Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Панчев Сергей Сергеевич1900–1961

геолог, много лет рабо­тав­ший главным инже­не­ром Сак­сон­ского горного упра­в­ле­ния Первого глав­ного упра­в­ле­ния при СМ СССР (в даль­нейшем Совет­ско-Гер­ман­ское акци­о­нер­ное обще­ство (СГАО) «Висмут»). Внес большой вклад в рост добычи урана. В 1950-х годах руко­во­дил стро­и­тель­ством ГХК. Герой Соци­али­сти­че­ского Труда (1949), лауреат Сталин­ской премии (1950).
Панчев Сергей Сергеевич

Биография

Сергей Сер­ге­е­вич Панчев родился 24 августа 1900 года в селе Казаки ныне Дан­ков­ского района Липец­кой области в мно­го­дет­ной кре­стьян­ской семье.

С 14 лет он начал рабо­тать репети­то­ром, затем чер­но­ра­бо­чим и буровым масте­ром в Епи­фан­ском камен­но­у­голь­ном районе Туль­ской области.

С. С. Панчев участ­во­вал в Гра­ждан­ской войне, воевал в 1919 году против белого гене­рала К. К. Мамон­това в составе Добро­воль­ного отряда Красной Армии.

С 1920 года С. С. Панчев работал в Москве чер­но­ра­бо­чим, затем элек­тро­мон­тёром и чертёж­ни­ком на москов­ском заводе «Серп и Молот». В 1921 году посту­пил в Москов­скую горную ака­демию, одно­вре­менно работал пре­по­да­ва­те­лем в рабочих кружках.

Учебную и дипломную прак­тику С. С. Панчев про­хо­дил на шахте в Дон­бассе и в горном отделе Высшего совета народ­ного хозяйства СССР. В этом же отделе по завер­ше­нии в 1925 году учёбы работал инже­не­ром. Затем с 1926 по 1931 гг. занимал раз­лич­ные долж­но­сти на шахтах Дон­басса и Туль­ской области.

В 1932 году, когда раз­вер­ну­лось стро­и­тель­ство Москов­ского мет­ро­по­ли­тена, С. С. Панчева пере­вели в столицу. Какое-то время он был главным инже­не­ром шахты на станции «Красные ворота», а в 1939 году его назна­чили заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера Мет­ро­строя.

В годы Великой Оте­че­ствен­ной войны С. С. Панчев про­дол­жал рабо­тать в Мет­ро­строе, в 1942-1943 гг. руко­во­дил тон­нельно-скаль­ными рабо­тами на линии Сталинск-Тайшет. Затем до декабря 1946 года воз­гла­в­лял Упра­в­ле­ние нового шах­т­ного стро­и­тель­ства Мет­ро­строя.

В декабре 1946 года С. С. Панчев был пере­ведён в Гер­ма­нию, в совет­скую окку­па­ци­он­ную зону, и назна­чен главным инже­не­ром Сак­сон­ского горного упра­в­ле­ния Первого глав­ного упра­в­ле­ния при Совете Мини­стров СССР (пер­во­на­чально войско­вая часть № 27304), зани­мав­ше­гося добычей урана в Рудных горах Сак­со­нии. 4 июня 1947 года Горное упра­в­ле­ние было пре­об­ра­зо­вано в Совет­ско-Гер­ман­ского акци­о­нер­ное обще­ство (СГАО) «Висмут» Глав­ного упра­в­ле­ния совет­ского иму­ще­ства за гра­ни­цей (ГУСИМЗ) при Совете Мини­стров СССР, а С. С. Панчев был назна­чен его главным инже­не­ром.

Основу обще­ства соста­в­ляли крупные гор­но­до­бы­ва­ю­щие объекты, в состав которых входили 4-8 руд­ни­ков и обо­га­ти­тель­ные фабрики. Чис­лен­ность работ­ни­ков на руд­ни­ках соста­в­ляла 1000-6000 человек. В районах дея­тель­но­сти пред­при­ятий СГАО «Висмут», охра­няв­шихся совет­скими воин­скими под­раз­де­ле­ни­ями, действо­вал порядок особых зон.

В 1945-1947 гг. поис­ко­вые и раз­ве­доч­ные работы в горах Сак­со­нии велись одно­вре­менно с раз­вер­ну­той добычей ура­но­вой руды. В 1948 году успеш­ными поис­ково-реви­зи­он­ными рабо­тами были введены в экс­плу­а­та­цию место­ро­жде­ния Берен­штайн, Мари­ен­берг, Фрайталь, Нидер­пе­бель, Сайфен­бах и круп­нейшее по запасам урана место­ро­жде­ние Нидер­шлема-Аль­бе­рода. В сле­ду­ю­щем году интен­сив­ные поис­ко­вые и раз­ве­доч­ные работы привели к откры­тию новых место­ро­жде­ний Цобес, Шнек­кен­штайн и Берген. СГАО «Висмут» посте­пенно пре­вра­ти­лось в ком­плекс горно-хими­че­ских пред­при­ятий.

Кроме совет­ских инже­нерно-тех­ни­че­ских работ­ни­ков для уско­ре­ния добычи урана в Гер­ма­нию коман­ди­ро­вались бригады про­ход­чи­ков из Мет­ро­строя, уголь­ных шахт Дон­басса и Мосбасса. Вместе с тем, основ­ная масса шах­те­ров СГАО «Висмут» в первые годы дея­тель­но­сти пред­при­ятия не имела гор­няц­ких про­фес­сий, что зача­стую ста­но­ви­лось при­чи­ной несчаст­ных случаев. Для под­го­товки немец­ких кадров рабочих и повы­ше­ния квали­фи­ка­ции рабо­та­ю­щих спе­ци­али­стов с 1946 года были орга­ни­зо­ваны спе­ци­аль­ные курсы для уско­рен­ной под­го­товки гор­ня­ков основ­ных про­фес­сий. В начале 1947 года главный инженер в/ч 27304 С. С. Панчев утвер­ждает доку­мент «Меро­при­ятия по обес­пе­че­нию техники безо­пас­но­сти на пред­при­ятиях». Им пре­ду­смо­трено орга­ни­за­ция курсов по технике безо­пас­но­сти на всех объек­тах.

В 1949 году для облег­че­ния труда гор­ня­ков при бурении шпуров нача­лось широкое вне­дре­ние теле­ско­пи­че­ских буровых под­дер­жек, на про­ход­че­ских работах стали при­ме­нять тех­ноло­ги­че­ские пас­порта и уни­фи­ци­ро­ван­ные сечения выра­бо­ток, что зна­чи­тельно уве­ли­чило безо­пас­ность труда.

Добыча урана на руд­ни­ках СГАО «Висмут» резко росла год от года. Если в 1946 было добыто 15,7 тонн метал­ли­че­ского урана, то в 1947 году — 150 тонн, в 1948 году — 321,2 тонны, а в 1950 году — 1224,2 тонны, то есть за пять лет добыча столь нужного СССР урана выросла в 78 раз. Немалый вклад в эту цифру внес и главный инженер С. С. Панчев.

Прави­тель­ство страны и лично И. В. Сталин держали добычу урана и нара­щи­ва­ние запасов под особым кон­тро­лем. В СГАО «Висмут» при­ез­жали В. М. Молотов, А. И. Микоян. В 1949 году, после успеш­ного испы­та­ния первой совет­ской атомной бомбы, многие работ­ники СГАО «Висмут» были отме­чены награ­дами. В част­но­сти, Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О при­сво­е­нии звания Героя Соци­али­сти­че­ского Труда научным, инже­нерно-тех­ни­че­ским и руко­во­дя­щим работ­ни­кам научно-иссле­до­ва­тель­ских, кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций и про­мыш­лен­ных пред­при­ятий» от 29 октября 1949 года за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного задания Панчеву Сергею Сер­ге­е­вичу было при­сво­ено звание Героя Соци­али­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Кроме этого, Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии» от 29 октября 1949 года за раз­ра­ботку и осу­ще­ст­в­ле­ние новой системы горного вскры­тия место­ро­жде­ний урана и вне­дре­ние ско­рост­ных методов про­ходки горно-капиталь­ных выра­бо­ток, обес­пе­чи­ва­ю­щих быстрое осво­е­ние рудной базы урана, Панчеву Сергею Сер­ге­е­вичу была при­су­ждена Сталин­ская премия 1-й степени.

В его харак­те­ри­стике от 22 марта 1950 года сказано, что «Панчев С. С. обла­дает хоро­шими тех­ни­че­скими и орга­ни­за­тор­скими спо­соб­но­стями, энер­гич­ный и тру­до­лю­би­вый, тре­бо­ва­тель­ный к себе и под­чи­нен­ным. Имея большой опыт руко­во­дя­щей работы, успешно раз­ра­ба­ты­вает и про­во­дит в жизнь тех­ни­че­ские меро­при­ятия, напра­в­лен­ные на раз­ви­тие про­из­вод­ства и уве­ли­че­ние добычи про­дук­ции. Правильно рас­ста­в­ляет инже­нерно-тех­ни­че­ские кадры в упра­в­ле­нии и войско­вой части, пере­дает им свой опыт в работе, повы­шает их про­из­во­ди­тель­ность, квали­фи­ка­цию». Однако через полгода, в сен­тя­бре 1950 года гене­раль­ный дирек­тор СГАО «Висмут» М. М. Мальцев отстра­няет С. С. Панчева от работы со сле­ду­ю­щей фор­му­ли­ров­кой: «В связи с болез­нью и воз­ра­с­том т. Панчев С. С. не может систе­ма­ти­че­ски посе­щать подземные выра­ботки и участки работ и обес­пе­чить воз­рос­шее тех­ни­че­ское руко­вод­ство горными рабо­тами».

С. С. Панчев оставил пост глав­ного инже­нера СГАО «Висмут». С 19 октября 1950 года он ста­но­вится главным инже­не­ром и заме­сти­те­лем началь­ника Вось­мого упра­в­ле­ния Глав­ного упра­в­ле­ние совет­ским иму­ще­ством за рубежом при СМ СССР.

В 1950 году в рамках совет­ского атом­ного проекта стар­то­вало стро­и­тель­ство Ком­би­ната № 815 (Горно-хими­че­ский ком­би­нат, ГХК) в городе (до 1954 года — рабочем посёлке) Крас­но­ярск-26 (ныне — Желез­но­горск) Крас­но­яр­ского края. Ком­би­нат № 815 пред­на­зна­чался для нара­ботки плу­то­ния для атомной бомбы — в нем в подземных тон­не­лях в скали­стых мас­си­вах отрогов Саян должны были рабо­тать про­мыш­лен­ные уран-гра­фи­то­вые реак­торы. В соот­вет­ствии с поста­но­в­ле­нием СМ СССР для ГХК пла­ни­ро­ва­лось соо­ру­же­ние не менее 3-х входных тон­не­лей для доставки рабочих на работу и обратно, соо­ру­же­ние мас­сив­ных засло­нов на входных тон­не­лях для защиты подземных соо­ру­же­ний ком­би­ната, раз­де­ле­ние подземных объек­тов ком­би­ната на ряд отсеков и пр. Пред­сто­яло создать горные выра­ботки, в которых могло поме­ститься 23-этажное здание на глубине не менее 230 м от поверх­но­сти. Их соо­ру­же­нием зани­ма­лось Упра­в­ле­ние стро­и­тель­ства № 944 (Горное упра­в­ле­ние, п/я 9).

В 1950 году поста­но­в­ле­нием Совмина СССР заме­сти­те­лем началь­ника Упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства № 944 по горно-про­ход­че­ским работам назна­чают генерал-дирек­тора пути и стро­и­тель­ства III ранга Н. М. Эсакия, бывшего началь­ника С. С. Панчева по СГАО «Висмут». Поста­но­в­ле­нием Совмина СССР от 27 августа 1951 года Горное упра­в­ле­ние выде­ля­лось из состава Упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства железных руд­ни­ков в само­сто­я­тель­ную орга­ни­за­цию в составе Глав­тон­нель­мет­ро­строя Мини­стер­ства путей сооб­ще­ния СССР. Его началь­ни­ком назна­чают Н. М. Эсакия, который настоял на приезде в Крас­но­ярск-26 С. С. Панчева. С. С. Панчев был назна­чен главным инже­не­ром Горного упра­в­ле­ния и несколько лет руко­во­дил стро­и­тель­ством пред­при­ятия обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти и города Крас­но­ярск-26. Высокая эру­ди­ция, тех­ни­че­ская гра­мот­ность, богатый опыт ведения горных работ поз­во­лили ему бук­вально в считан­ные дни орга­ни­зо­вать горно-про­ход­че­ские работы для ком­би­ната № 815.

С. С. Панчева вспо­ми­нают как уди­ви­тельно скром­ного, высо­ко­эру­ди­ро­ван­ного чело­века, всегда спо­койно, без суеты решав­шего слож­нейшие вопросы про­ходки горных выра­бо­ток, нео­быч­ных по своим раз­ме­рам. Хорошие деловые отно­ше­ния с началь­ни­ком упра­в­ле­ния Н. М. Эсакия, богатый про­из­вод­ствен­ный опыт поз­во­ляли ему успешно про­во­дить эффек­тив­ную тех­ни­че­скую поли­тику в горном упра­в­ле­нии.

Работы по стро­и­тель­ству ком­би­ната № 815 и города раз­во­ра­чи­вались стреми­тельно. Многое в тех­ноло­гии стро­и­тель­ства при­ме­ня­лось впервые, осо­бенно на горно-про­ход­че­ских работах. С каждым днем уве­ли­чи­ва­лось коли­че­ство рабочих. К концу 1951 года на стройке было занято около 2 тысяч гра­ждан­ских работ­ни­ков, свыше 20 тысяч военных стро­и­те­лей и порядка 10 тысяч заклю­чен­ных. На июнь 1954 года здесь уже рабо­тали 9425 человек гра­ждан­ского насе­ле­ния, 35425 военных стро­и­те­лей и 11,5 тысяч заклю­чен­ных.

С. С. Панчеву при­хо­ди­лось решать слож­нейшие тех­ноло­ги­че­ские вопросы про­ходки горных выра­бо­ток нео­быч­ного объема и высотой до 70 метров, их креп­ле­ния и мно­же­ство других. Объемы горных работ были пои­с­тине потря­са­ю­щие. Если срав­ни­вать, напри­мер, объем Москов­ского уни­вер­си­тета на Ленин­ских горах со всеми учебно-вспо­мо­га­тель­ными кор­пу­сами, равный 2,7 млн. куб. метров, с объемом выра­бо­ток ГХК, то объект в Крас­но­яр­ске-26 ока­зы­вался почти в четыре раза больше.

В 1955 году С. С. Панчев по состо­я­нию здо­ро­вья оста­в­ляет работу в Крас­но­яр­ске-26 и воз­вра­ща­ется в Москву. Здесь он рабо­тает заве­ду­ю­щим кафе­д­рой буро­взрыв­ных работ в Москов­ском горном инсти­туте, пишет учебник «Про­ход­чик под­го­то­ви­тель­ных и капиталь­ных выра­бо­ток метал­ли­че­ских руд­ни­ков», издан­ный неза­долго до его кончины.

Сергей Сер­ге­е­вич Панчев умер 15 октября 1961 года. Похо­ро­нен в Москве на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

Помимо званий «Герой Соци­али­сти­че­ского Труда» и лауреат Сталин­ской премии 1-й степени С. С. Панчев был награ­ждён орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (02.05.1944), Красной Звезды (29.07.1945), «Знак Почёта» (08.05.1942), меда­лями, в том числе «За тру­до­вое отличие» (05.02.1939). Ему было при­сво­ено звание генерал-дирек­тор пути и стро­и­тель­ства 3-го ранга (звание введено указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 4 сен­тя­бря 1943 года для высшего началь­ству­ю­щего состава желез­но­до­рож­ного тран­с­порта, мор­ского и речного флотов, ведом­ства связи.


Библиография‍2