Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных реакторов /

КТП-6

Атомные под­вод­ные лодки 4-го поко­ле­ния проекта «Ясень», стро­я­щи­еся уже в России, стали сим­би­о­зом двух тра­ди­ци­он­ных напра­в­ле­ний оте­че­ствен­ного ВМФ, сое­ди­нив в себе мно­го­це­ле­вую тор­пед­ную и стра­те­ги­че­скую с кры­ла­тыми ракетами в едином проекте под­вод­ного крей­сера, иде­ально при­с­по­со­б­лен­ного для ведения боевых действий на море. По замыслу раз­ра­бот­чи­ков, новая АПЛ должна была ата­ко­вать ави­а­носцы и ракето­носцы против­ника, уни­что­жать бере­го­вые цели, бороться с под­вод­ными лодками.

Иде­аль­ный под­вод­ный крейсер!?

Соз­да­ние АПЛ 4-го поко­ле­ния нача­лось еще в 1977 году (проект 885, «Ясень») в Санкт-Петер­бур­г­ском морском кон­струк­тор­ском бюро маши­но­стро­е­ния «Малахит», уже соз­да­вав­шее мно­го­це­ле­вые АПЛ. Пла­ни­ро­ва­лось, что эти корабли придут на смену несколь­ким типам раз­но­род­ных суб­ма­рин и будут спо­собны решать много задач, в том числе вести борьбу с под­вод­ными лодками веро­ят­ного против­ника и его ави­а­нос­ными сое­ди­не­ни­ями.

В отличие от всех пре­ды­ду­щих про­ек­тов совет­ских АПЛ, для сокра­ще­ния уровня соб­ствен­ных шумов «Ясень» был выпол­нен по полу­то­ра­кор­пус­ной архи­тек­туре. Реактор рас­поло­жен в шестом отсеке длиной 10,5 м с рас­поло­жен­ной вокруг него урав­ни­тель­ной цистер­ной для удер­жа­ния лодки по глубине во время ракет­ной стрельбы. В седьмом тур­бин­ном отсеке длиной 12 м нахо­дится обо­ру­до­ва­ние паро­тур­бин­ной уста­новки, авто­номные тур­бо­ге­не­ра­торы и другое энер­гети­че­ское обо­ру­до­ва­ние.

Рос­сийская атомная под­вод­ная лодка 4-го поко­ле­ния нужда­лась в энер­гети­че­ской уста­новке (ЭУ) нового типа. За её соз­да­ние отве­чало ОКБМ Афри­кан­тов, которое раз­ра­бо­тало новую водо-водяную паро­про­из­во­дя­щую уста­новку (ППУ) 4-го поко­ле­ния КТП-6-85 с реак­то­ром КТП-6-185СП теп­ло­вой мощ­но­стью порядка 200 МВт.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью нового типа реак­тора стало инте­граль­ная моно­блоч­ная ком­по­новка устройств, при которой реактор и его первый контур охла­жде­ния мон­ти­ру­ются в едином корпусе. Такое решение поз­во­ляет исклю­чить из кон­струк­ции ППУ крупные тру­бо­про­воды (их мак­си­маль­ный диаметр был сокра­щен с 675 у ОК-650, до 40 мм для при­со­е­ди­ни­тель­ных тру­бо­про­во­дов у КТП-6) и, тем самым, облег­чает есте­ствен­ную цир­ку­ля­цию теп­ло­но­си­теля на всех режимах работы. Послед­нее явля­ется одним из клю­че­вых кри­те­риев мало­шум­но­сти всей лодки, исклю­чая необ­хо­ди­мость в посто­ян­ной работе главных цир­ку­ля­ци­он­ных насосов и сокра­щая на порядок энер­го­по­тре­б­ле­ние реак­тора на соб­ствен­ные нужды, давая тем самым более высокий общий КПД. Моно­блоч­ная ППУ намного ком­пак­т­нее пре­ды­ду­щего поко­ле­ния, более проста в обслу­жи­ва­нии, более безо­пасна и надежна. В то же время, инте­гра­ция всех систем и узлов реак­тора в едином корпусе суще­ственно ослож­няет ремон­то­при­год­ность уста­новки ввиду их низкой доступ­но­сти. Потому перед спе­ци­али­стами ОКБМ стояла задача обес­пе­чить реак­тору 4-го поко­ле­ния без­ре­мон­т­ный срок службы в течение всего жиз­нен­ного цикла лодки. При этом актив­ная зона реак­тора нужда­лась в пере­за­рядке вдвое реже, чем на ана­ло­гич­ных уста­нов­ках лодок 3-го поко­ле­ния.

Кон­струк­тив­ные решения для ППУ нового поко­ле­ния были опро­бо­ваны на назем­ном иссле­до­ва­тель­ском стенде КВ-2 с реак­то­ром про­тоти­пом ТМ-4/КТМ-6 в Сос­но­вом Бору, а в 1996 году реактор был офи­ци­ально допущен к серий­ному про­из­вод­ству. Одной из важ­нейших осо­бен­но­стей этого реак­тора счита­ется новый пря­мо­точ­ный пря­мо­труб­ный паро­ге­не­ра­тор.

Однако на голов­ном корабле 885-го проекта — АПЛ «Севе­ро­двинск», зало­жен­ном в декабре 1993 года, — этот реактор так и не поя­вился. В 1996 году стро­и­тель­ство АПЛ было оста­но­в­лено из-за отсут­ствия финан­си­ро­ва­ния и воз­о­б­но­в­лено только в 2004 году уже по дора­бо­тан­ному проекту. Финан­со­вые и тех­ноло­ги­че­ские слож­но­сти, свя­зан­ные с про­из­вод­ством блочной паро­тур­бин­ной уста­новки для него, привели к тому, что в про­цессе пере­про­ек­ти­ро­ва­ния лодки «Севе­ро­двинск» она полу­чила блочную ППУ ОК-650В с реак­то­ром ВМ-11 пре­ды­ду­щего поко­ле­ния с теп­ло­вой мощ­но­стью 190 МВт. Это в зна­чи­тель­ной мере сокра­тило боевой потен­циал суб­ма­рины, несмо­тря на целый ряд осталь­ных при­ня­тых на ней решений по сни­же­нию шум­но­сти главной энер­гети­че­ской уста­новки. 15 июня 2010 года АПЛ «Севе­ро­двинск» была выве­дена из эллинга и 24 июня спущена на воду.

Про­шедшие в стране и мире пере­мены привели к необ­хо­ди­мо­сти пере­смо­тра проекта 885, так как многие пред­при­ятия, про­из­во­дя­щие ком­плек­ту­ю­щие для него, ока­зались вне границ новой России, а элек­тро­ника морально уста­рела. В резуль­тате поя­вился новый модер­ни­зи­ро­ван­ный проект 08851 (885М, «Ясень-М»), по кото­рому начали стро­иться мно­го­це­ле­вые атомные суб­ма­рины «Казань», «Ново­си­бирск», «Крас­но­ярск», «Архан­гельск» и «Пермь».