Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Чернорез Виктор Андреевич1910—1980

генерал-лейте­нант. С 1947 года был заме­сти­те­лем по научно-иссле­до­ва­тель­ской работе 71-го поли­гона ВВС в районе посёлка Баге­рово в Крыму, а с 1952 года — руко­во­ди­те­лем этого центра. Лауреат Сталин­ской премии (1953), Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1962).
Чернорез Виктор Андреевич

Биография

Виктор Андре­е­вич Чер­но­рез родился 31 января 1910 года в селе Пески Изюм­ского района Харь­ков­ской области в семье рабо­чего.

В 1930 году В. А. Чер­но­рез посту­пил в Ленин­град­ский инсти­тут точной меха­ники и оптики. В 1931 году его избрали секрета­рем коми­тета ВЛКСМ инсти­тута. В 1932 году после успеш­ного окон­ча­ния второго курса инсти­тута В. А. Чер­но­рез был напра­в­лен для про­дол­же­ния учебы в Военную артил­ле­рийскую ака­демию им. Дзер­жин­ского.

В 1936 году В. А. Чер­но­рез окончил ака­демию с отли­чием по спе­ци­аль­но­сти инженер-артил­ле­рист и посту­пил в адъюн­к­туру Военно-воз­душ­ной ака­демии им. Жуков­ского. В 1938 году его коман­ди­ро­вали в Гер­ма­нию для отбора и закупки лабо­ра­торно-испы­та­тель­ного обо­ру­до­ва­ния для поли­гона ВВС.

По воз­вра­ще­нию в СССР В. А. Чер­но­рез был напра­в­лен на службу в научно-испы­та­тель­ный полигон ави­а­ци­он­ных воо­ру­же­ний близ под­мо­сков­ного Ногин­ска. Научно-испы­та­тель­ный полигон ави­а­ци­он­ных воо­ру­же­ний (НИП АВ) с 1943 года стал име­но­ваться научно-испы­та­тель­ным инсти­ту­том (НИИ АВ), через неболь­шое время — Упра­в­ле­нием испы­та­ний ави­а­во­о­ру­же­ний (УИ АВ) и с 1944 года — 4-м Упра­в­ле­нием Госу­дар­ствен­ного Крас­но­зна­мен­ного НИИ ВВС (ГК НИИ ВВС).

На поли­гоне в г. Ногин­ске испы­та­ния ави­а­во­о­ру­же­ния велись в период с 30-х до начала 50-х годов XX сто­летия. Инже­нерно-тех­ни­че­ский пер­со­нал поли­гона испы­ты­вал оте­че­ствен­ные, импорт­ные и тро­фейные моди­фи­ка­ции ави­а­ци­он­ного воо­ру­же­ния — стрел­ково-пушеч­ного, ракет­ного и бом­бо­вого, — при­це­лов, взры­ва­те­лей, изучал воз­мож­но­сти раз­лич­ных само­летов к исполь­зо­ва­нию воо­ру­же­ний на разных высотах, разных ско­ро­стях и разных режимах полета. Перед руко­вод­ством поли­гона стояла главная задача: испы­та­ние всех суще­ству­ю­щих видов и моделей воо­ру­же­ния, изу­че­ние воз­мож­но­стей их совер­шен­ство­ва­ния, раз­ра­ботка инструк­ций для их при­ме­не­ния в боевых усло­виях, соста­в­ле­ние таблиц для при­стрелки этих воо­ру­же­ний. На полигон посту­пали новые раз­ра­ботки, их испы­ты­вали, совер­шен­ство­вали и дово­дили до про­мыш­лен­ного про­из­вод­ства.

На поли­гоне В. А. Чер­но­рез работал с 1939 года в долж­но­стях: началь­ника бал­ли­сти­че­ской лабо­ра­то­рии и началь­ника 4-го (научно-иссле­до­ва­тель­ского) отдела, затем — заме­сти­те­лем началь­ника НИИ АВ по научно-иссле­до­ва­тель­ской работе. Руко­вод­ство поли­гона отме­чало его особый вклад в «… раз­ра­ботку инструк­ций по бом­бо­мета­нию с само­лета Пе-2, по боевому при­ме­не­нию Як-9т с пушками 37 мм, по раз­ра­ботке кар­точки при­стре­лок из всех видов само­летов, всех таблиц стрельбы и бом­бо­мета­ния».

В 1947 году инженер-пол­ков­ник В. А. Чер­но­рез был назна­чен заме­сти­те­лем по научно-иссле­до­ва­тель­ской работе 71-го поли­гона ВВС, соз­да­ва­е­мого в районе посёлка Баге­рово в Крыму на базе аэро­дрома Баге­рово. Коман­до­вал поли­го­ном генерал-майор авиации Г. О. Комаров.

Полигон соз­да­вался для ави­а­ци­он­ного обес­пе­че­ния воз­душ­ных ядерных испы­та­ний и отра­ботки тех­ни­че­ских средств доставки ядерных зарядов, в каче­стве которых в то время могла исполь­зо­ваться только авиация. На пер­со­нал поли­гона в рамках совет­ского атом­ного проекта воз­ла­га­лось несколько задач: выпол­не­ние бом­бо­мета­ний с само­летов-носи­те­лей в режиме воз­душ­ных ядерных взрывов и про­ве­де­ние отбора про­дук­тов взрыва из облака само­лет­ными сред­ствами, отра­ботка и «нея­дер­ные» испы­та­ния ядерных бомб сов­местно с испы­та­ни­ями их само­летов-носи­те­лей. По резуль­та­там этих испы­та­ний опре­де­ля­лась при­год­ность и готов­ность ком­плекса «самолет-бомба» к про­ве­де­нию воз­душ­ных ядерных испы­та­ний. Решение о соз­да­нии 71-го поли­гона ВВС для ави­а­ци­он­ного обес­пе­че­ния ядерных испы­та­ний (воин­ская часть 93851) было офор­м­лено поста­но­в­ле­нием ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 21 августа 1947 года и при­ка­зом мини­стра обороны от 27 августа 1947 года.

При выборе место­рас­поло­же­ния поли­гона рас­сма­т­ри­ва­лось несколько вари­ан­тов, в том числе были пред­ло­же­ния раз­ме­стить полигон побли­зо­сти от места раз­ра­ботки и изго­то­в­ле­ния атомной бомбы, неда­леко от КБ-11 (г. Саров). Однако по усло­виям безо­пас­но­сти и другим сооб­ра­же­ниям этот вариант не был одобрен. Окон­ча­тель­ным местом для 71-го поли­гона был опре­де­лен район поселка Баге­рово на Кер­чен­ском полу­о­строве в Крыму. Полигон был рас­поло­жен в 14 км от Керчи на месте действо­вав­шего здесь во время войны поле­вого аэро­дрома.

Выбор пал на поселок Баге­рово по несколь­ким при­чи­нам. Во-первых, в этом районе пре­о­б­ла­дало зна­чи­тель­ное коли­че­ство сол­неч­ных дней, что было суще­ственно для обес­пе­че­ния визу­аль­ного наблю­де­ния за испы­ты­ва­е­мыми объек­тами при тра­ек­тор­ных изме­ре­ниях. Во-вторых, уда­лен­ность поли­гона обес­пе­чи­вала безо­пас­ность испы­та­ний и соблю­де­ние режим­ных условий. В-третьих, имелась воз­мож­ность отчу­ж­де­ния для поли­гона зна­чи­тель­ной тер­ри­то­рии. Вос­точ­ная граница поли­гона от поселка Баге­рово выхо­дила к Азов­скому морю в районе Чокрак­ского озера, а запад­ная — к Казан­тип­скому заливу.

Срок завер­ше­ния фор­ми­ро­ва­ния и осна­ще­ния поли­гона был при­у­ро­чен к лету 1948 года, когда пла­ни­ро­ва­лось начать летные испы­та­ния раз­ра­ба­ты­ва­е­мых изделий. Бла­го­даря эффек­тив­ному упра­в­ле­нию стро­и­тель­ством руко­вод­ством поли­гона и само­от­вер­жен­ному труду военных стро­и­те­лей все задачи были выпол­нены в срок. Одно­вре­менно была создана и жилищно-ком­му­наль­ная инфраструк­тура поли­гона. Во многом бла­го­даря усилиям инже­нера-пол­ков­ника В. А. Чер­но­реза на поли­гоне сфор­ми­ро­ва­лась деес­по­соб­ная научно-испы­та­тель­ная часть, струк­тура которой в полной мере соот­вет­ство­вала напра­в­ле­ниям пред­сто­я­щих испы­та­ний и посто­янно раз­ви­ва­лась. Одно­вре­менно шло обу­че­ние офи­цер­ского состава поли­гона новому оружию. Для этого в 1950 году команда офи­це­ров поли­гона во главе с Г. О. Кома­ро­вым была коман­ди­ро­вана в КБ-11 для про­хо­жде­ния про­из­вод­ствен­ной прак­тики по экс­плу­а­та­ции изделия РДС-1. Впо­след­ствии В. А. Чер­но­рез участ­во­вал в раз­ра­ботке тактико-тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний для новых типов ави­а­ци­он­ных ядерных бомб. Воен­но­слу­жа­щих поли­гона местное насе­ле­ние назы­вало «глу­хо­не­мыми» — в силу секрет­но­сти своей работы они не имели права ничего рас­ска­зы­вать об объекте.

Первые атомные заряды раз­ра­ба­ты­вались для ави­а­ци­он­ных бомб с весо­га­ба­рит­ными харак­те­ри­сти­ками, поз­во­ля­ю­щими исполь­зо­ва­ние их с даль­него бом­бар­ди­ров­щика «Ту-4»., поэтому аэро­дром «Баге­рово» стро­ился вне­клас­с­ным, рас­считан­ным на приём воз­душ­ных судов всех типов. Вначале полеты выпол­ня­лись со взлетно-поса­доч­ной полосы, покры­той метал­ли­че­скими плитами. Затем для взлета и посадки тяжелых ракето­нос­цев в Баге­рово была постро­ена из аэро­дромных бетон­ных плит ПАГ-18 взлетно-поса­доч­ная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 кило­метра. На поли­гоне была создана необ­хо­ди­мая инфраструк­тура, обес­пе­чи­ва­ю­щая дневные и ночные полеты всех суще­ству­ю­щих и про­ек­ти­ру­е­мых само­летов.

При­вле­че­ние боль­шого числа стро­и­те­лей, техники, мате­ри­а­лов, умелое руко­вод­ство поз­во­лили уже через год при­сту­пить к испы­та­ниям в воздухе. На поли­гоне про­во­ди­лись «нея­дер­ные» испы­та­ния атомных бомб сов­местно с про­вер­кой само­летов-носи­те­лей — полеты в Крыму предше­ство­вали натур­ным ядерным испы­та­ниям. Для сброса бомб исполь­зо­ва­лось 7 типов само­летов-носи­те­лей. Самолет-носи­тель сбра­сы­вал на полигон бомбы, иден­тич­ные по форме, массе и раз­ме­рам раз­ра­ба­ты­ва­е­мым атомным бомбам, с теми же взры­ва­те­лями, только не ядер­ными. Только после того, как крым­ские экс­пе­ри­менты успешно завер­шались, спе­ци­али­сты КБ-11 при­сту­пали к опытам с насто­я­щими ядер­ными бомбами на вос­точ­ных и север­ных поли­го­нах страны.

С 1949 по 1962 гг., до вве­де­ния в 1962 году мора­то­рия на ядерные испы­та­ния, спе­ци­али­сты 71-го поли­гона ВВС участ­во­вали в 178 ядерных испы­та­ниях на Семи­па­ла­тин­ском, Ново­зе­мель­ском поли­го­нах (94 на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне, 83 на Новой Земле) и 1 на Тоцком обще­войско­вом учении с при­ме­не­нием ядер­ного оружия под Орен­бур­гом. Первая совет­ская кры­ла­тая ракета КС-1 «Комета» испы­ты­ва­лась здесь же, 21 ноября 1952 года первым пуском со штатной боевой частью (БЧ) зато­пив­шая корабль-мишень (спи­сан­ный крейсер «Красный Кавказ») в районе мыса Чауда. Первое воз­душ­ное испы­та­ние атомной бомбы РДС-3, состо­яв­ше­еся 18 октября 1951 года, было выпол­нено с само­лета-носи­теля Ту-4, взлетав­шего с Баге­ров­ского аэро­дрома.

Началь­ник поли­гона мно­го­кратно сам участ­во­вал в про­ве­де­нии испы­та­ний. Так он был участ­ни­ком первого воз­душ­ного испы­та­ния ядер­ного оружия 24 сен­тя­бря 1957 года на север­ном поли­гоне Новая Земля, а также в испы­та­ниях там же само­лета-носи­теля ТУ-95 в марте 1958 года. В. А. Чер­но­рез входил в число руко­во­ди­те­лей испы­та­ния водо­род­ной супер­бомбы, взрыв которой состо­ялся 30 октября 1961 года на Новой Земле.

Для изу­че­ния харак­те­ри­стик ядерных взрывов само­леты про­хо­дили сквозь облака, под­ни­мав­ши­еся после взрывов, и отби­рали пробы воздуха и части­чек ради­о­ак­тив­ной пыли. После этого воз­вра­щались в Крым и здесь, на одном из участ­ков аэро­дрома, про­хо­дили дез­ак­ти­ва­цию. Впо­след­ствии техника и про­дукты дез­ак­ти­ва­ции (веще­ства, заражён­ная земля и т. д.) были захо­ро­нены в степи между пос. Баге­рово и Чисто­по­лье на так назы­ва­е­мом Баге­ров­ском могиль­нике.

В 1952 году в связи с пере­во­дом началь­ника поли­гона Г. О. Кома­рова в другую часть В. А. Чер­но­рез назна­ча­ется началь­ни­ком поли­гона. В 1953 году ему было при­сво­ено звание генерал-майор. В том же году после успеш­ного испы­та­ния первой совет­ской водо­род­ной бомбы В. А. Чер­но­рез ста­но­вится лау­ре­а­том Сталин­ской премии. Поста­но­в­ле­нием СМ СССР от 31 декабря 1953 года «О при­су­жде­нии Сталин­ских премий научным и инже­нерно-тех­ни­че­ским работ­ни­кам Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния и других ведом­ств за соз­да­ние водо­род­ной бомбы и новых кон­струк­ций атомных бомб» за раз­ра­ботку спе­ци­аль­ного само­лет­ного обо­ру­до­ва­ния для сбра­сы­ва­ния и летных испы­та­ний изделий и участие в испы­та­ниях изделий РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и РДС-6с генерал-майору инже­нер­ной службы В. А. Чер­но­резу была при­су­ждена Сталин­ская премия 2-й степени.

В 1956 году после успеш­ного испы­та­ния водо­род­ной бомбы новой кон­струк­ции РДС-37, на котором на В. А. Чер­но­реза было воз­ло­жено общее руко­вод­ство ави­а­ци­он­ным обес­пе­че­нием испы­та­ний, он был награ­жден орденом Красной Звезды и преми­ро­ван денеж­ной премией в размере 25 тыс. рублей.

Фор­ми­ро­ва­нию 71-го поли­гона, его бла­го­устройству, орга­ни­за­ции стро­и­тель­ства объек­тов жилищно-быто­вого обес­пе­че­ния В. А. Чер­но­рез отдавал много времени, и самые яркие стра­ницы в истории поселка Баге­рово связаны с его именем. Фак­ти­че­ски посёлок стал куль­тур­ным центром района. На кон­церт­ные пло­щадки при­ез­жали театры из Москвы. В лучшую по тем вре­ме­нам в Крыму школу № 1 при­гла­шались вете­раны, лите­ра­торы, герои-ави­а­торы Совет­ского Союза. Ученики слушали И.Н Коже­дуба, А. И. Покрыш­кина. На вечера отдыха, устра­и­ва­е­мые в гар­ни­зоне, съез­жа­лась молодёжь из всей округи, даже кер­чен­ская. Самые завид­ные женихи учились или служили здесь. Под­чи­нен­ные за глаза назы­вали своего коман­дира батька Чер­но­мор.

Бла­го­даря В. А. Чер­но­резу в корот­кие сроки стро­и­лись детские сады, жилые дома, закла­ды­вались памят­ники и фонтаны. Каждый солдат был закреплён за десят­ком молодых сажен­цев, которые неу­кос­ни­тельно поли­вали. У озера Чокрак орга­ни­зо­вали пио­нер­ский лагерь и базу отдыха. В каче­стве пио­нер­во­жа­тых при­вле­кались сотруд­ники «Артека». В выход­ные выде­ляли тран­с­порт для мас­со­вого отдыха семей воен­но­слу­жа­щих на Азов­ском побе­ре­жье.

В 60-х годах Баге­рово полу­чило статус посёлка город­ского типа.

В 1960 году В. А. Чер­но­резу было при­сво­ено звание генерал-лейте­нанта.

За достиг­ну­тые успехи и исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством В. А. Чер­но­рез был удо­стоен многих высоких званий и прави­тель­ствен­ных наград. Указом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 10 апреля 1962 года за умелое руко­вод­ство работой по осво­е­нию боевой техники генерал-лейте­нанту В. А. Чер­но­резу было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он также награ­жден двумя орде­нами Ленина, Крас­ного Знамени (трижды), Тру­до­вого Крас­ного Знамени, Красной Звезды (трижды) и многими меда­лями.

После под­пи­са­ния в 1962 году Совет­ским Союзом Дого­вора о пре­кра­ще­нии испы­та­ний ядер­ного оружия 71-й полигон был закрыт, а на его базе рас­поло­жился учебно-боевой полк Воро­ши­ло­во­град­ского воен­ного училища лет­чи­ков и штур­ма­нов. Летная часть поли­гона пере­ба­зи­ро­ва­лась в район г. Ахту­бин­ска.

В 1970 году генерал-лейте­нант В. А. Чер­но­рез был уволен в отставку. Жил в г. Москве, вел актив­ную обще­ствен­ную работу.

Виктор Андре­е­вич Чер­но­рез умер 8 июля 1980 года. Похо­ро­нен на Кун­цев­ском клад­бище города Москвы.


Библиография‍2