Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Кошкин Юрий Николаевич1910–1983

инженер-кон­струк­тор, зам. глав­ного кон­струк­тора ОКБМ. Раз­ра­бо­тал меха­низм раз­грузки/загрузки ура­но­вых блочков первого про­мыш­лен­ного реак­тора, при­ме­няв­шийся впо­след­ствии и на других реак­то­рах. Актив­ный участ­ник раз­ра­ботки реак­тор­ных уста­но­вок для первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки и АПЛ второго поко­ле­ния, а также атом­ного ледо­коль­ного флота. Лауреат Сталин­ских (1949, 1953) и Ленин­ской премий (1959).
Кошкин Юрий Николаевич

Биография

Юрий Нико­ла­е­вич Кошкин родился в городе Вязьма Смо­лен­ской области 22 октября (4 ноября) 1910 года. В 1937 году окончил МВТУ им. Баумана, после чего был напра­в­лен на работу на завод № 92 (Горь­ков­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод им. Сталина), зани­мав­шийся про­из­вод­ством артил­ле­рийских систем. В 1944 году Ю. Н. Кошкин пере­хо­дит в соз­дан­ное при заводе стан­ко­стро­и­тель­ном бюро, зани­мав­ше­еся про­ек­ти­ро­ва­нием станков и куз­неч­ного обо­ру­до­ва­ния.

После окон­ча­ния войны начался перевод завода № 92 на мирные рельсы. Пред­при­ятие берется за раз­ра­ботку и изго­то­в­ле­ние неф­те­га­зо­вого обо­ру­до­ва­ния для бурения неф­тя­ных скважин, для чего в июне 1945 года соз­да­ется спе­ци­аль­ная кон­струк­тор­ская группа из опытных тех­ноло­гов, которую воз­главил Ю. Н. Кошкин. В сен­тя­бре группа вошла в состав нового Отдела глав­ного кон­струк­тора завода (ОГК).

В конце 1945 года руко­вод­ством ПГУ было принято решение о при­вле­че­нии Горь­ков­ского артил­ле­рийского завода в Атомный проект, поручив ему раз­ра­ботку тех­ноло­гии полу­че­ния обо­га­щен­ного урана методом газовой диф­фу­зии. С этой целью в КБ при заводе была создана группа кон­струк­то­ров, к которой вскоре при­со­е­ди­ни­лась и группа Ю. Н. Кошкина. Позднее, 1 марта 1947 года, на их базе было обра­зо­вано спе­ци­аль­ное под­раз­де­ле­ние — Особое кон­струк­тор­ское бюро. Ю. Н. Кошкин ста­но­вится одним из заме­сти­те­лей глав­ного кон­струк­тора ОКБ А. И. Савина.

К этому времени в наро­жда­ю­щейся атомной отрасли активно идет работа по соз­да­нию первого про­мыш­лен­ного реак­тора «А», пред­на­зна­чен­ного для нара­ботки ору­жейного плу­то­ния. За соз­да­ние одного из меха­низ­мов реак­тора — меха­низма раз­грузки/загрузки ура­но­вых блочков, отве­чало особое под­раз­де­ле­ние НИИ­хим­маш — Гид­ро­сек­тор. К меха­низму предъ­я­в­ля­лись очень жесткие тре­бо­ва­ния, такие как огра­ни­че­ние в раз­ме­рах, дли­тель­ная работа в воде без смазки, воз­мож­ность извле­че­ния меха­низма из-под аппа­рата и др. Спро­ек­ти­ро­ван­ное в Гид­ро­сек­торе устройство для выгрузки облу­чен­ных блоков из каналов реак­тора было испы­тано на еди­нич­ном канале. Однако при даль­нейшем испы­та­нии раз­гру­зоч­ных меха­низ­мов выя­вился суще­ствен­ный недо­ста­ток — при раз­грузке про­ис­хо­дило заку­сы­ва­ние блочков и их дефор­ма­ция. Несмо­тря на то, что ком­плект раз­гру­зоч­ных устройств был уже пол­но­стью изго­то­в­лен и доста­в­лен на пло­щадку реак­тора, по пред­ло­же­нию В. И. Меркина, глав­ного тех­нолога проекта, про­ек­ти­ро­ва­ние раз­гру­зоч­ного устройства было пере­дано на завод № 92. Здесь Ю. Н. Кош­ки­ным была пред­ло­жена кине­ма­ти­че­ская схема устройства, которая и легла в основу системы раз­грузки облу­чен­ных ура­но­вых блоков кас­сет­ного типа. Завод № 92 изго­то­вил дере­вян­ный макет кассеты, который был про­де­мон­стри­ро­ван в Москве руко­вод­ству ПГУ, выдав­шее «добро» на изго­то­в­ле­ние раз­гру­зоч­ных устройств.

При про­ек­ти­ро­ва­нии воз­ни­кло много труд­но­стей, устра­нить которые можно было только путем испы­та­ний и отра­ботки узлов на стенде. Рабочие чертежи первого меха­низма раз­грузки с гид­ра­в­ли­че­ской и элек­три­че­ской систе­мами упра­в­ле­ния были раз­ра­бо­таны в первой поло­вине 1947 года. После про­ве­де­ния вну­трен­них испы­та­ний новый стенд меха­низма раз­грузки на один ряд каналов был предъ­я­в­лен спе­ци­аль­ной комис­сии ПГУ. Члены комис­сии при­дир­чиво осма­т­ри­вали каждый узел меха­низма, считали коли­че­ство выгру­жен­ных блочков и про­ве­ряли их на дефор­ма­цию. В итоге 25 декабря 1947 года чертежи меха­низма с неболь­шими заме­ча­ни­ями были утвер­ждены И. В. Кур­ча­то­вым. В даль­нейшем кон­струк­ция раз­гру­зоч­ного устройства ОКБ исполь­зо­ва­лась не только на реак­торе «А», но и сле­ду­ю­щих про­мыш­лен­ных реак­то­рах.

Стро­и­тель­ство реак­тора велось на ком­би­нате № 817 (в будущем ПО «Маяк»). Для ока­за­ния тех­ни­че­ской помощи и решения на месте всех воз­ни­ка­ю­щих вопро­сов на заводе № 92 была сфор­ми­ро­вана бригада из наи­бо­лее опытных сотруд­ни­ков под руко­вод­ством Ю. Н. Кошкина, которую в мае 1948 года направили на ком­би­нат № 817 на все время мон­таж­ных и пуско-нала­доч­ных работ.

Сборка таких сложных узлов как кассеты меха­низма раз­грузки со всеми систе­мами упра­в­ле­ниям тре­бо­вала пред­ва­ри­тель­ной тща­тель­ной под­го­товки. Про­ве­де­ние сборки в здании реак­тора, где еще велись стро­и­тель­ные и мон­таж­ные работы, не гаран­ти­ро­вало тре­бу­е­мого каче­ства, поэтому Ю. Н. Кошкин орга­ни­зо­вал спе­ци­аль­ный участок, где про­во­ди­лись сборка и под­го­товка деталей и узлов к уста­новке в реактор. Этот участок вошел в историю соз­да­ния про­мыш­лен­ных реак­то­ров на ком­би­нате № 817 под назва­нием «Кошкин дом». В реаль­но­сти это был барак-тепляк, сло­жен­ный из дере­вян­ных брусьев — ТЭЦ к тому времени так и не была введена в экс­плу­а­та­цию, так что здание реак­тора было про­мо­ро­жено, а барак соз­да­вал при­ем­ле­мые условия для работ.

После успеш­ного испы­та­ния в августе 1949 года первой совет­ской атомной бомбы Поста­но­в­ле­нием СМ «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии» от 29 октября 1949 года за раз­ра­ботку раз­гру­зоч­ного меха­низма для завода «А» инженер-кон­струк­тор Ю. Н. Кошкин был пред­ста­в­лен к награ­жде­нию орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени. Ему было при­сво­ено звание лау­ре­ата Сталин­ской премии второй степени, выпла­чена денеж­ная премия и пре­до­ста­в­лен ряд льгот, в част­но­сти, право на обу­че­ние детей в любых учебных заве­де­ниях СССР за счет госу­дар­ства и пожиз­нен­ное право (в том числе на жен и детей) на бес­плат­ный проезд в пре­де­лах страны.

В 1948 году ОКБ берется за раз­ра­ботку проекта сле­ду­ю­щего уран-гра­фи­то­вого реак­тора АВ, дублера реак­тора «А» повы­шен­ной мощ­но­сти (в ОКБ проект получил индекс ОК-110) Под­раз­де­ле­ние Ю. Н. Кошкина было усилено кон­струк­то­рами, ранее рабо­тав­шими над диф­фу­зи­он­ными маши­нами. Под его руко­вод­ством про­ек­ти­ро­вались, мон­ти­ро­вались и пус­кались реак­тора ОК-120, ОК-135, ОК-140, ОК-204, ОК-205, ОК-206, а сам Ю. Н. Кошкин посто­янно дли­тель­ное время нахо­дился на пло­щад­ках ком­би­на­тов в Челя­бин­ске-40, Томске-7 и Крас­но­яр­ске-26 во время соо­ру­же­ния и пуска про­мыш­лен­ных реак­то­ров.

В своей работе большое вни­ма­ние он уделял опытно-экс­пе­ри­мен­таль­ной базе. Так при про­ек­ти­ро­ва­нии раз­гру­зоч­ной системы для реак­тора ОК-120, который впервые пла­ни­ро­ва­лось сделать двух­це­ле­вым, в ОКБ был изго­то­в­лен мно­го­ка­наль­ный стенд с цир­ку­ля­ци­он­ным кон­ту­ром, рабо­та­ю­щий на воде со штат­ными пара­мет­рами по тем­пе­ра­туре и дав­ле­нию. Испы­та­ние системы на нем велось около 2 лет, было ими­ти­ро­вано более 10 тыс. циклов загрузки и раз­грузки реак­тора. По пред­ло­же­нию Ю. Н. Кошкина спе­ци­али­стами ОКБ даже был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный уплот­ня­ю­щий мате­риал тефас, при­ме­не­ние кото­рого исклю­чило замену про­кладки на пово­рот­ной пробке меха­низма.

В мае 1953 года, в связи с раз­во­ра­чи­ва­нием в СССР работ по атомной под­вод­ной лодке, выходит рас­по­ря­же­ние СМ СССР, каса­ю­ще­еся пере­даче из НИИ­хим­маша в НИИ-8 работ по ядерным реак­то­рам. Этим же рас­по­ря­же­нием Ю. Н. Кошкин коман­ди­ро­вался для посто­ян­ной работы в НИИ-8, где стар­то­вали работы по про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тора для первой совет­ской АПЛ.

С августа 1954 года уже все службы ОКБ завода № 92 были при­вле­чены к раз­ра­ботке рабочей доку­мен­та­ции ядерной паро­про­из­во­дя­щей уста­новки (ЯППУ) для АПЛ проекта 627. Руко­во­дили рабо­тами И. И. Афри­кан­тов и его заме­сти­тель Ю. Н. Кошкин.

На ОКБ была воз­ло­жена раз­ра­ботка про­ек­т­ной и рабочей доку­мен­та­ции реак­то­ров для назем­ного стенда ЯЭУ (27ВМ) и АПЛ. В про­цессе изго­то­в­ле­ния и монтажа ЯППУ с реак­то­ром ВМ-А для опытной АПЛ в её кон­струк­цию были внесены изме­не­ния, учи­ты­ва­ю­щие опыт изго­то­в­ле­ния, монтажа и началь­ного периода экс­плу­а­та­ции стен­до­вой уста­новки. И здесь опять воз­ни­кла про­блема пере­гру­зоч­ного устройства для выгрузки и загрузки топлива в реактор ВМ-А. Спро­ек­ти­ро­ван­ная ранее другим пред­при­ятием система пред­по­ла­гала про­во­дить замену топлива дистан­ци­онно под слоем воды, что, по мнению Ю. Н. Кошкина, было непри­ем­лемо. Новая система с индек­сом ПУ-1 была раз­ра­бо­тана под руко­вод­ством Ю. Н. Кошкина и испы­тана на стенде. Выя­в­лен­ные при испы­та­ниях недо­статки были учтены в откор­рек­ти­ро­ван­ном пере­гру­зоч­ном устройстве ПУ-2, которое в даль­нейшем исполь­зо­ва­лось на всех реак­то­рах ВМ-А.

В даль­нейшем Ю. Н. Кошкин при­ни­мал актив­ное участие и в соз­да­нии ЯППУ для АПЛ второго поко­ле­ния. В част­но­сти, он зани­мался раз­ра­бот­кой ЯППУ ОК-350 (уста­новка ВМ-4) для АПЛ проекта 670, стро­я­щихся на Горь­ков­ском заводе «Красное Сормово», воз­гла­в­лял группу ОКБМ в межве­дом­ствен­ной при­е­моч­ной комис­сии на испы­та­ниях АПЛ.

Несо­мненно, Ю. Н. Кошкин был нео­бык­но­вен­ным чело­ве­ком и талан­тли­вым кон­струк­то­ром, спо­соб­ным гене­ри­ро­вать нова­тор­ские идеи. Он отлично знал про­из­вод­ство и тех­ноло­гию, умел опе­ра­тивно решать воз­ни­ка­ю­щие про­блемы. Так, во время монтажа тех­ноло­ги­че­ских каналов на реак­торе «А» опрес­совка пока­зала их негер­метич­ность, что грозило срывом сроков монтажа. Е. П. Слав­ский, в то время дирек­тор стро­я­щего ком­би­ната, при­гро­зил сбро­сить Кошкина с балкона, если дефекты в крат­чайший срок не будут устра­нены. Ю. Н. Кошкин после корот­кого сове­ща­ния принял решение при­ти­рать тор­це­вые поверх­но­сти труб, что и устра­нило про­блему.

Большую роль Юрий Нико­ла­е­вич сыграл в судьбе атом­ного ледо­кола «Ленин». В 1966 году при под­го­товке атом­ного ледо­кола «Ленин» к оче­ред­ной нави­га­ции в корпусе реак­тора № 1 была обна­ру­жена течь, устра­нить которую без замены реак­тора ока­за­лось невоз­можно. Спе­ци­али­сты ОКБМ (с 1 января 1964 года ОКБ было выде­лено из состава Горь­ков­ского маши­но­стро­и­тель­ного завода и под­чи­нено Госу­дар­ствен­ному коми­тету по исполь­зо­ва­нию атомной энергии, получив откры­тое наи­ме­но­ва­ние «Ордена Ленина Особое кон­струк­тор­ское бюро № 2», а с 1 января 1967 года — Опытное кон­струк­тор­ское бюро маши­но­стро­е­ния) обо­с­но­вали эко­но­ми­че­скую целе­со­об­раз­ность полной замены атомной уста­новки ОК-150 на уста­новку ОК-900, тех­ни­че­ский проект которой был раз­ра­бо­тан для ледо­колов типа «Арктика». В раз­ра­ботке уста­новки ОК-900 главную роль сыграл кон­струк­тор­ский кол­лек­тив под руко­вод­ством Ю. Н. Кошкина.

Приемку работ по замене ЯППУ ОК-150 на ОК-900, её ком­плекс­ные швар­то­вые и сда­точ­ные ходовые испы­та­ния на ледо­коле «Ленин» про­во­дила межве­дом­ствен­ная при­е­моч­ная комис­сия, в которую Ю. Н. Кошкин вошел как заме­сти­тель пред­се­да­теля комис­сии.

Ю. Н. Кошкин никогда не боялся брать на себя ответ­ствен­ность за смелые решения. Так, при раз­ра­ботке реак­тора БН-600 кон­струк­торы пред­ло­жили новый ори­ги­наль­ный вариант пере­грузки стер­ж­ней СУЗ, который пре­ду­сма­т­ри­вал дове­де­ние длины стержня СУЗ до габа­ри­тов ТВС с их после­ду­ю­щим раз­де­ле­нием. И хотя все меха­низмы пере­грузки уже были изго­то­в­лены в металле, Ю. Н. Кошкин принял решение принять пред­ло­жен­ную кон­струк­цию, которая, в конеч­ном счете, и была уста­но­в­лена на БН-600.

Помимо «атомных» про­ек­тов, Ю. Н. Кошкин руко­во­дил про­из­вод­ством изделий других напра­в­ле­ний, таких как изделие «Антенна» — антенны ради­о­пе­лен­га­то­ров. Эти изделия были в сфере вни­ма­ния С. П. Коро­лева, так как исполь­зо­ва­лось для кон­троля ско­ро­стей и углов дви­же­ния послед­ней ступени ракеты-носи­теля. Для обес­пе­че­ния точ­но­сти ради­о­пе­лен­га­ции к изде­лиям предъ­я­в­ля­лись особо высокие тре­бо­ва­ния по чистоте поверх­но­стей и точ­но­сти гео­мет­ри­че­ских раз­ме­ров.

Коллеги отме­чали Юрия Нико­ла­е­вича как неор­ди­нар­ного и отзыв­чи­вого чело­века. Под­чи­нен­ные спе­ци­ально при­хо­дили к нему под­пи­сы­вать отпуска, если их даты не сов­па­дали с утвер­жден­ным гра­фи­ком отпусков — Ю. Н. Кошкин всегда ста­рался пойти нав­стречу про­си­телю. Под­дер­жка чело­века была его прин­ци­пи­аль­ной пози­цией: когда на парт­со­бра­нии встал вопрос об исклю­че­нии из партии ком­му­ни­ста, чьи пар­тийные доку­менты были утеряны при огра­б­ле­нии, Ю. Н. Кошкин высту­пил с пред­ло­же­нием выра­зить сочув­ствие потер­пев­шему и вос­ста­но­вить доку­менты.

Послед­ним большим про­ек­том, который воз­гла­в­лял Ю. Н. Кошкин, стал проект ЯППУ с реак­то­ром КН-3 для тяже­лого атом­ного ракет­ного крей­сера «Киров». Решение по его стро­и­тель­ству было принято в 1969 году, и соз­да­ние ЯППУ было пору­чено ОКБМ. Крейсер «Киров» был передан флоту 30 декабря 1980 года.

Юрий Нико­ла­е­вич Кошкин скон­чался 28 августа 1983 года. Похо­ро­нен в г. Горьком на Бугров­ском клад­бище.

Работа Ю. Н. Кошкина на «атомном» поприще было высоко оценена руко­вод­ством страны. Помимо наград за участие в соз­да­нии реак­тора «А» он также был удо­стоен Сталин­ской премии 1953 года за рас­чет­ные и экс­пе­ри­мен­таль­ные работы по соз­да­нию реак­то­ров для про­из­вод­ства трития. В 1959 году он стал лау­ре­а­том Ленин­ской премии за «спе­ци­аль­ное изделие».

Среди его наград ордена Ленина (28.04.1963), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (18.12.1951 и 26.04.1971) и «Знак Почета» (05.01.1944).


Библиография‍2