Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Ковалев Сергей Никитич1919—2011

гене­раль­ный кон­струк­тор совет­ских атомных под­вод­ных крей­се­ров стра­те­ги­че­ского назна­че­ния; ака­демик Рос­сийской ака­демии наук (1991, АН СССР — с 1981), доктор тех­ни­че­ских наук. Дважды Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1963, 1974), лауреат Ленин­ской премии (1965) и Госу­дар­ствен­ной премии СССР, РФ (1978, 2007).
Ковалев Сергей Никитич

Биография

Сергей Никитич Ковалев родился в Пет­ро­граде 15 августа 1919 года. Его отец — Н. Н. Ковалев — состоял на службе в военно-морском флоте с 1904 года, служил минером-элек­три­ком и штур­ма­ном. После Октя­брь­ской рево­лю­ции про­дол­жал службу на флоте в Совет­ской России. В сложных обсто­я­тель­ствах того времени, когда уже одно слово «офицер» вызы­вало подо­зре­ние, Н. Н. Кова­леву новой властью была выдана охран­ная грамота.

Роди­тели ста­рались дать ему хорошее обра­зо­ва­ние. Сначала Сергей обу­чался на дому, затем его приняли в извест­ную школу «Рефор­мирте шуле», где пре­по­да­ва­ние велось на немец­ком языке. В старших классах у Сергея про­я­ви­лась склон­ность к гума­нитар­ным пред­метам, он увле­кался фило­со­фией. Однажды Сергею в руки попала попу­ляр­ная брошюра «Как самому сделать раз­бор­ную байдарку». Книга увлекла Сергея, и в 1939 году на Вал­дайском озере байдарка была спущена на воду. Став первым кора­блем С. Н. Кова­лева, она долго служила ему для путе­ше­ствий по рекам и речкам родного края.

В 1937 году С. Н. Ковалев посту­пил на кора­бле­стро­и­тель­ный факуль­тет Ленин­град­ского кора­бле­стро­и­тель­ного инсти­тута (ЛКИ). После про­хо­жде­ния прак­тики на Бал­тийском судо­стро­и­тель­ном заводе на стро­и­тель­стве крей­се­ров «Чапаев» и «Чкалов» С. Н. Ковалёв был зачи­с­лен в бригаду судо­сбор­щи­ков и получил квали­фи­ка­цию судо­сбор­щика 6-го разряда.

Нача­лась Великая Оте­че­ствен­ная война, к началу которой он стал сту­ден­том пятого курса. Летом и осенью 1941 года, как и многие сту­денты-ленин­градцы, С. Н. Ковалев работал на стро­и­тель­стве обо­ро­ни­тель­ных соо­ру­же­ний вокруг города — рыли проти­во­тан­ко­вые рвы, окопы, соо­ру­жали доты. К концу 1941 года занятия в инсти­туте прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лись.

В феврале 1942 года большая часть пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов ЛКИ была эва­ку­и­ро­вана в Горький. 24 февраля 1942 года отправился в эва­ку­а­цию по Дороге жизни и С. Н. Ковалев. В Горьком он, исто­щен­ный голодом, надолго попал в боль­ницу, потом отправился дальше на юг, в город Пяти­горск, где при­со­е­ди­нился к своим одно­каш­ни­кам. В апреле 1942 года сту­денты ЛКИ были напра­в­лены в г. Прже­вальск, где раз­ме­стился эва­ку­и­ро­ван­ный Нико­ла­ев­ский кора­бле­стро­и­тель­ный инсти­тут. В него влился и при­ез­жий кон­тин­гент ЛКИ.

Дипломный проект лидера (круп­ного эсминца или неболь­шого крей­сера) делали трое дипло­ман­тов — Ковалёв, Войт­кун­ский, Лапшин, причем на долю С. Н. Ковалёва доста­лась раз­ра­ботка корпуса, расчеты по проч­но­сти и теории корабля. Весной 1943 года он защитил диплом и получил звание инже­нера-кора­бле­стро­и­теля.

При назна­че­нии на работу С. Н. Ковалёву пред­стави­лись две воз­мож­но­сти: ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ имени А. Н. Крылова) и ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Он выбрал ЦКБ-18, рас­поло­жен­ное в Горьком. В ноябре 1943 года С. Н. Ковалёв прибыл в Горький и был зачи­с­лен в про­ек­т­ный отдел кон­струк­то­ром 2-й кате­го­рии.

ЦКБ-18 рабо­тало в особом режиме. Ведущие спе­ци­али­сты бюро часто выез­жали на действу­ю­щие флоты, зна­ко­ми­лись с харак­те­ром боевых действий под­вод­ных лодок и полу­чен­ными ими боевыми и экс­плу­а­та­ци­он­ными повре­жде­ни­ями, а затем исполь­зо­вали полу­чен­ный опыт при соз­да­нии новых про­ек­тов. Моло­дому кон­струк­тору С. Н. Ковалёву был поручен проект 608, где он зани­мался рас­четом объемов цистерн, под­счетом коли­че­ства оста­точ­ной воды в цистер­нах при больших накло­не­ниях и т.п.

В 1945 году ЦКБ-18 воз­вра­ти­лось в Ленин­град. Здесь раз­вер­ну­лась работа по постройке дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок сред­него (проект 613) и боль­шого водо­из­ме­ще­ния (проект 611). При соз­да­нии этих под­вод­ных лодок учи­ты­вались послед­ние дости­же­ния немец­кого под­вод­ного судо­стро­е­ния, главным образом, в части зна­чи­тель­ного уве­ли­че­ния емкости акку­му­ля­тор­ной батареи. Здесь и при­го­ди­лось по-насто­я­щему хорошее знание С. Н. Кова­ле­вым немец­кого языка.

Однако вскоре С. Н. Ковалёв был «пере­бро­шен» на другую задачу. Про­ек­ти­ро­вав­ши­еся в конце войны в Гер­ма­нии под­вод­ные лодки XXVI серии с уста­нов­кой Валь­тера могли в течение 6 часов дви­гаться со ско­ро­стью свыше 23 узлов. Столь суще­ствен­ное улуч­ше­ние тактико-тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик было решено реали­зо­вать на совет­ских под­лод­ках. Перед ЦКБ-18 была поста­в­лена задача вос­про­из­ве­сти паро­га­зо­вую тур­бин­ную уста­новку и постро­ить по соб­ствен­ному проекту опытную под­вод­ную лодку — проект 617. Для этой цели в 1947 году в немец­ком городке Блан­кен­бург орга­ни­зу­ется кон­струк­тор­ское бюро, воз­гла­в­ля­е­мое капита­ном I ранга А.А Анти­пи­ным — «Бюро Анти­пина». Среди мно­го­чи­с­лен­ной группы сотруд­ни­ков ЦКБ-18, коман­ди­ро­ван­ных в «Бюро Анти­пина», был и С. Н. Ковалёв, зани­мав­шийся там сбором и анали­зом тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции.

Резуль­таты работ бюро ока­зались настолько успеш­ными, что уже в 1948 году вышло поста­но­в­ле­ние Прави­тель­ства СССР о соз­да­нии в Ленин­граде нового (второго в СССР) Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, пред­на­зна­чен­ного для про­ек­ти­ро­ва­ния высо­ко­ско­рост­ных под­вод­ных лодок, а также энер­гети­че­ских уста­но­вок для них. Началь­ни­ком СКБ-143 и главным кон­струк­то­ром проекта 617 стал А. А. Антипин, С. Н. Ковалёв был назна­чен помощ­ни­ком глав­ного кон­струк­тора. В про­ек­т­ные вопросы А. А. Антипин осо­бенно не вникал, поэтому про­ек­ти­ро­ва­ние было дове­рено С. Н. Ковалёву.

Под­вод­ная лодка проекта 617 явилась зна­чи­тель­ным шагом вперед совет­ского под­вод­ного судо­стро­е­ния — она стала первой под­вод­ной лодкой, пере­шаг­нув­шей под­вод­ную ско­рость в 18 узлов. Но главным досто­ин­ством новой под­вод­ной лодки явля­лась ее энер­гети­че­ская уста­новка. Не слу­чайно ака­демики И. В. Кур­ча­тов и А. П. Алек­сан­дров, при­сту­пав­шие в то время к соз­да­нию первой атомной под­вод­ной лодки, лично при­ез­жали озна­ко­миться с ней. В мае 1953 года весь кол­лек­тив кон­струк­то­ров во главе с А. А. Анти­пи­ным, зани­мав­шийся про­ек­том 617 и другими про­ек­тами СКБ-143, был снова пере­ве­ден на работу в ЦКБ-18 (с 1966 года — Ленин­град­ское про­ек­тно-мон­таж­ное бюро «Рубин»). СКБ-143 пре­об­ра­зо­ва­лось в кол­лек­тив, при­сту­па­ю­щий к раз­ра­ботке проекта первой атомной под­вод­ной лодки в СССР проекта 627.

С. Н. Ковалёв про­дол­жал про­ек­ти­ро­ва­ние под­вод­ных лодок с паро­га­зо­выми уста­нов­ками — проекты 617 и 643. Но в конце 1958 года его назна­чают главным кон­струк­то­ром АПЛ проекта 658 — первой совет­ской атомной под­вод­ной лодки, осна­ща­е­мой бал­ли­сти­че­скими ракетами. К этому времени проект был прак­ти­че­ски готов, более того, на Севмаше уже стро­и­лась голов­ная под­вод­ная лодка с завод­ским № 901.

С. Н. Ковалёв сразу отправился в Севе­ро­двинск кури­ро­вать стро­и­тель­ство лодки. При­хо­ди­лось раз­би­раться с воз­ни­ка­ю­щими про­бле­мами и при­ни­мать решения прямо в ходе стро­и­тель­ства. Многое зави­село и от сла­жен­ной и квали­фи­ци­ро­ван­ной работы группы глав­ного кон­струк­тора. Кон­струк­торы вникали в осо­бен­но­сти про­из­вод­ства и тех­ноло­ги­че­ских про­цес­сов, участ­во­вали в испы­та­ниях корабля на заводе и в море, изучали работу обо­ру­до­ва­ния в реаль­ных усло­виях и давали советы личному составу, свя­зан­ные с осо­бен­но­стями упра­в­ле­ния атомной под­вод­ной лодкой. При­емный акт о приемке в состав ВМФ голов­ной АПЛ проекта 658 был под­пи­сан 29 декабря 1960 года.

Кол­лек­тивы ЦКБ-18, Севмаша, смеж­ни­ков и постав­щи­ков огром­ного коли­че­ства обо­ру­до­ва­ния выпол­нили поста­в­лен­ные перед ними задачи, уста­но­вив не пов­то­рен­ный впо­след­ствии рекорд по срокам стро­и­тель­ства лодки — немно­гим более 4 лет. Этот рекорд во многом при­над­лежит С. Н. Ковалёву, чей авто­ри­тет ста­но­вится чрез­вы­чайно высоким.

Однако не все было гладко. Главные про­блемы пре­под­не­сла атомная паро­про­из­во­ди­тель­ная уста­новка, недо­статки которой про­я­в­ля­лись в ходе экс­плу­а­та­ции АПЛ. Голов­ная под­вод­ная лодка проекта 658 (завод­ской № 901) ока­за­лась очень неве­зу­чей. Еще при постройке на ней про­ис­хо­дили несчаст­ные случаи, свя­зан­ные с чело­ве­че­скими жерт­вами. В походе на лодке про­и­зо­шла авария по причине разрыва трубки первого контура. Серьезных послед­ствий удалось избе­жать бла­го­даря гра­мот­ным действиям личного состава, орга­ни­зо­вав­шего под­питку реак­тора пресной водой, что не пре­ду­сма­т­ри­ва­лось про­ек­том. Многие члены экипажа ока­зались пере­о­б­лу­чен­ными, 8 из них вскоре погибли. После этой аварии под­вод­ная лодка на флоте полу­чила про­звище «Хиро­сима». В корот­кий срок реак­тор­ный отсек выре­зали и заме­нили новым, и под­вод­ная лодка вер­ну­лась в строй.

В начале 1960-х годов на Север­ном флоте сло­жи­лась очень тяжелая ситу­а­ция. Бла­го­даря огромным усилиям про­мыш­лен­но­сти Север­ный флот получил несколько атомных мно­го­це­ле­вых (проект 627) и стра­те­ги­че­ских (проект 658) под­вод­ных лодок, но почти все они имели неис­прав­ные атомные паро­про­из­во­дя­щие уста­новки. В этих усло­виях на долю глав­ного кон­струк­тора часто выпа­дали испы­та­ния, тре­бо­вав­шие не столько про­фес­си­о­нализма, сколько муже­ства и твер­до­сти харак­тера. Для под­твер­жде­ния боес­по­соб­но­сти кора­блей был орга­ни­зо­ван так назы­ва­е­мый «адми­раль­ский выход». На одной из лодок проекта 658 в море вышла комис­сия под руко­вод­ством адми­рала Козь­мина и адми­рала Суб­ботина. В первые дни похода все шло хорошо, но затем потек теп­ло­об­мен­ник реак­тора одного борта, а затем и другого. Только бла­го­даря хорошей погоде лодку не прибило к берегам Нор­ве­гии.

В феврале 1963 года С. Н. Ковалёву при­сво­ено звание глав­ного кон­струк­тора второй степени. В корот­кие сроки все 8 постро­ен­ных лодок проекта 658 удалось пере­о­с­на­стить новым ракет­ным ком­плек­сом Д-4, был освоен под­вод­ный старт ракет (проект 658М). В том же году его успехи в работе над про­ек­том 658М отме­чены при­сво­е­нием звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда за соз­да­ние и осво­е­ние образ­цов новой техники. В 1965 году за раз­ра­ботку этого проекта и осу­ще­ст­в­ле­ние под­вод­ного старта ракет С. Н. Ковалёву и группе его бли­жайших сорат­ни­ков при­су­ждена Ленин­ская премия.

Но в жестких усло­виях гонки воо­ру­же­ний тре­бо­ва­лось ско­рейшее нара­щи­ва­ние мор­ского ядер­ного потен­ци­ала. Для реали­за­ции этой задачи нача­лось соз­да­ние ракето­нос­цев 2-го поко­ле­ния (проект 667А). В июне 1961 года главным кон­струк­то­ром этого проекта был назна­чен С. Н. Ковалёв. К соз­да­нию АПЛ 2-го поко­ле­ния, которое стало при­о­ри­тет­ной задачей госу­дар­ствен­ного мас­штаба, через поста­но­в­ле­ния ЦК КПСС и прави­тель­ства были при­вле­чены лучшие силы науки и про­мыш­лен­но­сти страны. Тре­бо­ва­лось создать под­вод­ный корабль, спо­соб­ный осу­ще­ст­влять боевое патру­ли­ро­ва­ние в любом районе Миро­вого океана, включая арк­ти­че­ский бассейн. Коли­че­ство ракет и мощ­ность их бое­за­ря­дов должны быть доста­точны для решения стра­те­ги­че­ской задачи. Кон­струк­ция под­вод­ной лодки пред­по­ла­гала воз­мож­ность ее серийного стро­и­тель­ства на Севмаше и на заводе им. Ленин­ского Ком­со­мола мак­си­маль­ными темпами.

Голов­ная и первая серийная под­вод­ные лодки проекта 667А были сданы флоту одно­вре­менно в 1967 году. К тому времени под­вод­ная лодка проекта 667А по водо­из­ме­ще­нию и габа­ритам зна­чи­тельно пре­вос­хо­дила все ранее постро­ен­ные лодки. Внешне эта лодка, имея про­дви­ну­тое к носу огра­жде­ние рубки с гори­зон­таль­ными рулями, неболь­шое воз­вы­ше­ние ракет­ной палубы и высту­па­ю­щий кор­мо­вой ста­би­ли­за­тор, была очень гар­мо­нично сложена и красива. Проект 667А ока­зался весьма удачным. Стро­и­тель­ство под­вод­ных лодок по этому проекту раз­вер­ну­лось на двух мощ­нейших судо­стро­и­тель­ных заводах страны — в Севе­ро­двин­ске и в Ком­со­моль­ске-на-Амуре.

В 1968 году С. Н. Ковалёву было при­сво­ено звание глав­ного кон­струк­тора первой степени. В 1970 году он награ­жден орденом Ленина, в 1971 году избран деле­га­том XXIV съезда КПСС. К этому времени в состав Военно-мор­ского флота СССР уже начали входить атомные под­вод­ные ракето­носцы проекта 667Б. Готов­ность голов­ной под­вод­ной лодки этого проекта и под­го­то­в­лен­ность ее экипажа поз­во­лили прямо с завода идти на боевое патру­ли­ро­ва­ние. Поздно ночью 30 декабря 1972 года об этом уни­каль­ном случае С. Н. Ковалёв докла­ды­вал секретарю ЦК КПСС Д. Ф. Усти­нову в его каби­нете.

В ходе соз­да­ния АПЛ 2-го поко­ле­ния большое вни­ма­ние уде­ля­лось сни­же­нию шум­но­сти под­вод­ных лодок, что было воз­ве­дено в задачу госу­дар­ствен­ной важ­но­сти. На под­вод­ных лодках проекта 667Б вели­чина аку­сти­че­ского поля сни­зи­лась на порядок. Зна­чи­тель­ная доля успеха в этой работе при­над­лежит С. Н. Ковалёву, кото­рому в 1973 году была при­сво­ена ученая степень доктора тех­ни­че­ских наук. За соз­да­ние АПЛ проекта 667Б в 1974 году он награ­жден второй золотой медалью Героя Соци­али­сти­че­ского Труда. А за соз­да­ние под­вод­ных лодок проекта 667БДР С. Н. Ковалёву в 1978 году при­су­ждена Госу­дар­ствен­ная премия СССР.

В 1979 году ему вручен орден Октя­брь­ской Рево­лю­ции. Удачно выбран­ная кон­струк­ция под­вод­ных лодок проекта 667А поз­во­лила, сохра­няя неиз­мен­ными основ­ные архи­тек­тур­ные прин­ципы, довести чис­лен­ность этого семейства до 76 АПЛ сум­мар­ным водо­из­ме­ще­нием 770 тыс. тонн. Главный кон­струк­тор участ­во­вал в испы­та­ниях пода­в­ля­ю­щего боль­шин­ства этих под­вод­ных лодок. Кабинет глав­ного кон­струк­тора, кон­струк­тор­ские столы в отделах, завод­ские стапели и цеха, под­вод­ные лодки у пирса и в море, сове­ща­ния и доклады на самых разных уровнях, вплоть до самых высших — С. Н. Ковалёв успевал везде, что тре­бо­вало чрез­вы­чайно напря­жен­ной работы.

Соз­да­ние АПЛ 3-го поко­ле­ния (проект 941 «Акула»), полу­чив­ших ранг тяжелых ракет­ных под­вод­ных крей­се­ров стра­те­ги­че­ского назна­че­ния (ТРПК СН), стало новой эпохой в жизни кол­лек­тива ЦКБ МТ «Рубин». завода-стро­и­теля «Сев­маш­пред­при­ятие», флота и страны в целом. Главным кон­струк­то­ром проекта 941 С. Н. Ковалёв был назна­чен в 1971 году. К про­ек­ти­ро­ва­нию первого ракето­носца 3-го поко­ле­ния ЦКБ МТ «Рубин» при­сту­пило в 1972 году. Голов­ная под­вод­ная лодка проекта 941 (завод­ской № 711) вышла на морские испы­та­ния 4 июля 1981 года. Этот гигант, спо­соб­ный раз­го­няться под водой до 50 км/ч, отно­сится к числу самых мало­шумных среди атомных суб­ма­рин. Именно АПЛ проекта 941 «Акула» вошла в Книгу рекор­дов Гин­несса, как самая большая атомная под­лодка в мире.

В 1983 году С. Н. Ковалёву при­сво­ено звание Гене­раль­ного кон­струк­тора, в 1984 году он награ­жден орденом Ленина. С 1984 года С. Н. Ковалёв занимал пост заме­сти­теля пред­се­да­теля пре­зи­ди­ума Ленин­град­ского науч­ного центра АН СССР. Изби­рался депу­та­том Вер­хов­ного Совета СССР (11 созыв, 1984-1989 гг.).

В 1990-е годы, когда процесс соз­да­ния новых под­вод­ных лодок стал менее интен­сив­ным, у С. Н. Ковалёва поя­ви­лась воз­мож­ность при­ло­жить свой талант и опыт в других отра­слях морской техники. Он стал научным руко­во­ди­те­лем про­ек­тов раз­ра­бо­ток морских добыч­ных плат­форм, выпол­ня­е­мых ЦКБ МТ «Рубин». 12 июня 2007 года Сергею Ники­тичу Ковалёву при­су­ждена Госу­дар­ствен­ная премия РФ в области науки и тех­ноло­гий «за раз­ра­ботку, соз­да­ние и раз­ви­тие трех поко­ле­ний атомных под­вод­ных ракето­нос­цев».

С. Н. Ковалёв — дважды Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1963 г., 1974 г.), лауреат Ленин­ской (1965 г.), Госу­дар­ствен­ных премий СССР (1978 г.) и РФ (2007 г.), награ­жден орденом «За заслуги перед Оте­че­ством II степени (2009 г.), четырьмя орде­нами Ленина (1963, 1970, 1974, 1984 гг.), орденом Октя­брь­ской Рево­лю­ции (1979 г.), меда­лями. Он — доктор тех­ни­че­ских наук, действи­тель­ный член Ака­демии наук СССР (1981 г., отде­ле­ние энер­гетики, маши­но­стро­е­ния, меха­ники и про­цес­сов упра­в­ле­ния), почет­ный член Союза худож­ни­ков, член Пет­ров­ской ака­демии наук и искус­ств.

В послед­ние годы жизни леген­дар­ный кон­струк­тор участ­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве серии атомных суб­ма­рин с бал­ли­сти­че­скими ракетами проекта 955 «Борей». Всего по восьми про­ек­там Сергея Кова­лева были постро­ены 92 под­вод­ные лодки сум­мар­ным водо­из­ме­ще­нием около 900 тыс. т.

Сергей Никитич Ковалёв скон­чался 24 февраля 2011 года. Похо­ро­нен на Крас­нень­ком клад­бище Санкт-Петер­бурга.

В Санкт-Петер­бурге в аллее Героев в парке Победы уста­но­в­лен бюст С. Н. Ковалёва. В 2011 году набе­реж­ной на Сев­маш­пред­при­ятии при­сво­ено имя С. Н. Ковалёва, 15 августа 2014 года на здании ЦКБ МТ «Рубин» ему была открыта мемо­ри­аль­ная доска. В марте 2017 года в Военно-морской ака­демии им. адми­рала Н. Г. Куз­не­цова открыта именная ауди­то­рия ака­демика С. Н. Ковалёва и уста­но­в­лена памят­ная доска с баре­лье­фом.


Библиография‍6