Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Неганов Василий Иванович1899—1978

кора­бле­стро­и­тель, д.т.н., кон­струк­тор судов с атомными энер­гети­че­скими уста­нов­ками. Главный кон­струк­тор первого в мире атом­ного ледо­кола «Ленин» и других кора­блей. Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1960). Лауреат Сталин­ской премии (1942).
Неганов Василий Иванович

Биография

Василий Ива­но­вич Неганов родился 17 (29 декабря) 1899 года в селе Рожки (ныне Мал­мыж­ский район, Киров­ская область) в кре­стьян­ской семье. В 1911 году, после окон­ча­ния сель­ской школы посту­пил в Мал­мыж­скую про­гим­на­зию, в которой учился до 1919 года, но окон­чить не успел в связи с началом Гра­ждан­ской войны.

В 1919 году В. И. Неганов запи­сался добро­воль­цем в ряды Красной Армии, служил рядовым бата­льона связи 21-й стрел­ко­вой дивизии. Участ­во­вал в боях на Вос­точ­ном фронте, затем на Юго-Вос­точ­ном. Здесь В. И. Неганов заболел тифом, три месяца нахо­дился в гос­питале. После выздо­ро­в­ле­ния был напра­в­лен в учебную команду спе­ци­али­стов связи. Служил теле­гра­фи­стом, затем линейным над­смо­тр­щи­ком, был назна­чен началь­ни­ком теле­граф­ной связи штаба 9-й Кубан­ской армии. Позже он стал пре­по­да­ва­те­лем при штабе Северо-Кав­каз­ского воен­ного округа, до 1923 года готовил свя­зи­стов для РККА.

По окон­ча­нии Гра­ждан­ской войны В. И. Неганов посту­пил в Казан­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут, но в 1924 году инсти­тут был рефор­ми­ро­ван в тех­ни­кум. Тру­дился рабочим, зара­ба­ты­вал на жизнь в артели зимо­го­ров, раз­гру­жая баржи. В 1925 году уехал из Казани в Мур­манск, работал учи­те­лем физики и мате­ма­тики в Мур­ман­ской объе­ди­нен­ной школе 1-й и 2-й ступени.

В 1926 году по путевке Мур­ман­ского губкома ВЛКСМ В. И. Неганов посту­пил в Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут на кора­бле­стро­и­тель­ный факуль­тет. С 1928 года, парал­лельно с учёбой в инсти­туте, работал в кон­струк­тор­ском бюро Бал­тийского завода, при­ни­мал участие в про­ек­ти­ро­ва­нии первых оке­ан­ских кора­блей-лесо­во­зов. По раз­ра­бо­тан­ному с его уча­стием проекту в Ленин­граде в 1930-1935 гг. было постро­ено более 20 таких лесо­во­зов.

В 1931 году В. И. Неганов окан­чи­вает уже Кора­бле­стро­и­тель­ный инсти­тут с дипло­мом инже­нера-кора­бле­стро­и­теля и полу­чает назна­че­ние в цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро по про­ек­ти­ро­ва­нию тран­с­порт­ных судов «Судо­про­ект» старшим инже­не­ром-кон­струк­то­ром. В июле 1934 года он вер­нулся на Бал­тийский завод началь­ни­ком секции, затем стал заме­сти­те­лем началь­ника отдела (1936 г.), главным кон­струк­то­ром ЦКБ № 4 завода (1940 г.). Здесь он участ­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии кор­пу­сов новых тяжелых ледо­колов и линейных кора­блей типа «Совет­ский Союз». В 1940 году за соз­да­ние первого совет­ского арк­ти­че­ского линейного ледо­кола «И. Сталин» (в 1961 году пере­и­ме­но­ван в «Сибирь») ему было при­сво­ена Сталин­ская премия первой степен.

В 1942 году В. И. Неганов был напра­в­лен в США в составе заку­поч­ной комис­сии по поставке в Россию военной техники по ленд-лизу, зани­мался вопро­сами приемки при­об­ретён­ных судов. После воз­вра­ще­ния в 1946 году из Америки В. И. Неганов напра­в­лен на работу в ЦКБ-17 на долж­ность началь­ника про­ек­т­ного отдела, где вклю­ча­ется в работу по соз­да­нию мощного ледо­кола для Север­ного мор­ского пути (проект 90).

При­ка­зом Мин­суд­прома № 161 от 28.05.47 для испол­не­ния Поста­но­в­ле­ния Прави­тель­ства от 22.05.47 пред­ла­га­лось для раз­ра­ботки эскиз­ного, тех­ни­че­ского про­ек­тов и рабочих чер­те­жей ледо­кола, а также ледо­кольно-тран­с­порт­ного судна орга­ни­зо­вать Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро (ЦКБ) «Л», сосре­до­то­чив в нем спе­ци­али­стов МСП и Глав­сев­мор­пути. Первым началь­ни­ком ЦКБ «Л» был назна­чен Б. Я. Гнесин, главным инже­не­ром и главным кон­струк­то­ром ледо­кола проекта 90 — В. И. Неганов. Кроме раз­ра­ботки про­ек­тов ледо­кола и ледо­кольно-тран­с­порт­ного судна на ЦКБ было воз­ло­жено соста­в­ле­ние ТТЗ и раз­ра­ботка тех­ни­че­ского проекта на достройку погра­нич­ного ледо­коль­ного сто­ро­же­вого корабля проекта 52, главным кон­струк­то­ром кото­рого также стал В. И. Неганов.

В 1948 году он также руко­во­дил испы­та­ни­ями пор­то­вого ледо­кола «Илья Муромец» (проект 97К), и впо­след­ствии уделял раз­ви­тию пор­то­вых ледо­колов немало времени.

В декабре 1949 года в МСП про­ис­хо­дит реор­га­ни­за­ция ряда ЦКБ, и при­ка­зом Мин­суд­прома от 12.12.49 пред­пи­сы­ва­лось орга­ни­зо­вать на заводе 194 (ныне Адми­рал­тейские верфи) спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро, и ЦКБ «Л» ста­но­вится СКБ-194 в составе завода. В. И. Неганов назна­ча­ется началь­ни­ком СКБ-194 и главным кон­струк­то­ром проекта сто­ро­же­вого корабля (проект 50) типа «Гор­но­стай», а также про­дол­жает работу над ледо­коль­ным вари­ан­том погра­нич­ного сто­ро­же­вого корабля «Пурга» (проект 52).

В 1953 году кон­струк­тор­ская доку­мен­та­ция по этим кора­б­лям была пол­но­стью пере­дана в кон­струк­тор­ское бюро завода «Янтарь» (Кали­нин­град). По доку­мен­та­ции проекта 50 на судо­стро­и­тель­ных заводах было постро­ено 68 кора­блей, обес­пе­чив­ших защиту водных рубежей страны.

В 1952 году в СКБ-194 под руко­вод­ством В. И. Нега­нова на базе ледо­кола проекта 90 выпол­нили про­ра­ботку ледо­кола (проект 91) с уста­нов­кой 12 дизелей сум­мар­ной мощ­но­стью 21,6 тыс. л. с. и элек­три­че­ской 3-вальной гребной уста­нов­кой. Проект был рас­смо­трен Мин­суд­про­мом, ГУ Сев­мор­пути, ВМФ и в конце 1952 года сов­мест­ным реше­нием пред­ста­в­лен на утвер­жде­ние Совету Мини­стров. В даль­нейшем этот вариант ледо­кола мощ­но­стью около 22 тыс. л. с. стал основой зака­зан­ной в Фин­лян­дии серии дизель­ных ледо­колов типа «Москва».

1953-й год стал важной вехой в истории оте­че­ствен­ного ледо­коло­стро­е­ния. По пред­ло­же­нию ака­деми­ков А. П. Алек­сан­дрова и И. В. Кур­ча­това, а также заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР В. А. Малы­шева Совет Мини­стров СССР реше­нием № 28401203 от 20 ноября 1953 года поста­но­вил при­сту­пить к про­ек­ти­ро­ва­нию и стро­и­тель­ству атом­ного ледо­кола для Арктики. Научным руко­во­ди­те­лем проекта стал ака­демик А. П. Алек­сан­дров, главным кон­струк­то­ром атомной паро­про­из­во­ди­тель­ной уста­новки — началь­ник и главный кон­струк­тор ОКБ завода № 92 И. И. Афри­кан­тов.

Этим же реше­нием было опре­де­лено соз­да­ние Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро для про­ек­ти­ро­ва­ния атомных ледо­колов и ледо­кольно-тран­с­порт­ных судов. При­ка­зом Мин­тран­стяж­маша № 0901 от 03.12.53 главным кон­струк­то­ром атом­ного ледо­кола проекта 92 назна­чили В. И. Нега­нова, а на базе СКБ-194 орга­ни­зо­вали само­сто­я­тель­ное ЦКБ-15 (впо­след­ствии — ЦКБ «Айсберг»). Этим же при­ка­зом В. И. Неганов осво­бо­ждался от обя­зан­но­стей глав­ного кон­струк­тора про­ек­тов 50 и 52 и назна­чался началь­ни­ком ЦКБ-15. Основ­ной работой кол­лек­тива ЦКБ-15 стала раз­ра­ботка эскиз­ного, а затем тех­ни­че­ского проекта атом­ного ледо­кола, кото­рому было при­сво­ено наи­ме­но­ва­ние «Ленин».

Про­ек­ти­ро­вался и стро­ился атомный ледокол в чрез­вы­чайно сжатые сроки. Предэс­кизный проект был раз­ра­бо­тан в январе-июле 1954 года, эскизный проект — в августе 1954-апреле 1955 гг., тех­ни­че­ский проект в марте-декабре 1955 года и парал­лельно, с сен­тя­бря 1955 года, нача­лась раз­ра­ботка рабочих чер­те­жей для завода-стро­и­теля. 17 июля 1956 года на Адми­рал­тейском заводе (ОАО «Адми­рал­тейские верфи») была про­из­ве­дена закладка первого в мире атом­ного ледо­кола, а 5 декабря 1957 года ледокол спу­стили на воду.

За успеш­ное выпол­не­ние заданий прави­тель­ства по соз­да­нию атом­ного ледо­кола «Ленин» Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета от 14 мая 1960 года ЦКБ-15 награ­дили орденом Ленина. Этим же указом Нега­нову Василию Ива­но­вичу при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В мае 1962 года при­ка­зом МСП В. И. Неганов осво­бо­жда­ется от долж­но­сти началь­ника ЦКБ-15 и на него воз­ла­гают обя­зан­но­сти глав­ного кон­струк­тора проекта 92.

Реше­нием Высшей атте­ста­ци­он­ной комис­сии от 3 ноября 1962 года В. И. Нега­нову при­су­ждена ученая степень доктора тех­ни­че­ских наук.

За первые шесть лет экс­плу­а­та­ции ледокол «Ленин» прошёл свыше 82 тысяч морских миль и провёл во льдах более 400 судов. За это время на ледо­коле в про­цессе опытной экс­плу­а­та­ции ядерной энер­гети­че­ской уста­новки выя­ви­лись ее кон­струк­тив­ные недо­статки, про­блемы ком­плек­та­ции и ком­по­новки обо­ру­до­ва­нием. Кроме того, были случаи выхода обо­ру­до­ва­ния из строя.

В 1966 году при под­го­товке атом­ного ледо­кола «Ленин» к оче­ред­ной нави­га­ции в корпусе реак­тора № 1 была обна­ру­жена течь, устра­нить которую без замены реак­тора ока­за­лось невоз­можно.

Учи­ты­вая, что при­ме­нен­ная на ледо­коле опытная атомная уста­новка соот­вет­ство­вала уровню научных знаний и тех­ни­че­ским воз­мож­но­стям оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти пяти­де­ся­тых годов, СМ СССР поста­но­в­ле­нием № 148-62 от 18 февраля 1967 года принял решение о полной замене атомной уста­новки ОК-150 на уста­новку типа ОК-900, тех­ни­че­ский проект которой был раз­ра­бо­тан для ледо­колов типа «Арктика». Главным кон­струк­то­ром по модер­ни­за­ции ледо­кола «Ленин» (проект 92М) был назна­чен В. И. Неганов.

Основ­ная про­блема состо­яла в уда­ле­нии реак­тор­ного отсека из корпуса ледо­кола, общий вес кото­рого с обо­ру­до­ва­нием соста­в­лял более 3,5 тыс. т. Как поведет себя ледокол общим водо­из­ме­ще­нием 16 тыс. т после уда­ле­ния отсека? Слож­нейшая опе­ра­ция была про­ве­дена летом 1967 года в районе Новой Земли. Раз­дался взрыв уста­но­в­лен­ных на пере­бор­ках зарядов, отсек ушел на дно Кар­ского моря, а ледокол только чуть-чуть изменил осадку. Опе­ра­ция прошла успешно.

22 апреля 1970 года ремонт и модер­ни­за­ция ледо­кола были завер­шены, а новые реак­торы выве­дены на физи­че­ский уровень мощ­но­сти. 20 июня состо­я­лось под­пи­са­ние акта приемки, и на сле­ду­ю­щий день ледокол «Ленин» вновь вышел в море.

В 1964 году прави­тель­ством было утвер­ждено тех­ни­че­ское задание на про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку двух мощных атомных ледо­колов для Арктики (проект 1052). В. И. Неганов был утвер­жден главным кон­струк­то­ром проекта. Под его руко­вод­ством к концу 1966 г. раз­ра­бо­тали эскизный проект нового атом­ного ледо­кола мощ­но­стью 75 тыс. л. с., который был утвер­жден в начале 1967 года.

В марте 1968 году началь­ник ЦКБ «Айсберг» А. Е. Пере­воз­чи­ков утвер­жда­ется главным кон­струк­то­ром про­ек­тов 1052 и 92М, а В. И. Неганов ста­но­вится научным кон­суль­тан­том. Раз­ра­ботка тех­ни­че­ского проекта нового мощного атом­ного ледо­кола была завер­шена в конце 1969 года, и в марте 1970 года тех­ни­че­ский проект был утвер­жден. Ледо­ко­лам при­сво­или наи­ме­но­ва­ния «Арктика» и «Сибирь».

В 1969 году В. И. Неганов вышел на пенсию, но до самых послед­них дней своей жизни он инте­ре­со­вался делами ЦКБ. Он утвер­ждал, что кон­струк­тор должен знать историю ремесла и любил гово­рить своим уче­ни­кам: «Работа кон­струк­тора — бес­ко­неч­ная цепь ком­про­мис­сов между тем, что уста­рело, и тем, что еще не готово и вызы­вает недо­ве­рие».

Являясь научным кон­суль­тан­том, В. И. Неганов внес большой научный вклад в соз­да­ние раздела Реги­стра судо­стро­е­ния, посвя­щен­ного атомным судам и судам атом­ного тех­ноло­ги­че­ского обслу­жи­ва­ния. В. И. Неганов при­ни­мал непо­сред­ствен­ное участие в соз­да­нии баз тех­ни­че­ского обес­пе­че­ния нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции атомных ледо­колов (база «Лепсе», ряд хра­ни­лищ твердых отходов и обо­ру­до­ва­ния «Воло­дар­ский», «Бауман» и др.).

Его труд был отмечен мно­го­чи­с­лен­ными прави­тель­ствен­ными награ­дами. Помимо Сталин­ской премии и звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда Василий Ива­но­вич Неганов был награ­жден двумя орде­нами Ленина (1953 г. и 1960 г.), орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени, орденом Красной Звезды, меда­лями.

Умер Василий Ива­но­вич Неганов 28 декабря 1978 года. Похо­ро­нен на Боль­ше­ох­тин­ском клад­бище г. Ленин­града.


Библиография