Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных реакторов /

ВВЭР-1 (ВЭС-1), В-2, ВВЭР-3М

27 июня 1955 года И. В. Кур­ча­тов и А. П. Алек­сан­дров пред­ставили мини­стру сред­него маши­но­стро­е­ния СССР А. П. Заве­ня­гину пред­ло­же­ния о раз­ви­тии атомной энер­гетики в СССР, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щее, в том числе, стро­и­тель­ство атомной элек­тро­стан­ции с реак­то­ром мощ­но­стью 150 тыс. кВт, исполь­зу­ю­щим воду в каче­стве замед­ли­теля и теп­ло­но­си­теля. Пред­ло­же­ния Мин­сред­маша были приняты Прави­тель­ством — соот­вет­ству­ю­щее поста­но­в­ле­ние вышло 8 августа 1955 года. Тем самым был дан старт соз­да­нию в нашей стране в будущем самого мас­со­вого в мире водо-водя­ного типа реак­то­ров

Первый, второй, третий…

Первые кон­цеп­ту­аль­ные про­ра­ботки по водо-водяным энер­гети­че­ским реак­тор­ным уста­нов­кам стар­то­вали в СССР еще в 1954 году и бази­ро­вались на раз­ра­бот­ках реак­тора для атомной под­вод­ной лодки. К этому моменту в рамках лодоч­ного напра­в­ле­ния уже были созданы кри­ти­че­ская сборка и первый иссле­до­ва­тель­ский водо-водяной реактор (ВВР).

Изна­чально в ЛИПАН (Инсти­тут атомной энергии им. И. В. Кур­ча­това), высту­пав­шем в каче­стве науч­ного руко­во­ди­теля напра­в­ле­ния, рас­сма­т­ри­вались два вари­анта водяных элек­тро­стан­ций (ВЭС): ВЭС-1 с алю­ми­ни­е­вой кон­струк­цией актив­ной зоны для низких пара­мет­ров пара и ВЭС-2 с заменой алю­ми­ния цир­ко­нием для выра­ботки пара более высоких пара­мет­ров. При сопо­стави­мой теп­ло­вой мощ­но­сти (около 700 МВт) в вари­анте ВЭС-1 элек­три­че­ская мощ­ность рав­ня­лась всего 108 МВт, тогда как для ВЭС-2 этот пока­за­тель пре­вы­шал 160 МВт. В резуль­тате был выбран второй вариант.

Для реак­тора ВЭС-2 изна­чально про­ра­ба­ты­вался вариант сме­шан­ной топ­лив­ной загрузки: при­род­ный уран (более 100 тонн) и уран с обо­га­ще­нием 2 % по урану-235 (12-15 тонн). В каче­стве топ­лив­ной ком­по­зи­ции рас­сма­т­ри­вались 3 вари­анта: метал­ли­че­ский уран, уран-маг­ни­е­вая метал­ло­ке­ра­мика и ставшая впо­след­ствии тра­ди­ци­он­ной для гра­ждан­ской ядерной энер­гетики дву­о­кись урана.

В июне 1955 года КБ «Гид­ро­пресс», которое на тот момент входило в состав Подоль­ского завода им. Орджо­ни­ки­дзе Мини­стер­ства тяже­лого маши­но­стро­е­ния, полу­чает с письмом, под­пи­сан­ным ака­деми­ком И. В. Кур­ча­то­вым, тех­ни­че­ское задание на про­ек­ти­ро­ва­ние энер­гети­че­ского аппа­рата «ВЭС-2», т.е. реак­тора ВВЭР. Раз­ра­ботка проекта первого ВВЭР выпол­ня­лась ОКБ «Гид­ро­пресс» в тесном сотруд­ни­че­стве со спе­ци­али­стами Науч­ного руко­во­ди­теля проекта, с регу­ляр­ными (не реже одного раза в месяц) встре­чами, на которых детально рас­сма­т­ри­вались вари­анты решений для выбора опти­маль­ных пара­мет­ров. Спе­ци­али­стами ЛИПАН были выпол­нены расчеты нейтронно-физи­че­ских харак­те­ри­стик актив­ной зоны реак­тора, которые впо­след­ствии стали основой для опре­де­ле­ния пара­мет­ров и тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик реак­тора и реак­тор­ной уста­новки в целом.

В августе 1955 года выходит Поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства СССР, которым раз­ра­ботка проекта водо-водя­ного энер­гети­че­ского реак­тора офи­ци­ально пору­ча­ется ОКБ «Гид­ро­пресс».

В сен­тя­бре 1955 года выпус­ка­ется уточ­нен­ное тех­ни­че­ское задание на реактор ВЭС-2, который с этого момента уже офи­ци­ально име­но­вался ВВЭР. Основ­ные кор­рек­ти­ровки кос­ну­лись пара­мет­ров топ­лив­ной загрузки: при­род­ный уран должен был загру­жаться в виде дву­о­киси, а обо­га­щен­ный уран — в виде метал­ло­ке­ра­мики, состо­я­щей из дву­о­киси урана и алю­ми­ни­е­вого сплава. Причем уровень обо­га­ще­ния был суще­ственно повышен (с 2 % до 25 % по урану-235), что поз­во­лило сокра­тить общий вес загрузки топлива в актив­ную зону до 80 тонн.

Работы по даль­нейшему уточ­не­нию клю­че­вых пара­мет­ров реак­тора про­во­ди­лись до ноября. В част­но­сти, было при­знано целе­со­об­разным умень­шить диаметр твэлов, что поз­во­лило суще­ственно развить общую поверх­ность теп­ло­съема. В связи с этим необ­хо­ди­мая загрузка урана была сокра­щена прак­ти­че­ски вдвое, пара­метры актив­ной зоны составили 2,9 метра в диа­метре и 2,5 метра в высоту (против началь­ных 3,7 и 3,2 метра соот­вет­ственно), а мощ­ность реак­тора уве­ли­чена до 730 МВт теп­ло­вых.

Были уточ­нены также размеры корпуса (3,8 метра — внешний диаметр при длине порядка 12 метров), которые ока­зались пре­дель­ными по воз­мож­но­стям завода-изго­то­ви­теля и пере­возке гото­вого изделия желез­но­до­рож­ным тран­с­пор­том.

Таким образом, в течение 1955 года остались неиз­мен­ными, по сути, лишь три клю­че­вые харак­те­ри­стики реак­тор­ной уста­новки: мате­риал оболо­чек твэлов (цир­ко­ни­е­вый сплав), тем­пе­ра­тура теп­ло­но­си­теля на входе в реактор (250 °С) и дав­ле­ние насы­щен­ного пара перед тур­би­ной.

При соз­да­нии ВВЭР-1 кон­струк­торы и про­ек­ти­ров­щики исхо­дили из сле­ду­ю­щих основ­ных прин­ци­пи­аль­ных поло­же­ний:

  • напра­в­ле­ние дви­же­ния теп­ло­но­си­теля снизу-вверх, что гаран­ти­ро­вало охла­жде­ние топ­лив­ных эле­мен­тов при ава­рийных ситу­а­циях с обе­с­то­чи­ва­нием главных цир­ку­ля­ци­он­ных насосов;
  • пара­метры теп­ло­но­си­теля (дав­ле­ние и тем­пе­ра­тура) должны обес­пе­чи­вать про­из­вод­ство в паро­ге­не­ра­то­рах сухого насы­щен­ного пара;
  • фор­ми­ро­ва­ние актив­ной зоны из непо­движ­ных шести­гран­ных рабочих кассет и обра­зо­ва­ние в ней шести­гран­ных же каналов для пере­дви­же­ния органов ком­пен­са­ции реак­тив­но­сти и ава­рий­ной защиты реак­тора;
  • при­ме­не­ние для топ­лив­ных кассет и оболо­чек теп­ло­вы­де­ля­ю­щих эле­мен­тов сплавов цир­ко­ния, имеющих наи­мень­шее сечение захвата нейтро­нов при обес­пе­че­нии необ­хо­ди­мой меха­ни­че­ской проч­но­сти;
  • при­ме­не­ние элек­тро­ме­ха­ни­че­ских при­во­дов органов упра­в­ле­ния реак­тора и прин­ципа сво­бод­ного падения органов ава­рий­ной защиты.

В ноябре 1955 года был завер­шен эскизный проект реак­тора ВВЭР-1. По проекту реактор был без съемной крышки, на верхнем полу­сфе­ри­че­ском куполе уста­на­в­ли­вались колонна диа­мет­ром 580 мм для пере­гру­зоч­ного устройства типа пан­то­графа и люк диа­мет­ром 250 мм для выгрузки кассет. Этот вариант из-за сво­е­об­раз­ной формы получил шуточ­ное назва­ние «Гру­зин­ский кувшин».

Мате­ри­алы эскиз­ного проекта были напра­в­лены в Мин­тяж­маш 13 декабря 1955 года, где 19 декабря 1955 года он был одобрен на засе­да­нии спе­ци­аль­ного тех­ни­че­ского совета Мин­тяж­маша с реко­мен­да­цией пре­ду­смо­треть в корпусе реак­тора съемную верхнюю крышку.

Окон­ча­тель­ный тех­ни­че­ский проект реак­тора ВВЭР-1 был готов в 1956 году.

Проект пре­ду­сма­т­ри­вал двух­кон­тур­ную теп­ло­вую схему реак­тора. Выходя из реак­тора, теп­ло­но­си­тель-вода про­хо­дит по цир­ку­ля­ци­он­ным петлям к паро­ге­не­ра­то­рам, и, отдавая в них тепло воде второго контура, обра­зует насы­щен­ный пар. Теп­ло­вая мощ­ность реак­тора — 760 МВт, коли­че­ство цир­ку­ля­ци­он­ных петель — 6.

По проекту корпус реак­тора был цель­но­ко­ва­ный цилин­дри­че­ский с при­вар­ным нижним эллип­ти­че­ским днищем и верхней съемной плоской крышкой. Вну­трен­ний диаметр корпуса реак­тора в цен­траль­ной части соста­в­лял 3,6 м при высоте 11,1 м. В актив­ной зоне высотой 2,5 м и диа­мет­ром 2,88 м уста­на­в­ли­ва­ется 312 теп­ло­вы­де­ля­ю­щих сборок с раз­ме­ром под ключ 144 мм, а также 37 органов регу­ли­ро­ва­ния. Высота топ­лив­ного столба в твэле диа­мет­ром 10,2 мм рав­ня­лась 2500 мм. Среднее обо­га­ще­ние топлива соста­в­ляло 2 % по урану-235, при этом пре­ду­сма­т­ри­ва­лась средняя глубина выго­ра­ния топлива 12 МВт.сут/кг U.

В верхнем при­ре­ак­тор­ном про­стран­стве для защиты от гамма-излу­че­ния корпуса уста­но­в­лена коль­це­вая метал­ли­че­ская ферма, запол­нен­ная чугун­ными плитами. Ниже бандажа раз­ме­щены короба с чугун­ной дробью, пре­пят­ству­ю­щие «про­стрелу» по щели между кор­пу­сом и при­мы­ка­ю­щими кон­струк­ци­ями по высоте между коль­це­вой фермой и коль­це­вым водяным баком. Корпус реак­тора опо­я­сы­вает коль­це­вая бетон­ная кладка тол­щи­ной 900 мм. Потоки ради­а­ции в боковом напра­в­ле­нии осла­б­ля­ются внутри реак­тора водо-желез­ной защитой, состо­я­щей из металла вну­три­кор­пус­ных устройств (шахты, корзины и экрана) и коль­це­вых слоев воды. Даль­нейшее воз­действие ради­а­ции осла­б­ля­ется стенкой корпуса с наплав­кой, водой бака коль­це­вой защиты (толщина слоя 1,0 м), а за ним бетоном шахты реак­тора.

К началу 1957 года были полу­чены рас­чет­ные данные, сви­детель­ству­ю­щие о целе­со­об­раз­но­сти суще­ствен­ного сни­же­ния степени обо­га­ще­ния урана в актив­ной зоне, а также замены при­род­ного урана на уран с обо­га­ще­нием порядка 1 % по урану-235. Таким образом, намети­лось дви­же­ние к одно­род­ной с точки зрения обо­га­ще­ния актив­ной зоне. Окон­ча­тель­ный переход к одно­род­ной актив­ной зоне стал воз­мо­жен бла­го­даря изна­чально зало­жен­ной в кон­цеп­цию реак­то­ров типа ВВЭР гиб­ко­сти ком­по­новки актив­ной зоны, которая и в даль­нейшем неод­но­кратно спо­соб­ство­вала совер­шен­ство­ва­нию тех­ноло­гии.

В соот­вет­ствии с поста­но­в­ле­нием Прави­тель­ства от 8 марта 1958 года на Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе им. Орджо­ни­ки­дзе (ЗиО), как голов­ном заводе-изго­то­ви­теле и постав­щике кор­пус­ных реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния 1-го контура, было начато стро­и­тель­ство стенда кон­троль­ной сборки реак­тора. Его необ­хо­ди­мость воз­ни­кла в связи с тем, что корпус реак­тора, фланцы чехлов СУЗ и ячейки корзины под кассеты обра­ба­ты­вались на раз­лич­ных заводах, каналы же СУЗ пред­ста­в­ляли зна­чи­тель­ную длину (около 12 м), и в них должно быть обес­пе­чено сво­бод­ное пря­мо­ли­нейное пере­ме­ще­ние меха­низ­мов и кассет органов регу­ли­ро­ва­ния. На этом же стенде должны были пройти отра­ботка всех мани­пу­ля­ций пере­гру­зоч­ной машины с кас­сетами, испы­та­ния тран­с­портно-тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния и гайко­верта для затяжки глав­ного уплот­не­ния реак­тора.

В связи с тем, что корпус реак­тора во избе­жа­ние задер­жки мон­таж­ных работ отпра­в­лялся с Ижор­ского завода непо­сред­ственно на стро­и­тель­ную пло­щадку без завоза на ЗиО, для целей кон­троль­ной сборки был изго­то­в­лен тех­ноло­ги­че­ский корпус, заме­ня­ю­щий штатный и несущий нагрузку только гид­ро­ста­ти­че­ского дав­ле­ния. Он был уста­но­в­лен на спе­ци­аль­ную несущую ферму и рас­по­ла­гался внутри резерву­ара, ими­ти­ру­ю­щего пере­гру­зоч­ный бассейн, бла­го­даря чему могли быть отра­бо­таны все тех­ноло­ги­че­ские опе­ра­ции по пере­грузке кассет под водой.

Все необ­хо­ди­мые опе­ра­ции по кон­троль­ной сборке обо­ру­до­ва­ния были про­ве­дены в 1962 году, и обо­ру­до­ва­ние было под­го­то­в­лено для отправки на стройпло­щадку. Местом рас­поло­же­ния новой атомной элек­тро­стан­ции, на которой пла­ни­ро­ва­лось постро­ить энер­го­блок с реак­то­ром ВВЭР-1, стала Воро­неж­ская область, испы­ты­вав­шая острый дефицит элек­тро­энер­гии.

Стро­и­тель­ство энер­го­блока № 1 Ново­во­ро­неж­ской АЭС нача­лось в 1957 году. Про­ек­том атомной станции зани­мался «Теп­ло­элек­тро­про­ект».

Монтаж тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ной уста­новки, тру­бо­про­во­дов, КИП и авто­ма­тики, вен­ти­ля­ци­он­ного центра, стро­и­тель­ных кон­струк­ций реак­тор­ного отде­ле­ния, а также спе­цво­до­о­чистки и «могиль­ни­ков» жидких и сухих отходов вел с 1958 года «Цен­тро­энер­го­мон­таж» (ЦЭМ).

В 1960 году были начаты монтаж обо­ру­до­ва­ния и тру­бо­про­во­дов 1-го контура, паро­ге­не­ра­то­ров — в 1961 году. 5 апреля 1962 года на штатное место был уста­но­в­лен корпус реак­тора, посту­пив­ший с Ижор­ского завода. Начался монтаж основ­ной тех­ноло­ги­че­ской линии первого контура, завер­шен­ный в 1963 году.

Непо­сред­ствен­ное участие спе­ци­али­стов ЦЭМ в кон­троль­ной сборке реак­тора на заводе-изго­то­ви­теле (стенд Р-ЗиО), посто­ян­ный автор­ский надзор КБ «Гид­ро­пресс» и шеф-монтаж заводов-изго­то­ви­те­лей обес­пе­чили каче­ствен­ное про­ве­де­ние монтажа первого про­мыш­лен­ного кор­пус­ного реак­тора.

Руко­вод­ство всем ком­плек­сом пуско-нала­доч­ных работ осу­ще­ст­в­ляла межве­дом­ствен­ная пуско­вая комис­сия (МПК). Она состо­яла из пред­стави­те­лей научных, про­ек­тно-кон­струк­тор­ских, пуско-нала­доч­ных, стро­и­тельно-мон­таж­ных орга­ни­за­ций и дирек­ции станции. ОКБ «Гид­ро­пресс» раз­ра­бо­тало необ­хо­ди­мую пуско-нала­доч­ную тех­ни­че­скую доку­мен­та­цию (про­граммы, мето­дики, инструк­ции, чертежи пуско-нала­доч­ных при­с­по­со­б­ле­ний), будущие экс­плу­а­та­ци­он­ники провели ста­жи­ровку на объек­тах Инсти­тута атомной энергии и Обнин­ской АЭС. Фак­ти­че­ская про­дол­жи­тель­ность пуско-нала­доч­ных работ составила 12 месяцев.

Научное руко­вод­ство физ­пус­ком и энер­го­пус­ком реак­тора осу­ще­ст­в­лял Инсти­тут атомной энергии.

В осво­е­нии мощ­но­сти реак­тора можно выде­лить ряд важ­нейших дат. 17 декабря 1963 года состо­я­лись дости­же­ние кри­тич­но­сти и физи­че­ский пуск. Это был пред­ва­ри­тель­ный физи­че­ский пуск на холод­ной воде при откры­той крышке. Он про­де­мон­стри­ро­вал соот­вет­ствие про­ек­т­ных ядерно-физи­че­ских харак­те­ри­стик реаль­ной актив­ной зоне реак­тора.

После завер­ше­ния всех стро­и­тельно-мон­таж­ных работ 8 сен­тя­бря 1964 года начался пов­тор­ный физпуск. 30 сен­тя­бря 1964 года в 15 часов 45 минут на элек­три­че­ской нагрузке 26 МВт тур­бо­ге­не­ра­тор № 2 был син­хро­ни­зи­ро­ван с Единой Евро­пейской энер­го­си­сте­мой — состо­ялся энер­гети­че­ский пуск. 7 октября элек­три­че­ская мощ­ность реак­тора была уве­ли­чена до 70 МВт. 27 декабря 1964 года энер­го­блок № 1 с первым в стране водо-водяным энер­гети­че­ским реак­то­ром ВВЭР-210 выведен на про­ек­т­ную мощ­ность 210 тыс. кВт.

В ноябре 1965 года энер­го­блок № 1 Ново­во­ро­неж­ской АЭС выра­бо­тал 1-й млрд кВтч элек­тро­энер­гии, после чего была про­из­ве­дена первая пере­грузка топлива. 13 декабря 1965 года энер­го­блок № 1 был введен в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию.

По удель­ной энер­го­на­пря­жен­но­сти и эко­но­мич­но­сти исполь­зо­ва­ния топлива реактор ВВЭР-1 стал одним из лучших реак­то­ров такого типа. Уже первые месяцы экс­плу­а­та­ции блока под­твер­дили надеж­ную рабо­то­с­по­соб­ность его основ­ных и вспо­мо­га­тель­ных систем в раз­лич­ных режимах. Бла­го­даря эффекту само­ре­гу­ли­ро­ва­ния реактор ока­зался устой­чив в работе и легко упра­в­ляем.

Однако после несколь­ких месяцев работы в первом контуре реак­тора ВВЭР-1 был обна­ру­жен ради­о­ак­тив­ный кобальт. При оста­новке реак­тора была про­из­ве­дена смена воды, тем не менее, через несколько месяцев ради­о­ак­тив­ный кобальт снова поя­вился, более того, он стал нака­п­ли­ваться. Это уже вызы­вало серьезные опа­се­ния: ради­о­ак­тив­ный кобальт мог осесть на стенки реак­тора, тру­бо­про­во­дов, обо­ру­до­ва­ния, а избавиться от него в усло­виях экс­плу­а­та­ции АЭС не так-то просто.

Причина поя­в­ле­ния ради­о­ак­тив­ного кобальта была обна­ру­жена в главных цир­ку­ля­ци­он­ных насосах, где при­ме­ня­лись вкла­дыши подшип­ни­ков из спе­ци­аль­ного сплава — стел­лита, обла­да­ю­щего высокой стой­ко­стью против исти­ра­ния и содер­жа­щего от 47 до 53 % кобальта. Посте­пенно исти­ра­ясь, хотя и в очень неболь­ших коли­че­ствах, кобальт попадал в актив­ную зону и под вли­я­нием нейтрон­ного облу­че­ния ста­но­вился ради­о­ак­тив­ным. При­шлось заме­нить стеллит бес­кобаль­то­вым сплавом.

Выя­в­лен­ные в ходе осво­е­ния блока резервы были реали­зо­ваны, в резуль­тате чего его про­ек­т­ная элек­три­че­ская мощ­ность была пере­крыта и в январе 1966 года дости­гла 240 МВт. Мощ­ность реак­тора можно было бы еще уве­ли­чить, но огра­ни­че­ние внесли уста­но­в­лен­ные в машин­ном зале тур­бо­ге­не­ра­торы и система охла­жде­ния, не рас­считан­ные на большое уве­ли­че­ние мощ­но­сти.

Осо­бен­но­стью экс­плу­а­та­ции всех водо-водяных реак­то­ров явля­ется необ­хо­ди­мость полной оста­новки реак­тора для пере­грузки твэлов. Для этого необ­хо­димы раз­гер­мети­за­ция реак­тора и снятие его мно­го­тон­ной крышки. При про­дол­жи­тель­но­сти кам­па­нии реак­тора этого типа около 3 лет частич­ная пере­грузка твэлов (при­мерно одна треть), поз­во­ля­ю­щая повы­сить выго­ра­ние, про­из­во­дится еже­годно.

Работа по пере­грузке — сложная и дли­тель­ная опе­ра­ция, к которой экс­плу­а­та­ци­он­ники станции должны гото­виться забла­го­вре­менно, так как от степени под­го­то­в­лен­но­сти и воо­ру­жен­но­сти пер­со­нала спе­ци­аль­ными при­с­по­со­б­ле­ни­ями зависит дли­тель­ность пере­грузки, каче­ство про­ве­ден­ных опе­ра­ций и, главное, даль­нейшая бес­пе­ре­бойная работа ядер­ного реак­тора.

Перед первой оста­нов­кой реак­тора Ново­во­ро­неж­ской АЭС в ноябре 1965 года для пере­грузки была соста­в­лена подроб­ная про­грамма после­до­ва­тель­ных опе­ра­ций с одно­вре­мен­ным про­ве­де­нием ремон­т­ных и демон­таж­ных работ. Эта про­грамма вклю­чала: оста­новку блока, рас­хо­ла­жи­ва­ние первого и второго кон­ту­ров; разуплот­не­ние крышки реак­тора и рас­цеп­ле­ние при­во­дов системы упра­в­ле­ния защиты реак­тора с кас­сетами; снятие крышки реак­тора и извле­че­ние нажим­ной решетки; устра­не­ние течи в системе авто­ма­ти­че­ского регу­ли­ро­ва­ния; демон­таж меха­низ­мов ава­рий­ной защиты и уста­новку новых; про­верку гер­метич­но­сти твэлов; пере­грузку ядер­ного топлива; про­верку под­кри­тич­но­сти реак­тора; уста­новку нажим­ной решетки; уплот­не­ние крышки реак­тора; гид­ра­в­ли­че­ское испы­та­ние первого контура; вывод блока на элек­три­че­скую мощ­ность.

Экс­плу­а­та­ци­он­ный пер­со­нал Ново­во­ро­неж­ской АЭС хорошо справился с первой пере­груз­кой, про­ве­ден­ной с 29 октября по 11 декабря 1965 года за 43 дня. Про­ве­ден­ная в мае-июне 1968 года чет­вер­тая пере­грузка атом­ного реак­тора Ново­во­ро­неж­ской АЭС осу­ще­ст­в­лена уже за гораздо меньший срок — 29 суток. Все после­ду­ю­щие пере­грузки ядер­ного топлива про­хо­дили в корот­кие сроки, причем они, как правило, сов­ме­щались с необ­хо­ди­мой реви­зией и ремон­том тур­бо­ге­не­ра­тор­ного обо­ру­до­ва­ния.

Бла­го­даря этому коэф­фи­ци­ент исполь­зо­ва­ния мощ­но­сти реак­тора рос год от года. В 1965 году он был равен 54 %; в 1966 году — 68 %; в 1967 году — 74 %; в 1968 году — 86 %; в 1969 году — 80 %. В даль­нейшем он нахо­дился на уровне около 80 %.

В январе 1969 года под научным руко­вод­ством спе­ци­али­стов Инсти­тута атомной энергии им. И. В. Кур­ча­това был про­ве­ден экс­пе­ри­мент по допол­ни­тель­ному уве­ли­че­нию мощ­но­сти реак­тора. 7 января начался посте­пен­ный подъем элек­три­че­ской мощ­но­сти до 280 МВт. На этой мощ­но­сти энер­го­блок № 1 про­ра­бо­тал непре­рывно в течение 72 часов. Таким образом, новая уста­но­в­лен­ная элек­три­че­ская мощ­ность энер­го­блока стала больше про­ек­т­ной (210 МВт) на 34 %. Эту допол­ни­тель­ную элек­три­че­скую мощ­ность (70 МВт) стало воз­мож­ным пере­дать на тур­бо­ге­не­ра­торы, так как к ранее уста­но­в­лен­ным трем тур­бо­ге­не­ра­то­рам по 70 МВт был вре­менно под­клю­чен чет­вер­тый тур­бо­ге­не­ра­тор стро­я­ще­гося энер­го­блока № 2 АЭС.

Вместе с тем, в ходе экс­плу­а­та­ции были выя­в­лены и неко­то­рые кри­ти­че­ские недо­четы реак­тора ВВЭР-1. Это, в част­но­сти, кос­ну­лось теп­ло­вого экрана, пред­ста­в­ляв­шего собой цилин­дри­че­скую оболочку между шахтой и кор­пу­сом реак­тора и пред­на­зна­чен­ного для умень­ше­ния влияния излу­че­ния на корпус реак­тора.

В конце 1969 года креп­ле­ния экрана раз­ру­ши­лись, и обо­рвав­шийся экран частично пере­крыл расход теп­ло­но­си­теля, что привело к уве­ли­че­нию пере­пада дав­ле­ния в реак­торе и росту ради­о­ак­тив­но­сти воды в первом контуре. Воз­ни­кла необ­хо­ди­мость экс­трен­ной раз­борки реак­тора, извле­че­ния дефор­ми­ро­ван­ного обо­ру­до­ва­ния, ремонта корпуса и после­до­вав­шему суще­ствен­ному изме­не­нию кон­струк­ции вну­три­кор­пус­ных устройств реак­тора.

Нена­деж­ными ока­зались и главные цир­ку­ля­ци­он­ные насосы первого контура, которые были заме­нены на усо­вер­шен­ство­ван­ные. В то же время паро­ге­не­ра­торы отра­бо­тали без замены 20 лет.

Соз­да­ние первого реак­тора ВВЭР, ввод его в экс­плу­а­та­цию на энер­го­блоке № 1 НВАЭС и опыт экс­плу­а­та­ции имели исклю­чи­тельно большое зна­че­ние для даль­нейшего раз­ви­тия АЭС с ВВЭР в нашей стране и совет­ских про­ек­тов за рубежом. ВВЭР-1 дал воз­мож­ность про­верки правиль­но­сти при­ня­тых тех­ни­че­ских решений, и оценки водо-водя­ного напра­в­ле­ния раз­ви­тия атомной энер­гетики.

Многие тех­ни­че­ские решения, которые были впервые исполь­зо­ваны при раз­ра­ботке реак­тора ВВЭР-1/ВВЭР-210, впо­след­ствии стали «фамиль­ными» чертами водо-водяной тех­ноло­гии и сохра­ни­лись во всех после­ду­ю­щих поко­ле­ниях уста­но­вок ВВЭР раз­лич­ной мощ­но­сти. К таковым отно­сятся, напри­мер, тре­у­голь­ная раз­бивка рас­поло­же­ния кассет в актив­ной зоне реак­тора и твэлов — в ТВС; цир­ко­ни­е­вый сплав с ниобием в каче­стве мате­ри­ала твэлов; высо­ко­проч­ная леги­ро­ван­ная угле­ро­ди­стая сталь в каче­стве мате­ри­ала корпуса реак­тора, который изго­та­в­ли­ва­ется из цель­но­ко­ва­ных обечаек без про­доль­ных швов; а также ком­по­новка при­во­дов СУЗ на съемном верхнем блоке (крышке) реак­тора. Отдельно следует выде­лить при­ме­не­ние паро­ге­не­ра­то­ров гори­зон­таль­ного типа с трубной решет­кой в виде двух цилин­дри­че­ских кол­лек­то­ров.

Энер­го­блок № 1 Ново­во­ро­неж­ской АЭС с реак­то­ром ВВЭР-210 был оста­но­в­лен в 1984 году и выведен из экс­плу­а­та­ции в связи с исчер­па­нием ресурса.


Вскоре за про­ек­том реак­тора ВВЭР-1 (ВВЭР-210) ОКБ «Гид­ро­пресс» при­сту­пило к про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тора В-2 (ВВЭР-70), пред­на­зна­чен­ного для атомной элек­тро­стан­ции «Райн­с­берг» в ГДР. 17 июля 1956 года Инсти­тут атомной энергии выдал тех­ни­че­ское задание на проект реак­тора В-2 теп­ло­вой мощ­но­стью 265 МВт и элек­три­че­ской мощ­но­стью 70 МВт. В январе 1957 года ОКБ «Гид­ро­пресс» при­сту­пило к под­го­товке тех­ни­че­ского проекта реак­тора, завер­шив его в конце 1958 года. Он в основ­ном пов­то­рял проект реак­тора ВВЭР-1. Главные отличия заклю­чались в крышке реак­тора, которая была сделана не плоской, а полуэл­лип­ти­че­ской, и одно­ряд­ном рас­поло­же­нии главных патрубков. Уплот­не­ние крышки с кор­пу­сом реак­тора осу­ще­ст­в­ля­лось кли­но­вой нике­ле­вой про­клад­кой.

При двух­кон­тур­ной теп­ло­вой схеме реактор В-2 сое­ди­нялся с тремя паро­ге­не­ра­то­рам вер­ти­каль­ного типа (у реак­тора ВВЭР-1 — гори­зон­таль­ные) тремя тру­бо­про­во­дами из нер­жаве­ю­щей стали. На каждой петле уста­на­в­ли­вался цен­тро­беж­ный цир­ку­ля­ци­он­ный насос бес­саль­ни­ко­вого типа. Тем­пе­ра­тура воды на входе в реактор соста­в­ляла 250 °С, на выходе — 267 °С (против 270 °С у ВВЭР-1). Дав­ле­ние на выходе из актив­ной зоны соста­в­ляло 100 атм (ана­ло­гично ВВЭР-1). Тепло, выде­ля­ю­ще­еся в актив­ной зоне реак­тора, отво­ди­лось водой первого контура и пере­да­ва­лось через паро­ге­не­ра­торы во второй контур, где полу­чался пар под дав­ле­нием 32 атм.

Также как в реак­торе ВВЭР-210 для воз­действия на реак­тив­ность реак­тора в кон­струк­ции пре­ду­смо­трены регу­ли­ру­ю­щие сборки системы упра­в­ле­ния защитой (СУЗ), снаб­жен­ные при­во­дами. Часть таких сборок, пред­на­зна­чен­ных в основ­ном для ком­пен­са­ции полного запаса реак­тив­но­сти, содер­жала в верхней части поглоти­тели из бори­стой стали, а в нижней — сборку с ядерным топ­ли­вом, ана­ло­гич­ную по кон­струк­ции топ­лив­ной ТВС. Допол­ни­тельно имелись сборки ава­рий­ной защиты, не имеющие топлива и пред­на­зна­чен­ные для быстрой оста­новки цепной реакции. В актив­ной зоне уста­на­в­ли­вались 132 сборки с ураном, обо­га­щен­ным до 2 %.

Вну­трен­ний диаметр корпуса реак­тора соста­в­лял 2,65 м при высоте 11,19 м. Неко­то­рые вну­три­кор­пус­ные детали реак­тора В-2 по срав­не­нию с реак­то­ром ВВЭР-1 с учетом опыта ввода в экс­плу­а­та­цию послед­него в экс­плу­а­та­цию были удалены. С другой стороны, была доба­в­лена система ава­рий­ной откачки воды из корпуса реак­тора, вместо поглоти­те­лей двух ком­пен­си­ру­ю­щих кассет уста­но­в­лены кад­ми­е­вые чехлы с высо­ко­чув­стви­тель­ными борными счет­чи­ками.

Очистка воды для первого контура, как и в проекте ВВЭР-1, осу­ще­ст­в­ля­лась в выпар­ных аппа­ра­тах.

К концу 1960 года рабочие чертежи реак­тора были закон­чены и пере­даны в про­из­вод­ство. Корпус реак­тора опять изго­та­в­ли­вали на Ижор­ском заводе. Кон­троль­ная сборка реак­тора вновь про­во­ди­лась на спе­ци­аль­ном стенде на заводе им. Орджо­ни­ки­дзе, после чего обо­ру­до­ва­ние было отпра­в­лено в ГДР.

Соо­ру­же­ние самой АЭС «Райн­с­берг» стар­то­вало 1 января 1960 года.

В 1966 году после успеш­ного про­ве­де­ния горячей обкатки состо­ялся физи­че­ский пуск, в ходе кото­рого были полу­чены зна­че­ния запаса реак­тив­но­сти, диф­фе­рен­ци­аль­ной и инте­граль­ной эффек­тив­но­сти органов ава­рий­ной защиты упра­в­ля­ю­щих групп, тем­пе­ра­тур­ного коэф­фи­ци­ента и эффекта реак­тив­но­сти, что поз­во­лило без проблем выйти на энер­гети­че­ский пуск. 6 мая 1966 года АЭС «Райн­с­берг» была впервые под­клю­чена к энер­го­си­стеме, а 9 мая введена в опытно-про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию. 11 октября 1966 года станция была сдана в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию. В даль­нейшем АЭС «Райн­с­берг» полу­чила статус опытно-про­мыш­лен­ной.

Её опыт экс­плу­а­та­ции также выявил большие резервы по повы­ше­нию элек­три­че­ской мощ­но­сти (+10 МВт (эл.)), однако их реали­за­ция была невоз­можна по условию коэф­фи­ци­ента нерав­но­мер­но­сти энер­го­вы­де­ле­ния. Исполь­зо­ва­ние ядер­ного топлива также ока­за­лось суще­ственно лучше рас­чет­ного. К чет­вер­тому году экс­плу­а­та­ции реак­тора выго­ра­ние топлива дости­гло 11,75 МВт*­сутки/кг урана, что пре­вы­сило про­ек­т­ное зна­че­ние на 35 %.

Коэф­фи­ци­ент исполь­зо­ва­ния уста­но­в­лен­ной мощ­но­сти реак­тора ока­зался доста­точно высоким, более 70 %, при этом в зимний период он дости­гал 90 %.

Суще­ствен­ное влияние на эффек­тив­ность работы реак­тора ока­зы­вали срав­ни­тельно дли­тель­ные оста­новки для пере­грузки топлива и про­фи­лак­ти­че­ского ремонта, при этом сама про­це­дура пере­грузки зани­мала только 25 % времени, осталь­ное тра­ти­лось на съем и уста­новку крышки, ревизию обо­ру­до­ва­ния и пуск реак­тора.

Экс­плу­а­та­ция энер­го­блока выявила и ряд кон­струк­тив­ных недо­стат­ков, в основ­ном отно­ся­щихся ко второму контуру реак­тора, к кото­рому при изго­то­в­ле­нии и монтаже предъ­я­в­ля­лись не столь высокие тре­бо­ва­ния. Так, на первом контуре имели место сра­ба­ты­ва­ния ава­рий­ной защиты из-за выхода из строя элек­тро­эле­мен­тов системы защиты.

Хотя у неко­то­рых твэлов наблю­да­лась потеря гер­метич­но­сти, сопро­во­ждав­ша­яся утечкой ради­о­ак­тив­ных газов, в целом топливо про­де­мон­стри­ро­вало устой­чи­вую работу. Несколько десят­ков кассет даже про­ра­бо­тали на 1 кам­па­нию дольше рас­чет­ной.

В 1973 году на АЭС «Райн­с­берг» про­и­зо­шла авария, вызван­ная раз­ры­вом тру­бо­про­вода контура охла­жде­ния — сильные виб­ра­ции в системе под­питки водой привели обрыву вспо­мо­га­тель­ных тру­бо­про­во­дов, — которая была быстро лик­ви­ди­ро­вана (2-й уровень по шкале INES).

В марте 1986 года, за полтора месяца до аварии на Чер­но­быль­ской АЭС, АЭС «Рейн­с­берг» была оста­но­в­лена для про­ве­де­ния все­сто­рон­ней диа­гно­стики мате­ри­ала и рекон­струк­ции для уси­ле­ния ядерной безо­пас­но­сти. По итогам диа­гно­стики было при­знано, что надеж­ность суще­ству­ю­щих систем безо­пас­но­сти огра­ни­чена и при­годна только для защиты от огра­ни­чен­ного вида и коли­че­ства незна­чи­тель­ных инци­ден­тов. Также в докладе отме­ча­лось, что необ­хо­ди­мый уже в пре­ды­ду­щие годы ремонт не про­во­дился из-за недо­статка мате­ри­а­лов, обо­ру­до­ва­ния и мощ­но­стей. Ни к каким изме­не­ниям в работе АЭС «Райн­с­берг» доклад не привел.

После объе­ди­не­ния Вос­точ­ной и Запад­ной Гер­ма­нии 1 июня 1990 года реактор В-2 был оста­но­в­лен в связи с несо­от­вет­ствием стан­дар­там безо­пас­но­сти.

Сле­ду­ю­щий по времени соз­да­ния водо-водяной реактор получил индекс ВВЭР-3М (ВВЭР-365). С одной стороны, его кон­струк­ция стала даль­нейшим раз­ви­тием тех­ни­че­ских решений, реали­зо­ван­ных в реак­торе ВВЭР-1, а с другой стороны его актив­ная зона в даль­нейшем высту­пила про­тоти­пом для реак­тора сле­ду­ю­щего поко­ле­ния — ВВЭР-440.

Новый реактор было решено реали­зо­вать в каче­стве энер­го­блока № 2 Ново­во­ро­неж­ской АЭС.

Про­ек­т­ное задание на стро­и­тель­ство энер­го­блока № 2 НВАЭС было утвер­ждено прави­тель­ством 29 августа 1963 года. Научный руко­во­ди­тель проекта, главный кон­струк­тор и главный про­ек­ти­ров­щик остались те же, что и у реак­тора ВВЭР-1. В основу задания была поло­жена кон­цеп­ция мак­си­маль­ного исполь­зо­ва­ния про­ве­рен­ных тех­ни­че­ских решений и осво­ен­ных про­из­вод­ством тех­ноло­гий с одно­вре­мен­ным уве­ли­че­нием мощ­но­сти реак­тора до 365 МВт. Такой подход пред­по­ла­гал уско­ре­ние и соо­ру­же­ния нового реак­тора и про­верки рабо­то­с­по­соб­но­сти более энер­го­на­гру­жен­ной актив­ной зоны при сохра­не­нии раз­ме­ров корпуса реак­тора.

Экс­пе­ри­менты, про­ве­ден­ные на реак­торе ВВЭР-1 по повы­ше­нию его мощ­но­сти, пока­зали, что при незна­чи­тель­ном уве­ли­че­нии пара­мет­ров пара еди­нич­ную мощ­ность тур­бо­ге­не­ра­тора можно повы­сить с 70 до 73 МВт. При этом при уста­новке 5 тур­бо­ге­не­ра­то­ров теп­ло­вая мощ­ность реак­тор­ной уста­новки воз­ра­с­тала до 1320 МВт, а элек­три­че­ская мощ­ность — до 365 МВт.

Для уве­ли­че­ния энер­го­вы­де­ле­ния в актив­ной зоне на 75 % при тех же её раз­ме­рах, было пред­ло­жено два пути.

Первый — рост теп­ло­об­мена за счет уве­ли­че­ния теп­ло­об­мен­ных поверх­но­стей. Для этого пред­ла­га­лось снизить внешний диаметр твэла с 10,2 до 9,1 мм, что уве­ли­чи­вало число твэлов в стан­дарт­ной ТВС с 90 до 126 штук, в резуль­тате чего поверх­ность теп­ло­съема воз­ра­с­тала на 28 %. Кроме того, для повы­ше­ния пре­дель­ного энер­го­вы­де­ле­ния топ­лив­ных таблеток было пред­ло­жено выпол­нять их с цен­траль­ным отвер­стием, что при­мерно на 10 % повы­шало энер­го­на­пря­жен­ность топлива без опас­но­сти дости­же­ния кри­ти­че­ской тем­пе­ра­туры.

Второй путь повы­ше­ния мощ­но­сти актив­ной зоны пред­по­ла­гал вырав­ни­ва­ние теп­ло­вы­де­ле­ния по всему объему актив­ной зоны и при­бли­же­ние средних зна­че­ний теп­ло­вых пара­мет­ров к мак­си­маль­ным. Вырав­ни­ва­ние теп­ло­вы­де­ле­ния по радиусу актив­ной зоны дости­га­лось режимом регу­ли­ру­е­мой пере­грузки топлива, при котором свежее топливо загру­жа­лось на пери­фе­рию актив­ной зоны с после­ду­ю­щей пере­ста­нов­кой его в цен­траль­ную часть. А вырав­ни­ва­ние теп­ло­вы­де­ле­ния по высоте осу­ще­ст­в­ля­лось путем нерав­но­мер­ного по высоте раз­ме­ще­ния выго­ра­ю­щего поглоти­теля. Уве­ли­чи­лось и число органов СУЗ — 73 против 37 в ВВЭР-1.

Допол­ни­тельно для кор­рек­ции иска­же­ний полей энер­го­вы­де­ле­ния стер­ж­нями СУЗ впервые в прак­тике ВВЭР для ком­пен­са­ции запаса реак­тив­но­сти на выго­ра­ние был при­ме­нен принцип «мягкого регу­ли­ро­ва­ния» за счет исполь­зо­ва­ния поглоти­те­лей в хво­сто­ви­ках кассет и рас­тво­рен­ной в воде первого контура борной кислоты есте­ствен­ного изо­топ­ного состава. «Хими­че­ское» — борной кисло­той — регу­ли­ро­ва­ние реак­тив­но­сти в даль­нейшем стало при­ме­няться во всех реак­то­рах ВВЭР.

Проект ВВЭР-3М пре­ду­сма­т­ри­вал и изме­не­ния в главном цир­ку­ля­ци­он­ном контуре реак­тора: 8 цир­ку­ля­ци­он­ных петель вместо 6. Впо­след­ствии такое коли­че­ство петель ока­за­лось избы­точ­ным, и одна из них посто­янно состо­яла в резерве.

На реак­торе ВВЭР-3М была также опро­бо­вана система так назы­ва­е­мой «сухой» пере­грузки топлива с исполь­зо­ва­нием кон­тейнера для приема выгру­жа­е­мой ТВС, однако она не дока­зала свою «жиз­не­с­по­соб­ность, и в сле­ду­ю­щих про­ек­тах кон­струк­тора вер­ну­лись к исполь­зо­ва­нию «мокрого» способа пере­грузки под защит­ным слоем воды.

Стро­и­тель­ство энер­го­блока № 2 НВАЭС нача­лось в мае 1964 года.

После про­ве­де­ния холод­ной и горячей обкаток блока и ревизии обо­ру­до­ва­ния начались работы по поэта­п­ному пуску и выводу на мощ­ность энер­го­блока. На пус­ко­вых испы­та­ниях реак­тора ВВЭР-3М была про­ве­дена большая серия кри­ти­че­ских экс­пе­ри­мен­тов. Иссле­до­вались кри­ти­че­ские поло­же­ния органов регу­ли­ро­ва­ния, эффек­тив­ность борной кислоты, рас­пре­де­ле­ние энер­го­вы­де­ле­ния по актив­ной зоне, коэф­фи­ци­енты реак­тив­но­сти реак­тора и т.д.

При пуске энер­го­блока № 2 активно исполь­зо­вались воз­мож­но­сти рабо­та­ю­щего энер­го­блока № 2. Так, все тур­бо­ге­не­ра­торы опро­бо­вались в работе на мощ­но­сти 40-60 МВт на паре от паро­ге­не­ра­то­ров энер­го­блока № 1, что поз­во­лило осу­ще­ст­влять незави­симо пус­ко­вые работы по реак­тор­ному отде­ле­нию.

На первой загрузке актив­ной зоны исполь­зо­вались ТВС с разным обо­га­ще­нием: 1 %, 1,5 %, 2 % и 3 %. После загрузки под­кри­тич­ной зоны (с 6 по 28 октября 1969 года) была уста­но­в­лена и уплот­нена штатная крышка реак­тора со всеми при­во­дами СУЗ. Горячая обкатка обо­ру­до­ва­ния первого контура завер­ши­лась 17 ноября.

Осо­бен­но­стью физи­че­ского пуска явля­лось отсут­ствие в актив­ной зоне спе­ци­аль­ного блока дат­чи­ков, что исклю­чило иска­же­ние физи­че­ских харак­те­ри­стик актив­ной зоны. Кри­ти­че­ского состо­я­ния реактор достиг 23 декабря 1969 года в 13 час. 55 мин. 25 декабря мощ­ность реак­тора дости­гла 500 МВт, и 30 декабря блок был принят в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию. На этой мощ­но­сти энер­го­блок № 2 Ново­во­ро­неж­ской АЭС про­ра­бо­тал без оста­но­вов до 21 января 1970 года.

С 7 марта 1970 года энер­го­блок № 2 начал рабо­тать на мощ­но­сти 500 МВт в режиме борного регу­ли­ро­ва­ния, что на 15 % улуч­шило рав­но­мер­ность энер­го­вы­де­ле­ния в актив­ной зоне. К 14 апреля мощ­ность реак­тора ВВЭР-3 дости­гла номи­наль­ного зна­че­ния 1320 МВт. Полный сброс нагрузки энер­го­блока в пуско­вой период имел место только один раз из-за непо­ладки в системе элек­тро­пита­ния СУЗ. Также были выя­в­лены и устра­нены неко­то­рые дефекты, в част­но­сти, воз­ни­кли про­блемы с креп­ле­нием дем­п­фер­ных труб в опорной решетке.

В 1972 году в про­цессе экс­плу­а­та­ции в реак­торе возник непо­нят­ный метал­ли­че­ский звук. Срочное вскры­тие реак­тора пока­зало, что труба системы СУЗ ока­за­лась отре­зана от фланца из-за вра­ще­ния потоком воды.

Энер­го­блок № 2 Ново­во­ро­неж­ской АЭС был выведен из экс­плу­а­та­ции в а августе 1990 году в связи с окон­ча­нием про­ек­т­ного срока службы и несо­от­вет­ствия новым нормам безо­пас­но­сти экс­плу­а­та­ции ядерных уста­но­вок, при­ня­тым после аварии на Чер­но­быль­ской АЭС.

Энер­го­блоки ВВЭР-1, В-2 и В-3М обра­зо­вали первое поко­ле­ние водо-водяных реак­то­ров. Опыт их соз­да­ния и экс­плу­а­та­ции заложил основу для соз­да­ния реак­то­ров ВВЭР сле­ду­ю­щих поко­ле­ний, соста­в­ля­ю­щих гор­дость оте­че­ствен­ной атомной энер­гетики.