Продолжение без продолжения…
Идея создания подобной лодки принадлежала А. Б. Петрову, начальнику сектора перспективного проектирования, которого поддержал главный конструктор АПЛ М. Г. Русанов (оба из СПМБМ «Малахит»). «Наверху» их предложение одобрили Д. Ф. Устинов (в то время секретарь ЦК КПСС, министр обороны, председатель ВПК при СМ СССР), главком ВМФ С. Г. Горшков и ряд министров, которые в мае 1960 года обратились с соответствующим письмом в ЦК КПСС. В результате специальным постановлением ЦК КПСС в июне 1960 года это предложение и направление соответствующих работ были одобрены.
При выборе реакторной установки для проекта 705 рассматривались три варианта паропроизводящей установки (ППУ): двухконтурная с водо-водяным реактором, двухконтурная с уран-графитовым реактором и двухконтурная с реактором на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) свинец-висмут. Их анализ показал, в условиях ограничения габаритных размеров ППУ, обусловленных особенностями конструкции АПЛ, наилучшее решение обеспечивает ППУ на ЖМТ. Дополнительным фактором в пользу такого решения стали результаты эксплуатации стенда 27/ВТ в ФЭИ. В итоге за основу был принят проект ОК-550 трехпетлевой ППУ с реактором с жидкометаллическим теплоносителем разработки ОКБ завода № 92 (г. Горький).
Научным руководителем в целом АПЛ проекта 705 был назначен академик А. П. Александров, научным руководителем паропроизводящей установки — академик АН УССР А. И. Лейпунский (ФЭИ). Главным конструктором АПЛ в целом стало СКБ № 143 Минсудпрома (позднее СПМБМ «Малахит»), а строительство АПЛ проекта 705 было поручено ленинградскому заводу «Судомех» Минсудпрома. Первоначально паропроизводящая установка с ЖМТ разрабатывалась в ОКБ «Гидропресс», которое разрабатывало стенд 27/ВТ и ППУ с ЖМТ для АПЛ проекта 645, однако эти работы были переданы в ОКБ завода № 92 Миноборонпрома.
Позже с инициативной разработкой собственного варианта ППУ с жидкометаллическим теплоносителем для АПЛ проекта 705 выступил авторский коллектив ФЭИ и ОКБ «Гидропресс», которые предложили иное схемно-конструктивное решение ППУ — в блочном исполнении и с симметричной схемой (две петли вместо трех), что упрощало состав установки и уменьшало объем монтажных работ на стапеле. Решением комиссии ВПК в октябре 1962 года этот вариант ППУ был узаконен под индексом БМ-40/А, а лодкам присвоен номер проекта 705К. Строительство АПЛ проекта 705К поручалось Севмашпредприятию (г. Северодвинск).
Эскизные проекты обеих ППУ (ОК-550 и БМ-40А) были утверждены в 1963 году, технические проекты — в 1965 году. Однако в связи с выявившимся перевесом ППУ БМ-40/А (приблизительно на 100 т) этот проект был переработан и вторично утвержден лишь в 1968 году.
Тепловая мощность реакторов обоих ППУ (ОК-550 и БМ-40/А) была одинаковой — 155 МВт, что обеспечивало мощность на валу АПЛ в 40 тыс. л. с.
В реакторах использовались тепловыделяющие элементы стержневого типа диаметром 12 мм, собранные в тепловыделяющие сборки. В качестве замедлителя нейтронов в реакторе применялся металлический бериллий.
Неполадки, проявившиеся к тому времени на стенде 27/ВТ, и авария на опытной АПЛ проекта 645 потребовали серьезной переоценки и корректировки некоторых важных положений программы создания ядерных установок с ЖМТ для АПЛ. Специальными опытами на стенде 27/ВТ был определен предельный масштаб допустимой течи парогенератора — 10 кг/час, что позволило эксплуатировать АПЛ проекта 645 с течами меньшего масштаба без возврата на базу для ремонта. Кроме того, специалисты разработали специальный регламент применительно к ППУ ОК-550 и БМ-40/А, требующий поддержания требуемого качества сплава свинец-висмут в контуре, проведение периодической регенерации сплава и т.д. Проектировщикам пришлось срочно дорабатывать проекты ППУ с целью введения дополнительной биологической защиты, вносить изменения в конструкции парогенераторов и другие системы, в связи с чем строительство АПЛ замедлилось.
При этом против использования ППУ с ЖМТ на АПЛ выступал целый ряд ученых и специалистов. Так, главный конструктор по энергетике СКБ-143 П. Д. Дегтярёв отказался подписать технический проект лодки проекта 705, а начальник ОКБМ, проектант ППУ для проекта 705К И. И. Африкантов обратился в ЦК КПСС с мнением о необходимости переделать установку. Кроме этих обращений знаменитых учёных были и другие выступления менее известных специалистов на различных ответственных совещаниях. Суть этих высказываний сводилась к тому, что существовал ряд нерешённых научно-технических проблем, а также недоработок, и ставить на строящиеся корабли неотработанные установки более чем преждевременно. При этом речь не шла о порочности самого направления развития ППУ с ЖМТ.
Научный руководитель АПЛ проекта 705/705К академик А. П. Александров в свою очередь высказался за применение на подводном флоте реакторов с ЖМТ, но с условием, если водо-водяная ППУ не проходила по массогабаритным характеристикам. Его поддерживали партийные органы ЦК КПСС. При этом риски применения новых технологий в должной мере не учитывались.
Первая опытная АПЛ проекта 705 с ППУ ОК-550 была спущена на воду 22 апреля 1969 года и достроена к сентябрю 1970 года.
Монтажные работы и наладка оборудования ядерной установки на АПЛ проекта 705 сопровождались неоднократными серьезными неполадками, причиной которых являлись неотработанность оборудования, чрезмерная стеснённость реакторного отсека и запаздывание с проверкой работы реакторной установки на наземном стенде КМ-1 в НИТИ (г. Сосновый Бор Ленинградская область).
Комплексные швартовные испытания ЯЭУ на АПЛ проекта 705 прошли в Ленинграде в начале октября 1970 года. После перевода лодки в Северодвинск и проведения ревизии ППУ вновь выявилось много неисправностей и поломок. Из-за недостаточной вибропрочности трубной системы парогенератора мощность ППУ вначале была ограничена 60 % от номинальной, а в сентябре 1971 года после выхода из строя одной из трех петель — 36 %. В связи с этим государственные ходовые испытания АПЛ проекта 705 проводили в Белом море в конце 1971 года на двух исправных петлях ППУ с ограничением мощности до 36 % номинальной. По их завершению лодку передали флоту в опытную эксплуатацию и в начале 1972 года перевели на базу ВМФ.
Однако уже в феврале 1972 года вышла из строя еще одна петля ППУ с попаданием 700-800 л сплава в отсек, поэтому опытная эксплуатация лодки была прекращена. АПЛ отбуксировали обратно в Северодвинск на ремонтный завод «Звездочка» для выполнения ревизии и установления полной картины причин выхода ППУ из строя.
Ревизия выявила большие коррозионные повреждения труб первого контура с наружной стороны из-за попадания на вспомогательные трубопроводы влаги, насыщенной хлоридами. В результате было принято решение опытную АПЛ не восстанавливать, и она была списана из состава ВМФ. Кроме того, ревизия парогенератора на стенде 27/ВТ выявила недостаточную вибропрочность трубного пучка, что потребовало переработки проекта парогенераторов их изготовления и замены уже смонтированных на АПЛ парогенераторов на новые.
Проектировщики и конструкторы учли выявленные недочеты, и у последующих АПЛ проекта 705 длина реакторного отсека была увеличена на 1200 мм для снижения стесненности в реакторном помещении, внесено много изменений в конструкцию парогенератора и других систем. Решено было также форсировать начатое в 1968 году сооружение в НИТИ натурного наземного стенда КМ-1 с установкой ОК-550. После введения в строй стенда КМ-1 и получения на нем важных результатов, подтвердивших правильность основных конструкторских решений проекта ППУ ОК-550, началось серийное строительство АПЛ проекта 705, и до 1981 года введено в строй три корабля: К-316, К-373 и К-463. Стенд КМ-1 с установкой ОК-550, пройдя длительный ремонт, успешно эксплуатировался до 1987 года с нормальным состоянием сплава в первом контуре и с сохранением герметичности твэлов активной зоны вплоть до полной выработки ее энергоресурса.
Головная АПЛ проекта 705К с ППУ БМ-40/А, получившая шифр К-123, была достроена к середине 1977 года. В июне Межведомственной комиссией были проведены комплексные швартовные испытания ЯЭУ, в августе-ноябре 1977 года АПЛ прошла заводские и государственные ходовые испытании и была передана флоту (приемный акт подписан в декабре 1977 года). Всего до 1981 года было построено еще две АПЛ проекта 705К: К-432 и К-493.
В апреле 1982 года в походе на АПЛ К-123 случилась авария ППУ — вследствие неправильных действий экипажа произошел заброс сплава в отсек через импульсную трубку манометра газовой системы. ППУ пришлось вынести из действия и «замораживать». К этому времени истекал также коррозионный ресурс трубок системы парового обогрева из-за ошибочной замены на заводе им. Орджоникидзе (г. Подольск) трубок из специальной стали на трубки такого же сортамента из менее коррозионно-стойкой обычной нержавеющей стали. В связи с этим был заранее изготовлен запасной блок ППУ, на который заменили старый блок.
АПЛ проекта 705 и 705К обладали рекордно высокой подводной скоростью (более 40 узлов) и маневренностью, успешно выполнили несколько длительных автономных походов. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты, а на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось 42 секунды. За скоростные качества АПЛ проекта 705 была даже занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Вместе с тем даже при исправных ППУ эксплуатация лодок проектов 705 и 705К с ЖМТ имела определенные сложности, связанные с их обслуживанием в условиях базы. Главная трудность была обусловлена ненадежностью подачи пара с берега в систему парового обогрева при стоянке лодки в базе. Это привело к тому, что ППУ на базе постоянно работала на очень низком уровне мощности только для поддержания сплава в жидком состоянии (температура плавления около 124 0С. Из-за этих проблем в начале 90-х годов, когда подводный флот начал сокращаться, их стали выводить из эксплуатации. АПЛ проекта К-705 были списаны в 1990 году, а АПЛ проекта 705К — в 1996 году.
С выводом из состава ВМФ последней АПЛ с ЖМТ завершился определенный этап развития корабельной атомной энергетики. К использованию на атомных подводных лодках реакторов с жидкометаллическим теплоносителем сложилось два противоположных мнения. Одни, и их большинство, считали это ошибкой из-за аварийности и низкой надежности оборудования. Другие указывали на высокие боевые качества АПЛ: лодки проекта 705 и 705К могли успешно уклоняться от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности, короткое время вывода реактора из подкритического состояния в энергетический режим, простота управления.
Эти и другие аргументы доказывают перспективность этого направления. К тому же со временем ученые и проектировщики решили проблему «замораживания» и «размораживания» сплава в установке, однако корабли с жидкометаллическим теплоносителем в настоящее время не строятся.
Фотогалерея
