Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Эсакия Николай Михайлович1906—1987

госу­дар­ствен­ный деятель, генерал-дирек­тор пути и стро­и­тель­ства (1943). В Атомном проекте СССР с 1946. В 1946-1950 один из руко­во­ди­те­лей САО «Висмут», в 1950–1960 руко­во­ди­тель стро­и­тель­ства горно-хими­че­ского ком­би­ната в г. Желез­но­гор­ске (г. Крас­но­ярск-26). Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1949), лауреат Сталин­ской (1949) и Ленин­ской премий (1958).
Эсакия Николай Михайлович

Биография

Николай Михайло­вич Эсакия родился 6 ноября 1906 года в городе Поти Кута­ис­ской губер­нии (Грузия) в семье рево­лю­ци­о­нера Михаила Вис­са­ри­о­но­вича Эсакия.

В 1931 году Н. М. Эсакия окончил поли­тех­ни­че­ский факуль­тет Тби­лис­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета, учился также в Москов­ской горной ака­демии. В 1931-1933 гг. работал инже­не­ром сначала на бари­то­вых место­ро­жде­ниях в Гру­зин­ской ССР, затем в про­ек­т­ной орга­ни­за­ции «Зак­гос­про­ект» (Тбилиси).

С 1933 года Н. М. Эсакия работал в Москве на стро­и­тель­стве Москов­ского мет­ро­по­ли­тена. Он начинал свою тру­до­вую био­гра­фию сменным инже­не­ром на стро­и­тель­стве станции «Красные ворота». В конце 1930-х годов был уже началь­ни­ком стро­и­тель­ства станций мет­ро­по­ли­тена «Красные Ворота», «Мая­ков­ская» и «Ново­сло­бод­ская», не имевших ана­ло­гов в инже­нер­ной прак­тике 1930-1940-х гг.

В начале Великой Оте­че­ствен­ной войны в 1941-1942 гг. Н. М. Эсакия выпол­нял особо важное прави­тель­ствен­ное задание в городе Куйбы­шеве (ныне Самара) по стро­и­тель­ству ком­плекса подзем­ного узла упра­в­ле­ния Воо­ружён­ными Силами, в котором также должно было при необ­хо­ди­мо­сти рас­по­ла­гаться прави­тель­ство СССР и Ставка Вер­хов­ного Глав­но­ко­ман­до­ва­ния во главе с И. В. Стали­ным.

Затем непро­дол­жи­тель­ное время он воз­гла­в­ляет шахту в г. Узловая.

В 1943-1945 гг. Н. М. Эсакия — заме­сти­тель началь­ника Глав­тон­нель­строя. В этот период наряду с про­дол­же­нием работы по стро­и­тель­ству Москов­ского мет­ро­по­ли­тена Н. М. Эсакия руко­во­дил соо­ру­же­нием сверх­слож­ной трассы тон­не­лей и широ­ко­ко­лей­ной желез­ной дороги на участке Сухуми-Гагра, сыграв­шей важную роль в обороне Кавказа; вос­ста­но­ви­тель­ными рабо­тами на тон­не­лях и других объек­тах желез­но­до­рож­ного а авто­мо­биль­ного тран­с­порта на осво­бо­ждён­ных тер­ри­то­риях. Нео­це­ни­мый вклад он внес в вос­ста­но­в­ле­ние в рекор­д­ные сроки раз­ру­шен­ных фаши­стами шахт, мостов, тон­не­лей. Под его руко­вод­ством для уско­ре­ния доставки грузов совет­ским войскам на южном участке совет­ско-гер­ман­ского фронта были постро­ены несколько тон­не­лей на Чер­но­мор­ской желез­ной дороге. Эта линия, стро­ив­ша­яся много лет, была завер­шена в ходе войны и имела большое стра­те­ги­че­ское зна­че­ние.

29 июля 1945 года Поста­но­в­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР «О при­сво­е­нии пер­со­наль­ных званий высшему началь­ству­ю­щему составу желез­но­до­рож­ного тран­с­порта» Эсакия Николаю Михайло­вичу было при­сво­ено звание генерал-дирек­тора пути и стро­и­тель­ства 3-го ранга.

5 октября 1946 года Поста­но­в­ле­нием Совета Мини­стров СССР «О раз­ви­тии добычи висмута и кобальта на тер­ри­то­рии Сак­со­нии (в совет­ской зоне окку­па­ции Гер­ма­нии)» Н. М. Эсакия был назна­чен заме­сти­те­лем началь­ника Сак­сон­ского горного упра­в­ле­ния по горно-капиталь­ным работам и стро­и­тель­ству (на время про­из­вод­ства работ Мет­ро­строем). Этим же поста­но­в­ле­нием пред­при­ятию уста­на­в­ли­ва­ется первый план добычи руд висмута и кобальта. Так нача­лась его работа в совет­ском Атомном проекте.

В Гер­ма­нии Н. М. Эсакия руко­во­дил горно-капиталь­ными и гор­но­про­ход­че­скими рабо­тами. На кол­лек­тив Сак­сон­ского горного упра­в­ле­ния (СГУ) совет­ским прави­тель­ством воз­ла­га­лось решение важ­нейшей задачи — добыча урана для атом­ного проекта. В то время поиски рудных место­ро­жде­ний урана в СССР только раз­во­ра­чи­вались, и Рудные горы Сак­со­нии явля­лись фак­ти­че­ски един­ствен­ным источ­ни­ком его про­мыш­лен­ного полу­че­ния. Несмо­тря на пес­сими­сти­че­ские оценки, совет­ским геоло­гам удалось выявить ряд пер­спек­тив­ных место­ро­жде­ний, на неко­то­рых из которых содер­жа­ние урана в руде дохо­дило до 40 %. На их базе в 1947 году было создано совет­ское акци­о­нер­ное обще­ство «Висмут» (с 1953 года — Совет­ско-Гер­ман­ское акци­о­нер­ное обще­ство «Висмут»), в котором Н. М. Эсакия занял пост заме­сти­теля дирек­тора и руко­во­ди­теля шахтно-стро­и­тель­ных работ.

Только за период 1946-1950 гг. САО «Висмут» поставило в СССР на усло­виях репа­ра­ци­он­ных пла­те­жей почти 2,5 тыс. тонн ура­но­вой руды, в то время как на всех руд­ни­ках страны было добыто чуть больше 1 тыс. тонн. Таким образом, именно уран, добытый САО «Висмут», служил основ­ным топ­ли­вом первого про­мыш­лен­ного реак­тора «А», из кото­рого затем извле­кался плу­то­ний для первого совет­ского атом­ного заряда.

После успеш­ного испы­та­ния первой атомной бомбы РДС-1 Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О при­сво­е­нии звания Героя соци­али­сти­че­ского труда научным, инже­нерно-тех­ни­че­ским и руко­во­дя­щим работ­ни­кам научно-иссле­до­ва­тель­ских, кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций и про­мыш­лен­ных пред­при­ятий» за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного задания Эсакия Николаю Михайло­вичу при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Также Н. М. Эсакию была при­су­ждена Сталин­ская премия первой степени.

26 февраля 1950 года выходит Поста­но­в­ле­ние СМ СССР «О ком­би­нате 815», которое дает старт стро­и­тель­ству ком­би­ната 815 (будущий Горно-хими­че­ский ком­би­нат), пред­на­зна­чен­ного для про­из­вод­ства теллура-120 (так в доку­мен­тах атом­ного проекта назы­вался плу­то­ний). В целях обес­пе­че­ния надёж­ного укрытия от авиации веро­ят­ного против­ника ком­би­нат стро­ился в толще Ата­ма­нов­ского кряжа Саян­ских гор с заглу­б­ле­нием не менее 200-230 м. Этим же поста­но­в­ле­нием Н. М. Эсакия осво­бо­ждался от долж­но­сти заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора АО «Висмут» и назна­чался заме­сти­те­лем началь­ника стро­и­тель­ства ком­би­ната (Упра­в­ле­ние стро­и­тель­ства № 944).

Н. М. Эсакия при­бы­вает на ком­би­нат в конце августа 1950 года и с 1 сен­тя­бря при­сту­пает к работе, сразу вникая в суть дела. Высокая эру­ди­ция, тех­ни­че­ская гра­мот­ность, богатый опыт ведения горных работ поз­во­лили ему бук­вально в считан­ные дни орга­ни­зо­вать гор­но­про­ход­че­ские работы. Непо­сред­ственно в горных выра­бот­ках он бывал 3-4 раза в неделю. В каске, дожде­вике и рези­но­вых сапогах он шагал по мокрым от грун­то­вых вод шахтным кори­до­рам, про­во­дил на местах опе­ра­тивки, лично кон­тро­ли­ро­вал сдачу объек­тов. Высту­пая 30 октября 1950 года на засе­да­нии НТС ПГУ, Н. М. Эсакия докла­ды­вал, что общая про­тя­жен­ность гори­зон­таль­ных выра­бо­ток в горах соста­в­ляет более 30 км при ско­ро­сти про­ходки 45-48 метров в месяц.

Первый год ока­зался самым трудным для гор­ня­ков — в зиму про­ход­че­ские работы велись при тем­пе­ра­туре до— 50 0С, военные стро­и­тели жили в палат­ках, заклю­чен­ные — в сборных щитовых домах. Одно­вре­менно с началом про­ходки горных выра­бо­ток велось обустройство тер­ри­то­рии шахтной поверх­но­сти: укла­ды­вались узко­ко­лейки, стро­и­лись ком­прес­сор­ные, велось стро­и­тель­ство арма­тур­ного и меха­ни­че­ского цехов, под­соб­ных и хозяйствен­ных поме­ще­ний. О ходе работ руко­во­ди­тели Упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства № 944 еже­д­невно докла­ды­вали в Первое главное упра­в­ле­ние по теле­фон­ной связи «ВЧ».

Поста­но­в­ле­нием Совмина СССР от 27 августа 1951 года из Упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства № 944 выде­ля­ется само­сто­я­тель­ная орга­ни­за­ция — Горное упра­в­ле­ние в составе Глав­тон­нель­мет­ро­строя Мини­стер­ства путей сооб­ще­ния СССР. Её началь­ни­ком назна­чают Н. М. Эсакия.

Под его руко­вод­ством гор­ня­ками был выпол­нен огромный объём работ. Общая про­тя­жен­ность и площадь выпол­нен­ных на глубине свыше 200 метров дорог, цехов, реак­тор­ных залов и пере­хо­дов в несколько раз пре­вы­шают совре­мен­ные пока­за­тели Москов­ского мет­ро­по­ли­тена. Неко­то­рые про­из­вод­ствен­ные поме­ще­ния дости­гали высоты 72 метра и длину до 105 метров. Общий объём вынутой горной породы составил более 15 млн кубо­мет­ров. На стро­и­тель­стве рабо­тали несколько десят­ков тысяч заклю­чён­ных, рабочих и спе­ци­али­стов.

Н. М. Эсакия знал по имени всех руко­во­ди­те­лей под­раз­де­ле­ний, как гра­ждан­ских, так и военных. Стеной стоял за инте­ресы своего кол­лек­тива и всеми силами стремился улуч­шить про­из­вод­ствен­ные и бытовые условия для своих людей. Так, по его насто­я­нию в 1953 году для Горного упра­в­ле­ния были закуп­лены швед­ские пер­фо­ра­торы «Атлас-Копка», поз­во­ля­ю­щие бурить с водой с пнев­мо­под­ста­вок. До этого горняки при­ме­няли пер­фо­ра­торы с воз­душ­ной про­дув­кой, так что в забое стояла пыль столбом, и после смены рабочие выхо­дили с ног до головы покры­тые слоем серой взвеси. Кроме того, по прямому ука­за­нию Н. М. Эсакии в нару­ше­ние всех «секрет­ных» инструк­ций в про­из­вод­ствен­ной зоне был открыт кино­клуб, где горняки про­во­дили собра­ния и смо­трели фильмы.

При необ­хо­ди­мо­сти Н. М. Эсакия не чурался исполь­зо­вать факт своего родства с кура­то­ром Атом­ного проекта Л. П. Берия (они были женаты на сестрах). Во время спорных ситу­а­ций на опе­ра­тив­ных сове­ща­ниях в Горном упра­в­ле­нии из уст Н.М.Эсакии нередко можно было услы­шать угрозу позво­нить Берии, так что спорить с ним могли только самые без­ба­шен­ные.

28 июля 1953 года Н. М. Эсакию при­сва­и­ва­ется звание генерал-дирек­тор пути и стро­и­тель­ства 2-го ранга.

Между тем стро­и­тель­ство основ­ных объек­тов ком­би­ната шло с отста­ва­нием сроков. Годовой план 1954 года был выпол­нен на 98,3 %, 1955 года — на 93,2 %. Опыта стро­и­тель­ства огромных подземных камер в оте­че­ствен­ной прак­тике не было, и неко­то­рые спе­ци­али­сты выска­зы­вали опа­се­ния, что горное дав­ле­ние может при­ве­сти к их схло­пы­ва­нию. В шахте реак­тора стали срочно соо­ру­жать мощные защит­ные попе­реч­ные стены из тяже­лого бетона, которые одно­вре­менно выпол­няли рас­пор­ные функции.

Наконец в августе 1958 года стро­и­тель­ство первого реак­тора АД подошло к концу, и нача­лась загрузка в актив­ную зону ядер­ного топлива. 28 августа был под­пи­сан акт о готов­но­сти, и начался подъем мощ­но­сти реак­тора. В 16 часов 47 минут теп­ло­вая мощ­ность дости­гла 260 МВт, тем самым реактор АД и Горно-хими­че­ский ком­би­нат вступил в строй действу­ю­щих пред­при­ятий страны. В этом, несо­мненно, была заслуга и Н. М. Эсакия.

Н. М. Эсакия был руко­во­ди­те­лем высшего класса — строгий, справед­ли­вый, вни­ма­тель­ный ко всем запро­сам работ­ни­ков, отзыв­чи­вый, пре­красно вла­де­ю­щий тех­ноло­гией ведения гор­но­про­ход­че­ских работ. Ему удалось создать моно­лит­ный кол­лек­тив гор­ня­ков, успешно выпол­нив­ших ответ­ствен­ное задание прави­тель­ства, построив уни­каль­ный подземный ком­би­нат.

Н. М. Эсакия быстро ори­ен­ти­ро­вался в кри­ти­че­ских ситу­а­циях. По крайней мере, дважды он давал команду выво­дить людей из камер, а которых обна­ру­жи­вались трещины, и через час про­ис­хо­дило их обру­ше­ние. Его инту­и­ция и огромный опыт не раз спасали людям жизнь.

18 июля 1960 года, когда основ­ной объем горных работ был выпол­нен, Н. М. Эсакия отзы­вают в Москву и назна­чают заме­сти­те­лем началь­ника Глав­тон­нель­мет­ро­строя Мини­стер­ства тран­с­порт­ного стро­и­тель­ства СССР. Затем, с 1970 по 1973 гг. он воз­гла­в­ляет стро­и­тель­ство Ингури ГЭС, а затем до послед­них дней своей жизни, живя в Тбилиси, он работал кон­суль­тан­том и главным тех­ноло­гом Тбил­тон­нель­строя. На этой долж­но­сти Н. М. Эсакия ока­зы­вал большую помощь в стро­и­тель­стве Тби­лис­ского мет­ро­по­ли­тена.

Н. М. Эсакия изби­рался деле­га­том XXIV съезда КПСС (1971 г.), XXIV съезда Ком­пар­тии Грузии (1971 г.); депу­та­том Вер­хов­ного Совета Гру­зин­ской ССР 8-го созыва (1971-1975 гг.), Желез­но­гор­ского город­ского совета депу­та­тов тру­дя­щихся, был членом город­ского коми­тета КПСС.

Дея­тель­ность Николая Михайло­вича Эсакия была высоко оценена руко­вод­ством страны. Он награ­ждён 3 орде­нами Ленина (02.06.1944; 29.10.1949; 07.03.1962), орде­нами Оте­че­ствен­ной войны 1-й степени (29.07.1945), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (20.04.1971), «Знак Почёта» (08.05.1942), меда­лями. Помимо Сталин­ской премии, Н. М. Эсакия удо­стоен Ленин­ской премии и почет­ных званий «Заслу­жен­ный стро­и­тель РСФСР» и «Заслу­жен­ный инженер Гру­зин­ской ССР».

Николай Михайло­вич Эсакия умер в апреле 1987 года (сооб­ще­ние о смерти опу­б­ли­ко­вано 14-го числа).


Библиография‍5