Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Духов Николай Леонидович1904—1964

кон­струк­тор бро­нетех­ники, ядерных и тер­мо­я­дер­ных воо­ру­же­ний. С 1954 г. — дирек­тор, главный кон­струк­тор и научный руко­во­ди­тель филиала № 1 КБ-11 (ВНИИА). Член-кор­ре­с­пон­дент АН СССР (1953). Трижды Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1945, 1949, 1953). Лауреат Ленин­ской (1960) и пяти Госу­дар­ствен­ных (1943, 1946, 1949, 1951, 1953) премий СССР.
Духов Николай Леонидович

Биография

Николай Лео­ни­до­вич Духов родился 26 октября 1904 года на Пол­тав­щине, в селе Веприк.

В 1920 году он окончил Гадяч­скую клас­си­че­скую гим­на­зию.

На про­тя­же­нии несколь­ких лет, с 1920 по 1924 гг. Николай Духов работал тех­ни­че­ским секрета­рем земель­ного отдела, заве­до­вал избой-читаль­ней, был дежур­ным по стоящей на берегу реки Псел элек­тро­стан­ции, работал рез­чи­ком свеклы, хро­но­мет­ра­жи­стом, заве­ду­ю­щим технико-нор­ми­ро­воч­ным бюро сахар­ного завода. С 1924 по 1928 гг. Духов учился на рабфаке Харь­ков­ского гео­де­зи­че­ского и зем­ле­устро­и­тель­ного инсти­тута, по окон­ча­нии кото­рого был коман­ди­ро­ван в Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут, где его зачи­с­лили на меха­ни­че­ский факуль­тет.

В 1932 году Николай Духов окончил Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «Кон­стру­и­ро­ва­ние и про­из­вод­ство трак­то­ров и авто­мо­би­лей», при этом в выдан­ной харак­те­ри­стике отме­чались его спо­соб­но­сти к само­сто­я­тель­ному мыш­ле­нию и воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния его на научной работе.

После инсти­тута тру­до­вая био­гра­фия Николая Лео­ни­до­вича про­дол­жа­ется на заводе «Красный Пути­ло­вец», куда Духов при­хо­дит рабо­тать инже­не­ром-кон­струк­то­ром, зани­ма­ясь выпус­ком тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции для авто­мо­би­лей и трак­то­ров. В 1935 году на «Красном Пути­ловце» (пере­и­ме­но­ван­ном в Киров­ский завод), было орга­ни­зо­вано Спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро № 2 (СКБ-2) для про­ек­ти­ро­ва­ния и выпуска танков, усо­вер­шен­ство­ва­ния их кон­струк­ций. К тан­ко­стро­е­нию в 1937 году был при­вле­чен и Н. Л. Духов. Он работал над соз­да­нием танков Т-29 и Т-28 под руко­вод­ством заме­ча­тель­ного орга­ни­за­тора и кон­струк­тора Ж. Я. Котина. Ярким про­я­в­ле­нием таланта Николая Лео­ни­до­вича стало его участие в 1938—39 гг. в раз­ра­ботке тяже­лого танка прин­ци­пи­ально нового типа. Машина полу­чила назва­ние КВ («Клим Воро­ши­лов»), и в этом проекте Духов был ведущим инже­не­ром.

Тяжелый танк «Клим Воро­ши­лов» хорошо заре­ко­мен­до­вал себя во время финской кам­па­нии и принес своим соз­да­те­лям заслу­жен­ную славу. В 1939 году Н. Л. Духов стал заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора. В марте 1940 года он получил свою первую прави­тель­ствен­ную награду — медаль «За тру­до­вую доблесть», а через месяц с неболь­шим — орден Ленина за раз­ра­ботку танков серии КВ.

Нача­лась Великая Оте­че­ствен­ная война, и в Поволжье, на Урале и в Сибири стала соз­да­ваться мощная тан­ко­стро­и­тель­ная про­мыш­лен­ность. В июле 1941 года Н. Л. Духов выехал на Челя­бин­ский трак­тор­ный завод, на про­из­вод­ствен­ные площади кото­рого было эва­ку­и­ро­вано семь крупных маши­но­стро­и­тель­ных заводов.

Основ­ной задачей на первом этапе работы было обес­пе­че­ние бес­пе­ре­бойного выпуска танков для фронта, несмо­тря на слож­но­сти с постав­кой ком­плек­ту­ю­щих. В 1942 году заводу было пору­чено нала­дить серийное про­из­вод­ство танков Т-34, и кон­струк­тор­ское бюро под руко­вод­ством Н. Л. Духова — в 1943 году он был назна­чен главным кон­струк­то­ром — в течение месяца сумело обес­пе­чить все необ­хо­ди­мое для орга­ни­за­ции про­из­вод­ства.

Исклю­чи­тельно большое зна­че­ние имела про­ве­ден­ная в 1942—43 гг. корен­ная модер­ни­за­ция танка КВ, резуль­та­том которой стало побе­до­нос­ное участие этих танков в сра­же­нии на Курской дуге. За эту работу в 1942 году Н.Л.Духов был награ­жден орденом Красной Звезды, а в 1943 году ему вместе с группой кон­струк­то­ров была при­су­ждена Сталин­ская премия. Еще одним выда­ю­щимся дости­же­нием кон­струк­тор­ского бюро Тан­ко­града под руко­вод­ством Н. Л. Духова стала раз­ра­ботка тяже­лого танка ИС («Иосиф Сталин»), который заслу­жил репу­та­цию самого мощного за всю Вторую мировую войну. Танки ИС, а также соз­дан­ные на его базе само­ход­ные артил­ле­рийские уста­новки прожили большую жизнь и до 60-х годов не усту­пали по боевым каче­ствам лучшим ино­стран­ным образ­цам.

За эти важ­нейшие раз­ра­ботки в январе 1944 года Николай Лео­ни­до­вич Духов был награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени, а в августе 1944 года — орденом Ленина. Ему было при­сво­ено воин­ское звание генерал-майора инже­нерно-тех­ни­че­ской службы.

За большой вклад в победу над врагом в апреле 1945 года Н. Л. Духов был награ­жден орденом Суво­рова 2-ой степени, а в сен­тя­бре 1945 года ему было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1946 году Николай Лео­ни­до­вич вто­рично стал лау­ре­а­том Сталин­ской премии.

В 1948 году про­и­зо­шел суще­ствен­ный поворот в жизни Н. Л. Духова: он был при­вле­чен к работам по соз­да­нию оте­че­ствен­ного ядер­ного оружия, про­во­див­шимся в Кон­струк­тор­ском бюро № 11, воз­главив научно-кон­струк­тор­ский сектор.

Одной из пер­во­о­че­ред­ных задач, поста­в­лен­ных перед Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем, стало соз­да­ние единой системы ведения чер­теж­ного хозяйства — без нала­жи­ва­ния этой службы нельзя было выхо­дить на серийное про­из­вод­ство. Под руко­вод­ством Н. Л. Духова эта про­блема была успешно решена.

Одно­вре­менно Духов активно вклю­чился в раз­ра­ботку кон­струк­ции первой атомной бомбы РДС-1. Здесь с новой силой про­я­вился талант Николая Лео­ни­до­вича и его нео­бык­но­вен­ная спо­соб­ность вносить ясность в самые запу­тан­ные вопросы и нахо­дить простые решения сложных и, каза­лось бы, нераз­ре­ши­мых задач.

В про­цессе работы над кон­струк­цией бомбы Духов так же, как и при соз­да­нии танков, с исклю­чи­тель­ным вни­ма­нием отно­сился ко всем заме­ча­ниям и поже­ла­ниям, не делил их на «мелкие» и «серьезные» — для него они все были серьезными. Все рас­сма­т­ри­ва­лось вни­ма­тельно и глубоко, каждая фор­му­ли­ровка текста тща­тельно отшли­фо­вы­ва­лась. Рабо­тав­ший с ним Д. А. Фишман говорил: «По суще­ству, если кратко сфор­му­ли­ро­вать и оха­рак­те­ри­зо­вать его дея­тель­ность, то можно сказать сле­ду­ю­щее: Николай Лео­ни­до­вич — выда­ю­щийся кон­струк­тор нашей страны, Николай Лео­ни­до­вич — один из пер­во­про­ход­цев по части кон­стру­и­ро­ва­ния в нашей отрасли обо­рон­ной техники, Николай Лео­ни­до­вич — наш учитель. Чему мы прежде всего учились у него? Это муд­ро­сти кон­стру­и­ро­ва­ния, солид­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния, демо­кра­тич­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния и обсто­я­тель­но­сти при кон­стру­и­ро­ва­нии».

Раз­ра­ботка прин­ци­пи­ально новых кон­струк­ций, отсут­ство­вав­ших в оте­че­ствен­ной прак­тике, раз­ви­тие новых тех­ноло­ги­че­ских напра­в­ле­ний, необ­хо­ди­мых для изго­то­в­ле­ния ядерных зарядов и ядерных бое­при­па­сов, орга­ни­за­ция спе­ци­али­зи­ро­ван­ного про­из­вод­ства, поста­новка на про­из­вод­ство изделий и при­бо­ров, сти­му­ли­ро­ва­ние в инте­ре­сах соз­да­ния ядер­ного оружия рас­чет­ных методик, вычи­с­ли­тель­ной техники, мате­ри­а­ло­ве­де­ния — все это стороны мно­го­гран­ной дея­тель­но­сти Н. Л. Духова, который по праву может считаться осно­ва­те­лем кон­струк­тор­ской школы по ядерным бое­при­па­сам.

Завер­ша­ю­щим этапом раз­ра­ботки любого обо­рон­ного изделия явля­ется этап про­ве­де­ния госу­дар­ствен­ных испы­та­ний. Николай Лео­ни­до­вич Духов при­ни­мал самое актив­ное участие в этой ответ­ствен­ной работе. Он был заме­сти­те­лем пред­се­да­теля спе­ци­аль­ной группы К. И. Щелкина, которой пору­чались раз­ра­ботки про­граммы действий на поли­гоне и про­граммы про­ве­де­ния тре­ни­ро­воч­ных опытов, а также осу­ще­ст­в­ле­ние опе­ра­тив­ного кон­троля за ходом под­го­товки к испы­та­ниям во всех под­раз­де­ле­ниях и службах КБ-11. Помимо этого, Духов руко­во­дил изго­то­в­ле­нием макета РДС-1 в одну пятую нату­раль­ной вели­чины для рас­смо­тре­ния его руко­вод­ством Первого глав­ного упра­в­ле­ния и воз­гла­в­лял группу спе­ци­аль­ной сборки с уста­нов­кой плу­то­ни­е­вого заряда.

29 августа 1949 года состо­я­лось испы­та­ние первой оте­че­ствен­ной атомной бомбы — слож­нейшая задача, сто­яв­шая перед тео­рети­ками, иссле­до­ва­те­лями, кон­струк­то­рами, испы­та­те­лями и про­из­вод­ствен­ными работ­ни­ками, была успешно решена. Основ­ные руко­во­ди­тели атом­ного проекта были отме­чены при­сво­е­нием званий Героя Соци­али­сти­че­ского Труда и лау­ре­ата Сталин­ской премии. Был среди них и Н. Л. Духов. Это была уже вторая звезда Героя для Николая Лео­ни­до­вича.

Бомба РДС-1 была тяжела и гро­моздка, не была пол­но­стью отра­бо­тана авто­ма­тика, и поэтому сразу после успеш­ного испы­та­ния на поли­гоне нача­лась актив­ная работа по ее совер­шен­ство­ва­нию. Н. Л. Духов руко­во­дил под­раз­де­ле­ни­ями, которые рабо­тали над вари­ан­тами РДС-1 и над соз­да­нием новых образ­цов оружия. Сле­ду­ю­щим круп­нейшим дости­же­нием КБ-11 стало соз­да­ние и успеш­ное испы­та­ние 12 августа 1953 года водо­род­ной бомбы РДС-6с, за участие в работе над которой Николай Лео­ни­до­вич в третий раз был награ­жден золотой звездой «Серп и Молот» Героя Соци­али­сти­че­ского Труда. В том же 1953 году Н. Л. Духову была при­су­ждена ученая степень доктора наук, и он был избран членом-кор­ре­с­пон­ден­том Ака­демии наук СССР.

В этот период времени в кон­струк­тор­ском бюро велись работы по изу­че­нию спо­со­бов нейтрон­ного ини­ци­и­ро­ва­ния ядерных зарядов. В про­цессе этих работ к ним был при­вле­чен завод № 25 МАП (Мини­стер­ство ави­а­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти). Вся­че­ски фор­си­руя раз­ра­ботку новой авто­ма­тики и при­вле­кая орга­ни­за­ции других ведом­ств, Ю. Б. Харитон понимал, что пере­дача в другое ведом­ство основ­ного узла авто­ма­тики ядерных бое­при­па­сов, ответ­ствен­ного за ини­ци­и­ро­ва­ние ядер­ного заряда, недо­пу­стимо. Поэтому он обра­тился с соот­вет­ству­ю­щей прось­бой к Пред­се­да­телю Совета Мини­стров СССР Г. М. Мален­кову, и в мае 1954 года завод № 25 МАП был передан в ведение Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. Он получил назва­ние филиал № 1 КБ-11, и руко­во­ди­те­лем его был назна­чен Николай Лео­ни­до­вич Духов.

Став во главе филиала № 1 КБ-11, Н. Л. Духов понимал, что дела­ются только первые шаги в соз­да­нии авто­ма­тики и впереди еще много работы. В июле 1954 года были изго­то­в­лены первые блоки авто­ма­тики (БА 4), кон­трольно-испы­та­тель­ные уста­новки, тех­ноло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние и осна­стка. Резуль­таты натур­ного испы­та­ния, которое состо­я­лось в октябре 1954 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне, пол­но­стью под­твер­дили рас­чет­ные пара­метры. Ю. Б. Харитон настоял на про­ве­де­нии вторых испы­та­ний, которые прошли в ноябре того же года с еще большим при­ра­ще­нием мощ­но­сти взрыва, и таким образом в нашей стране в двух атомных взрывах впервые была реали­зо­вана новая авто­ма­тика подрыва и нейтрон­ного ини­ци­и­ро­ва­ния.

Идея внеш­него нейтрон­ного ини­ци­и­ро­ва­ния была под­твер­ждена с три­ум­фаль­ным успехом, но сама авто­ма­тика была очень сложной, пред­ста­в­ляла собой «целую элек­тро­стан­цию» на бомбе и тре­бо­вала уни­каль­ных про­из­вод­ствен­ных тех­ноло­гий и больших затрат. Все непро­стые вопросы по ее про­из­вод­ству и совер­шен­ство­ва­нию и пред­сто­яло решать кол­лек­тиву, руко­во­ди­мому Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем. Но это было еще не все. Перед Н. Л. Духовым встала важная про­блема по опре­де­ле­нию научно-тех­ни­че­ской напра­в­лен­но­сти работы филиала КБ-11 на многие годы вперед с учетом потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей кон­струк­то­ров, иссле­до­ва­те­лей и про­из­вод­ства.

Николай Лео­ни­до­вич считал, что инсти­тут может дли­тельно суще­ство­вать только на основе зна­чи­тель­ного рас­ши­ре­ния тема­тики. Поэтому уже спустя несколько месяцев после своего назна­че­ния он выдви­нул идею заняться также раз­ра­бот­кой ядерных бое­при­па­сов, бор­то­вых при­бо­ров, а затем и кон­трольно-изме­ри­тель­ной аппа­ра­туры. Это пред­ло­же­ние было принято, и Духов начал фор­ми­ро­вать научно-кон­струк­тор­ские напра­в­ле­ния.

Для выпол­не­ния воз­ло­жен­ных задач тре­бо­ва­лось соз­да­ние совре­мен­ной мате­ри­ально-тех­ни­че­ской базы. Начались рекон­струк­ция про­из­вод­ства, стро­и­тель­ство лабо­ра­тор­ного корпуса, раз­ви­тие тех­ноло­ги­че­ских служб, соз­да­ние иссле­до­ва­тель­ских и испы­та­тель­ных лабо­ра­то­рий, при­об­рете­ние нового обо­ру­до­ва­ния. Николай Лео­ни­до­вич при­да­вал реша­ю­щее зна­че­ние тех­ноло­гии про­из­вод­ства и вне­дре­нию новых тех­ноло­ги­че­ских про­цес­сов и мате­ри­а­лов. При нем начали при­ме­нять пласт­массы, ком­па­унды, клеи; смело пошли на исполь­зо­ва­ние полу­про­вод­ни­ко­вых при­бо­ров, про­из­вод­ство которых в конце 50-х годов только нала­жи­ва­лось. При­да­вая большое зна­че­ние пла­ни­ро­ва­нию, Н. Л. Духов стал ини­ци­а­то­ром выпуска поло­же­ния об орга­ни­за­ции работ в инсти­туте и уста­но­в­ле­ния опре­де­лен­ного порядка ведения раз­ра­бо­ток.

В решении всех этих проблем осо­бенно ярко про­я­в­ля­лись выда­ю­щи­еся каче­ства Николая Лео­ни­до­вича как орга­ни­за­тора и руко­во­ди­теля, его кон­струк­тор­ский талант, огромный жиз­нен­ный опыт, спо­соб­ность не только увлечь кол­лек­тив на решение сложных задач, но и заставить пове­рить в свои силы, в выпол­ни­мость этих задач. Он, как и всегда, часто бывал в кон­струк­тор­ских и иссле­до­ва­тель­ских под­раз­де­ле­ниях, в цехах, осо­бенно в сбо­роч­ном, вни­ма­тельно выслу­ши­вая не только началь­ни­ков, но и непо­сред­ствен­ных испол­ни­те­лей, вникал во все мелочи, будь то кон­струк­тор­ский вопрос, вопрос лабо­ра­тор­ной отра­ботки или изго­то­в­ле­ния отдель­ных деталей.

В мае 1954 года Н. Л. Духову было при­сво­ено воин­ское звание генерал-лейте­нанта инже­нерно-тех­ни­че­ской службы, а в октябре 1954 года его награ­дили орденом Ленина.

В 1956 году филиал № 1 КБ-11 был выделен в само­сто­я­тель­ную орга­ни­за­цию и получил назва­ние КБ-25 МСМ, Николай Лео­ни­до­вич стал его началь­ни­ком, научным руко­во­ди­те­лем и главным кон­струк­то­ром. Успеш­ная дея­тель­ность кол­лек­тива КБ-25 под руко­вод­ством Н. Л. Духова вскоре вывела его в число ведущих пред­при­ятий Мини­стер­ства и при­не­сла заслу­жен­ный авто­ри­тет среди других орга­ни­за­ций, рабо­тав­ших с ним, и у заказ­чика.

В это время в кон­струк­тор­ском бюро, воз­гла­в­ля­е­мом Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем, закла­ды­вались основы напра­в­ле­ний раз­ви­тия ядерных бое­при­па­сов. Каждой новой раз­ра­бот­кой, по суще­ству, начи­нался новый класс изделий. В первые годы работы пред­при­ятия велись раз­ра­ботки ЯБП для первой стра­те­ги­че­ской бал­ли­сти­че­ской ракеты Р-7, так­ти­че­ских ракет (само­летов-сна­ря­дов), кры­ла­тых ракет ВВС и ВМФ, зенит­ных упра­в­ля­е­мых ракет и торпед. При жизни Н. Л. Духова были пере­даны в серийное про­из­вод­ство и приняты на воо­ру­же­ние около 20% всех раз­ра­бо­тан­ных в инсти­туте ЯБП; также были раз­ра­бо­таны и пере­даны в серийное про­из­вод­ство новые блоки авто­ма­тики с улуч­шен­ными тех­ни­че­скими и экс­плу­а­та­ци­он­ными харак­те­ри­сти­ками; были созданы новые, ори­ги­наль­ные приборы.

Соз­дан­ный в КБ-25 Научно-тех­ни­че­ский совет под пред­се­да­тель­ством Николая Лео­ни­до­вича рас­сма­т­ри­вал вопросы тех­ни­че­ской поли­тики пред­при­ятия, совер­шен­ство­ва­ния системы раз­ра­ботки изделий, раз­ви­тия мате­ри­аль­ной базы и осна­ще­ния новейшим обо­ру­до­ва­нием и аппа­ра­ту­рой. В 1960 году группам спе­ци­али­стов во главе с Н. Л. Духовым и А. А. Бришом была при­су­ждена Ленин­ская премия, а кон­струк­тор­ское бюро было награ­ждено орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

В эти годы объем работы бурно рос по всем напра­в­ле­ниям, быстро уве­ли­чи­ва­лось коли­че­ство тем, поэтому насущ­ной про­бле­мой стала необ­хо­ди­мость пере­смо­тра методов про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния изделий. Понимая это, Николай Лео­ни­до­вич дал задание группе спе­ци­али­стов под руко­вод­ством В. А. Зуев­ского под­го­то­вить пред­ло­же­ния по соз­да­нию типовой шкалы уни­фи­ци­ро­ван­ной авто­ма­тики ЯБП. Были также под­го­то­в­лены пред­ло­же­ния по уни­фи­ка­ции кон­трольно-изме­ри­тель­ной аппа­ра­туры. Реали­за­ция всех этих пред­ло­же­ний зало­жила прочную основу для сокра­ще­ния сроков соз­да­ния ЯБП на долгие годы.

Николай Лео­ни­до­вич вложил много энергии и сил в дело повы­ше­ния тех­ни­че­ских и экс­плу­а­та­ци­он­ных харак­те­ри­стик раз­ра­ба­ты­ва­е­мых изделий, упро­ще­ния их обслу­жи­ва­ния и совер­шен­ство­ва­ния кон­троля, одним из первых в отрасли поставив вопрос о раз­вер­ты­ва­нии работ по тео­рети­че­ской оценке пока­за­те­лей надеж­но­сти ЯБП.

В начале 60-х годов полным ходом шла корен­ная рекон­струк­ция КБ, новейшим обо­ру­до­ва­нием осна­щались научно-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, рас­ши­ря­лись площади кон­струк­тор­ских под­раз­де­ле­ний. В начале 1964 года всту­пила в строй первая очередь нового лабо­ра­торно-кон­струк­тор­ского корпуса. Н. Л. Духов уделял много вни­ма­ния улуч­ше­нию жилищно-бытовых условий сотруд­ни­ков КБ: при нем было зало­жено и постро­ено несколько жилых домов, были открыты детские дош­коль­ные учре­жде­ния.

Обладая пре­крас­ными чело­ве­че­скими каче­ствами: отзыв­чи­во­стью, добро­же­ла­тель­но­стью, вни­ма­тель­но­стью к людям, — Николай Лео­ни­до­вич, тем не менее, отли­чался высокой тре­бо­ва­тель­но­стью к сотруд­ни­кам и к самому себе, прин­ци­пи­аль­но­стью и пун­к­ту­аль­но­стью. Он всегда умел соз­да­вать вокруг себя атмо­сферу высокой дело­ви­то­сти и твор­че­ского труда.

1 мая 1964 года после тяжелой непро­дол­жи­тель­ной болезни Николая Лео­ни­до­вича Духова не стало. Похо­ро­нен Н. Л. Духов на Ново­де­ви­чьем клад­бище.


Библиография‍8