Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Шолкович Борис Михайлович1900—1965

кон­струк­тор в области кот­ло­стро­е­ния и ядерной энер­гетики. С 1946 по 1954 год — первый началь­ник и главный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ро­пресс» (Подольск), соз­дан­ного для раз­ра­ботки ядерных реак­то­ров. Лауреат Госу­дар­ствен­ной Премии СССР (1953)
Шолкович Борис Михайлович

Биография

Борис Михайло­вич Шол­ко­вич родился 14 октября 1900 года в с. Грабье бывшего Бобруйского уезда Минской губер­нии в семье пра­во­слав­ного свя­щен­ника.

В 1930 году Б. М. Шол­ко­вич окончил Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти инже­нера-меха­ника по котель­ным уста­нов­кам.

В послед­ние два года обу­че­ния и до 1932 года он работал в каче­стве кон­струк­тора и инже­нера-кон­струк­тора по котлам на Ленин­град­ском Метал­ли­че­ском заводе имени Сталина. Затем был пере­ве­ден в Цен­траль­ный котельно-кон­струк­тор­ский иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут (впо­след­ствии ЦКТИ), где про­ра­бо­тал до 1935 года.

Парал­лельно с работой в ЦКТИ пре­по­да­вал в Ленин­град­ском инду­стри­аль­ном инсти­туте.

В 1935 году был назна­чен началь­ни­ком–глав­ным кон­струк­то­ром кон­струк­тор­ского бюро завода «Красный котель­щик» в г. Таган­роге (ТКЗ), с 1937 года — главным кон­струк­то­ром завода. Во время эва­ку­а­ции завода на Урал зани­мался рабо­тами по монтажу и наладке котель­ного обо­ру­до­ва­ния ТКЗ на район­ных элек­тро­стан­циях Союза.

В августе 1942 году завод «Красный котель­щик» зани­мает осво­бо­див­ши­еся площади на тер­ри­то­рии Крекинг-элек­тро­во­зо­стро­и­тель­ного завода в городе Подоль­ске. Б. М. Шол­ко­вич при­ни­мает участие в орга­ни­за­ции котель­ного завода на новой про­из­вод­ствен­ной базе, назна­ча­ется главным кон­струк­то­ром завода «Красный котель­щик» в Подоль­ске. С декабря 1945 года про­и­зо­шло объе­ди­не­ние этих заводов, и объе­ди­нен­ный завод стал назы­ваться Подоль­ским маши­но­стро­и­тель­ным заводом имени Орджо­ни­ки­дзе (ЗиО). Борис Михайло­вич Шол­ко­вич был назна­чен главным кон­струк­то­ром ЗиО. За корот­кий срок под его руко­вод­ством была про­де­лана большая работа по раз­ра­ботке чер­те­жей новых видов про­дук­ции, отно­ся­щейся к кот­ло­стро­е­нию и неф­тя­ному обо­ру­до­ва­нию, что дало воз­мож­ность заводу при­сту­пить к выпуску этой про­дук­ции. В то же время он пре­по­да­вал в Москов­ском Высшем Тех­ни­че­ском училище им. Н. Э. Баумана.

За большой личный вклад в раз­ви­тие кот­ло­стро­е­ния в период его работы на Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе Б. М. Шол­ко­вич был награ­жден орденом «Знак Почета».

28 января 1946 года Поста­но­в­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР было пред­пи­сано создать при Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе «Особое кон­струк­тор­ское бюро по кон­струк­циям гид­ро­па­ро­прес­со­вого обо­ру­до­ва­ния» (сокра­щенно ОКБ «Гид­ро­пресс»). Воз­можно, про­со­чив­ше­еся от аме­ри­кан­цев назва­ние «ура­но­вый котел» привело к тому, что к соз­да­нию неиз­ве­дан­ного устройства для про­из­вод­ства ядер­ного горючего при­вле­кли опытных котель­щи­ков. Руко­вод­ство страны учло, что в то время наи­бо­лее квали­фи­ци­ро­ван­ные кадры котель­щи­ков были сосре­до­то­чены на подоль­ском заводе, где ока­зались инже­неры Цен­траль­ного кот­ло­тур­бин­ного инсти­тута, Ленин­град­ского Метал­ли­че­ского завода, Таган­ро­г­ского котель­ного завода. Видимо, ска­за­лась также и бли­зо­сть Подоль­ска к Москве. В даль­нейшем ОКБ «Гид­ро­пресс» было пере­и­ме­но­вано в Опытное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ро­пресс».

1 февраля 1946 года началь­ни­ком и главным кон­струк­то­ром ОКБ «Гид­ро­пресс» был назна­чен Борис Михайло­вич Шол­ко­вич. Тех­ни­че­ские и орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти поз­во­лили Б. М. Шол­ко­вичу собрать необ­хо­ди­мые кадры кон­струк­то­ров и экс­пе­ри­мен­та­то­ров для про­ек­ти­ро­ва­ния объек­тов атомной техники. Первый кол­лек­тив ОКБ состоял всего из 18 человек и рас­по­ла­гался в малень­ком 2-этажном здании на 2 этаже в четырех неболь­ших ком­на­тах. В одной из этих комнат раз­ме­щался главный кон­струк­тор Б. М. Шол­ко­вич, а в остав­шихся — осталь­ные сотруд­ники кон­струк­тор­ского бюро.

В 1946-1947 гг. по тех­ни­че­скому заданию Лабо­ра­то­рии № 2 (ЛИП АН) ОКБ «Гид­ро­пресс» при­сту­пило к раз­ра­ботке проекта про­мыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для нара­ботки плу­то­ния по аме­ри­кан­ской схеме (гори­зон­таль­ное раз­ме­ще­ние каналов в актив­ной зоне реак­тора). Задание было сфор­му­ли­ро­вано так, что сотруд­ники даже не были прямо про­ин­фор­ми­ро­ваны о том, что именно они создают. Парал­лельно в ука­зан­ной работе при­ни­мали участие три орга­ни­за­ции: научно-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут хими­че­ского маши­но­стро­е­ния под руко­вод­ством Н. А. Дол­ле­жаля, ОКБ «Гид­ро­пресс» под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича и госу­дар­ствен­ный про­ек­т­ный инсти­тут № 11 Первого глав­ного упра­в­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. Для постройки первого про­мыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для завода № 817 был выбран вариант проекта НИИ­хим­маша под руко­вод­ством Н. А. Дол­ле­жаля с вер­ти­каль­ной схемой раз­ме­ще­ния каналов.

Первые «иссле­до­ва­тель­ские уста­новки» ОКБ раз­ме­щались прямо на кон­тор­ских столах, а один из экс­пе­ри­мен­тов про­во­дили в трех­лит­ро­вой банке с водо­про­вод­ной водой. «Стенд» иссле­до­ва­ния теп­ло­пе­ре­дачи стоял в кори­доре. В скором времени поя­ви­лось отдель­ное стен­до­вое поме­ще­ние в здании демон­ти­ро­ван­ной тран­с­фор­ма­тор­ной под­стан­ции у куз­неч­ного цеха. Туда подвели воду и пар от завод­ской котель­ной и создали гид­ра­в­ли­че­ский стенд с двумя цен­тро­беж­ными насо­сами и баком запаса воды. Впо­след­ствии здесь про­хо­дили испы­та­ния семи­т­руб­ной модели испа­ри­теля низкого дав­ле­ния и другого теп­ло­об­мен­ного обо­ру­до­ва­ния для тяже­ло­вод­ных реак­то­ров. Испы­ты­ва­лась также модель уста­новки для тран­с­пор­ти­ровки облу­чен­ных ура­но­вых блоков на заводах по пере­ра­ботке урана.

Под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича для лабо­ра­то­рии № 3 (ИТЭФ) была раз­ра­бо­тана кон­струк­ция первого опыт­ного тяже­ло­вод­ного реак­тора, изго­то­в­лено обо­ру­до­ва­ние и про­из­ве­ден его монтаж. Работа над его соз­да­нием была про­ве­дена в рекор­дно корот­кие сроки: в 1947 году было начато про­ек­ти­ро­ва­ние реак­тора, в 1948 году реактор был построен, а в апреле 1949 года на реак­торе был про­ве­ден первый экс­пе­ри­мент. На этом реак­торе руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии № 3 А. И. Али­ха­нов и его сотруд­ники провели важные для про­ек­ти­ро­ва­ния и соо­ру­же­ния других реак­то­ров изме­ре­ния ядерно-физи­че­ских кон­стант и нако­пили необ­хо­ди­мый опыт экс­плу­а­та­ции.

В то время далеко не все на ЗиО пони­мали (ска­зы­вались условия глу­бо­кой секрет­но­сти и наи­ме­но­ва­ние «Гид­ро­пресс») назна­че­ние новой орга­ни­за­ции и в меру воз­мож­но­сти в большей или меньшей степени проти­во­действо­вали ее раз­ви­тию. Борис Михайло­вич выну­жден был тратить силы и время на пре­о­до­ле­ние этого сопроти­в­ле­ния.

В апреле 1950 года по ини­ци­а­тиве И. В. Кур­ча­това и А. П. Алек­сан­дрова было принято решение о стро­и­тель­стве на тер­ри­то­рии Лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР мало­га­ба­рит­ного иссле­до­ва­тель­ского реак­тора МР мощ­но­стью 10 МВт. Проект такого реак­тора был выпол­нен ОКБ «Гид­ро­пресс», а его соо­ру­же­ние в ком­плексе с «горячей» мате­ри­а­ло­вед­че­ской лабо­ра­то­рией было осу­ще­ст­в­лено под руко­вод­ством В. В. Гон­ча­рова. Это была первая в СССР уни­каль­ная ком­плекс­ная экс­пе­ри­мен­таль­ная база в области ради­а­ци­он­ного мате­ри­а­ло­ве­де­ния. Впервые в мире в реак­торе МР, который был запущен в 1952 году, т.е. в очень корот­кий срок, были пре­ду­смо­трены испы­та­тель­ные каналы, имеющие инди­ви­ду­аль­ные контуры охла­жде­ния с разными теп­ло­но­си­те­лями. Плот­ность потока нейтро­нов в реак­торе дости­гала 1,8∙1014 нейтр/см2∙с. Ана­ло­гов этому реак­тору в мире в тот период не было.

В 1946-1953 гг. ОКБ «Гид­ро­пресс» под руко­вод­ством Б. М. Шол­ко­вича раз­ра­бо­тало спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­тель­ские реак­торы, теп­ло­об­мен­ное обо­ру­до­ва­ние для про­мыш­лен­ных реак­то­ров, выра­ба­ты­вав­ших ору­жейный плу­то­ний, обо­ру­до­ва­ние для первой в мире атомной элек­тро­стан­ции в г. Обнин­ске. За личный вклад в выпол­не­ние ука­зан­ных работ Б. М. Шол­ко­вич был награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

В 1953 году Б. М. Шол­ко­вич был удо­стоен почет­ного звания лау­ре­ата Сталин­ской премии 2-й степени за раз­ра­ботку проекта и соо­ру­же­ние опыт­ного теп­ло­об­мен­ника для реак­тора № 7 (ОК-180) ком­би­ната № 817.

Борис Михайло­вич был глубоко интел­ли­ген­т­ным чело­ве­ком. Импо­зан­т­ный свет­ский человек, хорошо обра­зо­ван­ный, эру­ди­ро­ван­ный, он выгодно отли­чался от многих руко­во­ди­те­лей высо­кого ранга, с кото­рыми ему при­хо­ди­лось общаться, — хоть и умных, но грубых матер­щин­ни­ков, недо­ста­точно ком­петен­т­ных пар­тийных выдви­жен­цев. Вслед­ствие его обаяния эти руко­во­ди­тели многое ему прощали, включая его посто­ян­ные опо­з­да­ния на засе­да­ния в Первом Главном упра­в­ле­нии, в которых участ­во­вали мини­стры и другие руко­во­ди­тели высших рангов. Мило улы­ба­ясь, он, не затруд­няя себя, всегда давал одно и то же объ­яс­не­ние: «По дороге машина испор­ти­лась», которое вызы­вало без­з­лоб­ный смех участ­ни­ков.

Поста­но­в­ле­нием Совета Мини­стров СССР от 12 сен­тя­бря 1952 года, под­пи­сан­ным И. В. Стали­ным, были опре­де­лены два основ­ных напра­в­ле­ния раз­ви­тия кора­бель­ной энер­гетики: первый вариант ЯППУ — с реак­то­ром водо-водя­ного типа, второй вариант ЯППУ — с реак­то­ром с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем свинец-висмут. Общее руко­вод­ство про­ек­тами осу­ще­ст­в­лял ака­демик А. П. Алек­сан­дров, он же вел научное руко­вод­ство водо-водяным напра­в­ле­нием. Научным руко­во­ди­те­лем жид­ко­метал­ли­че­ского напра­в­ле­ния был ака­демик АН Укра­ин­ской ССР А. И. Лейпун­ский. Основ­ным раз­ра­бот­чи­ком ядерной энер­гети­че­ской уста­новки жид­ко­метал­ли­че­ского напра­в­ле­ния было избрано опытное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ро­пресс».

В 1953 году Б. М. Шол­ко­вич был осво­бо­жден от долж­но­сти началь­ника ОКБ «Гид­ро­пресс», остав­шись в долж­но­сти глав­ного кон­струк­тора.

В 1953-1959 гг. Б. М. Шол­ко­вич руко­во­дил соз­да­нием первой оте­че­ствен­ной ядерной паро­про­из­во­дя­щей энер­гети­че­ской уста­новки с жид­ко­метал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем свинец-висмут для стенда 27/ВТ и опытной атомной под­вод­ной лодки проекта 645. Ядерная энер­гети­че­ская уста­новка стенда 27/ВТ — наземный про­тотип энер­гети­че­ской уста­новки АПЛ проекта 645. Стенд был соо­ру­жен в ФЭИ в г. Обнин­ске (ГНЦ ФЭИ им. акад. А. И. Лейпун­ского). Б. М. Шол­ко­вич осу­ще­ст­в­лял непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство про­ек­т­ным сопро­во­жде­нием и автор­ским над­зо­ром над изго­то­в­ле­нием основ­ного обо­ру­до­ва­ния для стен­до­вой и кора­бель­ной энер­гети­че­ских уста­но­вок на Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе им. С. Орджо­ни­ки­дзе и их мон­та­жом в 1956-1960 гг. на стенде 27/ВТ в г. Обнин­ске, и в отсеках под­вод­ной лодки на Севе­ро­двин­ском судо­стро­и­тель­ном заводе в I960-1964 гг.

Как главный кон­струк­тор энер­гети­че­ской уста­новки стенда 27/ВТ Б. М. Шол­ко­вич руко­во­дил пус­ко­на­ла­доч­ными рабо­тами и экс­плу­а­та­цией стенда в первые годы его фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния. В 1961 году ком­плекс работ по реали­за­ции идей соз­да­ния ядерных уста­но­вок с ЖМТ, в том числе и за соз­да­ние стенда 27/ВТ, был удо­стоен Ленин­ской премии. Среди ее лау­ре­а­тов был Главный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ро­пресс» Б. М. Шол­ко­вич.

Под­вод­ная лодка К-27 проекта 645 (завод­ской № 601) была зало­жена 15 мая 1958 года на 3-ста­пель­ном месте в цехе-верфи № 42 Севе­ро­двин­ского судо­стро­и­тель­ного завода. Спущена на воду 1 апреля 1962 года. Ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния (КШИ) были про­ве­дены в период с 10 по 28 января 1963 года, а КШИ с про­вер­кой системы обита­е­мо­сти и жиз­не­о­бес­пе­че­ния личного состава — с 10 января по 28 февраля того же года. Ходовые испы­та­ния прошли с 29 июня по 30 октября 1963 года.

Б. М. Шол­ко­вич непо­сред­ственно участ­во­вал в пус­ко­на­ла­доч­ных работах, швар­тов­ных и госу­дар­ствен­ных испы­та­ниях первой оте­че­ствен­ной атомной под­вод­ной лодки пр. 645 с ЯППУ ВТ-1 с ЖМТ свинец-висмут. Был членом прави­тель­ствен­ной комис­сии, которая про­во­дила ходовые сов­мест­ные испы­та­ния АПЛ, и заме­сти­те­лем пред­се­да­теля энер­гети­че­ской секции, под руко­вод­ством которой были осу­ще­ст­в­лены ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния (КШИ) ядерной энер­гети­че­ской уста­новки под­вод­ной лодки с про­вер­кой режима обита­е­мо­сти.

Б. М. Шол­ко­вич был автором ряда изо­б­рете­ний и печат­ных трудов.

В 1964 году Б. М. Шол­ко­вич вышел на пенсию по воз­ра­сту как пен­си­о­нер союз­ного зна­че­ния.

Борис Михайло­вич Шол­ко­вич умер 29 октября 1965 года.


Библиография‍3