Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных ледоколов /

Проект 92М «Ленин»

Первое в мире над­вод­ное гра­ждан­ское судно с ядерной силовой уста­нов­кой. Корабль был построен для обслу­жи­ва­ния Север­ного мор­ского пути. За трид­цать лет службы в Арктике Ледокол «Ленин» прошёл 654 тыс. морских миль, из них более 560 тыс. во льдах.

Пер­ве­нец

5 декабря 1957 года на воду был спущен ледокол «Ленин» — первый в мире с атомными реак­то­рами.

Тра­ди­ция стро­и­тель­ства ледо­колов, спо­соб­ных про­хо­дить по морю, покры­тому толстым слоем льда, суще­ство­вала в России доста­точно давно. Еще в начале 1899 был спущен на воду ледокол «Ермак», первое в мире судно подоб­ного класса, спо­соб­ное фор­си­ро­вать тяжелые арк­ти­че­ские льды. Корабль был построен в Англии по про­ек­т­ному заданию рос­сийского Адми­рал­тейства и вскоре стал гор­до­стью рус­ского флота. За ним после­до­вали другие корабли самых разных классов, постро­ен­ные как в России/СССР, так и за рубежом, но все они обла­дали одним суще­ствен­ным недо­стат­ком – запаса топлива у паро­вого или дизель­ного ледо­кола хватало мак­си­мум на месяц хода, что для север­ной нави­га­ции было ката­стро­фи­че­ски мало. Между тем в 1940-50-е годы на Таймыре про­дол­жа­лось ста­но­в­ле­ние круп­нейшего в стране горно-метал­лур­ги­че­ского ком­плекса, про­дук­ция кото­рого была вос­тре­бо­вана круглый год.

20 ноября 1953 года Совет Мини­стров СССР принял Поста­но­в­ле­ние № 2840-1203 о раз­ра­ботке мощного арк­ти­че­ского ледо­кола с ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой. Ледокол пред­на­зна­чался для про­водки в ледовых усло­виях Арктики по высо­ко­ши­рот­ным трассам и по Север­ному мор­скому пути тран­с­порт­ных судов, а также для экс­пе­ди­ци­он­ного пла­ва­ния в Арктике. Поста­но­в­ле­нию предше­ство­вало обра­ще­ние в прави­тель­ство ака­деми­ков А. П. Алек­сан­дрова и И. В. Кур­ча­това сов­местно с руко­во­ди­те­лями ряда отра­слей про­мыш­лен­но­сти и Мор­ского флота, в котором ука­зы­ва­лось, что поя­в­ле­ние мощного атом­ного ледо­кола в Арктике поз­во­лит решить сразу две задачи: эффек­тивно исполь­зо­вать Север­ный морской путь, как важ­нейшую тран­с­порт­ную маги­страль страны, и про­де­мон­стри­ро­вать мирные наме­ре­ния СССР в области исполь­зо­ва­ния атомной энергии.

Поста­но­в­ле­ние Прави­тель­ства от 18 августа 1954 года кон­крети­зи­ро­вало задачу стро­и­тель­ства ледо­кола по срокам, этапам и основ­ным испол­ни­те­лям работ.

Главным кон­струк­то­ром судна назна­чили спе­ци­ально соз­дан­ное базе СКБ-194 Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро ЦКБ-15 (впо­след­ствии ЦКБ «Айсберг») для про­ек­ти­ро­ва­ния атомных ледо­колов и ледо­кольно-тран­с­порт­ных судов во главе с В. И. Нега­но­вым, уже имевшим успеш­ный опыт стро­и­тель­ства дизель­ных ледо­колов. В. И. Неганов ста­но­вится главным кон­струк­то­ром атом­ного ледо­кола. Основ­ной задачей ЦКБ-15 стала раз­ра­ботка эскиз­ного, а затем тех­ни­че­ского проекта атом­ного ледо­кола, кото­рому тогда же было при­сво­ено наи­ме­но­ва­ние «Ленин». Проекту корабля был при­своен индекс 92М.

Раз­ра­ботка проекта не имеющей ана­ло­гов ядерной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки (ЯППУ) пору­ча­лась ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (впо­след­ствии ОКБМ). Главным кон­струк­то­ром ЯППУ был утвер­жден И. И. Афри­кан­тов, который одно­вре­менно отвечал и за про­ек­ти­ро­ва­ние ЯППУ для первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки (АПЛ). Реак­тору для над­вод­ного ато­мо­хода в ОКБ был при­своен индекс ОК-150.

Научное руко­вод­ство про­ек­том атомной ледо­коль­ной уста­новки воз­ла­га­лось на А. П. Алек­сан­дрова, в то время заме­сти­теля по научной части И. В. Кур­ча­това — дирек­тора Лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР. А. П. Алек­сан­дров одно­вре­менно был научным руко­во­ди­те­лем стро­и­тель­ства АПЛ.

Архи­тек­турно-ком­по­но­воч­ные решения и дизайн поме­ще­ний атом­ного ледо­кола выпол­няло Архи­тек­турно-худо­же­ствен­ное бюро Мини­стер­ства тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР, началь­ни­ком и главным архи­тек­то­ром кото­рого был Ю. Б. Соловьёв.

Стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола пору­чили ленин­град­скому судо­стро­и­тель­ному пред­при­ятию «Адми­рал­тейский завод» в Ленин­граде. Новый корабль должен был отве­чать сле­ду­ю­щим тре­бо­ва­ниям: мак­си­маль­ная ско­рость на чистой воде — 19,5 узлов при мощ­но­сти главных гребных дви­га­те­лей в 44000 л.с., а авто­ном­ность пла­ва­ния — 1 год. Судно обла­дало сле­ду­ю­щими габа­ритами: наи­боль­шая длина — 134 м, ширина — 27,6 м, осадка — 9,2 м, при этом водо­из­ме­ще­ние соста­в­ляло 16 тыс. т. Ледокол мог пре­о­до­ле­вать лёд тол­щи­ной до 1,7 м на ско­ро­сти около 4 км/час.

В целом атомный ледокол «Ленин» пред­ста­в­лял собой глад­ко­па­луб­ное судно с удлинён­ной средней над­стройкой и двумя мачтами. Ядерная паро­про­из­во­дя­щая уста­новка водо-водя­ного типа рас­по­ла­га­лась в цен­траль­ной части судна. Пар, выра­ба­ты­ва­е­мый ЯППУ, посту­пал в турбины 4 главных тур­бо­ге­не­ра­то­ров, пита­ю­щих посто­ян­ным током 3 гребных элек­тро­дви­га­теля, которые при­во­дили в действие 3 гребных винта — 2 бор­то­вых и 1 средний. Исполь­зо­ва­ние элек­тро­дви­же­ния поз­во­ляло улуч­шить мане­врен­ность ледо­кола, что важно для фор­си­ро­ва­ния тяжелых льдов, дви­же­ния в составе кара­ва­нов и обколки про­во­ди­мых судов во льдах. Для обес­пе­че­ния надеж­ного дви­же­ния судна пре­ду­сма­т­ри­ва­лось мно­го­крат­ное резер­ви­ро­ва­ние систем и обо­ру­до­ва­ния энер­го­си­ло­вой уста­новки, в том числе три атомных реак­тора ОК-150 мощ­но­стью по 90 МВт каждый. Доста­точно сложная по составу ЯППУ была принята для того, чтобы при выходе из строя какого-либо основ­ного обо­ру­до­ва­ния ледокол не потерял хода.

Корабль был заложен 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адми­рал­тейского завода. Хотя все, что в то время в СССР отно­си­лось к исполь­зо­ва­нию атомной энергии, было строго засе­кре­чено, постройку ледо­кола «Ленин» из-за его зна­чи­тель­ных габа­ри­тов при­шлось вести на откры­той пло­щадке.

В соз­да­нии ледо­кола приняли участие более 500 пред­при­ятий СССР. Напри­мер, в поставке обо­ру­до­ва­ния для АППУ были задейство­ваны такие крупные пред­при­ятия и кон­струк­тор­ские бюро как ОКБ-12 (системы упра­в­ле­ния и защиты реак­тора), СКБК Бал­тийского завода (паро­ге­не­ра­торы), ВИАМ (твэлы актив­ной зоны реак­тора), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Элек­тро­сила» (главные тур­бо­ге­не­ра­торы и элек­тро­дви­га­тели), Калуж­ский тур­бин­ный завод (вспо­мо­га­тель­ные тур­бо­ге­не­ра­торы) и другие. Спе­ци­ально для ато­мо­хода-ледо­кола в Ленин­град­ском ЦНИИ метал­лур­гии и брони были созданы две марки особо прочной кор­пус­ной стали — АК-27 и АК-28.

В проекте ледо­кола пре­ду­сма­т­ри­вались десятки совер­шенно новых типов меха­низ­мов и образ­цов обо­ру­до­ва­ния, что не могло не вызвать проблем с их мон­та­жом и налад­кой. Из-за воз­ник­ших слож­но­стей с ком­по­нов­кой машин­ного отде­ле­ния было принято решение о соз­да­нии пол­но­мас­штаб­ного макета машин­ного отде­ле­ния из дерева, на котором отра­ба­ты­вались ком­по­но­воч­ные решения кон­струк­то­ров.

Стро­и­тель­ство ледо­кола с атомными реак­то­рами велось рекор­д­ными по совре­мен­ным меркам темпами. Уже 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду, после чего на нем начались монтаж систем и обо­ру­до­ва­ния атомной уста­новки. В августе 1959 года успешно прошел физи­че­ский пуск реак­тор­ных уста­но­вок. В целом постройка ледо­кола «Ленин» была завер­шена 12 сен­тя­бря 1959 года, а 3 декабря 1959 года ледокол был передан в опытную экс­плу­а­та­цию Мур­ман­скому мор­скому паро­ход­ству ММФ СССР. 6 мая 1960 года ледокол «Ленин» прибыл в порт при­писки Мур­манск и при­нялся за работу. С этого времени нача­лась его тру­до­вая вахта.

Первым капита­ном нового корабля стал П. А. Поно­ма­рев. Штатная чис­лен­ность экипажа ледо­кола «Ленин» состо­яла из 210 человек, для которых были созданы доста­точно высокие по стан­дар­там СССР бытовые условия. В част­но­сти, на борту ледо­кола имелись клуб, кино­те­атр, биб­ли­о­тека, музы­каль­ный салон с роялем, несколько столо­вых и поме­ще­ние для курения. Про­ек­ти­ров­щи­ками были пре­ду­смо­трены также сауна, неболь­шой бассейн и спорт­зал, парик­ма­хер­ская и прочее. В кают-ком­па­нии имелся камин.

Гор­до­стью моряков стал меди­цин­ский блок. Так как ледо­колу при­хо­ди­лось выпол­нять спа­са­тель­ные опе­ра­ции по выводу кора­блей из ледо­вого плена, врачи корабля могли ока­зы­вать меди­цин­скую помощь морякам с застряв­ших кора­блей, а также сотруд­ни­кам поляр­ных станций и жителям при­бреж­ных селений. Помимо опе­ра­ци­он­ной, на корабле имелись тера­пев­ти­че­ский, сто­ма­толо­ги­че­ский, рен­т­ге­нов­ский, физи­о­те­ра­пев­ти­че­ский, про­це­дур­ный каби­неты, а также лабо­ра­то­рия и аптека.

Отдель­ного упо­ми­на­ния заслу­жи­вает отделка бытовых поме­ще­ний ледо­кола, для которой не пожа­лели дорогих мате­ри­а­лов и пород дере­вьев.

С нави­га­ции 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, ведя про­водку судов на самых тяжелых «ледяных» участ­ках Север­ного мор­ского пути. Первая арк­ти­че­ская нави­га­ция атом­ного ледо­кола нача­лась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней, за которые он прошёл более 10 тыс. миль.

Хотя фор­мально ледокол нахо­дился на этапе опытной экс­плу­а­та­ции, никаких побла­жек в работе ему не пре­до­ста­в­ля­лось. Ледокол стал одним из основ­ных участ­ни­ков ранней про­водки судов с лесом на трассе «устье реки Енисей — Барен­цево море». В сере­дине нави­га­ции ледокол работал в основ­ном в проливе Виль­киц­кого, который даже летом покрыт тяже­лыми льдами и осво­бо­жда­ется от них лишь на корот­кое время при наличии бла­го­при­ят­ных ветров. Большое зна­че­ние имела работа атом­ного ледо­кола «Ленин» поздней осенью 1960 года при завер­ше­нии нави­га­ции, когда необ­хо­димо выво­дить изо льдов не только обычные суда, но и суда ледо­вого класса.

Тру­дился ато­мо­ход и во благо совет­ской науки. 17 октября 1961 года, в день начала работы XXII съезда КПСС, с борта ледо­кола «Ленин» на льдину была выса­жена экс­пе­ди­ция «Север­ный полюс-10», про­ра­бо­тав­шая впо­след­ствии 2,5 года. До этого арк­ти­че­ские экс­пе­ди­ции попа­дали на льдины исклю­чи­тельно с помощью само­летов, что сильно огра­ни­чи­вало воз­мож­но­сти зимов­щи­ков. Во время рейса членам экс­пе­ди­ции при­шлось ноче­вать в спорт­зале ледо­кола: мест в каютах на всех не хватило.

В этом же рейсе вместе с эки­па­жем рабо­тала научная экс­пе­ди­ция Арк­ти­че­ского и Антар­к­ти­че­ского научно-иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута. После высадки экс­пе­ди­ции курс корабля был проло­жен высо­кими широ­тами, север­нее Ново­си­бир­ских остро­вов, и вдоль всей границы мно­го­лет­них льдов были рас­ста­в­лены дрейфу­ю­щие авто­ма­ти­че­ские ради­о­мете­о­роло­ги­че­ские станции.

4 ноября 1961 года капита­ном ледо­кола был назна­чен Б. М. Соколов.

За шесть нави­га­ций работы ледо­кола «Ленин» с ЯППУ ОК-150 им была обес­пе­чена про­водка 457 судов, пройдено во льдах более 62 000 миль. Ядерная энер­гети­че­ская уста­новка безот­казно про­ра­бо­тала около 26 000 часов, показав свою рабо­то­с­по­соб­ность в самых тяжелых усло­виях экс­плу­а­та­ции — при поры­ви­стой качке на вол­не­нии, ударах судна о лед и частых изме­не­ниях нагрузки.

Однако в про­цессе экс­плу­а­та­ции про­я­ви­лись и кон­струк­тив­ные недо­статки, про­блемы ком­плек­та­ции и ком­по­новки. В 1965-1966 гг. на борту корабля про­и­зо­шло несколько инци­ден­тов, в том числе и ядерных, вызвав­ших частич­ное раз­ру­ше­ние ядер­ного топлива. Их причины носили как объек­тив­ный — недо­статки кон­струк­ции, нена­деж­ность обо­ру­до­ва­ния, так и субъек­тив­ный харак­тер — фаталь­ные ошибки экипажа и ремон­т­ных служб.

Ремонт дви­га­тель­ной уста­новки был весьма затруд­нен по двум при­чи­нам: во-первых, про­ек­ти­ров­щики не пре­ду­смо­трели воз­мож­ность круп­ного ремонта ЯППУ, а во-вторых, из-за повы­шен­ного ради­а­ци­он­ного фона. Руко­вод­ство Мин­сред­маша вышло в прави­тель­ство СССР с пред­ло­же­нием ради­каль­ного решения про­блемы: заме­нить три реак­тора ОК-150 на два реак­тора ОК-900, тех­ни­че­ский проект которой был раз­ра­бо­тан для ледо­колов второго поко­ле­ния типа «Арктика» проекта 10520. Совет мини­стров СССР Поста­но­в­ле­нием №148-62 от 18 февраля 1967 года принял решение о полной замене атомной уста­новки ОК-150 на уста­новку типа ОК-900. Это было выну­жден­ное решение, не оправ­дан­ное ни эко­но­ми­че­ски, ни тех­ни­че­ски. Атомный ледокол «Ленин» пода­вался во всем мире как пример пере­до­вой совет­ской науки, как первый в мире мирный атомный корабль, как самый надеж­ный и безо­пас­ный. Еще во время стро­и­тель­ства и испы­та­ний на борту ледо­кола побы­вали многие высокие ино­стран­ные гости и деле­га­ции из разных стран мира, среди которых премьер-министр Вели­ко­брита­нии Г. Мак­мил­лан, вице-пре­зи­дент США Р. Никсон и другие высокие гости. В даль­нейшем команда ледо­кола при­ни­мала в гостях Ю. Гага­рина, Ф. Кастро, короля Нор­ве­гии Харальда V... При­знать недо­статки корабля озна­чало поте­рять лицо...

Спе­ци­али­сты ОКБМ провели про­ра­ботки ком­по­новки двух уста­но­вок ОК-900 в габа­риты реак­тор­ного отсека ледо­кола «Ленин», и пока­зали воз­мож­ность такого решения. Однако тра­ди­ци­он­ный демон­таж старой ЯППУ был невоз­мо­жен из-за высо­кого уровня ради­а­ции, поэтому было принято решение полного агре­гат­ного уда­ле­ния всей атомной уста­новки в сборе через днище и даль­нейшего её затоп­ле­ния.

Местом захо­ро­не­ния ядерной уста­новки и части зара­жен­ного ради­а­цией кон­струк­тива ледо­кола был выбран залив Цивольки архипе­лага Новая Земля, где к тому времени успешно «работал» второй совет­ский атомный полигон.

Корабль был отбук­си­ро­ван в залив, где водо­лазы выре­зали из днища корабля участок пери­мет­ром около 60 метров, а затем куму­лятив­ными заря­дами подо­рвали пере­борки. После этого реак­тор­ный отсек пол­но­стью оторвался от корпуса ледо­кола и погру­зился на дно залива.

Демон­таж­ные работы про­дол­жались с 8 по 19 сен­тя­бря 1967 года, и уже 26 сен­тя­бря 1967 года ледокол «Ленин» вер­нулся в Севе­ро­двинск, став в док на ремонт на судо­ре­мон­т­ном заводе «Звез­дочка. Здесь кораблю при­ва­рили новый участок днища, а потом уста­но­вили и новые реак­тора.

Совет Мини­стров СССР поставил задачу «вернуть к жизни» ледокол «Ленин» к 22 апреля 1970 года — 100-летию со дня рожде­ния В. И. Ленина. Несмо­тря на мно­же­ство проблем с новым обо­ру­до­ва­нием к сере­дине апреля 1970 года все работы по монтажу ЯППУ с реак­то­рами ОК-900 и ее систем были прак­ти­че­ски пол­но­стью закон­чены. Несмо­тря на все усилия, пол­но­стью выпол­нить задание Совета Мини­стров СССР ремон­т­ни­кам, мон­таж­ни­кам и налад­чи­кам не удалось: вывод двух реак­то­ров на энер­гети­че­ский уровень мощ­но­сти был завер­шен только к 4 мая 1970 года.

В ходе ремонта корабля были уста­но­в­лены тысячи единиц новых меха­низ­мов и обо­ру­до­ва­ния, а штатная чис­лен­ность экипажа сокра­щена до 151 чело­века.

21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую нави­га­цию. Бла­го­даря атом­ному ледо­колу осенью 1970 года на Север­ном морском пути состо­я­лась первая про­д­лён­ная на зимний период нави­га­ция, завер­шив­ша­яся 1 декабря. А летом сле­ду­ю­щего года, с 26 мая по 22 июня, был осу­ще­ст­влён первый свер­х­ран­ний высо­ко­ши­рот­ный сквоз­ной рейс по трассе Север­ного мор­ского пути: атомный ледокол «Ленин» провел по льдам дизель-элек­три­че­ский ледокол «Вла­ди­во­сток» из Мур­ман­ска в Певек. Тем самым было поло­жено начало тран­зит­ным пере­воз­кам грузов по всей трассе Север­ного мор­ского пути с обес­пе­че­нием про­водки тран­с­порт­ных судов в высоких широтах ато­мо­хо­дами.

10 апреля 1974 года за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных грузов и исполь­зо­ва­ние атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» получил высшую награду СССР — орден Ленина.

С 1959 по 1989 год ледокол «Ленин» участ­во­вал в 26 нави­га­циях и провёл за собой в север­ных широтах 3741 судно. За трид­цать лет службы в Арктике корабль прошёл 654 тыс. морских миль, из них более 560 тыс. во льдах. В резуль­тате ввода в строй атом­ного ледо­кола нави­га­ция в запад­ном районе Арктики была про­д­лена с 3 до 11 месяцев. А в нави­га­цию 1977-1978 гг. ледокол «Ленин» впервые достиг годо­вого рубежа непре­рыв­ной экс­плу­а­та­ции в 390 суток.

Помимо роли «рабочей лошадки» ледокол «Ленин» играл и важную научную роль, став сво­е­об­раз­ной лабо­ра­то­рией для про­верки новых идей и тех­ноло­гий в области судовой атомной энер­гетики. Хотя ледокол «Ленин» так и остался един­ствен­ным кора­блем своей серии, он внес нео­це­ни­мый вклад в раз­ви­тие над­вод­ного атом­ного кора­бле­стро­е­ния. Бла­го­даря нему был накоп­лен уни­каль­ный опыт исполь­зо­ва­ния ядерной энер­гети­че­ской уста­новки на над­вод­ном корабле, на ледо­коле «Ленин» про­хо­дили ста­жи­ровку многие спе­ци­али­сты стро­ив­шихся новых судов атом­ного ледо­коль­ного флота СССР.

Про­ек­т­ный ресурс корабля соста­в­лял 25 лет, и его пла­ва­ние должно было завер­шиться в 1984 году. Начиная с 1984 года атомный ледокол «Ленин» экс­плу­а­ти­ро­вался только на трассе Мур­манск – остров Диксон в течение июня-декабря, т. е. в более бла­го­при­ят­ных ледовых усло­виях. Бла­го­даря посто­ян­ной модер­ни­за­ции обо­ру­до­ва­ния ледокол «Ленин» про­пла­вал еще 5 лет, но ничего вечного не бывает — в 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» был выведен из экс­плу­а­та­ции. Отра­бо­тан­ное ядерное топливо было выгру­жено с корабля, атомные реак­торы закон­сер­ви­ро­ваны, а гребные винты демон­ти­ро­ваны.

Пер­ве­нец совет­ского атом­ного над­вод­ного кора­бле­стро­е­ния ждала незавид­ная судьба — пре­вра­ще­ние в метал­лолом. От бес­слав­ной участи ледокол спасла обще­ствен­ная кам­па­ния по сохра­не­нию леген­дар­ного судна, ини­ци­а­то­ром которой стали бывший капитан ледо­кола Б. М. Соколов и началь­ник ради­о­стан­ции «Ленина» В. О. Маслов. Они направили в Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР письмо с при­зы­вом сохра­нить исто­ри­че­ское судно. Их под­дер­жали поляр­ные иссле­до­ва­тели и учёные, видные обще­ствен­ные деятели. 29 февраля 2000 года был создан Фонд под­дер­жки атом­ного ледо­кола «Ленин», бла­го­даря кото­рому 5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» при­швар­то­вался на месте будущей вечной стоянки в центре г. Мур­ман­ска у мор­ского вокзала, где его пере­о­бо­ру­до­вали в совре­мен­ный выста­воч­ный центр. Со вре­ме­нем корабль стал визит­ной кар­точ­кой города и одним из самых посе­ща­е­мых тури­сти­че­ских объек­тов региона.

В октябре 2018 года ледокол «Ленин» получил статус объекта куль­тур­ного насле­дия России феде­раль­ного зна­че­ния.