Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Леденев Борис Николаевич1919—1969

инженер, кан­ди­дат техн. наук (1955), участ­ник работ по соз­да­нию первой совет­ской атомной бомбы, в 1960—1961 гл. кон­струк­тор, в 1961—1964 дирек­тор НИИ-1011 (РФЯЦ—В­НИ­ИТФ им. акад. Е. И. Заба­ба­хина). Лауреат Сталин­ской премии (1949, 1953) и Ленин­ской премии (1962).
Леденев Борис Николаевич

Биография

Борис Нико­ла­е­вич Леденев родился 18 октября 1919 года в станице Урю­пин­ской Войска Дон­ского Вол­го­град­ской области, в семье крас­но­ар­мейца. После окон­ча­ния в Свер­д­лов­ске средней школы посту­пил в Москов­ское высшее тех­ни­че­ское училище им. Баумана на факуль­тет Н (бое­при­пасы).

В первые дни Великой Оте­че­ствен­ной войны Б. Н. Леденев ушел добро­воль­цем в ряды народ­ного опол­че­ния. Но вскоре теле­фо­но­грам­мой Госу­дар­ствен­ного Коми­тета Обороны вместе со всеми сту­ден­тами послед­них курсов москов­ских вузов был отозван и напра­в­лен на работу по спе­ци­аль­но­сти — в обо­рон­ную про­мыш­лен­ность. Всю войну Б. Н. Леденев работал на военном заводе им. Дзер­жин­ского в г. Перми. В его тру­до­вой книжке в тот период сделаны три записи (ноябрь 1942 года, июнь 1944 года и феврали 1945 года) о выне­се­нии бла­го­дар­но­стей за досроч­ное выпол­не­ние годо­вого плана и про­я­в­лен­ную ини­ци­а­тиву в изо­б­рета­тель­ской дея­тель­но­сти, опе­рав­тив­ную и эффек­тив­ную орга­ни­за­цию работ, в том числе по монтажу и пуску кон­вейера. Дея­тель­ность Б. Н. Леднева была отме­чена медалью «За доблест­ный труд в Великой Оте­че­ствен­ной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.).

В 1947 году, по окон­ча­нии МВТУ, защитив дипломную работу по спец­теме на «отлично», молодой спе­ци­алист в составе одной из первых групп выпускни­ков был напра­в­лен в КБ-11. Свою дея­тель­ность в атомном центре он начал инже­не­ром в лабо­ра­то­рии № 3 В. А. Цукер­мана, зани­мав­шейся раз­ра­бот­кой методов сверх­ско­рост­ной рен­т­ге­но­гра­фии быстро­про­те­ка­ю­щих про­цес­сов взрыва и обжатия метал­ли­че­ского сер­деч­ника в шаровом заряде, спо­со­бов изме­ре­ния мас­со­вой ско­ро­сти дви­же­ния про­дук­тов взрыва, совер­шен­ство­ва­нием методик изме­ре­ния и соз­да­нием прин­ци­пи­ально новой изме­ри­тель­ной аппа­ра­туры.

В январе 1948 года Б. Н. Леденев пере­хо­дит в отдел Л. В. Аль­т­шулера, зани­мав­шийся нахо­жде­нием урав­не­ния состо­я­ния веще­ства при свер­х­вы­со­ких дав­ле­ниях (ударная волна сфе­ри­че­ского заряда), иссле­до­ва­нием моделей цен­траль­ной части заряда. Кон­крет­ной обла­стью его работы было иссле­до­ва­ние сжи­ма­е­мо­сти веще­ства при свер­х­вы­со­ких дав­ле­ниях. Он при­ни­мал самое непо­сред­ствен­ное участие в уни­каль­ных экс­пе­ри­мен­тах, про­я­в­ляя при этом нео­бык­но­вен­ную изо­б­рета­тель­ность и наход­чи­вость в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии опытов.

29 августа 1949 года первая совет­ская атомная бомба была успешно взо­рвана на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. 29 октября 1949 года вышли закры­тые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­но­в­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии». За раз­ра­ботку мето­дики при иссле­до­ва­нии плот­но­сти и мак­си­маль­ных дав­ле­ний в цен­траль­ной части атомной бомбы Б. Н. Леденев был награ­жден орденом Ленина и стал лау­ре­а­том Сталин­ской премии 2-й степени.

О выдер­жке Бориса Нико­ла­е­вича Леде­нева рас­ска­зы­вались легенды. Однажды, в спе­ци­аль­ной желе­зо­бетон­ной бочке он вместе с сотруд­ни­цей уста­на­в­ли­вал заряд массой, экви­ва­лен­т­ной при­мерно двум кило­грам­мам взрыв­чатки. В это же самое время в сосед­нем поме­ще­нии про­из­во­дили пробные вклю­че­ния импуль­с­ного рен­т­ге­нов­ского аппа­рата. Вдруг раз­да­ется взрыв. Все, кто были в укрытии, поняли, что взрыв про­и­зо­шел пре­ж­де­вре­менно. Спустя несколько секунд, пока­зав­шихся веч­но­стью, поя­в­ля­ются в дверях укрытия невре­ди­мые экс­пе­ри­мен­та­торы, она крайне взвол­но­ван­ная, а Борис Нико­ла­е­вич совер­шенно невоз­му­тим. «Ничего осо­бен­ного, — ком­мен­ти­рует он, — это наш заряд взо­рвался от вашей наводки, мы уже отошли от бочки!».

И еще один случай. Летом 1950 года гото­вили один из опытов. Рабо­тали, не учи­ты­вая времени, гото­вили и соби­рали аппа­ра­туру. Ближе к полу­ночи Борис Нико­ла­е­вич Леденев занялся верев­ками, соз­да­вая изделие, которое никак не впи­сы­ва­лось во взрыв­ную тема­тику. На вопрос: «Что это вы вьете?» он встал со стула и несколько заду­мался. А потом, выставив перед собой свое «руко­де­лие», с доброй и несколько иро­нич­ной инто­на­цией ответил: «Это?.. Я раз­ра­ба­ты­ваю новый вариант под­пруги для лошадей». Как ока­за­лось на сле­ду­ю­щий день, когда про­во­дился опыт с большой моделью, этими «лошадьми» стали сам Б. Н. Леденев с кол­ле­гой. С помощью соб­ствен­но­ручно сплетен­ной под­пруги оба иссле­до­ва­теля доставили заряд весом 150 кило­грам­мов к месту про­ве­де­ния опыта. Веревки они пере­ки­нули через шею на плечи, а петли на концах про­су­нули на ручки носилок. Еще один иссле­до­ва­тель был под­руч­ным, время от времени, через каждые 10—20 метров, под­ста­в­ляя под носилки обычную табу­ретку.

С 1953 года Б. Н. Леденев — на руко­во­дя­щей работе в отде­ле­нии, раз­ра­ба­ты­вав­шем ядерный заряд для артил­ле­рийских сна­ря­дов. Борис Нико­ла­е­вич всегда отли­чался осно­ва­тель­но­стью изу­че­ния явлений и мате­ри­а­лов, невоз­му­ти­мо­стью и весьма добро­же­ла­тель­ным харак­те­ром. Эти каче­ства послу­жили осно­ва­нием для его назна­че­ния в 1955 году началь­ни­ком газо­ди­на­ми­че­ского сектора КБ-11 вместо отбыв­шего на работу в 5-е Главное упра­в­ле­ние В. К. Бобо­лева. Воз­главив газо­ди­на­ми­че­ский сектор, Б. Н. Леденев ничего не стал менять ни в руко­вод­стве сек­то­ром, ни в тема­тике, тем не менее работа стала орга­ни­зо­ван­ней и спо­койней.

В 1955 году он стал кан­ди­да­том тех­ни­че­ских наук.

Осенью 1958 года Б. Н. Леденев был напра­в­лен в Китайскую Народ­ную Рес­пу­б­лику в каче­стве совет­ника по китайской ядерно-ору­жей­ной про­грамме. Он выехал в Китай с женой Люд­ми­лой Ана­то­льев­ной и двумя детьми. Но к I960 году отно­ше­ния между Н. С. Хрущё­вым и Мао Дзе Дуном окон­ча­тельно испор­ти­лись, и весной этого года семья Леденё­вых поки­нула Китай, в котором пробыла полтора года. За свою работу в Китайской Народ­ной Рес­пу­б­лике в каче­стве тех­ни­че­ского совет­ника, Б. Н. Леденев получил бла­го­дар­ность Мини­стер­ства маши­но­стро­е­ния КНР и медаль «Китайско-Совет­ская Дружба».

По воз­вра­ще­нии в Снежинск его ждали серьезные изме­не­ния. Научный руко­во­ди­тель и главный кон­струк­тор НИИ-1011 К. И. Щёлкин перешел на работу в Инсти­тут хими­че­ской физики. После этого ураль­ский инсти­тут был рефор­ми­ро­ван по типу КБ-11. В 1960 году Борис Нико­ла­е­вич был назна­чен первым главным кон­струк­то­ром 1-го напра­в­ле­ния (соз­да­ние ядерных зарядов) в НИИ-1011.

В марте 1961 года скон­чался дирек­тор инсти­тута Д. Е. Васи­льев, и на его долж­ность 1 сен­тя­бря 1961 года был назна­чен Б. Н. Леденев. И все годы, пока он был дирек­то­ром (до осени 1964 года), он дока­зы­вал началь­ству, что не хочет им быть. При этом он добро­со­вестно и честно испол­нял свои дирек­тор­ские обя­зан­но­сти, потому что был чело­ве­ком ред­кост­ной добро­со­вест­но­сти и упор­ства. В конце концов, он пере­у­пря­мил началь­ство, и оно согла­си­лось осво­бо­дить его от дирек­тор­ства. Пока же Б. Н. Леде­неву при­шлось сразу впря­гаться в тяжёлый гуж руко­вод­ства объек­том, где глав­ными были две про­блемы: как уско­рить стро­и­тель­ство и как нала­дить рит­мич­ную работу про­из­вод­ства? Он сосре­до­то­чил основ­ное вни­ма­ние на обес­пе­че­нии рит­мич­ной работы заводов. Уже было известно, что с сен­тя­бря 1961 года воз­о­б­но­вятся ядерные испы­та­ния, к которым инсти­тут при­го­то­вил много новинок, но реали­зо­вать которые можно было только при нала­жен­ной работе заводов инсти­тута. С обычной своей мето­дич­но­стью Борис Нико­ла­е­вич при­нялся за новое для себя дело. С началом ядерных испы­та­ний ему много раз при­хо­ди­лось бывать на Семи­па­ла­тин­ском ядерном поли­гоне, где он воз­гла­в­лял испы­та­ния изделий, раз­ра­бо­тан­ных в инсти­туте. Под его руко­вод­ством инсти­тут внес фун­да­мен­таль­ный вклад в раз­ра­ботку ядер­ного оружия СССР: в 1962 году было испы­тано 30 ядерных зарядов и ядерных взрыв­ных устройств.

Б. Н. Леденев был весьма скромным и застен­чи­вым чело­ве­ком в вопро­сах, каса­ю­щихся лично его. Одним из сви­детель­ств этого явля­ется зая­в­ле­ние в город­скую авто­мо­биль­ную комис­сию с прось­бой пре­до­ставить ему воз­мож­ность при­об­ре­сти авто­мо­биль. Комис­сия после деталь­ного обсу­жде­ния в порядке исклю­че­ния пре­до­ставила Б. Н. Леде­неву воз­мож­ность при­об­ре­сти в 1961 году авто­мо­биль «Волга». Следует заметить, что Борис Нико­ла­е­вич долго не решался обра­титься с таким зая­в­ле­нием.

В 1963 году Б. Н. Леденёву было при­сво­ено звание стар­шего науч­ного сотруд­ника по газо­ди­на­ми­че­ским иссле­до­ва­ниям, а с ноября 1964 года он стал заме­сти­те­лем науч­ного руко­во­ди­теля инсти­тута по испы­та­ниям ядерных зарядов. В 1964 году ядерные испы­та­ния воз­о­б­но­ви­лись под землей, и Борис Нико­ла­е­вич с при­су­щими ему тру­до­лю­бием и добро­со­вест­но­стью вклю­ча­ется в эту мно­го­гран­ную и сложную работу. Она была сродни той иссле­до­ва­тель­ской работе, с которой нача­лась его иссле­до­ва­тель­ская, твор­че­ская жизнь в КБ-11.

Орга­ни­за­ции и про­ве­де­нию подземных ядерных испы­та­ний Б. Н. Леденёв отдался целиком. Под его руко­вод­ством был про­ве­ден выда­ю­щийся физи­че­ский опыт, поло­жив­ший начало многим пло­до­т­вор­ным идеям кон­стру­и­ро­ва­ния уни­каль­ных ядерных зарядов.

Однако руко­вод­ству инсти­тута при­шлось решать сложную задачу: нужно ли иметь и заме­сти­теля науч­ного руко­во­ди­теля по ядерным испы­та­ниям, и заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора тоже по ядерным испы­та­ниям? Б. Н. Леденёв решил эту задачу по-своему. Он попро­сил пере­ве­сти его опять в КБ-11. Ему хоте­лось рабо­тать в составе неболь­шой группы экс­пе­ри­мен­та­то­ров-газо­ди­на­ми­ков, ездить с ней, как в былое время, на пло­щадку, ставить опыты, обра­ба­ты­вать их, при­ду­мы­вать новые и жить жизнью простой и непри­тя­за­тель­ной.

В 1965 году Борис Нико­ла­е­вич вер­нулся в Арзамас-16, в КБ-11, в «родное» газо­ди­на­ми­че­ское отде­ле­ние.

По вос­по­ми­на­ниям коллег, Б. Н. Леденёв был гра­мот­ным инже­не­ром, талан­тли­вым научным работ­ни­ком, упорным в раз­ре­ше­нии каких-либо проблем. На первый взгляд он про­из­во­дил впе­ча­т­ле­ние необ­щи­тель­ного и зам­кну­того чело­века. На самом же деле он был очень кон­так­т­ным. Внешне мед­ли­тель­ный, он вместе с тем обладал умением и исклю­чи­тель­ной спо­соб­но­стью при­ни­мать верные и точные решения в самых сложных и экс­тре­маль­ных ситу­а­циях.

Ему при­над­лежит 40 научных работ.

Б. Н. Леденёв — лауреат Сталин­ской премии (1949 г., 1953 г.), лауреат Ленин­ской премии (1962 г.). Награ­жден орде­нами Ленина (1949 г., 1956 г.), меда­лями «За доблест­ный труд в Великой Оте­че­ствен­ной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), «Китайско-совет­ская дружба» (1960 г., КНР) и др.

Борис Нико­ла­е­вич Леденев ушел из жизни 30 июня 1969 года: он умер в авто­бусе от тром­боза сердца, напра­в­ля­ясь на работу.

Его имя зане­сено в книги тру­до­вой славы г. Снежин­ска и г. Сарова.


Библиография‍5