Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Келдыш Мстислав Всеволодович1911—1978

учёный в области мате­ма­тики и меха­ники, ака­демик АН СССР (1946), госу­дар­ствен­ный деятель, орга­ни­за­тор науки, пре­зи­дент Ака­демии наук СССР (1975—1978). Трижды Герой соци­али­сти­че­ского труда (1956, 1961, 1971), лауреат Сталин­ских (1942, 1946) и Ленин­ской (1957) премий.
Келдыш Мстислав Всеволодович

Биография

Мсти­слав Все­воло­до­вич Келдыш родился 29 января (10 февраля) 1911 года в Риге в семье адьюнкт-про­фес­сора Риж­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута, круп­ного инже­нера-стро­и­теля В. М. Келдыша. Своё дво­рян­ское про­ис­хо­жде­ние М. В. Келдыш никогда не скрывал (на вопрос анкеты о соци­аль­ном про­ис­хо­жде­нии отвечал: «из дворян»).

В 1915 году семья Кел­ды­шей пере­е­хала из при­фрон­то­вой Риги в Москву. В 1919-1923 гг. М. В. Келдыш жил в Иваново, где отец пре­по­да­вал в поли­тех­ни­че­ском инсти­туте, орга­ни­зо­ван­ном по ини­ци­а­тиве М. В. Фрунзе. В Иваново он начал обу­че­ние в средней школе, получив необ­хо­ди­мую началь­ную под­го­товку в домаш­них усло­виях. По воз­вра­ще­нии в Москву (1923 г.) учился в школе со стро­и­тель­ным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал раз­но­ра­бо­чим. Склон­ность к мате­ма­тике у М. В. Келдыша про­я­ви­лась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отли­чали его неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти к точным наукам.

В 1927 году М. В. Келдыш окончил школу и хотел полу­чить нравив­шу­юся ему отцов­скую про­фес­сию инже­нера-стро­и­теля, однако в стро­и­тель­ный инсти­тут, где пре­по­да­вал отец, его не приняли по моло­до­сти лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закон­чив­шей физико-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Москов­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета, он посту­пает на тот же факуль­тет МГУ. Во время учебы в уни­вер­си­тете М. В. Келдыш завязал научные кон­такты с М. А. Лаврен­тье­вым, пере­рос­шие потом в мно­го­лет­нее научное сотруд­ни­че­ство и дружбу. С весны 1930 года он одно­вре­менно с учебой начал рабо­тать асси­стен­том в Элек­тро­ма­ши­но­стро­и­тель­ном инсти­туте, затем еще и в Стан­ко­ин­стру­мен­таль­ном инсти­туте.

По окон­ча­нии МГУ в 1931 году по реко­мен­да­ции ака­демика А. И. Некра­сова М. В. Келдыш был напра­в­лен в Цен­траль­ный аэро­ги­д­ро­ди­на­ми­че­ский инсти­тут имени Н. Е. Жуков­ского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время воз­гла­в­лял С. А. Чаплы­гин, под его руко­вод­ством регу­лярно про­во­дился семинар, многие из участ­ни­ков кото­рого впо­след­ствии стали извест­ными учеными-меха­ни­ками. М. В. Келдыш про­ра­бо­тал в ЦАГИ до декабря 1946 года сначала инже­не­ром, затем старшим инже­не­ром, началь­ни­ком группы, а с 1941 года — началь­ни­ком отдела дина­ми­че­ской проч­но­сти.

Началь­ный период работы М. В. Келдыша в ЦАГИ связан с иссле­до­ва­ни­ями нели­нейных задач обте­ка­ния. Им впервые было строго рас­смо­трено влияние сжи­ма­е­мо­сти среды на аэро­ди­на­ми­че­ские харак­те­ри­стики обте­ка­е­мых тел и обоб­щена извест­ная теорема Жуков­ского о подъем­ной силе; впервые уста­но­в­лено, что при опре­де­лен­ных режимах коле­ба­ний крыла воз­ни­кает тяга. Он зани­мался теорией удара тела о жид­кость и дви­же­нием тел под поверх­но­стью жид­ко­сти (попла­вок гид­ро­са­мо­лета, под­вод­ное крыло).

Про­дол­жая рабо­тать в ЦАГИ, М. В. Келдыш осенью 1934 года посту­пил в аспи­ран­туру (допол­нен­ную затем двух­лет­ней док­то­ран­ту­рой) Мате­ма­ти­че­ского инсти­тута имени В. А. Сте­к­лова АН СССР к М. А. Лаврен­тьеву, где зани­мался вопро­сами теории при­бли­же­ний функций, тесно свя­зан­ными с при­клад­ной тема­ти­кой его работы (гидро-, аэро­ди­на­мика). В 1935 году ему без защиты при­сво­ена ученая степень кан­ди­дата физико-мате­ма­ти­че­ских наук, в 1937 году — степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук и звание про­фес­сора по спе­ци­аль­но­сти «аэро­ди­на­мика». 26 января 1938 года им была защи­щена док­тор­ская дис­сер­та­ция на тему «О пред­ста­в­ле­нии рядами поли­но­мов функций ком­плекс­ного пере­мен­ного и гар­мо­ни­че­ских функций».

Репрес­сии 1930-х годов не обошли сто­ро­ной семью Кел­ды­шей. В 1935 году несколько дней в заклю­че­нии провела Мария Алек­сан­дровна, в 1936 году был аре­сто­ван брат Михаил, в то время аспи­рант исто­ри­че­ского факуль­тета уни­вер­си­тета. Он получил 10 лет без права пере­писки (как уста­но­в­лено впо­след­ствии, был рас­стре­лян весной 1937 г.). В 1938 году по обви­не­нию в шпи­о­наже был аре­сто­ван брат Алек­сандр, затем обви­не­ние было изме­нено на анти­семи­тизм. В суде, тем не менее, обви­не­ния были сняты, и он вышел на свободу.

Цикл работ М. В. Келдыша и его сотруд­ни­ков предво­ен­ных и военных лет посвя­щен коле­ба­ниям и авто­ко­ле­ба­ниям ави­а­ци­он­ных кон­струк­ций. Его иссле­до­ва­ния зало­жили основы методов чис­лен­ного расчета и моде­ли­ро­ва­ния в аэро­ди­на­ми­че­ских трубах явления флат­тера (сильные коле­ба­ния крыльев само­лета, воз­ни­кав­шие при опре­де­лен­ных ско­ро­стях дви­же­ния само­лета и при­во­див­шие к его раз­ру­ше­нию). Резуль­таты Келдыша не только привели к раз­ра­ботке простых и надеж­ных мер пре­дот­вра­ще­ния флат­тера, но и стали основой нового раздела науки о проч­но­сти ави­а­ци­он­ных кон­струк­ций.

В октябре 1941 года М. В. Келдыш с семьей в числе других сотруд­ни­ков ЦАГИ был эва­ку­и­ро­ван в Казань, где про­дол­жил работу. Пона­чалу жили в поме­ще­нии спорт­зала, пере­го­ро­жен­ного про­сты­нями, потом полу­чили комнату в Доме про­фес­со­ров Казан­ского ави­а­ци­он­ного инсти­тута. Семья пережила голод, холод, тяжелое забо­ле­ва­ние четы­рех­ме­сяч­ного сына... Мсти­слав Все­воло­до­вич заботился о семье, но мог при­летать в Казань только на несколько дней. В эти годы он работал на ави­а­ци­он­ных заводах и как началь­ник отдела дина­ми­че­ской проч­но­сти ЦАГИ кури­ро­вал про­блему виб­ра­ций в само­лето­стро­е­нии. В апреле 1942 году ему была при­су­ждена Сталин­ская премия II степени за научные работы по пре­ду­пре­жде­нию раз­ру­ше­ния само­летов. Его дея­тель­ность была также отме­чена орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1943 г.) и Ленина (1945 г.). В 1944 году М. В. Келдыш был награ­жден медалью «За оборону Москвы».

К иссле­до­ва­ниям ави­а­ци­он­ных коле­ба­ний и флат­тера тесно при­мы­кают его иссле­до­ва­ния устой­чи­во­сти перед­него колеса трех­ко­лес­ного шасси, поз­во­лив­шие пред­ло­жить целе­со­об­разные и простые кон­струк­тив­ные меро­при­ятия для устра­не­ния шим­ми­ро­ва­ния (само­воз­бу­жда­ю­щихся пово­ро­тов и сме­ще­ний) колеса само­лета при взлете или посадке, которое при­во­дило к раз­ру­ше­нию перед­него шасси само­лета. По име­ю­щимся данным, в немец­кой авиации было более 150 аварий, свя­зан­ных с «шимми», в оте­че­ствен­ной — ни одной. В 1946 году за иссле­до­ва­ния в этой области ему вто­рично при­су­ждена Сталин­ская премия II степени.

Успех при­клад­ных работ М. В. Келдыша обу­сло­в­лен не только его глу­бо­кой инту­и­цией инже­нера-меха­ника и экс­пе­ри­мен­та­тора, но и выда­ю­щимся талан­том мате­ма­тика, тонкого тео­ретика и творца вычи­с­ли­тель­ных алго­рит­мов и методов. И нао­бо­рот, многие его фун­да­мен­таль­ные мате­ма­ти­че­ские иссле­до­ва­ния имеют своим истоком про­блемы, воз­ник­шие из его работ по меха­нике. Как мате­ма­тик М. В. Келдыш внес свой вклад в теорию функций, теорию потен­ци­ала, диф­фе­рен­ци­аль­ные урав­не­ния, фун­к­ци­о­наль­ный анализ. Большое зна­че­ние имеют резуль­таты М. В. Келдыша в меха­нике, охва­ты­ва­ю­щие гид­ро­ди­на­мику, аэро­ди­на­мику, газовую дина­мику, меха­нику само­лет­ных кон­струк­ций.

В сен­тя­бре 1943 года М. В. Келдыш избран членом-кор­ре­с­пон­ден­том АН СССР по Отде­ле­нию физико-мате­ма­ти­че­ских наук. В июне 1944 года он стал заве­ду­ю­щим неза­долго перед тем соз­дан­ным отделом меха­ники в Мате­ма­ти­че­ском инсти­туте АН СССР и оста­вался в этой долж­но­сти до 1953 года. При отделе работал научный семинар, объе­ди­нив­ший спе­ци­али­стов по аэро­ме­ха­нике. Одно­вре­менно М. В. Келдыш воз­о­б­но­вил пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в МГУ, начав­шу­юся в 1932 году. Здесь он читал лекции на меха­нико-мате­ма­ти­че­ском и физико-тех­ни­че­ском факуль­тетах, заве­до­вал кафе­д­рой тер­мо­ди­на­мики, руко­во­дил научно-иссле­до­ва­тель­ским семи­на­ром по теории функций ком­плекс­ного пере­мен­ного. С 1942 по 1953 гг. М. В. Келдыш — про­фес­сор МГУ. Многие из его уче­ни­ков того времени стали видными учеными.

В конце 1946 года М. В. Келдыш избран действи­тель­ным членом АН СССР по Отде­ле­нию тех­ни­че­ских наук.

К совет­скому атом­ному проекту М. В. Келдыша при­вле­кли по реко­мен­да­ции И. М. Вино­гра­дова, дирек­тора Мате­ма­ти­че­ского инсти­тута им. Сте­к­лова, к кото­рому обра­тился Ю. Б. Харитон за кан­ди­да­ту­рой мате­ма­тика, который мог бы поставить расчеты по атомной тема­тике. К осени 1946 года М. В. Келдыш орга­ни­зо­вал рас­чет­ное бюро, в котором сначала рабо­тали его старые сотруд­ники, а потом пришло много моло­дежи. Задачи, которые тре­бо­ва­лось здесь решить, были по слож­но­сти бес­пре­це­ден­т­ными. Труд­но­сти усу­гу­б­ля­лись крайне огра­ни­чен­ными све­де­ни­ями по физике самих явлений, сопро­во­жда­ю­щих про­те­ка­ние ядерных про­цес­сов. Поэтому важным методом позна­ния явлений ядер­ного взрыва было постро­е­ние физико-мате­ма­ти­че­ских моделей и после­ду­ю­щее их вос­про­из­ве­де­ние в рас­четах.

М. В. Келдыш сумел пре­д­у­га­дать роль вычи­с­ли­тель­ной мате­ма­тики в решении важ­нейших научно-тех­ни­че­ских проблем, свя­зан­ных с раз­ра­бот­кой и кон­стру­и­ро­ва­нием атомных и тер­мо­я­дер­ных зарядов и их носи­те­лей. В корот­кие сроки он привлек к этой работе крупных ученых и орга­ни­зо­вал под­го­товку молодых мате­ма­ти­ков. В резуль­тате вскоре поя­ви­лись первые про­граммы, поз­во­лив­шие даже на прими­тив­ной технике с высокой сте­пе­нью точ­но­сти рас­счи­ты­вать харак­те­ри­стики изделий.

Эта работа во всей полноте раз­вер­ну­лась в Отде­ле­нии при­клад­ной мате­ма­тики Мате­ма­ти­че­ского инсти­тута АН СССР, которое М. В. Келдыш основал в 1953 году (после 1966 г. — Инсти­тут при­клад­ной мате­ма­тики) и воз­гла­в­лял до конца своей жизни.

Фак­ти­че­ски М. В. Келдыш стал первым Главным мате­ма­ти­ком Мин­сред­маша. Все вопросы, свя­зан­ные с раз­ви­тием мате­ма­тики в отрасли и КБ-11, нахо­ди­лись в поле его зрения.

В работах по соз­да­нию ракетно-ядер­ного щита Келдыш при­ни­мал участие и как руко­во­ди­тель больших кол­лек­ти­вов и как автор многих научно-тех­ни­че­ских идей и вычи­с­ли­тель­ных методов. Из самых тонких физи­че­ских экс­пе­ри­мен­тов М. В. Келдыш умел делать такие мате­ма­ти­че­ские выводы, что каза­лось, ему доступна сама сущ­ность вещей. В это время им опу­б­ли­ко­ваны работы по оценке послед­ствий ядер­ного взрыва: «Об оценке действия взрыва на больших высотах» (1950 г., сов­местно с Л. И. Седовым) и «Точеч­ный взрыв в атмо­сфере» (1955 г., сов­местно с Д. Е. Охо­цим­ским и др.)

Под его руко­вод­ством было про­ве­дено моде­ли­ро­ва­ние двух­сту­пен­ча­того тер­мо­я­дер­ного заряда РДС-37, который послу­жил про­тоти­пом для раз­ра­ботки и соз­да­ния буду­щего тер­мо­я­дер­ного арсе­нала СССР. РДС-37 был испытан 22 ноября 1955 года в 9:47 мест­ного времени на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне.

Важной вехой стал 1956 год, когда воз­ни­кла необ­хо­ди­мость более деталь­ного гео­мет­ри­че­ского опи­са­ния про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих при ядерном взрыве. На этом этапе тре­бо­ва­лось при мате­ма­ти­че­ском моде­ли­ро­ва­нии учесть дву­мер­ный харак­тер неста­ци­о­нар­ного дви­же­ния веще­ства.

За участие в соз­да­нии тер­мо­я­дер­ного оружия М. В. Келдышу в 1956 году было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда, а в 1957 году его научные дости­же­ния отме­чены Ленин­ской премией.

Сразу после избра­ния ака­деми­ком М. В. Келдыша также назна­чили началь­ни­ком (с августа 1950 года научным руко­во­ди­те­лем) голов­ного научно-иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута (НИИ-1 Мини­стер­ства ави­а­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти, ныне Центр имени М. В. Келдыша), зани­мав­ше­гося при­клад­ными зада­чами ракето­стро­е­ния. С этого времени одно из основ­ных напра­в­ле­ний его дея­тель­но­сти ока­за­лось связано с ракет­ной тех­ни­кой.

Начав рабо­тать по косми­че­ской тема­тике в 1946 году в твор­че­ском сотруд­ни­че­стве с С. П. Коро­ле­вым, М. В. Келдыш явился одним из ини­ци­а­то­ров широ­кого раз­вер­ты­ва­ния работ по изу­че­нию и осво­е­нию космоса. Велик его вклад в ста­но­в­ле­ние и успеш­ное раз­ви­тие таких научных напра­в­ле­ний, как меха­ника косми­че­ского полета и косми­че­ская нави­га­ция. С 1953 года в Мате­ма­ти­че­ском инсти­туте АН СССР велись работы по решению задач выве­де­ния на орбиту Земли искус­ствен­ного спут­ника, увен­чав­ши­еся успехом 4 октября 1957 года.

Реша­ю­щую роль М. В. Келдыш сыграл в соз­да­нии отно­си­тельно дешевой ракеты-носи­теля для выве­де­ния на орбиту спут­ни­ков по научным про­грам­мам (спут­ники семейства «Космос»). Руко­во­дил «лунной» про­грам­мой, включая полеты авто­ма­ти­че­ских станций семейства «Луна». Первый аппарат к Луне был отпра­в­лен 2 января 1959 года. 4 октября 1959 года были полу­чены снимки обрат­ной стороны Луны аппа­ра­том «Луна-3»…

Не менее эффек­тивно участие М. В. Келдыша в про­грамме иссле­до­ва­ния Венеры, велика его роль при иссле­до­ва­ниях Марса. В 1960 году при под­го­товке запуска первой авто­ма­ти­че­ской станции к Марсу М. В. Келдыш пред­ло­жил испы­ты­вать приборы, пред­на­зна­чен­ные к изу­че­нию Марса, в земных усло­виях. Это поз­во­лило выявить неэф­фек­тив­ную аппа­ра­туру и дало эко­но­мию в десятки кило­грам­мов веса авто­ма­ти­че­ской станции. М. В. Келдыш выезжал на поли­гоны и кос­мо­дромы при под­го­товке и запуске косми­че­ских аппа­ра­тов, входил в раз­лич­ные комис­сии по косми­че­ским про­бле­мам, был пред­се­да­те­лем экс­перт­ных комис­сий, комис­сий по разбору причин аварий, в част­но­сти, был пред­се­да­те­лем ава­рий­ной комис­сии по выяс­не­нию причин гибели экипажа косми­че­ского аппа­рата «Союз-11»

В 1961 году за особые заслуги в раз­ви­тии ракет­ной техники, соз­да­нии и успеш­ном запуске первого в мире косми­че­ского корабля «Восток» с чело­ве­ком на борту М. В. Келдыш был второй раз удо­стоен звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда.

М. В. Келдыш высту­пил одним из ини­ци­а­то­ров соз­да­ния в 1951 году Москов­ского физико-тех­ни­че­ского инсти­тута (г. Дол­го­пруд­ный) и неко­то­рое время читал лекции, долгое время был заве­ду­ю­щим кафе­д­рой.

Большой период жизни М. В. Келдыша связан с его дея­тель­но­стью в Пре­зи­ди­уме Ака­демии наук СССР, начав­шейся в октябре 1953 года и про­дол­жав­шейся до конца его жизни. С 1953 года он ака­демик-секретарь Отде­ле­ния мате­ма­тики Ака­демии наук. В 1960 году М. В. Келдыш избран вице-пре­зи­ден­том, а в мае 1961 — пре­зи­ден­том Ака­демии наук СССР.

Воз­гла­в­ляя Ака­демию наук СССР с 1961 по 1975 гг., М. В. Келдыш ока­зы­вал все­мер­ную под­дер­жку раз­ви­тию в нашей стране не только мате­ма­тики и меха­ники, но и новых напра­в­ле­ний совре­мен­ной науки, таких, как кибер­нетика, кван­то­вая элек­тро­ника, моле­ку­ляр­ная биоло­гия и генетика. При М. В. Келдыше состо­я­лась ком­плекс­ная про­верка дея­тель­но­сти Т. Д. Лысенко, поз­во­лив­шая раз­о­б­ла­чить псев­до­на­уч­ные кон­цеп­ции «лысен­ков­щины», отри­цав­шей генетику. В списках действи­тель­ных членов Ака­демии был посмертно вос­ста­но­в­лен Н. И. Вавилов, полу­чили под­твер­жде­ние его заслуги в биоло­гии и сель­ско­хо­зяйствен­ных науках.

Годы, когда пост пре­зи­дента Ака­демии наук СССР занимал М. В. Келдыш, были пери­о­дом наи­бо­лее быстрого роста Ака­демии, пре­вра­ще­ния ее в круп­нейший центр фун­да­мен­таль­ной науки. В 1971 году за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством в раз­ви­тии совет­ской науки и техники, большую научную и обще­ствен­ную дея­тель­ность и в связи с 60-летием М. В. Келдыш стал трижды Героем Соци­али­сти­че­ского Труда (один­на­дца­тым по счету трижды Героем за все время при­су­жде­ния этого звания).

Большую работу вел М. В. Келдыш в Коми­тете по Ленин­ским и Госу­дар­ствен­ным премиям СССР в области науки и техники, воз­гла­в­ляя его с 1961 года до своей кончины. Его рецен­зии на пред­ста­в­лен­ные работы имеют само­сто­я­тель­ный научный интерес. Он все­мерно под­дер­жи­вал переход на мас­со­вое машин­ное про­из­вод­ство, облег­ча­ю­щее труд, высоко оце­ни­вал вне­дре­ние хлоп­ко­у­бо­роч­ных и чае­у­бо­роч­ных машин. В послед­ние годы жизни М. В. Келдыш инте­ре­со­вался про­бле­мой соз­да­ния сол­неч­ных элек­тро­стан­ций на косми­че­ской орбите.

Заслуги ака­демика М. В. Келдыша высоко оценены. Он трижды Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1956 г., 1961 г., 1971 г.), лауреат Ленин­ской (1957 г.) и Сталин­ских (1942 г., 1946 г.) премий, награ­жден семью орде­нами Ленина (1945 г., дважды 1954 г., 1956 г., 1961 г., 1967 г., 1975 г.), тремя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1943 г., 1945 г., 1953 г.), шестью ино­стран­ными орде­нами и многими меда­лями. М. В. Келдыш был избран ино­стран­ным членом 16 Ака­демий мира, почет­ным док­то­ром 6 уни­вер­си­тетов. Кавалер ордена «Почет­ного Легиона (Коман­дор)» (1971 г.), высших орденов ряда других стран, награ­жден Золотой медалью имени М. В. Ломо­но­сова АН СССР (1976 г.).

Мсти­слав Все­воло­до­вич Келдыш умер 24 июня 1978 года. Урна с прахом Келдыша захо­ро­нена в Крем­лев­ской стене у Красной площади в Москве.

М. В. Келдышу уста­но­в­лены памят­ники в Москве и Риге, памят­ные доски на зданиях, где он жил (Воро­бьев­ское шоссе) и работал (МГУ и ИПМ). Память о М. В. Келдыше уве­ко­ве­чена в назва­ниях инсти­ту­тов (ИПМ и ИЦ), научно-иссле­до­ва­тель­ского судна, площади в Москве, кратера на Луне и малой планеты Сол­неч­ной системы. Золотую медаль имени М. В. Келдыша вручает Рос­сийская ака­демия наук за выда­ю­щи­еся научные работы в области при­клад­ной мате­ма­тики и меха­ники, а также тео­рети­че­ских иссле­до­ва­ний по осво­е­нию косми­че­ского про­стран­ства.


Библиография‍8