Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Деленс Павел Антонович1904—1985

инженер, доктор тех­ни­че­ских наук (1956). Нач. отдела НИИ­Хи­мамш, НИИ–8 (НИКИЭТ), в 1957—1983 зам. дирек­тора НИКИЭТ. Участ­ник про­ек­ти­ро­ва­ния первого в СССР про­мыш­лен­ного реак­тора, один из руко­во­ди­те­лей проекта первой реак­тор­ной уста­новки для атомной под­вод­ной лодки, автор кон­цеп­ции нового поко­ле­ния тран­с­порт­ных ядерных энер­гети­че­ских уста­но­вок блоч­ного типа. Лауреат Сталин­ских (1949, 1953) и Ленин­ской (1959) премий.
Деленс Павел Антонович

Биография

Павел Анто­но­вич Деленс родился в Киеве 30 ноября 1904 года в семье врача Антона Ста­ни­сла­во­вича де Ленса, про­ис­хо­див­шего из обру­сев­шего дво­рян­ского фран­цуз­ского рода.

В 1928 году П. А. Деленс закон­чил меха­ни­че­ский факуль­тет Киев­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута. Еще будучи сту­ден­том, в 1926 году работал чер­теж­ни­ком на заводе «Арсенал», в 1929 году — инже­не­ром-кон­струк­то­ром про­ек­тно-мон­таж­ного треста «Тепло и сила», в 1929-1930 году — инже­не­ром-меха­ни­ком треста «Укр­сукно», с 1930 по 1941 гг. вел кон­струк­тор­скую работу на Киев­ском заводе «Боль­ше­вик», занимая долж­но­сти кон­струк­тор, старший кон­струк­тор, заве­ду­ю­щий кон­струк­тор­ским бюро рези­но­вого обо­ру­до­ва­ния.

В начале Великой Оте­че­ствен­ной войны П. А. Деленс эва­ку­и­ру­ется вместе с заводом в Свер­д­ловск, где рабо­тает сначала заме­сти­те­лем глав­ного энер­гетика, а затем заве­ду­ю­щим кон­струк­тор­ским бюро рези­но­об­ра­ба­ты­ва­ю­щего обо­ру­до­ва­ния завода «Урал­хим­маш». Главным инже­не­ром завода «Урал­хим­маш» в то время был Н. А. Дол­ле­жаль. В 1943 году по ини­ци­а­тиве Н. А. Дол­ле­жаля в Москве соз­да­ется новый инсти­тут НИИ­хим­маш, который при­вле­кает на работу многих спе­ци­али­стов свер­д­лов­ского завода. В июне 1944 года в НИИ­хим­маш орга­ни­зу­ется лабо­ра­то­рия машин для рези­но­вой про­мыш­лен­но­сти, руко­во­дить которой был при­гла­шен Павел Анто­но­вич Деленс.

В марте 1945 года в струк­туре инсти­тута про­и­зо­шла первая крупная реор­га­ни­за­ция, ходе которй было создано 6 само­сто­я­тель­ных отделов, в том числе отдел аппа­ра­туры для обра­ботки твердых тел (отдел ОТТ) под руко­вод­ством П. А. Деленса.

К концу 1945 г. НИИ­хим­маш не только вырос чис­ленно, но и при­об­рел авто­ри­тет как солид­ное высо­ко­квали­фи­ци­ро­ван­ное научное учре­жде­ние. Этим можно объ­яс­нить тот факт, что когда перед страной встал вопрос о соз­да­нии соб­ствен­ной атомной бомбы, прави­тель­ство при­вле­кло НИИ­хим­маш в Атомный проект. По поста­но­в­ле­нию прави­тель­ства от 28 января 1946 года в инсти­туте был создан спе­ци­аль­ный кон­струк­тор­ский сектор под кодовым назва­нием «Гид­ро­сек­тор», кото­рому было пору­чено раз­ра­бо­тать кон­струк­цию первого про­мыш­лен­ного атом­ного реак­тора (по тер­ми­ноло­гии того времени - ура­но­вого котла).

К соз­да­нию этого проекта была при­вле­чена изряд­ная часть кон­струк­тор­ских сил НИИ­хим­маша. Было обра­зо­вано пять групп, во главе одной из которых стоял Павел Анто­но­вич Деленс. Н. А. Дол­ле­жаля прави­тель­ство назна­чило главным кон­струк­то­ром реак­тора.

Сроки раз­ра­ботки, уста­но­в­лен­ные прави­тель­ством, были весьма жесткие: к августу 1946 года инсти­тут должен был раз­ра­бо­тать чертежи тех­ни­че­ского проекта и рабочие чертежи основ­ных деталей. Фак­ти­че­ская дата сдачи чер­те­жей в про­из­вод­ство — июнь 1946 года. На чер­те­жах проекта «Вер­ти­каль­ный аппарат А» стояли подписи шести кон­струк­то­ров, в том числе и П. А. Деленса. Под ними — подписи И. В. Кур­ча­тов и Н. А. Дол­ле­жаля.

Уже тогда про­я­ви­лось редкое умение П. А. Деленса видеть не только общие черты кон­струк­ции, но и вникать в детали, от которых в конеч­ном счете зависел резуль­тат, опре­де­лять то главное, что обя­за­тельно должно быть экс­пе­ри­мен­тально про­ве­рено и отра­бо­тано.

В январе 1947 года на ком­би­нате № 817 (Челя­бинск-40, ПО «Маяк») был отрыт кот­ло­ван для первого про­мыш­лен­ного реак­тора. На пром­пло­щадке стави­лись фун­да­менты про­из­вод­ствен­ного корпуса, лабо­ра­то­рий, слу­жеб­ных поме­ще­ний, на заводе в Горьком по чер­те­жам НИИ­хим­маш изго­то­в­ля­лись эле­менты и узлы реак­тора. Ровно через год на стро­и­тель­ной пло­щадке под руко­вод­ством спе­ци­али­стов НИИ­хим­маша начался монтаж обо­ру­до­ва­ния. Много времени на пром­пло­щадке провел и П. А. Деленс. В мае 1948 года работы были закон­чены, нача­лась загрузка ура­но­вых блоков. К началу июня первый на кон­ти­ненте про­мыш­лен­ный атомный реактор достиг кри­тич­но­сти и начал про­из­во­дить плу­то­ний для атомной бомбы.

29 августа 1949 года на Семи­па­ла­тин­ском испы­та­тель­ном поли­гоне про­гре­мел взрыв первой совет­ской атомной бомбы. Прави­тель­ство исклю­чи­тельно высоко оценило вклад всех, кто был при­ча­стен к соз­да­нию атом­ного оружия. Поста­но­в­ле­нием СМ СССР от 29 октября 1949 года «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии» П. А. Деленсу было при­сво­ено звание лау­ре­ата Сталин­ской премии 2-й степени, он также был награ­жден орденом Ленина. Поста­но­в­ле­нием также пред­пи­сы­ва­лось постро­ить за счет госу­дар­ства и пере­дать в соб­ствен­ность П. А. Деленса дачу.

В этот период П. А. Деленс сочетал работу с учебой в аспи­ран­туре, в которую он был зачи­с­лен при­ка­зом мини­стра мини­стер­ства маши­но­стро­е­ния и при­бо­ро­стро­е­ния от 12 мая 1947 года. Несколько позже он защитил дис­сер­та­цию, и ему была при­сво­ена ученая степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук.

В 1950 году реше­нием прави­тель­ства на НИИ­хим­маш была воз­ло­жена задача по раз­ра­ботке реак­тора для первой в мире атомной элек­тро­стан­ции мощ­но­стью 5000 кВт в Обнин­ске. Для её решения в НИИ­хим­маш снова соз­да­ется спе­ци­аль­ная группа под назва­нием СКБ-5, которую воз­главил Н. А. Дол­ле­жаль. В составе СКБ-5 было два сектора — кон­струк­тор­ский и экс­пе­ри­мен­таль­ный. Кон­струк­тор­ский сектор имел 6 кон­струк­тор­ских отделов: отдел по агре­га­там второго типа воз­главил П. А. Деленс.

П. А. Деленс руко­во­дил кон­струк­тор­скими рабо­тами и по другим ядерным уста­нов­кам. Так, 31 декабря 1953 года, после успеш­ного испы­та­ния первой совет­ской водо­род­ной бомбы вышло Поста­но­в­ле­ние СМ СССР «О при­су­жде­нии Сталин­ских премий научным и инже­нерно-тех­ни­че­ским работ­ни­кам Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния и других ведом­ств за соз­да­ние водо­род­ной бомбы и новых кон­струк­ций атомных бомб», которым за рас­чет­ные и экс­пе­ри­мен­таль­ные работы по соз­да­нию реак­то­ров для про­из­вод­ства трития П. А. Деленсу была при­сво­ена Сталин­ская премия 1-й степени. Так был отмечен вклад П. А. Деленса в соз­да­ние реак­тора «АИ» (реактор «А изо­топ­ный»).

В конце 1952 года вышло Поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства о соз­да­нии Научно-иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута энер­гети­че­ской техники (НИИ-8, НИКИЭТ) с правом взять из НИИ­хим­маша сотруд­ни­ков, имеющих опыт в кон­стру­и­ро­ва­нии атомной техники. Ото­бран­ные спе­ци­али­сты были отко­ман­ди­ро­ваны в НИКИЭТ 15 июля 1953 года. Дирек­то­ром и главным кон­струк­то­ром НИКИЭТ был назна­чен Н. А. Дол­ле­жаль, П. А. Деленс стал началь­ни­ком кон­струк­тор­ского отдела (отдел № 2).

Главной задачей нового отдела стала раз­ра­ботка кон­струк­ции паро­про­из­во­дя­щей реак­тор­ной уста­новки (ППУ) для первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки. Её первый тех­ни­че­ский проект был под­го­то­в­лен во второй поло­вине 1954 года. Он был передан на завод № 92 в г. Горьком. Завод­ские службы сначала отка­зались принять к изго­то­в­ле­нию изделия по «чужим» чертежа, и тогда было принято решение коман­ди­ро­вать в Горький большую группу кон­струк­то­ров НИИ-8 во главе с П. А. Делен­сом, чтобы они вместе с кон­струк­то­рами и тех­ноло­гами завода под­го­то­вили тех­до­ку­мен­та­цию для про­из­вод­ства. П. А. Деленс стал посто­ян­ным гостем завода, вместе с его кон­струк­то­рами и тех­ноло­гами участ­вуя в выпуске рабочих чер­те­жей реак­тора и его агре­га­тов. В общей слож­но­сти он и его группа про­ра­бо­тала на заводе 9-10 месяцев.

Стро­и­тель­ство под­вод­ной лодки нача­лось в конце 1955 года в Севе­ро­двин­ске. Парал­лельно в Обнин­ске стро­ился экс­пе­ри­мен­таль­ный стенд 27ВМ с ана­ло­гом ППУ. Задачи стенда — про­верка рабо­то­с­по­соб­но­сти уста­новки и ее эле­мен­тов, удоб­ства обслу­жи­ва­ния и ремон­тов, условий обита­е­мо­сти в энер­го­от­се­ках, а также под­го­товка эки­па­жей АПЛ. П. А. Деленс посто­янно кон­тро­ли­ро­вал ход экс­пе­ри­мен­таль­ных работ на стенде, а полу­ча­е­мые резуль­таты тут же анали­зи­ро­вались и учи­ты­вались кон­струк­то­рами. При необ­хо­ди­мо­сти он вносил в чертежи кор­рек­тивы, если этого тре­бо­вали резуль­таты экс­пе­ри­мен­тов. Нередко эти кор­рек­тивы встре­чали ярост­ное сопроти­в­ле­ние завод­чан, угро­жав­ших срывом сроков изго­то­в­ле­ния, но П. А. Деленс умел насто­ять на своем, поль­зу­ясь полной под­дер­ж­кой Н. А. Дол­ле­жаля.

В 1957 году П. А. Деленс был назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора НИИ-8 и одно­вре­менно началь­ни­ком сектора тран­с­порт­ных уста­но­вок. В августе того же года первая АПЛ была спущена на воду. При погру­же­нии под­вод­ной лодки на про­ек­т­ную глубину 300 м в ноябре 1958 года П. А. Деленс нахо­дился на её борту. Ходовые испы­та­ния АПЛ про­дол­жались до 1 декабря 1958 года под руко­вод­ством прави­тель­ствен­ной комис­сии под пред­се­да­тель­ством заме­сти­теля Глав­но­ко­ман­ду­ю­щего ВМФ В. Н. Иванова. П. А. Деленс входил в состав энер­гети­че­ской секции прави­тель­ствен­ной комис­сии, став затем заме­сти­те­лем пред­се­да­теля комис­сии. В ито­го­вом акте комис­сии, утвер­жден­ном позднее Советом Мини­стров СССР, ука­зы­ва­лось, что соз­дан­ная в СССР атомная под­вод­ная лодка явля­ется круп­нейшим оте­че­ствен­ным научно-инже­нер­ным дости­же­нием в области под­вод­ного кора­бле­стро­е­ния. Атомная под­вод­ная лодка пере­да­ва­лась в опытную экс­плу­а­та­цию. Выда­ю­щийся вклад П. А. Деленса в дело соз­да­ние первой ядерной энер­гети­че­ской уста­новки «ВМ-А» для атомной под­вод­ной лодки был отмечен в 1959 году Ленин­ской премией.

В ходе экс­плу­а­та­ции АПЛ выя­вился ряд недо­стат­ков, обу­сло­в­лен­ных недо­ста­точно высоким каче­ством мате­ри­а­лом, низкой куль­ту­рой про­из­вод­ства, а также кон­струк­тор­скими недо­ра­бот­ками. П. А. Деленс уделял их устра­не­нию пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние, сотруд­ни­чая с метал­ло­ве­дами, спе­ци­али­стами по кор­ро­зии, тех­ноло­гами... Он руко­во­дил в НИИ-8 рабо­тами по раз­вер­ну­той в Мин­сред­маш про­грамме под­го­товки первых нор­ма­тив­ных доку­мен­тов по ядерной технике, совер­шен­ство­ва­нию экс­плу­а­та­ци­он­ной доку­мен­та­ции, кон­тро­ли­ро­вал вне­се­ние изме­не­ний в кон­струк­ции ППУ стро­я­щихся по этому проекту новых АПЛ.

Участие спе­ци­али­стов НИИ-8 в сбо­роч­ных работах на ППУ выявило «узкие» места проекта: чрез­мер­ность тру­бо­про­во­дов и арма­туры, сложная тех­ноло­гия монтажа, труд­но­сти с ремон­том обо­ру­до­ва­ния... П. А. Деленс пору­чает группе молодых кон­струк­то­ров при­сту­пить к раз­ра­ботке новой ППУ, лишен­ной этих недо­стат­ков. А в декабре 1955 года в НИИ-8 посту­пает офи­ци­аль­ная заявка на раз­ра­ботку новой ППУ. Через год поя­вился первый проект новой пер­спек­тив­ной уста­новки, которая впо­след­ствии полу­чила назва­ние блочной.

Прин­ци­пи­ально новая кон­струк­ция уста­новки с уни­каль­ной для того времени мощ­но­стью была пред­ло­жена для атомной под­вод­ной лодки проекта 661, раз­ра­ба­ты­ва­е­мой в ЦКБ-16. Первая АПЛ проекта 661 — К-162 — была спущена на воду в декабре 1968 года, её ходовые испы­та­ния начались в декабре 1969 года. Впо­след­ствии за рекор­д­ные пока­за­тели ско­ро­сти хода, а также чрез­вы­чайно высокую сто­и­мость, под­вод­ная лодка полу­чила про­звище «Золотая рыбка».

Большую роль сыграл П. А. Деленс в соз­да­нии уни­каль­ной АЭС «АРБУС» (АРк­ти­че­ская Блочная Уста­новка), в проекте которой НИКИЭТ высту­пал в роли глав­ного кон­струк­тора. АЭС «АРБУС» соз­да­ва­лась для совет­ской научной станции в Антар­к­тиде, а в пер­спек­тиве и для энер­гос­наб­же­ния реги­о­нов Крайнего Севера и Даль­него Востока. Её уни­каль­ность заклю­ча­лась в исполь­зо­ва­нии в каче­стве теп­ло­но­си­теля орга­ни­че­ской жид­ко­сти, что тре­бо­вало корен­ного изме­не­ния в под­хо­дах к про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тор­ной уста­новки. 11 августа 1963 года состо­ялся успеш­ный пуск «АРБУС». Как атомная элек­тро­стан­ция «АРБУС» экс­плу­а­ти­ро­вался 15 лет, снабжая элек­три­че­ством научно-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут атомных реак­то­ров в Димит­ров­граде.

В начале 1966 года отдел П. А. Деленса выпус­кает проект новой паро­про­из­во­дя­щей уста­новки для атом­ного под­вод­ного флота — моно­блока, сосре­до­то­чив­шего в одном корпусе все основ­ное обо­ру­до­ва­ние уста­новки. Но увидеть её реали­за­цию, воп­ло­ще­ние в металле, П. А. Деленс уже не успел.

За годы работы в совет­ском атомном проекте П. А. Деленс проявил себя как талан­тли­вый кон­струк­тор и инженер. Ака­демик А. П. Алек­сан­дров называл его своим учи­те­лем по инже­нер­ной части. Он поль­зо­вался огромным авто­ри­тетом среди кон­струк­то­ров и про­ек­ти­ров­щи­ков, на маши­но­стро­и­тель­ных и судо­стро­и­тель­ных заводах и у военных заказ­чи­ков. П. А. Деленс любил читать в ори­ги­нале фран­цуз­ские книги и журналы, был страст­ным авто­лю­би­те­лем.

Тру­до­вая дея­тель­ность П. А. Деленса была отме­чена двумя Сталин­скими и Ленин­ской преми­ями, двумя орде­нами Ленина (1949, 1963 гг.), золотой медалью им. И. В. Кур­ча­това, меда­лями.

4 июля 1983 года П. А. Деленс ушел на заслу­жен­ный отдых.

Павел Анто­но­вич Деленс скон­чался в 1985 году.


Библиография‍4