Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных реакторов /

ОК-650

Сразу после завер­ше­ния раз­ра­бо­ток атомных энер­гети­че­ских уста­но­вок второго поко­ле­ния для под­вод­ного флота СССР была орга­ни­зо­вана раз­ра­ботка ППУ под пер­спек­тив­ные АПЛ, рас­сма­т­ри­ва­е­мые как корабли тре­тьего поко­ле­ния. На осно­ва­нии про­ра­бо­ток голов­ного инсти­тута ВМФ были выдви­нуты основ­ные тре­бо­ва­ния к новым уста­нов­кам, из которых исхо­дили про­ек­танты при соз­да­нии облика уста­но­вок и испол­не­ния глав­ного обо­ру­до­ва­ния

Мощный, уни­фи­ци­ро­ван­ный…

Про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство АПЛ тре­тьего поко­ле­ния потре­бо­вало соз­да­ния таких кора­бель­ных атомных энер­гети­че­ских уста­но­вок (АЭУ), которые по своим каче­ствен­ным пока­за­те­лям суще­ственно пре­вос­хо­дили бы кора­бель­ные АЭУ второго поко­ле­ния. В част­но­сти, для соз­да­ния уста­но­вок тре­тьего поко­ле­ния была поста­в­лена задача повы­ше­ния их мощ­но­сти более чем в 2 раза по срав­не­нию с предше­ству­ю­щими, но без суще­ствен­ного изме­не­ния массы и габа­ри­тов. При этом тре­бо­ва­лось обес­пе­чить более высокую по срав­не­нию с уста­нов­ками второго поко­ле­ния безо­пас­ность, надеж­ность, ремон­то­с­по­соб­ность, аку­сти­че­скую скрыт­ность, мане­врен­ность. Эта задача ослож­ня­лась тем, что пла­ни­ро­ва­лось создать одну уни­фи­ци­ро­ван­ную паро­про­из­во­дя­щую уста­новку (ППУ) для раз­лич­ных классов АПЛ тре­тьего поко­ле­ния.

Для решения всех этих проблем раз­ра­ботка ППУ осу­ще­ст­в­ля­лась на кон­кур­с­ных началах. В кон­курсе при­ни­мали участие ОКБМ, НИКИЭТ, ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова, а также кон­струк­тор­ское бюро Ижор­ского завода.

В резуль­тате рас­смо­тре­ния выпол­нен­ных к 1965 году про­ек­тов научно-тех­ни­че­ский совет 1-го ЦНИИ МО с уча­стием всех заин­те­ре­со­ван­ных пред­при­ятий, а затем и НТС МСМ реко­мен­до­вали для даль­нейшей раз­ра­ботки уста­новку ОК-650Б, пред­ло­жен­ную Особым кон­струк­тор­ским бюро маши­но­стро­е­ния (ОКБМ). Тем самым сбылась мечта И. И. Афри­кан­това о раз­ра­ботке всего обо­ру­до­ва­ния тран­с­порт­ных ППУ в ОКБМ. Над соз­да­нием уста­новки тру­дился большой кол­лек­тив высо­ко­квали­фи­ци­ро­ван­ных сотруд­ни­ков под руко­вод­ством Ф. М. Митен­кова.

Реак­тор­ная уста­новка тре­тьего поко­ле­ния прин­ци­пи­ально отли­ча­лась по ком­по­новке. Это было связано с тем, что перед кон­струк­то­рами стояла задача сокра­ще­ния времени монтажа уста­новки на судо­стро­и­тель­ном заводе, которая реша­лась за счет укруп­нен­ной сборки узлов и агре­га­тов на маши­но­стро­и­тель­ных заводах.

Про­блема обес­пе­че­ния высокой ком­пак­т­но­сти уста­новки была решена путем зна­чи­тель­ного повы­ше­ния энер­го­на­пря­жен­но­сти актив­ной зоны. Кроме того, была повы­шена энер­го­на­пря­жен­ность паро­ге­не­ра­тора, а также пре­ду­смо­трено агре­га­ти­ро­ва­ние основ­ного обо­ру­до­ва­ния. Бла­го­даря ука­зан­ным тех­ни­че­ским реше­ниям удалось создать уста­новку, паро­ге­не­ри­ру­ю­щий блок которой мог тран­с­пор­ти­ро­ваться по желез­ной дороге. Это поз­во­ляло изго­та­в­ли­вать весь блок, вклю­ча­ю­щий корпус реак­тора, паро­ге­не­ра­торы, насосы и фильтры очистки первого контура, на маши­но­стро­и­тель­ном заводе и тем самым повы­сить каче­ство изго­то­в­ле­ния ответ­ствен­ных эле­мен­тов ППУ. Для повы­ше­ния надеж­но­сти и безо­пас­но­сти уста­новка ОК-650Б была выпол­нена с обес­пе­че­нием доста­точно высо­кого уровня есте­ствен­ной цир­ку­ля­ции теп­ло­но­си­теля первого контура. Это дости­га­лось за счет раз­ме­ще­ния паро­ге­не­ра­то­ров выше актив­ной зоны, а также зна­чи­тель­ного умень­ше­ния гид­ра­в­ли­че­ского сопроти­в­ле­ния первого контура, для чего в ОКБМ был раз­ра­бо­тан паро­ге­не­ра­тор с дви­же­нием теп­ло­но­си­теля первого контура в меж­труб­ном про­стран­стве. Обес­пе­че­ние есте­ствен­ной цир­ку­ля­ции теп­ло­но­си­теля первого контура поз­во­ляло не только осу­ще­ст­влять рас­хо­ла­жи­ва­ние с исполь­зо­ва­нием системы без­ба­та­рейного рас­хо­ла­жи­ва­ния, но и рабо­тать на ходовых режимах без насосов первого контура при мощ­но­стях при­мерно до 30 % от номи­наль­ной. Послед­нее дало воз­мож­ность умень­шить число насосов первого контура до двух, что в опре­де­лен­ной мере ком­пен­си­ро­вало уве­ли­че­ние габа­ри­тов ядерной реак­тор­ной уста­новки, вызван­ное необ­хо­ди­мо­стью есте­ствен­ной цир­ку­ля­ции.

На ОК-650 суще­ственно изме­ни­лась система упра­в­ле­ния и защиты реак­тора. Вне­дре­ние импуль­с­ной аппа­ра­туры поз­во­лило кон­тро­ли­ро­вать его состо­я­ние при любом уровне мощ­но­сти, в том числе и в под­кри­ти­че­ском состо­я­нии. На ком­пен­си­ру­ю­щие органы был уста­но­в­лен меха­низм «само­хода», который при исчез­но­ве­нии элек­тро­пита­ния обес­пе­чи­вал опус­ка­ние решеток на нижние кон­це­вики. При этом про­ис­хо­дило полное «глу­ше­ние» реак­тора даже при опро­ки­ды­ва­нии корабля.

С самого начала было решено, что первый образец ядерной уста­новки обя­за­тельно должен быть отра­бо­тан на назем­ном пол­но­мас­штаб­ном стенде. В 1965 году было утвер­ждено тех­ни­че­ское задание на соо­ру­же­ние стенда КВ-1, кото­рому был при­своен индекс ОК-650БК, в соз­да­ва­е­мой Госу­дар­ствен­ной испы­та­тель­ной станции (филиал ИАЭ, НИТИ, г. Сос­но­вый Бор).

Парал­лельно с соо­ру­же­нием стенда КВ-1 по зада­ниям про­ек­тан­тов АПЛ кон­струк­торы раз­ра­ба­ты­вали моди­фи­ка­ции проекта ОК-650 с при­вяз­кой их к кон­крет­ным судам. Для АПЛ проекта 945 «Бар­ра­куда» (про­ек­т­ное бюро «Лазурит») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650А с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ проекта 971 «Щука-Б» (про­ек­т­ное бюро «Малахит») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650Б с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ проекта 685 «Плавник» (про­ек­т­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650Б-3 с одной реак­тор­ной уста­нов­кой. Для АПЛ проекта 941 «Акула» (про­ек­т­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ ОК-650ВВ с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками. Для АПЛ проекта 949 «Гранит» (про­ек­т­ное бюро «Рубин») пред­на­зна­ча­лась ППУ-650Б с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками, а для АПЛ проекта 949А «Антей» — ОК-650В с двумя реак­тор­ными уста­нов­ками.

Дора­бо­тан­ный уни­фи­ци­ро­ван­ный под все проекты АПЛ тре­тьего поко­ле­ния тех­ни­че­ский проект ППУ типа ОК-650 на мощ­ность на винтах до 50 тыс. л.с. был утвер­жден в 1967 году. Теп­ло­вая мощ­ность ППУ ОК-650 соста­в­ляла 190 МВт.

В каче­стве топлива исполь­зо­вался уран обо­га­ще­нием 21-45 %. На третьем поко­ле­нии АЭУ было при­ме­нено про­фи­ли­ро­ва­ние актив­ной зоны ядерным топ­ли­вом и выго­ра­ю­щим поглоти­те­лем. Для ППУ ОК-650 были созданы кре­сто­об­разные твэлы, имевшие целый ряд пре­и­му­ще­ств. Кре­сто­об­разная кон­струк­ция обес­пе­чи­вала мак­си­маль­ную площадь обо­грева. Кроме того, закру­чен­ный профиль твэла поз­во­ляет тур­бу­ли­зи­ро­вать поток теп­ло­но­си­теля, а также исполь­зо­вать принцип само­ди­стан­ци­о­ни­ро­ва­ния.

В отличие от реак­то­ров пре­ды­ду­щих поко­ле­ний в тех­ни­че­ский проект ОКБМ был включен ряд обо­ру­до­ва­ния, про­ек­ти­ро­ва­нием и изго­то­в­ле­нием которых ранее зани­мались пред­при­ятия судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти, напри­мер, баки желе­зо­вод­ной защиты (ЖВЗ). В связи с этим спе­ци­али­стам ОКБМ при­шлось осва­и­вать ранее не при­ме­няв­ши­еся марки кора­бель­ной стали, методы сварки и кон­троля. Так, три бака ЖВЗ изго­та­в­ли­вались из высо­ко­проч­ной стали тол­щи­ной 16-100 мм и отли­чались обилием сварных сое­ди­не­ний. Нижний бак, пред­ста­в­ля­ю­щий собой круп­но­га­ба­рит­ную сварную кон­струк­цию, напол­нен­ную свин­цо­выми блоками и водой, являлся фун­да­мен­том всего агре­гата, и уста­на­в­ли­вался с помощью спе­ци­аль­ных опорных плит на фун­да­мент основ­ного корпуса судна.

Изго­то­в­ле­ние блока ППУ для стенда КВ-1 было закон­чено в феврале 1974 года и после про­ве­де­ния его кон­троль­ной сборки блок был доста­в­лен в г. Сос­но­вый Бор. Монтаж стенда назем­ного про­тотипа ППУ ОК-650 завер­шился в конце 1975 года. В течение сле­ду­ю­щего года стенд КВ прошел в полном объеме сда­точ­ные испы­та­ния, а в после­ду­ю­щем и ресур­с­ные испы­та­ния энер­го­у­ста­новки с имита­цией авто­ном­ного похода.

В про­цессе испы­та­ний были не только под­твер­ждены основ­ные харак­те­ри­стики уста­новки, но и выя­в­лена воз­мож­ность уве­ли­че­ния мощ­но­сти при работе на есте­ствен­ной цир­ку­ля­ции, а также ско­ро­сти разо­грева теп­ло­но­си­теля первого контура при вводе уста­новки в действие.

В резуль­тате впервые в оте­че­ствен­ной прак­тике более чем за два года до монтажа ядерной энер­гети­че­ской уста­новки (ЯЭУ) на первой АПЛ нового поко­ле­ния на стенде была полу­чена важная инфор­ма­ция по монтажу ЯЭУ и работе её обо­ру­до­ва­ния и систем, устра­нены выя­в­лен­ные недо­статки, каса­ю­щи­еся напри­мер, течи неко­то­рых сое­ди­не­ний. Бла­го­даря этому испы­та­ния и сдача голов­ных а затем и серийных АПЛ тре­тьего поко­ле­ния с ППУ ОК-650 про­хо­дили прак­ти­че­ски без задер­жек.

После­ду­ю­щая экс­плу­а­та­ция стенда КВ-1 выявила отдель­ные недо­статки и недо­ра­ботки, каса­ю­щи­еся актив­ных зон, системы ком­пен­са­ции дав­ле­ния и системы очистки, которые были впо­след­ствии устра­нены, а уста­новка в целом была модер­ни­зи­ро­вана в напра­в­ле­нии упро­ще­ния тех­ноло­гии изго­то­в­ле­ния и повы­ше­ния энер­го­на­пря­жен­но­сти паро­ге­не­ра­тора.

Для всех моди­фи­ка­ций ППУ были опре­де­лены сле­ду­ю­щие сроки вступ­ле­ния в строй голов­ной АПЛ каждого проекта: проект 949 — декабрь 1980 года, проект 941 — ноябрь 1981 года, проект 685 — декабрь 1983 год, проект 945 — сен­тя­брь 1984 года и проект 971 — декабрь 1984 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ проекта 949 («Гранит») явля­лось уни­что­же­ние ави­а­нос­ных ударных сое­ди­не­ний против­ника. Голов­ная лодка проекта 949 «Архан­гельск» (К-525) была зало­жена на Сев­маш­пред­при­ятии 25 июля 1975 года, спущена на воду 3 мая 1980 года и всту­пила в строй 24 января 1981 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ проекта 941 («Акула») являлся пуск меж­кон­ти­нен­таль­ных бал­ли­сти­че­ских ракет с ядер­ными бое­голов­ками по целям на тер­ри­то­рии против­ника. Голов­ная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской» (ТК-208, «тяжелый крейсер») была зало­жена на Сев­маш­пред­при­ятии в июне 1976 года, спуск на воду состо­ялся 29 сен­тя­бря 1980 года и всту­пила в строй 12 декабря 1981 года

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ проекта 685 («Плавник») являлся поиск, обна­ру­же­ние, дли­тель­ное сле­же­ние и уни­что­же­ние атомных под­вод­ных лодок, борьба с ави­а­нос­ными сое­ди­не­ни­ями, круп­ными над­вод­ными кора­б­лями и тран­с­пор­тами против­ника. АПЛ проекта 685 пози­ци­о­ни­ро­ва­лась как самая глу­бо­ко­вод­ная. Голов­ная лодка проекта 685 «Ком­со­мо­лец» (К-278) была зало­жена на Сев­маш­пред­при­ятии 22 апреля 1978 года. Стро­и­тель­ство корабля велось блочным методом, каждый готовый блок про­хо­дил все­сто­рон­ние испы­та­ния в спе­ци­аль­ных док-камерах. Спуск на воду состо­ялся 3 июня 1983 года и всту­пила в строй 28 декабря 1983 года.

Основ­ным назна­че­нием новых АПЛ проекта 945 («Бар­ра­куда») явля­лось сле­же­ние за ракет­ными под­вод­ными лодками и ави­а­нос­ными удар­ными груп­пами потен­ци­аль­ного против­ника, а также гаран­ти­ро­ван­ное уни­что­же­ние этих целей с началом боевых действий. АПЛ 945-го проекта пред­на­зна­чена для ведения борьбы не только с ракет­ными под­вод­ными лодками против­ника, но и с над­вод­ными кора­б­лями из состава ави­а­нос­ных сое­ди­не­ний и ударных груп­пи­ро­вок. Голов­ная лодка проекта 945 «Краб» (К-276) была зало­жена в Сормове 20 июля 1979 года, спущена на воду 29 июля 1983 года и всту­пила в строй 21 сен­тя­бря 1984 года.

Основ­ным назна­че­нием новых мно­го­це­ле­вых АПЛ проекта 971 («Щука-Б») явля­лись борьба с кора­бель­ными груп­пи­ров­ками и под­вод­ными лодками против­ника, а также про­ве­де­ние спе­цо­пе­ра­ций, минные поста­новки и раз­ведка. Голов­ная лодка проекта 971 «Акула» (К-284) была зало­жена в Ком­со­моль­ске-на-Амуре в 1980 году, спуск на воду состо­ялся 6 октября 1982 года и всту­пила в строй 30 декабря 1984 года.

В 1987 году на первых АПЛ с ППУ ОК-650 были выя­в­лены несколько случаев пре­ж­де­вре­мен­ной раз­гер­мети­за­ции твэлов в актив­ных зонах и обра­зо­ва­ния трещин в сварных швах у блоков рас­хо­ла­жи­ва­ния. Причины этих явлений были доста­точно быстро уста­но­в­лены и бла­го­даря при­ня­тым срочным мерам устра­нены.

Опыт экс­плу­а­та­ции кора­блей с АЭУ тре­тьего поко­ле­ния показал, что соблю­де­ние на них прин­ци­пов само­за­щи­щен­но­сти реак­тор­ных уста­но­вок и мно­же­ствен­но­сти защит­ных барье­ров в основ­ном поз­во­лили пре­дот­вра­щать выбросы ради­о­ак­тив­ных веществ за пределы реак­тор­ного отсека и тем самым огра­ни­чить послед­ствия аварий АЭУ и/или корабля для личного состава, насе­ле­ния и окру­жа­ю­щей среды. Реали­за­ция этих прин­ци­пов обес­пе­чи­ва­лась тща­тель­ным про­ек­ти­ро­ва­нием и гаран­ти­ями каче­ства изго­то­в­ле­ния, отра­бо­тан­но­стью, надеж­но­стью и живу­че­стью кора­бель­ных систем и обо­ру­до­ва­ния, эффек­тив­ным фун­к­ци­о­ни­ро­ва­нием систем диа­гно­сти­ро­ва­ния и кон­троля их состо­я­ния, высоким уровнем под­го­товки и квали­фи­ка­ции личного состава.