Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Музеи /

Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин»

Современ­ный Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атом­ный ледо­кол «Ленин» явля­ется струк­тур­ным под­раз­де­ле­нием Феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного уни­тар­ного предпри­я­тия атом­ного флота Госу­дар­ствен­ной корпо­рации по атом­ной энергии «Роса­том».

г. Мурманск, Пор­то­вый про­езд, д. 25, плавпри­чал а/л «Ленин»

rosatomflot.ru

+79113456777 (адми­ни­стра­тор, ср.—вс.)

Ледо­кол «Ленин» — корабль и музей

Исто­рия ледо­кола

Ледо­кол «Ленин» после при­ня­тия его в опыт­ную экс­плу­а­тацию 5 декабря 1959 года стал пер­вым в мире ледо­ко­лом с ядер­ной сило­вой уста­нов­кой. С навигации 1960 года атом­ный ледо­кол «Ленин» рабо­тал в Арк­тике, ведя про­водку судов на самых тяже­лых «ледя­ных» участ­ках Север­ного мор­ского пути. Пер­вая арк­ти­че­ская навигация атом­ного ледо­кола нача­лась 19 авгу­ста 1960 года и дли­лась три месяца 10 дней, за кото­рые он прошёл более 10 тыс. миль.

С тех пор слова «пер­вый» и «впер­вые» стали посто­янно упо­треб­ляться в соче­та­нии с назва­нием судна. Так, 17 октября 1961 года с борта ледо­кола «Ленин» на дрейфующую льдину была высажена экс­пе­диция «Север­ный полюс-10», про­ра­бо­тавшая впо­след­ствии 2,5 года. До этого арк­ти­че­ские экс­пе­диции попа­дали на льдины исклю­чи­тельно с помощью само­ле­тов, что сильно огра­ни­чи­вало возмож­но­сти зимовщи­ков.

Глав­ная уни­каль­ная осо­бен­ность атомо­хода — авто­ном­ность пла­ва­ния, кото­рая состав­ляла 1 год, чего не мог поз­во­лить себе ни один ледо­кол другого типа. Три атом­ных реак­тора ОК-150 мощ­но­стью по 90 МВт каж­дый поз­во­ляли ледо­колу двигаться на чистой воде со ско­ро­стью 19,5 узлов. Благо­даря спе­ци­аль­ным носо­вым обво­дам ледо­кол «Ленин» мог пре­одо­ле­вать лёд толщи­ной до 1,7 м на ско­ро­сти около 4 км/час.

Гор­до­стью моря­ков стал медицин­ский блок. Так как ледо­колу при­хо­ди­лось выпол­нять спа­са­тель­ные опе­рации по выводу кораб­лей из ледо­вого плена, врачи корабля могли ока­зы­вать медицин­скую помощь моря­кам с застрявших кораб­лей, а также сотруд­ни­кам поляр­ных станций и жите­лям при­бреж­ных селе­ний. Помимо опе­раци­он­ной, на корабле име­лись терапев­ти­че­ский, сто­ма­то­логи­че­ский, рентге­нов­ский, физио­те­рапев­ти­че­ский, проце­дур­ный каби­неты, а также лабо­ра­то­рия и аптеч­ный склад.

21 июня 1970 года ледо­кол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую навигацию. Благо­даря атом­ному ледо­колу осе­нью 1970 года на Север­ном мор­ском пути состо­я­лась пер­вая про­длён­ная на зим­ний период навигация, завершивша­яся 1 декабря. А летом сле­дующего года, с 26 мая по 22 июня, был осуществ­лён пер­вый свер­х­ран­ний высо­коши­рот­ный сквоз­ной рейс по трассе Север­ного мор­ского пути: атом­ный ледо­кол «Ленин» про­вел по льдам дизель-элек­три­че­ский ледо­кол «Вла­ди­во­сток» из Мурман­ска в Певек. Тем самым было положено начало тран­зит­ным пере­воз­кам гру­зов по всей трассе Север­ного мор­ского пути с обес­пе­че­нием про­водки транспорт­ных судов в высо­ких широ­тах атомо­хо­дами.

Однако через 6 лет в процессе экс­плу­а­тации ледо­кола «Ленин» про­яви­лись и кон­струк­тив­ные недо­статки реак­тор­ных уста­но­вок, про­блемы их комплек­тации и компо­новки. Кроме того, про­изошел ряд инци­ден­тов, в результате кото­рых даль­нейшая экс­плу­а­тация реак­то­ров ока­за­лась невозмож­ной. Тогда Совет мини­стров СССР Поста­нов­ле­нием №148-62 от 18 фев­раля 1967 года при­нял реше­ние о пол­ной замене атом­ной уста­новки ОК-150 на более современ­ную уста­новку типа ОК-900. В тече­ние 3 лет про­во­ди­лись работы по модер­ни­за­ции не только реак­тор­ных уста­но­вок, но и многих систем корабля, и 21 июня 1970 года ледо­кол «Ленин» вновь вышел в арк­ти­че­скую навигацию. Преце­дента такому событию не было нигде в мире.

10 апреля 1974 года за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных гру­зов и исполь­зо­ва­ние атом­ной энергии в мир­ных целях атом­ный ледо­кол «Ленин» был награж­ден высшей награ­дой СССР — орде­ном Ленина.

С 1959 по 1989 гг. ледо­кол «Ленин» участ­во­вал в 26 навигациях и про­вёл за собой в север­ных широ­тах 3741 судно. За тридцать лет службы в Арк­тике корабль прошёл 654 тыс. мор­ских миль, из них более 560 тыс. мор­ских миль во льдах.

После заверше­ния своей послед­ней навигации атом­ный ледо­кол «Ленин» в конце ноября 1989 года вер­нулся в порт при­писки Мурманск, где был выве­ден из экс­плу­а­тации, и сле­дующие 20 лет нахо­дился на режим­ной тер­ри­то­рии ремонтно-тех­но­логи­че­ского предпри­я­тия «Атомфлот».


Исто­рия музея

Пер­венца совет­ского атом­ного над­вод­ного кораб­ле­стро­е­ния — ледо­кола «Ленин» — ждала неза­вид­ная судьба — пре­враще­ние в метал­ло­лом. От бес­слав­ной уча­сти корабль спасла обще­ствен­ная кампа­ния по сохра­не­нию леген­дар­ного судна, иници­а­то­ром кото­рой стали бывший капи­тан ледо­кола Б. М. Соко­лов и началь­ник радио­станции ледо­кола «Ленин» В. О. Мас­лов. Они напра­вили в Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР письмо с при­зывом сохра­нить исто­ри­че­ское судно. При област­ном Фонде культуры была создана про­блем­ная группа по изу­че­нию пер­спек­тивы атом­ного ледо­кола после пре­краще­ния его актив­ной экс­плу­а­тации. В ее состав вошли моряки, тех­ни­че­ские спе­ци­а­ли­сты, жур­на­ли­сты.

В конце 1989 года — начале 1990-х годов в адрес руко­вод­ства страны поступил целый ряд обраще­ний вид­ных уче­ных и обще­ствен­ных дея­те­лей, объеди­нен­ных идеей о необ­хо­димо­сти сохра­не­ния атом­ного ледо­кола «Ленин»: письмо ака­деми­ков Г. И. Мар­чука, Е. П. Вели­хова и А. П. Алек­сан­дрова Пре­зи­денту СССР М. С. Гор­ба­чеву; хода­тайство работ­ни­ков Адми­рал­тейского завода; кол­лек­тив­ное обраще­ние пред­ста­ви­тель­ной группы обще­ствен­ных дея­те­лей, вклю­чающей не только ака­деми­ков, но и круп­ных орга­ни­за­то­ров науки — пре­зи­ден­тов науч­ных и инже­нер­ных обществ, вхо­дящих в еди­ный Союз, депу­та­тов Вер­хов­ного Совета СССР и руко­во­ди­те­лей Ака­демий наук Бело­рус­ской и Укра­ин­ской ССР, к Пред­се­да­телю Совета мини­стров СССР Н. И. Рыж­кову от 5 фев­раля 1990 года и др.

29 фев­раля 2000 года по иници­а­тиве Б. М. Соко­лова и под руко­вод­ством А. В. Алек­сан­дро­вича, много лет про­ра­бо­тавшего в Мурман­ском мор­ском паро­ход­стве и занимавшего долж­но­сти дирек­тора по экс­плу­а­тации флота и пер­вого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора, был создан Фонд под­держки атом­ного ледо­кола «Ленин». Этому некоммер­че­скому объеди­не­нию уда­лось ско­ор­ди­ни­ро­вать действия многих людей, видевших атомо­ход уни­каль­ным музеем.

Но реаль­ная музей­ная дея­тель­ность на борту атомо­хода нача­лась только в 2008 году, после пере­хода атом­ного ледо­коль­ного флота в состав Госу­дар­ствен­ной корпо­рации по атом­ной энергии «Роса­том». 5 мая 2009 года ледо­кол был при­ве­ден к мор­скому вок­залу города Мурманск, и на борту корабля открылся Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атом­ный ледо­кол «Ленин» — струк­тур­ное под­раз­де­ле­ние ФГУП «Атомфлот» ГК «Роса­том».

С 2011 года Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр — ассоци­и­ро­ван­ный член Меж­ду­на­род­ного Совета музеев, активно сотруд­ни­чает с Рос­сийским коми­те­том этой орга­ни­за­ции (ИКОМ Рос­сии) и госу­дар­ствен­ными музе­ями.

В 2014 году Исто­рико-культур­ный центр ГК «Роса­том» орга­ни­зо­вал про­ве­де­ние Госу­дар­ствен­ной исто­рико-культур­ной экс­пер­тизы пер­вого в мире судна с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. Экс­пер­тиза под­твер­дила важ­ную роль атом­ного ледо­кола «Ленин» в раз­ви­тии оте­че­ствен­ной тех­ни­че­ской мысли XX века, его зна­че­ние в открытии эры миро­вого атом­ного ледо­коль­ного флота. По ее результа­там атом­ный ледо­кол «Ленин» был вклю­чен в еди­ный госу­дар­ствен­ный реестр объек­тов культур­ного насле­дия (памят­ни­ков исто­рии и культуры) наро­дов Рос­сийской Феде­рации в каче­стве объекта культур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния (при­каз Мини­стер­ства культуры РФ от 11.12.2015 г. № 3044).

На его осно­ва­нии и на осно­ва­нии экс­перт­ных заклю­че­ний Коми­те­том по культуре и искус­ству Мурман­ской обла­сти были раз­ра­бо­таны пред­мет охраны и охран­ное обя­за­тельство соб­ствен­ника в отноше­нии объекта культур­ного насле­дия. Торже­ствен­ная цере­мо­ния вру­че­ния ФГУП «Атомфлот» докумен­тов состо­я­лась в кают-компа­нии атом­ного ледо­кола «Ленин» 19 октября 2018 года. Ледо­кол «Ленин» стал пер­вым в Мурман­ске памят­ни­ком культур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния.

Пред­мет охраны объекта культур­ного насле­дия детально зафик­си­ро­ван на 165-и стра­ни­цах спе­ци­аль­ного при­ложе­ния. Вклю­чен­ные в пред­мет охраны исто­ри­че­ские судо­вые помеще­ния и выбо­роч­ные опи­са­ния экс­по­ни­ру­емых в них музей­ных пред­ме­тов пред­став­лены в после­дующих раз­де­лах ката­лога. В нем при­ве­ден ряд общих объемно-про­стран­ствен­ных харак­те­ри­стик, кон­струк­тив­ных осо­бен­но­стей и внеш­них деко­ра­тив­ных элемен­тов судна, также состав­ляющих пред­мет охраны объекта культур­ного насле­дия феде­раль­ного зна­че­ния «Атом­ный ледо­кол «Ленин».

Пер­вый в мире ледо­кол «Ленин» — динамично раз­ви­вающийся музей: здесь посто­янно ведется работа по подго­товке к показу новых помеще­ний, сбору, хра­не­нию, изу­че­нию и демон­страции исто­рико-культур­ного насле­дия атом­ного ледо­коль­ного флота Рос­сии. Налажены проч­ные парт­нер­ские связи с рос­сийскими и зару­беж­ными обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями. Так, интер­ак­тив­ный музейно-обра­зо­ва­тель­ный комплекс «Атом и Арк­тика», посвящен­ный исто­рии атом­ного ледо­коль­ного флота и раз­ви­тию Север­ного мор­ского пути, реа­ли­зо­ван в парт­нер­стве с Лапланд­ским уни­вер­си­те­том (Фин­лян­дия, г. Рова­ни­еми) и музеем «Пола­рия» (Нор­вегия, г. Тромсё).


Экс­по­зиция музея

Титуль­ным экс­по­на­том музея явля­ется сам атом­ный ледо­кол «Ленин».

Посто­ян­ная экс­по­зиция корабля-музея вклю­чает в себя 17 судо­вых помеще­ний — кают-компа­нию с пока­зом музыкаль­ного и кури­тель­ного сало­нов; сто­ло­вую экипажа; носо­вое тур­бо­ге­не­ра­тор­ное (машин­ное) отде­ле­ние; пост энерге­тики и живу­че­сти — центр управ­ле­ния ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой; мед­сан­часть (вклю­чающая в себя опе­раци­он­ную, лабо­ра­то­рию, рентген- и сто­ма­то­логи­че­ские каби­неты); пост наблю­де­ния и управ­ле­ния ремон­том (здесь через смот­ро­вые иллю­ми­на­торы посе­ти­тели видят аппа­рат­ную выго­родку — верх­ние части кон­струкции атом­ных реак­то­ров и мане­кены, изоб­ражающие чле­нов экипажа, совершающих регу­ляр­ный «пла­но­вый обход»); типо­вую каюту для команд­ного состава на шлюпоч­ной палубе; салон капи­тана; ходо­вой мостик (экс­кур­сан­там демон­стри­руются ходо­вая рубка, а также радио- и штурман­ская рубки).

Так, ходо­вая рубка размещена в перед­ней части над­стройки и занимает всю ее ширину По трем сто­ро­нам рубки рас­по­ложен 21 иллю­ми­на­тор уве­ли­чен­ного размера для обес­пе­че­ния мак­сималь­ного обзора. Из ходо­вой рубки осуществ­ля­лось управ­ле­ние ледо­ко­лом и действи­ями судов сопро­вож­да­емого кара­вана. Здесь сосре­до­то­чено обо­ру­до­ва­ние команд­ной связи со всеми испол­ни­тель­ными постами и уста­нов­лены тех­ни­че­ские сред­ства судо­вож­де­ния, необ­хо­димые для опре­де­ле­ния курса, кон­троля окружающей над­вод­ной и под­вод­ной обста­новки, выбора оптималь­ных парамет­ров движе­ния, а также для опе­ра­тив­ного вли­я­ния на их изме­не­ние. В рубке рас­по­ложено много рари­тет­ных при­бо­ров и меха­низмов управ­ле­ния кораб­лем, напри­мер, уста­новка ком­би­ни­ро­ван­ного элек­троме­ха­ни­че­ского машин­ного телеграфа, изго­тов­лен­ная в Ленинграде в 1957 году. Уста­новка пред­на­зна­чена для пере­дачи на испол­ни­тель­ные посты команд об изме­не­нии хода судна и для полу­че­ния под­твер­жде­ния их отра­ботки, дает возмож­ность непре­рывно кон­тро­ли­ро­вать пока­за­ния числа обо­ро­тов греб­ных валов.

Рядом с ходо­вой руб­кой рас­по­ложена штурман­ская рубка. Она имеет три выхода, два из кото­рых ведут к выхо­дам левого и пра­вого борта на открытые площадки ходо­вого мостика, а тре­тий — в ходо­вую рубку. Штурман­ская рубка пред­на­зна­чена для про­кладки и кон­троля курса судна и явля­лась основ­ным рабо­чим местом вах­тен­ного штурмана. Здесь хра­нятся навигаци­он­ные инструменты, руко­вод­ства, посо­бия и спра­воч­ники, документы по борьбе за живу­честь судна, мор­ские навигаци­он­ные карты. В штурман­ской рубке уста­нов­лены репи­тер гиро­компаса, автопро­клад­чик, кур­сограф и иные тех­ни­че­ские сред­ства, необ­хо­димые для реше­ния задач навигации. На пере­бор­ках, в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями «Настав­ле­ния по орга­ни­за­ции штурман­ской службы на судах Мини­стер­ства мор­ского флота СССР», вывешены схемы тене­вых сек­то­ров и мерт­вых зон радио­ло­каци­он­ных станций и ряд таб­лиц — деви­ации маг­нит­ных компа­сов, радио­де­ви­ации, манев­рен­ных элемен­тов судна, попра­вок эхо­лота и лага и др.

Одним из экс­по­на­тов штурман­ской рубки явля­ется при­бор П-2 авто­ма­ти­че­ского про­клад­чика «Путь-1», изго­тов­лен­ного в 1957 году — про­об­раза современ­ных навигаци­он­ных комплек­сов. Автопро­клад­чик — счетно-решающее устройство, основ­ным пред­на­зна­че­нием кото­рого явля­ется счис­ле­ние текущих географи­че­ских коор­ди­нат места судна и запись авто­ма­ти­че­ской про­кладки курса на бумаж­ный носи­тель — навигаци­он­ные карты мер­ка­тор­ской про­екции.

За штурман­ской руб­кой рас­по­ложена радио­рубка, кото­рая служила для размеще­ния комплекса тех­ни­че­ских средств, обес­пе­чи­вающего все виды радио­связи ледо­кола с берегом, вер­то­ле­том и другими судами.

Позыв­ной сиг­нал радио­станции атом­ного ледо­кола «Ленин» — UBHK — выбит на закреп­лен­ной напро­тив входа пра­вого борта латун­ной планке.

Радио­ап­па­ра­тура в радио­рубке прочно зафик­си­ро­вана, сохра­няет непо­движ­ность и рабо­то­спо­соб­ность при любых возмож­ных крене и диффе­ренте судна. Уста­нов­лено радиопри­ем­ное и радиопе­ре­дающее обо­ру­до­ва­ние с уче­том элек­тро­маг­нит­ной совме­стимо­сти — таким обра­зом, чтобы созда­ва­емое им маг­нит­ное поле не вызы­вало изме­не­ния пока­за­ний, к при­меру, маг­нит­ного компаса и, нао­бо­рот, чтобы источ­ники помех меха­ни­че­ского, элек­три­че­ского или иного про­ис­хож­де­ния не вре­дили функци­о­ни­ро­ва­нию самого радио­обо­ру­до­ва­ния.

Экс­кур­си­он­ный доступ в аппа­рат­ную, где нахо­дятся атом­ные реак­торы ледо­кола, закрыт, и осмотр аппа­рат­ной и верх­них частей реак­тор­ной уста­новки про­ис­хо­дит через иллю­ми­на­торы поста наблю­де­ния и управ­ле­ния ремон­том. Здесь же экс­кур­санты могут озна­комиться с маке­том атом­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки АППУ ОК-900 в масштабе 1:25 и с маке­том теп­ло­вы­де­ляющей сборки для АППУ ОК-900 в масштабе 1:1, а также типо­вой схемой пла­но­вого обхода судо­вой службы ради­аци­он­ной без­опас­но­сти в рейсе.

Пост энерге­тики и живу­че­сти ледо­кола «Ленин» нахо­дится по цен­тру левого борта сред­ней палубы. Здесь сосре­до­то­чены органы управ­ле­ния судо­вой энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. Здесь же нахо­дятся пульты дистанци­он­ного управ­ле­ния системами жид­кост­ного пожа­ро­ту­ше­ния, вен­ти­ляции и осу­ше­ния цен­траль­ного отсека, кре­нометр, щиты ука­за­теля осадки и управ­ле­ния диффе­рент­ной системой, пульты ава­рий­ных сиг­на­ли­за­ций раз­лич­ного назна­че­ния и другое обо­ру­до­ва­ние, поз­во­ляющее кон­тро­ли­ро­вать текущее тех­ни­че­ское состо­я­ние судна и руко­во­дить борь­бой за его живу­честь в любого рода чрез­вы­чай­ных ситу­ациях.

Коман­до­ва­ние на посту энерге­тики и живу­че­сти осуществ­лял старший вах­тен­ный меха­ник. Над пультом старшего вах­тен­ного меха­ника на пере­борке закреп­лен мони­тор с при­емно-комму­таци­он­ным устройством диспет­чер­ской теле­ви­зи­он­ной уста­новки — уни­каль­ным обо­ру­до­ва­нием для судов того времени: 5 пере­дающих теле­камер транс­ли­ро­вали на пост энерге­тики и живу­че­сти запись изоб­раже­ния из кон­троль­ных точек в помеще­ниях цен­траль­ного отсека.

По парад­ному трапу можно под­няться в ходо­вую рубку и к каю­там старшего команд­ного состава корабля. Каюта старшего меха­ника — двух­ком­нат­ная, раз­де­лена на рабо­чий каби­нет и спальню с деше­вой каби­ной.

Рядом с каю­той капи­тана нахо­дится осо­бен­ное помеще­ние — салон капи­тана. Здесь про­во­ди­лись совеща­ния команд­ного состава, велся прием совет­ских и зару­беж­ных делегаций и гостей. Ледо­кол посещали извест­ные арти­сты и писа­тели, зару­беж­ные поли­тики и вое­на­чаль­ники. В судо­вом жур­нале можно уви­деть автографы Юрия Гага­рина, Алек­сан­дры Пахму­то­вой (на «Ленине» она впер­вые испол­нила ставшую впо­след­ствии хитом песню «Уставшая под­лодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Ник­сона и многих других.

На корабле сохра­нен пол­но­стью ориги­наль­ный инте­рьер салона капи­тана, выпол­нен­ный из дорогих пород дерева.

Подго­тав­ли­ваются к показу еще 3 помеще­ния судна: парт­ком, буфет­ная и стан­дарт­ная двухмест­ная каюта мат­ро­сов на жилой палубе.

В интер­ак­тив­ном музейно-обра­зо­ва­тель­ном комплексе «Атом и Арк­тика», рас­по­ложен­ном в гале­рее из 4-х залов, можно озна­комиться с исто­рией ледо­кола «Ленин», осо­бен­но­стями навигации в Арк­тике, при­ро­дой и географией Севера. Все это открыто к доступу на интер­ак­тив­ных пане­лях.

Здесь же можно послушать «живые» исто­рии из жизни корабля, рас­ска­зан­ные В. Г. Кон­дра­тье­вым, старшим меха­ни­ком ледо­кола «Ленин», озна­комиться с фото­ар­хи­вом, кото­рый опи­сы­вает все этапы жизни судна, и узнать осо­бен­но­сти атомо­хода.

Одно­временно с раз­ви­тием новых музей­ных экс­по­зиций на борту ледо­кола «Ленин» идет работа по анимации исто­ри­че­ских судо­вых помеще­ний — вос­со­зда­нию с помощью современ­ных тех­ни­че­ских средств и программ­ного обес­пе­че­ния атмо­сферы действующего атом­ного ледо­кола.

На сего­дняш­ний день:

  • готово интер­ак­тив­ное рабо­чее место инже­нера-опе­ра­тора реак­тор­ной уста­новки на посту энерге­тики и живу­че­сти;
  • обес­пе­чено аутен­тич­ное зву­ко­вое оформ­ле­ние в радио­рубке;
  • в носо­вом тур­бо­ге­не­ра­тор­ном отде­ле­нии враще­ние одной из тур­бин допол­нено реа­ли­стич­ным зву­ком машин­ного отде­ле­ния на ходу;
  • завершена работа по мон­тажу на ходо­вом мостике обо­ру­до­ва­ния для зву­ко­за­писи радиопе­рего­во­ров и команд, пода­ва­емых при отходе судна от при­чала.

В пла­нах — «ожив­ле­ние» радио­ло­каци­он­ных станций, кино­те­атра в сто­ло­вой экипажа и еще целого ряда обо­ру­до­ва­ния и помеще­ний.

Частью музей­ной экс­по­зиции являются и внеш­ние деко­ра­тив­ные элементы над­стройки. Так, над цен­траль­ным иллю­ми­на­то­ром ходо­вой рубки рас­по­ложено изоб­раже­ние значка члена ВЛКСМ: крас­ное знамя с баре­льефом профиля В. И. Ленина и надпи­сью «ВЛКСМ», а под иллю­ми­на­то­ром — изоб­раже­ние ордена Ленина (сталь­ные отливки, окрашен­ные цвет­ными судо­выми эма­лями). Борта корабля украшают изоб­раже­ния атома и эмблемы СССР.

В 2015 году на борту атом­ного ледо­кола «Ленин» был уста­нов­лен брон­зо­вый памят­ный знак «Мор­ское насле­дие Рос­сии», седьмой в стране. Иници­а­тива вно­сить наи­бо­лее зна­чимые объекты оте­че­ствен­ного мор­ского насле­дия в спе­ци­аль­ный реестр и отме­чать их информаци­он­ными зна­ками, сви­де­тельствующими об осо­бом исто­рико-культур­ном ста­тусе, при­над­лежит Музею Миро­вого оке­ана, Ассоци­ации «Мор­ское насле­дие Рос­сии» и Меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии по мор­скому насле­дию Мор­ской кол­легии при Пра­ви­тельстве Рос­сийской Феде­рации.

Ста­тус музей­ного экс­по­ната опре­де­ляет даже схему окраски корабля. Так, под­вод­ная часть корпуса до кон­струк­тив­ной ватер­ли­нии должна окраши­ваться в крас­ный цвет, над­вод­ные борта — мас­ля­ной чер­ной крас­кой, а мачты, над­стройки, фальш­борта сна­ружи и внутри и пр. — белой эма­лью оттенка «сло­но­вая кость».


Музей и не только

На борту атом­ного ледо­кола «Ленин» рабо­тает также Информаци­он­ный центр по атом­ной энергии.

С самого начала сво­его суще­ство­ва­ния ледо­кол-музей «Ленин» стал «визит­ной кар­точ­кой» Мурман­ской обла­сти и одним из самых посеща­емых тури­сти­че­ских объек­тов Кольского Севера. Ежегодно корабль-музей посещает более 60 тысяч чело­век.

При­е­хать в Мурманск и не побы­вать на пер­вом в мире атом­ном ледо­коле нельзя. Это одна из самых зна­ко­вых и, веро­ятно, самая большая (в бук­валь­ном смысле) достопри­ме­ча­тель­ность города. Даже оста­ва­ясь непо­движ­ным, навсе­гда при­швар­то­ван­ным к при­чалу, этот корабль-гигант про­из­во­дит неизгла­димое впе­чат­ле­ние, одним своим видом излу­чая мощь и силу.

На борту ледо­кола посто­янно про­во­дятся дело­вые, культур­ные, соци­аль­ные меропри­я­тия. Так, в 2023 году здесь прошли засе­да­ния по про­екту «Чистая Арк­тика», его посе­тили участ­ники обра­зо­ва­тель­ной программы «Атом­Дис­ка­вери», в гостях у ледо­кола побы­вали побе­ди­тели про­екта «Юный поляр­ник», премьер-министр Рес­пуб­лики Бела­русь и Чрез­вы­чай­ный и Пол­номоч­ный посол Бра­зи­лии в РФ и многие другие. А зна­чит, корабль-музей про­должает жить!


Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр

Современ­ный Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атом­ный ледо­кол «Ленин» явля­ется струк­тур­ным под­раз­де­ле­нием Феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного уни­тар­ного предпри­я­тия атом­ного флота (ФГУП «Атомфлот») Госу­дар­ствен­ной корпо­рации по атом­ной энергии «Роса­том» (ГК «Роса­том»).

Арк­ти­че­ский выста­воч­ный центр «Атом­ный ледо­кол «Ленин» орга­ни­зует и про­во­дит:

  • обзор­ные экс­кур­сии;
  • конфе­ренции, семи­нары, перего­воры в трех помеще­ниях вме­стимо­стью до 80 чело­век каж­дое, со всем необ­хо­димым обо­ру­до­ва­нием — про­екци­он­ным, зву­ко­уси­ли­тель­ным, для син­хрон­ного пере­вода и видео­конфе­ренц­связи;
  • пере­движ­ные выставки в Мурман­ской обла­сти и горо­дах РФ.

Адреса и кон­такты