Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Бортников Иван Николаевич1912—1978

инженер, на пред­при­ятиях атомной про­мыш­лен­но­сти с 1947. В 1958—1978 дирек­тор Элек­тро­хими­че­ского завода в городе Крас­но­ярск-45, Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1970). Дважды лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1951, 1967).
Бортников Иван Николаевич

Биография

Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков родился 31 августа 1912 года в селе Волч­ково Пен­зен­ской области в кре­стьян­ской семье. И, как все сель­ские дети, Иван с раннего детства был приучен к труду, начав тру­до­вую дея­тель­ность в колхозе родного села.

В 1927—1930 гг. И. Борт­ни­ков учился в школе фабрично-завод­ского уче­ни­че­ства (ФЗУ) при заводе № 50 в Пензе, там же закон­чил в 1934 году тех­ни­кум. По рас­пре­де­ле­нию И. Борт­ни­кова направили в г. Куйбы­шев (Самара) на завод кино­а­п­па­ра­туры, где он работал тех­ни­ком-нор­ми­ров­щи­ком, а затем масте­ром. В Куйбы­шеве он посту­пил на заочное отде­ле­ние маши­но­стро­и­тель­ного инсти­тута на спе­ци­аль­ность «станки, инстру­менты и холод­ная обра­ботка метал­лов». Завер­шил высшее обра­зо­ва­ние в 1940 году уже в Ростове-на-Дону, куда был пере­ве­ден инсти­тут.

В 1940 году по рас­пре­де­ле­нию моло­дого спе­ци­али­ста направили в Нижний Тагил на зна­ме­ни­тый Урал­ва­гон­за­вод, где он про­ра­бо­тал сначала масте­ром, а затем меха­ни­ком цеха.

В 1947 году И. Н. Борт­ни­кова в порядке моби­ли­за­ции коман­ди­руют в Свер­д­ловск-44 (Ново­у­ральск) на стро­я­щийся ком­би­нат № 813 на долж­ность началь­ника ремон­тно-меха­ни­че­ского цеха. Затем его назна­чают началь­ни­ком отдела, а затем главным меха­ни­ком ком­би­ната. И. Н. Борт­ни­ков при­ни­мал непо­сред­ствен­ное участие в монтаже тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния и осво­е­нии тех­ноло­гии первого газо­диф­фу­зи­он­ного завода (Д-1) и полу­че­нии обо­га­щен­ного урана для атом­ного оружия. Здесь осо­бенно про­я­ви­лись его деловые и орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти.

В апреле 1958 года по приказу Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния СССР И. Н. Борт­ни­ков был назна­чен дирек­то­ром стро­я­ще­гося в Крас­но­яр­ске-45 секрет­ного пред­при­ятия п/я 285, которое позднее было пере­и­ме­но­вано в Элек­тро­хими­че­ский завод — обо­рон­ное пред­при­ятия по про­из­вод­ству ору­жейного урана.

К этому времени на объекте были выпол­нены пер­во­о­че­ред­ные задачи по стро­и­тель­ству пром­пло­щадки, города и ТЭЦ, начата ком­плек­та­ция аппа­рата адми­ни­стра­ции завода и упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства, отделов, цехов, под­раз­де­ле­ний и служб ЭХЗ, поя­ви­лись первые жилые дома и город­ские объекты, под­ве­дена желез­но­до­рож­ная ветка от Тран­с­сиба для доставки стро­и­тель­ных грузов.

Завод стро­ился удар­ными темпами, про­мыш­лен­ные объекты вво­ди­лись по жест­кому графику пуско­вого мини­мума. Стро­и­тель­ство шло под личным кон­тро­лем мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния Е. П. Слав­ского и началь­ника 4-го Глав­ного упра­в­ле­ния А. Д. Зверева.

Посте­пенно Иван Нико­ла­е­вич начи­нает брать под крыло завода жиз­ненно важные орга­ни­за­ции, которые до этого были под­чи­нены стройке. Сначала это был ОРС, потом вре­мен­ная АТС. Ста­но­вятся завод­скими капиталь­ные здания детских дош­коль­ных учре­жде­ний.

Поскольку по про­фес­сии И. Н. Борт­ни­ков был механик, то тон­ко­стей тех­ноло­гии нового для него обо­га­ти­тель­ного про­из­вод­ства он не знал, но всегда инте­ре­со­вался нюан­сами, не боясь про­де­мон­стри­ро­вать спе­ци­али­стам свое незна­ние.

Рабо­тать с Иваном Нико­ла­е­ви­чем было и тяжело, и легко. Он тре­бо­вал жесткой дис­ци­плины. Но на таком про­из­вод­стве иначе нельзя — малейшая оплош­ность может плохо кон­читься. Но вот приказы о нака­за­нии он редко издавал. Быстрее при­гла­сит к себе и отру­гает, а при­ка­зами не зло­у­по­тре­б­лял.

И. Н. Борт­ни­ков знал, как нем­но­го­чи­с­ленны насто­я­щие спе­ци­али­сты по основ­ному про­из­вод­ству, и как трудно их уго­во­рить оставить обжитые места и поехать в какую-то незна­ко­мую Сибирь. Посто­янно работал над тем, как сделать такой переезд для них при­вле­ка­тель­ным. И он нашел нужную моти­ва­цию, уделяя очень большое вни­ма­ние стро­и­тель­ству жилья для будущих спе­ци­али­стов. Они почти сразу полу­чали бла­го­устро­ен­ные квар­тиры, чего не было у них на прежнем месте, где люди старели, так и не получив насто­я­щие чело­ве­че­ские условия жизни. Любой спе­ци­алист, будь то про­из­вод­ствен­ник или врач, необ­хо­ди­мый в данный момент, мог быть уве­рен­ным, что скоро получит квар­тиру.

Завод свой он любил до само­за­бве­ния. Заботился о высокой куль­туре про­из­вод­ства. Сам по нескольку раз обсле­до­вал каждый зако­у­лок, каждый уголок цехов и про­из­вод­ств. Все было дове­дено до блеска.

30 октября 1962 года на ЭХЗ введена в экс­плу­а­та­цию первая очередь газо­диф­фу­зи­он­ных машин по про­из­вод­ству изо­то­пов урана. В 18 часов было подано напря­же­ние на ком­прес­соры первых блоков обо­ру­до­ва­ния. Первую кнопку подачи напря­же­ния нажал дирек­тор И. Н. Борт­ни­ков, вторую — главный инженер В. П. Сергеев, далее по рангу — руко­во­ди­тели цеха и служб. При пуске первой очереди при­сут­ство­вали в полном составе глав­ков­ская и завод­ская комис­сии, про­во­див­шие незави­си­мые ком­плекс­ные про­верки всего пуско­вого мини­мума.

С этого дня темпы стро­и­тель­ства завода стреми­тельно выра­с­тают. Даль­нейший пуск диф­фу­зи­он­ного обо­ру­до­ва­ния про­хо­дил в напря­жен­ном ритме непре­рывно, по мере выпол­не­ния стро­и­тель­ных, мон­таж­ных, пус­ко­на­ла­доч­ных работ, и был закон­чен в апреле 1964 года.

Однако диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние потре­б­ляло слишком много энергии. К этому времени спе­ци­али­стами Киров­ского завода были изго­то­в­лены первые партии газовых цен­три­фуг, гораздо более эко­но­мич­ных в экс­плу­а­та­ции.

Пуск первых блоков газовых цен­три­фуг на ЭХЗ состо­ялся 2 июня 1964 года. Первые блоки были запу­щены в работу в тор­же­ствен­ной обста­новке с уча­стием дирек­тора завода И. Н. Борт­ни­кова, глав­ного инже­нера В. П. Сер­ге­ева, всего состава Госу­дар­ствен­ной при­ем­ной комис­сии Мин­сред­маша. В 10.35 Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков пере­ре­зал сим­во­ли­че­скую лен­точку, откры­вая путь к щиту питания секции, и пово­ро­том ключа подал рабочее напря­же­ние. Газовые цен­три­фуги стали наби­рать обороты. В работу они были вклю­чены 4 июня 1964 г. С этого момента на ЭХЗ пошел процесс раз­де­ле­ния изо­то­пов урана на газовых цен­три­фу­гах.

8 марта 1970 года на ЭХЗ вклю­чи­лись в работу послед­ние блоки тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния здания № 904, пред­при­ятие вышло на про­ек­т­ную мощ­ность. Это был уни­каль­ный завод с ком­плек­сом всех необ­хо­ди­мых зданий и соо­ру­же­ний, с раз­вер­ну­той инфраструк­ту­рой, обес­пе­чи­ва­ю­щей работу основ­ного про­из­вод­ства.

Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР 15 сен­тя­бря 1970 г. за осво­е­ние и вне­дре­ние новой техники кол­лек­тив завода награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени. Дирек­тору ЭХЗ И. Н. Борт­ни­кову за большие тру­до­вые успехи и досроч­ное выпол­не­ние спе­ци­аль­ного госу­дар­ствен­ного задания по соз­да­нию обо­рон­ного пред­при­ятия и бла­го­устро­ен­ного города указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 24 декабря 1970 года при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Когда основ­ные мощ­но­сти на пред­при­ятии были введены, каза­лось бы, дирек­тору можно было почи­вать на лаврах. Однако Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков ни на йоту не ослабил своего вни­ма­ния к нуждам горожан. Он, не имея санкции мини­стер­ства, раз­ре­шил стро­и­тель­ство многих, не пре­ду­смо­трен­ных титулом объек­тов. Напри­мер, базы отдыха, гря­зе­ле­чеб­ницы, аэро­порта и ряда других объек­тов.

Слухи о само­воль­стве И. Н. Борт­ни­кова дошли до Мин­сред­маша, и с про­вер­кой приехал сам министр Е. П. Слав­ский. Уви­ден­ное ему понрави­лось, но за не титуль­ные работы, к тому же сде­лан­ные по инди­ви­ду­аль­ному проекту, кто-то должен был ответить. И. Н. Борт­ни­кова вызвали на кол­ле­гию мини­стер­ства оправ­ды­ваться.

Штаб завода осно­ва­тельно готовил для поездки Ивана Нико­ла­е­вича на кол­ле­гию в Москву все необ­хо­ди­мые мате­ри­алы. Над­ле­жало защи­тить звание пред­при­ятия высокой куль­туры про­из­вод­ства. Иван Нико­ла­е­вич сильно нерв­ни­чал перед поезд­кой на кол­ле­гию Мини­стер­ства, так как ожидал нака­за­ния за само­воль­ное стро­и­тель­ство.

На уди­в­ле­ние, на кол­ле­гии все прошло на «ура». Его не только не пору­гали за базу отдыха, а похвалили, мате­ри­алы по орга­ни­за­ции куль­туры про­из­вод­ства тоже про­из­вели очень хорошее впе­ча­т­ле­ние на собрав­шихся.

И хотя счита­ется, что радость не может убить, но сердце дирек­тора не выдер­жало вол­не­ний. Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков скон­чался вечером того же дня 24 мая 1978 года.

За свою тру­до­вую дея­тель­ность, помимо звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда И. Н. Борт­ни­ков был дважды награ­жден орденом Ленина (1966 г. и 1970 г.) и четы­ре­жды орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1951 г., 1954 г., 1962 г. и 1976 г.), семью меда­лями. Кроме того, Иван Нико­ла­е­вич дважды ста­но­вился лау­ре­а­том Госу­дар­ствен­ной премии (1951 г. и 1967 г.). Он — лауреат премии Совета Мини­стров СССР за 1978 год в области архи­тек­туры и стро­и­тель­ства за про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство I очереди города (посмертно).

Для боль­шин­ства жителей Крас­но­яр­ска-45 это время вошло в историю как «эпоха Борт­ни­кова». Именно Борт­ни­кову зеле­но­горцы обязаны непо­в­то­ри­мым обликом города. Его имя еще в совет­ские годы было при­сво­ено сана­то­рию-про­фи­лак­то­рию, именем Борт­ни­кова названа одна из главных улиц Зеле­но­гор­ска. Памят­ные доски уста­но­в­лены на стене Дворца куль­туры ЭХЗ и на стене кот­те­джа, где дирек­тор жил все 20 лет, с 1958 по 1978 гг.

17 июня 1981 года И. Н. Борт­ни­кову посмертно при­сво­ено звание почет­ного гра­жда­нина г. Крас­но­ярск-45.


Библиография‍2