Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Музеи /

Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин»

Совре­мен­ный Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атомный ледокол «Ленин» явля­ется струк­тур­ным под­раз­де­ле­нием Феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного унитар­ного пред­при­ятия атом­ного флота Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом».

г. Мур­манск, Пор­то­вый проезд, д. 25, пла­в­при­чал а/л «Ленин»

rosatomflot.ru

+79113456777 (адми­ни­стра­тор, ср.—вс.)

Ледокол «Ленин» — корабль и музей

История ледо­кола

Ледокол «Ленин» после при­нятия его в опытную экс­плу­а­та­цию 5 декабря 1959 года стал первым в мире ледо­колом с ядерной силовой уста­нов­кой. С нави­га­ции 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, ведя про­водку судов на самых тяжелых «ледяных» участ­ках Север­ного мор­ского пути. Первая арк­ти­че­ская нави­га­ция атом­ного ледо­кола нача­лась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней, за которые он прошёл более 10 тыс. миль.

С тех пор слова «первый» и «впервые» стали посто­янно упо­тре­б­ляться в сочета­нии с назва­нием судна. Так, 17 октября 1961 года с борта ледо­кола «Ленин» на дрейфу­ю­щую льдину была выса­жена экс­пе­ди­ция «Север­ный полюс-10», про­ра­бо­тав­шая впо­след­ствии 2,5 года. До этого арк­ти­че­ские экс­пе­ди­ции попа­дали на льдины исклю­чи­тельно с помощью само­летов, что сильно огра­ни­чи­вало воз­мож­но­сти зимов­щи­ков.

Главная уни­каль­ная осо­бен­ность ато­мо­хода — авто­ном­ность пла­ва­ния, которая соста­в­ляла 1 год, чего не мог поз­во­лить себе ни один ледокол другого типа. Три атомных реак­тора ОК-150 мощ­но­стью по 90 МВт каждый поз­во­ляли ледо­колу дви­гаться на чистой воде со ско­ро­стью 19,5 узлов. Бла­го­даря спе­ци­аль­ным носовым обводам ледокол «Ленин» мог пре­о­до­ле­вать лёд тол­щи­ной до 1,7 м на ско­ро­сти около 4 км/час.

Гор­до­стью моряков стал меди­цин­ский блок. Так как ледо­колу при­хо­ди­лось выпол­нять спа­са­тель­ные опе­ра­ции по выводу кора­блей из ледо­вого плена, врачи корабля могли ока­зы­вать меди­цин­скую помощь морякам с застряв­ших кора­блей, а также сотруд­ни­кам поляр­ных станций и жителям при­бреж­ных селений. Помимо опе­ра­ци­он­ной, на корабле имелись тера­пев­ти­че­ский, сто­ма­толо­ги­че­ский, рен­т­ге­нов­ский, физи­о­те­ра­пев­ти­че­ский, про­це­дур­ный каби­неты, а также лабо­ра­то­рия и аптеч­ный склад.

21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую нави­га­цию. Бла­го­даря атом­ному ледо­колу осенью 1970 года на Север­ном морском пути состо­я­лась первая про­д­лён­ная на зимний период нави­га­ция, завер­шив­ша­яся 1 декабря. А летом сле­ду­ю­щего года, с 26 мая по 22 июня, был осу­ще­ст­влён первый свер­х­ран­ний высо­ко­ши­рот­ный сквоз­ной рейс по трассе Север­ного мор­ского пути: атомный ледокол «Ленин» провел по льдам дизель-элек­три­че­ский ледокол «Вла­ди­во­сток» из Мур­ман­ска в Певек. Тем самым было поло­жено начало тран­зит­ным пере­воз­кам грузов по всей трассе Север­ного мор­ского пути с обес­пе­че­нием про­водки тран­с­порт­ных судов в высоких широтах ато­мо­хо­дами.

Однако через 6 лет в про­цессе экс­плу­а­та­ции ледо­кола «Ленин» про­я­ви­лись и кон­струк­тив­ные недо­статки реак­тор­ных уста­но­вок, про­блемы их ком­плек­та­ции и ком­по­новки. Кроме того, про­и­зо­шел ряд инци­ден­тов, в резуль­тате которых даль­нейшая экс­плу­а­та­ция реак­то­ров ока­за­лась невоз­мож­ной. Тогда Совет мини­стров СССР Поста­но­в­ле­нием №148-62 от 18 февраля 1967 года принял решение о полной замене атомной уста­новки ОК-150 на более совре­мен­ную уста­новку типа ОК-900. В течение 3 лет про­во­ди­лись работы по модер­ни­за­ции не только реак­тор­ных уста­но­вок, но и многих систем корабля, и 21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую нави­га­цию. Пре­це­дента такому событию не было нигде в мире.

10 апреля 1974 года за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных грузов и исполь­зо­ва­ние атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был награ­жден высшей награ­дой СССР — орденом Ленина.

С 1959 по 1989 гг. ледокол «Ленин» участ­во­вал в 26 нави­га­циях и провёл за собой в север­ных широтах 3741 судно. За трид­цать лет службы в Арктике корабль прошёл 654 тыс. морских миль, из них более 560 тыс. морских миль во льдах.

После завер­ше­ния своей послед­ней нави­га­ции атомный ледокол «Ленин» в конце ноября 1989 года вер­нулся в порт при­писки Мур­манск, где был выведен из экс­плу­а­та­ции, и сле­ду­ю­щие 20 лет нахо­дился на режим­ной тер­ри­то­рии ремон­тно-тех­ноло­ги­че­ского пред­при­ятия «Атом­флот».


История музея

Пер­венца совет­ского атом­ного над­вод­ного кора­бле­стро­е­ния — ледо­кола «Ленин» — ждала незавид­ная судьба — пре­вра­ще­ние в метал­лолом. От бес­слав­ной участи корабль спасла обще­ствен­ная кам­па­ния по сохра­не­нию леген­дар­ного судна, ини­ци­а­то­ром которой стали бывший капитан ледо­кола Б. М. Соколов и началь­ник ради­о­стан­ции ледо­кола «Ленин» В. О. Маслов. Они направили в Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР письмо с при­зы­вом сохра­нить исто­ри­че­ское судно. При област­ном Фонде куль­туры была создана про­блем­ная группа по изу­че­нию пер­спек­тивы атом­ного ледо­кола после пре­кра­ще­ния его актив­ной экс­плу­а­та­ции. В ее состав вошли моряки, тех­ни­че­ские спе­ци­али­сты, жур­нали­сты.

В конце 1989 года — начале 1990-х годов в адрес руко­вод­ства страны посту­пил целый ряд обра­ще­ний видных ученых и обще­ствен­ных дея­те­лей, объе­ди­нен­ных идеей о необ­хо­ди­мо­сти сохра­не­ния атом­ного ледо­кола «Ленин»: письмо ака­деми­ков Г. И. Марчука, Е. П. Вели­хова и А. П. Алек­сан­дрова Пре­зи­денту СССР М. С. Гор­ба­чеву; хода­тайство работ­ни­ков Адми­рал­тейского завода; кол­лек­тив­ное обра­ще­ние пред­стави­тель­ной группы обще­ствен­ных дея­те­лей, вклю­ча­ю­щей не только ака­деми­ков, но и крупных орга­ни­за­то­ров науки — пре­зи­ден­тов научных и инже­нер­ных обществ, вхо­дя­щих в единый Союз, депу­та­тов Вер­хов­ного Совета СССР и руко­во­ди­те­лей Ака­демий наук Бело­рус­ской и Укра­ин­ской ССР, к Пред­се­да­телю Совета мини­стров СССР Н. И. Рыжкову от 5 февраля 1990 года и др.

29 февраля 2000 года по ини­ци­а­тиве Б. М. Соколова и под руко­вод­ством А. В. Алек­сан­дро­вича, много лет про­ра­бо­тав­шего в Мур­ман­ском морском паро­ход­стве и зани­мав­шего долж­но­сти дирек­тора по экс­плу­а­та­ции флота и первого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора, был создан Фонд под­дер­жки атом­ного ледо­кола «Ленин». Этому неком­мер­че­скому объе­ди­не­нию удалось ско­ор­ди­ни­ро­вать действия многих людей, видев­ших ато­мо­ход уни­каль­ным музеем.

Но реаль­ная музейная дея­тель­ность на борту ато­мо­хода нача­лась только в 2008 году, после пере­хода атом­ного ледо­коль­ного флота в состав Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом». 5 мая 2009 года ледокол был при­ве­ден к мор­скому вокзалу города Мур­манск, и на борту корабля открылся Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атомный ледокол «Ленин» — струк­тур­ное под­раз­де­ле­ние ФГУП «Атом­флот» ГК «Росатом».

С 2011 года Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр — ассо­ци­и­ро­ван­ный член Меж­ду­на­род­ного Совета музеев, активно сотруд­ни­чает с Рос­сийским коми­тетом этой орга­ни­за­ции (ИКОМ России) и госу­дар­ствен­ными музеями.

В 2014 году Исто­рико-куль­тур­ный центр ГК «Росатом» орга­ни­зо­вал про­ве­де­ние Госу­дар­ствен­ной исто­рико-куль­тур­ной экс­пер­тизы первого в мире судна с ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой. Экс­пер­тиза под­твер­дила важную роль атом­ного ледо­кола «Ленин» в раз­ви­тии оте­че­ствен­ной тех­ни­че­ской мысли XX века, его зна­че­ние в откры­тии эры миро­вого атом­ного ледо­коль­ного флота. По ее резуль­та­там атомный ледокол «Ленин» был включен в единый госу­дар­ствен­ный реестр объек­тов куль­тур­ного насле­дия (памят­ни­ков истории и куль­туры) народов Рос­сийской Феде­ра­ции в каче­стве объекта куль­тур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния (приказ Мини­стер­ства куль­туры РФ от 11.12.2015 г. № 3044).

На его осно­ва­нии и на осно­ва­нии экс­перт­ных заклю­че­ний Коми­тетом по куль­туре и искус­ству Мур­ман­ской области были раз­ра­бо­таны предмет охраны и охран­ное обя­за­тель­ство соб­ствен­ника в отно­ше­нии объекта куль­тур­ного насле­дия. Тор­же­ствен­ная цере­мо­ния вру­че­ния ФГУП «Атом­флот» доку­мен­тов состо­я­лась в кают-ком­па­нии атом­ного ледо­кола «Ленин» 19 октября 2018 года. Ледокол «Ленин» стал первым в Мур­ман­ске памят­ни­ком куль­тур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния.

Предмет охраны объекта куль­тур­ного насле­дия детально зафик­си­ро­ван на 165-и стра­ни­цах спе­ци­аль­ного при­ло­же­ния. Вклю­чен­ные в предмет охраны исто­ри­че­ские судовые поме­ще­ния и выбо­роч­ные опи­са­ния экс­по­ни­ру­е­мых в них музейных пред­метов пред­ста­в­лены в после­ду­ю­щих раз­де­лах ката­лога. В нем при­ве­ден ряд общих объемно-про­стран­ствен­ных харак­те­ри­стик, кон­струк­тив­ных осо­бен­но­стей и внешних деко­ра­тив­ных эле­мен­тов судна, также соста­в­ля­ю­щих предмет охраны объекта куль­тур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния «Атомный ледокол «Ленин».

Первый в мире ледокол «Ленин» — дина­мично раз­ви­ва­ю­щийся музей: здесь посто­янно ведется работа по под­го­товке к показу новых поме­ще­ний, сбору, хра­не­нию, изу­че­нию и демон­стра­ции исто­рико-куль­тур­ного насле­дия атом­ного ледо­коль­ного флота России. Нала­жены прочные парт­нер­ские связи с рос­сийскими и зару­беж­ными обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями. Так, инте­р­ак­тив­ный музейно-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс «Атом и Арктика», посвя­щен­ный истории атом­ного ледо­коль­ного флота и раз­ви­тию Север­ного мор­ского пути, реали­зо­ван в парт­нер­стве с Лап­лан­д­ским уни­вер­си­тетом (Фин­лян­дия, г. Рова­ни­еми) и музеем «Полария» (Нор­ве­гия, г. Тромсё).

0

Экс­по­зи­ция музея

Титуль­ным экс­по­на­том музея явля­ется сам атомный ледокол «Ленин».

Посто­ян­ная экс­по­зи­ция корабля-музея вклю­чает в себя 17 судовых поме­ще­ний — кают-ком­па­нию с показом музы­каль­ного и кури­тель­ного салонов; столо­вую экипажа; носовое тур­бо­ге­не­ра­тор­ное (машин­ное) отде­ле­ние; пост энер­гетики и живу­че­сти — центр упра­в­ле­ния ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой; мед­сан­часть (вклю­ча­ю­щая в себя опе­ра­ци­он­ную, лабо­ра­то­рию, рентген- и сто­ма­толо­ги­че­ские каби­неты); пост наблю­де­ния и упра­в­ле­ния ремон­том (здесь через смо­тро­вые иллю­ми­на­торы посети­тели видят аппа­рат­ную выго­родку — верхние части кон­струк­ции атомных реак­то­ров и мане­кены, изо­б­ра­жа­ю­щие членов экипажа, совер­ша­ю­щих регу­ляр­ный «пла­но­вый обход»); типовую каюту для коман­д­ного состава на шлю­поч­ной палубе; салон капитана; ходовой мостик (экс­кур­сан­там демон­стри­ру­ются ходовая рубка, а также радио- и штур­ман­ская рубки).

0

Так, ходовая рубка раз­ме­щена в перед­ней части над­стройки и зани­мает всю ее ширину По трем сто­ро­нам рубки рас­поло­жен 21 иллю­ми­на­тор уве­ли­чен­ного размера для обес­пе­че­ния мак­си­маль­ного обзора. Из ходовой рубки осу­ще­ст­в­ля­лось упра­в­ле­ние ледо­колом и действи­ями судов сопро­во­жда­е­мого кара­вана. Здесь сосре­до­то­чено обо­ру­до­ва­ние коман­д­ной связи со всеми испол­ни­тель­ными постами и уста­но­в­лены тех­ни­че­ские сред­ства судо­во­жде­ния, необ­хо­ди­мые для опре­де­ле­ния курса, кон­троля окру­жа­ю­щей над­вод­ной и под­вод­ной обста­новки, выбора опти­маль­ных пара­мет­ров дви­же­ния, а также для опе­ра­тив­ного влияния на их изме­не­ние. В рубке рас­поло­жено много рари­тет­ных при­бо­ров и меха­низ­мов упра­в­ле­ния кора­блем, напри­мер, уста­новка ком­би­ни­ро­ван­ного элек­тро­ме­ха­ни­че­ского машин­ного теле­графа, изго­то­в­лен­ная в Ленин­граде в 1957 году. Уста­новка пред­на­зна­чена для пере­дачи на испол­ни­тель­ные посты команд об изме­не­нии хода судна и для полу­че­ния под­твер­жде­ния их отра­ботки, дает воз­мож­ность непре­рывно кон­тро­ли­ро­вать пока­за­ния числа обо­ро­тов гребных валов.

Рядом с ходовой рубкой рас­поло­жена штур­ман­ская рубка. Она имеет три выхода, два из которых ведут к выходам левого и правого борта на откры­тые пло­щадки ходо­вого мостика, а третий — в ходовую рубку. Штур­ман­ская рубка пред­на­зна­чена для про­кладки и кон­троля курса судна и явля­лась основ­ным рабочим местом вах­тен­ного штур­мана. Здесь хра­нятся нави­га­ци­он­ные инстру­менты, руко­вод­ства, пособия и спра­воч­ники, доку­менты по борьбе за живу­честь судна, морские нави­га­ци­он­ные карты. В штур­ман­ской рубке уста­но­в­лены репитер гиро­ком­паса, авто­про­клад­чик, кур­со­граф и иные тех­ни­че­ские сред­ства, необ­хо­ди­мые для решения задач нави­га­ции. На пере­бор­ках, в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями «Наста­в­ле­ния по орга­ни­за­ции штур­ман­ской службы на судах Мини­стер­ства мор­ского флота СССР», выве­шены схемы теневых сек­то­ров и мертвых зон ради­оло­ка­ци­он­ных станций и ряд таблиц — деви­а­ции маг­нит­ных ком­па­сов, ради­о­де­ви­а­ции, мане­врен­ных эле­мен­тов судна, попра­вок эхолота и лага и др.

Одним из экс­по­на­тов штур­ман­ской рубки явля­ется прибор П-2 авто­ма­ти­че­ского про­клад­чика «Путь-1», изго­то­в­лен­ного в 1957 году — про­об­раза совре­мен­ных нави­га­ци­он­ных ком­плек­сов. Авто­про­клад­чик — счетно-реша­ю­щее устройство, основ­ным пред­на­зна­че­нием кото­рого явля­ется счи­с­ле­ние текущих гео­гра­фи­че­ских коор­ди­нат места судна и запись авто­ма­ти­че­ской про­кладки курса на бумаж­ный носи­тель — нави­га­ци­он­ные карты мер­ка­тор­ской про­ек­ции.

За штур­ман­ской рубкой рас­поло­жена ради­о­рубка, которая служила для раз­ме­ще­ния ком­плекса тех­ни­че­ских средств, обес­пе­чи­ва­ю­щего все виды ради­о­связи ледо­кола с берегом, вер­то­летом и другими судами.

Позыв­ной сигнал ради­о­стан­ции атом­ного ледо­кола «Ленин» — UBHK — выбит на закреп­лен­ной напротив входа правого борта латун­ной планке.

Ради­о­а­п­па­ра­тура в ради­о­рубке прочно зафик­си­ро­вана, сохра­няет непо­движ­ность и рабо­то­с­по­соб­ность при любых воз­мож­ных крене и диф­фе­ренте судна. Уста­но­в­лено ради­о­при­ем­ное и ради­о­пе­ре­да­ю­щее обо­ру­до­ва­ние с учетом элек­тро­маг­нит­ной сов­ме­сти­мо­сти — таким образом, чтобы соз­да­ва­е­мое им маг­нит­ное поле не вызы­вало изме­не­ния пока­за­ний, к примеру, маг­нит­ного компаса и, нао­бо­рот, чтобы источ­ники помех меха­ни­че­ского, элек­три­че­ского или иного про­ис­хо­жде­ния не вредили фун­к­ци­о­ни­ро­ва­нию самого ради­о­о­бо­ру­до­ва­ния.

Экс­кур­си­он­ный доступ в аппа­рат­ную, где нахо­дятся атомные реак­торы ледо­кола, закрыт, и осмотр аппа­рат­ной и верхних частей реак­тор­ной уста­новки про­ис­хо­дит через иллю­ми­на­торы поста наблю­де­ния и упра­в­ле­ния ремон­том. Здесь же экс­кур­санты могут озна­ко­миться с макетом атомной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки АППУ ОК-900 в мас­штабе 1:25 и с макетом теп­ло­вы­де­ля­ю­щей сборки для АППУ ОК-900 в мас­штабе 1:1, а также типовой схемой пла­но­вого обхода судовой службы ради­а­ци­он­ной безо­пас­но­сти в рейсе.

Пост энер­гетики и живу­че­сти ледо­кола «Ленин» нахо­дится по центру левого борта средней палубы. Здесь сосре­до­то­чены органы упра­в­ле­ния судовой энер­гети­че­ской уста­нов­кой. Здесь же нахо­дятся пульты дистан­ци­он­ного упра­в­ле­ния систе­мами жид­кост­ного пожа­ро­ту­ше­ния, вен­ти­ля­ции и осу­ше­ния цен­траль­ного отсека, кре­но­метр, щиты ука­за­теля осадки и упра­в­ле­ния диф­фе­рен­т­ной систе­мой, пульты ава­рийных сиг­нали­за­ций раз­лич­ного назна­че­ния и другое обо­ру­до­ва­ние, поз­во­ля­ю­щее кон­тро­ли­ро­вать текущее тех­ни­че­ское состо­я­ние судна и руко­во­дить борьбой за его живу­честь в любого рода чрез­вы­чайных ситу­а­циях.

Коман­до­ва­ние на посту энер­гетики и живу­че­сти осу­ще­ст­в­лял старший вах­тен­ный механик. Над пультом стар­шего вах­тен­ного меха­ника на пере­борке закреп­лен монитор с приемно-ком­му­та­ци­он­ным устройством дис­пет­чер­ской теле­ви­зи­он­ной уста­новки — уни­каль­ным обо­ру­до­ва­нием для судов того времени: 5 пере­да­ю­щих теле­ка­мер тран­с­ли­ро­вали на пост энер­гетики и живу­че­сти запись изо­б­ра­же­ния из кон­троль­ных точек в поме­ще­ниях цен­траль­ного отсека.

По парад­ному трапу можно под­няться в ходовую рубку и к каютам стар­шего коман­д­ного состава корабля. Каюта стар­шего меха­ника — двух­ком­нат­ная, раз­де­лена на рабочий кабинет и спальню с дешевой кабиной.

Рядом с каютой капитана нахо­дится осо­бен­ное поме­ще­ние — салон капитана. Здесь про­во­ди­лись сове­ща­ния коман­д­ного состава, велся прием совет­ских и зару­беж­ных деле­га­ций и гостей. Ледокол посе­щали извест­ные артисты и писа­тели, зару­беж­ные поли­тики и вое­на­чаль­ники. В судовом журнале можно увидеть авто­графы Юрия Гага­рина, Алек­сан­дры Пахму­то­вой (на «Ленине» она впервые испол­нила ставшую впо­след­ствии хитом песню «Устав­шая под­лодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.

На корабле сохра­нен пол­но­стью ори­ги­наль­ный инте­рьер салона капитана, выпол­нен­ный из дорогих пород дерева.

Под­го­та­в­ли­ва­ются к показу еще 3 поме­ще­ния судна: партком, буфет­ная и стан­дарт­ная двух­мест­ная каюта мат­ро­сов на жилой палубе.

В инте­р­ак­тив­ном музейно-обра­зо­ва­тель­ном ком­плексе «Атом и Арктика», рас­поло­жен­ном в галерее из 4-х залов, можно озна­ко­миться с исто­рией ледо­кола «Ленин», осо­бен­но­стями нави­га­ции в Арктике, при­ро­дой и гео­гра­фией Севера. Все это открыто к доступу на инте­р­ак­тив­ных панелях.

Здесь же можно послу­шать «живые» истории из жизни корабля, рас­ска­зан­ные В. Г. Кон­дра­тье­вым, старшим меха­ни­ком ледо­кола «Ленин», озна­ко­миться с фото­ар­хи­вом, который опи­сы­вает все этапы жизни судна, и узнать осо­бен­но­сти ато­мо­хода.

Одно­вре­менно с раз­ви­тием новых музейных экс­по­зи­ций на борту ледо­кола «Ленин» идет работа по ани­ма­ции исто­ри­че­ских судовых поме­ще­ний — вос­со­з­да­нию с помощью совре­мен­ных тех­ни­че­ских средств и про­грам­м­ного обес­пе­че­ния атмо­сферы действу­ю­щего атом­ного ледо­кола.

На сего­д­няш­ний день:

  • готово инте­р­ак­тив­ное рабочее место инже­нера-опе­ра­тора реак­тор­ной уста­новки на посту энер­гетики и живу­че­сти;
  • обес­пе­чено аутен­тич­ное зву­ко­вое офор­м­ле­ние в ради­о­рубке;
  • в носовом тур­бо­ге­не­ра­тор­ном отде­ле­нии вра­ще­ние одной из турбин допол­нено реали­стич­ным звуком машин­ного отде­ле­ния на ходу;
  • завер­шена работа по монтажу на ходовом мостике обо­ру­до­ва­ния для зву­ко­за­писи ради­о­пе­ре­го­во­ров и команд, пода­ва­е­мых при отходе судна от причала.

В планах — «ожи­в­ле­ние» ради­оло­ка­ци­он­ных станций, кино­те­а­тра в столо­вой экипажа и еще целого ряда обо­ру­до­ва­ния и поме­ще­ний.

Частью музей­ной экс­по­зи­ции явля­ются и внешние деко­ра­тив­ные эле­менты над­стройки. Так, над цен­траль­ным иллю­ми­на­то­ром ходовой рубки рас­поло­жено изо­б­ра­же­ние значка члена ВЛКСМ: красное знамя с баре­лье­фом профиля В. И. Ленина и над­пи­сью «ВЛКСМ», а под иллю­ми­на­то­ром — изо­б­ра­же­ние ордена Ленина (сталь­ные отливки, окра­шен­ные цвет­ными судо­выми эмалями). Борта корабля укра­шают изо­б­ра­же­ния атома и эмблемы СССР.

В 2015 году на борту атом­ного ледо­кола «Ленин» был уста­но­в­лен брон­зо­вый памят­ный знак «Морское насле­дие России», седьмой в стране. Ини­ци­а­тива вносить наи­бо­лее зна­чи­мые объекты оте­че­ствен­ного мор­ского насле­дия в спе­ци­аль­ный реестр и отме­чать их инфор­ма­ци­он­ными знаками, сви­детель­ству­ю­щими об особом исто­рико-куль­тур­ном статусе, при­над­лежит Музею Миро­вого океана, Ассо­ци­а­ции «Морское насле­дие России» и Межве­дом­ствен­ной комис­сии по мор­скому насле­дию Морской кол­ле­гии при Прави­тель­стве Рос­сийской Феде­ра­ции.

Статус музейного экс­по­ната опре­де­ляет даже схему окраски корабля. Так, под­вод­ная часть корпуса до кон­струк­тив­ной ватер­ли­нии должна окра­ши­ваться в красный цвет, над­вод­ные борта — мас­ля­ной черной краской, а мачты, над­стройки, фаль­ш­борта снаружи и внутри и пр. — белой эмалью оттенка «сло­но­вая кость».


Музей и не только

На борту атом­ного ледо­кола «Ленин» рабо­тает также Инфор­ма­ци­он­ный центр по атомной энергии.

С самого начала своего суще­ство­ва­ния ледокол-музей «Ленин» стал «визит­ной кар­точ­кой» Мур­ман­ской области и одним из самых посе­ща­е­мых тури­сти­че­ских объек­тов Коль­ского Севера. Еже­годно корабль-музей посе­щает более 60 тысяч человек.

При­е­хать в Мур­манск и не побы­вать на первом в мире атомном ледо­коле нельзя. Это одна из самых зна­ко­вых и, веро­ятно, самая большая (в бук­валь­ном смысле) досто­при­ме­ча­тель­ность города. Даже оста­ва­ясь непо­движ­ным, нав­се­гда при­швар­то­ван­ным к причалу, этот корабль-гигант про­из­во­дит неиз­гла­ди­мое впе­ча­т­ле­ние, одним своим видом излучая мощь и силу.

На борту ледо­кола посто­янно про­во­дятся деловые, куль­тур­ные, соци­аль­ные меро­при­ятия. Так, в 2023 году здесь прошли засе­да­ния по проекту «Чистая Арктика», его посетили участ­ники обра­зо­ва­тель­ной про­граммы «АтомДис­кавери», в гостях у ледо­кола побы­вали побе­ди­тели проекта «Юный поляр­ник», премьер-министр Рес­пу­б­лики Бела­русь и Чрез­вы­чайный и Пол­но­моч­ный посол Бра­зи­лии в РФ и многие другие. А значит, корабль-музей про­дол­жает жить!


Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр

Совре­мен­ный Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атомный ледокол «Ленин» явля­ется струк­тур­ным под­раз­де­ле­нием Феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного унитар­ного пред­при­ятия атом­ного флота (ФГУП «Атом­флот») Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).

Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атомный ледокол «Ленин» орга­ни­зует и про­во­дит:

  • обзор­ные экс­кур­сии;
  • кон­фе­рен­ции, семи­нары, пере­го­воры в трех поме­ще­ниях вме­сти­мо­стью до 80 человек каждое, со всем необ­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­нием — про­ек­ци­он­ным, зву­ко­у­си­ли­тель­ным, для син­хрон­ного пере­вода и виде­о­кон­фе­рен­ц­связи;
  • пере­движ­ные выставки в Мур­ман­ской области и городах РФ.

Адреса и кон­такты