Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Громов Борис Фёдорович1927—2001

теп­ло­фи­зик, д. ф.- м. н., про­фес­сор. В 1951- 2001 работал в ФЭИ (в 1974- 1996 зам. дирек­тора инсти­тута по научной работе). Бли­жайший помощ­ник и заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля А. И. Лейпун­ского, а после его смерти с 1972 по 2001 воз­гла­в­лял работы по соз­да­нию ЯЭУ с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем для ПЛА. Лауреат Ленин­ской (1961) и Госу­дар­ствен­ной ( 1981) премий.
Громов Борис Фёдорович

Биография

Борис Фёдо­ро­вич Громов родился 11 мая 1927 в деревне Стребково Рыбин­ского уезда Яро­с­лав­ской губер­нии в семье сель­ских учи­те­лей.

После окон­ча­ния 9-го класса он посту­пил в Рыбин­ский ави­а­ци­он­ный тех­ни­кум на отде­ле­ние холод­ной обра­ботки метал­лов реза­нием. Во время учебы работал на Рыбин­ском ави­а­ци­он­ном заводе.

В 1945 году, сдав экс­тер­ном экза­мены за 10-й класс, он посту­пил в Москов­ский энер­гети­че­ский инсти­тут на теп­ло­энер­гети­че­ский факуль­тет. В 1947 году для под­го­товки спе­ци­али­стов для Атом­ного проекта СССР в МЭИ соз­да­ется физико-энер­гети­че­ский факуль­тет, куда пере­во­дили сту­ден­тов, имеющих хорошую успе­ва­е­мость и «бла­го­на­деж­ность». Так Б. Ф. Громов попал в первый набор из 12 сту­ден­тов нового факуль­тета.

Дипломный проект, посвя­щен­ный высо­ко­тем­пе­ра­тур­ному газо­вому реак­тору, Б. Ф. Громов делал в Инсти­туте физи­че­ских проблем. Однако в декабре 1950 года, когда диплом­ная работа была уже почти готова, реше­нием ПГУ он напра­в­ля­ется в Обнинск в Лабо­ра­то­рию «В» (ФЭИ) к А. И. Лейпун­скому, который пору­чает ему заняться реак­то­ром с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем (ЖМТ) для под­вод­ной лодки. Фак­ти­че­ски это была первая работа, в которой опре­де­лены основ­ные черты такой ЯЭУ: реактор на про­ме­жу­точ­ных нейтро­нах с берил­ли­е­вым замед­ли­те­лем и стер­ж­не­выми твэлами, двух­кон­тур­ная схема отвода тепла, пет­ле­вая ком­по­новка обо­ру­до­ва­ния первого контура, паро­тур­бин­ное пре­об­ра­зо­ва­ние энергии. После успеш­ной защиты диплом­ного проекта (с отли­чием, спе­ци­аль­ность «инженер-физик») Б. Ф. Громов был рас­пре­де­лен в Лабо­ра­то­рию «В», при­сту­пив к работе в ней 2 августа 1951 года и про­дол­жив начатые диплом­ной работой иссле­до­ва­ния.

В 1952 году вышло поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства о раз­вёр­ты­ва­нии в Совет­ском Союзе работ по соз­да­нию атомных под­вод­ных лодок (АПЛ), которым на Лабо­ра­то­рию «В» воз­ла­га­лась обя­зан­ность по раз­ра­ботке реак­тора на сплаве свинец-висмут. К моменту выхода поста­но­в­ле­ния, давшего работам по соз­да­нию атомных под­вод­ных лодок госу­дар­ствен­ный при­о­ри­тет, в США завер­шались работы по соз­да­нию АПЛ с ядерно-энер­гети­че­скими уста­нов­ками (ЯЭУ) двух типов: с реак­то­ром на теп­ло­вых нейтро­нах, в котором в каче­стве замед­ли­теля нейтро­нов и теп­ло­но­си­теля исполь­зо­ва­лась вода под дав­ле­нием, и реак­то­ром на про­ме­жу­точ­ных нейтро­нах, в котором в каче­стве замед­ли­теля нейтро­нов исполь­зо­вался метал­ли­че­ский берил­лий, а в каче­стве теп­ло­но­си­теля — жидкий натрий. В отличие от решения, при­ня­того в США, А. И. Лейпун­ский в каче­стве жид­ко­метал­ли­че­ского теп­ло­но­си­теля для ЯЭУ атомных под­вод­ных лодок выбрал эвтек­ти­че­ский сплав свинца и висмута, несмо­тря на его худшие в срав­не­нии с натрием теп­ло­пе­ре­да­ю­щие свойства. Жизнь впо­след­ствии под­твер­дила правиль­ность этого выбора.

Борис Федо­ро­вич Громов быстро стал опорой А. И. Лейпун­ского в соз­да­нии реак­тор­ных уста­но­вок с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем. А. И. Лейпун­ский оста­но­вил свой выбор на Б. Ф. Громове как на своём первом помощ­нике, а затем заме­сти­теле науч­ного руко­во­ди­теля напра­в­ле­ния, конечно, не слу­чайно. При­род­ные спо­соб­но­сти и тру­до­лю­бие, само­ор­га­ни­зо­ван­ность и дис­ци­плина, при­су­щие Б. Ф. Громову, спо­соб­ство­вали этому выбору.

Работа по соз­да­нию ядерных энер­гети­че­ских уста­но­вок с ЖМТ для АПЛ про­хо­дила в спе­ци­фи­че­ских усло­виях, которые харак­те­ри­зо­вались сжатыми дирек­тив­ными сроками, полным отсут­ствием какого-либо оте­че­ствен­ного или зару­беж­ного опыта обра­ще­ния с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем свинец-висмут, высокой тре­бо­ва­тель­но­стью госу­дар­ствен­ных органов в отно­ше­нии сроков выпол­не­ния и резуль­та­тов про­во­ди­мых работ, мак­си­мально воз­мож­ной финан­со­вой и орга­ни­за­ци­он­ной под­дер­ж­кой госу­дар­ства. Это нало­жило свой отпе­ча­ток и на стиль работы Б. Ф. Громова как руко­во­ди­теля кол­лек­тива, наце­лен­ного на быстрое и правиль­ное решение задачи в усло­виях отсут­ствия доста­точ­ных знаний и опыта.

В 1954 году Б. Ф. Громов ста­но­вится заве­ду­ю­щим лабо­ра­то­рией ФЭИ. В это время работы по соз­да­нию первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки шли полным ходом. В январе 1959 года в ФЭИ был введен в экс­плу­а­та­цию пол­но­мас­штаб­ный стенд-про­тотип реак­тор­ной уста­новки 27/ВТ, пред­на­зна­чен­ный для отра­ботки тех­ноло­гии жид­ко­метал­ли­че­ского теп­ло­но­си­теля, экс­плу­а­та­ция кото­рого выявила ряд важ­нейших проблем. Кроме того, на стенде 27/ВТ в 60-х годах про­и­зо­шло несколько аварий с про­ли­вом ради­о­ак­тив­ного теп­ло­но­си­теля, что потре­бо­вало отра­ботки меро­при­ятий и средств защиты пер­со­нала от полония, которые в даль­нейшем были пере­не­сены и на под­вод­ную лодку.

Тем не менее, экс­плу­а­та­ция стенда 27/ВТ под­твер­дила прин­ци­пи­аль­ную воз­мож­ность соз­да­ния АПЛ с ЖМТ.

В 1960 году за соз­да­ние прин­ци­пи­ально новой ядерно-энер­гети­че­ской уста­новки и про­ве­де­ние цикла иссле­до­ва­ний группа учёных, в числе которых был и Б. Ф. Громов, была удо­сто­ена Ленин­ской премии. В 1961 году Б. Ф. Громов защи­щает кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию и ста­но­вится кан­ди­да­том физико-мате­ма­ти­че­ских наук.

В 1963 году в Севе­ро­двин­ске завер­ша­ется стро­и­тель­ство К-27 — первой опытной атомной под­вод­ной лодке проекта 645 с двумя реак­то­рами на ЖМТ. Лодка успешно про­хо­дит госу­дар­ствен­ные испы­та­ния и Прави­тель­ствен­ная комис­сия, в состав которой входит Б. Ф. Громов, при­ни­мает решение о пере­даче ее ВМФ. Вскоре после этого лодка К-27 совер­шает рекор­д­ный для того времени авто­номный поход, проведя под водой без всплы­тия около двух месяцев. Во время второго похода АПЛ скрытно про­хо­дит в Сре­ди­зем­ное море и только там поз­во­ляет обна­ру­жить себя аме­ри­кан­цам. В 1968 году после несколь­ких успеш­ных авто­номных походов в под­лёд­ные север­ные воды, эква­то­ри­аль­ные воды и Сре­ди­зем­ное море про­и­зо­шла авария на реак­торе правого борта, в резуль­тате которой погибло несколько человек. Б. Ф. Громов взял ответ­ствен­ность за эту аварию на себя и высту­пил коор­ди­на­то­ром работ по улуч­ше­нию реак­тора.

К этому времени он был уже дирек­то­ром отде­ле­ния ФЭИ, получив это назна­че­ние в 1964 году. В 1966 году Б. Ф. Громов ста­но­вится док­то­ром физико-мате­ма­ти­че­ских наук, получив это звание по сово­куп­но­сти работ, в 1968 году ему при­сва­и­ва­ется учёное звание про­фес­сора.

В июне 1960 года спе­ци­аль­ное поста­но­в­ле­ние ЦК КПСС дало старт новому проекту АПЛ с реак­то­ром на жид­ко­метал­ли­че­ском теп­ло­но­си­теле — проекту 705 лодки-«убийцы» под­вод­ных лодок и кора­блей веро­ят­ного против­ника. ФЭИ стал научным руко­во­ди­те­лем соз­да­ния паро­про­из­во­дя­щей уста­новки для этой АПЛ. Госу­дар­ствен­ные ходовые испы­та­ния первой АПЛ проекта 705 про­хо­дили в конце 1971 года, и по их завер­ше­нию лодку пере­дали флоту в опытную экс­плу­а­та­цию, а в начале 1972 года пере­вели на базу ВМФ. К сожа­ле­нию, после ряда аварий было принято решение опытную АПЛ не вос­ста­на­в­ли­вать, и она была списана из состава ВМФ, а проект под­вер­гся модер­ни­за­ции.

После смерти в августе 1972 года А. И. Лейпун­ского, Б. Ф. Громов стал заме­сти­те­лем дирек­тора ФЭИ, воз­главив напра­в­ле­ние по тех­ноло­гии тяже­лого теп­ло­но­си­теля. По мере раз­вёр­ты­ва­ния работ по соз­да­нию ЯЭУ с ЖМТ всё большее число спе­ци­али­стов ФЭИ раз­лич­ного профиля — физики-рас­чёт­чики и экс­пе­ри­мен­та­торы, химики, теп­ло­фи­зики, гид­ро­ди­на­мики, мате­ри­а­ло­веды, раз­ра­бот­чики твэлов, инже­неры-экс­плу­а­та­ци­он­ники — ста­но­ви­лись участ­ни­ками про­во­ди­мых сов­местно работ, искали ответы на поя­в­ля­ю­щи­еся вопросы. В этот период времени в ФЭИ по тема­тике свин­цово-вис­му­то­вых реак­то­ров рабо­тало около 2500 человек.

В итоге был раз­ра­бо­тан тех­ноло­ги­че­ский процесс обра­ботки сплава свинец-висмут в ядерно-энер­гети­че­ской уста­новке, создана спе­ци­аль­ная мобиль­ная тран­с­пор­та­бель­ная уста­новка реге­не­ра­ции теп­ло­но­си­теля ТУР-1. Её исполь­зо­ва­ние на АПЛ про­ек­тов 705 и 705К ока­за­лось эффек­тив­ным и исклю­чило воз­ник­но­ве­ние ава­рийных ситу­а­ций. Кроме того, при непо­сред­ствен­ном участии Б. Ф. Громова для реак­тор­ных уста­но­вок были раз­ра­бо­таны и вне­дрены уни­каль­ные приборы по акти­во­мет­рии, поз­во­лив­шие в сочета­нии с тех­ноло­гией тяже­лого теп­ло­но­си­теля обес­пе­чить надеж­ную без­а­ва­рийную экс­плу­а­та­цию ЯЭУ с ЖМТ. В даль­нейшем (1996 г.) эти тех­ноло­гии были защи­щены двумя патен­тами, автор­ство которых реше­нием кол­лек­тива участ­ни­ков было отдано Б. Ф. Громову.

Всего в СССР было постро­ено семь лодок про­ек­тов 705 и 705 К. Они обла­дали рекор­дно высокой под­вод­ной ско­ро­стью (более 40 узлов) и мане­врен­но­стью, успешно выпол­нили несколько дли­тель­ных авто­номных походов. На разгон до полного хода им тре­бо­ва­лось всего около 1 минуты, а на цир­ку­ля­цию с раз­во­ро­том на 180° ей — 42 секунды. За ско­рост­ные каче­ства АПЛ проекта 705 была даже зане­сена в 1993 году в книгу рекор­дов Гиннеса. В 1981 году за научное руко­вод­ство соз­да­нием судовых энер­гети­че­ских уста­но­вок для атомной под­вод­ной лодки проекта 705 Б. Ф. Громов был удо­стоен Госу­дар­ствен­ной премии СССР.

Как насто­я­щий ученый, Б. Ф. Громов не был орто­док­саль­ным против­ни­ком «водя­ного» напра­в­ле­ния раз­ви­тия реак­то­ров для АПЛ. Глу­бо­кие знания как поло­жи­тель­ных, так и отри­ца­тель­ных сторон свойств уста­но­вок с раз­лич­ными теп­ло­но­си­те­лями поз­во­ляли ему опти­мально решать вопросы их совер­шен­ство­ва­ния.

Он посто­янно выезжал для решения воз­ни­ка­ю­щих проблем в кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции (ОКБ «Гид­ро­пресс» и ОКБМ), где велась раз­ра­ботка про­ек­тов РУ, в инсти­туты, где раз­ра­ба­ты­вались топ­лив­ные и кон­струк­ци­он­ные мате­ри­алы (НИИ-9, ЦНИИ КМ «Про­метей», ЦНИ­ИТ­МАШ), к кон­струк­то­рам атомных под­вод­ных лодок (СПМБМ «Малахит»), на судо­стро­и­тель­ные заводы в Севе­ро­двин­ске и Ленин­граде, в НИТИ (Сос­но­вый Бор), где экс­плу­а­ти­ро­вался наземный стенд-про­тотип, на базу ВМФ, экс­плу­а­ти­ру­ю­щую атомные под­вод­ные лодки. Во всех этих орга­ни­за­циях Б. Ф. Громов обладал высоким авто­ри­тетом и поль­зо­вался большим ува­же­нием, как у рядовых спе­ци­али­стов, так и у руко­во­ди­те­лей.

В резуль­тате научно-иссле­до­ва­тель­ских работ, научное руко­вод­ство кото­рыми послед­ние 30 лет осу­ще­ст­в­лял Б. Ф. Громов, в России освоена уни­каль­ная, не имеющая мировых ана­ло­гов ядерная энер­гети­че­ская тех­ноло­гия (всего на АПЛ и наземных стендах экс­плу­а­ти­ро­ва­лось 12 реак­то­ров с общей нара­бот­кой 80 реак­торо-лет), имеющая большую пер­спек­тиву раз­ви­тия в гра­ждан­ской ядерной энер­гетике. Среди таких работ можно назвать АЭС малой мощ­но­сти «Анг­стрем-П» (блочно-тран­с­пор­та­бель­ная), «Круиз-50» (пла­ву­чая), БРУС-150, СВБР-75/100.

В послед­ний период своей тру­до­вой дея­тель­но­сти Б. Ф. Громов воз­главил работы по раз­ра­ботке и соз­да­нию первой в мире жид­ко­метал­ли­че­ской свин­цово-вис­му­то­вой мишени для про­тон­ного уско­ри­теля в США. Мишен­ный ком­плекс, изго­то­в­лен­ный ОКБ «Гид­ро­пресс», успешно прошел теп­ло­ги­д­ра­в­ли­че­ские испы­та­ния в ФЭИ.

В пов­се­д­нев­ной жизни Бориса Федо­ро­вича Громова отли­чали интел­ли­ген­т­ность и ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, незави­симо от их статуса и харак­тера. При этом ему сопут­ство­вала высокая ответ­ствен­ность за пору­чен­ное дело, которая порой тре­бо­вала опре­де­лен­ной жест­ко­сти.

Говоря о Б. Ф. Громове, нельзя не отметить его увле­че­ния волейболом, где он имел первый разряд, играл за сборную команду Обнин­ска по волейболу, в составе которой был чем­пи­о­ном Калуж­ской области и призёром зональ­ных сорев­но­ва­ний РСФСР. К сожа­ле­нию, в полной мере его спор­тив­ный талант так и не рас­крылся, так как, выбирая между спортом и наукой, он выбрал науку. Б. Ф. Громов при­ни­мал актив­ное участие в лыжных кроссах, увлечённо собирал грибы, ходил в тур­по­ходы, что помо­гало выдер­жи­вать большие эмо­ци­о­наль­ные нагрузки.

Б. Ф. Громов являлся заме­сти­те­лем пред­се­да­теля двух дис­сер­та­ци­он­ных советов ФЭИ, членом дис­сер­та­ци­он­ного совета НИКИЭТ, членом секции судовых ядерных энер­гети­че­ских уста­но­вок НТС Мина­тома и Экс­перт­ного совета ВАК. Он вёл большую обще­ствен­ную работу в выбор­ных органах.

Его тру­до­вая дея­тель­ность высоко оценена госу­дар­ством. Он был удо­стоен звания лау­ре­ата Ленин­ской и Госу­дар­ствен­ной премий, дважды награ­жден орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени, меда­лями. Ему при­сво­ено почёт­ное звание Заслу­жен­ного деятеля науки и техники Рос­сийской Феде­ра­ции. Он являлся членом Нью-Йор­к­ской Ака­демии наук.

Б. Ф. Громов скон­чался 9 июня 2001 года.


Библиография‍11