Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных реакторов /

АВ-1, АВ-2

Первый в СССР уран-гра­фи­то­вый про­мыш­лен­ный реактор «А» («Аннушка»), постро­ен­ный на Базе-10 и выве­ден­ный на про­ек­т­ную мощ­ность 19 июня 1948 года, работал днем и ночью, выра­ба­ты­вая плу­то­ний для первой совет­ской атомной бомбы. Но для серийного про­из­вод­ства атомных бомб плу­то­ния ката­стро­фи­че­ски не хватало, поэтому руко­вод­ство СССР при­ни­мает решение о стро­и­тель­стве на Базе-10 двух новых реак­то­ров — АВ-1 и АВ-2 — первых серийных про­мыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров для нара­ботки плу­то­ния. Эти реак­торы были созданы в рекор­дно корот­кий срок и поз­во­лили создать атомное оружие в нашей стране. Таким образом, был достиг­нут паритет ядерных воо­ру­же­ний в СССР и США

Реак­торы АВ-1 и АВ-2: близ­нецы-братья

Решение о стро­и­тель­стве нового, более мощного реак­тора АВ-1 было принято в июле 1948 года непо­сред­ственно после успеш­ного пуска первого про­мыш­лен­ного реак­тора «А». Первым доку­мен­том, пре­до­пре­де­лив­шим его соз­да­ние, явля­ется приказ Б. Л. Ван­ни­кова, началь­ника ПГУ при СМ СССР, за № 276сс/ОП от 17 июля 1948 года, издан­ный во испол­не­ние Поста­но­в­ле­ния СМ СССР за № 2561-1055сс/ОП от 13 июля 1948 года.

В приказе, в част­но­сти, было сказано:

«а) При­сту­пить к про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тора АБ по проекту, ана­ло­гич­ному реак­тору А, с вне­се­нием в этот проект, по тех­ни­че­ским усло­виям лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР (акад. Кур­ча­тов И.В.), кон­струк­тив­ных улуч­ше­ний, поз­во­ля­ю­щих упро­стить и уде­ше­вить соо­ру­же­ние реак­тора и одно­вре­менно поднять его мощ­ность. Реактор АБ имеет назна­че­ние дубли­ро­вать реактор А на период его осво­е­ния, а затем стать само­сто­я­тель­ным заводом пред­при­ятия.

б) При­сту­пить к про­ек­ти­ро­ва­нию по тех­ни­че­ским усло­виям лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР (ака­демик Кур­ча­тов И.В., член-кор­ре­с­пон­дент АН СССР Алек­сан­дров А.П.) реак­тора АВ (в даль­нейшем было принято решение о стро­и­тель­стве в каче­стве дублера только реак­тора АВ — прим. ред.)».

Гене­раль­ным про­ек­ти­ров­щи­ком реак­тора был назна­чен ГСПИ-11 (г. Ленин­град), научным руко­во­ди­те­лем — ЛИПАН (г. Москва). 30 октября 1948 года комис­сия рас­смо­трела пред­ста­в­лен­ные мате­ри­алы по реак­тору АВ (впо­след­ствии назван­ного АВ-1), в которых были учтены недо­статки проекта реак­тора «А», и реко­мен­до­вала про­ек­т­ное задание утвер­дить. 10 ноября 1948 года ком­плекс­ное про­ек­т­ное задание было рас­смо­трено и утвер­ждено научно-тех­ни­че­ским советом ПГУ при СМ СССР.

В соот­вет­ствии с обычной для того времени прак­ти­кой зем­ля­ные работы на месте стро­и­тель­ства реак­тора АВ-1, нахо­дя­щемся при­мерно в 3 км от реак­тора «А», начались в конце 1948 года, до полу­че­ния под­ряд­чи­ком всей про­ек­т­ной доку­мен­та­ции, взрывом скаль­ного грунта на выброс с исполь­зо­ва­нием почти 200 тонн аммо­нала.

Офи­ци­аль­ный отчет стро­и­тель­ства нового реак­тора дати­ро­ван 18 февраля 1949 года. Весь 1949 год стро­и­тель­ные и мон­таж­ные работы велись чрез­вы­чайно высо­кими темпами. В резуль­тате в рекор­дно корот­кий срок стро­и­тель­ство было закон­чено, и в начале 1950 года реактор АВ-1 был готов к пуску.

Реактор АВ-1 стал первым каналь­ным аппа­ра­том второго реак­тор­ного поко­ле­ния, пред­на­зна­чен­ным исклю­чи­тельно для нара­ботки ору­жейного плу­то­ния. Кон­струк­тивно он пред­ста­в­лял собой вер­ти­каль­ный цилиндр гра­фи­то­вой кладки с вер­ти­каль­ными кана­лами для ура­но­вого топлива и упра­в­ля­ю­щих стер­ж­ней, охла­жда­е­мый про­точ­ной озерной водой. По срав­не­нию с реак­то­ром «А», АВ-1 был рас­считан на большую мощ­ность и более безо­пас­ным.

Одно­вре­менно со стро­и­тель­ством реак­тора АВ-1 про­из­во­ди­лась ком­плек­та­ция экс­плу­а­та­ци­он­ного пер­со­нала и его обу­че­ние на рабо­та­ю­щем реак­торе «А». Для работы на стро­я­щемся реак­торе рабочие и ИТР наби­рались с действу­ю­щих заводов пред­при­ятия, по вер­бовке и отбору из других городов Совет­ского Союза, из молодых спе­ци­али­стов, отби­ра­е­мых ПГУ для работы в атомной про­мыш­лен­но­сти. К окон­ча­нию стро­и­тель­ства и монтажа весь тре­бу­е­мый экс­плу­а­та­ци­он­ный пер­со­нал был набран, обучен и при­ни­мал участие в приемке обо­ру­до­ва­ния и пус­ко­на­ла­доч­ных работах.

Пуск реак­тора АВ-1 про­из­во­дился под руко­вод­ством ака­демика И. В. Кур­ча­това, который по праву счита­ется отцом реак­тора. В пуске при­ни­мали участие началь­ник ПГУ Б. Л. Ван­ни­ков, член-кор­ре­с­пон­дент АН СССР А. П. Алек­сан­дров, дирек­тор ком­би­ната Б. Г. Муз­ру­ков, главный инженер ПГУ Е. П. Слав­ский, научный руко­во­ди­тель АВ-1 В. С. Фурсов и другие. Для пуска реак­тора «АВ-1» при­ка­зом Б. Г. Муз­ру­кова были орга­ни­зо­ваны две смены. Началь­ни­ком 1-й смены был И. В. Кур­ча­тов, второй — Е. П. Слав­ский.

1 апреля 1950 года нача­лась загрузка блоков. Блоков не хватало, так как часть их была забра­ко­вана по дефек­там (забоины, трещины, посто­рон­ние вклю­че­ния в оболочку). Блоки загру­жались в несколько приемов, при этом после каждой догрузки про­во­дился пробный физпуск. Кон­троль над ходом под­го­товки реак­тора к пуску осу­ще­ст­в­лял главный инженер объекта Н. А. Семенов. И. В. Кур­ча­тов лично кон­тро­ли­ро­вал весь ход работ.

3 апреля 1950 года загрузка рабочих блоков была пол­но­стью закон­чена, а 4 апреля в 15.30 мощ­ность реак­тора под­ня­лась до 0,25 %. В 24.00 по ука­за­нию А. П. Алек­сан­дрова мощ­ность была поднята до 17 %. День 4 апреля 1950 г. стал считаться днем рожде­ния завода, на котором зара­бо­тал первый по-насто­я­щему про­мыш­лен­ный реактор.

В даль­нейшем мощ­ность под­ни­ма­лась сту­пе­нями по 7-10 % и в конце мая дости­гла про­ек­т­ного зна­че­ния. 15 июля 1950 года реактор приняли в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию. Первыми началь­ни­ками смен на реак­торе АВ-1 были: Б. В. Бро­хо­вич, Р. В. Егоров, А. Н. Митенев, Л. Г. Созинов.

Нача­лась нор­маль­ная работа. Заводу и сменам был пред­пи­сан жесткий план нара­ботки плу­то­ния. В сен­тя­бре 1950 года первая про­дук­ция реак­тора АВ-1 была пере­дана на пере­ра­ботку.

С про­бле­мами пер­со­нал реак­тора стол­к­нулся еще при пуске реак­тора, когда в канале 33-25 завис 40-й блок, извлечь который удалось с большим трудом. Зави­са­ние блоков было связано с уве­ли­че­нием их диа­метра, которое могло про­ис­хо­дить по раз­лич­ным при­чи­нам, напри­мер, вслед­ствие ради­а­ци­он­ного изме­не­ния под действием нейтрон­ного потока струк­туры метал­ли­че­ского урана, ухудше­ния условий их охла­жде­ния и др. Сам термин «зави­са­ние» про­и­зо­шел вслед­ствие того, что все или часть рабочих блоков не раз­гру­жались из тех­ноло­ги­че­ского канала (ТК) под соб­ствен­ным весом, как было пре­ду­смо­трено про­ек­том, т.е. зави­сали в канале.

Другой тип тех­ноло­ги­че­ской аварии — «козел», свя­зан­ный с рас­пла­в­ле­нием урана, про­жо­гом стенки тех­ноло­ги­че­ского канала, вза­и­мо­действием с гра­фи­том и обра­зо­ва­нием кар­би­дов урана, что вело к зна­чи­тель­ному ухудше­нию ради­а­ци­он­ной обста­новки в поме­ще­ниях реак­тора. Для её лик­ви­да­ции исполь­зо­вали прими­тив­ный метод про­бивки: к ава­рий­ному каналу под­во­ди­лась краном цен­траль­ного зала (ЦЗ) длинная штанга (ее назвали пешня), которая опус­ка­лась в канал, и уси­ли­ями 2–3 человек рабочие блоки про­би­вались вниз. К этой работе, из сооб­ра­же­ний умень­ше­ния ради­а­ци­он­ной нагрузки, поо­че­редно при­вле­кался весь пер­со­нал смены, и даже дневной пер­со­нал, в т.ч. и инже­неры упра­в­ле­ния, т.к. ради­а­ци­он­ный фон от откры­того тех­ноло­ги­че­ского канала был довольно при­лич­ный. Иногда от ударов пешней канал обры­вался, и тогда из реак­тора извле­кался его обрывок. В этом случае, а также в случае обра­зо­ва­ния «козлов», на канал ставился свер­лиль­ный станок, и начи­на­лось высвер­ли­ва­ние рабочих блоков, которое осу­ще­ст­в­ля­лось таким образом, чтобы при этом не задеть фрезой уран рабо­чего блока. Тех­ноло­гия лик­ви­да­ции зави­са­ний и «козлов» посто­янно совер­шен­ство­ва­лась пер­со­на­лом реак­то­ров по мере накоп­ле­ния опыта. Так, для извле­че­ния рабочих блоков через верх канала стали исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный инстру­мент с цан­го­вым захва­том на нижнем конце.

Скоро выя­ви­лись стро­и­тель­ные дефекты и ошибки про­ек­ти­ров­щи­ков. Так, пустоты в кладке стены цен­траль­ного зала, при­мы­ка­ю­щей к ком­на­там пульта упра­в­ле­ния реак­тора, при­шлось запол­нять свинцом. Обна­ру­жи­лась недо­ста­точ­ность чугун­ной защиты и осо­бенно смо­тро­вых стекол дистан­ци­он­ного пульта кра­нов­щика, где гамма-фон доходил до 200 мр/сек., а также наличие гамма-излу­че­ния по щели пульта за счет отра­же­ния гамма-лучей от стен щели… Работая в зале по лик­ви­да­ции россыпи блоков, опе­ра­торы стали при­ме­нять все­воз­мож­ные виды пере­нос­ной защиты: баки с водой, чугун­ные чушки, чтобы защи­титься от прямого гамма-излу­че­ния, а потом начали делать уже и пере­но­си­мые кранами защит­ные камеры с отвер­сти­ями для работы руками.

Между сменами нача­лось соц­со­рев­но­ва­ние за пре­дель­ную выра­ботку и сокра­ще­ние про­стоев. План тяготел над всеми. Но зави­са­ния блоков в ТК ста­но­ви­лись все чаще, в резуль­тате чего план по накоп­ле­нию плу­то­ния не выпол­нялся. Реактор и пер­со­нал лихо­ра­дило. Было заме­чено, что зави­са­ния дают ТК, имеющие накоп­ле­ние плу­то­ния более поло­вины нормы. При раз­делке завис­ших ТК обна­ру­жено рас­пу­ха­ние, искри­в­ле­ние и потеря гер­метич­но­сти многих блоков.

Перед оче­ред­ным пла­но­вым пуском реак­тора «АВ-1» было решено про­ве­рить на зави­са­ние ТК, имеющие 50 % и выше накоп­ле­ния плу­то­ния, опус­ка­нием на один блок. Завис­ших ока­за­лось около 600. Часть завис­ших блоков в каналах была пробита пешней вниз через кассеты, осталь­ные были извле­чены через верх.

Другой про­бле­мой стал план­к­тон и водо­ро­сли озера Кызыл-Таш, которые летом нара­с­тали на стенках тру­бо­про­во­дов баков, арма­туры и дрос­сель­ных органах ТК реак­тора, так как филь­тров на водо­во­дах перед реак­то­ром не было. Поя­ви­лись и случаи отказа в работе кассет из-за щелевой кор­ро­зии, сло­ман­ных упоров.

При любой ава­рий­ной ситу­а­ции в реак­торе необ­хо­димо было быстро разо­браться с при­чи­ной поя­в­ле­ния ава­рийного сигнала и поднять мощ­ность реак­тора, чтобы не попасть в так назы­ва­е­мую «йодную яму». Этой «ямы» опе­ра­торы боялись как огня, т.к. вызван­ные ими вне­пла­но­вые оста­новки, как правило, при­во­дили к невы­пол­не­нию госу­дар­ствен­ного плана накоп­ле­ния плу­то­ния, и в свою очередь вызы­вало при­страст­ное раз­би­ра­тель­ство правиль­но­сти действий пер­со­нала на уровне мини­стер­ства и обо­рон­ного отдела ЦК КПСС. Дело в том, что при экс­плу­а­та­ции реак­тора в рабочих ура­но­вых блоках про­ис­хо­дило обра­зо­ва­ние про­дук­тов деления, в том числе сильно погло­ща­ю­щих нейтроны, в част­но­сти, изотопа ксенона, который обра­зо­вы­вался из йода. При работе реак­тора в нор­маль­ном режиме имелась неко­то­рая ста­ци­о­нар­ная кон­цен­тра­ция йода и ксенона, которая соот­вет­ство­вала номи­наль­ной мощ­но­сти. Когда реактор выклю­чали, йод в резуль­тате ради­о­ак­тив­ного распада пере­хо­дил в ксенон, явля­ю­щийся сильным поглоти­те­лем нейтро­ном, и кон­цен­тра­ция кото­рого уве­ли­чи­ва­лась при оста­но­в­лен­ном реак­торе. Надо было успеть поднять мощ­ность реак­тора до того момента, пока коли­че­ство ксенона не пре­вы­сило опре­де­лен­ной поро­го­вой кон­цен­тра­ции. Время для подъема мощ­но­сти нахо­ди­лось в зави­си­мо­сти от топ­лив­ной загрузки реак­тора в пре­де­лах 30–40 минут. Если это время пре­вы­ша­лось, то поднять мощ­ность реак­тора можно было только через сутки, это и назы­ва­лось «йодной ямой».

В разгар стро­и­тель­ства реак­тора АВ было наме­чено стро­и­тель­ство еще одного ана­ло­гич­ного реак­тора вблизи стро­я­ще­гося здания для первого реак­тора АВ (ука­за­ние началь­ника Глав­гор­строя СССР от 17.10.49). Новый реактор получил назва­ние АВ-2. Про­дол­жи­тель­ность стро­и­тель­ных работ по нему была опре­де­лена в 10 месяцев (с 1 января 1950 года до 1 ноября 1950 года).

В ноябре 1950 года было создано само­сто­я­тель­ное упра­в­ле­ние по экс­плу­а­та­ции реак­тора АВ-2. Началь­ни­ком объекта назна­чен А. Д. Рыжов, главным инже­не­ром Н. Д. Сте­па­нов. Вновь соз­дан­ное упра­в­ле­ние приняло от руко­вод­ства объекта АВ функции кури­ро­ва­ния стро­и­тель­ства, монтажа, набора и под­го­товки необ­хо­ди­мых кадров.

С марта 1951 года началь­ни­ком объекта АВ-2 (завод 4) назна­чен Н. И. Козлов. Бла­го­даря высоким темпам стро­и­тель­ства 30 марта 1951 года объект АВ-2 был сдан в экс­плу­а­та­цию.

Ко времени пуска АВ-2 его пер­со­нал прошел под­го­товку на реак­тор­ных уста­нов­ках АВ-1 и «А». Про­из­вод­ствен­ные и тех­ноло­ги­че­ские инструк­ции были пол­но­стью отра­бо­таны.

Пуск реак­тора АВ-2 был осу­ще­ст­в­лен ана­ло­гично пуску реак­тора АВ-1. 13 апреля 1951 года состо­ялся физпуск, и мощ­ность аппа­рата поднята до 12 %. Ответ­ствен­ными за пуск реак­тора АВ-2 были: дирек­тор ком­би­ната Б. Г. Муз­ру­ков, главный инженер Г. В. Мишен­ков и заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля А. П. Алек­сан­дров. Так же как и при пуске АВ-1 на пуске АВ-2 при­сут­ство­вали Б. Л. Ван­ни­ков, Е. П. Слав­ский и В. С. Фурсов, которые наблю­дали за про­цес­сом в сосед­нем поме­ще­нии через окно.

Первыми началь­ни­ками смен реак­тора АВ-2 были С. А. Аникин, П. Д. Данилов, А. И. Кокин, В. А. Мелеш­кин, А. И. Соло­дов­ни­ков и Ю. Н. Ушаков.

В октябре 1951 года первая про­дук­ция реак­тора АВ-2 была пере­дана на пере­ра­ботку.

Оба реак­тора — АВ-1 и АВ-2 — с орга­ни­за­ци­он­ной точки зрения суще­ство­вали раз­дельно до 1954 года. В конце 1953 года ПГУ и руко­вод­ством ком­би­ната было принято решение два объекта (завод 2 и завод 4) объе­ди­нить в объект 24, упро­стить струк­туру упра­в­ле­ния и снизить расходы на адми­ни­стра­тивно-упра­в­лен­че­ский пер­со­нал.

С 1 января 1954 года реак­торы АВ-1 и АВ-2 обра­зо­вали единый завод 24. Объе­ди­не­ние двух объек­тов в единый завод 24 поз­во­лило сокра­тить чис­лен­ность пер­со­нала: с 755 до 528 человек.

Вся история экс­плу­а­та­ции про­мыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров нашей страны — это борьба за фор­си­ро­ва­ние их мощ­но­сти. Для обес­пе­че­ния ста­биль­ной и без­а­ва­рий­ной работы реак­то­ров за время экс­плу­а­та­ции был выпол­нен целый ряд ремон­тов и модер­ни­за­ций обо­ру­до­ва­ния. Важ­нейшая для безо­пас­но­сти система упра­в­ле­ния и защиты реак­тора тоже неод­но­кратно улуч­ша­лась и модер­ни­зи­ро­ва­лась.

На обоих реак­то­рах со вре­ме­нем выя­ви­лись труд­но­сти, сильно услож­няв­шие экс­плу­а­та­цию. Так, напри­мер, сразу после пуска реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 начались сквозные кор­ро­зи­он­ные пора­же­ния тех­ноло­ги­че­ских каналов. Это при­во­дило к зама­чи­ва­нию гра­фи­то­вой кладки, невоз­мож­но­сти выдер­жи­вать неко­то­рые основ­ные пара­метры и, как след­ствие, к досроч­ной выгрузке про­дукта (некон­ди­ци­он­ного).

Спе­ци­али­стами ЦЗЛ и завода был выпол­нен большой ком­плекс работ по изу­че­нию воз­мож­ных причин этого явления и выданы реко­мен­да­ции о необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жа­ния режима рН воды в узких пре­де­лах и под­питке ее инги­би­то­ром. Кор­ро­зия пре­кра­ти­лась, и тех­ноло­ги­че­ские каналы стали экс­плу­а­ти­ро­ваться 2 и даже 3 срока по накоп­лен­ному плу­то­нию.

Одним из пара­мет­ров, лими­ти­ру­ю­щим повы­ше­ние мощ­но­сти, явля­лась тем­пе­ра­тура гра­фи­то­вой кладки. При суще­ство­вав­шей тогда воз­душ­ной про­дувке при высоких тем­пе­ра­ту­рах резко воз­ра­с­тало оки­сле­ние графита, что могло при­ве­сти к раз­ру­ше­нию кладки. Замена воздуха инерт­ным газом — азотом — давала воз­мож­ность поднять тем­пе­ра­туру графита. Для полу­че­ния азота в 1954-1955 гг. на заводе была постро­ена азотная станция. Перевод реак­то­ров на азотную про­дувку поз­во­лил поднять их мощ­ность на 20-25 %.

Большие ремон­т­ные работы при­шлось выпол­нить для сохра­не­ния гра­фи­то­вой кладки. Ради­а­ци­онно-тер­ми­че­ские фор­мо­из­ме­не­ния при­во­дили к раз­ру­ше­нию кир­пи­чей. Уско­ряла раз­ру­ше­ние кладки и рас­чистка дефек­т­ных ячеек рас­свер­ло­воч­ным инстру­мен­том. Сов­местно с ЦЗЛ на заводе были раз­ра­бо­таны способ, тех­ноло­гия, инстру­мент и рецептура графито-баке­ли­то­вой пасты для ремонта кладки. На реак­торе АВ-1 было отре­мон­ти­ро­вано 252 ячейки, запрес­со­вано 40 т пасты, на АВ-2, соот­вет­ственно, — 309 ячеек и 52,5 т пасты.

В 1961 году было улуч­шено рас­пре­де­ле­ние мощ­но­сти по радиусу за счет загрузки каналов с обо­га­щен­ным ураном в пери­фе­рийную зону, а в 1964 году ана­ло­гич­ным образом было улуч­шено рас­пре­де­ле­ние по высоте. Это также дало вклад в повы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти реак­то­ров.

В 1963-64 гг. был выпол­нен ряд меро­при­ятий по сни­же­нию гид­ра­в­ли­че­ского сопроти­в­ле­ния реак­тора для повы­ше­ния расхода охла­жда­ю­щей воды. Были изме­нены диа­метры тех­ноло­ги­че­ских каналов и рабочей загрузки, раз­ра­бо­таны дрос­сель-клапаны пони­жен­ного гид­ра­в­ли­че­ского сопроти­в­ле­ния. Эти меро­при­ятия поз­во­лили в оче­ред­ной раз поднять мощ­ность реак­то­ров.

С 1961 года начался выход из строя отдель­ных точек в системе пока­наль­ного кон­троля тем­пе­ра­туры воды на сливе, а в 1964 году эта система пол­но­стью вышла из строя. Система была спро­ек­ти­ро­вана как не под­ле­жа­щая ремонту, поэтому на первом этапе она была заме­нена систе­мой тер­мо­нейтрон­ных дат­чи­ков, которая поз­во­ляла кон­тро­ли­ро­вать рас­пре­де­ле­ние нейтрон­ного потока. Далее была раз­ра­бо­тана новая система пока­наль­ного кон­троля тем­пе­ра­туры воды на основе тер­мо­пар. Во время капиталь­ных ремон­тов (в 1971 году на АВ-2, в 1972 году на АВ-1) новые системы были смон­ти­ро­ваны на обоих реак­то­рах. Прак­тика под­твер­дила, что новые системы более надежны, точны и ремон­то­с­по­собны.

Пер­во­на­чально пла­но­вый ресурс реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 огра­ни­чи­вался сроком в 5 лет, но оста­но­вить их было невоз­можно, так как про­дук­ция тре­бо­ва­лась во все воз­ра­с­та­ю­щих коли­че­ствах. Все ремон­т­ные работы выпол­ня­лись во время пла­но­вых кап­ре­мон­тов. А за счет гра­мот­ной экс­плу­а­та­ции, посто­ян­ного тех­ни­че­ского совер­шен­ство­ва­ния, вне­дре­ния целого ряда нов­ше­ств про­ек­т­ный ресурс реак­то­ров был пре­вы­шен почти в 8 раз, а про­ек­т­ная мощ­ность — почти в 5 раз.

Послед­нее подроб­ное обсле­до­ва­ние тех­ни­че­ского состо­я­ния реак­то­ров АВ-1 и АВ-2 было про­из­ве­дено в августе 1988 года спе­ци­аль­ной комис­сией. Главный вывод комис­сии гласит: «Основ­ные метал­ло­кон­струк­ции, гра­фи­то­вая кладка, СУЗ, системы кон­троля и обес­пе­че­ния нахо­дятся в рабо­то­с­по­соб­ном состо­я­нии и могут экс­плу­а­ти­ро­ваться в течение двух лет».

От этих дней до своей послед­ней оста­новки (АВ-1 — 12 августа 1989 года, АВ-2 — 14 июля 1990 года) реак­торы про­ра­бо­тали без заме­ча­ний. К моменту пре­кра­ще­ния экс­плу­а­та­ции реак­то­ров их состо­я­ние гаран­ти­ро­вало без­а­ва­рийность и безо­пас­ность экс­плу­а­та­ции. Сегодня на реак­то­рах АВ-1 и АВ-2 в рамках меро­при­ятий ФЦП ЯРБ ведутся мас­штаб­ные работы по выводу их из экс­плу­а­та­ции и при­ве­де­ние в ради­а­ци­онно-безо­пас­ное состо­я­ние.

Реак­торы АВ-1 и АВ-2 положил начало ста­но­в­ле­нию мощного реак­тор­ного про­из­вод­ства на ПО «Маяк».