Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Синёв Николай Михайлович1906—1991

кон­струк­тор, участ­ник соз­да­ния тех­ноло­гии полу­че­ния урана для ядер­ного оружия; доктор тех­ни­че­ских наук. В 1961—1991 гг. — зам. пред­се­да­теля Госу­дар­ствен­ного коми­тета СССР по исполь­зо­ва­нию атомной энергии. Лауреат Ленин­ской (1958) и четырех Госу­дар­ствен­ных (1943, 1951, 1953, 1967) премий СССР.
Синёв Николай Михайлович

Биография

Николай Михайло­вич Синев родился 10 декабря 1906 года в д. Высокое Ржев­ского района Кали­нин­ской области. После окон­ча­ния Сычёв­ской школы II ступени с 1923 года нахо­дился на ком­со­моль­ской работе.

В 1932 году он окончил Москов­ское высшее тех­ни­че­ское училище им. Н. Э. Баумана по спе­ци­аль­но­сти инженер-механик. Н. М. Синев рас­пре­де­лился на работу на Киров­ский завод (г. Ленин­град), где прошел путь от инже­нера-кон­струк­тора до заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора ОКБ. Здесь он в 1943 году получил свою первую Сталин­скую премию за усо­вер­шен­ство­ва­ние кон­струк­ций тяжёлых танков.

В 1942—1944 гг. после эва­ку­а­ции Н. М. Синев работал на опытном тан­ко­вом заводе № 100 (г. Челя­бинск) заме­сти­те­лем дирек­тора, а затем главным инже­не­ром. С 1944 года — дирек­тор филиала завода № 100 на Киров­ском заводе.

27 декабря 1945 года в рамках совет­ского Атом­ного проекта Поста­но­в­ле­нием СНК СССР № 3175-963сс «Об орга­ни­за­ции про­ек­ти­ро­ва­ния и изго­то­в­ле­ния на Ленин­град­ском Киров­ском заводе Нар­ком­тран­с­маша опытных «тур­бо­ком­прес­со­ров РЗГ» было создано Особое Кон­струк­тор­ское Бюро Ленин­град­ского Киров­ского завода. ОКБ ЛКЗ была пору­чена раз­ра­ботка и орга­ни­за­ция серийного про­из­вод­ства основ­ных тех­ноло­ги­че­ских раз­де­ли­тель­ных машин, про­из­во­дя­щих обо­га­щен­ный уран для атом­ного оружия методом газовой диф­фу­зии. Главным кон­струк­то­ром ОКБ на Киров­ском заводе назна­чили 37-летнего инже­нера-тур­би­ни­ста Э.-С. А. Аркина, хорошо про­я­вив­шего себя в каче­стве кон­струк­тора КБ тур­бин­ного и тан­ко­вого про­из­вод­ства, но не имев­шего опыта орга­ни­за­тора и руко­во­ди­теля кон­струк­тор­ского кол­лек­тива. В конце 1946 года было изго­то­в­лено по два­дцать одно­сту­пен­ча­тых машин ОК-7 и Т-15, экс­плу­а­та­ци­он­ные испы­та­ния которых провела Лабо­ра­то­рия № 2. Кон­струк­ция ОК-7 Горь­ков­ского завода ока­за­лась более отра­бо­тан­ной, а значит более при­ем­ле­мой для про­из­вод­ства, в то время как ленин­град­ская машина Т-15 не отве­чала ряду важ­нейших тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний (по надеж­но­сти подшип­ни­ко­вых опор, гер­метич­но­сти и пр.). Времени на дора­ботку машин Т-15 у киров­цев уже не было. После бурных обсу­жде­ний на засе­да­нии секции № 2 Научно-Тех­ни­че­ского совета ПГУ было принято решение ком­плек­то­вать завод № 813 (Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат, г. Ново­у­ральск Свер­д­лов­ской области) только диф­фу­зи­он­ными маши­нами Горь­ков­ского завода.

Серьезная неудача потре­бо­вало срочных мер по укреп­ле­нию ленин­град­ского ОКБ. Вместо Э.-А. А. Аркина главным кон­струк­то­ром ОКБ ЛКЗ в июне 1947 года Совет Мини­стров СССР назна­чил Н. М. Синева.

Поскольку кон­струк­ция ленин­град­цев была отвер­г­нута как менее совер­шен­ная, Ленин­град­ский Киров­ский завод стал изго­то­влять для атомной про­мыш­лен­но­сти диф­фу­зи­он­ные машины сред­него обо­га­ще­ния ОК-8 по рабочим чер­те­жам горь­ков­чан. Кроме того, Киров­ский завод на основе соб­ствен­ных раз­ра­бо­ток для всех кас­ка­дов диф­фу­зи­он­ного пред­при­ятия делал и поста­в­лял авто­ма­ти­че­ские регу­ля­торы расхода и дав­ле­ния газа.

Раз­вер­ты­ва­ние про­из­вод­ства газо­диф­фу­зи­он­ных машин вызвало необ­хо­ди­мость воз­ве­де­ния и рекон­струк­ции многих цехов. Под руко­вод­ством Н. М. Синёва были постро­ены крупные про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти для осу­ще­ст­в­ле­ния галь­ва­ни­че­ского покры­тия всех вну­трен­них поло­стей машин, кон­так­ти­ру­ю­щих с гек­са­ф­то­ри­дом урана. Данные цехи соста­в­ляли по площади десятки гек­та­ров, а число деталей, нужда­ю­щихся в покры­тии, исчи­с­ля­лось многими тыся­чами. Это была очень тру­до­ем­кая, грязная, моно­тон­ная работа. Анти­кор­ро­зийная тех­ноло­гия была очень гро­моздка. Она тре­бо­вала после про­мывки и тща­тель­ного обез­жи­ри­ва­ния в спе­ци­аль­ных ваннах про­ве­де­ния омед­не­ния, затем осу­ще­ст­в­ля­лось очень плотное и рав­но­мер­ное галь­ва­ни­че­ское нике­ли­ро­ва­ние; после этого все нике­ли­ро­ван­ные поверх­но­сти под­вер­гались скру­пулез­ной ручной шли­фовке, с целью дости­же­ния чистоты поверх­но­стей не менее 11-го класса.

Очень высокие, нео­быч­ные для маши­но­стро­е­ния тре­бо­ва­ния предъ­я­в­ля­лись к чистоте и обез­жи­ри­ва­нию соби­ра­е­мых машин. Сбо­роч­ные цехи были похожи на сте­риль­ные хирур­ги­че­ские поме­ще­ния. Тре­бо­ва­лась вза­и­мо­за­ме­ня­е­мость всех деталей и никаких сле­сар­ных под­го­нок и следов пыли при сборке. Каждая деталь, узел и машина под­вер­гались при­дир­чи­вой приемке не только кон­тро­ле­рами Отдела тех­ни­че­ского кон­троля, но и стро­гими при­ем­щи­ками спе­ци­аль­ной кон­трольно-при­е­моч­ной комис­сии — аналога военной приемки. Фор­си­ро­ван­ная под­го­товка про­из­вод­ства газо­диф­фу­зи­он­ных машин была завер­шена в 1947 году.

В период 1948—1950 гг. Н. М. Синев — началь­ник тех­ни­че­ского отдела завода № 813.

Уже в начале 1948 года по желез­ной дороге на Ураль­скую базу тех­ни­че­ского снаб­же­ния № 5 (так коди­ро­вался в то время завод № 813) стало эше­ло­нами при­бы­вать диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние, которое сразу же посту­пало на монтаж. Пуск первой очереди завода Д-1 был осу­ще­ст­в­лен в апреле 1948 года. Очереди тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния пус­кались одна за одной с раз­ры­вом в несколько месяцев. Каждый пуск давал опытное решение какой-то опре­де­лен­ной тех­ноло­ги­че­ской про­блемы, был шагом, дока­зы­ва­ю­щим правиль­ность выбран­ного пути. В июне 1949 года закон­чен ввод в экс­плу­а­та­цию основ­ного тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния первого газо­диф­фу­зи­он­ного завода в СССР. Но главная про­блема — кор­ро­зи­он­ные потери рабо­чего газа — так и не была решена. Прак­ти­че­ски в течение целого года с момента пуска завода тех­ноло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние не обес­пе­чи­вало тре­бу­е­мых пара­мет­ров работы — в резуль­тате кор­ро­зии машины «съедали» весь рабочий газ. Истоки проблем лежали в колос­саль­ной спешке. Все ошибки про­ек­тан­тов и изго­то­ви­те­лей машин при­хо­ди­лось испра­в­лять на месте, выявляя их в про­цессе пус­ко­на­ла­доч­ных работ. Ребром встал вопрос: воз­можно ли вообще на этом заводе добиться раз­де­ле­ния изо­то­пов урана и полу­чить «товар­ный рабочий газ»?

В Ново­у­раль­ске были сосре­до­то­чены лучшие ученые и кон­струк­торы в области маши­но­стро­е­ния. И, когда уже многие из них разу­ве­ри­лись в воз­мож­но­сти решить про­блему, ленин­град­ским ученым и кон­струк­то­рам во главе с Н. М. Синевым удалось найти причину, которая чуть не погу­била ура­но­вую про­грамму СССР.

11 ноября 1949 года дирек­тор завода № 813 А. И. Чурин под­пи­сал исто­ри­че­ский для ком­би­ната и всей атомной отрасли приказ о сдаче на склад четырех емко­стей с обо­га­щен­ным ураном общим чистым весом 341 грамм. Еще две емкости (12 и 76 граммов) пере­даны в химико-тех­ноло­ги­че­скую лабо­ра­то­рию для про­мывки и извле­че­ния окон­ча­тель­ного про­дукта из смеси его с про­дук­тами раз­ло­же­ния.

В 1950 году Н. М. Синев воз­вра­ща­ется в Ленин­град и до 1961 года рабо­тает главным кон­струк­то­ром ОКБ Киров­ского завода. К 1952 году ОКБ ЛКЗ под научным руко­вод­ством ака­демика И. К. Кикоина было раз­ра­бо­тано 16 кон­струк­ций раз­лич­ных газо­диф­фу­зи­он­ных машин (ГДМ), из них успешно прошли при­емные испы­та­ния 12 ГДМ, поста­в­лены на серийное про­из­вод­ство 9 ГДМ. Ими в раз­лич­ные годы и в раз­лич­ной ком­плек­та­ции осна­щались газо­диф­фу­зи­он­ные заводы страны.

К 1952 году лабо­ра­то­рия И. К. Кикоина в Инсти­туте атомной энергии закон­чила научную раз­ра­ботку газо­диф­фу­зи­он­ных методов изо­топ­ного раз­де­ле­ния и заня­лась газо­выми цен­три­фу­гами. В том же году ОКБ при Киров­ском заводе во главе с главным кон­струк­то­ром ОКБ Н. М. Синевым было пере­о­ри­ен­ти­ро­вано на соз­да­ние цен­три­фуг. 20 апреля 1953 года кол­лек­ти­вом сотруд­ни­ков ОКБ ЛКЗ во главе с Н. М. Синевым была подана заявка и впо­след­ствии полу­чено автор­ское сви­детель­ство № 23286 на докри­ти­че­скую газовую цен­три­фугу. Эту дату можно считать началом миро­вого раз­ви­тия цен­три­фуж­ного метода раз­де­ле­ния изо­то­пов урана.

В 1955—57 гг. на Киров­ском заводе изго­то­вили первые партии опытных цен­три­фуг, и в 1957 году на УЭХК был пущен первый опытный завод цен­три­фуж­ного раз­де­ле­ния.

За данные работы в 1951 и 1953 гг. Н. М. Синеву были при­су­ждены Сталин­ские премии.

5 мая 1958 года НТС Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния под пред­се­да­тель­ством И. В. Кур­ча­това на осно­ва­нии докла­дов науч­ного руко­во­ди­теля про­блемы И. К. Кикоина и глав­ного кон­струк­тора ОКБ ЛКЗ Н. М. Синева с учетом поло­жи­тель­ных итогов работы опыт­ного завода цен­три­фуг принял исто­ри­че­ское решение, в котором отметил, что соз­да­ние кон­струк­ции газовой цен­три­фуги и про­мыш­лен­ное осво­е­ние нового высо­ко­эф­фек­тив­ного метода раз­де­ле­ния изо­то­пов урана явля­ется крупным научно-тех­ни­че­ским дости­же­нием СССР и реко­мен­до­вал газо­цен­три­фуж­ный метод к широ­кому про­мыш­лен­ному при­ме­не­нию.

В конце 1952 года ОКБ ЛКЗ была пору­чена раз­ра­ботка гер­метич­ных элек­тро­на­со­сов для атомных паро­про­из­во­ди­тель­ных уста­но­вок (АППУ) под­вод­ных лодок военно-мор­ского флота страны. Прак­ти­че­ски полная новизна темы, отсут­ствие опыта, про­тотипа и тех­ни­че­ской инфор­ма­ции, а также сжатые сроки, отпу­щен­ные на раз­ра­ботку, потре­бо­вали от кол­лек­тива про­ве­де­ния широких поис­ко­вых работ, при­нятия новых нестан­дарт­ных кон­струк­тив­ных решений и тех­ноло­ги­че­ских приёмов. В резуль­тате была раз­ра­бо­тана новая кон­струк­тив­ная схема, назван­ная «бес­саль­ни­ко­вый гер­метич­ный элек­тро­на­сос с пере­го­ро­доч­ным элек­тро­при­во­дом». Эта кон­струк­тив­ная схема была рас­смо­трена на тех­ни­че­ском сове­ща­нии научным руко­во­ди­те­лем ака­деми­ком А. П. Алек­сан­дро­вым и одо­брена в каче­стве основ­ного напра­в­ле­ния в соз­да­нии гер­метич­ных элек­тро­на­со­сов первого контура для АПЛ. В мировой прак­тике насо­со­стро­е­ния подоб­ных ана­ло­гов не было. Уже в 1953 году первый насос ЦЭН-602 был изго­то­в­лен, вслед за ним был создан насос ГЦЭНПК-601. Эти насосы поло­жили начало серии насосов для атомных под­вод­ных лодок первого поко­ле­ния.

В 1954 году по ини­ци­а­тиве глав­ного кон­струк­тора ОКБ ЛКЗ Н. М. Синева и дирек­тора ФЭИ А. К. Красина было решено про­ве­сти поис­ко­вые работы для АЭС с водо-водяным реак­то­ром на теп­ло­вых нейтро­нах и тур­бо­ге­не­ра­тор­ной уста­нов­кой, обо­ру­до­ва­ние которой раз­ме­ща­лось на само­ход­ных гусе­нич­ных плат­фор­мах. Станция полу­чила услов­ное назва­ние ТЭС-3. В 1957 году было утвер­ждено тех­ни­че­ское задание, вышло поста­но­в­ле­ние СМ СССР, а к концу 1958 года завер­ши­лась раз­ра­ботка рабо­чего проекта станции, было раз­вер­нуто про­из­вод­ство и начаты экс­пе­ри­мен­таль­ные работы. 7 июля 1961 года в Обнин­ске в ФЭИ реактор достиг кри­тич­но­сти, а 14 октября на станции состо­ялся энер­гети­че­ский пуск. 19 февраля 1962 года станция вышла на номи­наль­ную мощ­ность 1,5 МВт и дала ток в систему Мосэнерго. Первый этап опытной экс­плу­а­та­ции ТЭС-3 завер­шился в 1966 году с выра­бот­кой ресурса первой загрузки актив­ной зоны.

В 1961 году Н. М. Синев пере­хо­дит на работу в Госу­дар­ствен­ный комитет по атомной энергии заме­сти­те­лем пред­се­да­теля, и зани­мает эту долж­ность до 1966 года. В 1963 году за соз­да­ние обо­ру­до­ва­ния для АЭС ему при­су­жда­ется Ленин­ская премия. В 1966—1986 гг. он — заме­сти­тель началь­ника научно-тех­ни­че­ского упра­в­ле­ния Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния (г. Москва). С 1986 года и до своей смерти — научный кон­суль­тант мини­стер­ства.

Н. М. Синев за годы своей работы в атомной про­мыш­лен­но­сти участ­во­вал также в раз­ра­ботке атомных энер­гети­че­ских уста­но­вок, атомных реак­то­ров на быстрых нейтро­нах; являлся ответ­ствен­ным руко­во­ди­те­лем пуска энер­го­блока № 1 Ново­во­ро­неж­ской атомной станции, руко­во­дил раз­ра­бот­кой проекта ком­плекс­ной тур­бин­ной уста­новки ато­мо­хода «Ленин».

Н. М. Синев — автор моно­гра­фий «Гер­мети­че­ские водяные насосы атомных энер­гети­че­ских уста­но­вок», «Бес­саль­ни­ко­вые водяные насосы», «Обо­га­щен­ный уран для атом­ного оружия и энер­гетики», учеб­ного пособия для вузов «Эко­но­мика ядерной энер­гетики», выдер­жав­шего несколько изданий.

Н. М. Синев — доктор тех­ни­че­ских наук (1956 г.), про­фес­сор (1966 г.), Заслу­жен­ный деятель науки и техники РСФСР. Он лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1967 г.), награ­жден орде­нами Ленина (дважды), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (дважды), Оте­че­ствен­ной войны II степени (1986 г.), Красной Звезды (1942 г.), «Знак Почета», меда­лями.

Скон­чался Николай Михайло­вич Синев в Москве 4 сен­тя­бря 1991 года.


Библиография‍6