порта Мурманск в свой первый рабочий рейс. А 24 ноября 2020 года в порту Сабетта ледокол «Арктика» завершил проводку сухогруза «Сияние Севера». Это была первая работа атомохода с момента ввода в эксплуатацию.

11 августа 2021 года ледокол «Арктика» покинул причал Балтийского завода и направился в сторону Кронштадтского морского завода для ремонта неисправной ГЭД. Для замены электродвигателя гребного вала судоремонтникам пришлось вырезать часть наружной обшивки. К 13 сентября неисправный ГЭД был заменен, а к концу ноября атомоход вышел в акваторию Финского залива для прохождения приемно-сдаточных испытаний. Мощность на гребных валах была восстановлена до проектных 60 МВт. 3 декабря 2021 года ледокол «Арктика» успешно завершил программу ходовых испытаний и взял курс на акваторию Северного морского пути.
1 января 2022 года в порту Певек ледокол «Арктика» ФГУП «Атомфлот» завершил проводку теплоходов «Юрий Аршеневский» и «Инженер Трубин» при содействии дизель-электрического ледокола «Капитан Драницын». На Чукотку суда доставили генеральный груз для компаний, реализующих инвестиционные проекты в регионе. Впервые ледокол «Арктика» прошел до акватории порта Певек. В феврале 2022 года ледокол «Арктика» впервые в истории арктической навигации в это время года провел с востока на запад суда ледового класса Arc5.
В январе 2023 года ледокол «Арктика» выполнил проводку газовозов «Борис Вилькицкий» и «Владимир Воронин» через сложные участки Северного морского пути. Оба газовоза были проведены до района острова Русский в Карском море. Несмотря на тяжелые ледовые условия, средняя скорость ледокольной проводки составила около 10 узлов. А 2 февраля ледокол завершил проводку танкера-газовоза «Эдуард Толль» по морскому каналу на баре Обской губы. Атомоход встал в припай, а газовоз прошел в порт Сабетта (Ямал). Эти проводки судов подтвердили готовность «Атомфлота» к открытию круглогодичной навигации в акватории Севморпути.
Ледокол «Сибирь»
Первый серийный атомный ледокол проекта 22220.
Тендер на строительство двух новых атомных ледоколов проекта 22220, называемых первым и вторым серийными судами проекта, был объявлен на церемонии закладки киля головного корабля «Арктика» 5 ноября 2013 года. Контракт на два судна был заключен с ООО «Балтийский завод-Судостроение». Первый серийный ледокол, получивший название «Сибирь» в честь атомохода, построенного в 1977 году, был заложен на стапелях Балтийского завода 26 мая 2015 года. Спуск на воду корабля состоялся 22 сентября 2017 года.

Первоначально сдача в эксплуатацию второго атомного ледокола проекта 22220 была запланирована на 2018 год, но затем дата была перенесена из-за проблем с изготовлением паровых турбин отечественным производителем. Вторая запланированная дата сдачи — май 2020 года — также была передвинута.
Ледокол «Сибирь» вышел на первые ходовые испытания в акватории Финского залива 16 ноября 2021 года и вернулся в Санкт-Петербург 30 ноября. За это время заводская сдаточная команда, экипаж судна и представители контрагентских организаций проанализировали работу механизмов и оборудования. Специалисты испытали паротурбинную установку, системы электродвижения, работу валопроводов и палубные механизмы. В числе прочего проверили скорость и маневренность первого серийного ледокола проекта 22220, а также его системы связи и навигации.
Вторые ходовые испытания корабля были завершены в декабре 2021 года. Несмотря на то, что были обнаружены некоторые незначительные неисправности, ледокол был передан ФГУП «Атомфлот» 24 декабря 2021 года
25 января 2022 года на атомном ледоколе «Сибирь» был поднят государственный флаг России, что означает официальную передачу судна заказчику. Торжественная церемония состоялась в Мурманске, куда корабль прибыл 23 января, совершив переход из Санкт-Петербурга. Ледокол «Сибирь» покинул его 12 января и должен был затратить на переход 8 дней, но сильный шторм, бушевавший в Норвежском и Северном морях, растянул поход до 11 дней. В конце января атомный ледокол «Сибирь» ушел в свой первый рейс. 28 января в Баренцевом море он взял под проводку два судна — «Турухан» и «Терский берег» — и направился к порту Дудинка. Здесь впервые атомный ледокол проекта 22220 зашел в Енисейский залив и отработал в реке на малых глубинах. Судно подтвердило способность одинаково эффективно действовать на открытых морских участках и на мелководье. В Енисейском заливе толщина льда доходила до полутора метров, что не помешало атомному ледоколу обеспечить коммерческую скорость проводки.
16 февраля 2023 года универсальный атомный ледокол «Сибирь» выполнил первую в году постановку судна к ледовому причалу в районе мыса Таналау на реке Енисей. Постановка к ледовому причалу считается одной из наиболее сложных операций в акватории Северного морского пути. Она требует четкой координации действий экипажей атомного ледокола и проводимого судна, а также гидрологов, ответственных за ледовый причал. Операция по постановке теплохода «Таймыр» заняла меньше двух часов. Но ей предшествовала большая подготовительная работа: в припайном льду были сделаны прорези по месту стоянки судна, размечена ось подходного канала, выставлены ориентиры.

23 мая 2023 года ледокол «Сибирь» завершил противопаводковые работы в основном русле реки Енисей в районе Лузинских, Никитинских и Фунтусовских островов. Атомоход сделал дополнительные ледовые каналы и прорези в русле реки, чтобы предотвратить возможные ледовые заторы, а также разрушил ледовую дорогу, соединяющую левый и правый берег реки Енисей. Толщина льда ледовой дороги достигала двух метров. К данным видам работ универсальный атомный ледокол проекта 22220 привлекался впервые, ранее эту работу выполняли ледоколы проекта 10580.
6 сентября 2023 года в районе мыса Дежнева акватории Северного морского пути атомный ледокол «Таймыр» и универсальный атомный ледокол «Сибирь» завершили проводку балкера «Gingo» (судно типа CapeSize) с грузом 164,5 тыс. тонн железнорудного концентрата. Впервые ледоколы выполняли операцию по проводке судна грузоподъемностью свыше 169 тыс. тонн с запада на восток.
Ледокольная проводка состояла из двух этапов. Вначале ледокол «Таймыр» обеспечил безопасный проход судна через участок Карского моря от островов Сергея Кирова через проливы Матисена и Бориса Вилькицкого, после чего балкер самостоятельно пересек море Лаптевых. В Восточно-Сибирском море ледокольную проводку обеспечил универсальный атомный ледокол «Сибирь». Экипаж сработал с ювелирной точностью и обеспечил безопасную проводку судна в Восточно-Сибирском море. Протяженность маршрута ледокольной проводки составила 620 миль, средняя скорость движения — 10 узлов.
21 сентября 2023 года серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» вернулся в порт приписки Мурманск. С ноября 2022 года ледоколом обеспечена проводка 128 судов, пройдено 62155,6 морских миль.
Ледокол «Урал»
Второй серийный атомный ледокол проекта 22220.
Второй серийный ледокол проекта 22220, получивший название «Урал», был заложен 25 июля 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, год спустя после начала строительства своего предшественника, ледокола «Сибирь». Его строительство осуществлялось по контракту, заключенному 29 мая 2014 года ООО «Балтийский завод-Судостроение» с Государственной корпорацией «Росатом» на постройку для ФГУП «Атомфлот» двух серийных атомных ледоколов проекта 22220.

25 мая 2019 года ледокол был спущен на воду. 21 июня специалисты АО «Балтийский завод» отбуксировали атомный ледокол «Урал» на причал № 8 достроечной набережной завода для достройки корабля и подготовки его к швартовным, а затем и к ходовым испытаниям.
В отличие от предшественников — ледоколов «Арктика» и «Сибирь» — «Урал» сошел со стапелей уже с загруженными реакторными установками и с практически полностью оснащенной системой электродвижения. Это позволило упростить труд судостроителям, сократить расходы и сроки сдачи проекта.
14 октября 2022 года атомный ледокол «Урал» вышел из Санкт-Петербурга на первый этап ходовых испытаний. Сдаточная команда верфи вместе с представителями организаций-контрагентов усиленно проверяла работу всех механизмов и оборудования ледокола. Специалисты провели комплекс испытаний, в котором проверялась работа реакторной и паротурбинной установок, систем электродвижения судна, работа валопроводов и палубных механизмов (якорное и рулевое устройства). Были протестированы скоростные и маневренные характеристики ледокола, функционирование общесудовых систем и систем автоматики. Кроме того, на этом этапе ходовых испытаний проверялось функционирование систем навигации и связи, а также работа вертолетного комплекса.
Вечером 31 октября новый атомный ледокол «Урал» возвратился в Петербург, проведя две недели в Финском заливе.
22 ноября 2022 года на Балтийском заводе состоялись церемонии поднятия государственного флага на ледоколе «Урал». 23 ноября «Урал» вышел из Санкт-Петербурга в Балтийское море в направлении порта приписки Мурманск. Переход из Санкт-Петербурга занял шесть суток. 2 декабря в Мурманске на базе ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония выхода в первый рабочий рейс, и на следующий день ледокол «Урал» отправился на работу в Обь-Енисейский район Карского моря. По солёным водам Северного Ледовитого океана и пресным в реках Обь и Енисей ледокол прошел без проблем, подтвердив свою универсальность.
За год работы в морях Северного Ледовитого океана к ноябрю 2023 года атомный ледокол «Урал» прошел свыше 53 тыс. миль, из них во льдах — 41,5 тыс. миль, обеспечив за это время проводку 98 судов. Целый год корабль занимался проводкой судов, в том числе крупнотоннажных, круглогодичным лидированием караванов в Западном районе Арктики, ледокольной проводкой судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировкой судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде.
А 6 сентября 2024 года универсальный атомный ледокол «Урал» установил очередной рекорд — в районе Восточно-Сибирского моря он выполнил задачу по проводке каравана из двух судов — балкера Smoke и крупного контейнеровоза NewNewStar (контейнеровместимость — 3534 TEU). Впервые в акваторию Северного морского пути вошел контейнеровоз таких размеров (длина — 231 метр, ширина — 32 метра).
Ледокол «Урал» начал проводку судов у восточной кромки льдов Чукотского моря и завершил свой маршрут у западной кромки льдов Восточно-Сибирского моря. Главной задачей ледокольного обеспечения было безопасное проведение судов через перемычку сплоченных льдов. После завершения операции контейнеровоз NewNew Star самостоятельно отправился в порт Санкт-Петербург, а балкер Smoke — в порт Мурманск.
Экипажи атомного ледокола «Урал» и судов каравана сработали слаженно и профессионально, что способствовало обеспечению безопасного прохождения участка сплоченного льда и поддержание коммерческой скорости движения.
Протяжённость маршрута ледокольной проводки составила 150 морских миль, средняя скорость движения — 12 узлов.
Ледокол «Якутия»
Третий серийный атомный ледокол проекта 22220.
Контракт на строительство двух новых серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между АО «Балтийский завод» и Госкорпорацией «Росатом» в августе 2019 года. Впервые в истории договор на строительство ледоколов был заключён по схеме смешанного финансирования, при котором из федерального бюджета выделили 45 %, а остальное выделили Росатом и коммерческие банки.

По традиции третий серийный атомный ледокол проекта 22220 получил название «Якутия» в честь региона, примыкающего к Северному морскому пути.
Техническая закладка ледокола «Якутия» состоялась 26 мая 2020 года на Балтийском заводе, что совпало с днем рождения Балтийского завода. В ходе церемонии на днищевую секцию судна была установлена закладная доска.

22 ноября 2022 года строящийся корабль был спущен на воду для достройки. К этому времени на судне уже были установлены ядерные реакторы и почти все основное оборудование.
8 мая 2024 года начались швартовые испытания ледокола «Якутия». Специалисты предприятия проверили работоспособность систем и механизмов атомохода, качество монтажа судового оборудования, провели настройку аппаратуры. Мероприятия проводились у достроечной набережной завода и выполнялись по специальным программам и методикам.
P.S.
По состоянию на 21 декабря 2023 года зафиксирован новый рекорд грузоперевозок по Северному морскому пути в современной истории России — перевезено 35 млн тонн грузов (для сравнения, в 2022 году значение этого показателя составило 34,117 млн тонн). Атомными ледоколами ФГУП «Атомфлот» обеспечено 730 проводок судов (для сравнения, с 1 января 2022 года по 21 декабря 2022 года — 653).