Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 92М «Ленин»

Пер­вое в мире над­вод­ное граж­дан­ское судно с ядер­ной сило­вой уста­нов­кой. Корабль был построен для обслужи­ва­ния Север­ного мор­ского пути. За тридцать лет службы в Арк­тике Ледо­кол «Ленин» прошёл 654 тыс. мор­ских миль, из них более 560 тыс. во льдах.

Пер­ве­нец

5 декабря 1957 года на воду был спущен ледо­кол «Ленин» — пер­вый в мире с атом­ными реак­то­рами.

Тра­диция стро­и­тельства ледо­ко­лов, спо­соб­ных про­хо­дить по морю, покрытому тол­стым слоем льда, суще­ство­вала в Рос­сии доста­точно давно. Еще в начале 1899 был спущен на воду ледо­кол «Ермак», пер­вое в мире судно подоб­ного класса, спо­соб­ное фор­си­ро­вать тяже­лые арк­ти­че­ские льды. Корабль был построен в Англии по про­ект­ному зада­нию рос­сийского Адми­рал­тейства и вскоре стал гор­до­стью рус­ского флота. За ним после­до­вали другие корабли самых раз­ных клас­сов, постро­ен­ные как в Рос­сии/СССР, так и за рубежом, но все они обла­дали одним суще­ствен­ным недо­стат­ком – запаса топ­лива у паро­вого или дизель­ного ледо­кола хва­тало мак­симум на месяц хода, что для север­ной навигации было ката­строфи­че­ски мало. Между тем в 1940-50-е годы на Таймыре про­должа­лось ста­нов­ле­ние круп­нейшего в стране горно-метал­лурги­че­ского комплекса, про­дукция кото­рого была вос­тре­бо­вана круг­лый год.

20 ноября 1953 года Совет Мини­стров СССР при­нял Поста­нов­ле­ние № 2840-1203 о раз­ра­ботке мощ­ного арк­ти­че­ского ледо­кола с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. Ледо­кол пред­на­зна­чался для про­водки в ледо­вых усло­виях Арк­тики по высо­коши­рот­ным трас­сам и по Север­ному мор­скому пути транспорт­ных судов, а также для экс­пе­дици­он­ного пла­ва­ния в Арк­тике. Поста­нов­ле­нию пред­ше­ство­вало обраще­ние в пра­ви­тельство ака­деми­ков А. П. Алек­сан­дрова и И. В. Кур­ча­това совместно с руко­во­ди­те­лями ряда отрас­лей промыш­лен­но­сти и Мор­ского флота, в кото­ром ука­зы­ва­лось, что появ­ле­ние мощ­ного атом­ного ледо­кола в Арк­тике поз­во­лит решить сразу две задачи: эффек­тивно исполь­зо­вать Север­ный мор­ской путь, как важ­нейшую транспорт­ную маги­страль страны, и про­де­мон­стри­ро­вать мир­ные наме­ре­ния СССР в обла­сти исполь­зо­ва­ния атом­ной энергии.

Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тельства от 18 авгу­ста 1954 года кон­кре­ти­зи­ро­вало задачу стро­и­тельства ледо­кола по сро­кам, этапам и основ­ным испол­ни­те­лям работ.

Глав­ным кон­струк­то­ром судна назна­чили спе­ци­ально создан­ное базе СКБ-194 Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро ЦКБ-15 (впо­след­ствии ЦКБ «Айс­берг») для про­ек­ти­ро­ва­ния атом­ных ледо­ко­лов и ледо­кольно-транспорт­ных судов во главе с В. И. Нега­но­вым, уже имевшим успеш­ный опыт стро­и­тельства дизель­ных ледо­ко­лов. В. И. Нега­нов ста­но­вится глав­ным кон­струк­то­ром атом­ного ледо­кола. Основ­ной зада­чей ЦКБ-15 стала раз­ра­ботка эскиз­ного, а затем тех­ни­че­ского про­екта атом­ного ледо­кола, кото­рому тогда же было при­сво­ено наиме­но­ва­ние «Ленин». Про­екту корабля был при­своен индекс 92М.

Раз­ра­ботка про­екта не имеющей ана­логов ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ЯППУ) пору­ча­лась ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (впо­след­ствии ОКБМ). Глав­ным кон­струк­то­ром ЯППУ был утвер­жден И. И. Афри­кан­тов, кото­рый одно­временно отве­чал и за про­ек­ти­ро­ва­ние ЯППУ для пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки (АПЛ). Реак­тору для над­вод­ного атомо­хода в ОКБ был при­своен индекс ОК-150.

Науч­ное руко­вод­ство про­ек­том атом­ной ледо­коль­ной уста­новки воз­лага­лось на А. П. Алек­сан­дрова, в то время заме­сти­теля по науч­ной части И. В. Кур­ча­това — дирек­тора Лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР. А. П. Алек­сан­дров одно­временно был науч­ным руко­во­ди­те­лем стро­и­тельства АПЛ.

Архи­тек­турно-компо­но­воч­ные реше­ния и дизайн помеще­ний атом­ного ледо­кола выпол­няло Архи­тек­турно-художе­ствен­ное бюро Мини­стер­ства транспорт­ного маши­но­стро­е­ния СССР, началь­ни­ком и глав­ным архи­тек­то­ром кото­рого был Ю. Б. Соло­вьёв.

Стро­и­тельство атом­ного ледо­кола пору­чили ленинград­скому судо­стро­и­тель­ному предпри­я­тию «Адми­рал­тейский завод» в Ленинграде. Новый корабль должен был отве­чать сле­дующим тре­бо­ва­ниям: мак­сималь­ная ско­рость на чистой воде — 19,5 узлов при мощ­но­сти глав­ных греб­ных двига­те­лей в 44000 л.с., а авто­ном­ность пла­ва­ния — 1 год. Судно обла­дало сле­дующими габа­ри­тами: наи­большая длина — 134 м, ширина — 27,6 м, осадка — 9,2 м, при этом водо­измеще­ние состав­ляло 16 тыс. т. Ледо­кол мог пре­одо­ле­вать лёд толщи­ной до 1,7 м на ско­ро­сти около 4 км/час.

В целом атом­ный ледо­кол «Ленин» пред­став­лял собой глад­копа­луб­ное судно с удли­нён­ной сред­ней над­стройкой и двумя мач­тами. Ядер­ная паро­про­из­во­дящая уста­новка водо-водя­ного типа рас­по­лага­лась в цен­траль­ной части судна. Пар, выра­ба­ты­ва­емый ЯППУ, поступал в тур­бины 4 глав­ных тур­бо­ге­не­ра­то­ров, питающих посто­ян­ным током 3 греб­ных элек­тро­двига­теля, кото­рые при­во­дили в действие 3 греб­ных винта — 2 бор­то­вых и 1 сред­ний. Исполь­зо­ва­ние элек­тро­движе­ния поз­во­ляло улучшить манев­рен­ность ледо­кола, что важно для фор­си­ро­ва­ния тяже­лых льдов, движе­ния в составе кара­ва­нов и обколки про­во­димых судов во льдах. Для обес­пе­че­ния надеж­ного движе­ния судна преду­смат­ри­ва­лось много­крат­ное резер­ви­ро­ва­ние систем и обо­ру­до­ва­ния энерго­си­ло­вой уста­новки, в том числе три атом­ных реак­тора ОК-150 мощ­но­стью по 90 МВт каж­дый. Доста­точно слож­ная по составу ЯППУ была при­нята для того, чтобы при выходе из строя какого-либо основ­ного обо­ру­до­ва­ния ледо­кол не поте­рял хода.

Корабль был заложен 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адми­рал­тейского завода. Хотя все, что в то время в СССР отно­си­лось к исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии, было строго засек­ре­чено, постройку ледо­кола «Ленин» из-за его зна­чи­тель­ных габа­ри­тов при­ш­лось вести на открытой площадке.

В созда­нии ледо­кола при­няли уча­стие более 500 предпри­я­тий СССР. Напри­мер, в поставке обо­ру­до­ва­ния для АППУ были задейство­ваны такие круп­ные предпри­я­тия и кон­струк­тор­ские бюро как ОКБ-12 (системы управ­ле­ния и защиты реак­тора), СКБК Бал­тийского завода (паро­ге­не­ра­торы), ВИАМ (твэлы актив­ной зоны реак­тора), СКБ ЛКЗ (глав­ные тур­бины), завод «Элек­тро­сила» (глав­ные тур­бо­ге­не­ра­торы и элек­тро­двига­тели), Калуж­ский тур­бин­ный завод (вспомога­тель­ные тур­бо­ге­не­ра­торы) и другие. Спе­ци­ально для атомо­хода-ледо­кола в Ленинград­ском ЦНИИ метал­лургии и брони были созданы две марки особо проч­ной корпус­ной стали — АК-27 и АК-28.

В про­екте ледо­кола преду­смат­ри­ва­лись десятки совершенно новых типов меха­низмов и образцов обо­ру­до­ва­ния, что не могло не вызвать про­блем с их мон­тажом и налад­кой. Из-за воз­никших слож­но­стей с компо­нов­кой машин­ного отде­ле­ния было при­нято реше­ние о созда­нии пол­но­масштаб­ного макета машин­ного отде­ле­ния из дерева, на кото­ром отра­ба­ты­ва­лись компо­но­воч­ные реше­ния кон­струк­то­ров.

Стро­и­тельство ледо­кола с атом­ными реак­то­рами велось рекорд­ными по современ­ным мер­кам темпами. Уже 5 декабря 1957 года ледо­кол был спущен на воду, после чего на нем нача­лись мон­таж систем и обо­ру­до­ва­ния атом­ной уста­новки. В авгу­сте 1959 года успешно прошел физи­че­ский пуск реак­тор­ных уста­но­вок. В целом постройка ледо­кола «Ленин» была завершена 12 сен­тября 1959 года, а 3 декабря 1959 года ледо­кол был пере­дан в опыт­ную экс­плу­а­тацию Мурман­скому мор­скому паро­ход­ству ММФ СССР. 6 мая 1960 года ледо­кол «Ленин» при­был в порт при­писки Мурманск и при­нялся за работу. С этого времени нача­лась его тру­до­вая вахта.

Пер­вым капи­та­ном нового корабля стал П. А. Поно­ма­рев. Штат­ная чис­лен­ность экипажа ледо­кола «Ленин» состо­яла из 210 чело­век, для кото­рых были созданы доста­точно высо­кие по стан­дар­там СССР быто­вые усло­вия. В част­но­сти, на борту ледо­кола име­лись клуб, кино­те­атр, биб­лио­тека, музыкаль­ный салон с роя­лем, несколько сто­ло­вых и помеще­ние для куре­ния. Про­ек­ти­ровщи­ками были преду­смот­рены также сауна, небольшой бас­сейн и спорт­зал, парикма­хер­ская и про­чее. В кают-компа­нии имелся камин.

Гор­до­стью моря­ков стал медицин­ский блок. Так как ледо­колу при­хо­ди­лось выпол­нять спа­са­тель­ные опе­рации по выводу кораб­лей из ледо­вого плена, врачи корабля могли ока­зы­вать медицин­скую помощь моря­кам с застрявших кораб­лей, а также сотруд­ни­кам поляр­ных станций и жите­лям при­бреж­ных селе­ний. Помимо опе­раци­он­ной, на корабле име­лись терапев­ти­че­ский, сто­ма­то­логи­че­ский, рентге­нов­ский, физио­те­рапев­ти­че­ский, проце­дур­ный каби­неты, а также лабо­ра­то­рия и аптека.

Отдель­ного упоми­на­ния заслужи­вает отделка быто­вых помеще­ний ледо­кола, для кото­рой не пожа­лели дорогих мате­ри­а­лов и пород дере­вьев.

С навигации 1960 года атом­ный ледо­кол «Ленин» рабо­тал в Арк­тике, ведя про­водку судов на самых тяже­лых «ледя­ных» участ­ках Север­ного мор­ского пути. Пер­вая арк­ти­че­ская навигация атом­ного ледо­кола нача­лась 19 авгу­ста 1960 года и дли­лась три месяца 10 дней, за кото­рые он прошёл более 10 тыс. миль.

Хотя формально ледо­кол нахо­дился на этапе опыт­ной экс­плу­а­тации, ника­ких поблажек в работе ему не предо­став­ля­лось. Ледо­кол стал одним из основ­ных участ­ни­ков ран­ней про­водки судов с лесом на трассе «устье реки Ени­сей — Баренцево море». В сере­дине навигации ледо­кол рабо­тал в основ­ном в про­ливе Вилькиц­кого, кото­рый даже летом покрыт тяже­лыми льдами и осво­бож­да­ется от них лишь на корот­кое время при нали­чии благопри­ят­ных вет­ров. Большое зна­че­ние имела работа атом­ного ледо­кола «Ленин» позд­ней осе­нью 1960 года при заверше­нии навигации, когда необ­хо­димо выво­дить изо льдов не только обыч­ные суда, но и суда ледо­вого класса.

Тру­дился атомо­ход и во благо совет­ской науки. 17 октября 1961 года, в день начала работы XXII съезда КПСС, с борта ледо­кола «Ленин» на льдину была высажена экс­пе­диция «Север­ный полюс-10», про­ра­бо­тавшая впо­след­ствии 2,5 года. До этого арк­ти­че­ские экс­пе­диции попа­дали на льдины исклю­чи­тельно с помощью само­ле­тов, что сильно огра­ни­чи­вало возмож­но­сти зимовщи­ков. Во время рейса чле­нам экс­пе­диции при­ш­лось ноче­вать в спорт­зале ледо­кола: мест в каю­тах на всех не хва­тило.

В этом же рейсе вме­сте с экипажем рабо­тала науч­ная экс­пе­диция Арк­ти­че­ского и Антарк­ти­че­ского научно-иссле­до­ва­тельского инсти­тута. После высадки экс­пе­диции курс корабля был про­ложен высо­кими широ­тами, север­нее Ново­си­бир­ских ост­ро­вов, и вдоль всей гра­ницы много­лет­них льдов были рас­став­лены дрейфующие авто­ма­ти­че­ские радиоме­тео­ро­логи­че­ские станции.

4 ноября 1961 года капи­та­ном ледо­кола был назна­чен Б. М. Соко­лов.

За шесть навигаций работы ледо­кола «Ленин» с ЯППУ ОК-150 им была обес­пе­чена про­водка 457 судов, прой­дено во льдах более 62 000 миль. Ядер­ная энерге­ти­че­ская уста­новка без­от­казно про­ра­бо­тала около 26 000 часов, пока­зав свою рабо­то­спо­соб­ность в самых тяже­лых усло­виях экс­плу­а­тации — при порыви­стой качке на вол­не­нии, уда­рах судна о лед и частых изме­не­ниях нагрузки.

Однако в процессе экс­плу­а­тации про­яви­лись и кон­струк­тив­ные недо­статки, про­блемы комплек­тации и компо­новки. В 1965-1966 гг. на борту корабля про­изошло несколько инци­ден­тов, в том числе и ядер­ных, вызвавших частич­ное раз­ру­ше­ние ядер­ного топ­лива. Их при­чины носили как объек­тив­ный — недо­статки кон­струкции, нена­деж­ность обо­ру­до­ва­ния, так и субъек­тив­ный харак­тер — фаталь­ные ошибки экипажа и ремонт­ных служб.

Ремонт двига­тель­ной уста­новки был весьма затруд­нен по двум при­чи­нам: во-пер­вых, про­ек­ти­ровщики не преду­смот­рели возмож­ность круп­ного ремонта ЯППУ, а во-вто­рых, из-за повышен­ного ради­аци­он­ного фона. Руко­вод­ство Мин­сред­маша вышло в пра­ви­тельство СССР с пред­ложе­нием ради­каль­ного реше­ния про­блемы: заме­нить три реак­тора ОК-150 на два реак­тора ОК-900, тех­ни­че­ский про­ект кото­рой был раз­ра­бо­тан для ледо­ко­лов вто­рого поко­ле­ния типа «Арк­тика» про­екта 10520. Совет мини­стров СССР Поста­нов­ле­нием №148-62 от 18 фев­раля 1967 года при­нял реше­ние о пол­ной замене атом­ной уста­новки ОК-150 на уста­новку типа ОК-900. Это было вынуж­ден­ное реше­ние, не оправ­дан­ное ни эко­номи­че­ски, ни тех­ни­че­ски. Атом­ный ледо­кол «Ленин» пода­вался во всем мире как при­мер пере­до­вой совет­ской науки, как пер­вый в мире мир­ный атом­ный корабль, как самый надеж­ный и без­опас­ный. Еще во время стро­и­тельства и испыта­ний на борту ледо­кола побы­вали многие высо­кие ино­стран­ные гости и делегации из раз­ных стран мира, среди кото­рых премьер-министр Вели­ко­бри­та­нии Г. Макмил­лан, вице-пре­зи­дент США Р. Ник­сон и другие высо­кие гости. В даль­нейшем команда ледо­кола при­нимала в гостях Ю. Гага­рина, Ф. Кастро, короля Нор­вегии Харальда V... При­знать недо­статки корабля озна­чало поте­рять лицо...

Спе­ци­а­ли­сты ОКБМ про­вели про­ра­ботки компо­новки двух уста­но­вок ОК-900 в габа­риты реак­тор­ного отсека ледо­кола «Ленин», и пока­зали возмож­ность такого реше­ния. Однако тра­дици­он­ный демон­таж ста­рой ЯППУ был невозможен из-за высо­кого уровня ради­ации, поэтому было при­нято реше­ние пол­ного агрегат­ного уда­ле­ния всей атом­ной уста­новки в сборе через днище и даль­нейшего её затоп­ле­ния.

Местом захо­ро­не­ния ядер­ной уста­новки и части заражен­ного ради­ацией кон­струк­тива ледо­кола был выбран залив Цивольки архипе­лага Новая Земля, где к тому времени успешно «рабо­тал» вто­рой совет­ский атом­ный полигон.

Корабль был отбук­си­ро­ван в залив, где водо­лазы выре­зали из днища корабля уча­сток перимет­ром около 60 мет­ров, а затем куму­ля­тив­ными заря­дами подо­рвали пере­борки. После этого реак­тор­ный отсек пол­но­стью ото­рвался от корпуса ледо­кола и погру­зился на дно залива.

Демон­таж­ные работы про­должа­лись с 8 по 19 сен­тября 1967 года, и уже 26 сен­тября 1967 года ледо­кол «Ленин» вер­нулся в Севе­ро­двинск, став в док на ремонт на судо­ре­монт­ном заводе «Звез­дочка. Здесь кораблю при­ва­рили новый уча­сток днища, а потом уста­но­вили и новые реак­тора.

Совет Мини­стров СССР поста­вил задачу «вер­нуть к жизни» ледо­кол «Ленин» к 22 апреля 1970 года — 100-летию со дня рож­де­ния В. И. Ленина. Несмотря на множе­ство про­блем с новым обо­ру­до­ва­нием к сере­дине апреля 1970 года все работы по мон­тажу ЯППУ с реак­то­рами ОК-900 и ее систем были прак­ти­че­ски пол­но­стью закон­чены. Несмотря на все уси­лия, пол­но­стью выпол­нить зада­ние Совета Мини­стров СССР ремонт­ни­кам, мон­таж­ни­кам и налад­чи­кам не уда­лось: вывод двух реак­то­ров на энерге­ти­че­ский уро­вень мощ­но­сти был завершен только к 4 мая 1970 года.

В ходе ремонта корабля были уста­нов­лены тысячи еди­ниц новых меха­низмов и обо­ру­до­ва­ния, а штат­ная чис­лен­ность экипажа сокращена до 151 чело­века.

21 июня 1970 года ледо­кол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую навигацию. Благо­даря атом­ному ледо­колу осе­нью 1970 года на Север­ном мор­ском пути состо­я­лась пер­вая про­длён­ная на зим­ний период навигация, завершивша­яся 1 декабря. А летом сле­дующего года, с 26 мая по 22 июня, был осуществ­лён пер­вый свер­х­ран­ний высо­коши­рот­ный сквоз­ной рейс по трассе Север­ного мор­ского пути: атом­ный ледо­кол «Ленин» про­вел по льдам дизель-элек­три­че­ский ледо­кол «Вла­ди­во­сток» из Мурман­ска в Певек. Тем самым было положено начало тран­зит­ным пере­воз­кам гру­зов по всей трассе Север­ного мор­ского пути с обес­пе­че­нием про­водки транспорт­ных судов в высо­ких широ­тах атомо­хо­дами.

10 апреля 1974 года за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных гру­зов и исполь­зо­ва­ние атом­ной энергии в мир­ных целях атом­ный ледо­кол «Ленин» полу­чил высшую награду СССР — орден Ленина.

С 1959 по 1989 год ледо­кол «Ленин» участ­во­вал в 26 навигациях и про­вёл за собой в север­ных широ­тах 3741 судно. За тридцать лет службы в Арк­тике корабль прошёл 654 тыс. мор­ских миль, из них более 560 тыс. во льдах. В результате ввода в строй атом­ного ледо­кола навигация в запад­ном районе Арк­тики была про­длена с 3 до 11 месяцев. А в навигацию 1977-1978 гг. ледо­кол «Ленин» впер­вые достиг годо­вого рубежа непре­рыв­ной экс­плу­а­тации в 390 суток.

Помимо роли «рабо­чей лошадки» ледо­кол «Ленин» играл и важ­ную науч­ную роль, став свое­об­раз­ной лабо­ра­то­рией для про­верки новых идей и тех­но­логий в обла­сти судо­вой атом­ной энерге­тики. Хотя ледо­кол «Ленин» так и остался един­ствен­ным кораб­лем своей серии, он внес неоце­нимый вклад в раз­ви­тие над­вод­ного атом­ного кораб­ле­стро­е­ния. Благо­даря нему был накоп­лен уни­каль­ный опыт исполь­зо­ва­ния ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки на над­вод­ном корабле, на ледо­коле «Ленин» про­хо­дили стажи­ровку многие спе­ци­а­ли­сты стро­ившихся новых судов атом­ного ледо­коль­ного флота СССР.

Про­ект­ный ресурс корабля состав­лял 25 лет, и его пла­ва­ние должно было завершиться в 1984 году. Начи­ная с 1984 года атом­ный ледо­кол «Ленин» экс­плу­а­ти­ро­вался только на трассе Мурманск – ост­ров Дик­сон в тече­ние июня-декабря, т. е. в более благопри­ят­ных ледо­вых усло­виях. Благо­даря посто­ян­ной модер­ни­за­ции обо­ру­до­ва­ния ледо­кол «Ленин» про­пла­вал еще 5 лет, но ничего веч­ного не бывает — в 1989 году пер­вый в мире атом­ный ледо­кол «Ленин» был выве­ден из экс­плу­а­тации. Отра­бо­тан­ное ядер­ное топ­ливо было выгружено с корабля, атом­ные реак­торы закон­сер­ви­ро­ваны, а греб­ные винты демон­ти­ро­ваны.

Пер­ве­нец совет­ского атом­ного над­вод­ного кораб­ле­стро­е­ния ждала неза­вид­ная судьба — пре­враще­ние в метал­ло­лом. От бес­слав­ной уча­сти ледо­кол спасла обще­ствен­ная кампа­ния по сохра­не­нию леген­дар­ного судна, иници­а­то­ром кото­рой стали бывший капи­тан ледо­кола Б. М. Соко­лов и началь­ник радио­станции «Ленина» В. О. Мас­лов. Они напра­вили в Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР письмо с при­зывом сохра­нить исто­ри­че­ское судно. Их под­держали поляр­ные иссле­до­ва­тели и учё­ные, вид­ные обще­ствен­ные дея­тели. 29 фев­раля 2000 года был создан Фонд под­держки атом­ного ледо­кола «Ленин», благо­даря кото­рому 5 мая 2009 года атом­ный ледо­кол «Ленин» при­швар­то­вался на месте будущей веч­ной сто­янки в цен­тре г. Мурман­ска у мор­ского вок­зала, где его пере­обо­ру­до­вали в современ­ный выста­воч­ный центр. Со време­нем корабль стал визит­ной кар­точ­кой города и одним из самых посеща­емых тури­сти­че­ских объек­тов реги­она.

В октябре 2018 года ледо­кол «Ленин» полу­чил ста­тус объекта культур­ного насле­дия Рос­сии феде­раль­ного зна­че­ния.